Мировая Авиация 59
-
Первый человек в космосе. 12 апреля 1961г.: к огромному удивлению мировой общественности СССР объявил о запуске в космос КА "Восток-1" с космонавтом Юрием Гагариным на борту. Совершив за 108 минут один виток вокруг Земли, первый космонавт планеты благополучно приземлился в назначенном районе. На снимке: макет КА "Восток-1", который Ми-6 пронес во время авиационного парада в Тушино в том же году.
Бомбардировщики Boston Mk III и Mk IIIA входили в состав 107-й эскадрильи с января 1942 года по январь 1944 года. Эскадрилья привлекалась к операции в Дьеппе для уничтожения позиций береговой артиллерии противника. Девять самолетов получили различные повреждения.
Испания. Испанские ВВС приобрели Bf 109E (на снимке) после гражданской войны, а в 1942 году были получены Bf 109F-4. Последние использовались для подготовки летчиков добровольческой "Escuadron Azul", воевавшей на "русском" фронте под обозначением 15.(span)/JG 51. В 1951 году испанцы получили лицензию на выпуск 200 Bf 109G, но из-за недопоставок двигателей машины были достроены уже как HA-1109/1112.
Швейцария. 17 декабря 1938 года швейцарские ВВС получили первый из 10 самолетов Bf 109D-1, а с апреля 1939 года в ВВС стали поступать 80 Bf 109E-3 (на снимке). Позже были интернированы по два Bf 109F и Bf 109G, а в мае 1944 года - приобретены 12 Bf 109G-6. Швейцарские истребители имели характерную окраску, активно привлекались к защите воздушных рубежей своей страны и даже сбили несколько немецких самолетов.
Изображенный здесь Bf 109E-3/В совершил посадку в Кенте, затем был отремонтирован и изучен британскими военными.
Изображенный здесь Bf 109E-3/В совершил посадку в Кенте, затем был отремонтирован и изучен британскими военными.
Югославия. В апреле 1939 года Югославия заказала 100 самолетов Bf 109E-3 (на снимке), которые должны были поступить в 6-й истребительный авиаполк. До войны югославские ВВС получили только 73 истребителя, и все они были уничтожены во время вторжения германских войск. Причем в основном руками своих же летчиков, чтобы не достались врагу. Несколько Bf 109G попали в руки югославских партизан.
Румыния. С начала 1942 года румынские ВВС приобрели 69 самолетов Bf 109E-4 (на снимке - вместе с немецким Bf 109E). Позже были получены Bf 109G-2/G-6. После перехода в августе 1944 года на строну союзников и объявления войны Германии румынские летчики получили также трофейные Bf 109G-10/G-14, последние из которых были списаны в 1948 году.
Болгария. Болгарские ВВС получили 19 самолетов Bf 109E-4 (на снимке) в 1940 году, а с 1943 года последовали Bf 109G-2/G-4/G-6, и общая численность их парка возросла до 149 машин. Подавляющее большинство самолетов было сведено в два авиаполка 6-й истребительной авиадивизии (аэродромы Божуриште и Враждебна под Софией). Основной задачей летчиков было прикрытие столицы страны от налетов американских бомбардировщиков, прилетавших в сопровождении групп истребителей со стороны Италии. Болгарские пилоты сбили более 50 самолетов, но и сами понесли большие потери. 9 сентября 1944 года Болгария объявила войну Германии, а после победы национальные ВВС получили более 100 истребителей Bf 109G (находились в эксплуатации до 1946 года), хотя большая часть машин была передана Югославии в качестве репараций.
Словаки получили Bf 109E-7 (на снимке) в 1941 году: 11-й истребительный авиаполк защищал Словакию, а 13-й полк - воевал на Восточном фронте под обозначением 13.(slowak)/JG 52. Последняя часть в начале 1943 года получила Bf 109G-6, а в 1944 году участвовала в обороне Братиславы. В последующем, после перехода Словакии на сторону союзников, часть истребителей привлекалась к борьбе с Люфтваффе.
Япония и СССР. В 1941 году пять разоруженных Bf 109E-7 направили в Японию для технического изучения и испытаний (на снимке), хотя японские военные были больше заинтересованы в двигателе DB 601. Несколько Bf 109E до войны были поставлены СССР, а затем самолеты "приобретались" уже в качестве трофеев.
Венгрия, один из наиболее преданных союзников Германии, получила крупную партию Bf 109F-4 (на снимке) в октябре 1942 года. В начале 1943 года венгерским ВВС были переданы истребители Bf 109G-2, а в 1944 году - Bf 109G-6. Оснащенные ими девять эскадрилий воевали плечом к плечу с Люфтваффе на советско-германском фронте, но после того, как союзники начали налеты на Венгрию с баз в Италии, вошли в состав сил ПВО страны. Часть венгерских летчиков воевала на стороне Германии до окончания Второй мировой войны.
Данный Bf 109F-4 был захвачен советскими солдатами и подарен американским летчикам. Самолет прибыл в Райт-филд в марте 7943 года.
Италия. Две эскадрильи итальянских ВВС получили Bf 109F-4 в начале 1943 года, затем последовали Bf 109G-6. После того, как Италия была оккупирована немецкими войсками,часть итальянских летчиков перешла на сторону Германии. Из них сформировали подразделение, получившее в сентябре 1944 года эскадрилью Bf 109G-6, а в январе 1945 года - эскадрилью Bf 109G-10.
Финляндия. ВВС Финляндии получили первые Bf 109 в начале 1943 года. Вслед за 28 истребителями Bf 109G-2 последовали 150 самолетов Bf 109G-6 (на снимке), Bf 109G-8 и Bf 109G-10. Все они входили в состав 24-й и 34-й истребительных эскадрилий, воевавших на Восточном фронте. 19 сентября 1944 года Финляндия подписала перемирие с СССР и вступила в войну против Германии. Но из-за относительно малой практической дальности Bf 109 не смогли принять участие в боях в Лапландии.
Этот Bf109G-6/R6 принадлежал II./JG 26 - одному из самых активных истребительных подразделений, воевавших летом 1943 года в небе Франции.
Самолеты Vampire FB.Mk 9 были выделены из состава 8-й эскадрильи в апреле 1954 года, обычно они базировались в Хормаксаре (район Адена, Йемен), но совершали вылеты с аэродрома в Истли. Самолеты привлекались к операции "Anvil".
Phantom в ВВС США. 24 января 1962г.: два самолета McDonnell F4H Phantom II из авиации ВМС США были переданы в распоряжение Тактического авиационного командования ВВС США - авиабаза Лэнгли, штат Вирджиния. Это стало первым шагом к принятию F4H под обозначением F-110A на вооружение ВВС США.
Впервые Fw 190 появился над северной Францией в середине 1941 года. Именно эти самолеты одержали самое большое число побед в районе Дьеппа.
Данный Mustang Mk I принадлежал эскадрилье II (АС). Эти самолеты оказались весьма эффективны на малых высотах и часто использовались в качестве тактических разведчиков.
Видавший виды Vigilante, переоборудованный из A-5B, из состава эскадрильи RVAH-11 принимает топливо от самолета-заправщика EKA-3B после боевого вылета 29 января 1968 года, во время второй командировки эскадрильи к берегам ДРВ.
Большой и сложный в пилотировании, Vigilante не пользовался особой любовью командования и молодых летчиков. Однако в варианте тактического разведчика он даже сегодня, спустя 20 лет после снятия с вооружения, во многом остается непревзойденным.
Самолет из состава эскадрильи RVAH-6 "Fleurs" касается палубы авианосца "Америка", Южно-Китайское море, 1972-1973 годы. Восемь из девяти вооруженных RA-5C эскадрилий прошли через Вьетнам.
RA-5C (зав. № 150834) из RVAH-13 приземляется на авианосец "Китти Хок" после разведмиссии над Вьетнамом, начало 1966 г.
В 1966 году на борту авианосца "Китти Хок" проводились испытания различных камуфляжных схем для самолетов авиации ВМС. Эта схема была признана наиболее эффективной и наиболее близка к "юго-восточноазиатской" схеме камуфляжа ВВС США. На снимке: один из самолетов RVAH-13 садится на палубу авианосца "Китти Хок".
Первый поход самолеты Vigilante совершили в августе 1962 года - 12 машин из VAH-7 ушли в Средиземное море в составе 6-го корабельного авиакрыла (CVG-6) на борту авианосца "Энтерпрайз". Через два месяца эскадрилья вернулась в США и до начала следующего года базировалась во Флориде. В начале февраля 1963 года VAH-7 вернулась в Средиземное море - уже на семь месяцев.
Vigilante на палубе авианосца "Рэнджер". Корабль уходит из Сан-Франциско на Гавайи, а затем - в Южно-Китайское море. После Тонкинского инцидента "Рэнджер" вошел в состав группировки ВМС США у берегов Вьетнама. Vigilante из RVAH-5, базирующейся на борту авианосца, стали первыми RA-5, прибывшими в зону конфликта. Эскадрилья в основном обеспечивала действия A-6 Intruder. На заднем плане - мост "Золотые ворота". 5 августа 1964г.
Случалось, что при катапультном старте происходил отрыв дополнительных топливных баков, расположенных в бомбоотсеке RA-5. Удар баков о палубу обычно приводил к взрыву и пожару, хотя повреждения корабля при этом были минимальными, а опытные экипажи могли продолжать взлет. Так, 4 сентября 1969 года при взлете с авианосца "Индепенденс" произошел отрыв топливных баков на RA-5 из эскадрильи RVAH-12, пилотируемого коммандером Джоном Хьюбером (на снимке). Но летчик смог благополучно поднять машину. Везло, однако, не всем. Весной 1973 года на самолете с серийным № 156609 из этой же эскадрильи на взлете произошел отрыв одного из баков - экипаж был вынужден покинуть загоревшуюся и потерявшую управление машину.
Видавший виды Vigilante, переоборудованный из A-5B, из состава эскадрильи RVAH-11 принимает топливо от самолета-заправщика EKA-3B после боевого вылета 29 января 1968 года, во время второй командировки эскадрильи к берегам ДРВ.
Несмотря на то, что A-5A никогда официально не рассматривался в качестве самолета-заправщика, на нем могла устанавливаться система дозаправки в полете. Топливо передавалось из дополнительных баков, установленных в бомбоотсеке. На самолете устанавливался также насос перекачки топлива. Длина заправочного шланга - 23,8 м. В качестве оператора заправки выступал штурман-оператор. Система прошла испытания, но никогда не применялась. На снимке - три самолета из 7-й тяжелой штурмовой эскадрильи (HATRON 7), ABMA "Энтерпрайз", в строю дозаправки (поход 1963-1964 годов).
Во время испытаний A3J были установлены два мировых рекорда - 13 декабря 1960 года экипаж в составе коммандера Лероя Хита и лейтенанта Ларри Монро установили рекорд высоты, поднявшись на 27874 м. В снаряжение экипажа входили высотно-компенсирующие костюмы (как на снимке). Несколько ранее самолет достиг скорости М=2,02, причем в том полете в кабине оператора находилась президент ФАИ Жаклин Кохран, первая женщина в мире, которой удалось вдвое превысить скорость звука.
RA-5C Vigilante. В таком виде RA-5C (серийный № 149298) из состава 7-й разведывательно-штурмовой эскадрильи (RVAH-7) "Peacemakers of the Fleet" авиакрыла CVW-11 вышел на борту авианосца "Китти Хок" на свою предпоследнюю боевую службу (1973-1974 года). Машина строилась как A-5A и в январе 1963 года вошла в состав 3-й тяжелой штурмовой эскадрильи (VAH-3). В мае того же года самолет был переведен в 1-ю тактически-штурмовую эскадрилью (VAH-1) и вскоре вышел в поход на борту авианосца "Индепенденс". До переоборудования в разведчик машина служила в составе RVAH-7 и совершила поход на борту многоцелевого атомного авианосца "Энтерпрайз". Впоследствии этот самолет сменил не одно подразделение и взлетал также с палуб авианосцев "Джон Ф. Кеннеди" и "Форрестол", пока в августе 1977 года не был отправлен на авиаремонтный завод ВМС США в Джексонвилл (штат Флорида), а 3 августа 1979 года - списан и утилизирован.
RA-5C Vigilante
21 октября 1961г.: первый прототип самолета БПА Breguet Br.1150 Atlantic совершил свой первый полет. Машина поступила на вооружение в 1965 году.
Самолеты Lancaster PR.Mk 1 из состава 82-й эскадрильи базировались в Истли и привлекались к ведению фоторазведки, как и самолеты Dakota Mk III. Самолеты находились в Кении с июля по ноябрь 1952 года.
Vimy стал основным тяжелым бомбардировщиком британских ВВС в 1920-х годах, но использовался преимущественно на Ближнем Востоке в составе 45-й, 58-й, 70-й и 216-й эскадрилий и 4-й летной школы. В метрополии самолет эксплуатировали 7-я и 9-я эскадрильи и звено "D" 100-й эскадрильи.
Один из самолетов Vimy, принадлежавших 216-й эскадрилье, выполняет полет над безлюдной египетской пустыней. Хорошо различимы отдельные элементы в конструкции крыльев и шасси.
Vimy F9147 c двигателями Rolls-Royce Eagle. Машина принадлежала 9-й эскадрилье, базировавшейся в Мэнстоне и эксплуатировавшей Vimy с апреля 1924 года по июнь 1925 года.
Элкок и Браун у скапотировавшего при посадке в Клифдене, Ирландия, самолета Vimy. Площадку для посадки выбрал Элкок, но болото на месте лужайки он разглядел слишком поздно.
Санитарный Vernon Mk II, J7143, позже переоборудованный до стандарта Mk III.
Изображенный здесь Bloch МВ.200 получил номер "77" и в мае 1940 года входил в состав ВВС Франции.
Данные МВ.200 входили в состав 2-й эскадрильи бомбардировочной авиагруппы 1/23. Последний раз самолеты принимали участие в боевых действиях в июне 1941 года - во время боев подразделений вишистской Франции с союзными войсками в Сирии. 9 июня два МВ.200 были сбиты британскими истребителями Hurricane из состава 80-й эскадрильи.
Bloch MB.200B.4
28 октября 1962г.: первый полет в Уайт-Уолтхэме совершил предсерийный Westland Wasp (XS463), разработанный на базе Saunders-Roe Р.531. Пилот - Рон Геллатли.
Боевое крещение самолетов Typhoon пришлось на печально знаменитую операцию у Дьеппа - с их помощью союзное командование пыталось сдержать натиск немецких бомбардировщиков, но безуспешно.
Прототип V.630 успел побывать в нескольких вариантах окраски, но после первого полета под обозначением VX211 он все еще нес цвета компании "Vickers". Затем самолет получил эмблему BEA, а к началу 1950 года - полностью окрашен в цвета BEA.
Первый V.700 (G-AMAV), 1950 год. Он никогда не принадлежал компании BEA, хотя в 1953 году получил имя "Endeavour" - по традиции семейства "Discovery". Неся на хвосте номер "23", самолет принял участие в гонках из Англии в Новую Зеландию.
Компания "Egyptian Airlines" заказала Viscount одной из первых - в 1955 году. Карьера самолетов оказалась неудачной: один сгорел во время боевых действий за Суэцкий канал, второй - потерян в аварии, а третий - продан в 1965 году.
Данный V.794 (№431) был одним из последних построенных базовых Viscount с коротким фюзеляжем. В октябре 1958 года самолет был передан турецкой компании THY, а впоследствии передан турецким ВВС и использовался как штабной самолет.
В 1954 году "Aer Lingus" заказала Viscount 707 для замены флота устаревших DC-3 и Wayfarer. Авиалайнер стал первым турбовинтовым самолетом компании, а в 1960 году был размещен заказ еще на пять машин - улучшенных Viscount 808.
Послевоенные попытки британцев использовать турбореактивные двигатели Nene и Tay окончились неудачей. Последний установили только на втором прототипе Viscount (V.663). Как и оснащенный Nene авиалайнер Viking, он имел четыре тележки основной опоры шасси, размещенные по обеим сторонам гондол двигателей.
13 августа 1962г.: первый полет совершил прототип реактивного самолета HS.125 (G-ARYA) для деловой авиации.
Самая быстрая женщина. 24 августа - 12 октября 1961г.: Жаклин Кохран, знаменитая американская женщина-пилот, установила на Northrop T-38A Talon ряд рекордов среди женщин: рекорд высоты полета - 17191 м, рекорд дальности - 2401 км, рекорд скорости на замкнутом 100-км маршруте - 1262,188 км/час и рекорд скорости на 15-км отрезке маршрута - 1358,6 км/час. Кохран стала первой женщиной в мире, преодолевшей звуковой барьер в 1953 году на самолете Canadair Sabre.
XS694 был одним из девяти самолетов Kestrel F(GA).Mk 1, поступивших в опытную эскадрилью. Все машины имели "металлическую" окраску, несли индивидуальный номер и специальные многонациональные эмблемы.
Пятый из шестерки P.1127 - XP980 - запечатлен во время испытаний в условиях низких температур. Обратите внимание на новую форму воздухозаборников и длинную штангу с контрольно-измерительной аппаратурой.
XS695, восьмой no счету Kestrel F(GA).Mk 1, вместе с еще одним самолетом были оставлены в Великобритании и переданы Министерству авиации. Этот снимок датируется 1966 годом, самолет несет отличительные обозначения британских ВВС, а под крылом можно видеть учебный блок НАР SNEB.
Апрель - октябрь 1960г. Пробный полет первого в мире тактического истребителя вертикального и короткого взлета и посадки (V/STOL) Hawker Р.1127 состоялся 21 октября. Стартовал самолет (XP831) со специально разграфленной на квадраты площадки.
XP837 выполняет один из полетов "на привязи" в рамках программы испытаний в октябре 1960 года. Обратите внимание на форму воздухозаборников, призванную повысить эффективность работы двигателя в режиме висения. Позже она была изменена.
The British Aerospace Harrier, to date the most successful operational VTO aircraft, is a progressive development from the original P.1127 prototype (on photo) by way of the Kestrel. Over a decade, operational take-off weights for VTO and STO have been raised from 12.400 lb (5 630 kg) and 15.500 lb (7037 kg) to 17.250 lb (7832 kg) and 25,000 lb (11350 kg) respectively.
Испытания Р.1127. 12 сентября 1961г.: первые два прототипа Hawker Р.1127, пилотируемые Э. У. Бедфордом и Хью Мереветтером, совершили первые полные переходы из вертикального в горизонтальный полет и наоборот, хотя первые пробные переходы выполнялись четырьмя днями ранее.
Первыи Р.1127, XP831, выполнил первые в истории вертикальные взлет и посадку на палубу корабля, авианосца "Арк Ройял", 3 февраля 1963 года. Тремя годами позже - в июне 1966 года другая машина, XP984 с двигателем Pegasus 5, приняла участие в испытаниях на борту десантного вертолетоносца "Булварк".
15 октября 1963 года была сформирована опытная эскадрилья самолетов Kestrel, более известная под обозначением TES и просуществовавшая два года.
Р.1154 - сверхзвуковой Harrier. В начале 1959 года "Hawker" с "Bristol Aero-Engines" (которая в апреле объединилась с "Armstrong Siddeley Motors", в результате чего появилась компания "Bristol Siddeley Engines") приступили к изучению возможности создания сверхзвукового истребителя-бомбардировщика с вертикальным взлетом и посадкой. Однако для этого требовался более мощный двигатель, с дополнительным сжиганием топлива во внешнем контуре. В итоге был создан ВS.100 тягой 159,22 кН. Новая машина получила обозначение Р.1150, самолет по проекту был в полтора раза тяжелее и несколько больше Р.1127, имел более тонкое крыло с большим углом стреловидности, а также брал на борт больший запас топлива. После многочисленных доработок в конечном итоге появились проекты одноместного сверхзвукового истребителя-бомбардировщика Р.1154RAF и двухместного истребителя-перехватчика Р.1154RN (на снимке). Однако в феврале 1965 года программы создания сверхзвукового Harrier и двигателя BS.100 были закрыты.
Построенный компанией "Avro" в Манчестере в конце 1945 года, этот Lincoln B.Mk 2 привлекался к испытаниям двигателей фирмы "Rolls-Royce" в Хакнелле. В конце 1940-х годов он входил в состав 7-й эскадрильи, в начале 1950-х годов - 49-й, 148-й и 149-й эскадрилий, а во время операции в Кении был в составе 214-й эскадрильи.
Особо сильный урон повстанцам нанесли бомбардировщики Lincoln. Изображенный здесь самолет принадлежал 61-й эскадрилье (авиабаза Хэмсвелл).
17 августа 1961г.: первый полет совершил Handley Page HP.115, на котором изучались вопросы пилотирования самолета с дельтовидным крылом на малых скоростях полета.
12 октября 1962г.: экспериментальный СВВП Dassault Balzac V-001 совершил первый полет - висение "на привязи". Первый свободный полет выполнен шесть дней спустя.
"Беелоуз Аргентина" - самолет "Уирлуинд" I, построенный на средства, собранные в Южной Америке, январь 1942 г. Этот самолет принадлежал 263-й истребительной эскадрилье, которая базировалась на авиабазе Уормвелл и участвовала в налетах на немецкие объекты во Франции.
Данный МВ.152 в начале мая 1940 года входил в состав 3-й эскадрильи (истребительная группа 11/9), базировавшейся на авиабазе Марсель-Мариньян.
Хотя MB.151 и уступал MB.152C.1, но имел максимальную скорость на высоте 5000 метров 465 км/час и набирал высоту 1000 м всего за 1 мин 57 с.
Поражение Франции не оставило MB.155 ни единого шанса для того, чтобы продемонстрировать весь свой боевой потенциал.
MB.157 мог стать одним из лучших французских истребителей Второй мировой войны, но прототип был захвачен в 1940 году и испытывали его уже специалисты Люфтваффе.
Bloch MB.152 (позднего выпуска)
Подряды на выпуск МВ.210 были размещены в компаниях "ANF Les Mureaux" (20), "Bloch" (25), "Breguet" (16), "Hanriot" (50), "Potez-CAMS" (35), "Renault" (35) и на предприятиях национализированных концернов SNCAC, SNCAO и SNCASO (76).
Bloch MB.210
На фотографии изображен МВ.174A.3 из состава разведывательной авиагруппы 11/33 ВВС вишистской Франции, дислоцировавшейся в Тунисе. 2-я эскадрилья этой авиагруппы эксплуатировала МВ.174 вплоть до июня 1943 года.
После поражения Франции часть самолетов была перебазирована в Северную Африку. В том числе и несколько только что выпущенных с завода MB.175.
Первым регулярным маршрутом для МВ.220 стала линия Париж-Лондон, первый полет выполнен 27 марта 1938 года. Новый самолет позволил сократить продолжительность полета на маршруте до 1 ч 15 мин.
Изображенный на снимке Auster AOP.Mk 6 готовится к перевозке самолетом Hastings из 511-й эскадрильи. Он оснащался громкоговорителями и использовался для психологических операций.
25 февраля 1962г.: компания "Swissair" начала эксплуатацию Convair CV-990 Coronado на авиалинии Рио-де-Жанейро - Сан-Паулу (Бразилия).
Ни МВ.480.01 (на снимке), ни МВ.480.02 на вооружение приняты не были и на флоте не эксплуатировались. Позже один из них получил тяжелые повреждения, врезавшись в причал.
МВ.700 оснащался 14-цилиндровым двигателем 14N-06 и трехлопастным металлическим винтом диаметром всего 950 мм.
Пилот планера-истребителя BV40 располагался в кабине лежа, что было, по отзывам участников испытаний, достаточно неудобно. Во время испытаний выяснилось, что при пикировании может быть достигнута скорость до 900 км/час, но планер в этом случае будет практически неуправляемым.
"Frontier Airlines" приступила к эксплуатации A318 в 2003 году. Авиаперевозчик также имел самолеты A319 и A320, но в 2009 году разорившаяся авиакомпания и все ее лайнеры были приобретены "Republic Airlines".
Первый A319 стал 546-м построенным самолетом в семействе A319/A320/A321. Первые два A319 остались в "Airbus", именно они использовались для 650-часовой программы летных испытаний. Самолет был сертифицирован с двигателями CFM56-5A/-5B и IAE V2500-A5, а чуть позже - с IAE V2524.
Компания "Air Canada" стала одной из первых, получивших A319. Первый самолет, A319-114 с двигателями CFM56-5A5, был передан ей 12 декабря 1996 года. Он имел двухклассную компоновку - 16 мест представительского класса (Executive Class) и 106 мест эконом-класса.
Создание A319 принесло успех "Airbus". K июню 2009 года было заказано 1528 самолетов данной модели, причем ряд заказчиков к тому времени уже эксплуатировали A320, что позволило добиться большей унификации их авиапарка.
Немецкая компания "Eurowings" эксплуатирует пять A319-112 для чартерных и обычных перевозок на внутриевропейских маршрутах. Лайнеры имеют одноклассную компоновку на 142 места.
A320 оказал существенное влияние на развитие внутренних авиаперевозок в США - большое количество авиакомпаний, в том числе и "United Airlines", приобрели значительное количество A319.
Airbus Corporate Jetliner (ACJ). Решив вступить в конкуренцию с "Boeing" и ее бизнес-джетом BBJ (Boeing Business Jet), в 1996 году "Airbus" объявила о запуске программы A319CJ (Corporate Jet). Самолет был создан к 1999 году и рассчитан на перевозку 8-50 пассажиров на дальность около 11 670 км, что соответствует беспосадочному перелету из Франкфурта в Лос-Анджелес или из Лос-Анджелеса в Токио. Высокая стандартизация с базовым A319 позволяет авиакомпаниям в сжатые сроки переоборудовать бизнес-джет в обычный авиалайнер - в итоге в линейке A319 появился A319LR с большой дальностью полета. 13 июня 1999 года ACJ совершил беспосадочный перелет из Тулузы в Буэнос-Айрес, преодолев за 14 ч 50 мин расстояние в 12140 км, а 16 августа 1999 года самолет получил сертификат типа от европейского агентства JAA (Объединенные авиационные администрации, сегодня их функции выполняет Европейское агентство по авиационной безопасности, EASA). Доведение базового A319 до ACJ осуществляется за счет дополнительной установки до шести топливных баков, что позволяет увеличить дальность полета до 11 667 км. Первый A319CJ был поставлен Кувейту (1999 год), после чего компания "Airbus" разработала модели бизнес-джетов A320 Prestige и A318 Elite.
Изображенный на снимке Auster AOP.Mk 6 готовится к перевозке самолетом Hastings из 511-й эскадрильи. Он оснащался громкоговорителями и использовался для психологических операций.