FBA Type A/B/C
Страна: Франция
Год: 1913
Летающая лодка

Описание
Фотографии
F.B.A. Летающие лодки 1913-1918 годов
  
  Идейным вдохновителем создания франко-британской компании "Franco-British Aviation Company" ("F.B.A."), зарегистрированной в 1913 году в Лондоне, был француз Луи Шрек, так что нет ничего удивительного в том, что именно во Франции "F.B.A." проявила наибольшую активность. Сам Шрек в 1911 году приобрел контроль над французским концерном "Tellier" и затем построил несколько весьма удачных самолетов сухопутного базирования и гидросамолетов. Затем он стал управляющим предприятия "F.B.A." во французском городе Аргентоль, и вскоре при его активном участии было открыто новое предприятие компании в городе Верной. Одна из летающих лодок марки F.B.A.-Leveque, построенных на базе модели Donnet-Leveque Model A и выпущенных небольшой серией, совершила под управлением знаменитого пилота Андре Бомона (псевдоним лейтенанта флота Конно) перелет в Брайтон. Там она участвовала в показательных полетах с базы гидросамолетов, специально построенной по этому случаю знаменитым британским изобретателем Магнусом Фольком.
  Первые серийные летающие лодки компании "F.B.A." оснащались ротативными моторами Gnome мощностью от 50 до 100 л. с. (37-75 кВт). Они отличались однореданными деревянными корпусами (лодками), обшивались фанерой и имели двухстоечные деревянные бипланные коробки с крыльями разного размаха, имевшими полотняную обшивку. Двигатель устанавливался между крыльями, он приводил во вращение толкающий воздушный винт. Самолеты пользовались успехом у частных покупателей, но командование французского флота не обращало никакого внимания на летающие лодки "F.B.A." вплоть до начала Первой мировой войны.
  К началу 1915 года компания поставила морской авиации Великобритании и Франции несколько самолетов модели F.B.A. Type B, которая представляла собой усовершенствованный вариант летающей лодки F.B.A.-Leveque. Самолет имел складывающиеся крылья, что впоследствии стало характерной чертой самолетов компании F.B.A., а вскоре после него появилась модель с новым двигателем и улучшенными летными характеристиками, которая получила обозначение Type C. На последнюю поступили экспортные заказы, самолет также лицензионно выпускался за границей.
<...>
  Экспериментальные самолеты компании "F.B.A.", построенные в рассматриваемый период, включали один самолет Type C, оснащенный двумя ротативными двигателями. Компания проводила также испытания амфибийных вариантов всех основных типов своих самолетов. Следует отметить, что летающие лодки "F.B.A." в годы Первой мировой войны внесли огромный вклад в борьбу союзников с германскими подводными лодками.
  

Варианты

  F.B.A. Type A: первый серийный самолет компании "F.B.A.", оснащался ротативным двигателем Gnome N1 мощностью 50 л.с. (37 кВт). Как и у последующих моделей, крылья бипланной коробки поддерживались над корпусом четырьмя короткими подкосами. Пилот и пассажир сидели рядом перед нижним крылом в открытой кабине, защищенной круто поднимающимся деревянным обтекателем, установленным сразу перед лобовым стеклом. Данная модель демонстрировалась на Парижском авиасалоне в декабре 1913 года в варианте с двигателем Gnome мощностью 100 л.с. (75 кВт), а под управлением швейцарского пилота Эрнеста Бари 20 апреля 1914 года заняла второе место в гонках на Кубок Шнайдера. Данная модель также известна под обозначением F.B.A.-Leveque
  F.B.A. Type B: самолет имел усиленный корпус по сравнению с предыдущим вариантом; перепроектированное хвостовое оперение имело новый руль, но не имело киля; данная модель появилась в начале 1915 года; британская морская авиация закупила 36 самолетов у компании "F.B.A.". По лицензии компаниями "Thompson" и "Gosport" были построены еще 80 летающих лодок; лишь несколько самолетов данной модификации - британских или французских - несли вооружение, большинство использовались в качестве учебно-тренировочных
  F.B.A. Type C: представлял собой фактически самолет Type B, но с новым ротативным двигателем Clerget 9B мощностью 130 л. с. (97 кВт). Россия импортировала 30 самолетов и еще 34 построила на заводе В.А.Лебедева, Италия закупила несколько машин и применяла их против австрийцев на Адриатике. Самолет Type C стал первой летающей лодкой "F.B.A.", широко использовавшейся ВМС Франции. Типовой вариант вооружения - один 7,7-мм пулемет. Самолет оставался популярным и в послевоенное время: три гражданских экземпляра использовались швейцарской компанией "Ad Astra", другие использовались на пассажирских линиях Швеции и Уругвая. В 1923 году компания "F.B.A." выпустила самолет Type 11 - двухместную учебно-тренировочную летающую лодку (также обозначалась как HE.2 или "hydravion d'ecole 2-places"), которая впоследствии была переделана в двухместный тренировочный самолет Type 14 (построено 20 таких самолетов, они оставались в эксплуатации несколько лет)
<...>
One of the two competing machines in the 1914 Schneider Cup Contest: M. Burri's Franco-British flying-boat.
THE SECOND SCHNEIDER CUP CONTEST, 1914: A fine view of the only two machines to complete the course; the Sopwith, piloted by Howard Pixton, who won the contest, passing the F.B.A. (Switzerland) flying-boat, piloted by M. Burri. Pixton's speed was 139-7 k.p.h. (86-8 m.p.h.).
FBA Type B N1052 (130hp Clerget) was erected by Norman Thompson and delivered to Calshot in April 1917.
Летающая лодка "ФБА"
Летающая лодка FBA петроградской авиашколы
Летающая лодка "Кертисс F" (???) Черноморского флота
Летающая лодка ФБА (зав.№171) постройки завода Лебедева в момент подъема на гидрокрейсер "Орлица". 1915 г.
Летающая лодка М-9 (FBA???) в ангаре "Орлицы"
Самым многочисленным самолетом "F.B.A." времен Первой мировой войны стала модель Type H с рядным двигателем Hispano-Suiza. Самолет выпускался во Франции и по лицензии в Италии - в модифицированном виде, с двигателем Isotta-Fraschini и небольшим килем. Самолет был рассчитан на трех человек, причем пилот и второй пилот располагались бок о бок в кабине, расположенной сразу за местом стрелка, размещавшимся в носовой части машины.
The Fairey IIID (Rolls-Royce "Eagle") in which Coutinho and Cabral made the first South Atlantic crossing in 1922. Behind it is another historical machine, a Schreck flying boat acquired by the Portuguese Naval Aviation Service in 1917.