Варианты
- Messerschmitt - Bf.109 / Bf.109B / Bf.109C / Bf.109D - 1935 - Германия
- Messerschmitt - Bf.109E - 1938 - Германия
- Messerschmitt - Bf.109T - 1939 - Германия
- Messerschmitt - Bf.109F - 1940 - Германия
- Messerschmitt - Bf.109G - 1942 - Германия
- Messerschmitt - Bf.109K - 1944 - Германия
- Messerschmitt - Bf.109Z Zwilling - 1944 - Германия
- Hispano - HA-1109/HA-1112 Buchon - 1945 - Испания
- Avia - S-199 - 1947 - Чехословакия
- Jurca - MJ-9 One-Oh-Nine - 1972 - Франция
Bf.109F
Одноместный истребитель, цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Спроектирован в КБ фирмы "Байерише Флюгцойгверке" (BFW) под руководством В.Мессершмитта. Первый полет опытный образец Bf 109V1 совершил в августе 1935 г. Серийное производство началось в феврале 1937 г. и продолжалось во все нарастающих масштабах до конца войны. Bf 109 выпускались в Германии на заводах фирм BFW (позднее "Мессершмитт") в Аугсбурге, "Эрла машиненверк" в Лейпциге, "Винер-Нойштадтер флюгцойгверке" в Винер-Нойштадте и Делитце, "Физелер" в Касселе, "Арадо" в Варнемюнде, AGO в Ошерслебене, а также в Румынии на заводе IAR в Брашове, в Венгрии - "Гиори Вагонгиар Гиор" в Гиоре. Всего изготовлено 30 573 Bf 109 всех вариантов. Самолет состоял на вооружении с марта 1937 г. в Германии, с 1940 г. - в Венгрии, Югославии, Болгарии, Словакии, с 1941 г. - в Румынии, с 1943 г. - в Италии и Финляндии.
Основные серийные модификации:
- Bf 109B с мотором Jumo 210Da, вооружение 2x7,9;
- Bf 109C с мотором Jumo 210Ga, вооружение 4x7,9;
- Bf 109D с мотором Jumo 210Da, вооружение 4x7,9; измененные выхлопные патрубки, усиленное крыло;
- Bf 109E с мотором DB601A-1, вооружение 4x7,9 или 2x7,9+2x20 или 3x20;
- Bf 109T - вариант с укороченным взлетом, истребитель-бомбардировщик (первоначально палубный), мотор DB601N;
- Bf 109F c мотором DB601E, измененная носовая часть, округлые законцовки крыла, нет подкосов стабилизатора, вооружение 1x20+2x7,9; на поздних сериях усиленная бронезащита, протектированные бензобаки, установка тропических противопыльных фильтров;
- Bf 109G с мотором DB605 (модификаций А, AC, AM, ASZM, D), многочисленные подмодификации, в т.ч. с гермокабиной, деревянной хвостовой частью, подвеской НУРС и дополнительным вооружением; основное вооружение 1x20+2x7,9, или 1x20+2x13, или 1x30+2x13;
- Bf 109K с мотором DB605 (модификаций DM, DBM, DCM), измененный фонарь кабины, убирающееся хвостовое колесо, вооружение 1x30+2x13 с возможностью установки дополнительного вооружения.
Боевой дебют Bf 109B состоялся в Испании в декабре 1936 г. К сентябрю 1939 г. самолет Мессершмитта являлся уже основным истребителем Люфтваффе (большинство составляли машины модификации Е). Участвовал во всех основных операциях на всех фронтах. Применялся как дневной и ночной истребитель, истребитель-бомбардировщик, тактический разведчик. Продолжал выпускаться до самого конца войны. В Финляндии состоял на вооружении до 1948 - 1949 гг., в Болгарии - до 1946 г., в Швейцарии - до мая 1948 г.
Описание:
- Bf.109F
- Bf.109 (разв.)
- Messerschmitt Bf 109
Фотографии
-
АвиаМастер 2002-02 / М.Морозов - Вошедшие в бессмертие /На фронтах Великой Отечественной/
"Мессершмитт" Bf 109F командира 2-й группы 54-й истребительной эскадры Люфтваффе капитана Дитриха Храбака, июнь 1941г.
-
Авиация и Время 2016-03 / С.Вахрушев - Из первых, встретивших войну... (2)
Bf 109F группенадьютанта II/JG54 Б. Шультена, весна 1942 г.
-
АвиаМастер 2002-02 / М.Морозов - Вошедшие в бессмертие /На фронтах Великой Отечественной/
Bf 109F летчика 3-й эскадрильи 54-й эскадры Ганса Шмоллера-Халди, лето 1941г.
-
Мир Авиации 1994-02 / Д.Хазанов - Поражение люфтваффе под Москвой /Война в воздухе/
Messerschmitt Bf 109F-1 из 1./JG 52, летчик Карл-Хайнц Леесманн.
-
АвиаПарк 2010-02 / М.Тимин - Ответный удар /На фронтах Великой Отечественной/ (1)
Bf 109F-1 №5628 - один самолетов немецкого аса Вернера Мельдерса, конец июня 1941 года
-
Авиация и Время 1996-03 / Д.Хазанов - Вторжение /Аэроархив/ (1)
Bf 109F-2 командира JG 51 Вернера Мельдерса
-
Мировая Авиация 85
Эгон Майер летал на этом Bf 109F-2, будучи командиром 7-й эскадрильи 2-й истребительной эскадры "Richthofen". Сен-Поль, Франция, июль 1941 года. Считается, что "Белый 7" был запасным самолетом Майера. Датировка подтверждается отметками о 10 победах на хвосте.
-
Авиация и Время 2002-01 / Д.Хазанов, А.Котлобовский - Битва над Киевом (2)
Bf 109F-2 (W.Nr.6601) л-та Детлефа Ровера из I./JG 3. Белая Церковь, июль 1941г.
-
Авиация и Космонавтика 2016-11 / М.Тимин - Первые воздушные победы 22 июня 1941г. /К 75-летию начала Великой Отечественной войны/
Самолет Bf.109F Роберта Олейника
-
Авиация и Время 1996-05 / Д.Хазанов - Вторжение /Аэроархив/ (3)
Bf 109F-2 (Wr.N.6743) штаффелькапитана 1./JG 3 Р.Олейника - первого в люфтваффе, одержавшего воздушную победу на Восточном фронте
-
История Авиации 26 / А.Булах - Превосходство относительных величин /Метаморфозы/ (1)
Bf109F-2 командира II/JG3 гауптмана Лотара Келлера, который разбился 26 июля 1941г. при взлете по тревоге со своего аэродрома, врезавшись в связной самолет. До момента своей гибели одержал 23 победы (из них три в Испании).
-
История Авиации 26 / А.Булах - Превосходство относительных величин /Метаморфозы/ (1)
Bf109F-2 кавалера Рыцарского Креста командира 7/JG3 обер-лейтенанта Курта Сохатци, одержавшего 38 побед. 3 августа 1941г. в воздушном бою над Днепром Сохатци попал под таранный удар И-16 лейтенанта Ч.К.Бендилиани из состава 43-го ИАП и после того как спасся на парашюте был взят в плен.
-
АвиаМастер 2001-03 / М.Морозов - Несостоявшийся Перл-Харбор или почему потерпела крах операция "Айсштосс" /На фронтах Великой Отечественной/
"Мессершмитт" Bf 109F-2 3./JG 51, 1942г.
-
АвиаМастер 2001-06 / Д.Хазанов - Ржевский рубеж /К 60-летию разгрома немецких войск под Москвой/
Bf 109F-2 из состава III/JG 51, район Ржева, январь 1942г.
-
АвиаПарк 2010-02 / М.Тимин - Ответный удар /На фронтах Великой Отечественной/ (1)
Bf 109F-2 командира 4.JG51 старшего лейтенанта Эриха Хохагена, июль 1941 года, аэродром Старый Быхов
-
История Авиации 26 / А.Булах - Превосходство относительных величин /Метаморфозы/ (1)
Bf109F-2 командира 5/JG51 обер-лейтенанта Ганса Колбова, сбитого 16 июля 1941г. в районе Могилев - Старый Быхов. До момента своей гибели одержал 27 побед (из них 14 в ходе операции "Барбаросса").
-
АвиаПарк 2010-03 / М.Тимин - Ответный удар /На фронтах Великой Отечественной/ (2)
Bf.109F-2 фельдфебеля Клоперта из 11/JG51
-
Авиация и Космонавтика 2016-07 / М.Тимин - Воздушная схватка над Оранами /К 75-летию начала Великой Отечественной войны/
Мессершмитт Bf 109F-2 из 4/JG 52.
-
Авиация и Космонавтика 2016-07 / М.Тимин - Воздушная схватка над Оранами /К 75-летию начала Великой Отечественной войны/
Истребители Мессершмитт Bf 109F, с которыми в небе над Оранами сражались летчики 42-го ИАП: Bf 109F-2 из 5/JG 52, лето 1941 г.
-
Авиация и Космонавтика 2016-07 / М.Тимин - Воздушная схватка над Оранами /К 75-летию начала Великой Отечественной войны/
Истребители Мессершмитт Bf 109F, с которыми в небе над Оранами сражались летчики 42-го ИАП: Bf 109F-2 из 6/JG 52, лето 1941 г.
-
История Авиации 26 / А.Булах - Превосходство относительных величин /Метаморфозы/ (1)
Bf109F-2 (сер. N 6674) кавалера Рыцарского Креста командира II/JG53 гауптмана Гейнца Брютница, одержавшего до момента своей гибели 36 побед (из них две в Испании и одна - 22 июня 1941г.). Был сбит вечером 22 июня 1941г. в бою с бомбардировщиками СБ из состава 40го БАП над районом Вильно. Умер в госпитале 27 июля.
-
АвиаПарк 2010-02 / М.Тимин - Ответный удар /На фронтах Великой Отечественной/ (1)
Bf 109 F-2 №6674 командира II/JG 53 капитана Бретнютца, сбитого стрелком СБ 22 июня 1941 года. На руле направления отметки о 31 воздушной победе
-
АвиаПарк 2010-03 / М.Тимин - Ответный удар /На фронтах Великой Отечественной/ (2)
Bf.109F-2 фельдфебеля Нойхоффа из 7/JG53
-
Авиация и Космонавтика 2016-07 / М.Тимин - Воздушная схватка над Оранами /К 75-летию начала Великой Отечественной войны/
Истребители Мессершмитт Bf 109F, с которыми в небе над Оранами сражались летчики 42-го ИАП: Bf 109F-2 из 8/JG 53, лето 1941 г.
-
Авиация и Космонавтика 2016-07 / М.Тимин - Воздушная схватка над Оранами /К 75-летию начала Великой Отечественной войны/
Истребители Мессершмитт Bf 109F, с которыми в небе над Оранами сражались летчики 42-го ИАП: Bf 109F-2 из 9/JG 53, лето 1941 г.
-
АвиаПарк 2010-03 / М.Тимин - Ответный удар /На фронтах Великой Отечественной/ (2)
Bf.109F-2 командира JG54 майора Траутлофта
-
АвиаПарк 2010-02 / М.Тимин - Ответный удар /На фронтах Великой Отечественной/ (1)
Bf 109F-2 капитана Рейнхарда Зейлера из I/JG 54, август 1941 года. Шляпа-цилиндр под фонарем кабины - эмблема летчика еще со времен
войны в Испании -
Авиация и Время 1996-03 / Д.Хазанов - Вторжение /Аэроархив/ (1)
Bf 109F-2 из Stab.II/JG 54
-
История Авиации 26 / А.Булах - Превосходство относительных величин /Метаморфозы/ (1)
Bf109F-2 (сер. N 9668) кавалера Рыцарского Креста командира III/JG54 гауптмана Арнольда Лигница, одержавшего до момента своей гибели 25 побед (из них три в ходе операции "Барбаросса"). Был сбит 30 сентября 1941г.в воздушном бою над Ленинградом лейтенантом И.Д.Одинцовым из состава 7-го ИАП, пилотировавшим И-153.
-
Авиация и Космонавтика 1999-01 / В.Дымич - Веселая охота на востоке Европы
Истребитель Bf 109F-2 командира III.JG 54 Арнольда Лигница (июнь 1941г.)
-
История Авиации 26 / А.Булах - Превосходство относительных величин /Метаморфозы/ (1)
Bf109F-2 (сер. N 9602) кавалера Рыцарского Креста командира 5/JG54 гауптмана Хуберта Мютериха, одержавшего до момента своей гибели 43 победы (из них 35 в ходе операции "Барбаросса"). Погиб 9 сентября 1941г., возвращаясь после воздушного боя в районе Ленинграда.
-
АвиаПарк 2010-03 / М.Тимин - Ответный удар /На фронтах Великой Отечественной/ (2)
Bf.109F-2 командира 5/JG54 оберлейтенанта Мютериха
-
Авиация и Космонавтика 1999-01 / В.Дымич - Веселая охота на востоке Европы
Истребитель Bf 109F-2 гауптмана Хюберта Мюттериха из 5/JG 54 (начало сентября 1941г.)
-
АвиаМастер 2000-03 / Г.Минский - "Зарубки на прикладе" /Боевая палитра/ (2)
Bf-109F-2 лейтенанта Макса-Гельмута Остерманна (102 победы), 7-я эскадрилья 54-й истребительной эскадры "Люфтваффе", Россия, осень 1941г.
-
АвиаМастер 2007-01 / М.Морозов - Севастопольский вальс - 2 /На фронтах Великой Отечественной/
"Мессершмитт" Bf 109F2 из 77-й истребительной эскадры Люфтваффе, принимавший участие в боях над Севастополем, ноябрь 1941г.
-
История Авиации 29 / М.Быков - От Прута до Днепра /Хроника боевых действий/
Bf109F-2 командира 7./JG77 обер-лейтенанта Вольфа-Дитриха Хюи. Аэродром Бакэу, Румыния, лето 1941г. Всего одержал 40 побед, из них 37 - на Восточном фронте. Принял непосредственное участие в потоплении британского крейсера "Фиджи" в ходе сражения за остров Крит. Был награжден "Рыцарским Крестом с Дубовыми Листьями". Был сбит 29 октября 1942г. над Северной Африкой и попал в плен.
-
Мировая Авиация 1
Bf 109F 2/Trop, I./JG27. Декабрь 1941. Этот самолет гауптмана Эдуарда Неймана базировался в Маритуба, Ливия, он несет на себе черный шеврон командира авиакрыла и треугольные знаки. В желтый цвет окрашен капот, обтекатель и руль. На капоте изображена знаменитая эмблема, присвоенная подразделению Bf 109 во время войны во Франции и ставшая его отличительным признаком во время операций в пустыне. Нейман завершил войну, имея на счету 13 побед.
-
Мировая Авиация 1
Bf 109F-2/Trop, I. JG 77. Ноябрь 1942. На африканский театр военных действий 77-я эскадра истребителей прибыла в конце кампании, когда союзники начали свое неудержимое наступление на немецкие войска под Эль Аламейном в октябре 1942 года. Обнаруженный брошенным после сражения у Бир Эль Адб, в Египте, этот самолет имеет типичную камуфляжную окраску с темно-зелеными пятнами, нанесенными поверх основного тона - RLM 79. Летавший на этом истребителе унтер-офицер Хорст Шлик до прибытия в пустыню одержал 36 побед из них две на Восточном фронте (эти зарубки сделаны красной краской), а затем, совершив вынужденную посадку под Эль Аламейном, сумел не попасть в плен, сбежав от солдат союзников на грузовике.
-
АвиаМастер 2004-01 / А.Заблотский, Р.Ларинцев - Демянск - предтеча Сталинграда /На фронтах Великой Отечественной/
Bf 109F-4 командира 9-й эскадрильи 3-й группы 3-й истребительной эскадры Люфтваффе оберлейтенанта В.Бауэра. Предположительно, именно этот летчик в начале апреля 1942г. сбил Як-1 580-го иап, который пилотировал А.Маресьев.
-
Мир Авиации 2003-01 / Д.Карленко, В.Антипов - Харьков, май 1942: хроника событий /Война в воздухе/
Bf 109F-4 ("желтая 9") ефрейтора Адальберта Куна из 9./JG 3, совершившего 29 мая 1942г. по ошибке посадку на территории, контролируемой советскими войсками. На счету этого летчика было семь побед, четыре из которых он имел до прибытия под Харьков. Надпись под кабиной, традиционно наносившаяся на самолеты летчиками 9-го штаффеля, достоверно не установлена.
-
АвиаМастер 2006-02 / А.Марданов - Восемь пишем, два в уме /На фронтах Великой Отечественной/ (2)
Bf 109F-4 гауптмана Хорста Карганико, командира группы II/JG5, 1942г.
-
АвиаМастер 2006-02 / А.Марданов - Восемь пишем, два в уме /На фронтах Великой Отечественной/ (2)
Bf 109F-4 оберлейтенанта Германа Зегатца, командира 8./JG5, лето 1942г.
-
АвиаМастер 2006-02 / А.Марданов - Восемь пишем, два в уме /На фронтах Великой Отечественной/ (2)
Bf 109F-4 фельдфебеля Хайнца Бейера, 8./JG5, 1942г.
-
АвиаМастер 2006-02 / А.Марданов - Восемь пишем, два в уме /На фронтах Великой Отечественной/ (2)
Bf 109F-4 оберфельдфебеля Карла Шульца, 8./JG5, зима 1942-1943гг.
-
История Авиации 26 / А.Булах - Превосходство относительных величин /Метаморфозы/ (1)
Bf109F-4 кавалера Рыцарского Креста с дубовыми листьями командира I/JG51 гауптмана Германа-Фридриха Иоппьена, который погиб 25 августа 1941г. в воздушном бою с истребителями 20-го ИАП. До момента своей гибели одержал 70 побед (из них 28 в ходе операции "Барбаросса").
-
АвиаМастер 2001-06 / Д.Хазанов - Ржевский рубеж /К 60-летию разгрома немецких войск под Москвой/
Bf 109F-4, совершивший вынужденную посадку на советской территории после боя с Пе-2 в районе Ржева 11 февраля 1942г. Пилот - командир 7./JG 51 оберлейтенант Гельмут Лохофф (17 побед) попал в плен.
-
Мир Авиации 2003-01 / Д.Карленко, В.Антипов - Харьков, май 1942: хроника событий /Война в воздухе/
Bf 109F-4 ("желтая 1") командира 9./JG 52 Германа Графа. Аэродром Рогань, 14 мая 1942г. На руле поворота отметки 104 побед.
-
АвиаМастер 2005-05 / М.Морозов - Севастопольский вальс /На фронтах Великой Отечественной/ (2)
Истребитель "Мессершмитт" Bf 109F-4 из 7./JG52.
-
АвиаМастер 2002-07 / В.Антипов - "Коммунист" из Люфтваффе: летчик-истребитель Альфред Гриславски /Авиация в лицах/
"Мессершмитт" Bf 109F-4 Альфреда Гриславски, Россия, 1942г.
-
История Авиации 31 / А.Булах - Превосходство относительных величин /Метаморфозы/ (4)
Bf109F-4 командира I/JG54 гауптмана Франца Эккерле, на счету которого было 62 победы. Сбит 14 февраля 1942г. над районом Вороново в бою с И-15бис. Награжден "Рыцарским Крестом с Дубовыми листьями" посмертно
-
АвиаМастер 2001-03 / М.Морозов - Несостоявшийся Перл-Харбор или почему потерпела крах операция "Айсштосс" /На фронтах Великой Отечественной/
"Мессершмитт" Bf 109F-4 оберлейтенанта Ханса Гетца, 7./JG 54, май 1942г.
-
Мировая Авиация 38
Фельдфебель Киттель добился первых успехов на Bf 109F. На изображенном самолете ас сражался с мая 1942 года. Поначалу боевой счет Киттеля рос медленно - за восемь предшествовавших маю 1942 года месяцев он одержал всего 15 побед.
-
Мировая Авиация 20
Будучи командиром I./JC 77 Бэр записал на свой счет еще 86 побед. Bf 109F-4 на рисунке - один из самолетов, на которых он летал в южной Италии в июле 1942 года. JC 77 был переброшен в Африку после сражений при Эль-Аламейн, и поэтому полк находился в процессе постоянного отступления.
-
АвиаМастер 2005-04 / М.Морозов - Севастопольский вальс /На фронтах Великой Отечественной/ (1)
Bf 109F-4 оберлейтенанта Курта Уббена, командира III./JG77, сентябрь 1941г.
-
Авиация и Космонавтика 2017-07 / М.Тимин - 40 дней войны лейтенанта Мелентьева /Авиация и люди/
Мессершмитт Bf109F-4 оберлейтенанта Курта Уббена.
-
Мир Авиации 2003-01 / Д.Карленко, В.Антипов - Харьков, май 1942: хроника событий /Война в воздухе/
Bf 109F-4 ("черная 2") из 8./JG 77, аэродром Сталино, 9 мая 1942г. Самолет был сбит во время атаки Малая Камышевка 17 мая 1942г. Летчик лейтенант Вольфрам Штехер погиб.
-
Авиация и Время 1995-03 / А.Котлобовский - В тени Люфтваффе (Венгерские ВВС на Восточном фронте. Март 1943г. - март 1944г.) /Аэроархив/ (3)
Bf 109F-4 командира 5/2-й ИАЭ м-ра Аладаря-де-Хеппеша, Украина, весна 1943г.
-
История Авиации 34 / С.Алексеев, А.Булах, П.Каминский - Хроники Интрудеров /Ретроспектива/ (9)
Bf 109F-4/B фельдфебеля Фриделя Беренда из состава 3-й эскадрильи I/SchlG2, аэродром Ла Факоннери. 8 января 1943 г. был сбит в ходе штурмовки аэродрома Эль Чель "Спитфайром" флайт лейтенанта Хоула из состава 145-й эскадрильи.
-
Мировая Авиация 35
В феврале 1942 года лейтенант Ханс-Иоахим Марсель из 3./JG 27 (Мартуба, Ливия) летал на Bf 109F-4/Z Trop Werk № 12593. Обратите внимание на руль направления, выкрашенный красной грунтовкой в честь 50 побед, за которые он получил Рыцарский крест.
-
Мировая Авиация 35
В июне 1942 года Марсель с его любимым позывным "Желтый 14" на Bf 109F-4/Z Trop Werk (№ 10059) перебазировался в Тмими (Ливия). К этому времени число его побед достигло 68.
-
Мировая Авиация 35
К июню число побед Марселя возросло до 101, ему присвоили звание обер-лейтенанта и назначили командиром эскадрильи 3./JG 27, базировавшейся в Айн-эль-Газале. Теперь он летал на Bf 109F-4/Z Trop Werk №10137.
-
Мировая Авиация 35
Через три месяца количество побед гауптмана Марселя увеличилось еще на 50 самолетов. Здесь изображен Bf 109F-4 Trop Werk №8673, первый Bf 109F с обозначением 1-й группы на носу.
-
Мировая Авиация 1
Bf 109F-4/Trop, 3./JG 27. Сентябрь 1942. На этом самолете летал Ханс-Иоахим Марсель, ставший самым знаменитым "пустынным" асом. 8 небе над Африкой он одержал 151 из своих 158 побед в воздушных боях, а его самолет обычно называли "Желтый 14". Хвостовая часть Bf 109 не могла вместить все отметки о победах Марселя, поэтому над привычными отметками была добавлена особая эмблема, означавшая вначале 70, а затем 100 побед, поскольку только за период с июня по сентябрь Марсель победил в 50 воздушных боях. Этот самолет (серийный номер 14 256) базировался в Квотафии, Египет.
-
Мировая Авиация 188
Изображен Messerschmitt Bf 109F-4/Z Trop командира II./JG 3 гауптмана Карла-Хайнца Крахля, Сан-Пьетро, Италия, апрель 1942 года.
-
Мировая Авиация 1
Bf 109F-4/Z Trop, 6./JG3. Февраль 1942. Унтер-офицер Франц Швайгер летал на этой машине с базы Кастель Бенито, Ливия. Самолет отличался от всех других машин тем, что нес на борту имя любимой девушки пилота. Швайгер отказался от отличительного знака авиакрыла - красного, обрамленного черным треугольника, когда стал командиром первой эскадрильи третьей истребительной эскадры. Он довел число своих побед до 67, а 24 апреля 1944 был сбит истребителем P-51 Мустанг, атаковавшим его на бреющем полете над Аугсбургом.
-
Мировая Авиация 1
Bf 109F-4/Z Trop. 7. JG 53. Июнь 1942. 10 из 17 побед о которых говорят отметки на хвостовой части, лейтенант Юрген Хардер одержал на Восточном фронте. Под кабиной написано имя брата Хардера, который командовал III./JG 53 во время битвы за Британию и был убит над озером Уайт. Полоса на задней части фюзеляжа, кончики крыла и обтекатель окрашены в белый цвет. Обратите внимание на отсутствие желтых идентификационных знаков. "Белый 5" базировался в Маритубо, в Ливии.
-
Мировая Авиация 89
Bf 109F-4/Z Trop. Этот истребитель был закреплен за Штальшмидтом, близким другом Марселя и одним из самых результативных германских асов, воевавших в Западной Пустыне. Самолет несет отметки о 48 победах, за которые Штальшмидт уже получил Рыцарский крест. 7 сентября 1942 года, когда он был объявлен пропавшим без вести после встречи с группой Spitfire к востоку от Аль-Аламейна, немецкий ас успел одержать еще 11 побед.
-
Мировая Авиация 96
Mistel I стал первым из множества самолетов семейства Mistel, допущенным к боевой работе. Буксируемый к цели самолетом Bf 109F, Ju 88A-4 нес боевую часть массой 3800 кг. Четыре Mistel I были применены в июне 1944 года при атаке конвоев в устье Сены.
Другие самолёты на фотографии: Junkers Ju.88 - Германия - 1936
-
Мировая Авиация 52
На четвертом прототипе Bf 109F, V24, ввели обтекаемый капот и установили большой кок винта. Установленная в развале цилиндров двигателя пушка, отсутствовавшая у Bf 109E, стала стандартным вооружением для всех последующих модификаций Bf 109.
-
Авиация и Космонавтика 2008-05 / Г.Костылев - Наши бои
Немецкий истребитель Bf 109F в воздухе заметно отличался от предыдущей модели Bf 109E. Поэтому наши летчики часто называли Bf 109F мифическим He 113. Интересно, что немцы также называли наш МиГ-3 не иначе как И-18
-
Авиация и Космонавтика 1999-05 / В.Катков, А.Фирсов - Мессершмитт Bf 109
Один из первых серийных Bf-109F-1 - самолет Вернера Мельдерса, октябрь 1940г.
-
АвиаПарк 2010-03 / М.Тимин - Ответный удар /На фронтах Великой Отечественной/ (2)
Bf 109F-1 командира 51-й эскадры Люфтваффе подполковника Мельдерса. На руле поворота нанесены отметки о 72 воздушных победах
-
АвиаПарк 2010-02 / М.Тимин - Ответный удар /На фронтах Великой Отечественной/ (1)
Командир JG51 и лучший на тот момент ас Люфтваффе Вернер Мельдерс в кабине своего Bf109F-1. 22 июня в бою с самолетами 130-го СБАП он заявил три сбитых СБ
-
Мировая Авиация 52
Ранние Bf 109F отличались скругленными законцовками крыла и угловатой формой ниш шасси. На пикировании Bf 109F превосходили по скорости британские истребители Spitfire Mk V.
-
Aeroplane Monthly 1993-09 / R.Beamont - Tangmere summer (2)
A close-up view of Bf 109F-1 ES906, captured near Dover on July 10, 1941. This aircraft was lost in a crash at Fowlmere on October 20, 1941 after the pilot was overcome by fumes. The narrow-track undercarriage legs and splayed-out wheels are very apparent in this view.
-
Авиация и Космонавтика 2025-02 / А.Пухлов, В.Лисютин - Он действительно был нужен (1)
Трофейный истребитель Мессершмитт Bf 109F
-
АвиаМастер 2002-07 / А.Павлов - Самый опасный враг
Трофейный Bf 109F-1, ранее служивший в JG51, на испытаниях в НИИ ВВС РККА, декабрь 1941г.
-
Мировая Авиация 2
На самолетах Bf 109F первой серии устанавливался двигатель DB 601N, работавший на высокооктановом горючем. Появление "Friedrich" было с радостью встречено на фронтах, особенно во Франции, где Люфтваффе оказалось лицом к лицу с хорошо экипированными британскими RAF (Royal Air Force). Bf 109F и Spitfire Mk V были приблизительно равны по силам - именно эти два истребителя вели основные сражения в небе над Ла-Маншем.
-
Мировая Авиация 54
Изображенные самолеты Bf109F-2 сфотографированы еще до передачи заказчику. Хорошо видны стабилизаторы без подкосов и убираемое хвостовое колесо, характерные для данной модификации Bf 109. Новый вариант Bf109 и новая тактика позволили германским летчикам успешно противостоять действиям Королевских ВВС.
-
Авиация и Космонавтика 1999-05 / В.Катков, А.Фирсов - Мессершмитт Bf 109
Bf 109F-2 из состава 53-й истребительной эскадры в воздухе, лето 1941г.
-
Aeroplane Monthly 1985-11 / Personal album
Pictures were taken on July 14, 1941 on the occasion Priller’s 40th victory - a Spitfire V of No 72 Squadron (the pilot, Sgt W. M. Lamberton, baled out). The photographs were taken on an airfield near the Channel coast. The aircraft is a Bf 109F-2 and at the time Priller was Staffelkapitan of I./JG 26. The photograph’s original caption reads: “Oberleutnant Priller has just achieved his 40th victory. He drinks a glass of champagne with his faithful groundcrew".
-
АвиаПарк 2010-02 / М.Тимин - Ответный удар /На фронтах Великой Отечественной/ (1)
В кабине Bf 109F-2 оберфельдфебель Генрих Хофмайер, заявивший 22 июня 1941 года четыре победы над СБ в одном бою
-
Авиация и Космонавтика 2016-11 / М.Тимин - Первые воздушные победы 22 июня 1941г. /К 75-летию начала Великой Отечественной войны/
Самолет Bf.109F Роберта Олейника
-
Авиация и Космонавтика 1999-05 / В.Катков, А.Фирсов - Мессершмитт Bf 109
Bf 109F-2 командира I/JG 3 капитана фон Гана
-
Авиация и Космонавтика 1999-05 / В.Катков, А.Фирсов - Мессершмитт Bf 109
Bf 109F-2 лейтенанта Юргена Хардера из II/JG53 на только что захваченном аэродроме "подскока" Соболево. Снимок сделан 22 июня 1941г., в первый день операции "План Барбаросса". Тогда лейтенант Хардер одержал свою первую воздушную победу.
-
АвиаПарк 2010-03 / М.Тимин - Ответный удар /На фронтах Великой Отечественной/ (2)
Bf 109F-2 майора Траутлофта, подбитый стрелком СБ из 40-го СБАП. Снимок сделан после ремонта
-
АвиаМастер 2002-07 / А.Павлов - Самый опасный враг
Bf 109F-2 хауптмана Хайнца Бретнюнца, командира II/JG53 Франция, весна 1941г.
-
АвиаМастер 2002-07 / А.Павлов - Самый опасный враг
Bf 109F-2 фельдфебеля Вернера Билефальдта из 7/JG53, аэродром Бобруйск, 11 июля 1941г.
-
АвиаПарк 2010-03 / М.Тимин - Ответный удар /На фронтах Великой Отечественной/ (2)
Bf 109F-2 унтер-офицера Нойхоффа из 7-й эскадрильи 53-й истребительной эскадры
-
Авиация и Космонавтика 2018-02 / М.Тимин - Наследник Нестерова
Bf109F-2 из 6 штаффеля второй группы JG52 на полевом аэродроме, лето 1941 г.
-
АвиаМастер 2002-02 / М.Морозов - Вошедшие в бессмертие /На фронтах Великой Отечественной/
Bf 109F-2 из Stab.II/JG 54 рядом с И-16 на захваченном советском аэродроме под Двинском, конец июня 1941г.
Другие самолёты на фотографии: Поликарпов И-16 тип 18 (29) - Россия - 1939
-
Авиация и Время 2001-05 / М.Жирохов, И.Гордельянов - Испанские авиаторы на Восточном фронте
Командир "Голубой эскадрильи" 2-го состава капитан Мануэль Бенгочеа (предположительно) у своего Bf 109F-2
-
Авиация и Космонавтика 2021-12 / В.Котельников - Трофейные истребители Мессершмитт Bf 109 в СССР
Захваченный советскими войсками 20 июля 1941 г. Bf 109F-2 выставлен на площади в Ленинграде, август 1941 г.
-
Авиация и Космонавтика 1999-05 / В.Катков, А.Фирсов - Мессершмитт Bf 109
Один из первых Bf 109F-4, поступивших на фронт 15 июля 1941г. - самолет командира JG 52 майора Траубенбаха
-
История Авиации 2000-02 / Д.Хазанов - Долгий путь на фронт улучшенной "девятки" /Самолеты второй мировой/ (1)
Конструкторская мысль противника не стояла на месте, а промышленность Третьего Рейха еще зимой 1941-1942гг. смогла заменить в истребительных эскадрах Люфтваффе все оставшиеся Bf109E-4 и E-7 на более мощные Bf109F-4, которые появились на Восточном фронте еще в августе 1941г.
-
АвиаМастер 2006-02 / А.Марданов - Восемь пишем, два в уме /На фронтах Великой Отечественной/ (2)
Bf-109F-4 фельдфебеля Мюллера с эмблемой на борту и многочисленными "абшуссенбалками" на руле поворота
-
АвиаМастер 2006-02 / А.Марданов - Восемь пишем, два в уме /На фронтах Великой Отечественной/ (2)
Bf 109F-4 6-го отряда 5-й истребительной эскадры на аэродроме "Хебуктен", лето 1942г.
-
АвиаМастер 2006-02 / А.Марданов - Восемь пишем, два в уме /На фронтах Великой Отечественной/ (2)
"Мессершмитт" выруливает на взлет по залитому талыми водами аэродрому "Алакуртти", апрель 1942г.
-
Авиация и Космонавтика 2018-06 / М.Тимин - Июнь 1941г. Воздушная битва на южном направлении (1)
Bf109F-4 из штаба III/JG77, лето 1941 г., Молдавия
-
Авиация и Космонавтика 2017-07 / М.Тимин - 40 дней войны лейтенанта Мелентьева /Авиация и люди/
Самый опасный враг - Мессершмитт Bf109F-4 из III/JG77, лето 1941г.
-
Мир Авиации 1998-01 / В.Белов - Теодор Вайссенбергер /Асы мира/
Bf 109F-4 из 6-й эскадрильи JG 5.
-
Мировая Авиация 59
Венгрия, один из наиболее преданных союзников Германии, получила крупную партию Bf 109F-4 (на снимке) в октябре 1942 года. В начале 1943 года венгерским ВВС были переданы истребители Bf 109G-2, а в 1944 году - Bf 109G-6. Оснащенные ими девять эскадрилий воевали плечом к плечу с Люфтваффе на советско-германском фронте, но после того, как союзники начали налеты на Венгрию с баз в Италии, вошли в состав сил ПВО страны. Часть венгерских летчиков воевала на стороне Германии до окончания Второй мировой войны.
-
Мировая Авиация 52
Регистрационный номер: NN644 После вынужденной посадки на побережье в Сассексе в мае 1942 года, этот Bf 109F-4/B попал в 1426-ю (Enemy Aircraft) эскадрилью RAF. Получив серийный номер RAF NN644, машина сохранила свою оригинальную окраску.
-
Мировая Авиация 59
Данный Bf 109F-4 был захвачен советскими солдатами и подарен американским летчикам. Самолет прибыл в Райт-филд в марте 1943 года.
-
Мировая Авиация 59
Италия. Две эскадрильи итальянских ВВС получили Bf 109F-4 в начале 1943 года, затем последовали Bf 109G-6. После того, как Италия была оккупирована немецкими войсками,часть итальянских летчиков перешла на сторону Германии. Из них сформировали подразделение, получившее в сентябре 1944 года эскадрилью Bf 109G-6, а в январе 1945 года - эскадрилью Bf 109G-10.
-
Авиация и Космонавтика 1999-05 / В.Катков, А.Фирсов - Мессершмитт Bf 109
Bf 109F-4/R1 с подкрыльевыми 15-мм пушками MG 151
-
Авиация и Космонавтика 1999-05 / В.Катков, А.Фирсов - Мессершмитт Bf 109
Над Средиземным морем разведчик Bf 109F-4/R8 - единственный экземпляр
-
Авиация и Космонавтика 1999-05 / В.Катков, А.Фирсов - Мессершмитт Bf 109
Bf 109F-4/Z, июль 1942г., Франция. Виден подфюзеляжный бомбодержатель
-
Мировая Авиация 52
Bf 109F-4/B из 10. (Jabo)/JG 26, подготовленный к действиям над Ла-Маншем. На подфюзеляжном держателе самолет несет бомбу SC 250. Эскадрильи истребителей-бомбардировщиков (Jabostaffeln) специализировались в нанесении внезапных ударов с малых высот по судам и объектам на берегу.
-
Aeroplane Monthly 1994-04 / R.Chapman, C.Guhlfeldt - In from the cold
Bf 110s and Bf 109s of JG5 over Kirkenes in 1942/43.
Другие самолёты на фотографии: Messerschmitt Bf.110 - Германия - 1936
-
Мировая Авиация 52
В Средиземноморье Bf 109F также выполняли разведывательные полеты. На снимке: оснащенные фотоаппаратами Bf 109F-4 из 1-й дальней разведзекадрильи 122-й группы, которая базировалась на Сицилии. Кабины этих Bf 109F-4, приспособленных для ведения тактической разведки (Bf 109F-5 ?), защищены от солнца тентами. Небольшие трубки позади подфюзеляжного окна фотокамеры предназначены для отвода масла, чтобы не загрязнять объектив.
-
Мировая Авиация 52
II./JG 27 после участия в нападении на Советский Союз была переброшена в Северную Африку, где начала службу в октябре 1941 года. Самолеты на снимке принадлежали 5-й эскадрилье.
-
Мировая Авиация 2
Большинство вылетов Bf 109 совершали днем, однако этот самолет хорошо зарекомендовал себя и как ночной истребитель. На фотографии изображен самолет Bf 109F из II группы 54-го полка истребительной авиации (II./JG 54), принимавший участие в военных действиях на Восточном фронте.
-
АвиаМастер 2001-03 / М.Морозов - Несостоявшийся Перл-Харбор или почему потерпела крах операция "Айсштосс" /На фронтах Великой Отечественной/
Me-109F капитана Ганса Филиппа из 54-й эскадры, украшенный по поводу 100-й воздушной победы немецкого аса. Аэродром Красногвардейск, 31 марта 1942г.
-
АвиаМастер 2002-02 / М.Морозов - Вошедшие в бессмертие /На фронтах Великой Отечественной/
Еще один снимок "Мессершмиттов" из 54-й эскадры в характерном "чешуйчатом" камуфляже.
-
Авиация и Космонавтика 2017-05 / Д.Пичугин - 43 отдельный морской
Летчики 43-го ИАП у самолета Адальберта Куна, совершившего посадку на территории, контролируемой войсками 21-й Армии. Один из двух «мессершмиттов», совершивших посадку на нашей территории 29 мая 1942 г. На плоскости стоит ст. л-т. И. И. Кобылецкий, в кабине - командир полка п/пк Н.Т. Сюсюкалов
-
Авиация и Космонавтика 2021-12 / В.Котельников - Трофейные истребители Мессершмитт Bf 109 в СССР
Передача трофейного Bf 109F в строевую часть для использования на фронте, 1942 г.
-
АвиаМастер 2006-08 / А.Марченко, И.Сеидов - Домой вернутся все! /Авиация в лицах/
Советские летчики и механики осматривают "Мессершмитт" Bf 109F, приземлившийся из-за ошибки пилота на аэродроме 127-го ИАП под Сталинградом в конце 1942 года
-
Авиация и Космонавтика 2010-01 / М.Никольский - 968-й ИИСАП
Инженер полка В.И.Алексеенко (слева) у трофейного Bf.109
-
Авиация и Космонавтика 2021-12 / В.Котельников - Трофейные истребители Мессершмитт Bf 109 в СССР
Bf 109F №9209 на испытаниях
-
Мировая Авиация 85
Bf 109F, "Белый 1", принадлежал командиру 7-й эскадрильи 2-й истребительной эскадры "Richthofen" Эгону Майеру, лето 1941 года. На антенне виден знак комэска - символ эскадрильи в миниатюре.
-
АвиаМастер 2004-05 / Д.Хазанов - Почему они сбили больше, чем мы? /Анонс/
Немецкие механики у истребителя "Мессершмитт" Bf 109F из 54-й эскадры - одного из наиболее результативных подразделений Люфтваффе на Восточном фронте.
-
АвиаМастер 2007-01 / М.Морозов - Севастопольский вальс - 2 /На фронтах Великой Отечественной/
"Мессершмитт" Bf 109F из группы III/JG77 на аэродроме "Сарабуз", 1941г.
-
Авиация и Космонавтика 2016-02 / В.Бакурский - Главный противник или Поставить точки над "i" II
«Перевернутый» двигатель с нижним расположением вала воздушного винта вынудил конструкторов «Стодевятого» оснастить самолет достаточно длинными основными стойками шасси. В противном случае винт на взлете задевал бы землю
-
Авиация и Время 2002-04 / Д.Хазанов, А.Котлобовский - Битва над Киевом (3)
Техническое обслуживание Bf 109F из JG 3 на аэродроме Белая Церковь
-
Авиация и Время 2002-01 / Д.Хазанов, А.Котлобовский - Битва над Киевом (2)
10 и 11 июля летчики JG 53 заявили о 24 советских самолетах, сбитых под Киевом
-
АвиаМастер 2006-03 / В.Кондратьев - Фанера победила дюраль /Цифры и факты/
Bf 109F, он же "Фридрих", на заснеженном аэродроме где-то в России зимой 1941-42 годов. К началу войны такие машины составляли более половины от общей численности германской истребительной авиации, сосредоточенной у границ Советского Союза
-
Мировая Авиация 52
Пилот счищает снег со своего самолета. Восточный фронт, зима 1941-1942 годов. Bf 109F были основными истребителями Люфтваффе во время нападения на СССР, которые нанесли серьезный урон советским ВВС.
-
АвиаМастер 2001-03 / М.Морозов - Несостоявшийся Перл-Харбор или почему потерпела крах операция "Айсштосс" /На фронтах Великой Отечественной/
Подвеска 50-килограммовых бомб под Me-109F из 54-й эскадры "Зеленое сердце". Аэродром Смверская, весна 1942г.
-
АвиаПарк 2008-03 / Р.Ларинцев - Приковать врага к земле! /На фронтах Великой Отечественной/
"Мессершмитт" Bf 109F из эскадры "Эдельвейс" на заполярном аэродроме в Норвегии
-
Мировая Авиация 14
Истребители Bf 109F на заснеженном аэродроме где-то в Советском Союзе. Скорее всего, фотография сделана зимой 1941-1942 годов.
-
Мировая Авиация 51
Самолет, принадлежащий 4./ZG 26, совершает посадку на одном из аэродромов на северном участке советско-германского фронта, осень 1941 года. Обратите внимание - на самолете отсутствуют "желтая лента" ТВД и код эскадры (3U), но видны значки побед. На земле стоят Bf 109F из состава II./JG 54.
Другие самолёты на фотографии: Messerschmitt Bf.110 - Германия - 1936
-
АвиаМастер 2002-02 / М.Морозов - Вошедшие в бессмертие /На фронтах Великой Отечественной/
"Мессершмитт" из 54-й эскадры выкатывают с летного поля после возвращения из боя. Прибалтика, лето 1941г.
-
АвиаПарк 2010-02 / М.Тимин - Ответный удар /На фронтах Великой Отечественной/ (1)
"Мессершмитты" из группы II.JG53. Снимок сделан 20 июня 1941 года на аэродроме Нейзиндель в Восточной Пруссии. Самолеты ремонтируют перед началом войны
-
АвиаПарк 2010-02 / М.Тимин - Ответный удар /На фронтах Великой Отечественной/ (1)
Самолеты 3.JG51 на летном поле аэродрома Стара Весь
-
Мир Авиации 2003-01 / Д.Карленко, В.Антипов - Харьков, май 1942: хроника событий /Война в воздухе/
Хвостовое оперение Bf 109 из JG 52 с отметками побед.
-
Мировая Авиация 83
Рейхсмаршал Геринг и оберст-лейтенант Галланд около самолета Bf 109F. После 69 побед летчик получил Мечи к Рыцарскому кресту, а сбитый 8 ноября 1941 года Spitfire довел их число до 94. В итоге, два месяца спустя после назначения командующим истребительной авиацией Галланд получил Бриллианты к Рыцарскому кресту.
-
АвиаПарк 2010-02 / М.Тимин - Ответный удар /На фронтах Великой Отечественной/ (1)
Bf 109F капитана Рейнхарда Зейлера. Снимок сделан не раньше 15 августа 1941 года, когда на счету этого летчика была 21 воздушная победа
-
Авиация и Время 2016-06 / С.Вахрушев - Из первых, встретивших войну... (3)
Ф. Людек (слева) и обломки его Bf 109F, сбитого 24 января 1943 г. Внизу - подпись Ячменева в альбоме
-
АвиаМастер 2006-02 / А.Марданов - Восемь пишем, два в уме /На фронтах Великой Отечественной/ (2)
Оберлейтенант Зегатц в кабине своего "Мессершмитта" и эмблемы, нарисованные на борту его самолета
-
Мир Авиации 1998-01 / В.Белов - Теодор Вайссенбергер /Асы мира/
Пилот JG 5 лейтенант Вайссенбергер в кабине своего Bf 109F.
-
Авиация и Космонавтика 1995-11 / С.Горожанин - Лучшие асы-истребители мира
Ганс-Иохим Марсейль в кабине Bf 109
-
Мировая Авиация 35
Беззаботный Марсель показывает на пробоину (вероятно, от шрапнели) на одном из своих первых Bf 109E-7 Trop (обратите внимание на тропический фильтр и эмблему I./JG 27).
-
АвиаПарк 2010-03 / М.Тимин - Ответный удар /На фронтах Великой Отечественной/ (2)
Командир 54-й истребительной эскадры Люфтваффе майор Траутлофт в кабине своего Bf 109F
-
АвиаПарк 2010-02 / М.Тимин - Ответный удар /На фронтах Великой Отечественной/ (1)
Командир 3.JG51 старший лейтенант Генрих Крафт возле своего самолета. 22 июня он заявил три победы над советскими бомбардировщиками
-
АвиаПарк 2010-02 / М.Тимин - Ответный удар /На фронтах Великой Отечественной/ (1)
Капитан Рейнхард Зейлер из штаба истребительной группы I JG54. В первом бою с советскими бомбардировщиками он заявил три победы. Цилиндр на борту его "Мессершмитта" - эмблема еще со времен войны в Испании.
-
Aeroplane Monthly 1983-10 / R.Olejnik - Messerschmitt's Mighty Midget (3)
The author leaving the cockpit of a Bf 109F after scoring his 20th and 21st kills on July 2, 1941. At this time Olejnik commanded the 1st Staffel JG3.
-
Авиация и Космонавтика 2018-02 / М.Тимин - Наследник Нестерова
Лейтенант Вальтер Крупински и оберфельдфебель Эрнст Куасиновский с у самолета Крупински. Оберлейтенант Эрнст Куасиновский погиб 11 июня 1942 г., одержав к тому моменту 19 побед, из них 4 в Испании
-
Авиация и Космонавтика 2018-02 / М.Тимин - Наследник Нестерова
Лейтенант Вальтер Крупински и оберфельдфебель Эрнст Куасиновский, возможно спиной к фотографу стоят унтер-офицер Хельмут Рампфель и лейтенант Зигфрид Канцлер. Фельдфебель Хельмут Рампфель погиб 15 марта 1942 г., на его счету было 9 побед
-
Авиация и Время 2003-04 / Д.Хазанов, А.Котлобовский - Битва над Киевом (6)
Истребители эскадры JG 3 действовали с аэродромного узла Белая Церковь очень эффективно
-
Авиация и Космонавтика 2012-05 / В.Бакурский, А.Фирсов - Несбывшиеся надежды Вилли Мессершмитта
Опытный самолет Bf 109V23
-
Мировая Авиация 2
ТРЕХКОЛЕСНОЕ ШАССИ. На этом Bf 109F испытывали трехколесное шасси, разработанное для Messerschmitt Me 309, которым планировалось заменить самолеты Bf 109.
-
Авиация и Космонавтика 2016-09 / В.Бакурский - Главный противник. Крылья "Мессера"
Опытный Bf 109V-31 - свидетельство того, что проблемой шасси на фирме Мессершмитта были озабочены достаточно сильно. Обратите также внимание на появившиеся подкосы стоек шасси
-
Авиация и Космонавтика 2012-05 / В.Бакурский, А.Фирсов - Несбывшиеся надежды Вилли Мессершмитта
Опытный самолет Bf 109V31
-
Мировая Авиация 2
РАДИАТОР ПОД ФЮЗЕЛЯЖЕМ. На этом Bf 109F проходили испытание другие приспособления для Me 309 - съемный радиатор под фюзеляжем и убирающееся основное ширококолейное шасси.
-
Мировая Авиация 2
ДВИГАТЕЛЬ BMW. Все боевые Bf 109 оснащались однорядными двигателями Jumo или Daimler-Benz, но на этом Bf 109F установили радиальный двигатель BMW801 с самолета Focke-Wulf Fw 190.
-
Мировая Авиация 2
РАКЕТНЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ. Этот Bf 109F использовался для испытаний ракет RZ 65, которые предполагалось использовать для атак наземных целей или бомбардировщиков противника.
-
Авиация и Космонавтика 2006-05 / А.Лашков, В.Голотюк - Самолеты-снаряды V-1 на восточном фронте
Составной самолет "Мистель" - трофей советских войск
Другие самолёты на фотографии: Junkers Ju.88 - Германия - 1936
-
Aeroplane Monthly 1994-11 / P.Brown - KG200: fact and fiction
A Mistel 1 (Bf 109 and Ju 88) of 6./KG200 at Burg, near Magdeburg, in 1945.
Другие самолёты на фотографии: Junkers Ju.88 - Германия - 1936
-
Мировая Авиация 2
СЦЕПКА. Концепция самолета-сцепки была опробована с привлечением Bf.109, использовавшегося для доставки транспортного планера или начиненного взрывчаткой бомбардировщика (фото).
Другие самолёты на фотографии: Junkers Ju.88 - Германия - 1936
-
Авиация и Космонавтика 2016-02 / В.Бакурский - Главный противник или Поставить точки над "i" II
Дюралевая бронестенка, защищающая бензобак. Слева - установленная в фюзеляже; справа - после испытаний на обстрел (вид со стороны бензобака).
-
Aeroplane Monthly 1983-05 / W.Clarke - Drawing a bead (4)
The Revi C.12D Reflector Sight, seen mounted in the cockpit of a Bf 109F.
-
Авиация и Космонавтика 2016-02 / В.Бакурский - Главный противник или Поставить точки над "i" II
К вопросу о размещении пушечно-пулеметного вооружения "Мессершмитта"...
-
Мировая Авиация 57
По вооружению Bf 109F уступал Bf 109E, но пилоты любили "F" за отменную маневренность. На снимке: результат удачной атаки британским истребителем самолета Bf 109F.
-
Авиация и Космонавтика 1999-05 / В.Катков, А.Фирсов - Мессершмитт Bf 109
Лобовое бронестекло "мессершмитта", получившее пулю с советского бомбардировщика
-
Авиация и Космонавтика 1999-05 / В.Катков, А.Фирсов - Мессершмитт Bf 109
Неудачная посадка опытного V30 - Bf 109F-1, на котором испытывалась гермокабина для будущего Bf 109G-1
-
История Авиации 2003-02 / П.Каминский - Il-2?.. Schturmovik?.. Das ist fantastisch!!.. /Игротека/ (1)
Исторический кадр. Один из пилотов помогает выбраться из кабины Bf109F-4 раненому командиру JG51 полковнику Вернеру Мельдерсу, чей истребитель был подбит в бою с советскими И-16 10 июля 1941г. Тогда командору повезло - он смог дотянуть до своего аэродрома.
-
АвиаМастер 2007-01 / М.Морозов - Севастопольский вальс - 2 /На фронтах Великой Отечественной/
"Мессершмитт" штабного звена группы III/JG77, потерпевший аварию на территории Крыма, октябрь 1941г.
-
Авиация и Космонавтика 2016-02 / В.Бакурский - Главный противник или Поставить точки над "i" II
Впрочем, просто подломанные стойки шасси - не самая большая проблема «Стодевятого». Даже если стойка выдерживала, боковое скольжение на пробеге из-за малой колеи шасси часто приводило к опрокидыванию самолета через условную линию, проходящую между коком винта и законцовкой крыла (а достаточно частый срыв узкой покрышки колеса лишь усугублял этот процесс. Когда реборда упиралась в землю, переворот был неизбежен).
-
Авиация и Космонавтика 2021-12 / В.Котельников - Трофейные истребители Мессершмитт Bf 109 в СССР
Вывоз подбитого Bf 109F с места вынужденной посадки (самолет был подбит Виктором Радкевичем 25 марта 1942 г.)
-
Авиация и Космонавтика 2016-02 / В.Бакурский - Главный противник или Поставить точки над "i" II
Хотя фюзеляж самолета и отличался достаточной прочностью, необходимой для повседневной эксплуатации, при грубой посадке он попросту ломался. Несущая обшивка хвостовой части не могла воспринять подобные нагрузки
-
Aeroplane Monthly 1987-12 / Personal album
An unidentified '109, its back broken, discovered by the advancing Allied forces.
-
Авиация и Космонавтика 1999-05 / В.Катков, А.Фирсов - Мессершмитт Bf 109
Реалии Восточного фронта: у немцев это называлось "повреждение 90%", лето 1942г., район г. Изюм
-
Авиация и Космонавтика 2016-02 / В.Бакурский - Главный противник или Поставить точки над "i" II
Удобство транспортировки поврежденного самолета - одно из качеств Bf 109, весьма востребованное на войне
-
АвиаМастер 2001-06 / Д.Хазанов - Ржевский рубеж /К 60-летию разгрома немецких войск под Москвой/
Для многих немецких пилотов война с Россией закончилась вот так: бойцы 237-го автобата буксируют в тыл "Мессершмитт" обер-лейтенанта Лохоффа, сбитого при попытке атаковать советские бомбардировщики.
-
Авиация и Космонавтика 2016-02 / В.Бакурский - Главный противник или Поставить точки над "i" II
Удобство транспортировки поврежденного самолета - одно из качеств Bf 109, весьма востребованное на войне
-
АвиаМастер 2002-06 / М.Тимин - Возвращаясь к сталинским соколам /Дискуссия/
Таких фотографий могло быть и больше, если бы...?
-
Aeroplane Monthly 1987-12 / Personal album
Another view of Bf 109F DP+IZ, minus prop, cowlings, canopy, fin and half its undercarriage.
-
Aeroplane Monthly 1987-12 / Personal album
A Bf 109F variant, probably an F-4/Trop, still carrying its factory code DP+IZ.
-
Авиация и Космонавтика 2016-02 / В.Бакурский - Главный противник или Поставить точки над "i" II
Еще одним «замечательным» качеством «Мессершмитта» было то, что он легко подвергался «каннибализации». Другими словами, легко расходился на запчасти
-
АвиаМастер 2002-07 / В.Антипов - "Коммунист" из Люфтваффе: летчик-истребитель Альфред Гриславски /Авиация в лицах/
"Желтая восьмерка" - подбитый самолет Эриха Шиффлера, найденный немецкими солдатами в поле.
-
Авиация и Космонавтика 2021-12 / В.Котельников - Трофейные истребители Мессершмитт Bf 109 в СССР
Советские офицеры осматривают подбитый зенитчиками западнее Киева Bf 109F-2 из эскадры JG 3, Юго-Западный фронт, июль 1941 г.
С "драконом" - эмблемой I/JG 3 - уже знакомятся и бойцы Красной Армии -
Авиация и Время 2002-01 / Д.Хазанов, А.Котлобовский - Битва над Киевом (2)
Сбитый "мессер" выставлен для показа на Крещатике
-
История Авиации 26 / А.Булах - Превосходство относительных величин /Метаморфозы/ (1)
Bf109F-2 из состава IV/JG51, сбитый летом 1941г. Один из многих.
-
Авиация и Космонавтика 1999-01 / В.Дымич - Веселая охота на востоке Европы
Bf 109F-4 обер-лейтенанта Лейкауфа, совершивший вынужденную посадку после боя с истребителями 3-го ГИАП
-
АвиаПарк 2008-03 / Р.Ларинцев - Приковать врага к земле! /На фронтах Великой Отечественной/
Офицер Северного флота осматривает обломки "мессершмиттов" на захваченном немецком аэродроме
-
Авиация и Космонавтика 2007-08 / М.Никольский - 28-й гв. иап
Сбитый истребитель Bf.109F. В начале войны "Фридрихи" летчики часто именовали He-113
-
АвиаПарк 2010-02 / М.Тимин - Ответный удар /На фронтах Великой Отечественной/ (1)
Найденный немцами на месте вынужденной посадки Bf 109F-2 №6674 капитана Хайнца Бретнютца. На левом борту за кабиной видна пробоина от пули, возможно ставшей смертельной для летчика, который умер спустя
пять дней. На руле поворота отметки о 31 воздушной победе -
Авиация и Космонавтика 2021-12 / В.Котельников - Трофейные истребители Мессершмитт Bf 109 в СССР
Этот трофей использовался в качестве декорации при съемках художественного фильма «Сталинградская битва» (1949 г.)
-
Aviation Historian 17 / R.Forsyth - Defending the Reich (1)
Young Luftwaffe fighter pilots watch and listen carefully as an experienced NCO pilot uses a model of a Messerschmitt Bf 109 to demonstrate tactics to be deployed against an American B-24 bomber in Sicily in 1943. The model is fitted with wire frames to represent the cones of fire from a B-24’s defensive guns.
Другие самолёты на фотографии: Consolidated B-24 Liberator - США - 1939
-
Авиация и Космонавтика 2008-05
«Воздушное сражение над Кавказом». Работа 2003 года
-
АвиаМастер 2006-03 / В.Кондратьев - Фанера победила дюраль /Цифры и факты/
Другие самолёты на фотографии: Messerschmitt Bf.109K - Германия - 1944
-
Авиация и Космонавтика 2016-09 / В.Бакурский - Главный противник. Крылья "Мессера"
На крыле Bf 109 до модификации «Е» включительно на нижней поверхности крыла имелись только маленькие технологические лючки. На самолетах, начиная с варианта «F», на нижней поверхности консолей появились огромные съемные панели (выделены цветом)
Другие самолёты на фотографии: Messerschmitt Bf.109E - Германия - 1938
-
Моделист-Конструктор Ближние разведчики, корректировщики и штурмовики Второй мировой войны
Messerschmitt Bf109F-5
-
Авиация и Космонавтика 1999-05 / В.Катков, А.Фирсов - Мессершмитт Bf 109
Bf 109F-2, Bf 109F-4, Bf 109F-4/R1, Bf 109F-4/Z, Bf 109F-4/R8
Тип фотографий
- Все фото (207)
- Боковые проекции (68)
- Ч/б фото (97)
- Кабина (1)
- Обломки (30)
- Модели, рисунки, схемы, чертежи (11)