
Варианты
- Hanriot - HD.1 - 1916 - Франция
- Hanriot - HD.2 / HD.12 - 1916 - Франция
Hanriot HD.1
Первым самолетом компании "Hanriot" был одноместный истребитель HD.1, прототип которого впервые поднялся в воздух в июне 1916 года. Увлекавшийся авиацией Рене Анри основал собственную фирму в 1914 году. Сначала фирма в больших количествах строила по лицензии британские двухместные разведчики "Sopwith 1 1/2 Strutter" ("Sopwith полуторастоечный"), HD.1 сконструировал Эмиль Дюпон, крыло самолета сильно напоминало крыло Sopwith, но сам самолет отличали небольшие размеры, а размах и длина хорды верхнего крыла были много больше, чем у нижнего.
К сожалению, на HD.1 установили мотор Le Rhone 9J мощностью всего 110 л. с. В целом HD.1 не уступал SPAD S.VII, на котором, однако, стоял более мощный мотор. Франция выбрала SPAD для массового производства. Бельгия, которая сражалась плечом к плечу с Францией, также испытывала потребность в новых истребителях. Истребители требовались еще и Италии, недавно вступившей в войну. Италия и Бельгия предпочли HD.1.
По рекомендации итальянской миссии в Париже небольшое количество HD.1 экспортировали в Италию, где концерн "Macchi" в ноябре 1918 года начал производство этих самолетов по лицензии. Предположительно, армия Италии получила около 100 истребителей французской постройки, в то время как "Macchi" построила 901 самолет, включая 70, изготовленных после войны. Бельгия получила с августа 1917 года 125 самолетов HD.1 французской постройки. Согласно французским источникам, всего построены 1145 машин HD.1, которые также экспортировались в страны Латинской Америки.
HD.1 отличали высокие летные данные и хорошая маневренность, нарекания вызывали слабость вооружения и недостаточная мощность двигателя. На самолетах поздней постройки стояли ротативные моторы Le Rhone 9Jb мощностью 120 л. с. или 130-сильные Le Rhone 9Jby. На 301-й HD.1 в 1917 году в экспериментальных целях поставили мотор Gnome Monosoupape мощностью 150 л. с. Есть данные об испытаниях самолета с мотором Le Rhone мощностью 170 л. с. Пулемет Vickers в ходе серийного производства стали монтировать строго по продольной оси планера.
Экспериментировали с пулеметами крупного калибра и двумя пулеметами винтовочного калибра, но потеря летных данных не компенсировалась ростом огневой мощи.
ВВС Бельгии перевооружили свою 1-ю эскадрилью на HD.1 в конце лета 1917 года. Летчиков самолет поначалу не вдохновил - они отдавали предпочтение истребителями Nieuport. Однако лейтенант Вилли Коппенс, первым опробовавший HD.1 в воздухе, так восторженно отозвался о самолете, что его энтузиазм передался и коллегам. Вскоре на HD.1 перевооружили другие бельгийские эскадрильи, на вооружении ВВС Бельгии HD.1 состояли до 1926 года. Последние истребители HD.1 сняли с вооружения 7-й эскадрильи. В августе 1917 года несколько HD.1 поступили на вооружение итальянской эскадрильи 76a, а к концу войны на таких самолетах сражались с австро-венграми еще 12 итальянских эскадрилий. HD.1 использовались также Македонией и Албанией. В 1925 году шесть эскадрилий первой линии итальянских ВВС были вооружены HD.1.
Небольшое количество HD.1 с моторами Clerget мощностью 130 л. с. поступило в ВМС Франции, большинство из них имели доработанное вертикальное оперение. В конце 1918 года эти истребители приняли участие в обороне военно-морской базы Дюнкерк, один полет был выполнен с платформы, установленной на башне главного калибра линкора "Париж".
Варианты
HD.7: одноместный истребитель, развитие HD.1, выполнил первый полет в 1918 году; оснащен V-образным мотором жидкостного охлаждения Hispano-Suiza 8Fb мощностью 300 л. с.; максимальная скорость 214 км/ч; работы по теме прекращены с окончанием Первой мировой войны
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Hanriot HD.1
Тип: одноместный истребитель
Силовая установка: один ротативный мотор Le Rhone 9Jb мощностью 120 л. с. (90 кВт)
Летные характеристики: макс. скорость на уровне моря 184 км/ч; время набора высоты 2000 м - 6 мин 3 с; практический потолок 6300 м; продолжительность полета 2,5 часа
Масса: пустого 400 кг; максимальная взлетная 605 кг
Размеры: размах крыла 8,70 м; длина 5,85 м; высота 2,94 м; площадь крыла 18,20 м'
Вооружение: один неподвижный стреляющий вперед 7,7-мм пулемет в верхней носовой части фюзеляжа
- Описание
Фотографии
-
Авиация и Космонавтика 1995-11 / С.Горожанин - Лучшие асы-истребители мира
Истребитель Анрио HD-1 бельгийского аса Вилли Коппенса
-
Мировая Авиация 150
После Первой мировой войны на швейцарские ВВС (Fliegertruppe) произвели впечатление результаты испытаний итальянского HD.1, выполнившего вынужденную посадку в Швейцарии. Тогда Италия приобрела 16 таких машин. HD.1 изготовлен большей частью из дерева, обшивка в основном полотняная. Каркас хвостового оперения - из стальных труб, носовая часть фюзеляжа обшита панелями из дюралюминия.
-
Air International 1979-02 / D.Brackx - The pride of Brussels /Veteran & Vintage/
The World War I exhibits include the Hanriot HD.I
-
Aeroplane Monthly 1976-09 / Hanriot H.D.1 No 75 /Preservation Profile/ (41)
In Belgium as OO-APJ, minus fairing, 1934-37
-
Aeroplane Monthly 1976-09 / Hanriot H.D.1 No 75 /Preservation Profile/ (41)
As G-AFDX during the disastrous tyre change, Brooklands 1939
-
Aeroplane Monthly 1976-09 / Hanriot H.D.1 No 75 /Preservation Profile/ (41)
Newly restored, 1968.
-
Aeroplane Monthly 1976-09 / Hanriot H.D.1 No 75 /Preservation Profile/ (41)
At the Paris Air Show, 1973
-
Aeroplane Monthly 1977-03 / News Spotlight
Hanriot H.D.I No 78 on display in the Brussels Air Museum after renovation.
-
Air Pictorial 1957-12
A photograph of a Hanriot HD-1, one of the few remaining of this type still in existence.
-
Air Enthusiast 1994-12 / Talkback
R F Arnold of Metairie, Louisiana, USA sent in this photo of a Hanriot HD-1 supplied to him by Alfredo J Jurado of Guayaquil, Ecuador. Dated probably November 4, 1920, the translation of the wording reads: To my noble friend don Roberto Crespo O, instigator of my flight to Cuenca. Cordially, Elia Liut. Can readers expand on the event, place, time?
- Фотографии