
Описание
Страна : США
Год : 1957
Легкий транспортный самолет бизнес-класса, рассчитанный на 8-10 пассажиров
Варианты
- Aero Commander - 560 / 500 Shrike Commander - 1952 - США
- Aero Commander - 680 Super Commander - 1957 - США
- Gulfstream - Jetprop Commander - 1979 - США
Серия Aero Commander 680
Работа над Aero Commander 560A шла по двум направлениям: через Aero Commander 560E и Aero Commander 680 Super, который напоминал Commander 560A, но отличался от него значительно большей мощностью. Два его форсированных двигателя GSO-480-A1A-6 с тягой 254 кВт каждый способны были развивать полную мощность до высоты 3048 метров над уровнем моря. Первый полет прототип этой машины совершил 14 мая 1960 года. Всего для гражданских и военных нужд было построено 254 самолета. ВВС США приобрели два 680 Super. В армии США четыре таких модели использовались в качестве легкого транспорта общего назначения (позже они получили наименование U-9C). Кроме того, армия США заказала два самолета с бортовыми радарами бокового наблюдения (SLAR), получившими наименование RL-26D (позже RU-9D), и одну машину со специальным электронным оборудованием NL-26D (позже NU-9D). Один из RU-9D позже был передан в ВМС США, где использовался в испытательной эскадрилье VX-5 как самолет поддержки при отработке тактических действий с применением оружия класса "воздух-земля".
Aero Commander 680E (построено 100 самолетов) - облегченная версия 560E с шасси от модели 560A, a Aero Commander 680F (построено 126 машин) - версия 680E с новым шасси и форсированным двигателем Lycoming IGSO-540-B1A мощностью 283 кВт, установленным внутри обтекателя улучшенной аэродинамической формы.
Главным новшеством двухмоторных Commander стала герметизация кабины. Это позволило самолету летать на больших высотах и сделало его более быстрым и экономичным. Такая кабина впервые появилась на модели Aero Commander 680 Super, получившей наименование Aero Commander 720 AltiCruiser. Хотя он и был первым самолетом общего назначения с герметичной кабиной, но не привлек к себе особого внимания. Построили всего 13 подобных машин, после чего в 1960 году их производство прекратили.
Несколько больше заказчиков заинтересовала модель с герметичной кабиной 680E, названная Aero Commander 680FP. Свой первый полет она совершила в июле 1961 года, всего было построено 26 таких машин. Дальнейшее развитие 680F - увеличенный в размерах Aero Commander 680FL Grand Commander. Этот самолет с удлиненным фюзеляжем и большими окнами кабины дебютировал 29 декабря 1962 года. На нем увеличили размах и площадь хвостового оперения. Кабину экипажа отделили от салона, в котором, благодаря удлиненному фюзеляжу, можно было разместить (в зависимости от схемы установки кресел) до девяти пассажиров. Сертификат FAA самолет получил в мае 1963 года, всего произвели 157 таких машин. Вариант этой модели с герметичной кабиной - Aero Commander 680FL (Р) Pressurized Grand Commander (построили 37 машин). Впервые самолет поднялся в небо в апреле 1963 года, а его серийное производство началось в августе 1964 года. С того времени кабину герметизировали на всех моделях Commander.
В 1965 году появился новый турбовинтовой Aero Commander 680T Turbo Commander (выпущено 56 самолетов), совершивший свой первый полет 31 декабря 1964 года. Он оснащался двумя турбовинтовыми двигателями Garret AiResearch TPE331-43 мощностью 429 кВт каждый, которые позволили существенно повысить летные характеристики машины. У нового самолета уменьшился размах крыла. Серийное производство модели началось в мае 1966 года.
680V Turbo Commander был очень похож на 680T. В конструкцию внесли незначительные изменения и немного увеличили взлетную массу. Следующий 680W Turbo II Commander (построили 46 машин) отличался от 680V новыми иллюминаторами салона (один большой панорамный сменил два прежних маленьких), спрямленным килем и заостренным носовым обтекателем РЛС, что улучшало аэродинамику. Самолет оснащался модернизированными турбовентиляторными двигателями AiResearch TPE331-43BL мощностью 451 кВт каждый.
В 1966 году модифицированная версия Turbo Commander, известная как EMA-COMMANDER (ЕМА означает "самолет с расширенными функциями"), был предложен ВВС и армии США. Параллельно разработали новый интерьер кабины, но дальнейшего развития эта модель не получила. Производство базового Commander 680 прекратилось в 1965 году. В 1967 году в конструкцию самолета внесли новые изменения, после чего Grand Commander появился на рынке как Courser Commander.
"North American Rockwell Corporation" (образованная в 1967 году при слиянии "Rockwell-Standard Corporation" и "North American Aviation") в 1973 году была переименована в "Rockwell International Corporation". Дальнейшее усовершенствование серии Commander 680 проходило под маркой Rockwell Commander.
На военную службу поступило относительно небольшое число самолетов серии Commander 680.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Aero Commander 680W Turbo II Commander
Тип: легкий транспортный самолет бизнес-класса, рассчитанный на 8-10 пассажиров
Силовая установка: два турбовинтовых двигателя Garret AiResearch TPE331-43BL мощностью 451 кВт каждый
Летные характеристики: максимальная горизонтальная скорость на уровне моря 467 км/ч; максимальная крейсерская скорость 451 км/ч; максимальная скороподъемность на уровне моря 617 м в минуту; практический потолок 7620 м; дальность полета с максимальной заправкой и 45-минутным запасом 1760 км
Масса: пустого заправленного 2614 кг; максимальная взлетная 4264 кг
Размеры: размах крыла 13,41 м; длина 13,14 м; высота 4,42 м; площадь крыла 22,53 кв.м
Описание:
- Серия Aero Commander 680
- Rockwell Commander. Двухмоторные самолеты
Фотографии
-
Мировая Авиация 5
После 1967 года самолету Grand Commander пришла на смену модель Courser Commander (на фотографии).
-
Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - Aircraft A-Z - v5
Регистрационный номер : N81516 Rockwell Alpine Commander (foreground), Turbo Commander 690B (centre) and Shrike Commander 500S.
Другие самолёты на фотографии: Aero Commander 560 / 500 Shrike Commander - США - 1952Rockwell Commander 111/112/114 - США - 1970
-
Air International 2013-09 / News
Rockwell Commander 695 AB-0211 (c/n 95007) is the sole example flown by the Aviacion Naval de la Armada Venezolana (Venezuelan Naval Air Arm). The aircraft is assigned to the Escadron Aeronaval de Transporte (Naval Transport Squadron) based at Puerto Cabello, Carabobo. It was noted at General Jose Antonio Anzoategui International Airport, Barcelona, in late July, 2013.
-
Air International 1992-10 / Preserved down Mexico way /Veteran & Vintage/
At the Museum of Technology in Mexico City is this ex-Royal Canadian Air Force B-25J-20-NC Mitchell (44-29128); it shares the Museum frontage with the Aero Commander 680F on the left and DC-3 MT-203.
Другие самолёты на фотографии: Douglas DC-3 / C-47 Skytrain/С-53 Skytrooper / Dakota - США - 1935North American B-25J Mitchell / PBJ-1G - США - 1943
-
Jane's All the World Aircraft 1964 / 01 - Aircraft
Регистрационный номер : N5415 Aero Commander 680F-P pressurised light transport, with nose radar installation
-
Jane's All the World Aircraft 1976 / 01 - Aircraft
Aero Commander 685 seven/nine-seat pressurised business transport
-
Jane's All the World Aircraft 1975 / 01 - Aircraft
Rockwell Commander 685 seven/nine-seat pressurised business transport
-
Air Pictorial 1957-01 / R.Cross - Aero Commander Six-eighty Super
U.S. Army L-26C version of the 680 Super.
-
Air Pictorial 1977-07
Регистрационный номер : D-IHVF Also east-bound on delivery, Bat Air's Rockwell 690B D-IHVF, c/n. 11391, passed through Woolsington on 5/5/77
-
Air International 1987-10 / ??? - Bolivian Air Power - Seventy Years On
Rockwell Aero Commander used by GA 72, a transport unit at Trinidad.
-
Air International 1987-10 / ??? - Bolivian Air Power - Seventy Years On
A Rockwell Turbo Commander 690B of the FAB's Comando General at La Paz.
-
Air Pictorial 1976-03 / J.Wegg - Angola - a last look?
Регистрационный номер : CR-LFZ CTA Commander 680FL CR-LFZ, c/n.1629-118
-
Jane's All the World Aircraft 1964 / 01 - Aircraft
Регистрационный номер : N78386 [2] Aero Commander Grand Commander (two 380 hp Lycoming IGSO-540 engines)
-
Jane's All the World Aircraft 1966 / 02 - Aircraft
Регистрационный номер : N78386 [2] The pressurised version of the Aero Commander Grand Commander
-
Jane's All the World Aircraft 1966 / 02 - Aircraft
Aero Commander Turbo Commander (two 575 shp AiResearch TPE 331 turboprop engines)
-
Jane's All the World Aircraft 1974 / 01 - Aircraft
Регистрационный номер : N9107N Rockwell Turbo Commander 681B eight/nine-seat light transport
-
Jane's All the World Aircraft 1975 / 01 - Aircraft
Rockwell Commander 690A business aircraft two 700 ehp AiResearch TPE 331-5-251K turboprop engines)
-
Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - Aircraft A-Z - v1
Регистрационный номер : N4528E Aero Commander Courser Commander.
-
Jane's All the World Aircraft 1974 / 01 - Aircraft
Rockwell Turbo Commander 690 seven eleven-seat light transport
-
Jane's All the World Aircraft 1976 / 01 - Aircraft
Rockwell Commander 690A business aircraft (two 700 ehp AiResearch TPE 331-5-251K turboprop engines)
-
Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - Aircraft A-Z - v5
Регистрационный номер : N81736 Rockwell Turbo Commander 690B.
-
Jane's All the World Aircraft 1975 / 01 - Aircraft
Rockwell Commander 690A seven/eleven-seat twin-turboprop transport
- Фотографии