Мировая Авиация 22
-
Последний из летавших 880-х, UC-880, принадлежал ВМС США и служил в испытательном центре в Патаксент-Ривер, штат Мэриленд. Самолет в основном использовался для испытаний средств дозаправки в воздухе и был списан в 1993 году.
Carrying drop tanks, the first of the FSD AV-8Bs (distinguished by the long nose probe) hooks up to the US Navy s UC-880 tanker, a converted Convair 880.
Dornier Do 17 был одним из трех типов средних бомбардировщиков, используемых Люфтваффе в ходе наступления на западе. Они бомбили аэродромы и линии коммуникаций союзников, постепенно сводя на нет силы ВВС Франции и AASF.
Hawker Hurricane Mk I. К моменту начала немецкого вторжения британские AAFS располагали только двумя эскадрильями истребителей Hawker Hurricane - 1 -й и 73-й (ее самолет представлен на рисунке). Эти машины принадлежали к числу лучших истребителей союзников и могли на равных вести бой с Bf 109. Широкая колея шасси и прочная конструкция делали Hurricane идеально подходящим для действий во Франции.
Jaguar GR.Mk 1А. Jaguar с бортовым номером XZ364 и именем "Sadman" принадлежал к авиакрылу, развернутому в ходе операции "Буря в пустыне" на авиабазе Муххарак в Бахрейне. Этот Jaguar совершил 47 боевых вылетов.
Великобритания. Хотя поставлявшиеся RAF самолеты имели серо-зеленый камуфляж. Jaguar, использовавшийся авиационным исследовательским центром RAE/DERA, нес яркую красно-бело-синюю окраску. Этот самолет (XX765), принимавший участие в испытаниях электродистанционной системы управления, получил обозначение Jaguar ACT (Active Control Technology). Испытания помогли разработке европейского истребителя нового поколения. До снятия с вооружения в 2007 году самолеты RAF успели поменять несколько схем камуфляжа.
Эквадор. ВВС Эквадора (Fuerza Аёгеа Ecuatoriana, FAE) получили Jaguar в том же камуфляже, что и первые самолеты RAF: верхние поверхности в темно-зеленых и темно-серых пятнах, нижние поверхности - светло-серые. Надпись "FAE" снизу левой консоли крыла, сверху - кокарда. Потеряв пять из первоначально приобретенных 12 самолетов, эквадорцы в 1991 году купили у RAF еще три GR.Mk 1. Уцелевшие машины вплоть до снятия с вооружения в 2002 году сохранили свою первоначальную окраску.
Нигерия. Нигерийские Jaguar International, поступившие на вооружение штурмовой эскадрильи, базировавшейся в Макурди, несли интересный трехцветный камуфляж с пятнами песочного, зеленого и желтовато-коричневого цвета. Получив Jaguar 1984 году, Нигерия так полностью и не выплатила концерну BAe стоимость этих самолетов и, соответственно, не получала технической поддержки и запасных частей. В результате машины уже долгие годы находятся в нелетном состоянии.
ВМС Франции. Единственный прототип Jaguar М (Maritime - морской) был одноместной машиной, переделанной из Jaguar А, с усиленными планером и шасси, с посадочным крюком. Самолет обещал стать отличной палубной машиной, но фирма "Dassault" убедила ВМС приобрести ее штурмовик Super Etendard. В ходе испытаний Jaguar М нес стандартный морской камуфляж - темно-серый - сверху и белый - снизу.
ВВС Франции разработали технические требования к Jaguar совместно с RAF, поэтому нет ничего удивительного в том, что они закупили эти самолеты в большом количестве. На пике карьеры Jaguar состоял на вооружении девяти эскадрилий французских ВВС.
Майк Рондот (слева) и его ведомый флайт-лейтенант Майк Сире. Рисунки или надписи на бортах фюзеляжей были непременными атрибутами практически всех британских самолетов, участвовавших в иракском конфликте, не исключая и Jaguar GR.Mk 1 №XZ375 (код S), представленный на снимке. Надпись "The Guardian readers ("Читатель "Гардиан" - популярной английской газеты) позднее М. Рондот заменил на "The Avid Guardian Reader" ("Заядлый читатель "Гардиан").
54-я эскадрилья RAF, базировавшаяся в Колтишелле, летала на Jaguar GR.Mk 1 с 1974 года и вплоть до расформирования в 2005 году. В последние годы эксплуатации принадлежавшие RAF Jaguar прошли модернизацию, но в 2007 году были сняты с вооружения из-за сокращения расходов на оборону.
RAF использовали этот снимок в своей вербовочной кампании в 1970-х годах. Хотя полет в такой плотной формации граничит с самоубийством, эта фотография демонстрирует мощь и маневренность SEPECAT Jaguar, несущихся строем над шотландскими озерами.
Надкрыльевые пилоны для ракет "воздух-воздух" были установлены на самолеты, чтобы избежать возможной угрозы со стороны иракских истребителей. Согласно М. Рондоту: "Мы установили пилоны над крылом для пары ракет Sidewinder. Было приятно видеть их (ракеты) в зеркало заднего вида. Через пару недель, когда стало ясно, что никакой угрозы в воздухе нет, нам предложили снять их. Мы ответили, что даже если никакой угрозы нет, пожалуйста, оставьте их на месте".
"Быть под обстрелом - это такая вещь, которую невозможно описать. Попасть в сложную ситуацию и выскользнуть невредимым - это настоящий всплеск адреналина".
Первоначально точность поражения целей ударами Jaguar контролировалась лишь визуально. Позднее в ходе боевых действий Майк Рондот стал сам делать снимки целей после атаки, чтобы точнее оценить нанесенные повреждения.
Звездным часом для Jaguar стала война в Персидском заливе в 1991 году, во время которой он не раз продемонстрировал свои высокие боевые возможности. В ходе военных действий самолеты RAF выполнили 618 боевых вылетов, как на разведку, так и для изоляции поля боя.
Два британских SEPECAT Jaguar, вооруженные кассетными бомбами и ракетами AIM-9L Sidewinder, получают топливо от самолета-заправщика Handley Page Victor на пути к цели в Персидском заливе. Ракеты AIM-9L Jaguar несли для самообороны на всем протяжении войны, хотя они ни разу не встречались с иракскими истребителями.
На заре своей карьеры Jaguar из RAF сформировали ядро британских тактических ядерных сил в Германии. Эти машины постоянно находились в состоянии повышенной боеготовности и их редко можно было увидеть вне бетонных укрытий.
В Индии Jaguar остается одним из основных ударных самолетов и является объектом постоянной модернизации, а его серийный выпуск продолжался до 2008 года. Представленный на снимке Jaguar вместе с самолетом-заправщиком Ил-78 принимал участие в маневрах Cooperative Cope Thunder, проводившихся в июле 2004 года на Аляске.
Нигерийское Тактическое авиационное командование получило две партии Jaguar, общим количеством 18 машин, поставки которых начались 30 октября 1984 года. Несмотря на отличные летные и эксплуатационные характеристики, эти самолеты были вскоре сняты с вооружения по экономическим соображениям.
Jaguar GR.Mk 1А. На рисунке представлен британский Jaguar GR.Mk 1А из подразделения, базировавшегося в Мухарраке, Бахрейн, в пустынном камуфляже времен операции "Буря в пустыне". Когда Великобритания решила присоединиться к многонациональным силам, собиравшимся в Саудовской Аравии после вторжения Ирака в Кувейт, использование самолетов SEPECAT Jaguar было для нее очевидным. Ведь эти машины уже не раз проявили способность к быстрому развертыванию на неподготовленных аэродромах при минимальной поддержке. Самолеты, базировавшиеся в Бахрейне, были окрашены в цвет desert pink (розовый пустынный), с уменьшенными опознавательными знаками (трехцветные полосы на киле вообще удалили) и "ложной кабиной", нарисованной снизу носовой части фюзеляжа. Большинство Jaguar быстро "обросли" отметками боевых вылетов, а концу войны на их бортах стали появляться красочные картинки. Кроме неизбежных изображений полураздетых девиц, были и другие рисунки - геральдиче ские эмблемы, карикатуры, герои мультфильмов и комиксов и т.п. Некоторые считали это ребячеством, но "бортовая живопись" поддерживала моральный дух персонала и повышала настроение пилотам.
Jaguar International
Morane-Saulnier MS.406. Самый массовый истребитель ВВС Франции. Этот самолет, оснащенный мотором жидкостного охлаждения Hispano-Suiza V12 (860 л.с), был недостаточно мощным и уступал по скорости немецким Bf 109E. В ходе битвы за Францию пилоты MS.406 записали на свой счет 175 воздушных побед, но при этом было потеряно более половины истребителей данного типа. На рисунке представлена машина из эскадрильи GC1/2 с эмблемой в виде аиста.
Истребитель D.Va с персональной эмблемой лейтенанта фон Хиппеля из 5-й истребительной эскадрильи, весна 1918 года.
Albatros D.V
A-1G Skyraider. Этот A-1G в серо-белой окраске американских ВМС является типичным представителем самолетов из подразделений SOS, занимавшихся непосредственной поддержкой наземных войск во Вьетнаме. A-1G, у которого наблюдатель сидел рядом с пилотом также широко использовался в ходе спасательных операций, прикрывая вертолеты HH-3 и HH-53 ВВС США.
Штурмовик A-1H из эскадрильи VA-176 "Bumblebee" ("шмель") с ее эмблемой на киле. Самолеты этого подразделения ВМС США одержали довольно необычную для штурмовиков воздушную победу, сбив в октябре 1966 года северовьетнамский истребитель МиГ-17.
Семь эскадрилий VNAF были вооружены штурмовиками Skyraider. Большинство из них несли бело-серую окраску. Однако авиаторы нередко наносили на фюзеляжи своих машин полосы со сложными орнаментами, чтобы отличать их от самолетов других эскадрилий.
Уже освободивший свои пилоны двухместный A-1E пикирует через легкую облачность, чтобы обстрелять бойцов Вьетконга из четырех 20-мм пушек.
На фоне впечатляющего заката штурмовик Douglas A-1E возвращается над рисовыми полями на свою базу, после удара по позициям Вьетконга на полуострове Ка May. Skyraider оказался идеальным самолетом для борьбы с партизанами, способным нести большую боевую нагрузку и наносить точные удары. Причем эти самолеты могли патрулировать над районом цели много часов.
Одним из нововведений войны во Вьетнаме была объемно-детонирующая бомба BLU-76/B Pave Pat II, способная поражать большие площади. На снимке: один из таких боеприпасов под крылом штурмовика Skyraider, стоящего на собранной из стальных полос взлетной полосе авиабазы Нахон Фаном.
На снимке хорошо видны роговые компенсаторы элеронов, выступающие за законцовки крыла самолета Fokker F.III. Этот самолет, впервые взлетевший в 1921 году, унаследовал такие элероны от своего предшественника V.45, построенного в 1919 году.
Единственной модификацией DC-10, на которую не устанавливались двигатели General Electric CF6, стал DC-10-40. Из них 42 самолета купили авиакомпании "Northwest Orient" и "Japan Airlines". Первоначально дальние машины Series 40 носили обозначение Series 20, о чем свидетельствует надпись на борту самолета N141US - первого из поставленных "Northwest Orient".
Самым большим спросом из всех DC-10 пользовались дальнемагистральные самолеты Series 30. Машина с регистрационным номером l-DYNA "Gallileo Galilei" - первая из восьми самолетов авиакомпании "Alitalia", поставленных заказчику в 1973 году. После девяти лет эксплуатации итальянцы продали самолет обратно фирме "McDonnell Douglas", а в дальнейшем его арендовала компания "Aeromexico".
В 1981 году этот DC-10-10 компании "Continental Airlines" стал первым широкофюзеляжным лайнером, оснащенным винглетами (вертикальными шайбами на концах крыла). Совместные испытания, проведенные НАСА и "McDonnell Douglas", показали, что их использование позволяет улучшить ряд параметров. Поэтому подобные устройства решили установить на DC-10-60 и его преемнике MD-11.
Потенциал DC-10 как транспортного самолета был реализован лишь к концу его серийного выпуска. Особенно преуспела в этом служба Federal Express, флот которой включал свыше 30 конвертируемых грузопассажирских самолетов DC-10-30CF и чисто транспортных -30AF. DC-10-30CF послужил базой для создания самолета-заправщика KC-10A для ВВС США.
Наряду с модификацией DC-10-60 предполагалось создать варианты -61, -62 и -63, отличавшиеся различной длиной фюзеляжа.
Церемония передачи первых DC-10 авиакомпаниям "United Airlines" и "American Airlines" состоялась 29 июля 1971 года и проходила в торжественной обстановке. Обе компании продолжали эксплуатировать "Большие десятки" до 1998 года.
Два британских SEPECAT Jaguar, вооруженные кассетными бомбами и ракетами AIM-9L Sidewinder, получают топливо от самолета-заправщика Handley Page Victor на пути к цели в Персидском заливе. Ракеты AIM-9L Jaguar несли для самообороны на всем протяжении войны, хотя они ни разу не встречались с иракскими истребителями.
Пик эксплуатации D.III пришелся на ноябрь 1917 года, когда на вооружении числилось 446 таких самолетов, хотя их серийное производство начали сворачивать еще летом.
Albatros D.III
Специально украшенный C.V - юбилейный 2500-й самолет, построенный фирмой "Albatros"c двигателем Mercedes, 1917 год.
C.VII имел типичный для самолетов фирмы "Albatros" внешний вид. От предшественника, C.V, его можно было отличить по укороченной носовой части.
Бельгийские ВВС имели мало современных боевых самолетов, способных противостоять Люфтваффе. На момент немецкого вторжения самыми боеспособными истребителями была горстка бипланов Gloster Gladiator.
Gloster "Gladiator" Fighters (Bristol "Mercury") of the Belgian Military Air Force.
Хотя ВВС Нидерландов были немногочисленны, они отважно боролись против захватчиков. Тяжелые истребители Fokker G.1 считались одними из лучших голландских самолетов, но их было слишком мало.
Экипаж "Фоккера", имеющий на своем счету три победы
Mitsubishi Т-2(К). Представленный на рисунке Т-2 несет многоцветную окраску пилотажной группы "Blue Impulse", входящей в состав 4-го авиакрыла в Мацусиме. Самолеты группы были окрашены в соответствии с рисунком, предложенным японской школьницей на общенациональном конкурсе. Позже Т-2 были заменены на самолеты Kawasaki Т-4.
Т-2 (Z) из 21-й эскадрильи (Dai 21 Hikotai), входящей в состав авиационного учебного Командования (Koku Kyoiku Shudanj, во время тренировочного полета с одним членом экипажа. Эскадрилья входит в состав 4-го авиакрыла (4 Kokudan), о чем свидетельствует стилизованная цифра 4 на киле. У самолетов, состоящих в 21-й эскадрилье, четверка красного цвета с белой окантовкой, а у машин из 22-й эскадрильи - синего цвета, также с белой окантовкой. В настоящее время 4-е авиакрыло оснащено самолетами Kawasaki Т-4 и Mitsubishi F-2B, как и входящая в его состав пилотажная группа "Blue lmpulse".
Шестерка Т-2 (К) из 21-й эскадрильи в плотном строю. Появление Т-2 серьезно сказалось на программе подготовки пилотов JASDF. Несмотря на отказ от самолетов T-33 и F-86, 600-часовую программу обучения удалось сократить на 100 часов.
Авиакомпания "Northeast Airlines", получившая шесть самолетов из 30 заказанных Хьюзом для TWA, была вторым покупателем Convair 880. Эти машины прослужили фирме семь лет, пока им на смену не пришли лайнеры Boeing 727.
Convair 880 вначале получил обозначение Skylark 600, а затем Golden Arrow, главным образом из рекламных соображений. Окончательное обозначение - 880 - намекало на его скорость и пассажировместимость (88 человек).
Авиакомпания "Japan Air Lines" приобрела свой первый 880 в 1962 году, а всего она имела в своем парке восемь таких машин (три из которых были списаны в ходе обучения). Последний японский 880-й был снят с эксплуатации в 1970 году.
Последний из летавших 880-х, UC-880, принадлежал ВМС США и служил в испытательном центре в Патаксент-Ривер, штат Мэриленд. Самолет в основном использовался для испытаний средств дозаправки в воздухе и был списан в 1993 году.
Carrying drop tanks, the first of the FSD AV-8Bs (distinguished by the long nose probe) hooks up to the US Navy s UC-880 tanker, a converted Convair 880.
Сегодня лишь 14 лайнеров Convair 880, законсервированных в пустыне Мохаве, являются немым напоминанием об этом проекте. Некоторые из них оборудованы грузовыми люками - следами попытки снова ввести их в коммерческую эксплуатацию, которая тоже оказалась неудачной.
Авиакомпания "Swissair" заказала пять лайнеров Convair 880M в 1958 году, но позже предпочла им Convair 990. Тем не менее, в 1961-1962 годах "Swissair" брала в лизинг два 880-х, пока не появились 990-е Coronado.
Albatros D IV
Созданный в 1917 году разведчик C.IX имел фюзеляж и хвостовое оперение в принципе аналогичные использовавшимся на истребителях Albatros.
Насколько это было возможно, значительное внимание было уделено аэродинамическому совершенствованию и качеству изготовления наружной обшивки С.Х.
Хорошо обтекаемый фюзеляж и новый мощный мотор способствовали успешному применению разведчика C.XII на западном фронте.
Был построен всего один прототип истребителя Albatros D.VII.
Крылья истребителя Dr.I не имели выноса относительно друг друга, а элероны были установлены только на верхнем и нижнем крыле.
The sole example of a simplified Albatros fighter, the DIX, was partly an attempt to simplify production at a time when greater numbers of aircraft were required - however, it failed to achieve anything like a reasonable performance and was quite rightly discontinued.
Имевший невысокие летные характеристики истребитель D.X набирал высоту 5000 м за 35 мин 36 с.
Albatros Dr II
После Первой мировой войны несколько ударных самолетов Albatros J.I было передано Польше.
Представленный на снимке доработанный D.XI продемонстрировал в ходе испытаний великолепные летные характеристики.
Albatros L.41 (D.XI)
Франция. Jaguar ВВС Франции обычно несли стандартный камуфляж НАТО: темно-зеленые и темно-серые пятна на верхних и боковых поверхностях, нижние поверхности - серебристые. Однако использовались и другие сочетания цветов. Например, песочный и шоколадный - для действий в Чаде, два оттенка песочного - для войны в Персидском заливе и песочный и зеленый для учений Red Flag в США.
Jaguar Е из состава Escadron de Chasse (истребительной эскадрильи) 3/11 "Corse". Эта эскадрилья входила в состав второго авиакрыла французских ВВС, получившего Jaguar в феврале 1975 года. Его самолеты первыми попали за рубеж: они действовали с баз в Сенегале против мавританских мятежников. В январе 1984 года четыре Jaguar при поддержке самолетов-заправщиков совершили беспосадочный перелет в Бейрут и обратно, продемонстрировав свою способность оказать помощь силам ООН по поддержанию мира в Ливане.
ВВС Франции разработали технические требования к Jaguar совместно с RAF, поэтому нет ничего удивительного в том, что они закупили эти самолеты в большом количестве. На пике карьеры Jaguar состоял на вооружении девяти эскадрилий французских ВВС.
Хотя в последние годы службы британские Jaguar преимущественно действовали на средних высотах, не оставались без внимания и малые высоты. На снимке - самолет из 41-й эскадрильи - последнего подразделения RAF, вооруженного Jaguar.