Grumman J4F/OA-14 Widgeon/G-44
Страна: США
Год: 1941
Летающая лодка

Многоцелевая, морская патрульная и противолодочная летающая лодка-амфибия с экипажем из двух человек
Описание:
J4F/OA-14 Widgeon/G-44
Grumman J4F Widgeon и OA-14 (G-44 Widgeon)
Фотографии

J4F/OA-14 Widgeon/G-44

Амфибия, двухмоторный цельнометаллический моноплан. Спроектирована в КБ "Грумман эйркрафт инджиниринг корпорейшн" под руководством Л. Груммана. Военный вариант пассажирской амфибии G-44, прошедшей испытания в июле 1940 г. Серийное производство на заводе "Грумман" в Бейтпейдже начато в 1941 г. Всего построено 176 самолетов военного назначения.
Экипаж - 3 чел. или 2 чел. и 3 пассажира. Моторы L-440-5. Стрелкового вооружения нет.
Во время войны самолет состоял на вооружении ВВС армии, флота и Береговой охраны США с 1941 г., Великобритании, Бразилии и Португалии - с 1943 г.
Выпускались серийно следующие модификации:
  - J4F-1, самолет ПЛО и ближний разведчик Береговой охраны, бомбы до 45 кг;
  - OA-14, самолет связи для ВВС армии;
  - J4F-2, самолет связи для флота, использовался также как учебный для подготовки штурманов морской авиации, состоял на вооружении в Англии как "Гослинг" I (позднее "Уиджн" I), самый массовый вариант.
С декабря 1941 г. J4F-1 патрулировали прибрежные воды, в основном в южной части Атлантического побережья США. В 1942 г. один J4F-1 потопил в Мексиканском заливе немецкую подводную лодку U-166. Как самолеты связи, по большей части, использовались в тылу. Английские амфибии летали в 1943-1945 гг. в Вест-Индии.


J4F-2||
Размах:||12,19 м
Длина:||9,47 м
Моторы, количество х мощность:||2х 200 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||2150 кг
Максимальная скорость:||250 км/ч
Практический потолок:||4400 м
Дальность:||1480 км

Grumman J4F Widgeon и OA-14 (G-44 Widgeon)

В 1943 году руководство компании "Grumman" пришло к выводу, что летающие лодки семейства Goose хоть и пользуются высоким спросом, но имеют слишком большие размеры и высокую стоимость, чтобы завоевать гражданский рынок. В итоге в августе 1939 года была начата работа над проектом G-44 Widgeon - летающей лодкой, ставшей, по сути, уменьшенным вариантом Goose, но оснащенной двумя рядными, а не звездообразными двигателями. Самолет имел цельнометаллическую конструкцию, корпус - полумонококовой конструкции, с пятью водонепроницаемыми отсеками, с двухреданной лодкой.
  Первый самолет поднялся в воздух 28 июня 1940 года, пилотируемый Роем Грумманом и Бадом Гиллесом. Он был оснащен двумя двигателями Ranger 6-440C-5 мощностью 200 л. с. (149 кВт), приводившими во вращение двухлопастной воздушный винт. Летные испытания прошли успешно, единственным конструктивным изменением перед получением сертификата типа стала установка рулей высоты с роговой компенсацией. Поставки серийных машин были начаты в феврале 1941 года, а к концу года фирма-разработчик поставила уже 30 самолетов, включая 12, построенных по контракту с Португалией для ее ВМС. Обозначение G-44A использовалось для гражданских машин, сборка которых была возобновлена в США в 1944 году; к маю 1949 года были выпущены 75 самолетов.
  Партия из 25 серийных самолетов предназначалась для Береговой охраны США - они поступили на вооружение под обозначением J4F-1 (восемь машин в 1941 году и 17 - в 1942 году). Самолеты вначале отличались от гражданских G-44 лишь силовой установкой (они оснащались двумя двигателями Ranger L-440-5 мощностью по 200 л.с.) и наличием люка в верхней части фюзеляжа за крылом - для ускорения загрузки/выгрузки носилок с ранеными. После вступления США во Вторую мировую войну и появления у берегов Америки германских подлодок летающие лодки были оборудованы держателями для подвески одной 91-кг глубинной бомбы или спасательной лодки с необходимым оборудованием. В общей сложности ВМС США получили 131 самолет J4F-2, они были поставлены в период с 13 июля 1942 года по 26 февраля 1945 года и в целом были идентичны J4F-1 за исключением люка в верхней части фюзеляжа. Позже ВМС США передали 14 самолетов Бразилии и 15 Великобритании, где они получили обозначение Gosling Mk I, измененное затем на Widgeon Mk I. Британцы также приобрели несколько гражданских G-44 и использовали их в зарубежной миссии в Майами и Флориде. А в августе 1942 года самолет, принадлежавший 212-й эскадрилье Береговой охраны, базировавшейся в Хоуме (США), потопил немецкую подводную лодку U-166 почти в дельте реки Миссисипи.
  Вскоре после вступления США в войну ВВС Армии США приняли решение мобилизовать 15 летающих лодок G-44, которым было присвоено обозначение OA-14, причем после войны лишь семь из них вернулись на гражданскую службу. В период 1944-1949 годов также выпускалась усовершенствованная модификация данной летающей лодки под обозначением G-44A, она отличалась перепроектированным корпусом с более высоким килем и улучшенными гидродинамическими характеристиками. Всего было построено 76 таких машин, кроме того, в 1948-1949 годах 41 летающая лодка G-44A была построена по лицензии во Франции - как SCAN 30.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Grumman J4F2 Widgeon

  Тип: многоцелевая, морская патрульная и противолодочная летающая лодка-амфибия с экипажем из двух человек
  Силовая установка: два рядных ПД с перевернутым блоком цилиндров Ranger L-440-5 мощностью по 200 л. с. (149 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость на уровне моря 246 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 222 км/ч; начальная скороподъемность 213 м/мин; практический потолок 4450 м; дальность полета 1481 км
  Масса: пустого 1470 кг; максимальная 2053 кг
  Размеры: размах крыла 12,19 м; длина 9,47 м; высота 3,38 м; площадь крыла 22,76 м2
  Вооружение: до 91 кг авиационных средств поражения на одном узле подвески под правой консолью крыла - обычно одна 91-кг глубинная бомба Полезная нагрузка: до четырех пассажиров в закрытой кабине
G-44A "Виджеон"
The Grumman J4F-1 Widgeon General Utility Amphibian (two 200 h.p. Ranger L-440-5 engines).
J4F-2 в полете, конец 1941 г.
Пятиместная транспортная амфибия J4F-2
Grumman G-44A "Widgeon"
В базовом варианте (на снимке) Widgeon была отличной летающей лодкой-амфибией, позже на ее базе создали ряд модификаций.
One of Sea Bee Air's four Grumman Widgeons, ZK-AVM
McKinnon Super Widgeon, with retractable wingtip floats
An ex-U.S. Navy Grumman J4F-2 of 1944 recently converted to Super Widgeon standard by McKinnon-Hickman Company of Portland, Oregon. Note that this cream-and-blue Super Widgeon (CF-HAC) has three-blade airscrews in place of the earlier two-blade variety. Engines are Rangers
An American-owned (Knox Gelatine Co.) Grumman Super Widgeon, N41983, converted by the McKinnon-Hickman Co. at Portland, Oregon. Photograph shows clearly the three-blade airscrews.
NEW LOOK SUPER SCAN. N57LM, is one of the first of the forty French S.C.A.N. licence-built Grumman G-44 Widgeon five/six-seat amphibians, imported by the U.S. for resale after re-engining. either with 270-h.p. Lycomings driving three-blade Hartzell airscrews, or as above, illustrated for the first time, with 220-h.p. Continental W-670 radials.
Thanks to Kip's easy-going nature, Bob Hall got his special coffin-carrying Widgeon, raised from a watery grave and returned to service.
Grumman J4F-2 Widgeon
Grumman Widgeon