Бериев Бе-10
Страна: Россия
Год: 1956
Летающая лодка

Многоцелевая летающая лодка с экипажем из трех человек
Описание
Фотографии
Бе-10

  Самолет Бе-10 (кодовое обозначение НАТО "MALLOW") был единственной реактивной летающей лодкой, принятой на вооружение. Созданный на базе опытного самолета Р-1, Бе-10 был впервые публично продемонстрирован на празднике, посвященном Дню ВВС, в 1961 году, когда в строю прошли четыре машины. Летом того же года под обозначением М-10 самолет установил 12 мировых рекордов в своем классе, в том числе: скорости на 15/25-км маршруте - 912 км/ч, скорости на 100-км маршруте с грузом 5000 кг - 875,86 км/ч и высоты с грузом 10000 кг - 12733 м. Бе-10 представлял собой моноплан с высоко расположенным стреловидным крылом, выполненный из легких сплавов. Крыло имело значительное отрицательное поперечное V, а на его концах располагались поддерживающие поплавки. Машина разрабатывалась для замены противолодочных Бе-6, но было построено всего 27 серийных самолетов, в основном из-за малой дальности полета. На вооружении Бе-10 оставались относительно недолго - около четырех лет.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Бе-10

  Тип: многоцелевая летающая лодка с экипажем из трех человек
  Силовая установка: два ТРД АЛ-7РВ (А. М. Люлька) тягой по 63,74 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость 912 км/ч на оптимальной высоте; потолок 12 500 м; дальность полета 2960 км
  Масса: пустого 24100 кг; максимальная взлетная 48 500 кг
  Размеры: размах крыла 22,30 м; длина 33.10; площадь крыла 111.80 м'
  Вооружение: четыре 23-мм пушки НС-23 в носовой части, до 3000 кг бомб и торпед 8 бомбоотсеке
В составе Черноморского флота находились два подразделения, вооруженных самолетами Бе-10. Опыт эксплуатации помог детально изучить мореходные качества машины в зависимости от сочетания силы волнения и ветра.
На этом самолете, заявленном в документах FAI как М-10, было установлено 12 мировых рекордов
Серийный Бе-10 на заводской гидробазе в Таганроге
Взлетает первый опытный Бе-10. Геленджик
Первый опытный Бе-10 во время отработки удлиненных воздушных каналов мотогондол
Бе-10 с доработанными воздушными каналами мотогондол, принимавший участие в совместных контрольных испытаниях
Вариант летающей лодки P-10 с удлиненными воздухозаборниками
Доработанный Бе-10 (N 8600302) с удлиненными мотогондолами. Как и первая опытная машина, этот самолет получил бортовой номер "10"
Доработанный Бе-10 (N 8600302) с удлиненными мотогондолами. Как и первая опытная машина, этот самолет получил бортовой номер "10"
Первый серийный Бе-10 (N 8600101)
Первый серийный Бе-10, задействованный в Госиспытаниях
Рекордный Бе-10, на котором довелось полетать и летчикам 318-го ОМПЛАП
Самолет на перекатном шасси. Перед полетом на установление рекорда скорости брызгоотражательные щитки демонтированы
Рекордный Бе-10 перед буксировкой на старт
После первых летных испытаний на крыле Бе-10 появились внушительные аэродинамические перегородки. Разработчикам пришлось приложить много усилий, чтобы предотвратить попадание воды в воздухозаборники ТРД.
Рекордный Бе-10, на котором довелось полетать и летчикам 318-го ОМПЛАП
Рекордная машина в полете над Таганрогом и перед посадкой
Бе-10 стала единственной в мире летающей лодкой с турбореактивными двигателями, которая выпускалась серийно, хотя и в ограниченном масштабе.
Photograph and three-view drawings of the Beriev M-10 naval flying-boat
Бе-10 - на бочке перед запуском двигателей
Бе-10 из 318-го ОМПЛАП - на бочке. Гидроаэродром на озере Донузлав
Бе-10 из 318-го ОМПЛАП в парадном строю над Невой. Ленинград, август 1961г.
Бе-10 из парадного расчета 318-го ОМПЛАП на Плещеевом озере, 1961г.
Для показа на парадах передние кромки крыльев и оперения, а также носовые части мотогондол Бе-10 были окрашены в красный цвет
Инструктаж технического экипажа Бе-10 (сер. N 0600601, бортовой N 41) 318-го ОМПЛАП во время стоянки на Плещеелом озере
Бе-10 и Бе-6 на гидробазе завода N 86 в Таганроге
Раскапотированный двигатель АЛ-7ПБ
Для замены двигателя на Бе-10 использовалась специальная лебедка
Все подготовлено для демонтажа двигателя
При наземном обслуживании капоты мотогондолы открывались вниз, а для работы с двигателем использовалась специальная стремянка
Фрагмент носовой части опытной (вверху) и серийной машин. Хорошо видна разница в конструкции носовой пушечной установки
Навесная площадка, применяемая при централизованной заправке самолета топливом
Мотогондола и основная опора перекатного шасси
Колеса левой основной опоры перекатного шасси
Так конструкторы ОКБ-49 видели Бе-10Н
Photograph and three-view drawings of the Beriev M-10 naval flying-boat