Canadair CL-44 Yukon
Варианты:
Canadair - CL-44 Yukon - 1960 - Канада
Страна: Канада
Год: 1960


Дальний транспортный самолет с экипажем из 4-5 человек
Описание
Фотографии
Canadair CL-44

   В марте 1954 года фирма "Canadair" получила лицензию на выпуск авиалайнера Bristol Britannia. Первоначально она распространялась только на самолет морской разведки на базе этого лайнера для ВВС Канады. Первую машину поставили осенью 1957 года под обозначением CL-28 Argus. Она отличалась от базового самолета переделанным и негерметизированным фюзеляжем, а также более экономичными поршневыми двигателями с турбокомпрессорами, что обеспечило необходимую для морской разведки дальность и время пребывания в воздухе.
   Но канадским ВВС требовался еще и транспортный самолет. В ответ на это требование "Canadair" предложила сделать еще один вариант Britannia. Чтобы обеспечить необходимую вместимость и полезную нагрузку, новый самолет получил увеличенный размах крыла и удлиненный фюзеляж. Рассматривалось применение в силовой установке турбовинтовых двигателей Bristol Orion, Pratt & Whitney Т34 и Rolls-Royce Tyne, а также звездообразного поршневого Wright R-3350. ВВС выбрали первый из них, но его выпуск был уже прекращен, поэтому для замены использовали Tyne II мощностью 5500 л.с. (4101 кВт). Появившуюся машину назвали Canadair CL-44-6. ВВС Канады получили 12 экземпляров под обозначением CC-106 Yukon, последний самолет поступил на вооружение в 1961 году.
   Указанные самолеты характеризовались боковой загрузкой, то есть большие грузовые двери размещались на борту фюзеляжа, перед крылом и за ним. Когда CL-44-6 уже строился, конструкторское бюро "Canadair" предложило перспективную идею для упрощения и ускорения погрузки - сделать заднюю секцию фюзеляжа откидной вбок, на шарнирах. Такой подход позволял грузить крупноразмерные грузы или осуществлять погрузку непосредственно с грузовиков. CL-44D4 стал первым в мире серийным самолетом, имевшим такую возможность.
   Концепция реализовывалась в расчете на крупных грузоперевозчиков, и "Canadair" скоро получила заказы от авиакомпаний "Seaboard World Airlines" (CL-44D4-1), "Flying Tiger Line" (CL-44D4-2) и "Slick Airways" (CL-44D4-6). Первый CL-44D4 полетел 16 ноября 1960 года, сертификат типа в США был получен семь месяцев спустя, а в июле 1961 года "Flying Tiger" и "Seaboard" получили заказанные самолеты. Четвертым заказчиком стала авиакомпания "Loftleidir" из Исландии. Сначала она заказала три самолета в пассажирском варианте вместимостью до 178 человек, а в 1966 году "Loftleidir" увеличила свой флот еще на одну машину, которая отличалась от первых трех удлиненным на 4,62 м фюзеляжем, что довело пассажировместимость до 214 человек. Этот самолет, также известный как Canadair 400, совершил первый полет 8 ноября 1965 года. После введения его в эксплуатацию 178-местные авиалайнеры также были доведены до стандарта CL-44J.
   Еще один вариант появился, когда американская компания "Conroy Aircraft Corporation" приобрела CL-44D4 у "Flying Tiger" для переоборудования его в большегрузный транспортный самолет. Глава компании Дж. Конрой разработал оригинальный транспортник Pregnant Guppy и посчитал, что CL-44D4 также пригоден для подобной роли. В законченном варианте CL-44-O поднялся в воздух 26 ноября 1969 года. Максимальная высота его грузового отсека составила 3,45 м, а ширина - 4,24 м, отводимая в сторону хвостовая часть сохранилась.
   Были выпущены 27 гражданских CL-44, а затем на авиарынке появились и CC-106 Yukon, ранее принадлежавшие канадским ВВС. Многие самолеты неоднократно меняли хозяев. В конце 1998 года в эксплуатации оставалось еще восемь самолетов, но через 10 лет их число уменьшилось до двух, причем оба находились в непригодном для полетов состоянии.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Canadair CL-44D4

   Тип: дальний транспортный самолет с экипажем из 4-5 человек
   Силовая установка: четыре турбовинтовых двигателя Rolls-Royce Tyne RTy.12 Mk 515/10 мощностью no 5730 л. с. (4273 кВт)
   Летные характеристики: крейсерская скорость 621 км/ч на 6095 м со стандартной полезной нагрузкой; начальная скороподъемность 363 м/мин; практический потолок 9145 м; дальность полета 4627 км с максимальной полезной нагрузкой
   Масса: пустого самолета 40 348 кг; максимальная взлетная 95 254 кг
   Размеры: размах крыла 43,37 м; длина 41,73м; высота 11,79 м; площадь крыла 192,77 MJ
   Полезная нагрузка: до 28 725 кг
CL-44D4-2. Поставленный в августе 1961 года, этот N447T стал одним из 12 самолетов CL-44D4-2, заказанных компанией "Flying Tiger Line", специализировавшейся на грузовых перевозках. Машины были поставлены без иллюминаторов. N447T позже был переоборудован под стандарт CL-44-O и совершил первый полет в новом виде в ноябре 1969 года.
"Flying Tiger Line" стала первым эксплуатантом CL-44D-4 с отводимой в сторону хвостовой частью. Шарнирное крепление находилось прямо перед стабилизатором. На снимке видны обтекатели двух шарниров.
Основными заказчиками гражданских CL-44 стали "Seaboard World" (на фото) и "Flying Tiger Line" из США, занимавшиеся грузовыми авиаперевозками и позже объединившиеся в единую компанию FTL.
Исландская "Loftleidir" эксплуатировала пять CL-44 - один из них был в лизинге, а остальные четыре машины компания переоборудовала из стандартных CL-44D в удлиненные CL-44J. Обозначение Canadair 400 планировалось применить к серийным машинам последнего типа.
Благодаря особенностям своей конструкции "грузовик" CL-44D Canadair позволяет существенно упрощать погрузку/выгрузку различных грузов, включая негабаритные. В этом случае нет необходимости перемещать внутри отсека груз, погруженный через боковой грузовой люк.
HeavyLift's unique, one-off CL-44-O Guppy is ideal for outsize loads and is seen here being loaded with two 9,500kg (20,944lb) pollution control barges for freighting from France to Alaska following the major oil spillage there in 1989.
Canadair CL-44 with tail swing open.
AFTER THREE years in storage at Bournemouth International Airport, Dorset, unique Conroy CL-44-0 Guppy 9G-LCA is being resurrected for operation by Australian freight operator Heavy Lift Cargo. The aircraft will operate under Philippine registry and is seen here at Bournemouth on January 18, 2007 after application of its Philippine registration, RP-C8023.
16 ноября 1960г. Первый полет совершил прототип гражданского (военно-транспортного) самолета Canadair CL-44D-4 ("сорок четвертый").
Canadair CL-44.
Canadair Forty Four (four 5,730 eshp Rolls-Royce Tyne turboprop engines)
Всего канадские ВВС получили 12 самолетов CC-106 Yukon, они эксплуатировались более 10 лет, а затем им на смену пришли транспортные CC-137 Husky.
Компания "African Safari Airways" эксплуатировала три Britannia в 1969-1971 годах на чартерных маршрутах из Швейцарии в Восточную Африку.
Transmeridian Air Cargo Canadair CL-44 G-AZML
Canadair CL-44.
Самолет N447T запечатлен во время работы в компании "Transmeridian Air Cargo", 1970-е годы. Он стал единственной машиной, переоборудованной по стандарту CL-44-O.
Conroy CL-44-O.
Компания "HeavyLift" приобрела CL-44-O Guppy в 1982 году, одним из наиболее необычных грузов была партия жирафов, перевозившаяся из Африки в США.
Canadair Forty Four in its side-loading and swing-tail versions
Canadair 400 (CL-44J) swing-tail passenger and or cargo transport
Conroy CL-44-0 Guppy