McDonnell Douglas DC-10
Варианты:
McDonnell Douglas - DC-10 - 1970 - США
Страна: США
Год: 1970


Пассажирский самолет
Описание
Фотографии:

Цветные фото (42)
Douglas DC-10 и McDonnell Douglas KC-10A Extender

  Разработка лайнера Douglas DC-10 началась в 1966 году по заказу авиакомпании "American Airlines" на пассажирский самолет большой вместимости. С получением заказов от этой компании (на 25 лайнеров с опционом еще на 25 машин) и от компании "United Airlines" (на 30 лайнеров с опционом еще на 30 машин) в апреле 1968 года DC-10 запустили в серийное производство. Низкоплан DC-10 со стреловидным крылом и хвостовым оперением имел трехдвигательную конфигурацию. Под крылом на пилонах находились два двигателя, а третий двигатель установили в основании киля. Первый серийный DC-10 Series 10 впервые взлетел 29 августа 1970 года. 5 августа следующего года, через неделю после получения сертификата летной годности, "American Airlines" начала на DC-10 коммерческие перевозки. До весны 1983 года фирма "McDonnell Douglas" получила заказы на 367 машин DC-10. Одновременно до осени 1983 года продолжалось серийное производство сделанных на базе DC-10 топливозаправщиков McDonnell Douglas KC-10A Extender для ВВС США.


Варианты

  DC-10 Series 10: первая серийная версия, вмещавшая 380 пассажиров и оснащенная ТРДД General Electric CF6-6D или CF6-6D1 тягой 177,88 кН либо 182,32 кН; построено 122 машины
  DC-10 Series 10CF: переоборудуемая грузовая/пассажирская версия Series 10; построено 9 машин
  DC-10 Series 15: в основном подобен Series 10, но с двигателями CF6-50C2F тягой по 206,79 кН, позволявшими нести увеличенную полезную нагрузку; построено 7 машин DC-10 Series 30: межконтинентальная версия повышенной дальности; размах крыла увеличен на 3,05 м, увеличен запас топлива, стандартное шасси дополнено двухколесной подфюзеляжной опорой, установлены турбовентиляторные двигатели CF6-S0A или CF6-50C тягой по 217,90 кН или 226,80; построено 156 машин
  DC-10 Series 30CF: переоборудуемая пассажирская/грузовая версия Series 30, позднее собиралась с двигателями CF6-50C1 тягой 233,47 кН; построено 26 машин
  DC-10 Series 30ER: версия Series 30 увеличенной дальности с дополнительным запасом горючего и двигателями CF6-50C2B тягой 240,14 кН; построено пять машин
  DC-10 Series 40: межконтинентальная версия, подобная Series 30. Первые 22 самолета построены с ТРДД Pratt & Whitney JT9D-20 тягой 219,68 кН, последующие - с двигателями JT9D-59A тягой 235,69 кН каждый; выпущено 42 машины
  KC-10A Extender: под этим обозначением в конце 1977 года ВВС США выбрали лайнер DC-10 под требование на новый самолет-заправщик. KC-10A является конверсией лайнера DC-10 Series 30CF с дополнительными топливными баками в нижней части фюзеляжа, штангой для дозаправки в полете, рабочим местом оператора дозаправки, приемником для штанги дозаправки в воздухе и улучшенной системой работы с грузами. Поставлено 60 машин, первая из которых взлетела 12 июля 1980 года; первые поставки начались 17 марта 1981 года
  MD-10: под этим обозначением фирма "Boeing" переделала бывшие пассажирские лайнеры DC-10 в машины с экипажем из двух человек, с кабиной типа EFIS для доставки грузов в компании "FedEx"


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Douglas DC-10 Series 30

  Тип: пассажирский самолет
  Силовая установка: три ТРДД General Electric CF6-50C тягой по 226,80 кН
  Летные характеристики: макс. скорость 908 км/ч на высоте 9145 м; практический потолок в крейсерском полете со средней загрузкой 10180 м; дальность полета с максимальной полезной нагрузкой 7411 км
  Масса: пустого самолета 121199 кг; максимальная взлетная 263 084 кг
  Размеры: размах крыла 50,41 м; длина 55,50 м; высота 17,70 м; площадь крыла 367,70 м2
  Полезная нагрузка: стандартная загрузка от 255 до 270 пассажиров, максимальная - до 380 человек в экономической конфигурации
29 августа 1970г.: выполнил первый полет широкофюзеляжный авиалайнер фирмы "McDonnell Douglas" - трехдвигательный DC-10. Этот прекрасный авиалайнер снискал дурную репутацию после нескольких летных происшествий.
DC-10 серии 20. Самолет 20-й серии стал впоследствии 40-й серией, но прототип до переименования в 1972 году обозначался как DC-10 серия 20.
Единственной модификацией DC-10, на которую не устанавливались двигатели General Electric CF6, стал DC-10-40. Из них 42 самолета купили авиакомпании "Northwest Orient" и "Japan Airlines". Первоначально дальние машины Series 40 носили обозначение Series 20, о чем свидетельствует надпись на борту самолета N141US - первого из поставленных "Northwest Orient".
Самым большим спросом из всех DC-10 пользовались дальнемагистральные самолеты Series 30. Машина с регистрационным номером l-DYNA "Gallileo Galilei" - первая из восьми самолетов авиакомпании "Alitalia", поставленных заказчику в 1973 году. После девяти лет эксплуатации итальянцы продали самолет обратно фирме "McDonnell Douglas", а в дальнейшем его арендовала компания "Aeromexico".
Во время разбега № 110AA потерял левый двигатель с пилоном, которые вырвали кусок передней кромки крыла вместе с гидравлическими и электрическими линиями.
"American Airlines" была первым покупателем DC-10. Окончательно проект DC-10 был сформирован именно под требования компании "American" к самолету для эксплуатации на ее загруженных дальних внутренних линиях. 19 февраля 1968 года "American" подписала контракт на 50 DC-10-10 (включая опциональные). DC-10-10 был передан компании в июле 1971 года и начал полеты на линии Лос-Анджелес - Чикаго 5 августа. Именно DC-10-10 "American" потерпел трагическую катастрофу в чикагском аэропорте О'Хара в мае 1979 года, негативно сказавшуюся на репутации лайнера и, как следствие, объемах продаж. Тем не менее DC-10-10 безотказно несли службу до начала 1990-х годов, когда их постепенно сняли с эксплуатации. Последний DC-10-10 был поставлен "American" в 1980 году, но в 1981 году авиакомпания приступила к закупке подержанных DC-10-30, начав с самолетов "Air New Zealand". Восемь DC-10-30 эксплуатировались "American" до 2000 года.
И до этой катастрофы с DC-10 происходили фатальные инциденты, причиной которых была неудачная конструкция грузового люка. Но в случае с № 110AA причиной катастрофы стало нарушение правил технической эксплуатации.
20 февраля 2014г. самолет DC-10 совершил последний полет с пассажирами на борту по маршруту Дакка-Бирмингем
Approximately 1,300 enthusiasts from 32 nations flew on the nine specially-arranged pleasure flights from Birmingham Airport in February 2014.
S2-ACR, belonging to Bangladesh’s national flag carrier Biman Bangladesh Airlines, was the 445th of the 446 DC-10s to be built. The DC-10 first entered commercial service in 1971. Cargo and military variants will continue to fly for some years to come.
The DC-10's tri-jet configuration makes it a distinctive sight whether in the air or on the ground.
After the last flight had taken place, Bangladesh Biman’s CEO, Kevin Steel, praised the cockpit crew for their smooth handling of the aircraft.
The DC-10 Srs 30 G-BFGI "David Livingstone".
The apron at Dallas-Fort Worth International Airport during turn-round of a British Caledonian DC-10.
Большую часть максимальной взлетной массы самолета DC-10 составляет топливо. Максимальная заправка составляет 137410 л, что на 70% больше полезной нагрузки модификации DC-10-10.
Канадская "CP Air" ("Canadian Pacific Airways") в 1979-1982 годах приобрела 12 DC-10-30. Все самолеты получили имена, начинающиеся с "Empress" (например, "Empress of Quebec"), в честь позывного "CP Air". В апреле 1987 года "CP Air" и "Pacific Western Airlines" объединились в "Canadian International" (ныне "Canadian"/"Canadien"), продолжавшую эксплуатацию 11 DC-10.
В 1981 году этот DC-10-10 компании "Continental Airlines" стал первым широкофюзеляжным лайнером, оснащенным винглетами (вертикальными шайбами на концах крыла). Совместные испытания, проведенные НАСА и "McDonnell Douglas", показали, что их использование позволяет улучшить ряд параметров. Поэтому подобные устройства решили установить на DC-10-60 и его преемнике MD-11.
Этот DC-10-30 авиакомпании "Iberia Airlines" был потерян при неудачной посадке 17 декабря 1973 года, когда он совершал рейс по маршруту Мадрид-Бостон. К счастью, обошлось без жертв.
KLM McDonnell Douglas DC-10-30.
"Skytrain" просуществовала недолго, но создала базу для современных компаний-дискаунтеров. К примеру, в 1971 году Лейкер предлагал за 75 фунтов стерлингов слетать в Нью-Йорк и обратно.
"Lufthansa". В 1973 году был поставлен первый из девяти DC-10-30 для "Lufthansa". DC-10 эксплуатировались компанией до 1994 года, когда был продан последний самолет.
DC-10-40. По заказу авиакомпании "Northwest Orient Airlines" компания "McDonnell Douglas" разработала вариант самолета DC-10-30 с двигателями Pratt & Whitney JT9D, получивший обозначение DC-10-40 (изначально обозначался DC-10-20). Авиакомпания «Northwest Orient Airlines" закупила самолеты DC-10 в числе первых, но она хотела унифицировать парк самолетов DC-10 с парком своих лайнеров Boeing 747 по двигателям фирмы "Pratt & Whitney". Прототип DC-10-20 выполнил первый полет 28 февраля 1972 года. Двигатель JT9D развивал меньшую тягу, чем штатный для DC-10 двигатель CF6, - 203 кН в варианте JT9D-20 и 210 кН в варианте JT9D-59A. Всего для двух заказчиков было построено 42 самолета DC-10-40. Авиакомпания "Northwest Orient Airlines" получила DC-10-40 с двигателями JT9D-20, "Japan AirLines" - с двигателями JT9D-59A. Первый самолет получила компания "Northwesl Orient Airlines" 10 ноября 1972 года, его эксплуатация началась 13 декабря. Японская авиакомпания JAL первые самолеты получила в марте 1976 года, так как задержалась разработка модификации двигателя -59A. а последний из заказанных - в 1981 году.
"Northwest Orient Airlines". "Northwest Orient" (позднее "Northwest Airlines") была первым покупателем DC-10-40 (первоначально DC-10-20) и одним из двух операторов этого варианта. 30 октября 1968 года "Northwest" разместила твердый заказ на 14 самолетов и опцион еще на 14. Восемь из них были позднее переделаны по заказу фирмы. С 1972 по 1974 год авиакомпания получила 22 лайнера, 21 из них продолжает эксплуатироваться и сегодня. Один из DC-10-40 сгорел на земле в Чикаго в 1986 году. В 1991-1997 годах "Northwest" существенно увеличила свой парк DC-10, дополнительно купив или взяв в лизинг 17 DC-10-30 - включая восемь самолетов "Swissair" и три "Korean Airlines". В результате компания была крупнейшим в мире пассажирским оператором DC-10 - до списания последнего DC-10 в 2007 году.
DC-10 серии 10. Базовый вариант DC-10 серии 10 (DC-10-10) строился как широкофюзеляжный пассажирский самолет для внутренних авиалиний США. Концептуально он схож с авиалайнером Lockheed TriStar I, но оба самолета по размеру и пассажировместимости уступали лайнеру Boeing 747, успех которого в начале карьеры был не предопределен. При длине 55,56 м и размахе крыла 47,36 м DC-10-10 по своим размерам почти не отличался от самолета TriStar. DC-10-10 мог перевозить до 380 пассажиров в конфигурации по десять кресел в ряду, хотя обычно пассажировместимость составляла 250-300 человек. На DC-10-10 установлены двухконтурные турбореактивные двигатели General Electric CF6D или CF6D1 тягой по 178 кН и 182,5 кН соответственно. Для США самолет имел сравнительно небольшую дальность полета, но существовала возможность оснащения авиалайнера дополнительными топливными баками, после чего машина получала возможность выполнять трансатлантические перелеты. Сертификат типа FAA на DC-10-10 получен 29 июля 1971 года. Первые серийные машины одновременно получили сразу две авиакомпании - "American Airlines" и "United Airlines". Эксплуатация самолета в США началась 5 августа 1971 года на линии Лос-Анджелес - Чикаго. Более 90% всех построенных самолетов DC-10-10 было поставлено пяти авиакомпаниям США причем 76% построенных машин закупили две компании - "American Airlines" и "United Airlines". Всего до прекращения производства в 1982 году было построено 122 самолета.
Компания "Swissair" первой задействовала лайнер DC-10 на трансокеанских линиях, используя версию DC-10-30 (на снимке) на авиалинии Цюрих - Монреаль - Чикаго. В этой авиакомпании также летали два лайнера DC-10-30ER
"Swissair". 15 декабря 1972 года "Swissair" стала первой из входивших в KSSU авиакомпаний, начавшей эксплуатацию DC-10. В 1972-1982 годах "Swissair" получила 15 DC-10-30. Как и большинство других бывших участников KSSU, "Swissair", начиная с 1991 года, заменила свои DC-10 на MD-11. Семь ее самолетов были проданы "Northwest Airlines" в 1991-1994 годах, а еще два купила "Continental".
DC-10-30ER. Пять самолетов DC-10-30 с двигателями CF6-50C2B построили в варианте с дополнительными топливными баками в заднем грузовом отсеке. Эти самолеты получили обозначение ER - увеличенной дальности. Еще семь ранее построенных машин прошли переоборудование в вариант "ER". Дополнительные баки вмещали либо 5791 л, либо 12113 л топлива. Первые самолеты в 1982 году были поставлены авиакомпаниям "Swissair" и "Finnair".
"United Airlines". Последовав за "American", "United" стала вторым покупателем DC-10, в апреле 1968 года разместив заказ на 60 самолетов. С мая 1972 по март 1980 годов "United" получила 37 DC-10-10. В 1999 году в парке "United" оставалось 27 самолетов, а 19 продолжали эксплуатироваться до списания в 2001 году.
VARIG. Первый DC-10-30 для VARIG был поставлен в 1974 году, и к 1981 году 16 самолетов эксплуатировались в компании в то или иное время. Последний самолет был списан в 2006 году.
"Western Airlines". "Western" была одним из многих перевозчиков, бурно развивавшихся в США в 1970-х годах после отмены регулирования рынка авиасообщений. "Western" начала эксплуатацию DC-10 в 1979 году с DC-10-10, но в 1987 году была поглощена "Delta Air Lines". "Delta" недолгое время использовала DC-10, передав их затем лизинговым компаниям.
"World Airways" эксплуатировала DC-10 до 2010 года. Сегодня эта компания использует на международных грузовых и чартерных пассажирских линиях самолеты MD-11 и 747-400BCF.
DC-10 серии 30CF и AF. Подобно DC-10-10CF вариант DC-10-30CF представлял собой конвертируемую грузопассажирскую модификацию с аналогичными грузовой дверью и системой крепления грузов. Всего на заводе в Лонг-Бич построили 28 новых самолетов DC-10-30CF и еще несколько переоборудовали из ранее построенных пассажирских самолетов. Первый DC-10-30CF был передан авиакомпании "Trans International Airlines" (TIA) в марте 1974 года. Большая часть сохранившихся в летном состоянии самолетов ныне эксплуатируется компанией "FedEx" (бывшая "Federal Express"). 8 середине 1980-х годов по заказу "Federal Express" разработали чисто грузовой вариант 30AF, известный также как DC-10-30F, всего построено девять самолетов DC-10-30AF, первый из которых заказчик получил в мае 1986 года. В фюзеляже DC-10-30AF отсутствуют иллюминаторы. С ноября 1991 по ноябрь 1992 го да по заказу компании «Sabena» три самолета DC-10-30CF. ранее принадлежавшие "FedEx", прошли переоборудование в вариант DC-10-30AF.
Потенциал DC-10 как транспортного самолета был реализован лишь к концу его серийного выпуска. Особенно преуспела в этом служба Federal Express, флот которой включал свыше 30 конвертируемых грузопассажирских самолетов DC-10-30CF и чисто транспортных -30AF. DC-10-30CF послужил базой для создания самолета-заправщика KC-10A для ВВС США.
Грузовые MD-10 доминируют на стоянке хаба "FedEx", Индианаполис, 2007 год. В 2012 году компания располагала 68 MD-10, большинство из которых относилось к раннему варианту MD-10-10.
Transportes Aereos Bolivianos' DC-10 operates the Miami route.
DC-10, грузовые модификации. В 1990 году итальянская фирма "Aeronavali" получила сертификат на переоборудование в грузовой вариант пассажирских самолетов DC-10-10, DC-10-30 и DC-10-40 по оригинальным чертежам и технологии фирмы "Douglas". Для разных заказчиков, включая "DAS Air Cargo". "Gemini Air Cargo", "ILFC", "Аэрофлот" и "FedEx" было переоборудовано 15 самолетов.
Самолет PP-VMU - бывший лайнер DC-10-30, конвертированный в 1987 году для службы в грузовом подразделении бразильской авиакомпании VARIG. Позднее эксплуатировавшийся "VARIG Logistica", самолет был поставлен на хранение в 2009 году.
"The Flying Hospital" не является единственным в своем роде. Организация "Orbis" использует модифицированный DC-10 для лечения глазных болезней в развивающихся странах.
The Orbis Flying Eye Hospital’s DC-10-10, N220AU (c/n 2) landed at Long Beach Airport on November 3,2016. It left the McDonnell Douglas assembly line there in 1971 and is the oldest DC-10 still flying. Orbis has replaced it with an MD-10 donated by FedEx. N220AU departed to Davis-Monthan Air Force Base on November 7. The aircraft will be displayed in the adjacent Pima Air and Space Museum.