Grumman F3F
Варианты:
Grumman - F3F - 1935 - США
Страна: США
Год: 1935


Одноместный истребитель корабельного базирования
Описание:
Grumman F3F (G-11 и G-19)
Grumman G-22/G-32 Gulfhawk II
Фотографии

Grumman F3F (G-11 и G-19)

Несмотря на то, что ВМС США смирились с отдельными недостатками самолетов F2F, компании "Grumman" все же было предложено улучшить их устойчивость по курсу, штопорные характеристики и общую маневренность. 15 октября 1934 года - за три месяца до поставки заказчику первого F2F-1 - ВМС США подписали контракт на постройку прототипа Grumman XF3F-1 по проекту G-11. Машина сохранила звездообразный двигатель R-1535-72, как у предшественника, но отличалась удлиненным на 0,56 м фюзеляжем, увеличенным на 1,07 м размахом крыльев, а также рядом незначительных аэродинамических усовершенствований. Первый полет прототипа состоялся 20 марта 1935 года в Фармингдейле, но двумя днями позже пилотировавший его летчик-испытатель погиб - при выходе из пикирования у самолета отломились крылья, и оторвался двигатель, поскольку перегрузка превысила расчетные 9g. Второй прототип был построен уже с усиленными фитингом крепления нижнего крыла и моторной рамой. Самолет поднялся в воздух 9 мая 1935 года и затем был доставлен на военно-воздушную базу ВМС США Анакостиа, штат Мериленд, для оценочных испытаний. 17 мая самолет вошел в плоский штопор, из которого невозможно было выйти, и пилот был вынужден покинуть машину. Восстановленный за три недели самолет был снабжен небольшим подфюзеляжным зализом внизу хвостового конуса-обтекателя, добавленного после продувок в штопорной аэродинамической трубе исследовательского центра НАКА в Лэнгли Филд, а 20 июня самолет вернули в Анакостию.
  24 августа были заказаны 54 серийных истребителя F3F-1, в апреле 1936 года первые самолеты поступили заказчику и были вскоре приняты на вооружение истребительной эскадрильи VF-5B авианосца "Рейнджер", а в июне - истребительной эскадрильи VF-6B авианосца "Саратога". Последним эксплуатантом самолета F3F была 811-я истребительная эскадрилья авиации КМП США, ее машины были списаны 10 октября 1941 года - после этого более 100 самолетов эксплуатировались в учебных подразделениях. В ноябре 1943 года их списали и оттуда, хотя самолеты еще некоторое время использовались в качестве "учебных пособий".


Варианты

  F3F-1: построено 54 самолета для ВМС США, аналогичны прототипу XF3F-1, нос двигателем R-1535-84 Twin Wasp Junior с двухлопастным воздушным винтом марки Hamilton Standard с гидравлически управляемым шагом. Вооружение состояло из 7,62-мм пулемета Browning, расположенного слева в носовой части фюзеляжа, и 12,7-мм пулемета Browning - по правому борту; поставки - с 29 января по 18 сентября 1936 года
  F3F-2: последние серийные F3F-1 были модифицированы по стандарту XF3F-2 (G-19) - со звездообразным поршневым двигателем Wright XR-1820-22 Cyclone с наддувом мощностью 950 л.с. (708 кВт) и трехлопастным воздушным винтом управляемого шага. Самолет имел увеличенную емкость внутренних топливных баков. Самолет прибыл в Анакостию уже 27 июля 1936 года, но проблемы с силовой установкой вынудили отложить начало программы испытаний до января 1937 года; в марте 1937 года ВМС США заказали 81 самолет, 1 декабря первая машина поступила в истребительную эскадрилью VF-6; поставки - с 27 июля 1937 года по 11 мая 1938 года
  F3F-3: серийный самолет F3F-2, переданный компании "Grumman" для модификации по стандарту XF3F-3, - с небольшими изменениями планера для уменьшения лобового сопротивления, переделанными капотом и передней частью фюзеляжа. Построены 27 самолетов, переданы заказчику с 16 декабря 1938 года по 10 мая 1939 года


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
  
  Grumman F3F-3

  Тип: одноместный истребитель корабельного базирования
  Силовая установка: один звездообразный ПД Wright R-1820-22 Cyclone мощностью 950 л. с. (708 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 4635 м - 425 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 241 км/ч; начальная скороподъемность 838 м/мин; практический потолок 10120 м; дальность полета 1851 км
  Масса: пустого 1490 кг; максимальная взлетная 2175 кг
  Размеры: размах крыльев 9,75 м; длина 7,06 м; высота 2,84 м; площадь крыльев 24,15 м'
  Вооружение: один 12,7-мм и один 7,62-мм или два 7,62-мм пулемета Browning вверху носовой части фюзеляжа

Grumman G-22/G-32 Gulfhawk II

Майор А.Дж.Уильямс из компании "Gulf Oil Refining Company" был опытным пилотом, и в 1936 году ему доверили опробовать самолет F3F-2, построенный по заказу данной компании и получивший название Grumman G-22 Gulfhawk II. Самолет имел фюзеляж F3F-2, крылья малого размаха от F2F-1 и двигатель Wright GR-1820-G1 Cyclone, причем самолет можно было пилотировать в перевернутом положении до 30 минут. Переданный заказчику 6 декабря 1936 года, самолет затем совершил множество полетов по всей территории США, а также выполнил турне в Европу в 1938 году. В отставку машина отправилась лишь 11 октября 1948 года, ее передали Музею авиации и космонавтики в Вашингтоне.
  Переданный компании "Gulf Oil" 6 мая 1938 года, G-32 Gulfhawk III представлял собой двухместный вариант с бипланной коробкой от F3F-2. В ноябре 1942 года его передали в ВВС Армии США и присвоили обозначение UC-103, самолет использовали в качестве VIP-транспорта. Компания "Grumman" построила схожий самолет - он использовался компанией в качестве демонстрационной машины, первый полет он совершил 1 июля 1938 года. Известный как G-32A, он отличался от самолетов для компании "Gulf" наличием расщепляющихся закрылков на верхнем крыле. В годы войны его также мобилизовали и присвоили обозначение UC-103, после войны он вернулся на гражданскую службу. Во время демонстрационного полета во время авиашоу в 1971 году в Ошкоше самолет получил сильные повреждения.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Grumman G-22 Gulfhawk II

  Тип: одноместный пилотажный самолет
  Силовая установка: один 9-цилиндровый звездообразный ПД Wright GR-1820-G1 мощностью 1000 л. с. (746 кВт)
  Летные характеристики: макс. скорость на высоте 3660 м - 467 км/ч; крейсерская скорость 354 км/ч; практич. потолок 9755 м; дальность 1609 км
  Размеры: размах верхнего крыла 8,69 м, нижнего - 7,92 м; длина 7,05 м; высота 3,28 м
На восточном побережье США истребители F3F-2 (включая этот самолет с № 1009) эксплуатировались в 1-й истребительной эскадрилье авиации КМП.
Второй F3F-3 (№ 1445) принадлежал эскадрилье VF-5B, первой получившей машины данного типа.
Taken in 1940, this U.S. Navy photograph of an F3F-1 from the carrier Wasp shows the "neutrality star" which adorned many U.S. seagoing and patrol aircraft of the period.
Несмотря на потерю первого и второго прототипов, ВМС США видели явное превосходство XF3F-1 над F2F-1. На фотографии - серийный F3F-1 из состава истребительной эскадрильи 6B (на фюзеляже видна ее эмблема "Кот Феликс"),
The Grumman F3F-1 Single-seat Fighter Biplane (650 h.p. Pratt & Whitney "Twin-Wasp Junior" engine).
F3F-2 поступил в две истребительные эскадрильи авиации КМП США. На западном побережье это была VMF-2 в Сан-Диего. Литера "M" добавилась с июля 1937 года ко всем эскадрильям авиации КМП США.
F3F-2 получил более крупный и мощный двигатель Wright Cyclone, что потребовало изменить капот. На фотографии - самолет из 6-й истребительной эскадрильи "Shooting Stars".
К концу 1940 года в процессе принятия на вооружение находились Brewster F2A-1 и Grumman F4F-3 - это был закат эпохи F3F. Впрочем, последние до конца 1941 года использовались в качестве учебных.
Гражданские варианты - Grumman Model G-22 и G-32. Гражданский F3F-2, G-22, построен для Альфорда Уильямса из "Gulf Oil Company" и передан заказчику б декабря 1936 года. Gulfhawk II обошелся в 12 225 долларов, использовался в рамках демонстрационных турне и оснащался двигателем Wright R-1820-G1 мощностью 1000 л. с. В целом он был похож на F3F-2, но в реальности имел бипланную коробку от F2F (размахом 8,69 м). Самолет развивал максимальную скорость 467 км/ч. В октябре 1948 года он был передан Смитсонианскому институту, став, таким образом, единственным одноместным бипланом "Grumman", сохранившимся на сегодня в мире. "Gulf Oil Company" также приобрела двухместный вариант, G-32, поставленный ей 12 мая 1938 года.
NATIONAL SHOW: Contrasts in fighters at the National Aviation Show recently held in New York. Major Al Williams' Grumman Gulfhawk (1,000 h.p. nine-cylinder Wright Cyclone)