Мировая Авиация 144
-
Военно-воздушные силы стран-членов Организации Варшавского договора также получали новейшие самолеты от советской авиационной промышленности, такие как эти МиГ-17 из боевого состава ВВС Чехословакии.
По-2. Единственным самолетом, обогнавшим У-2 (По-2) по массовости серийного выпуска, стал Cessna 172, находившийся в производстве более 55 лет. Правда, У-2 (По-2) достиг такого показателя всего за 30 лет.
После войны Польша оказалась в советском лагере и в том числе строила по лицензии самолеты По-2 (под обозначением CSS-13). Данный самолет вооружен 7,62-мм пулеметом ШКАС, установленным в задней кабине.
Даже смена тысячелетий не смогла завершить летную карьеру У-2 (По-2). Данный восстановленный самолет польского выпуска принадлежит Авиационному музею Польши в Кракове.
Существовало несколько ударных модификаций самолета, вначале бомбодержатели устанавливались кустарно, но с 1942 года ситуация изменилась.
Одной из основных задач У-2 (По-2) в Советском Союзе стала подготовка летчиков - как военных, так и гражданских.
В годы холодной войны войска стран НАТО и ОВД находились в состоянии высокой боевой готовности. Для самолетов сооружались и такие ангары - на фотографии в нем укрыт Buccaneer.
По высокому килю самолета можно опознать построенный компанией "General Motors" FM-2 Wildcat, чья максимальная скорость достигала 534 км/ч.
Grumman F4F-4 Hellcat
Grumman F6F Hellcat
Изображенный N700A был одним из двух построенных гражданских O-58A. Самолет под обозначением Gulfhawk IV эксплуатировался А. Уильямсом из компании "Gulf Oil".
Опасения, что легкие самолеты в роли передовых авианаводчиков будут сильно уязвимы от огня зенитной артиллерии, заставило американцев использовать для этой задачи реактивные самолеты - вследствие нехватки A-4 выбор пал на F-100F. В качестве же позывного для таких машин командир 1-й группы 612-й тактической истребительной эскадрильи Дей и его супруга выбрали название их любимой песни - "Misty". На фотографии - передовой авианаводчик выполняет дозаправку от KC-135.
В конце 2010 года "Virgin Atlantic" имела шесть Airbus A340-300 (на фотографии) и 17 A340-600, новым приобретением компании стали авиалайнеры A380 и Boeing 787.
Данный F-100D несет обозначения 416-й тактической истребительной эскадрильи. Хорошо заметен изменившийся цвет хвостовой части фюзеляжа - следствие высокотемпературного теплового воздействия турбореактивного двигателя J57.
"Flight Systems Incorporated", дочерняя компания "Tracor", переоборудовала часть F-100F в буксировщики мишеней - они окрашивались в бело-голубой цвет и получали гражданскую регистрацию США. Американские опознавательные знаки также были нанесены на часть самолетов, дислоцированных в Германии до середины 1990-х годов.
На закате боевой карьеры F-100 самолеты стали переоборудоваться в мишени. Первый опытный самолет-мишень YQF-100 был переоборудован компанией "Sperry Flight Systems" и облетан в 1979 году, затем последовали второй YQF-100, три QF-100 - для ВВС США, три - для Армии США, а также одна мишень QF-100F. После этого настала очередь основной программы - компания "Tracor" выпустила 72 мишени QF-100D, a "Flight Systems" (подразделение "Tracor") - еще 209 QF-100D/F. На фотографии - QF-100D.
Даже несмотря на свои недостатки, поступивший на вооружение ВВС США в 1954 году истребитель F-100A являлся на то время одним из лучших реактивных самолетов в мире. И все же ему не хватало боевого потенциала, поэтому вскоре на смену пришла модификация F-100C (на снимке). Обратите внимание на прямую заднюю кромку крыла, на F-100D и F она приобрела излом.
Опасения, что легкие самолеты в роли передовых авианаводчиков будут сильно уязвимы от огня зенитной артиллерии, заставило американцев использовать для этой задачи реактивные самолеты - вследствие нехватки A-4 выбор пал на F-100F. В качестве же позывного для таких машин командир 1-й группы 612-й тактической истребительной эскадрильи Дей и его супруга выбрали название их любимой песни - "Misty". На фотографии - передовой авианаводчик выполняет дозаправку от KC-135.
Det Kongelige Danske Flyvevaben (Королевские ВВС Дании). Три новых F-100F и 17 F-100D были переданы датчанам со складов ВВС США с июля 1959 года. В 1961 году в Данию поставили еще семь F-100F и 31 F-100D, однако высокая аварийность самолетов повторилась, и в датских ВВС в итоге были потеряны восемь самолетов из 10 F-100F и 27 одноместных машин. Из трех эксплуатировавших F-100 эскадрилий - 725-й, 727-й и 730-й - первая была перевооружена на J 35 Draken в 1970 году. Поставка в 1974 году еще 14 самолетов F-100F, получивших обозначение TF-100F, позволила сохранить Super Sabre на службе датских ВВС до замены их на F-16 в 1982 году.
North American F-100D Super Sabres still equip two squadrons, both at Skrydstrup. Nearest aircraft G-262, ex-U.S.A.F. 54-2262, displays low-visibility finish first adopted in 1969
ВВС Тайваня (CNAF). 1 октября 1958 года тайваньские ВВС получили первый F-100F, причем они стали единственным, кроме ВВС США, эксплуатантом модификации F-100A - 80 таких самолетов были поставлены на Тайвань, плюс четыре разведчика RF-100A. Самолеты активно привлекались к разведывательным полетам над Китаем, считается, что часть машин была потеряна. Также известно, что ряд самолетов был модифицирован - получили хвостовую часть по типу F-100D (со станцией предупреждения о радиолокационном облучении AN/APS-54) и возможность применения УР AIM-9 Sidewinder. Они получили обозначение F-100A Rehab
Super Sabres of the Chinese Nationalist Air Force in Taiwan, which received 118 F-100 As after they had been returned from USAF service.
L'Armee de l'Air (ВВС Франции). Всего ВВС Франции получили 85 самолетов F-100D и 15 F-100F. Большинство из них вначале дислоцировались в Германии и предназначались для применения ядерного оружия (американских боеприпасов Mk 43). Кроме того, французские ВВС первыми применили самолеты в бою - F-100D воевали в Алжире. После выхода Парижа в 1967 году из военной структуры НАТО все французские F-100 были перебазированы на родину и лишились своей "ядерной роли". Последними данные машины эксплуатировало небольшое подразделение в Джибути, F-100 были списаны 31 декабря 1978 года.
Turk Hava Kuvvetleri (ВВС Турции). Вначале Турция получила 310 самолетов вариантов F-100C, -100D и -100F. Первая машина, F-100F, была поставлена 16 октября 1958 года, последние самолеты были списаны уже в начале 1980-х годов. Турецкие Super Sabre принимали участие в боевых действиях с греческими ВВС на Кипре в 1974 году, в тот период один самолет потопил свой эсминец - греческие и турецкие ВМС располагали тогда схожими кораблями американской постройки, поэтому неудивительно, что в суматохе конфликта летчик допустил ошибку.
Изображенный здесь метод старта самолета прямо из ангара (укрытия) при помощи дополнительного ракетного ускорителя дальше опытов не пошел и на практике не применялся. Под левой консолью крыла виден использовавшийся в ходе испытаний макет ядерного боеприпаса.
F-100D Super Sabre. Данный F-100D принадлежал 416-й тактической истребительной эскадрилье 31-го тактического истребительного авиакрыла и в начале Вьетнамской войны базировался в Тайхоа. Обшивка самолета была "естественного металлического" цвета, такая схема применялась до 1965 года.
F-100D Super Sabre
"British South American Airways" была образована в 1945 году ушедшим в отставку вице-маршалом авиации Доном Беннетом. Хорошо знакомый с Lancaster, Беннет считал Lancastrian идеально подходящим для начала полетов из нового аэропорта Хитроу.
В варианте F7F-3N истребитель Tigercat имел вторую кабину для оператора РЛС, а также удлиненную носовую часть с нижним обтекателем РЛС SCR-720.
Грумман XF5F-1 после доработки. Внешние секции крыла у XF5F-1 могли складываться. Самолет имел цельнометаллическую конструкцию с работающей обшивкой, а поверхности управления имели полотняную обшивку.
Вооруженные самолетами F-84F подразделения Тактического авиационного командования были важнейшим элементом концепции "смешанной ударной авиационной группировки" (CASF), предусматривавшей быструю переброску дислоцированных на территории США эскадрилий в Европу в район конфликта. Данный F-84F принадлежал 405-му истребительно-бомбардировочному авиакрылу.
Republic F-84F состоял на вооружении в нескольких странах блока НАТО, включая Бельгию, Францию, Грецию, Италию, Нидерланды, Турцию и ФРГ. Первый из 180 самолетов был передан голландским ВВС в /955 году.
Ar 96 представлял собой весьма элегантный цельнометаллический моноплан с низкорасположенным крылом. Наиболее распространенный его вариант Ar 96B зарекомендовал себя как неприхотливый самолет с хорошими характеристиками.
Ar 96V1 имел заводской номер 2067 (регистрационный D-IRUU) и являлся первым из четырех прототипов Ar 96. Он был оснащен рядным двигателем Argus As 10C-8 мощностью 240л. с. и шасси с меньшей колеей.
Потребность болгарских ВВС в легком штурмовике привела к появлению модификации Ar 96V9, имевшей возможность подвески под крылом до шести авиабомб малого калибра и вооруженной двумя 7,92-мм пулеметами (в носовой части и на турели "Arado" в задней кабине).
The Ar 96 V9 for Bulgaria.
Данная пара Ar 96B несет две различные схемы камуфляжа, применявшиеся в один период времени. Ближний самолет принадлежал 2-й школе летчиков-истребителей (Jagdfliegerschule 2; Магдебург-Цербст), он несет стандартный серый камуфляж, а черные панели в районе соединения фюзеляжа и крыла сделаны для частичной маскировки выхлопа от двигателя. Самолет на заднем плане несет более поздний двухтоновый камуфляж, нижние поверхности окрашены в светло-голубой цвет.
A pair of Arado Ar 96B advanced trainers from Fighter School 2 of Zerbst fly past the camera plane. Aircraft 254 in the foreground is overall RLM Grey 02, while 262 sports the two-tone green splinter pattern camouflage.
Первые Ar 96A поступили в летные школы Люфтваффе летом 1940 года, а вскоре в войска пошли самолеты модификаций Ar 96B-1 и Ar 96B-2.
Обратите внимание на характерный кок винта, который в полете работал от набегающего потока воздуха наподобие ветряной мельницы и запитывал привод механизма изменения шага воздушного винта самолета.
Данный Ar 96B-3 выпускался компанией "Avia" в Чехословакии и был специально оборудован для обучения полетам по приборам. Самолет сфотографирован перед поставкой заказчику (Люфтваффе). Отличительные особенности машины - обтекатель хвостового колеса, а также пулемет в верхней правой части капота.
An Avia-built Ar 96B-3 blind-flying trainer prior to delivery to the Luftwaffe. Note radio call sign PH+GN and fairing on tailwheel.
Выпуск Ar 96 на чехословацких заводах продолжался и после войны - вплоть до 1949 года предприятиями "Avia" и "Letov" были выпущены 400 самолетов. Чехословацкие ВВС приняли его на вооружение под обозначением Avia C.2B-1.
"Skytrain" просуществовала недолго, но создала базу для современных компаний-дискаунтеров. К примеру, в 1971 году Лейкер предлагал за 75 фунтов стерлингов слетать в Нью-Йорк и обратно.
Самолеты выпускались и в Польше как CSS-13. На фотографии - польский медицинский самолет с гражданской регистрацией. Обратите внимание на отличительную конструкцию кабины.
Самолет мог оснащаться лыжным шасси, что облегчало его эксплуатацию зимой. На фотографии - польский санитарный самолет, обратите внимание на кольцевой обтекатель двигателя.
По-2 стал самым первым самолетом в мире, примененным в регулярной авиационной медицинской службе - на самолетах доставлялись врачи и пациенты, перевозились медикаменты и плазма крови.
"Сейбры" для Люфтваффе. Первый из 75 самолетов Canadair CL-13A Sabre Mk 5, принадлежавших ранее канадским ВВС, был передан Люфтваффе в январе 1957 года, а в декабре того же года самолеты были объявлены достигшими оперативной готовности. Начиная с 1959 года, три авиакрыла Люфтваффе получили 226 самолетов CL-13B Sabre Mk 6. Затем ВВС получили две эскадрильи самолетов F-86K, построенных "Fiat", они эксплуатировались до середины 1966 года. Последний Sabre Mk 6 списали в декабре 1966 года, но часть переоборудовали в буксировщики мишеней.
Прототип Series 300, G-ANCA, поднялся в воздух 31 июля 1956 года и позже был окрашен в цвета "Capital Airlines", хотя авиакомпания его так и не получила. В ноябре 1957 года он разбился около Филтона.
Эксплуатация в Израиле. Израильская "El Al" получила первый лайнер Britannia Series 313 (4X-AGA) 12 сентября 1957 года. Вторая машина, 4X-AGB, использовавшаяся для подготовки экипажей, поступила в эксплуатацию в октябре, a 4X-AGC - в ноябре. Компания осуществила кругосветный учебный перелет и многочисленные перелеты через Тихий океан, a 4X-AGC выполнил беспосадочный перелет из Нью-Йорка в Тель-Авив - самый длинный тогда беспосадочный перелет в классе гражданских авиалайнеров.
Среди гражданских эксплуатантов Series 300 была кубинская "Cubana de Aviacion", использовавшая их на авиалинии Гавана - Нью-Йорк, а затем для полетов в Прагу. Самолеты эксплуатировались вплоть до 1984 года, хотя в последние годы использовались лишь для грузовых перевозок.
Britannia стал первым в Транспортном командовании британских ВВС турбовинтовым самолетом, он активно использовался для перевозок на большие расстояния в различные районы мира, являясь основой сил стратегического резерва британской Армии.
Spitfire PR.Mk XI. Этот Spitfire PR.Mk XI, номер PL914, принадлежал 14-й эскадрилье 7-й группы фоторазведчиков 8-й Воздушной армии. Эскадрилья в 1944 году находилась в Маунт-Фарм, недалеко от основной базы фоторазведчиков в Бенсоне.
Последний находившийся на службе британский Spitfire - PR.Mk 19, номер PS888, из 81 -й эскадрильи (Селетар, Сингапур) - завершил карьеру, выполнив 1 апреля 1954 года фоторазведку района предполагаемого нахождения партизан во время малайского восстания.
На фотографии - ранний серийный высотный разведчик Spitfire PR.Mk XI. Большинство Mk XI имели руль направления с широкой хордой и заостренной законцовкой, но изображенная машина переоборудована из истребителя Mk IX и имеет вертикальное оперение более раннего типа.
PR.Mk X, фактически герметизированный вариант Mk XI, популярностью не пользовался, был построен в количестве 16 машин и эксплуатировался в 541-й и 542-й эскадрильях. Главное внешнее отличие - ниже выхлопных патрубков двигателя видны воздухозаборники системы вентиляции кабины.
Послевоенный PR.Mk XIX. Самолет с бортовым кодом "6C" принадлежит опытному фоторазведывательному авиаотряду (Photographic Reconnaissance Development Unit). После войны Mk XIX имелись у Индии, Швеции, Таиланда и Турции, а Дания и Норвегия получили Mk XI.
Брэнсон позирует у "SpaceShipOne" (за ним виден самолет-носитель "White Knight"), первый полет которого состоялся в 2003 году и дал старт эре частных космических полетов.
Оснащенный двигателями Hercules, T.Mk 10 RP589 был построен в октябре 1945 года и стал предпоследним в истории Wellington. Всего же за 8 лет были выпущены 11460 самолетов.
Последними Wellington в британских ВВС были T.Mk 10, использовавшиеся после войны для подготовки штурманов. Все они были переоборудованы компанией "Boulton Paul" из бомбардировщиков Mk X. MF628 принадлежал 6-й эскадрилье, а с 1949 года находится в Музее Королевских ВВС Великобритании.
Этот Wellington DWI переоборудован из бомбардировщика Mk IC и служил на Ближнем Востоке, где применялся при тралении участков акватории Средиземного моря и Суэцкого канала.
NC928 - оснащенный двигателями Hercules и РЛС AI самолет Wellington Mk XVIII для подготовки операторов РЛС. Радар размещен под обтекателем в носовой части, а самолет окрашен в стандартный камуфляж Бомбардировочного командования.
После прекращения работ по высотному бомбардировщику Wellington Mk VI часть машин, имевших двигатели Rolls-Royce Merlin, переоборудовали для обучения работе с радионавигационной системой GEE.
После войны Goose претерпел разные модификации, эта машина имеет убирающиеся поплавки, хотя в остальном идентична базовому варианту.
Grumman G-21 Goose
В базовом варианте (на снимке) Widgeon была отличной летающей лодкой-амфибией, позже на ее базе создали ряд модификаций.
Grumman Widgeon
Данный ранний Wellington GR.Mk VIII (HX419) перед передачей из Бомбардировочного в Береговое командование сменил камуфляж. Хорошо видна подкрыльевая антенна РЛС ASV Mk II.
Wellington GR.Mk XIII оснащался двигателями Hercules и РЛС ASV Mk II, часть самолетов не имела носовой турели.
Wellington GR.Mk XIII. В послевоенные годы NC606 принадлежал Учебному командованию.
Самолет Wellington GR.Mk XIV, оснащенный выдвижной прожекторной установкой Leigh Light, РЛС ASV Mk III и двигателями Hercules.
Самолет Wellington GR.Mk XIV, оснащенный выдвижной прожекторной установкой Leigh Light, РЛС ASV Mk III и двигателями Hercules.
Отличительной особенностью TBM-3E Avenger был контейнер с РЛС AN/APS-4 под крылом.
Данные TBM-3E принадлежат 25-й противолодочной эскадрилье ВМС США, конец 1940-х годов.
Grumman TBM Avenger
Этот Mk I, L4340, стал 124-м построенным Wellington и вначале предназначался для новозеландских ВВС (обозначался NZ302). Однако с началом войны был передан британским ВВС и переоборудован в транспортный C.Mk IA (С.XV), эксплуатировался авиакомпанией BOAC, а затем 24-й эскадрильей (авиабаза Хендон), старейшей транспортной эскадрильей британских ВВС. На фотографии самолет изображен после модернизации, видны код эскадрильи "NQ" и собственное имя Duke of Rutland.
Изображенный Duke of Cornwall (N2990 / NQ-D) из 24-й эскадрильи являлся транспортным самолетом C.Mk XVI, причем нарисованные носовая и кормовая турели призваны ввести противника в заблуждение.
Duke of Cornwall, a Wellington Transport of No. 24 Squadron at Hendon, with painted front and rear turrets and wooden guns.
Как и большинство Wellington Mk XV и XVI, данный Mk XVI с двигателями Pegasus переоборудовали из бомбардировщика Mk IС. В качестве последнего он служил в 115-й и 305-й эскадрильях, а также ряде учебных подразделений.
Второй F3F-3 (№ 1445) принадлежал эскадрилье VF-5B, первой получившей машины данного типа.
Lancastrian создавался как транспортный самолет для авиакомпаний и для ВВС, в которых машины (на фотографии - из 24-й эскадрильи) недолго эксплуатировались в интересах Транспортного командования.
Воздушные танкеры Lancastrian компании BSAA активно использовались во время Берлинского воздушного моста.
Летающие лаборатории. После того, как Lancastrian стали списывать военные и гражданские эксплуатанты, часть машин была переоборудована в летающие лаборатории для отработки различных турбовинтовых и турбореактивных двигателей. Среди прочих на Lancastrian проходили испытания ТРД Rolls-Royce Nene (на фото) и Avon, de Havilland Ghost и Armstrong Siddeley Sapphire, а также с десяток вариантов поршневых двигателей Merlin и Griffon.
Канадцы в 1945 году переоборудовали часть Lancaster B.Mk I под стандарт Lancastrian, а представленный здесь самолет, имевший остекленную носовую часть, разбился во время испытательного полета 1 июня 1945 года.
4 июня 1945 года Lancastrian поступил в эксплуатацию в компанию QANTAS. Лайнеры имели салон на 9 мест, иллюминаторов на левом борту не было.
Компания BSAA переоборудовала часть Lancastrian в воздушные танкеры, как этот G-AKDR, чтобы обеспечить беспосадочные перелеты из Великобритании на Бермуды.
Более половины из первых 60 самолетов Lancastrian, заказанных британскими ВВС, поступили в BOAC, включая и данную машину. В мае 1945 года один из них открыл полеты между метрополией и Австралией.
Avro Lancastrian активно эксплуатировались авиакомпанией BOAC в первые послевоенные годы, в том числе и на многих дальних маршрутах. Последние машины были сняты с полетов в начале 1950-х годов.
Принадлежавшая компании "Rolls-Royce" летающая лаборатория Lancastrian Mk II, VM704, предназначалась для испытаний турбовинтового двигателя Clyde, однако в итоге на ней испытывали двигатели Griffon 57 (устанавливались на внутренних пилонах), предназначенные для Avro Shackleton британских ВВС, и Merlin 628, предназначенные для Avro Tudor.
Компания "African Safari Airways" эксплуатировала три Britannia в 1969-1971 годах на чартерных маршрутах из Швейцарии в Восточную Африку.
Компания "HeavyLift" приобрела CL-44-O Guppy в 1982 году, одним из наиболее необычных грузов была партия жирафов, перевозившаяся из Африки в США.
10 октября 2010 года состоялся первый полет "Enterprise" с отделением от самолета-носителя и последующим свободным падением.
Самолет БПА CP-107 Argus поступил в эксплуатацию канадских ВВС в апреле 1958 года, и только в феврале 1982 года ему на смену пришел CP-140 Aurora.