Мировая Авиация 144
-
Военно-воздушные силы стран-членов Организации Варшавского договора также получали новейшие самолеты от советской авиационной промышленности, такие как эти МиГ-17 из боевого состава ВВС Чехословакии.
По-2. Единственным самолетом, обогнавшим У-2 (По-2) по массовости серийного выпуска, стал Cessna 172, находившийся в производстве более 55 лет. Правда, У-2 (По-2) достиг такого показателя всего за 30 лет.
После войны Польша оказалась в советском лагере и в том числе строила по лицензии самолеты По-2 (под обозначением CSS-13). Данный самолет вооружен 7,62-мм пулеметом ШКАС, установленным в задней кабине.
Даже смена тысячелетий не смогла завершить летную карьеру У-2 (По-2). Данный восстановленный самолет польского выпуска принадлежит Авиационному музею Польши в Кракове.
Существовало несколько ударных модификаций самолета, вначале бомбодержатели устанавливались кустарно, но с 1942 года ситуация изменилась.
Одной из основных задач У-2 (По-2) в Советском Союзе стала подготовка летчиков - как военных, так и гражданских.
В годы холодной войны войска стран НАТО и ОВД находились в состоянии высокой боевой готовности. Для самолетов сооружались и такие ангары - на фотографии в нем укрыт Buccaneer.
По высокому килю самолета можно опознать построенный компанией "General Motors" FM-2 Wildcat, чья максимальная скорость достигала 534 км/ч.
Grumman F4F-4 Hellcat
Grumman F6F Hellcat
Изображенный N700A был одним из двух построенных гражданских O-58A. Самолет под обозначением Gulfhawk IV эксплуатировался А. Уильямсом из компании "Gulf Oil".
Опасения, что легкие самолеты в роли передовых авианаводчиков будут сильно уязвимы от огня зенитной артиллерии, заставило американцев использовать для этой задачи реактивные самолеты - вследствие нехватки A-4 выбор пал на F-100F. В качестве же позывного для таких машин командир 1-й группы 612-й тактической истребительной эскадрильи Дей и его супруга выбрали название их любимой песни - "Misty". На фотографии - передовой авианаводчик выполняет дозаправку от KC-135.
В конце 2010 года "Virgin Atlantic" имела шесть Airbus A340-300 (на фотографии) и 17 A340-600, новым приобретением компании стали авиалайнеры A380 и Boeing 787.
Данный F-100D несет обозначения 416-й тактической истребительной эскадрильи. Хорошо заметен изменившийся цвет хвостовой части фюзеляжа - следствие высокотемпературного теплового воздействия турбореактивного двигателя J57.
"Flight Systems Incorporated", дочерняя компания "Tracor", переоборудовала часть F-100F в буксировщики мишеней - они окрашивались в бело-голубой цвет и получали гражданскую регистрацию США. Американские опознавательные знаки также были нанесены на часть самолетов, дислоцированных в Германии до середины 1990-х годов.
На закате боевой карьеры F-100 самолеты стали переоборудоваться в мишени. Первый опытный самолет-мишень YQF-100 был переоборудован компанией "Sperry Flight Systems" и облетан в 1979 году, затем последовали второй YQF-100, три QF-100 - для ВВС США, три - для Армии США, а также одна мишень QF-100F. После этого настала очередь основной программы - компания "Tracor" выпустила 72 мишени QF-100D, a "Flight Systems" (подразделение "Tracor") - еще 209 QF-100D/F. На фотографии - QF-100D.
Даже несмотря на свои недостатки, поступивший на вооружение ВВС США в 1954 году истребитель F-100A являлся на то время одним из лучших реактивных самолетов в мире. И все же ему не хватало боевого потенциала, поэтому вскоре на смену пришла модификация F-100C (на снимке). Обратите внимание на прямую заднюю кромку крыла, на F-100D и F она приобрела излом.
Det Kongelige Danske Flyvevaben (Королевские ВВС Дании). Три новых F-100F и 17 F-100D были переданы датчанам со складов ВВС США с июля 1959 года. В 1961 году в Данию поставили еще семь F-100F и 31 F-100D, однако высокая аварийность самолетов повторилась, и в датских ВВС в итоге были потеряны восемь самолетов из 10 F-100F и 27 одноместных машин. Из трех эксплуатировавших F-100 эскадрилий - 725-й, 727-й и 730-й - первая была перевооружена на J 35 Draken в 1970 году. Поставка в 1974 году еще 14 самолетов F-100F, получивших обозначение TF-100F, позволила сохранить Super Sabre на службе датских ВВС до замены их на F-16 в 1982 году.
North American F-100D Super Sabres still equip two squadrons, both at Skrydstrup. Nearest aircraft G-262, ex-U.S.A.F. 54-2262, displays low-visibility finish first adopted in 1969
ВВС Тайваня (CNAF). 1 октября 1958 года тайваньские ВВС получили первый F-100F, причем они стали единственным, кроме ВВС США, эксплуатантом модификации F-100A - 80 таких самолетов были поставлены на Тайвань, плюс четыре разведчика RF-100A. Самолеты активно привлекались к разведывательным полетам над Китаем, считается, что часть машин была потеряна. Также известно, что ряд самолетов был модифицирован - получили хвостовую часть по типу F-100D (со станцией предупреждения о радиолокационном облучении AN/APS-54) и возможность применения УР AIM-9 Sidewinder. Они получили обозначение F-100A Rehab
Super Sabres of the Chinese Nationalist Air Force in Taiwan, which received 118 F-100 As after they had been returned from USAF service.
L'Armee de l'Air (ВВС Франции). Всего ВВС Франции получили 85 самолетов F-100D и 15 F-100F. Большинство из них вначале дислоцировались в Германии и предназначались для применения ядерного оружия (американских боеприпасов Mk 43). Кроме того, французские ВВС первыми применили самолеты в бою - F-100D воевали в Алжире. После выхода Парижа в 1967 году из военной структуры НАТО все французские F-100 были перебазированы на родину и лишились своей "ядерной роли". Последними данные машины эксплуатировало небольшое подразделение в Джибути, F-100 были списаны 31 декабря 1978 года.
Turk Hava Kuvvetleri (ВВС Турции). Вначале Турция получила 310 самолетов вариантов F-100C, -100D и -100F. Первая машина, F-100F, была поставлена 16 октября 1958 года, последние самолеты были списаны уже в начале 1980-х годов. Турецкие Super Sabre принимали участие в боевых действиях с греческими ВВС на Кипре в 1974 году, в тот период один самолет потопил свой эсминец - греческие и турецкие ВМС располагали тогда схожими кораблями американской постройки, поэтому неудивительно, что в суматохе конфликта летчик допустил ошибку.
Изображенный здесь метод старта самолета прямо из ангара (укрытия) при помощи дополнительного ракетного ускорителя дальше опытов не пошел и на практике не применялся. Под левой консолью крыла виден использовавшийся в ходе испытаний макет ядерного боеприпаса.
F-100D Super Sabre. Данный F-100D принадлежал 416-й тактической истребительной эскадрилье 31-го тактического истребительного авиакрыла и в начале Вьетнамской войны базировался в Тайхоа. Обшивка самолета была "естественного металлического" цвета, такая схема применялась до 1965 года.
F-100D Super Sabre
"British South American Airways" была образована в 1945 году ушедшим в отставку вице-маршалом авиации Доном Беннетом. Хорошо знакомый с Lancaster, Беннет считал Lancastrian идеально подходящим для начала полетов из нового аэропорта Хитроу.
В варианте F7F-3N истребитель Tigercat имел вторую кабину для оператора РЛС, а также удлиненную носовую часть с нижним обтекателем РЛС SCR-720.
Грумман XF5F-1 после доработки. Внешние секции крыла у XF5F-1 могли складываться. Самолет имел цельнометаллическую конструкцию с работающей обшивкой, а поверхности управления имели полотняную обшивку.
Republic F-84F состоял на вооружении в нескольких странах блока НАТО, включая Бельгию, Францию, Грецию, Италию, Нидерланды, Турцию и ФРГ. Первый из 180 самолетов был передан голландским ВВС в /955 году.
Ar 96 представлял собой весьма элегантный цельнометаллический моноплан с низкорасположенным крылом. Наиболее распространенный его вариант Ar 96B зарекомендовал себя как неприхотливый самолет с хорошими характеристиками.
Ar 96V1 имел заводской номер 2067 (регистрационный D-IRUU) и являлся первым из четырех прототипов Ar 96. Он был оснащен рядным двигателем Argus As 10C-8 мощностью 240л. с. и шасси с меньшей колеей.
Потребность болгарских ВВС в легком штурмовике привела к появлению модификации Ar 96V9, имевшей возможность подвески под крылом до шести авиабомб малого калибра и вооруженной двумя 7,92-мм пулеметами (в носовой части и на турели "Arado" в задней кабине).
The Ar 96 V9 for Bulgaria.
Данная пара Ar 96B несет две различные схемы камуфляжа, применявшиеся в один период времени. Ближний самолет принадлежал 2-й школе летчиков-истребителей (Jagdfliegerschule 2; Магдебург-Цербст), он несет стандартный серый камуфляж, а черные панели в районе соединения фюзеляжа и крыла сделаны для частичной маскировки выхлопа от двигателя. Самолет на заднем плане несет более поздний двухтоновый камуфляж, нижние поверхности окрашены в светло-голубой цвет.
A pair of Arado Ar 96B advanced trainers from Fighter School 2 of Zerbst fly past the camera plane. Aircraft 254 in the foreground is overall RLM Grey 02, while 262 sports the two-tone green splinter pattern camouflage.
Первые Ar 96A поступили в летные школы Люфтваффе летом 1940 года, а вскоре в войска пошли самолеты модификаций Ar 96B-1 и Ar 96B-2.
Обратите внимание на характерный кок винта, который в полете работал от набегающего потока воздуха наподобие ветряной мельницы и запитывал привод механизма изменения шага воздушного винта самолета.
Данный Ar 96B-3 выпускался компанией "Avia" в Чехословакии и был специально оборудован для обучения полетам по приборам. Самолет сфотографирован перед поставкой заказчику (Люфтваффе). Отличительные особенности машины - обтекатель хвостового колеса, а также пулемет в верхней правой части капота.
An Avia-built Ar 96B-3 blind-flying trainer prior to delivery to the Luftwaffe. Note radio call sign PH+GN and fairing on tailwheel.
Выпуск Ar 96 на чехословацких заводах продолжался и после войны - вплоть до 1949 года предприятиями "Avia" и "Letov" были выпущены 400 самолетов. Чехословацкие ВВС приняли его на вооружение под обозначением Avia C.2B-1.
"Skytrain" просуществовала недолго, но создала базу для современных компаний-дискаунтеров. К примеру, в 1971 году Лейкер предлагал за 75 фунтов стерлингов слетать в Нью-Йорк и обратно.
Самолеты выпускались и в Польше как CSS-13. На фотографии - польский медицинский самолет с гражданской регистрацией. Обратите внимание на отличительную конструкцию кабины.
По-2 стал самым первым самолетом в мире, примененным в регулярной авиационной медицинской службе - на самолетах доставлялись врачи и пациенты, перевозились медикаменты и плазма крови.
Самолет мог оснащаться лыжным шасси, что облегчало его эксплуатацию зимой. На фотографии - польский санитарный самолет, обратите внимание на кольцевой обтекатель двигателя.
"Сейбры" для Люфтваффе. Первый из 75 самолетов Canadair CL-13A Sabre Mk 5, принадлежавших ранее канадским ВВС, был передан Люфтваффе в январе 1957 года, а в декабре того же года самолеты были объявлены достигшими оперативной готовности. Начиная с 1959 года, три авиакрыла Люфтваффе получили 226 самолетов CL-13B Sabre Mk 6. Затем ВВС получили две эскадрильи самолетов F-86K, построенных "Fiat", они эксплуатировались до середины 1966 года. Последний Sabre Mk 6 списали в декабре 1966 года, но часть переоборудовали в буксировщики мишеней.
Среди гражданских эксплуатантов Series 300 была кубинская "Cubana de Aviacion", использовавшая их на авиалинии Гавана - Нью-Йорк, а затем для полетов в Прагу. Самолеты эксплуатировались вплоть до 1984 года, хотя в последние годы использовались лишь для грузовых перевозок.
Эксплуатация в Израиле. Израильская "El Al" получила первый лайнер Britannia Series 313 (4X-AGA) 12 сентября 1957 года. Вторая машина, 4X-AGB, использовавшаяся для подготовки экипажей, поступила в эксплуатацию в октябре, a 4X-AGC - в ноябре. Компания осуществила кругосветный учебный перелет и многочисленные перелеты через Тихий океан, a 4X-AGC выполнил беспосадочный перелет из Нью-Йорка в Тель-Авив - самый длинный тогда беспосадочный перелет в классе гражданских авиалайнеров.
Britannia стал первым в Транспортном командовании британских ВВС турбовинтовым самолетом, он активно использовался для перевозок на большие расстояния в различные районы мира, являясь основой сил стратегического резерва британской Армии.
Bristol Britannia C.Mk.1, which is in service with R.A.F. Transport Command
Spitfire PR.Mk XI. Этот Spitfire PR.Mk XI, номер PL914, принадлежал 14-й эскадрилье 7-й группы фоторазведчиков 8-й Воздушной армии. Эскадрилья в 1944 году находилась в Маунт-Фарм, недалеко от основной базы фоторазведчиков в Бенсоне.
Последний находившийся на службе британский Spitfire - PR.Mk 19, номер PS888, из 81 -й эскадрильи (Селетар, Сингапур) - завершил карьеру, выполнив 1 апреля 1954 года фоторазведку района предполагаемого нахождения партизан во время малайского восстания.
На фотографии - ранний серийный высотный разведчик Spitfire PR.Mk XI. Большинство Mk XI имели руль направления с широкой хордой и заостренной законцовкой, но изображенная машина переоборудована из истребителя Mk IX и имеет вертикальное оперение более раннего типа.
PR.Mk X, фактически герметизированный вариант Mk XI, популярностью не пользовался, был построен в количестве 16 машин и эксплуатировался в 541-й и 542-й эскадрильях. Главное внешнее отличие - ниже выхлопных патрубков двигателя видны воздухозаборники системы вентиляции кабины.
Послевоенный PR.Mk XIX. Самолет с бортовым кодом "6C" принадлежит опытному фоторазведывательному авиаотряду (Photographic Reconnaissance Development Unit). После войны Mk XIX имелись у Индии, Швеции, Таиланда и Турции, а Дания и Норвегия получили Mk XI.
Брэнсон позирует у "SpaceShipOne" (за ним виден самолет-носитель "White Knight"), первый полет которого состоялся в 2003 году и дал старт эре частных космических полетов.
Оснащенный двигателями Hercules, T.Mk 10 RP589 был построен в октябре 1945 года и стал предпоследним в истории Wellington. Всего же за 8 лет были выпущены 11460 самолетов.
Последними Wellington в британских ВВС были T.Mk 10, использовавшиеся после войны для подготовки штурманов. Все они были переоборудованы компанией "Boulton Paul" из бомбардировщиков Mk X. MF628 принадлежал 6-й эскадрилье, а с 1949 года находится в Музее Королевских ВВС Великобритании.
NC928 - оснащенный двигателями Hercules и РЛС AI самолет Wellington Mk XVIII для подготовки операторов РЛС. Радар размещен под обтекателем в носовой части, а самолет окрашен в стандартный камуфляж Бомбардировочного командования.
После войны Goose претерпел разные модификации, эта машина имеет убирающиеся поплавки, хотя в остальном идентична базовому варианту.
Grumman G-21 Goose
В базовом варианте (на снимке) Widgeon была отличной летающей лодкой-амфибией, позже на ее базе создали ряд модификаций.
Grumman Widgeon
Данный ранний Wellington GR.Mk VIII (HX419) перед передачей из Бомбардировочного в Береговое командование сменил камуфляж. Хорошо видна подкрыльевая антенна РЛС ASV Mk II.
Wellington GR.Mk XIII оснащался двигателями Hercules и РЛС ASV Mk II, часть самолетов не имела носовой турели.
Wellington GR.Mk XIII. В послевоенные годы NC606 принадлежал Учебному командованию.
Самолет Wellington GR.Mk XIV, оснащенный выдвижной прожекторной установкой Leigh Light, РЛС ASV Mk III и двигателями Hercules.
Самолет Wellington GR.Mk XIV, оснащенный выдвижной прожекторной установкой Leigh Light, РЛС ASV Mk III и двигателями Hercules.
Отличительной особенностью TBM-3E Avenger был контейнер с РЛС AN/APS-4 под крылом.
Данные TBM-3E принадлежат 25-й противолодочной эскадрилье ВМС США, конец 1940-х годов.
Grumman TBM Avenger
Этот Mk I, L4340, стал 124-м построенным Wellington и вначале предназначался для новозеландских ВВС (обозначался NZ302). Однако с началом войны был передан британским ВВС и переоборудован в транспортный C.Mk IA (С.XV), эксплуатировался авиакомпанией BOAC, а затем 24-й эскадрильей (авиабаза Хендон), старейшей транспортной эскадрильей британских ВВС. На фотографии самолет изображен после модернизации, видны код эскадрильи "NQ" и собственное имя Duke of Rutland.
Изображенный Duke of Cornwall (N2990 / NQ-D) из 24-й эскадрильи являлся транспортным самолетом C.Mk XVI, причем нарисованные носовая и кормовая турели призваны ввести противника в заблуждение.
Duke of Cornwall, a Wellington Transport of No. 24 Squadron at Hendon, with painted front and rear turrets and wooden guns.
Как и большинство Wellington Mk XV и XVI, данный Mk XVI с двигателями Pegasus переоборудовали из бомбардировщика Mk IС. В качестве последнего он служил в 115-й и 305-й эскадрильях, а также ряде учебных подразделений.
Второй F3F-3 (№ 1445) принадлежал эскадрилье VF-5B, первой получившей машины данного типа.
Lancastrian создавался как транспортный самолет для авиакомпаний и для ВВС, в которых машины (на фотографии - из 24-й эскадрильи) недолго эксплуатировались в интересах Транспортного командования.
Воздушные танкеры Lancastrian компании BSAA активно использовались во время Берлинского воздушного моста.
Летающие лаборатории. После того, как Lancastrian стали списывать военные и гражданские эксплуатанты, часть машин была переоборудована в летающие лаборатории для отработки различных турбовинтовых и турбореактивных двигателей. Среди прочих на Lancastrian проходили испытания ТРД Rolls-Royce Nene (на фото) и Avon, de Havilland Ghost и Armstrong Siddeley Sapphire, а также с десяток вариантов поршневых двигателей Merlin и Griffon.
Avro Lancastrian активно эксплуатировались авиакомпанией BOAC в первые послевоенные годы, в том числе и на многих дальних маршрутах. Последние машины были сняты с полетов в начале 1950-х годов.
Компания BSAA переоборудовала часть Lancastrian в воздушные танкеры, как этот G-AKDR, чтобы обеспечить беспосадочные перелеты из Великобритании на Бермуды.
Канадцы в 1945 году переоборудовали часть Lancaster B.Mk I под стандарт Lancastrian, а представленный здесь самолет, имевший остекленную носовую часть, разбился во время испытательного полета 1 июня 1945 года.
4 июня 1945 года Lancastrian поступил в эксплуатацию в компанию QANTAS. Лайнеры имели салон на 9 мест, иллюминаторов на левом борту не было.
Принадлежавшая компании "Rolls-Royce" летающая лаборатория Lancastrian Mk II, VM704, предназначалась для испытаний турбовинтового двигателя Clyde, однако в итоге на ней испытывали двигатели Griffon 57 (устанавливались на внутренних пилонах), предназначенные для Avro Shackleton британских ВВС, и Merlin 628, предназначенные для Avro Tudor.
Компания "African Safari Airways" эксплуатировала три Britannia в 1969-1971 годах на чартерных маршрутах из Швейцарии в Восточную Африку.
Компания "HeavyLift" приобрела CL-44-O Guppy в 1982 году, одним из наиболее необычных грузов была партия жирафов, перевозившаяся из Африки в США.
10 октября 2010 года состоялся первый полет "Enterprise" с отделением от самолета-носителя и последующим свободным падением.
Самолет БПА CP-107 Argus поступил в эксплуатацию канадских ВВС в апреле 1958 года, и только в феврале 1982 года ему на смену пришел CP-140 Aurora.