Grumman F5F Skyrocket
Страна: США
Год: 1940

Единственный экземпляр
Одноместный палубный истребитель
Описание
Фотографии
Grumman F5F (G-34 Skyrocket)

  Хотя ВМС США стали изучать возможность закупки двухмоторного истребителя еще в 1935 году, лишь в 1937 году эти намерения стали приобретать форму реальных планов. Идея двухмоторного истребителя появилась вследствие опасений ВМС США, что истребитель-моноплан G-18 (прототип XF4F-2), находившийся в разработке и оснащенный двигателем Pratt & Whitney R-1830-66 Twin Wasp мощностью 1050 л. с., сможет развивать скорость не более 483 км/ч, а для получения лучших скоростных характеристик на самолет надо будет установить более мощную силовую установку. Но в то время считалось, что мощность звездообразного ПД можно увеличить лишь до 1200 л. с. Тогда решили использовать два двигателя, хотя это приводило к росту массы машины и ее габаритов, создавая сложности для базирования на кораблях. В марте 1937 года Бюро по аэронавтике ВМС США направило американским авиастроителям запрос на предложения по двухмоторному истребителю и получило ответы от "Brewster", "Curtiss", "Grumman", "Lockheed", "Seversky" и "Vought". Компания "Grumman" предложила проект высотного истребителя G-25 с V-образными двигателями жидкостного охлаждения Allison V-1710 с турбонагнетателями, но Бюро по аэронавтике посчитало, что ни этот, ни другие представленные проекты не имеют существенных преимуществ над имеющимися на то время истребителями. Тогда Бюро по аэронавтике предприняло ряд проектных работ, изучая возможность создания двухмоторного истребителя с силовой установкой в составе одного двигателя V-1710 или двух двигателей Pratt & Whitney R-1535 Twin Wasp Junior или R-1830 Twin Wasp. После чего в апреле 1938 года были выпущены требования № 144, которые были разосланы американским авиастроительным компаниям и предусматривали создание двух двухмоторных палубных истребителей, - одного с двигателем V-1710, а второго с двухмоторной силовой установкой. Самолет должен был иметь массу менее 4082 кг и вооружаться двумя 20-мм пушками и двумя 7,62-мм пулеметами, а также иметь возможность подвески до 91 кг бомб малого калибра. Машина должна была совершать посадку на палубу длиной 61 м при ветре 46 км/ч и обладать скоростью сваливания не более 113 км/ч. К апрелю 1938 года были получены ответы-предложения от компаний "Bell", "Brewster", "Curtiss", "Grumman" и "Vought" - либо на один из вариантов, либо на оба, хотя "Vought" предложила еще один вариант - с одним двигателем Pratt & Whitney R-2800 Double Wasp. В конце июня 1938 года Бюро по аэронавтике подписало контракты с "Grumman" и "Vought" на сборку по одному прототипу - двухмоторному Grumman G-34 (под обозначением XF5F-1) и одномоторному Vought V-166 (XF4U-1). В ноябре появился и третий участник - компания "Bell" получила контракт на XFL-1 Airabonita.
  Прототип G-34 оснащался двумя двухрядными звездообразными ПД R-1535-96 Twin Wasp Junior, каждый из которых имел двухскоростной нагнетатель, однако вскоре возникли проблемы с двигателем, и разработчик решил закрыть эту программу. Тогда "Grumman" разрешили использовать взамен однорядный звездообразный двигатель Wright R-1820 Cyclone. В марте 1940 года XF5F-1 был готов, став первым военным самолетом "Grumman" со складывающимся крылом и первым, спроектированным "вокруг" пушечного вооружения. Позже разработчику пришлось переориентироваться на крупнокалиберные пулеметы - после падения Дании в апреле 1940 года поставки 23-мм пушек Madsen прекратились. Самолет совершил первый полет 1 апреля 1940 года, но вскоре выявились проблемы с охлаждением двигателей, слишком большим лобовым сопротивлением и проблемы со створками ниш шасси. Компании пришлось исправлять недостатки, поэтому только в феврале 1941 года XF5F-1 был передан на военно-воздушную базу ВМС США Анакостия для проведения официальных испытаний. К тому времени конкурирующий XF4U-1 уже показывал в полете скорость 644 км/ч, и компания "Vought" получила заказ на подготовку серийного производства.
  Тем не менее ВМС США решили продолжить испытания XF5F-1, и после короткой серии полетов машину вернули компании для доработки. Модифицированная машина возвратилась в Анакостию в июле 1941 года, но испытания не показали существенного повышения летных характеристик и устранения проблемы с охлаждением двигателя. Налетав 156 часов, самолет XF5F-1 был списан в декабре 1944 года, хотя в целом машина была достаточно интересной.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Grumman XF5F-1

  Тип: одноместный палубный истребитель
  Силовая установка: два звездообразных ПД Wright XR-1820-40/42 Cyclone мощностью по 1200 л. с. (895 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость на уровне моря 616 км/ч; начальная скороподъемность 1219 м/мин; практический потолок 10060 м; дальность полета 1883 км
  Масса: пустого 3677 кг; максимальная взлетная 4941 кг
  Размеры: размах крыла 12,80 м; длина 8,75 м; высота 3,45 м; площадь крыла 28,195 м2
  Вооружение: (предлагаемое) две или четыре 23-мм пушки Madsen или четыре 12,7-мм пулемета Browning М2 в носовой части, плюс до 240 кг авиационных средств поражения на двух подкрыльевых узлах подвески и в 10 крыльевых отсеках вооружения
The XF5F-1 "Skyrocket" in the configuration in which it was originally flown.
Грумман XF5F-1
Грумман XF5F-1 после доработки. Внешние секции крыла у XF5F-1 могли складываться. Самолет имел цельнометаллическую конструкцию с работающей обшивкой, а поверхности управления имели полотняную обшивку.
The XF5F-1 in its definitive configuration, with extended nose, lengthened engine nacelles and arrester hook.
Грумман XP-50
Seen during its sole flight, the XP-50 was a land-based derivative of the XF5F-1.
The XF5F-1 "Skyrocket" in the configuration in which it was originally flown.
Illustrated by the general arrangement drawing, the XP-50 was a land-based derivative of the XF5F-1.