Бериев Бе-10
Страна: Россия
Год: 1956
Летающая лодка

Многоцелевая летающая лодка с экипажем из трех человек
Описание
Фотографии
Бе-10

  Самолет Бе-10 (кодовое обозначение НАТО "MALLOW") был единственной реактивной летающей лодкой, принятой на вооружение. Созданный на базе опытного самолета Р-1, Бе-10 был впервые публично продемонстрирован на празднике, посвященном Дню ВВС, в 1961 году, когда в строю прошли четыре машины. Летом того же года под обозначением М-10 самолет установил 12 мировых рекордов в своем классе, в том числе: скорости на 15/25-км маршруте - 912 км/ч, скорости на 100-км маршруте с грузом 5000 кг - 875,86 км/ч и высоты с грузом 10000 кг - 12733 м. Бе-10 представлял собой моноплан с высоко расположенным стреловидным крылом, выполненный из легких сплавов. Крыло имело значительное отрицательное поперечное V, а на его концах располагались поддерживающие поплавки. Машина разрабатывалась для замены противолодочных Бе-6, но было построено всего 27 серийных самолетов, в основном из-за малой дальности полета. На вооружении Бе-10 оставались относительно недолго - около четырех лет.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Бе-10

  Тип: многоцелевая летающая лодка с экипажем из трех человек
  Силовая установка: два ТРД АЛ-7РВ (А. М. Люлька) тягой по 63,74 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость 912 км/ч на оптимальной высоте; потолок 12 500 м; дальность полета 2960 км
  Масса: пустого 24100 кг; максимальная взлетная 48 500 кг
  Размеры: размах крыла 22,30 м; длина 33.10; площадь крыла 111.80 м'
  Вооружение: четыре 23-мм пушки НС-23 в носовой части, до 3000 кг бомб и торпед 8 бомбоотсеке
В составе Черноморского флота находились два подразделения, вооруженных самолетами Бе-10. Опыт эксплуатации помог детально изучить мореходные качества машины в зависимости от сочетания силы волнения и ветра.
На этом самолете, заявленном в документах FAI как М-10, было установлено 12 мировых рекордов
Серийный Бе-10 на заводской гидробазе в Таганроге
Взлетает первый опытный Бе-10. Геленджик
Первый опытный Бе-10 во время отработки удлиненных воздушных каналов мотогондол
Бе-10 с доработанными воздушными каналами мотогондол, принимавший участие в совместных контрольных испытаниях
Вариант летающей лодки P-10 с удлиненными воздухозаборниками
Доработанный Бе-10 (N 8600302) с удлиненными мотогондолами. Как и первая опытная машина, этот самолет получил бортовой номер "10"
Доработанный Бе-10 (N 8600302) с удлиненными мотогондолами. Как и первая опытная машина, этот самолет получил бортовой номер "10"
Первый серийный Бе-10 (N 8600101)
Первый серийный Бе-10, задействованный в Госиспытаниях
Рекордный Бе-10, на котором довелось полетать и летчикам 318-го ОМПЛАП
Самолет на перекатном шасси. Перед полетом на установление рекорда скорости брызгоотражательные щитки демонтированы
Рекордный Бе-10 перед буксировкой на старт
После первых летных испытаний на крыле Бе-10 появились внушительные аэродинамические перегородки. Разработчикам пришлось приложить много усилий, чтобы предотвратить попадание воды в воздухозаборники ТРД.
The only pure jet flying boat ever to have attained service status, the Beriev Be-10 was powered by two Lyulka AL-7PB turbojets each rated at 14,330 lb (6 500 kg) thrust. The Be-10 was manufactured in limited numbers during the early 'sixties for the maritime patrol and reconnaissance role, and is believed to have had empty and gross weights of some 53,000 lb (24 040 kg) and 90,000 lb (40 823 kg) respectively. Operational radius was probably of the order of 1,300 miles (2 100 km) with a nominal weapons load of 4,400 lb (2 000 kg), and dash speed allegedly approached 578 mph (930 km/h).
Рекордный Бе-10, на котором довелось полетать и летчикам 318-го ОМПЛАП
Рекордная машина в полете над Таганрогом и перед посадкой
Бе-10 стала единственной в мире летающей лодкой с турбореактивными двигателями, которая выпускалась серийно, хотя и в ограниченном масштабе.
Beriev Be-10.
Photograph and three-view drawings of the Beriev M-10 naval flying-boat
Бе-10 - на бочке перед запуском двигателей
Бе-10 из 318-го ОМПЛАП - на бочке. Гидроаэродром на озере Донузлав
Бе-10 из 318-го ОМПЛАП в парадном строю над Невой. Ленинград, август 1961г.
Бе-10 из парадного расчета 318-го ОМПЛАП на Плещеевом озере, 1961г.
Для показа на парадах передние кромки крыльев и оперения, а также носовые части мотогондол Бе-10 были окрашены в красный цвет
Инструктаж технического экипажа Бе-10 (сер. N 0600601, бортовой N 41) 318-го ОМПЛАП во время стоянки на Плещеелом озере
Бе-10 и Бе-6 на гидробазе завода N 86 в Таганроге
Раскапотированный двигатель АЛ-7ПБ
Для замены двигателя на Бе-10 использовалась специальная лебедка
Все подготовлено для демонтажа двигателя
При наземном обслуживании капоты мотогондолы открывались вниз, а для работы с двигателем использовалась специальная стремянка
Фрагмент носовой части опытной (вверху) и серийной машин. Хорошо видна разница в конструкции носовой пушечной установки
Навесная площадка, применяемая при централизованной заправке самолета топливом
Мотогондола и основная опора перекатного шасси
Колеса левой основной опоры перекатного шасси
Так конструкторы ОКБ-49 видели Бе-10Н
Photograph and three-view drawings of the Beriev M-10 naval flying-boat