Grumman J4F/OA-14 Widgeon/G-44
Страна: США
Год: 1941
Летающая лодка

Многоцелевая, морская патрульная и противолодочная летающая лодка-амфибия с экипажем из двух человек
Описание:
J4F/OA-14 Widgeon/G-44
Grumman J4F Widgeon и OA-14 (G-44 Widgeon)
Фотографии

J4F/OA-14 Widgeon/G-44

Амфибия, двухмоторный цельнометаллический моноплан. Спроектирована в КБ "Грумман эйркрафт инджиниринг корпорейшн" под руководством Л. Груммана. Военный вариант пассажирской амфибии G-44, прошедшей испытания в июле 1940 г. Серийное производство на заводе "Грумман" в Бейтпейдже начато в 1941 г. Всего построено 176 самолетов военного назначения.
Экипаж - 3 чел. или 2 чел. и 3 пассажира. Моторы L-440-5. Стрелкового вооружения нет.
Во время войны самолет состоял на вооружении ВВС армии, флота и Береговой охраны США с 1941 г., Великобритании, Бразилии и Португалии - с 1943 г.
Выпускались серийно следующие модификации:
   - J4F-1, самолет ПЛО и ближний разведчик Береговой охраны, бомбы до 45 кг;
   - OA-14, самолет связи для ВВС армии;
   - J4F-2, самолет связи для флота, использовался также как учебный для подготовки штурманов морской авиации, состоял на вооружении в Англии как "Гослинг" I (позднее "Уиджн" I), самый массовый вариант.
С декабря 1941 г. J4F-1 патрулировали прибрежные воды, в основном в южной части Атлантического побережья США. В 1942 г. один J4F-1 потопил в Мексиканском заливе немецкую подводную лодку U-166. Как самолеты связи, по большей части, использовались в тылу. Английские амфибии летали в 1943-1945 гг. в Вест-Индии.


J4F-2||
Размах:||12,19 м
Длина:||9,47 м
Моторы, количество х мощность:||2х 200 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||2150 кг
Максимальная скорость:||250 км/ч
Практический потолок:||4400 м
Дальность:||1480 км

Grumman J4F Widgeon и OA-14 (G-44 Widgeon)

В 1943 году руководство компании "Grumman" пришло к выводу, что летающие лодки семейства Goose хоть и пользуются высоким спросом, но имеют слишком большие размеры и высокую стоимость, чтобы завоевать гражданский рынок. В итоге в августе 1939 года была начата работа над проектом G-44 Widgeon - летающей лодкой, ставшей, по сути, уменьшенным вариантом Goose, но оснащенной двумя рядными, а не звездообразными двигателями. Самолет имел цельнометаллическую конструкцию, корпус - полумонококовой конструкции, с пятью водонепроницаемыми отсеками, с двухреданной лодкой.
   Первый самолет поднялся в воздух 28 июня 1940 года, пилотируемый Роем Грумманом и Бадом Гиллесом. Он был оснащен двумя двигателями Ranger 6-440C-5 мощностью 200 л. с. (149 кВт), приводившими во вращение двухлопастной воздушный винт. Летные испытания прошли успешно, единственным конструктивным изменением перед получением сертификата типа стала установка рулей высоты с роговой компенсацией. Поставки серийных машин были начаты в феврале 1941 года, а к концу года фирма-разработчик поставила уже 30 самолетов, включая 12, построенных по контракту с Португалией для ее ВМС. Обозначение G-44A использовалось для гражданских машин, сборка которых была возобновлена в США в 1944 году; к маю 1949 года были выпущены 75 самолетов.
   Партия из 25 серийных самолетов предназначалась для Береговой охраны США - они поступили на вооружение под обозначением J4F-1 (восемь машин в 1941 году и 17 - в 1942 году). Самолеты вначале отличались от гражданских G-44 лишь силовой установкой (они оснащались двумя двигателями Ranger L-440-5 мощностью по 200 л.с.) и наличием люка в верхней части фюзеляжа за крылом - для ускорения загрузки/выгрузки носилок с ранеными. После вступления США во Вторую мировую войну и появления у берегов Америки германских подлодок летающие лодки были оборудованы держателями для подвески одной 91-кг глубинной бомбы или спасательной лодки с необходимым оборудованием. В общей сложности ВМС США получили 131 самолет J4F-2, они были поставлены в период с 13 июля 1942 года по 26 февраля 1945 года и в целом были идентичны J4F-1 за исключением люка в верхней части фюзеляжа. Позже ВМС США передали 14 самолетов Бразилии и 15 Великобритании, где они получили обозначение Gosling Mk I, измененное затем на Widgeon Mk I. Британцы также приобрели несколько гражданских G-44 и использовали их в зарубежной миссии в Майами и Флориде. А в августе 1942 года самолет, принадлежавший 212-й эскадрилье Береговой охраны, базировавшейся в Хоуме (США), потопил немецкую подводную лодку U-166 почти в дельте реки Миссисипи.
   Вскоре после вступления США в войну ВВС Армии США приняли решение мобилизовать 15 летающих лодок G-44, которым было присвоено обозначение OA-14, причем после войны лишь семь из них вернулись на гражданскую службу. В период 1944-1949 годов также выпускалась усовершенствованная модификация данной летающей лодки под обозначением G-44A, она отличалась перепроектированным корпусом с более высоким килем и улучшенными гидродинамическими характеристиками. Всего было построено 76 таких машин, кроме того, в 1948-1949 годах 41 летающая лодка G-44A была построена по лицензии во Франции - как SCAN 30.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Grumman J4F2 Widgeon

   Тип: многоцелевая, морская патрульная и противолодочная летающая лодка-амфибия с экипажем из двух человек
   Силовая установка: два рядных ПД с перевернутым блоком цилиндров Ranger L-440-5 мощностью по 200 л. с. (149 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость на уровне моря 246 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 222 км/ч; начальная скороподъемность 213 м/мин; практический потолок 4450 м; дальность полета 1481 км
   Масса: пустого 1470 кг; максимальная 2053 кг
   Размеры: размах крыла 12,19 м; длина 9,47 м; высота 3,38 м; площадь крыла 22,76 м2
   Вооружение: до 91 кг авиационных средств поражения на одном узле подвески под правой консолью крыла - обычно одна 91-кг глубинная бомба Полезная нагрузка: до четырех пассажиров в закрытой кабине
Looking for a home in the UK is Widgeon N95J pictured at Popham Airfield.
G-44A "Виджеон"
Lycoming-engined Grumman Widgeon N3N splashes towards the shore of Lake Parker.
Work on the nose of Widgeon N444M is completed after damage on the reservoir near Sevenoaks.
The Widgeon (120, but marked 128) and Schreck being refurbished.
The Grumman J4F-1 Widgeon General Utility Amphibian (two 200 h.p. Ranger L-440-5 engines).
J4F-2 в полете, конец 1941 г.
Пятиместная транспортная амфибия J4F-2
Grumman G-44A "Widgeon"
The Grumman G-44A Twin-engined Light Utility Amphibian (two 200 h.p. Ranger 6-4400-5 engines).
В базовом варианте (на снимке) Widgeon была отличной летающей лодкой-амфибией, позже на ее базе создали ряд модификаций.
One of Sea Bee Air's four Grumman Widgeons, ZK-AVM
A Grumman Widgeon of Sea Bee Air in Mechanic's Bay, Auckland, New Zealand, April 1977
McKinnon Super Widgeon, with retractable wingtip floats
An ex-U.S. Navy Grumman J4F-2 of 1944 recently converted to Super Widgeon standard by McKinnon-Hickman Company of Portland, Oregon. Note that this cream-and-blue Super Widgeon (CF-HAC) has three-blade airscrews in place of the earlier two-blade variety. Engines are Rangers
An American-owned (Knox Gelatine Co.) Grumman Super Widgeon, N41983, converted by the McKinnon-Hickman Co. at Portland, Oregon. Photograph shows clearly the three-blade airscrews.
NEW LOOK SUPER SCAN. N57LM, is one of the first of the forty French S.C.A.N. licence-built Grumman G-44 Widgeon five/six-seat amphibians, imported by the U.S. for resale after re-engining. either with 270-h.p. Lycomings driving three-blade Hartzell airscrews, or as above, illustrated for the first time, with 220-h.p. Continental W-670 radials.
Thanks to Kip's easy-going nature, Bob Hall got his special coffin-carrying Widgeon, raised from a watery grave and returned to service.
The Grumman J4F-1 Widgeon Light Amphibian.
Grumman J4F-2 Widgeon
Grumman Widgeon
The Grumman G-44A Widgeon Amphibian.