Convair CV-880 / CV-990 Coronado
Страна: США
Год: 1959


Среднемагистральный пассажирский самолет с экипажем из 4-5 человек
Описание
Фотографии
Convair Model 22 (CV-880), Model 30 (CV-990 Coronado)

  Появившаяся в 1954 году информация о работах "Boeing" и "Douglas" над авиалайнерами с турбореактивными двигателями привела к изменению планов "Convair", стремившейся не проиграть конкуренцию на рынке гражданских самолетов этим компаниям. Был проведен анализ потребностей рынка, после чего началось проектирование пассажирского самолета, сопоставимого с Boeing 707 и DC-8, но отличавшегося с одной стороны меньшим количеством кресел, а с другой - более высокими летными данными, прежде всего - более высокой скоростью.
  В апреле 1956 года "Convair" официально объявила о работах по реактивному авиалайнеру, одновременно сообщив о заказе на 10 и 30 машин от "Delta Air Lines" и "TWA". Самолет Model 22 сменил немало наименований: Skylark, Golden Arrow, CV-600, CV-880. Прототип выполнил первый полет 27 января 1959 года. Во всех отношениях прототип напоминал Boeing 707 - низкоплан с крылом стреловидностью в 35°, стреловидным хвостовым оперением и трехопорным убираемым шасси с носовой опорой и четырехколесными тележками основных опор. Силовая установка состояла из четырех двигателей General Electric CJ805-3 тягой по 49,82 кН, установленных в мотогондолах под крылом, как у Boeing 707. Однако фюзеляж был более тонким, чем у серийного Boeing 707, поэтому кресла в салоне ставились по пять в ряд (пассажировместимость от 88 до 110 человек).
  Исходный вариант CV-880 предназначался для эксплуатации на внутренних линиях США. Сертификат летной годности был получен 1 мая 1960 года, а через две недели компания "Delta" начала эксплуатацию нового лайнера. Обладая высокой крейсерской скоростью и дальностью полета с полной загрузкой в 4828 км, CV-880 по вместимости уступал лайнерам "Boeing" и "Douglas", из-за чего потенциальные покупатели предпочитали изделия конкурентов. Всего построили только 48 самолетов CV-880 и даже Model 31 с увеличенным запасом топлива и рядом конструктивных улучшений, предназначенная для межконтинентальных перелетов, по своей вместимости также не устроила вероятных заказчиков - построили всего 17 самолетов CV-880M.
  Еще до первого полета прототипа CV-880 фирма приступила к постройке варианта с более высокими летными данными и большей вместимостью. "Convair" уже имела заказ на Model 30 от "American Airlines" и стремилась начать серийное производство как можно раньше, что, в конечном счете, сыграло роковую роль. Имей фирма больше времени на изучение реакции рынка на CV-880, фюзеляж подвергли бы более серьезной переделке, а так его у Model 30 просто удлинили, сохранив ширину, а значит и максимальное количество кресел в ряду - пять. В конфигурации с салонами разного класса пассажировместимость Model 30 составляла 90 человек, а в одноклассной компоновке - 149. В конструкцию CV-990, который изначально обозначался как CV-600, внесли и другие изменения; обозначение изменили по настоянию владельца компании TWA Говарда Хьюза, считавшего, что лучше обозначения CV-880 ничего быть не может: обозначение подчеркивало скоростные качества самолета - 880 футов (268 м) в секунду (966 км/ч).
  Прототипы не строились, первым в воздух поднялся 24 января 1961 года самолет для "American Airlines". Сертификат FAA был получен в декабре 1961 года, компания "American" начала эксплуатацию CV-990 на своих маршрутах 7 января 1962 года. "Swissair" также получила один из первых самолетов, получивший в авиакомпании наименование "Coronado", и начала его эксплуатацию в феврале 1962 года. В ходе заводских и сертификационных испытаний выявился ряд аэродинамических недостатков машины, что негативно отразилось на планах серийного производства CV-990. После серии исследований и испытаний все 37 построенных CV-990 прошли доработку в CV-990A.
  Программы CV-880 и CV-990 оказались для "Convair" чрезмерно дорогими и как результат - в 1953 году компания была куплена авиационным отделением "General Dynamics Corporation" и в дальнейшем занималась работами исключительно в области военной авиации.


Вариант

  UC-880: единственный CV-880M эксплуатировался с 1980 года ВМС США в доработанном в самолет-заправщик варианте, задействованном в программе летных испытаний McDonnell Douglas (ныне Boeing) F/A-18 Hornet; позже самолет модернизировали в летающую лабораторию для испытания противолодочных систем


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Convair Model 30 (CV-990A)

  Тип: среднемагистральный пассажирский самолет с экипажем из 4-5 человек
  Силовая установка: четыре ТРДД General Electric CJ805-23B тягой по 73,40 кН
  Летные характеристики: максимальная крейсерская скорость на высоте 6460 м -1006 км/ч; потолок 12495 м; дальность с максимальной полезной нагрузкой 6116 км
  Масса: пустого 54686 кг; максимальная взлетная 115668 кг Размеры: размах крыла 36,58 м; длина 42,49 м; высота 12,04 м; площадь крыла 209,03 м2
  Полезная нагрузка: до 149 пассажиров
CV-880
"Trans World Airlines " (TWA). TWA была первым и самым крупным покупателем 880-х. Ховард Хьюз купил TWA в 1939 году, и к концу 1950-х его компания стала одной из ведущих в Америке. Хьюз активно участвовал в процессе разработки авиалайнера. Именно его заказ на 30 самолетов проложил дорогу Convair на рынок реактивных пассажирских самолетов. 30 самолетов, заказанных Хьюзом, были частью заказа на 63 авиалайнера, сделанного им для TWA и частично оплаченного через инвестиционный банк Нью-Йорка в 1956 году. Однако в 1960 году, когда у Хьюза возникли проблемы с кредитом, первые 13 почти укомплектованных машин пришлось отправить на хранение. Четыре Convair были получены 18 января 1961 года (вдобавок к одному, купленному ранее), когда Хьюз вступил в борьбу за контроль над компанией, аккумулировав ее акции. Эксплуатация началась 12 января 1961 года в пяти городах США. Принадлежавшие TWA самолеты модели 880 "SuperJet" заменили Lockheed Constellation и были оборудованы 85 местами для пассажиров. В конечном счете.TWA получила только 27 самолетов, несколько из них она сдала в аренду авиакомпании "Northeast Airlines". Последние 880-е компании TWA сняты с эксплуатации в июне 1974 года и заменены на Boeing 727 и Lockheed TriStar. B1960 году TWA разместила предварительный заказ на 13 Convair 990. но он был аннулирован до того, как успели построить хотя бы один экземпляр.
Авиакомпания "Northeast Airlines", получившая шесть самолетов из 30 заказанных Хьюзом для TWA, была вторым покупателем Convair 880. Эти машины прослужили фирме семь лет, пока им на смену не пришли лайнеры Boeing 727.
Convair 880 вначале получил обозначение Skylark 600, а затем Golden Arrow, главным образом из рекламных соображений. Окончательное обозначение - 880 - намекало на его скорость и пассажировместимость (88 человек).
Авиакомпания "Japan Air Lines" приобрела свой первый 880 в 1962 году, а всего она имела в своем парке восемь таких машин (три из которых были списаны в ходе обучения). Последний японский 880-й был снят с эксплуатации в 1970 году.
Компания "Cathay Pacific" выбрала CV-880 за его пассажировместимость - Boeing 707 и DC-8 были для этой авиакомпании слишком большими.
"Cathay Pacific". Гонконгскую компанию "Cathay Pacific" привлекло качество Convair 880. Первый Convair попал в "Cathay" в феврале 1962 года, став первым реактивным самолетом этого авиаперевозчика. К 1968 году парк реактивных лайнеров насчитывал семь машин. "Cathay Pacific" оснастила Convair 880 119-ю пассажирскими местами и купила девять самолетов, причем восемь из них - у других авиакомпаний. Последние 880-е были сняты с эксплуатации в 1975 году и заменены на 8oeing 707.
"Delta Air lines" - первая авиакомпания, закупившая реактивные лайнеры фирмы "Convair". Она же стала вторым покупателем модели 880, разместив заказ на 10 машин вскоре после того, как компания TWA объявила о планируемой покупке 30 таких самолетов. 15 мая 1960 года "Delta" стала первой авиалинией, включившей 880-е в расписание на линии Нью-Йорк - Хьюстон. Модель 880 использовалась для полетов внутри страны и на Карибы. "Delta" была единственной авиалинией, эксплуатировавшей 880-е в качестве самолета первого класса в 84-местном варианте, но это продолжалось лишь в течение одного года. В целом "Delta" собиралась приобрести 17 машин, включая 65-й и последний серийный самолет. Компания сняла с эксплуатации все свои 880-е в 1973 году, в первый год энергетического кризиса, заменив их на Boeing 727-200. Один 880-й компании "Delta" был продан Элвису Пресли, который назвал его "Lisa Marie" в честь своей дочери и летал на нем на концерты. После его смерти в 1977 году самолет был установлен в качестве памятника на соседней с его особняком Грейсленд улице в Мемфисе, штат Теннеси.
Alaska Airlines. Компания "Alaska" открыла свой маршрут "Golden Nugget" 30 августа 1961 года, используя один Convair 880M для ежедневных полетов между Сиэтлом, Фэрбэнксом и Анкориджем. В 1966 году 880M был продан "Cathay Pacific" и заменен на Boeing 727.
"Civil Air Transport". CAT был основным авиаперевозчиком Тайваня и первой компанией, взявшей в эксплуатацию 880M. CAT использовала один 94-местный самолет 880M "Mandarin Jet" с июля 1961 года по октябрь 1968-го, когда он был продан компании "Cathay Pacific".
Многие малые чартерные и грузовые авиаперевозчики приобретали Convair 880 после того, как основные пользователи от них отказались. Наиболее крупными из них были "Airtrust Singapore", владевшая с 1975-го по 1979 год тремя самолетами модели 880M и одним 880; "Iceland's Air Viking", использовавшая один 880M в течение 1973 года; "Bahamasar", эксплуатировавшая один 880-й в 1976 году, и несколько американских туристических авиакомпаний типа "travel club" (совместное владение самолетом фирмами-операторами), таких как "Four Wings Inc", "lndy Air" и "Freelandia Travel Club". Многие самолеты были переделаны в грузовые и некоторое время использовались компаниями "Central American Airways" (США), "Inair Panama" и "Latin Cargo" (Венесуэла), "Monarch" (США), "Profit Express" (США - на снимке), SERCA (Коста-Рика) и "Quisqueyana" (Доминиканская республика). Последний летающий Convair 880 был передан американским федеральным авиационным управлением (использовавшим его в течение 18 лет) ВМС США, где он служил под обозначением UC-880 до 1993 года, а затем был возвращен управлению для испытаний на разрушение в 1995 году.
Последний из летавших 880-х, UC-880, принадлежал ВМС США и служил в испытательном центре в Патаксент-Ривер, штат Мэриленд. Самолет в основном использовался для испытаний средств дозаправки в воздухе и был списан в 1993 году.
Carrying drop tanks, the first of the FSD AV-8Bs (distinguished by the long nose probe) hooks up to the US Navy s UC-880 tanker, a converted Convair 880.
Сегодня лишь 14 лайнеров Convair 880, законсервированных в пустыне Мохаве, являются немым напоминанием об этом проекте. Некоторые из них оборудованы грузовыми люками - следами попытки снова ввести их в коммерческую эксплуатацию, которая тоже оказалась неудачной.
CV-990
"American Airlines" стала стартовым заказчиком на Convair 990, хотя после выявления ряда серьезных проблем едва полностью не аннулировала свой заказ.
"Modern Air Transport". Американская чартерная компания MAT, основанная в 1946 году, приступила к эксплуатации 139-местных Convair 990 в январе 1967 года. Компания тогда была близка к банкротству из-за больших расходов на эксплуатацию реактивной техники, но от разорения удалось спастись, и полеты восьми 990-х возобновились. Самолеты доработали в вариант вместимостью 149 пассажиров. MAT внесла ряд важных изменений в самолет, которые позволили летать через Атлантику с полной загрузкой. Компания также выполняла трансполярные полеты, один из ее 990-х стал первым в мире пассажирским самолетом, пролетевшим в 1968 году над Южным полюсом. Из-за финансовых сложностей полеты Convair 990 в октябре 1975 года прекратились. В 1967 году один ее самолет взяла в аренду "Air France".
Бразильская авиакомпания VARIG вначале отказалась принимать Convair 990, но в 1963 году все же приняла три лайнера, эксплуатировавшиеся до 1971 года. Примечательно, что компания одновременно эксплуатировала самолеты Convair 990, Douglas DC-8 и Boeing 707.
Испанская "Spantax" стала последней компанией, эксплуатировавшей Convair 990. Первый самолет она купила в 1967 году у компании "American", регулярные полеты начались с 1 апреля. Десять самолетов Coronado использовались для чартерных перевозок по Европе, иногда эти лайнеры арендовала компания "Iberia". Convair 990 работал в "Spantax" до 1987 года, когда последний летавший самолет поставили на хранение в Пальме. Хранившиеся борта постепенно разобрали на запчасти.
Индонезийская "Garuda" в 1963-1964 годах приобрела три Convair 990, которые вначале строились для "American Airlines", а в 1972 году им на смену пришли DC-8.
"Swissair". В 1958 году компания "Swissair" совместно с "Scandinavian Airlines System" (SAS) заказала девять самолетов Model 30 (990), из этого количества швейцарцы планировали арендовать два борта. Все заказанные самолеты (Model 30-6) были оптимизированы для дальних полетов. Между тем в 1959 году американская "Capitol Air" заказала шесть улучшенных Convair 880M, но, когда сборка лайнеров началась, заказ аннулировала. "Swissair" собиралась приобрести семь самолетов, но лишь два получили швейцарскую регистрацию. 9 марта 1962 года "Swissair" первой в мире выпустила на линию 990. Эти самолеты выполняли полеты на Ближний Востока, в Индию и на Дальний Восток. Первые Convair 990, прозванные "Coronado", могли перевозить 90 пассажиров, самолеты более поздней постройки - 116. Все семь Convair 990 компании "Swissair" прошли в 1964 году модернизацию в 990A. "Swissair" приступила к выводу из эксплуатации 990-х в середине 1970-х годов, поначалу отдавая самолеты в лизинг. Два самолета изначально находились в аренде у компании SAS, затем их отдали в лизинг "Thai Airways International", остальные самолеты арендовали "Air Afrique", "Air Ceylon", "Balair", "El Al" и "Ghana Airways". В конечном итоге все самолеты продали, за исключением одного, переданного в Транспортный музей города Люцерн. "Swissair" являлась основным эксплуатантом Convair 880 и Convair 990.
Convair 990 поступил в эксплуатацию авиакомпании APSA в декабре 1963 года - два лайнера летали на маршрутах компании до 1977 года, когда компания вышла из бизнеса.
The LSRA Convair 990 taxis from the NASA Dryden facility. Note the taxiway behind the vertical tail and the rocket engine lest rigs located on the mountain.
A close-up view of the LSRA shuttle landing gear installation.
CV-880
"Northeast" получила свои Convair 880 "за неявкой заказчика". Проще говоря, она приобрела шесть из 30 машин, заказанных (но не выкупленных) миллионером Ховардом Хьюзом для его авиакомпании TWA. Она стала вторым эксплуатантом 880-х, получив первый самолет 30 ноября 1960 года. 15 декабря он начал летать на авиалинии Бостон-Филадельфия-Майами. Лайнер перевозил 32 пассажира в первом классе и 65 - в туристическом. К 1963 году в эксплуатации находились все шесть машин. Однако их покупка осуществлялась путем сложной лизинговой сделки с "General Dynamics", и когда авиакомпания не смогла произвести выплаты, ей предложили вернуть самолеты либо потерять право выкупа. По новому соглашению, длившемуся до 1968 года, самолеты были заменены четырьмя другими 880-ми. В том же году "Northeast" заменила свои Convair 880 на Boeing 727.
"Swissair" заказала пять самолетов модели 880M в октябре 1958 года, но сняла заказ, отдав предпочтение семи машинам модели 990. Чтобы перекрыть задержки с поставкой 990-х, компания взяла в аренду два Convair 880 на период с августа 1961-го до марта 1962 года. Это была одна из двух авиакомпаний, использовавших обе модели самолета Convair-880 и 990. 880-е выполняли регулярные рейсы от Цюриха до Токио, Бангкока, Манилы, Карачи, Бомбея и Каира.
Авиакомпания "Swissair" заказала пять лайнеров Convair 880M в 1958 году, но позже предпочла им Convair 990. Тем не менее, в 1961-1962 годах "Swissair" брала в лизинг два 880-х, пока не появились 990-е Coronado.
VIASA. "Venezolana Internacional De Aviacion S. A." (VIASA) заказала один Convair 880M в 1959 году. Он был получен 1 августа 1961-го и поступил в эксплуатацию на линии Каракас - Нью-Йорк. В сентябре VIASA купила второй самолет, а в 1963 году взяла в аренду третий. VIASA имела тесные связи с "КLМ Royal Dutch Airlines" и в какой-то момент 880-е летали с двойными обозначениями и окраской - компании VIASA на левом борту и компании KLM - на правом. VIASA отказалась от своих 880-х в 1968 году и продала их в Гонконг компании "Calhay Pacific".
General Dynamics/Convair 880 Model 22-M (four General Electric CJ-805-3B turbojet engines)
Alaska's Convair 880M N8477H went into service between Seattle and Anchorage 20/8/61;
C.A.T. 880M N8486H now flying between Taipei and Bangkok;
JA-8021, now operating the J.A.L. Tokyo-Singapore run, will be seen in Europe in 1962.
Japan Air Lines. JAL заказала три самолета модели 880M в 1960 году. Поставки были осуществлены в 1961-м. затем последовали еще две машины. Позже JAL купила восемь 880M и взяла в аренду девятый экземпляр для эксплуатации дочерней компанией .Japan Domestic Airways.. Регулярные полеты начались 1 октября 1961 года, самолет был оборудован 90 пассажирскими креслами. Последний японский Convair был снят с эксплуатации в 1970 году.
CV-990
На снимке - первый серийный Convair 990 во время своего первого полета 24 января 1961 года. На тот момент шесть заказчиков подписали контракты на 38 машин, больше заказов не последовало.
"American Airlines". Первым и крупнейшим эксплуатантом Convair 990, парк которого состоял из самолетов только одного типа, стала компания "American Airlines". "American" в числе первых выпустила на линии Boeing 707, но проявила интерес и к 990-му в силу его высоких расчетных характеристик. Заказ на 25 самолетов "American" разместила в 1958 году, когда уже начала работать с Boeing 707. Дебют первых 990-х в цветах "American Airlines" состоялся в 1961 году, но из-за технических проблем полеты пришлось приостановить. Регулярные рейсы Convair 990 в "American Airlines" начали выполнять в марте 1962 года. Характеристики самолета оказались ниже расчетных, в силу чего "American" сократила заказ с 25 до 20 лайнеров. Официально эксплуатация началась 18 марта 1962 года. К 1964 году все самолеты прошли доработку до уровня 990A, но уже в 1965 году авиакомпания приступила к распродаже своих 990-х. В 1972 году последний самолет был продан "Spantax".
Для решения проблем с полетом на сверхзвуковых скоростях на крыло CV-990 установили характерные "скоростные" обтекатели.
General Dynamics/Convair 990A in the insignia of SAS
Convair 990 prototype NASA-711, formerly N5601G, landing 8/3/96 during a marine investigation exercise with NASA-921 (Electra/P-3F Orion) and 145924 (U.S. Navy EC-121K).
Имя "Coronado", введенное компанией "Swissair", в 1940-е годы применялось компанией "Consolidated Aircraft" к летающей лодке PB2Y - по названию острова в заливе Сан-Диего, который был хорошо виден с заводов "Convair" в Линдберг Филд. Остров, в свою очередь, был назван в честь испанского первооткрывателя.
25 февраля 1962г.: компания "Swissair" начала эксплуатацию Convair CV-990 Coronado на авиалинии Рио-де-Жанейро - Сан-Паулу (Бразилия).
"Lebanese International Airways". В 1965-1966 годах компания LIA купила у "American Airlines" два Convair 990. Планировалась покупка третьего, но она реализована не была. Предполагалась совместная с "American Airlines" эксплуатация лайнеров, но оба самолета уничтожили израильские коммандос в аэропорту Бейрут 28 декабря 1968 года. Компании пришлось свернуть свой бизнес.
"Middle East Airlines". Компания MEA купила у "American" шесть Convair 990 в 1969 году. Они заменили Comet IV и Caravelle и эксплуатировались вместе с Boeing 707. В 1972 году 707-е окончательно вытеснили Convair 990.
"Aerolineas Peruanas S. А.". Компания 23 декабря 1963 года взяла в лизинг один 119-местный 990-й, второй был арендован в марте 1965 года. Самолеты выполняли рейсы в Южной и Центральной Америке; эти полеты выполнялись на паритетной основе с Convair 880 "Northeast Airline". Третий Convair 990 закупили в июне 1968 года, самолеты сняты с эксплуатации в 1971 году.
Главным внешним отличием Convair 990 стали обтекатели на крыле, названные "Kuchemann carrots" ("морковки Кюхемана").
Convair 990A four-engined jet airliner
 
Convair CV-990 Coronado