Мировая Авиация 05
-
Как и большинство советских транспортных самолетов, семейство Ил-12 создавалось с учетом интересов армии. Изображенные на фотографии середины 1950-х годов армейские Ил-12 десантируют парашютистов во время показательных учений.
Суровый климат характерен для многих районов России. Ильюшин стремился к тому, чтобы Ил-12 мог взлетать и садиться в сильный мороз на заснеженные сибирские аэродромы.
В России до сих пор сохранились пригодные к эксплуатации самолеты Ил-14.
Китай оказался в числе 31-й страны, куда экспортировался Ил-14. Позже выпуск этих самолетов (модели Ил-14П и Ил-14М) был налажен и в самом Китае.
Этот специально модифицированный самолет Avia-14FG использовался чехословацкими ВВС для фотосъемок и картографирования местности.
Ил-14 был основным самолетом "Аэрофлота", работавшим на коротких и средних линиях в 1950-1960 годах. В 1957 году, когда выпускали по 120 самолетов в месяц, производство Ил-14 достигло своего пика.
Многие социалистические страны покупали Ил-14 для своих внутренних авиалиний. На фотографии изображен один из двух болгарских Av-14Super авиакомпании Bulgarian Air Transport. Эти самолеты, эксплуатировавшиеся компанией TABSO, имели дополнительные топливные баки на концах крыла. Начало 1960-х гг.
Этот чешский Avia-14 использовали для испытаний установленного на нем турбовинтового двигателя Walther M601. Обратите внимание на то, что оба поршневых двигателя выключены.
Словакия, как член НАТО, модифицировала свои самолеты МиГ-29, чтобы сделать их совместимыми с западным оборудованием и соответствовать западным стандартам.
В июне 1989 года Польша стала вторым (не считая Советского Союза) членом Варшавского договора, имевшим истребители МиГ-29 "Fuclrum". Использовались они, в основном, для противовоздушной обороны. В 2002 году было решено в качестве дружеского жеста передать Польше самолеты МиГ-29, принадлежавшие бывшей ГДР.
Военно-воздушные силы Польши, как и ВВС многих других стран бывшего Варшавского договора, считают, что появление в их рядах МиГ-29 ознаменовало качественный скачок. На фотографии изображен бывший чехословацкий 9.12А "FULCRUM-A".
Продемонстрированный на авиасалоне МАКС'99 Су-30 "302" вооружен неуправляемыми бомбами и управляемыми ракетами, что подчеркивает универсальность этого многоцелевого штурмовика-истребителя. В число ключевых особенностей машины входят наличие системы дозаправки в воздухе и смещенный от продольной оси самолета датчик-визир инфракрасной системы поиска и прицеливания.
Первый построенный HAL Су-30МКИ с бортовым номером SB 102 готов к отправке с завода. Поначалу компания HAL собирала лицензионные самолеты из узлов, изготовленных в России.
SB 045 - это "настоящий" Су-30МКИ, полученный ВВС Индии по четвертому (и на сегодняшний день последнему) заказу непосредственно из России. В 2004 году, после поставки 50-ти построенных в России самолетов, началось их производство в самой Индии.
Благодаря переднему горизонтальному оперению и двигателю с управляемым вектором тяги, Су-30МКИ обладает очень высокой маневренностью. Индийские машины отлично проявили себя в учебных воздушных боях против американских F-15 и британских Tornado F.Mk 3.
Если в Индию самолеты семейства Су-27 поступают из Иркутска, то для Китая их производят в Комсомольске-на-Амуре. Эти Су-30МКК2 входят в состав китайского авиаподразделения, базирующегося в Лучао.
Ночной бомбардировщик Douglas B-26 Invader атаковал в Северной Корее самые разные цели - от передовых позиций пехоты до железнодорожных станций.
Самыми необычными B-26 Invader во время корейской войны были изображенные ниже самолеты, оснащенные расположенным над бомбовым отсеком инфракрасным детектором. Такие машины обнаруживали по тепловому излучению передвигавшиеся ночью поезда и части противника, сбрасывали осветительные бомбы, благодаря которым шедшие во втором эшелоне обычные B-26 легко атаковали освещенные цели.
После налета на позиции северокорейских войск в мае 1951 года бомбардировщики Invader из 731-й бомбардировочной эскадрильи 452-го крыла бомбардировочной авиации возвращаются на базу в Японии.
The B-26B of the 452nd Bomb Wing in all-black finish as used in Korea.
27 января 1943г. Расположенные на английских базах бомбардировщики ВВС США совершили первый дневной налет на Германию. На фотографии изображен вернувшийся с задания экипаж бомбардировщика B-24.
RB-29 Superfortress. Огромную роль в войне сыграла 91-й эскадрилья стратегической разведывательной авиации. Ее самолеты летали без сопровождения над Северной Кореей, изучая цели (как потенциальные, так и уже подвергшиеся бомбардировке), а также сбрасывали агитационные листовки. Когда в ноябре 1950 года в Корее появились МиГ-15, те RB-29, которьн не имели достаточно надежной защиты, начали обходить стороной охраняемые МиГами территории. Опознавательным знаком эскадрильи стала изображенная на хвостовом стабилизаторе обведенная буква "X".
Бомбардировщики B-29 из 19-й группы бомбардировочной авиации на взлетной полосе. Фотография сделана в 1952 году. К тому времени 19-я группа бомбардировочной авиации воевала в Корее уже два года, совершив пятьсот боевых вылетов.
1952 год. Самолеты 30-й группы бомбардировочной авиации готовы к выполнению ночного задания. Большинство боевых задач, особенно в последние два года войны, бомбардировщики выполняли именно ночью Прикрывали их при этом истребители F-94 и F3D.
20 сентября 1943г. Дебютировал первый прототип одноместного турбореактивного истребителя de Havilland Vampire (LZ548).
На этот Super Corsair, построенный фирмой "Fighter Rebuilders", установлен двигатель R-4360 Wasp Major мощностью 4000 л. с. Самолет, впервые появившийся в Рино в 1982 году, начал жизнь под именем F4U-4.
Легендарный Rare Bear Лайла Шелтона - модифицированный F8F Bearcat
Семикратный победитель гонок в Рино Conquest 1 с двигателем K-2800 и воздушным винтом Skyraider. Закрылки самолета зафиксированы в верхнем положении. Чтобы не зацепить лопастями о землю, пилот Дэррил Гринмайер сажал машину исключительно на три точки.
В отличие от многих "анонимных" Fw 190, воевавших на Восточном фронте, истребитель Новотны Fw 190A-4 нес на борту под кабиной большую эмблему 54-й группы истребительной авиации - зеленое сердце. Самолет изображен в зимнем камуфляже.
В июне 1943 года, когда Новотны одержал в воздушных боях свою 100-ю победу, он летал на этом Fw 190A-5. В целях маскировки с машины убрали эмблемы воздушной группы и эскадры.
Новотны сидит в кабине своего Fw 190. Он только что принес 1-й эскадрилье 300-ю победу в воздушных боях и празднует это событие в кругу друзей-пилотов.
P-39Q Airacobra. Самым знаменитым пилотом, летавшим на этом истребителе, был советский ас Александр Покрышкин. Всего летчик сбил 59 вражеских самолетов, 48 из которых - на P-39. Третьим в ряду советских асов стоит Григорий Речкалов, также одержавший большинство своих побед (всего на его счету 58 самолетов) на "Кобрушке". Михаил Баранов (28 побед в воздушных боях) - еще один из воевавших на P-39. Он сбил над Сталинградом Messerschmitt Bf 109, отрубив ему хвост воздушным винтом.
После того, как с фюзеляжа были сняты боковые воздухозаборники, а из двигателя убран турбонагнетатель, прототип XP-39 получил обозначение XP-39B. Но эти изменения превратили P-39 в заурядный самолет.
P-39Q стал последней попыткой превратить самолет Airacobra в истребитель мирового класса. Большинство таких машин строилось для СССР и поставлялось без пушки и пулеметов. Изображенная на фотографии модель, в отличие от них, предназначалась для ВВС США, поэтому на ней установлено все вооружение.
P-39Q Airacobra.
Гоночный самолет Гюнтера Вальца Roto-Finish Special Mustang в 1974 году обошел Bearcat и завоевал первое место в Рино. Машина была оснащена двигателем Merlin, имела укороченное крыло и изготовленный из стеклопластика фюзеляж.
Самолет Stiletto, победитель 1984 года в классе легких машин, создавался на основе P-51D. Подготовил его к гонкам Дейв Зейшел. Размах крыла машины при этом уменьшился на 2,7 метра. Это было самое короткое крыло, когда-либо появлявшееся на самолете Mustang.
Strega дебютировала в 1983 году в качестве "клона" Jeannie/Dago Red, но с несколькими изменениями, включавшими в себя отодвигавшийся фонарь кабины. Этот самолет выиграл шесть гонок в Рино
Red Baron, победитель гонок 1977-1978 годов в Рино, представляет собой сильно модифицированный P-51D c двигателем Griffon. В 1979 году он установил рекорд скорости для поршневых самолетов - 803,069 км/ч.
Бывший Thompson Trophy P-63C-5, принадлежавший Лари Хевенсу, был одним из 12-ти самолетов, которые пополнили ряды участников воздушных гонок в послевоенные годы. Модифицированный почти до неузнаваемости, он отличался очень маленьким фонарем кабины, напоминавшим пузырек. Хевенс погиб в 1972 году. Во время испытательного полета заглох двигатель его P-63, а попытка выпрыгнуть с парашютом закончилась трагически.
До операции "Буря в пустыне" вертолет AH-64 часто критиковали, подозревая его в ненадежности. Но в ходе войны все эти сомнения рассеялись.
Полеты в пустыне иногда связаны с особым риском. Опаснее всего считается попасть в "затмение" - густое облако мелкого песка, поднятого винтом вертолета во время взлета. Оно практически полностью перекрывает видимость.
Вертолеты Apache были переброшены в Саудовскую Аравию по морю, основная часть машин прибыла из частей, расквартированных в Германии. Обслуживание вертолетов производилось прямо под открытым небом.
За время этой жестокой войны вертолеты Apache выпустили 2876 ракет Hellfire и уничтожили более 1300 иракских машин. При этом от огня противника был потерян всего один AH-64.
Основным оружием AH-64 является ракета Rockwell AGM-114 Hellfire, способная уничтожить любую бронированную машину на расстоянии около 8 километров.
Используемая на вертолете Apache интегрированная система нашлемного дисплея и прицеливания (IHADSS) Honeywell M142 включает в себя визир-монокль, расположенный перед правым глазом пилота. На него проецируются изображение с FLIR и значки навигационных и управляющих огнем датчиков. В комплексе с этим прибором можно использовать систему ночного видения (PNVS). Экипажи вертолетов Apache во время операций в Ираке и Афганистане надевали также специальные очки ночного видения.
Этот двухместный Dreadnought - бывший Sea Fury Т.Mk 20 Британского королевского морского флота. Впервые он появился в Рино в 1983 году. Во время своего дебюта самолет показал рекордную для квалификационных состязаний скорость 718,4 км/ч.
5 марта 1943г. Дебютировал первый Gloster Meteor (DG206) - единственный турбореактивный самолет союзников, принимавший участие во Второй мировой войне.
Messerschmitt Me-262A-1 из III группы 7-й истребительной эскадры. Это было первое боевое подразделение реактивных истребителей, сформированное в ноябре 1944 года. Его ядро составили пилоты из "команды Новотны". 8 ноября 1944 года майор Вальтер Новотны погиб в воздушном бою.
Me 262 Вальтера Новотны, сфотографированный осенью 1944 года на аэродроме близ Ахмера. Менее чем за два месяца число самолетов в подразделении сократилось с 24-х до 4-х! Среди погибших летчиков был и майор Новотны.
9 января 1943г. Свой первый полет из Бербанка (штат Калифорния) совершил Lockheed Model L-49 Constellation.
26 октября 1943г. Первый прототип Dornier Do 335V-1 Pfeil (CP+UA) перед началом испытаний совершил свой первый полет.
МиГ-29 в версии двухместного учебного самолета в конструкторском бюро имел обозначение 9.51. Этот самолет, в отличие от Су-27УБ, не оснащался боевой РЛС.
2 декабря 1943г. Первый прототип XF7F-1 взлетел с аэродрома Бетпейдж (Лонг-Айленд), положив начало испытаниям палубного истребителя Tigercat. На фотографии изображен второй прототип.
Як-18. Сначала Як-18 появился в Северной Корее в качестве учебного самолета. Затем эту машину стали использовать как самолет-разведчик, но сняли ее с этого задания из-за больших потерь. Позднее Як-18 вместе с По-2 совершали отчаянные ночные атаки, снова неся огромные потери. Налеты этих самолетов больше раздражали противника, чем наносили ему какой-то существенный вред.
Аргентина получила первый из своих Shrike Commander в 1968 году. Эти самолеты прослужили до 2006 года.
Некоторые Як-11 были адаптированы для гонок, но выступали в них без особого успеха. Хотя Як-11 - довольно быстрый, по обычным меркам, спортивный самолет, его скорости (около 676 км/ч) явно не хватало, чтобы побеждать в воздушных гонках.
После распада СССР прошло более пятнадцати лет, но МиГ-29 до сих пор остается на вооружении многих бывших советских республик. Этот украинский 9.13 "FULCRUM-C" отличается характерным для данной модели увеличением верхней части фюзеляжа за пилотской кабиной.
Самолет с бортовым номером PH-LKE стал первым лайнером L-1049G Super Constellation, полученным авиакомпанией KLM. Большинство машин поставлялись с короткими закругленными носами. Но некоторые, по желанию заказчика, оборудовались погодным радаром, установленным внутри удлиненного обтекателя в носовой части фюзеляжа. KLM эксплуатировала также L-1049C/E.
Model 1049G стала самым массовым самолетом в серии Super Constellation. Всего построили 104 такие машины. Три из них приобрела авиакомпания "Thai Airways Corporation". Этот самолет Super G необычен тем, что у него отсутствуют характерные топливные баки на консолях крыла.
Самолеты Super Constellation, особенно те из них, которые оснащались турбокомпрессорными двигателями, позволили многим авиакомпаниям расширить сеть своих перевозок. Этот L-1049C стал первой машиной, построенной для австралийской авиакомпании QANTAS. На снимке самолет запечатлен во время торжественной церемонии 15 мая 1954 года в Сиднее, посвященной открытию транстихоокеанской линии
Авиакомпания "Eastern Air Lines" первой приступила к эксплуатации Super Constellation, буквально на несколько дней обойдя компанию TWA, первого заказчика этого лайнера. L-1049 компании "Eastern" начал совершать рейсы Ньюарк-Майами, а затем к ним добавились линии Бостон-Майами и Вашингтон-Майами. Большинство работавших на этих рейсах лайнеров располагали только салонами первого класса.
L-1049H - последняя модель Super Constellation, которая легко превращалась из пассажирского лайнера в транспортный самолет. Основными покупателями этой машины были авиакомпании "Seaboard & Western" и "Flying Tiger Line".
Модель L-1049D построили всего в четырех экземплярах, все они принадлежали авиакомпании SWA. Самолет был оснащен новыми двигателями и создавался на основе армейского транспортного L-1049B. Машины L-1049D выполняли грузовые рейсы по маршруту Нью-Йорк - Шеннон-Лондон - Франкфурт.
Построенный для авиакомпании "Lufthansa" лайнер L-1049G Super Constellation совершает ночную пробежку с работающими двигателями по заводской полосе. Немецкая "Lufthansa" стала первой европейской авиакомпанией, которая начала эксплуатировать эту модель Constellation.
Этот Tsunami спроектировал инженер фирмы "Lockheed" Брюс Боланд. Машина была оснащена двигателем Merlin. Первым ее поднял в воздух Стив Хинтон, одержавший на ней победу в воздушных гонках в Далласе. Позже, в 1990-1991 годах, на Tsunami выступал в Рино пилот Скип Хольм.
После 1967 года самолету Grand Commander пришла на смену модель Courser Commander (на фотографии).
Сознавая важность учебной подготовки пилотов, ВМФ США заказал 50 самолетов Model 39-A. На них обучались летчики, которым впоследствии предстояло взлетать с палубы первого авианосца ВМФ США.
Aeromarine 39-B был превосходным учебным самолетом. На нем появилась конфигурация поплавков, которая стала стандартной для всех гидропланов ВМФ США. Кроме поплавков, самолет мог оснащаться обычным колесным шасси или лыжами (на фотографии).
В 2008 году продолжали выпускаться Super Ximango, Turbo Ximango Shark и AMT-200S. На фотографии - Super Ximango.
Самолеты серии Aeronca "С" стали своеобразным символом 1920-х - начала 1930-х годов, когда они производились в больших количествах. Несколько машин сохранились до настоящего времени. На фотографии изображен двухместный С-3 - модель, появившаяся в 1931 году
Aeronca К Scout - классический моноплан конца 30-х годов прошлого века. Он заложил тот фундамент, на котором "выросло" успешное поколение послевоенных легких самолетов.
Самолеты серии Aeronca Model 7 Champion строились в гораздо большем количестве, чем другие машины компании. В августе 1946 года завод "Aeronca" довел их выпуск до 43 единиц в сутки.
L-16 - военная версия гражданской модели 7 Champion. Во время Корейской войны она некоторое время использовалась как самолет связи и артиллерийский корректировщик.
Двухместный легкий самолет Model 11CC Super Chief. Выпускался он и в варианте гидроплана.
Вертолеты WAH-64D прекрасно зарекомендовали себя в Афганистане. В частности, два вертолета успешно выполнили задачу обнаружения в тылу врага тела убитого британского солдата и его транспортировку в расположение английских частей.
Английский WAH-64D (как и его американские аналоги, а также те AH-64D, что все больше поставляются на экспорт) отличается усовершенствованным модулем передачи информации.
Изначально английские ВВС предполагали сделать большой заказ на AH-64D, при зтом радаром Longbow собирались оснастить только часть будущего флота вертолетов. Позже объем заказа был уменьшен.
Хотя оборудованный системой Longbow вертолет Apache заметно медленнее, чем AH-64A, он не уступает ему в маневренности. Именно высокая маневренность делает оба этих вертолета "звездами" на любых авиашоу. После завершения в конце 2006 года программы по повышению выживаемости машины армия США начала использовать для боевого маневрирования некоторые приемы, заимствованные из арсенала показательных выступлений пилотов фирмы "Boeing".
Английские военные выдвинули требование, чтобы вертолеты Apache были совместимы с канадской ракетой CRV-7. Этот американский AH-64D использовали для проведения учебных пусков таких ракет.
Частью системы Longbow является новый вариант проверенной в боевых условиях противотанковой ракеты AGM-114 Hellfire. Она создана на базе AGM-114K Hellfire 2, у которой полуактивный лазерный блок наведения заменен блоком, работающим в миллиметровом диапазоне волн. По большинству неподвижных целей ракету Longbow Hellfire на коротких расстояниях можно использовать в режиме захвата цели до запуска. Также ракету применяют против излучающих целей, в том числе радаров ПВО.
С марта 2003 года вертолеты Apache принимали участие в боевой операции "Освобождение Ирака". При этом не обошлось без потерь. Данные машины никак нельзя назвать неуязвимыми. Некоторые из них были уничтожены ракетами противника. Самой невероятной стала потеря AH-64D, опустившегося на землю и подбитого из стрелкового оружия. Всего в Ираке сбили 31 вертолет Apache. Не вернувшиеся домой подбитые машины часами бомбили американские самолеты. Делалось это для того, чтобы уберечь секреты Longbow Apache, уничтожив потерянные вертолеты.
Это четвертый выпущенный вертолет AH-64D. Его первый полет состоялся 4 октября 1993 года. Выполнение программы летных испытаний Longbow возложили на специально созданный для этого отдел армии США.
AH-64D Longbow Apache
3 февраля 1943г. Компания BOAC организовала на самолетах Mosquito скоростную службу доставки между Лейхарсом и Стокгольмом. На фотографии изображена первая из 10-ти машин, выбранная для "карусельных" маршрутов. Это модифицированный PR.Mk IV.