Grumman F8F Bearcat
Страна: США
Год: 1944


Одноместный истребитель и истребитель-бомбардировщик корабельного и сухопутного базирования
F8F Bearcat
Фотографии

F8F Bearcat

Grumman F8F Bearcat (G-58)

  Последним самолетом в линейке поршневых палубных истребителей семейства "FF", запущенной "Grumman" в 1931 году, стал F8F Bearcat - самолет, созданный для боевого применения с авианосцев любого типа в качестве истребителя-перехватчика, обладающего хорошей маневренностью, в том числе на малых высотах, и высокой скороподъемностью. Для того чтобы добиться таких показателей, для двух прототипов XF8F-1, заказанных 27 ноября 1943 года по проекту G-58, компания выбрала звездообразный поршневой двигатель Pratt & Whitney R-2800 Double Wasp, который применялся на самолетах F6F и F7F. Первый XF8F-1 поднялся в воздух 21 августа 1944 года, он не только имел меньшие размеры, чем самолет Hellcat, но был и на 20% легче, благодаря чему на 30% увеличилась его скороподъемность. Поставки серийных машин начались в феврале 1945 года, то есть всего шесть месяцев спустя после первого полета прототипа.
  Первоначальный серийный вариант F8F-1 представлял собой свободнонесущий низкоплан цельнометаллической конструкции с крылом, складывающимся на две трети его размаха для облегчения размещения самолета в ангаре авианосца, и имел убирающееся трехопорное шасси с хвостовым колесом, хорошее бронирование, самозатягивающиеся топливные баки и уменьшенный киль. В силовой установке был применен двигатель R-2800-34W, а вооружение включало четыре 12,7-мм пулемета.
  В 1944 году, вскоре после начала испытаний опытного образца, ВМС США разместили заказ на 2023 серийные машины F8F-1, и первые из них начали поступать в 19-ю истребительную эскадрилью авиации ВМС США с 21 мая 1945 года. Однако программа была закрыта с окончанием Второй мировой войны - заказ на оставшиеся 1258 самолетов был отменен, равно как и дополнительный контракт на 1876 самолетов F3M-1 Bearcat, выданный подразделению "Eastern Aircraft Division" компании "General Motors Corporation". Всего же на момент завершения серийного производства в мае 1949 года компания "Grumman" построила 1265 самолетов Bearcat: два прототипа XF8F-1; 654 истребителя F8F-1; 226 самолетов F8F-1B (отличались наличием четырех обычных пулеметов вместо 20-мм пушек); два прототипа ночного истребителя XF8F-1N; 12 машин F8F-1N (серийные ночные истребители); два прототипа XF8F-2; 293 самолета F8F-2 (серийный вариант с модернизированным капотом двигателя, более высоким килем, некоторыми изменениями в деталях конструкции, а также применением 20-мм пушек в качестве стандартного вооружения); 12 ночных истребителей F8F-2N и 60 самолетов F8F-2P для фоторазведки (имел фотокамеры и вооружался только двумя 20-мм пушками); два гражданских G-58A (первый был заказан "Gulf Oil Company" для майора А.Уильямса, а второй использовался компанией в качестве демонстратора). Уже после войны часть находившихся в США самолетов была модифицирована под самолеты управления беспилотными мишенями - обозначались они F8F-1D или F8F-2D.
  На момент окончания серийного производства самолеты Bearcat состояли на вооружении 24 эскадрилий авиации ВМС США, но к концу 1952 года все они были сняты с вооружения. Некоторые из них с модифицированной топливной системой применялись французскими ВВС в Индокитае под обозначением F8F-1D, а затем эксплуатировались во Вьетнаме. Сто схожих самолетов F8F-1D и 29 самолетов F8F-1B состояли на вооружении таиландских BBC.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Grumman F8F-1 Bearcat

  Тип: одноместный истребитель и истребитель-бомбардировщик корабельного и сухопутного базирования
  Силовая установка: один звездообразный ПД Pratt & Whitney R-2800-34W Double Wasp мощностью 2100 л. с. (1566 кВт)
  Летные характеристики: макс, скорость на высоте 6035 м - 698 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 262 км/ч; начальная скорость 1395 м/мин; практич. потолок 11855 м; дальность полета с ПТБ - 3162 км, на стандартном запасе топлива -1778 км
  Масса: пустого 3207 кг; максимальная взлетная 5873 кг
  Размеры: размах крыла 10,92 м; длина 8,61 м; высота 4,22 м; площадь крыла 22,67 м;
  Вооружение: четыре 12,7-мм пулемета Browning M3 в крыле, плюс до 1087 кг вооружений на четырех подкрыльевых узлах подвески, обычно - две 454- или 227-кг бомбы или два 298-мм реактивных снаряда Tiny Tim на внутренних узлах подвески, плюс четыре 45-кг бомбы или четыре 127-мм реактивных снаряда HVAR на внешних узлах подвески
Самолеты Grumman F8F-1 Bearcat появились в Индокитае в январе 1951 года и быстро стали самыми эффективными истребителями-бомбардировщиками. Их использовали исключительно для нанесения ударов по наземным целям - самолеты показали хорошую боевую живучесть в условиях воздействия зенитного огня. На рисунке изображен самолет из истребительной авиаэскадрильи "Овернь" (G.С.2/21 "Auvergne").
F8F-1D "Беркэт" из состава авиагруппы GC II/21 "Оверн".
Изображенный N700A был одним из двух построенных гражданских O-58A. Самолет под обозначением Gulfhawk IV эксплуатировался А. Уильямсом из компании "Gulf Oil".
Дэррил Гринмейер использовал для установления нового мирового рекорда скорости модернизированный Bearcat. А 16 августа 1969 года Гринмейер развил на "Conquest I" скорость 777,359 км/ч.
MICHAEL O'LEARY'S photograph of Stephen Grey's Grumman Bearcat flying from Duxford on May 6, 1985 in the hands of Howard Pardue
Stephen Grey's Grumman F8F-2P Bearcat and Curtiss P-40M over Duxford on May 6, 1985. Grey is flying the P-40M and Howard Pardue is flying the Bearcat.
Истребитель F4F-2P Bearcat - один из самых привлекательных самолетов, летающих в Даксфорде. Его восстановили в 1977 году.
Grumman F8F Bearcat стал одним из шедевров развития поршневых истребителей и находился на вооружении вплоть до начала 1950-х годов.
Даксфордская "Коллекция истребителей" прославилась показом смешанных групп. Этот квартет истребителей фирмы "Grumman" состоит из самолетов F7F Tigercat, двух F8F и F6F.
На палубе авианосца (вероятно, "Кирсарджа") стоят F8F-1 из состава истребительной эскадрильи 3A (позже переименована в 31-ю иаэ), чья эмблема - "Кот Феликс" - видна на капотах машин.
F-8F-1 "Биркэт"
F8F "Биркэт"
F8F "Биркэт"
Racing
Darryl Greenamyer's F8F-2 Bearcat, six times Unlimited champion at Reno and world speed record holder, has clipped wings, revised canopy and no electric or hydraulic systems.
Рекордный истребитель Bearcat Гринэмайра. 16 августа 1969г.: мировой рекорд скорости для самолета с поршневым двигателем был установлен летчиком-испытателем фирмы "Lockheed" Дэрилом Гринэмайром на модифицированном самолете Grumman F8F-2 Bearcat, названном "Conquest I". ФАИ зарегистрировало скорость 769,23 км/ч, что примерно на 13 км/ч превысило рекорд, установленный Фрицем Венделем на самолете Bf 109R в 1939 году. На выпущенный в 1949 году истребитель Bearcat установили укороченные законцовки крыла, плексигласовый фонарь с минимальной площадью, винт увеличенного диаметра от штурмовика Douglas Skyraider и кок винта от истребителя P-51 Mustang.
Легендарный Rare Bear Лайла Шелтона - модифицированный F8F Bearcat
Семикратный победитель гонок в Рино Conquest 1 с двигателем K-2800 и воздушным винтом Skyraider. Закрылки самолета зафиксированы в верхнем положении. Чтобы не зацепить лопастями о землю, пилот Дэррил Гринмайер сажал машину исключительно на три точки.
Дэррил Гринмейер устанавливал рекорды и выигрывал гонки в Рино семь раз. Гринмейер вернул абсолютный мировой рекорд скорости для самолетов с поршневым мотором США (установлен на Bearcat). Он построил из запасных частей собственный F-104 Starfighter, названный "Red Baron", и на нем в 1978 году установил мировой рекорд скорости полета на малой высоте. В 1978 году самолет разбился, но Гринмейер успел катапультироваться и вскоре вернулся к воздушным гонкам. Он летал не только низко, но и предельно близко к мачтам. Опыт скоростных полетов пилот приобрел, когда являлся летчиком-испытателем самолета Lockheed SR-71. Гринмейер принимал активное участие в неудачной попытке эвакуировать бомбардировщик B-29, разбившийся некогда в Гренландии.
 
Прототип XF8F-1 имел более длинный фюзеляж и меньший размах крыла, чем последующие машины, а также отсутствовал форкиль, имевшийся на серийных F8F-1.
The first XF8F-1 (BuAer No 90460) which lacked the dorsal fin extension standardised by all subsequent Bearcats
A cannon-armed F8F-1B (BuAer No 122096) prior to US Navy acceptance.
One of the pre-series F8F-1s ( BuAer No 90443) on the strength of VF-19 photographed over Pearl Harbor in July 1945.
После прихода на флот реактивных самолетов все Bearcat быстро сняли с вооружения и передали в эскадрильи Резерва ВМС США. Хотя скорость и вооружение F8F в начале 1950-х годов уже не выглядели современными, самолеты оказались лучше других приспособлены для решения различных задач.
F8F-1s of a Naval Air Reserve Squadron from Glenview NAS.
Звено F8F-2 на фоне авианосца "Вэлли Фордж", январь 1948 года.
An F8F-1 ( BuAer No 94870) of Carrier Air Group 19 picking up the arrester wire.
F8F "Биркэт"
Истребитель Grumman F8F Bearcat мог нести значительную боевую нагрузку, а высокая скорость повышала шансы летчика остаться в живых при нанесении ударов с малых высот.
F8F-1D Bearcats of GC II/9 (later GC II/21) "Auvergne” flying above Indo-China early in 1953
F8F-1D составлял основу парка французских ВВС в Индокитае - они активно участвовали в обороне Дьенбьенфу.
Grumman F8F Bearcats of the French Air Force preparing for a mission from Dien Bien Phu airfield on January 10, 1954.
"Беркэт" - настоящая "рабочая лошадка" французских ВВС в Индокитае.
An F8F-1DB of GC I/22 ", Saintonge ” (formerly Groupe de Marche I/8) at Hanoi.
Withdrawn from service in 1960 because of structural deficiencies, the Vietnamese F8F Bearcats were replaced by Douglas A-1 Skyraiders
An F8F-1D Bearcat newly delivered to the Royal Thai Air Force's 1st Wing (No 13 Sqdn). The RTAF began to receive the F8F-1D Bearcat from 1951.
An F8F-1D serving with No 2 Wing of the Royal Thai Air Force.
F8F-1D таиландских ВВС в аэропорту Дон Муанга, декабрь 1955 года. Префикс "D" присвоен варианту, способному нести три подвесных топливных бака.
Racing
Darryl Greenamyer’s extensively modified F8F-2 (N1111L) which was used to capture the world speed record for propeller-driven aircraft.
Bearcat дважды устанавливали мировой рекорд скорости для поршневых самолетов: 16 августа 1969 года Деррил Гринамайер разогнал "Conquest I" до 776,449 км/ч, а 21 августа 1989 года Лайл Шелтон на "Rare Bear" (на фотографии, с "обрезанными" законцовками крыла и двигателем Wright R-3350) достиг скорости 850,25 км/ч.
Only one example of its kind flying in the United States is this Civil-registered Grumman Model G-55A Mk.II Bearcat (N700A). owned by the Grumman Aircraft Engineering Corporation and resident at Bethpage, Long Island, New York. This radio-aids bedecked Bearcat has been assembled from spares and is basically an F8F-2 (with the "Dash Two's" taller fin and rudder) with an F8F-1 radial, a Pratt & Whitney R-2800-C of 2,100 h.p. The maximum speed exceeds 450 m.p.h. Colour scheme is red and black. The "tuning fork" on the top of the fin is a Bendix MS-192C Navigation V.H.F. antenna. The belly drop-tank has been transformed into a "luggage boot".
In June 1938 'Al' turned up at Gatwick Airport with his barrel-shaped Grumman G-22 Gulfhawk 2 (based on the U.S. Navy's F3F series). Gulfhawk 1 was a successively modified Curtiss Hawk 1A which in its final state had a metalled fuselage reminiscent of the new Grumman Ag Cat duster biplane; it had, I recall, a Bliss Jupiter radial. No. 3 was a two-seat Grumman G-32; No. 4 was the Gulfhawk Junior (a Stinson Model 105), and the last was the post-war Grumman F8F-1 Bearcat. The F8F-1 was clobbered after landing at New Bern some time in 1948/49, Williams claimed that the right gear did not lock down. [Grumman counter-claimed he ground-looped the Bearcat - ED.] The belly tank scraped the runway and the ensuing fire devoured the F8F until by the time the fire truck got to work there was nothing left but the fin and a lump of metal that was the engine. Which brings us to the 'ersatz' Gulfhawk N7247C. which I shot recently at an out-of-the-way field at Lantana, Florida. No one was around at the time and I didn't stop to get the pilot's autograph. But for the record, while the F8F-1 paint job is a dead ringer (your expression, I think) of the genuine No. 5, it is safe to assume that the owner is one of the current fiends of the restoration cult.
 
BOEING PB-1 (34106) of U.S.N., N.A.M.C., Philadelphia. Note scale model F8F Bearcat under belly.
Grumman F8F-1 Bearcat