Мировая Авиация 52
-
На снимке этого Бе-12 хорошо видны обтекатель РЛС в носовой части и штанга магнитометра - в хвостовой. На Бе-14 штанга магнитометра отсутствовала, а под крылом размещались контейнеры с оборудованием.
Бе-12 "Чайка"
Douglas Havoc. Этот самолет был поставлен RAF в варианте Boston Mk I, но затем его переделали в ночной истребитель Havoc Mk I и передали 23-й эскадрилье.
B-17 "BIТ O'LACE" из состава 709-й бомбардировочной эскадрильи 447-й бомбардировочной группы, базировавшейся в Рэттлсдене (Великобритания), был сфотографирован 19 июня 1944 года. Этот самолет совершил 83 боевых вылета и вернулся в США в июле 1945 года.
Когда истребительное сопровождение на всем пути к цели стало реальностью, ВВС США решили отказаться от камуфляжа на своих самолетах. Переход от желто-коричневой окраски к цвету металла шел довольно медленно, поскольку краску в полевых условиях не снимали. Камуфлированные самолеты исчезали или в результате боевых потерь, или списания, так что обычным явлением были группы самолетов, имевших разную окраску.
Напалм эпизодически применялся на Европейском ТВД с середины 1944 года, но Восьмая воздушная армия начала использовать его лишь 15 апреля 1945 года. Самолет B-17 "E-RAT-ICATOR" готовится к боевому вылету.
Голодающие жители Голландии были рады, увидев коробки с американскими военными пайками, высыпающиеся из бомбоотсеков B-17 Восьмой воздушной армии. На снимке самолет из состава 569-й бомбардировочной эскадрильи 390-й бомбардировочной группы.
17 апреля 1945 года более 1000 B-17 и B-24 бомбили железнодорожные мосты в районе Дрездена и нефтехранилища в Чехословакии. Мосты использовались отступающими немецкими войсками.
Уцелев в налете на германские заводы по производству синтетического топлива и почти достигнув своей базы, эти B-17 вошли в густую облачность на малой высоте. На снимке видны последствия их столкновения, все погибли.
На четвертом прототипе Bf 109F, V24, ввели обтекаемый капот и установили большой кок винта. Установленная в развале цилиндров двигателя пушка, отсутствовавшая у Bf I09E, стала стандартным вооружением для всех последующих модификаций Bf 109.
Ранние Bf 109F отличались скругленными законцовками крыла и угловатой формой ниш шасси. На пикировании Bf 109F превосходили по скорости британские истребители Spitfire Mk V.
После вынужденной посадки на побережье в Сассексе в мае 1942 года, этот Bf 109F-4/B попал в 1426-ю (Enemy Aircraft) эскадрилью RAF. Получив серийный номер RAF NN644, машина сохранила свою оригинальную окраску.
Bf 109F-4/B из 10. (Jabo)/JG 26, подготовленный к действиям над Ла-Маншем. На подфюзеляжном держателе самолет несет бомбу SC 250. Эскадрильи истребителей-бомбардировщиков (Jabostaffeln) специализировались в нанесении внезапных ударов с малых высот по судам и объектам на берегу.
В Средиземноморье Bf 109F также выполняли разведывательные полеты. На снимке: оснащенные фотоаппаратами Bf 109F-4 из 1-й дальней разведзекадрильи 122-й группы, которая базировалась на Сицилии. Кабины этих Bf 109F-4, приспособленных для ведения тактической разведки (Bf 109F-5 ?), защищены от солнца тентами. Небольшие трубки позади подфюзеляжного окна фотокамеры предназначены для отвода масла, чтобы не загрязнять объектив.
II./JG 27 после участия в нападении на Советский Союз была переброшена в Северную Африку, где начала службу в октябре 1941 года. Самолеты на снимке принадлежали 5-й эскадрилье.
Пилот счищает снег со своего самолета. Восточный фронт, зима 1941-1942 годов. Bf 109F были основными истребителями Люфтваффе во время нападения на СССР, которые нанесли серьезный урон советским ВВС.
В среднем боевой вылет F-117A продолжался 5,4 часа, и неоднократные дозаправки были обычным делом. Взлет, полет по маршруту и дозаправка всегда проводились парами, но атаковали самолеты обычно поодиночке. Хотя известны случаи, когда одну цель одновременно бомбили шесть машин.
185-я эскадрилья, входившая в состав 5-й группы Бомбардировочного командования, использовала бомбардировщики Hampden (на снимке) и одно звено ненадежных Hereford с моторами Dagger. Номинально эта часть считалась учебной.
Война в Персидском заливе стала первым конфликтом, в ходе которого ракеты с возможностью пуска вне визуальной видимости цели (BVR - Beyond Visual Range) смогли добиться существенных результатов. Одной из таких ракет была французская Super R530D, которой были вооружены истребители Mirage 2000 (на заднем плане).
Второй прототип Mirage F1 первоначально нес на борту надпись "Super Mirage F1". Самолет имел удлиненный обтекатель РЛС Cyrano IV, но в остальном внешне практически не отличался от потерпевшего катастрофу первого прототипа.
Особенностью четвертого прототипа Mirage F1, взлетевшего 17 июня 1970 года, был полный комплект серийного бортового радиоэлектронного оборудования. Вавгусте 1971 года этот самолет проходил эксплуатационные тесты в испытательном центре CEAM и показал неплохие результаты, несмотря на тяжелые погодные условия.
На раннем зтапе эксплуатации комплект вооружения F1C в варианте ПВО (на снимке) состоял из ракеты MATRA 530FE под фюзеляжем и двух ракет Magic на законцовках крыла. Ракета 530FE строилась в двух вариантах - с полуактивной радиолокационной и тепловой головками самонаведения. Последняя могла использоваться только для атак со стороны задней полусферы (вдогон). Эти ракеты получили плохую репутацию во время службы и считались малоэффективным оружием.
Mirage F1E, оснащенный двухконтурным ТРД SNECMA MS3, был разработан в инициативном порядке для участия в конкурсе на единый истребитель для стран НАТО. Победителем стал американский F-16. Однако, когда "Armee de l'Air" разместила заказ на F1С, истребитель Mirage получил дополнительный кредит доверия у зарубежных покупателей.
Mirage F1CR из состава 33-й разведывательной эскадрильи (Escadre de Reconnaissance - ER33) ВВС Франции. Этот специализированный разведывательный вариант самолета использует обычные оптические камеры, установленные в носовой части фюзеляжа, и разведывательные контейнеры. Последние включают РЛС бокового обзора Thomson-CSF Raphael, инфракрасную систему разведки Super Cyclope, систему электронной разведки ASTAC, систему оптической разведки Thomson-TRT/Dassault Harold и другое оборудование. Использование таких контейнеров на других вариантах F1 позволяет расширить область решаемых самолетами задач, сохраняя при этом возможность применять их в качестве истребителей или ударных машин.
В 2009 году Франция все еще имела на вооружении 109 Mirage F1, включая модификации F1CR (на снимке), F1CT и F1B. Эти самолеты продолжают оставаться важной составляющей как французских ВВС, так и ВВС ряда других государств. В октябре 2007 года три Mirage F1 были развернуты в Кандагаре, занимаясь непосредственной поддержкой войск и разведкой в ходе операции "Enduring Freedom" на юге Афганистана.
Даже с большим набором вооружения на внешней подвеске этот Mirage F1CR способен демонстрировать лихие маневры на малой высоте, правда, с использованием форсажа. В большом контейнере (680 кг) на центральном узле подвески под фюзеляжем размещен комплект разведывательной системы Harold. В ее состав входит аэрофотокамера для перспективной съемки с фокусным расстоянием 1700 мм, позволяющая фиксировать объекты в 4 м' на расстоянии до 100км. К французским самолетам F1CR в комплекте шла мобильная наземная станция связи, позволявшая получать информацию с оптического и радиоэлектронного разведывательного оборудования самолета в реальном масштабе времени.
На фоне Mirage F1 выставлен большой набор вооружения, которое самолет способен нести. Это ракеты класса "воздух-воздух" (на первом плане), встроенные пушки и боезапас из 270 снарядов калибра 30-мм для них, пушечный контейнер, бомбы, НАР различных калибров и ракета "воздух-земля" AS30.
Испанцы не использовали на своих самолетах F1 французские ракеты Magic. Вместо них применялись ракеты AIM-9 Sidewinder в уникальной конфигурации. Ракета AIM-9J "Julia" являлась усовершенствованным вариантом AIM-9E, с усовершенствованной всеракурсной головкой самонаведения и ракетным двигателем от AIM-9L.
Закупив партию уже послуживших F-16, Иордания продала часть своих Mirage F1 Испании. Однако F1 считается многоцелевым самолетом с высоким боевым потенциалом, и иорданские ВВС пожелали оставить на вооружении около 20 этих машин.
Mirage F1, один из самых элегантных реактивных боевых самолетов, продемонстрировал свои боевые возможности в ряде военных конфликтов, в том числе в Южной Африке и в ходе операции "Enduring Freedom" в Афганистане.
Южная Африка имеет богаты боевой опыт использования своих F1. Пара самолетов F1AZ с ударным вооружением летит над типичным ландшафтом африканского буша. Ударные F1AZ были сняты с вооружения 1-й эскадрильи SAAF в ноябре 1997 года, а истребители F1CZ несли службу до сентября 1992 года. Задачи ПВО, решаемые истребителями F1CZ, были возложены на истребители-бомбардировщики Atlas Cheetah, созданные на базе истребителей Dassault Mirage III и оснащенные двигателями Atar 9K-50 от F1. C 2008 года началась замена южноафриканских Cheetah D на многоцелевые истребители Saab JAS 39 Gripen.
Первый прототип Mirage F1, сохранивший короткий обтекатель РЛС по типу Mirage IIIE, нес на борту надпись "Mirage F1С". Созданный с прицелом на экспорт. Mirage F1 был предназначен для использования в роли недорогого многоцелевого самолета, в отличие от специализированного перехватчика Mirage F3.
Один из прототипов F1 в совместном полете с Mirage IIIG, имеющим крыло с изменяемой геометрией. Самолеты семейства Mirage С, как и F, вели свое происхождение от Mirage III и были предназначены для французских ВВС в качестве современных тактических истребителей-перехватчиков. Mirage IIIG продемонстрировал многообещающие характеристики, планировалось создать несколько вариантов этой машины, включая однодвигательный и двухдвигательный, а также палубный самолеты для ВМС.
Противорадиолокационная ракета MATRA Armat - вариант англо-французской ракеты "воздух-земля" Martel - во время испытательного пуска с французского F1. Эта ракета использовалась иракскими F1EQ для ударов по РЛС иранской системы ПВО. Ракеты Armat входили в состав вооружения Mirage F1 ВВС Франции, Ирака и Кувейта.
Mirage F1AZ. Южная Африка получила ударные самолеты F1AZ и оснащенные РЛС СУО многофункциональные истребители F1CZ. Первые два F1CZ из 48 заказанных самолетов (включая 32 F1AZ) были поставлены 5 апреля 1975 года. Доставка этих машин проводилась в условиях глубокой секретности военно-транспортными самолетами Hercules ВВС Южной Африки (South African Air Force - SAAF). Оставшиеся самолеты F1CZ были получены к июлю того же года. В октябре 1975 года F1CZ были продемонстрированы на авиавыставке, но официально об их принятии на вооружение SAAF было объявлено лишь 13 месяцев спустя. Истребители F1AZ были поставлены в период с ноября 1975 по октябрь 1976 года. Ими вооружили 1-ю эскадрилью, которая оставила свои старые самолеты Canadair CL-13 Sabres в Питерсберге и перебазировалась в Ватерклоф для переобучения на F1AZ. Из-за глубокой секретности, окружавшей закупку F1 ВВС Южной Африки, самолеты 1-й эскадрильи были продемонстрированы общественности лишь в феврале 1980 года.
Оба варианта Mirage принимали участие в военных операциях на территории Анголы и противопартизанских акциях в Намибии (вплоть до обретения последней независимости в 1989 году). В ходе этих операций F1CZ сбили два ангольских МиГ-21 и, как минимум, один CZ был поврежден огнем ангольских ЗРК. Его позднее отремонтировали, использовав детали потерпевшего аварию самолета, получив таким образом "новую" машину. Один Mirage F1 в порядке эксперимента был оснащен двигателем ОАО "Климов" РД-33 (используется на МиГ-29). Работы по переоснащению самолета проводила южно-африканская компания "Aerosud".
Mirage F1CT
Spitfire. Одним из подразделений, использовавших Spitfire с единственным несбрасываемым дополнительным 182-литровым топливным баком на левом крыле (крыло Supermarine Type 343), была 66-я эскадрилья. Представленный на рисунке Spitfire Mk IIA был построен на заводе в Кастл-Бромвич в 1940 году.
Beaufighter Mk I. Это один из самых первых серийных ночных истребителей Beaufighter Mk I, не имеющих РЛС. Построен в сентябре 1940 года и передан 25-й эскадрилье зимой 1940-1941 годов. Большинство самолетов раннего выпуска в дальнейшем были оснащены РЛС Al Mk IV и другим оборудованием для действий ночью.
Созданный компанией "Bristol" в инициативном порядке истребитель Beaufighter - отличавшийся характерными вытянутыми мотогондолами - помог RAF защитить юг Англии от ночных налетов Люфтваффе.
Бе-6 в стандартной окраске советских ВМФ, с хорошо заметными штангой магнитометра и водяным рулем.
А-50 стал первым действительно эффективным самолетом ДРЛОиУ ВВС СССР и России. В 2008 году в эксплуатации находилось около 20 машин этого типа.
30 апреля 1904г.: на выставке аэронавтики в Сент-Луисе (Миссури) пионер авиации Октав Шаню продемонстрировал копию своего планера-биплана 1896 года. Запуск планера производился с помощью электрической лебедки.
6 июня 1905г.: Габриель Вуазен взлетел с поверхности реки Сена на своем коробчатом змее-планере, буксировавшемся моторной лодкой L'Antoinette. В июле Вуазен с переменным успехом продолжал испытания своего "гидропланера".
13 января 1908г.: самолет Voisin-Farman I, сфотографированный в Исси-Мулино, выиграл приз Аршдекон-Дейча в 50 000 франков, пролетев по кругу расстояние свыше 1 км на высоте 80 м.
17 января: лейтенант войск связи США Томас Селфридж стал первой жертвой катастрофы самолета, когда пилотируемый Орвиллом Райтом аппарат разбился около Форт-Майера. Сам Орвилл получил тяжелые ранения в этой аварии.
Испытательный пуск НУР. Этот AH-1G относится к машинам раннего типа, с прозрачным обтекателем посадочных фар в носовой части.
AH-1Q. Вертолет AH-1Q, созданный на базе AH-1G, отличался вооружением, усиленным за счет использования ракет BGM-71TOW.B 1973 году Армия США получила восемь предсерийных AH-1Q, в носовой части которых был установлен стабилизированный прицел М65, а под каждым пилоном подвешены контейнеры с четырьмя направляющими для ракет TOW. AH-1Q сохранил турель М28 и мог также нести 70-мм НАР. Начиная с июня 1975 года, было поставлено 85 серийных AH-1Q, после чего производство переключилось на выпуск AH-1S.
AH-1S (Production) - позднее AH-1P. В 1977-1978 годах Армия США получила 100 вновь построенных AH-1S Production, имевших незначительные отличия от Improved/Modified машин. Одним из самых важных из них стало использование фонаря кабины с плоскими панелями остекления. Эти машины сохранили турель М28, ракеты TOW и прицел М65 для их использования, вертолеты этой модели отличались усовершенствованной системой управления и бортовым оборудованием. Начиная с 67-й машины, AH-1S Production стали оснащать лопастями несущего винта Kaman K-747. В 1998 году AH-1S Production сменили обозначение на AH-1P.
Турецкая армейская авиация использовала небольшое число AH-1P (36 машин, поставленных в 1992 году) еще в конце 2008 года, наравне с двухдвигательными AH-1W в составе штурмового авиабатальона. В 1994 году Бахрейн получил 14 вертолетов Cobra, вероятно, AH-1P (также назывались AH-1E) или, возможно, смешанную партию, в том числе несколько машин со сдвоенным управлением. В дальнейшем эта страна приобрела, как минимум, еще два вертолета дополнительно.
AH-1S Modernized - позднее AH-1F
Первый прототип отличался наличием убирающегося шасси. За шесть лет испытаний его постепенно доработали до стандарта AH-1G.
Запущенные с линкоров БЛА кружили над возможными целями, обеспечивая корабельных артиллеристов ценной информацией, позволявшей наносить точные удары, зачастую совершенно неожиданно для противника.
Прежде чем пилоты вертолетов AH-64 Apache отправлялись на задание, над предполагаемым маршрутом пролетали разведывательные БЛА, поставлявшие жизненно важную информацию об обороне противника и особенностях местности.
Бе-2 (КОР-1)
Являвшийся значительным шагом вперед по сравнению с КОР-1, КОР-2 стал основным самолетом корабельного базирования советского ВМФ.
Вслед за Бе-30 был создан незначительно отличавшийся от него Бе-32, работы по которому были прекращены в 1976 году. В 1991-1993 годах состоялась попытка "второго рождения" самолета.
F28-1000 Fellowship. Самолет на рисунке - один из четырех лайнеров, поставленных западногерманской авиакомпании "Aviaction" в 1971 году. Вскоре компания столкнулась с финансовыми проблемами и три самолета (включая D-AHLA) были возвращены "Fokker" в 1973 году, а последний, побывав в лизинге у авиакомпаний "Ghana Airways" и "Braathens SAFE", также вернулся к производителю. Самолет D-AHLA в дальнейшем сменил ряд владельцев, включая авиакомпании "Air Alsace", "Air France" и TAT.
Построенный в 1980 году, этот F28 Series 3000 несколько лет простоял на хранении, пока его не купила американская авиакомпания "Pilgrim Airlines". В 1987 году лайнер вернулся в Европу и до середины 1990-х годов эксплуатировался компанией "Delta Air Transport".
С 1984 года авиакомпания "Korean Air" приобрела два F28-4000 и взяла в лизинг еще два. В начале 1990-х годов эти самолеты заменили на Fokker 100.
Одним из первых покупателей F28 была авиакомпания "Nigeria Airways", которая в начале 1970-х годов приобрела семь машин Series 1000 и еще две Series 4000 - в конце того же десятилетия. Один самолет был потерян в результате столкновения с истребителем МиГ-21.
Крупные авиакомпании никогда не проявляли интереса к Fokker F28, но зато самолет продавался в небольших количествах на протяжении 18 лет. Лайнер по числу продаж превзошел своего ближайшего конкурента - английский BAC One-Eleven.
Базировавшаяся в Филадельфии авиакомпания "Altair Airlines" была одним из крупнейших покупателей F28 - в ее парке насчитывалось девять самолетов Series 4000, поставленных в период с 1979 по 1982 годы.
Отполированный до блеска первый прототип WB210 имел характерные узкие воздухозаборники. Несмотря на свой обтекаемый, футуристический по понятиям 1951 года вид. Valiant имел максимальную скорость всего М=0,84.
Второй прототип WB215 во время испытаний подвесных баков. На этом самолете ввели воздухозаборники увеличенного размера с перегородкой.
Valiant могли применять для взлета два сбрасываемых ракетных двигателя de Havilland Super Sprite, но в условиях реальной эксплуатации такая возможность никогда не использовалась. На снимке второй прототип взлетает с включенными ускорителями.
WP204 - типичный Valiant раннего выпуска (шестой серийный самолет). От прототипов эти машины отличались удлиненными соплами ТРД и оснащались радиолокационными прицелами NBS.
Третий серийный Valiant B.Mk 1 (WP201) был основным носителем в ходе отработки аэродинамики ядерной бомбы Blue Danube (первоначально для этих целей использовали два прототипа бомбардировщика Short Sperrin). Valiant начал участвовать в испытаниях, когда еще принадлежал Министерству снабжения, и на нем летали пилоты фирмы "Vickers", а затем в составе 1321-го звена RAF из Виттеринга. Сбросы макетов бомбы проводились на полигоне AWRE в Орфорднессе, Саффолк.
Последняя из 106 машин Valiant покинула заводской аэродром в Уизли в сентябре 1957 года. Самолеты последней серии 44 B(K).Mk 1 оснащались ТРД Avon 205 с возможностью впрыска водометаноловой смеси и имели удлиненный хвостовой конус, скрывавший антенну РЛС обнаружения.
Valiant B.Mk 1 на стоянке в Луга, в перерыве между бомбежками Суэца. На заднем плане стоят еще четыре других Valiant и восемь Canberra. Под носовой частью виден транспортный самолет Hastings. Большую часть наземного оборудования эскадрилий Valiant перебрасывали самолетами Shackleton.
В составе Черноморского флота находились два подразделения, вооруженных самолетами Бе-10. Опыт эксплуатации помог детально изучить мореходные качества машины в зависимости от сочетания силы волнения и ветра.
После первых летных испытаний на крыле Бе-10 появились внушительные аэродинамические перегородки. Разработчикам пришлось приложить много усилий, чтобы предотвратить попадание воды в воздухозаборники ТРД.
Один из прототипов F1 в совместном полете с Mirage IIIG, имеющим крыло с изменяемой геометрией. Самолеты семейства Mirage С, как и F, вели свое происхождение от Mirage III и были предназначены для французских ВВС в качестве современных тактических истребителей-перехватчиков. Mirage IIIG продемонстрировал многообещающие характеристики, планировалось создать несколько вариантов этой машины, включая однодвигательный и двухдвигательный, а также палубный самолеты для ВМС.
Первым покупателем двухместного учебного Mirage F1B стала не Франция, а Кувейт. Ранее довольствовавшиеся самолетами Mirage IIIB и IIID, французские ВВС изменили свое мнение лишь после того, как F1В стал продаваться на экспорт.
Хотя 22-я эскадрилья входила в состав Берегового командования, зимой 1940-1941 годов ее бомбардировщики Beaufort Mk I были задействованы в налетах на цели на побережье Франции в ходе наступательных операций RAF.
Удачный проект, сильно напоминавший британский Miles Magister, позволил Ве.50 достигнуть значительного успеха.
Эксплуатировавшиеся американскими военными, самолеты C-27C могли перевозить до 12 пассажиров или использоваться в качестве грузовых. В этом случае погрузка осуществлялась через большую дверь в задней левой части фюзеляжа.
Ноябрь 1906г.: поплавковый биплан Bleriot-Voisin прошел испытания на озере Анган. В 1906 году Габриель и Шарль Вуазены основали первую авиационную фирму.
Компания "Aeronca" выпускала самолеты семейства Model 7 вплоть до 1954 года, когда права на машину перешли в фирму "Champion", а в 1970 году уже эту компанию приобрела "Bellanca", запустив затем в серию быстро завоевавшую популярность модель Citabria 150.
Опционально предусматривалась возможность установки на Model 8GCBC Scout поплавкового шасси.
Bellanca Citabria
Игорь Бенсен создал B-8MW Hydro-Copter (на снимке) с поплавковым шасси на базе B-8M Gyro-Copter. Последний представлял собой автожир, созданный, в свою очередь, на базе безмоторного В-8 Gyro-Glider.