Бериев Бе-12 Чайка
Варианты:
Бериев - Бе-12 Чайка - 1960 - Россия
Страна: Россия
Год: 1960
Летающая лодка

Противолодочный самолет-амфибия с экипажем из шести человек
Описание
Фотографии:

Цветные фото (19)
Бе-12 "Чайка"

  Опыт, полученный при разработке Р-1 и Бе-10, был использован ЦКБ МС Г. М. Бериева при создании новой летающей лодки, которую в НАТО сначала сочли за модификацию Бе-6, оснащенную ТВД. Фактически, Бе-12 (кодовое обозначение НАТО "Mail") имел мало общего с Бе-6, унаследовав от последнего только крыло типа "чайка" и двухкилевое оперение. Увеличившаяся мощность и меньшая удельная масса ТВД позволил удлинить корпус, обводы хвостовой части которого "позаимствовали" у Бе-10. От последнего новому самолету также достались гасители брызг в носовой части. Но главным изменением стало использование убирающегося шасси, превратившее Бе-12 в настоящий самолет-амфибию, таким образом, сделав его более универсальным, чем предыдущие разработки ЦКБ. Пушечное вооружение с самолета было снято. Вместо хвостовой турели была установлена штанга магнитометра, а в носовой части, в обтекателе-"наперстке", разместили антенну РЛС (вместо выдвижной подфюзеляжной антенны, как на Бе-6). Одним из недостатков высоко расположенного крыла является большая высота расположения двигателей над поверхностью земли/воды. Поэтому створки капотов имели усиленную конструкцию, в открытом положении превращаясь в площадки для работы авиатехников.
  Первый Бе-12 поднялся в воздух 18 октября 1960 года, а первые из 200 самолетов этого типа поступили на вооружение в 1964 году. Позднее некоторое количество Бе-12 было передано ВВС Сирии и Вьетнама. Высокая грузоподъемность Бе-12 была продемонстрирована в 1964, 1968 и 1970 годах, когда машина установила ряд рекордов для самолетов-амфибий.
  Принятие на вооружение противолодочных вертолетов Ми-14, Ка-25ПЛ и Ка-27ПЛ, а также самолета Ил-38, отодвинуло Бе-12 на вторые роли. Тем не менее, еще в конце 1990-х годов эти машины использовались в качестве патрульных, противолодочных и, в варианте Бе-14, поисково-спасательных. Бе-12 также использовался для экологического мониторинга (Бе-12ЭКО), борьбы с лесными пожарами (Бе-12П), научных исследований (Бе-121) и в качестве транспортного (Бе-12НХ). ЦКБ также создало один Бе-12П-200, использовавшийся, главным образом, для отработки системы забора воды для Бе-12. К 2008 году в строю оставалось только девять Бе-12.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Бе-12 "Чайка"

  Тип: противолодочный самолет-амфибия с экипажем из шести человек
  Силовая установка: два ТВД ЗМДБ "Прогресс" АИ-20Д (А. Г. Ивченко), мощностью по 4190 э.л. с. (3124 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость 608 км/ч на оптимальной высоте; скорость патрулирования 320 км/ч на оптимальной высоте; скороподъемность у земли 912 м/мин; потолок 11280 м; дальность полета 7500 км
  Масса: пустого 21700 кг; максимальная взлетная 31000 кг
  Размеры: размах крыла 29.71 м; длина 30.17 м; высота (с выпущенным шасси) 7,00 м; площадь крыла 105,00 м-
  Вооружение: до 5000 кг вооружения, включая бомбы, ракеты или противолодочные торпеды, на пилонах под крылом, а также глубинные бомбы и гидроакустические буи в бомбоотсеке
Бе-12
Бе-12ПС б/н 31 на стационарной стоянке на а/с "Коса". Самолеты чехлили регулярно. Не полностью зачехлены могли быть только дежурные "Чайки", находящиеся в 30-минутной готовности. На заднем плане справа видно оборудованное хранилище для боезапаса торпед, бомб, а также вспомогательного вооружения для подвески оружия.
Послеполетное обслуживание Бе-12. Кача, 14 марта 2001г.
Бе-12 б/н 80 на исполнительном старте на ВПП а/с "Коса" перед взлетом курсом 53. Вторая половина 1980-х годов.
Бе-12 уходит в тренировочный полет в рамках учений "Си Бриз-2012"
Beriev Be-12PL Chayka (‘Seagull', NATO reporting name Mail,) ‘02’ yellow (c/n 0602004) of the Viys’kovo-Mors’ki Syly Ukrayiny (Ukrainian Naval Aviation) over the Black Sea during Exercise Sea Breeze 2014 on September 9, 2014. Organised by the United States and Ukraine, Sea Breeze also included participation by Canada, Georgia, Romania, Spain and Turkey. The three-day exercise, which had started on September 8 tested maritime interdiction operations, communications, search and rescue, force protection and navigation.
Поисково-спасательный Бе-12ПС б/н 31 во время руления по воде. Члены команды, откинув блистер, выглядывают из люка.
Бе-12ПС б/н 31 взлетает в Калининградском (Вислинском) заливе. На заднем плане остров Насыпной.
Участвующий в параде по случаю Дня Военно-морского флота Бе-12 б/н 25 проходит над морским каналом Балтийска.
Советский ВМФ эксплуатировал летающие лодки интенсивнее и дольше, чем страны Запада. Незначительное количество самолетов Бе-12 эксплуатировалось и в новом тысячелетии. На фотографии - самолет, сфотографированный с борта шведского истребителя.
Бе-12, 1 апреля 1990г.
Любимый экипажами Бе-12 зарекомендовал себя исключительно надежным патрульным самолетом. ТВД АИ-20 обеспечивали Бе-12 отличную маневренность.
Пара "Чаек" идет на задание. В 30 км восточнее остался мыс Таран. Под крылом - Балтика. Самолеты заняли свой эшелон. Курс "ноль" 0 на Север. Снимок Бе-12 б/н 20 сделан правым летчиком Константином Бобковым. Вторая половина 1980-х годов.
ТАНКТ им. Г.М. Бериева после длительного перерыва возобновил капитальный ремонт самолетов Бе-12. В середине ноября 2014 г. морская авиация Черноморского Флота России получила первую отремонтированную машину. В ближайшее время предприятие планирует провести ремонт еще трех самолетов-амфибий.
Авиационный музей в Луганске
Бе-12