Мировая Авиация 81
-
Ан-26 TZ-346 с гражданской регистрацией, несмотря на военный камуфляж, эксплуатировался малийской авиакомпанией "Aerienne de la Republique du Mali". В августе 1995 года он разбился при посадке в плохую погоду в Салониках, Греция. ВВС Мали, возможно, по-прежнему имеют единичные экземпляры Ан-24 и Ан-26, оставшиеся от поставок СССР 1970-х годов.
После распада СССР у России осталось около 120 Ан-26. В 2009 году данный тип по-прежнему остается основным легким транспортным самолетом российских ВВС, но его постепенно заменяют Ил-112. Российские военные варианты Ан-26 используются как командные посты, VIP-транспорт, для связи, в поисково-спасательных и санитарно-эвакуационных операциях.
Тактический военно-транспортный самолет Ан-26, получивший в НАТО кодовое обозначение "Curl", отличался от Ан-24 наличием опускаемой грузовой рампы, что потребовало переделки задней части фюзеляжа. Этот российский военный Ан-26 имеет на киле триколор - обозначение, появившееся в начале 1990-х годов.
Этот Ан-26 (калибровщик) использовался для проверки навигационных радиотехнических систем аэродромов. Он был одним из двух специальных самолетов, которые наряду с шестью стандартными Ан-26 использовались в Белоруссии в середине 1990-х годов. Бортовое оборудование, помимо прочего, включало видеокамеру переднего обзора в обтекателе в нижней части фюзеляжа по левому борту. Она устанавливалась при проведении калибровки и проверки инструментальной системы посадки.
Борт 2506 - это один из двух бывших чехословацких Ан-26, унаследованных словацкими ВВС. Изначальный двухцветный зелено-коричневый камуфляж верхних поверхностей сменился трехцветным, серым. Здесь хорошо виден выступающий полусферический блистер штурмана по левому борту. Он мог использоваться как для навигации, так и для бомбометания и десантирования.
На этот чешский Ан-26 нанесены специальные обозначения в связи с 90-летием авиабазы в Праге-Кбели. После распада Чехословакии в 1993 году чешские ВВС получили четыре Ан-26, у Словакии осталось два.
Этот Ан-26, заменивший Ли-2 в венгерских ВВС (Magyar Legiero), сейчас находится в составе подразделения 3. Szallito Repulo Szazad "Teve", базирующегося в Кешкемете. В начале 2000 года четыре самолета были отремонтированы, и к ним добавился еще один, приобретенный в Украине.
Ан-26 ливийских ВВС, 1980-е годы. Большинство таких машин сейчас имеют гражданскую регистрацию и в основном используются на маршрутах "Libyan Air Cargo".
Ан-26. Этот Ан-26 был одним из 12 самолетов транспортной эскадрильи ГДР TS-24 (Transportstaffel 24), базировавшейся в Дрезден-Клотцше. Военно-транспортная авиация республики была невелика и в основном состояла из самолетов и вертолетов советского производства. После объединения Германии Ан-26 вошли в состав Люфтваффе, но их быстро продали. В Люфтваффе предпочли им западногерманские Transall. В ВВС ФРГ некоторое время оставалось лишь небольшое количество машин авиации бывшей ГДР, в том числе МиГ-29, L-410 и Ту-154.
Ан-24В серии II
С марта по октябрь 1944 года Шнауфер командовал IV./NJG 1. В этот период он одержал свою 100-ю победу на Bf 110G "G9+EF", оснащенном РЛС FuG 220 и двумя стреляющими под углом вверх пушками MG FF.
Шнауфер на крыле своего Bf 110G машет рукой, а его бессменный радист, лейтенант Фриц Румпельхардт (слева) проверяет парашют. Румпельхардт участвовал почти в 100 победах Шнауфера и 27 июля 1944 года был награжден Рыцарским крестом.
Смешанная боевая нагрузка Maverick/LOB (на снимке) обеспечивает максимальную гибкость при выполнении боевой задачи. Сейчас Maverick также совместима с самолетами Block 50 ВВС США.
Самолет с базы Эдвардс проходит испытания с вооружением, состоящим из УР AIM-9X (под крылом), AIM-120 и кассетных бомб, применение которых прекращено в конце 2009 года.
227-кг бомба GBU-12 с лазерным наведением обеспечивает точное попадание в цель с минимальным риском нанесения побочных повреждений.
Отработка применения JSOW затягивается. На конец 2009 года оружие по-прежнему не являлось стандартным для ВВС США.
Дополнительная антенна РЛС APG-66 вместе с другими изменениями позволяет F-16ADF использовать ракеты с полуактивной головкой наведения AIM-7. С 2009 года наиболее вероятным оружием станет УР AIM-120 (на законцовках крыла).
AIM-9 остается основной ракетой малой дальности класса "воздух-воздух" для F-16. Варианты "Lima" и "Mike" чаще, чем AIM-9X, используются на самолетах типа FMS (на снимке сингапурский Viper).
Хотя ракета Penguin AShM используется только норвежскими Viper, в США она получила военное обозначение AGM-119.
Израиль применяет свои F-16I Sufa в основном для нанесения дальних точечных ударов. Самолет четко выполняет данную задачу, так как несет пару 907-кг бомб GBU-24 с лазерным наведением и три ПТБ. Контейнер с аппаратурой целеуказания Litening подвешивается на пилоне слева от воздухозаборника, а навигационный контейнер AAQ-13 LANTIRN - по правому борту. Израильские F-16 несут УР AIM-120 (как на снимке) или AIM-9M на законцовках крыла, выпускаемые в Израиле УР слишком тяжелы для этих узлов подвески. Python 4 подвешиваются на внешних подкрыльевых пилонах.
Самым ценным активом союзников в первые месяцы войны являлся истребитель Hurricane. Эти Mk I (еще без противопылевых фильтров Vokes) сняты во время перегоночного полета из Такоради.
Эффектный кадр фотокинопулемета английского истребителя - топливный бак Ju 52/3m охватывает пламя в ходе атаки немецкого аэродрома с бреющего полета.
В начале кампании Martin Maryland входили в состав эскадрилий легких бомбардировщиков Содружества вместе с Bristol Blenheim. В основном они использовались южноафриканскими ВВС, хотя самолет, изображенный на снимке, состоял в британской разведывательной эскадрилье №39.
Agusta-Bell АВ 206 JetRanger. Фирмы "Agusta" и "Bell" сотрудничают с 1954 года, когда "Agusta" купила лицензию на вертолет Bell 47. Тесные связи этих компаний были закреплены приобретением лицензий на вертолеты АВ 102, АВ 204 и АВ 205. Естественно, что "Agusta" также начала выпускать пользующийся большим успехом Bell 206A JetRanger. Первый из них сошел с конвейера в 1967 году под обозначением АВ 206A. В 1971 году появился АВ 206B, а в 1972-м АВ 206B JetRanger II. Вертолет АВ 206B JetRanger III начали выпускать с 1978 года. "Agusta" построила более 900 таких машин. Лишь немногие из них попали на гражданский рынок, а остальные использовались различными государственными службами, например полувоенной службой пожарной охраны Vigili del Fuoco (на снимке). Несколько вертолетов эксплуатировала полиция.
Model 206B-3 JetRanger III в 1977 году стал основным серийным вариантом. Благодаря высокой надежности этот вертолет выпускался до конца 2009 года.
JetRanger пользовался огромным успехом и был построен в количестве более 8000 экземпляров. В гражданской эксплуатации он использовался для различных целей фирмами, частными лицами, полицией и аварийно-спасательными службами. На снимке мексиканский полицейский Bell 206B-3 JetRanger III.
Название JetRanger стало синонимом гражданского вертолета. Большинство американских СМИ использовало именно этот вертолет для сбора информации, например, о движении на дорогах и в других целях.
Bell JetRanger используется для решения широкого круга задач. На снимке JetRanger I несет бункер с химикатами, демонстрируя возможность своего использования для опыления полей.
Джо Бауэр установил рекорд скорости в кругосветном полете для винтокрылых машин в период с 28 июня по 22 июля 1994 года. На JetRanger III путешествие заняло 24 дня 4 часа 36 минут. Этот рекорд не побит до сих пор.
JetRanger - это воистину знаковая машина для гражданского вертолетостроения, равная по значимости UH-1 Huey в военной сфере. JetRanger II (на снимке) появился в 1971 году.
JetRanger предлагался с разнообразными вариантами салона. На снимке пример отделки яркого VIP-интерьера с охладителем для напитков
Авианосец "Америка" в Средиземном море при проведении операции "Каньон Эльдорадо", апрель 1986 года. VF-33 выполняла боевые задания у ливийского побережья, пересекая "линию смерти" Каддафи и входя в международные воды спорного залива Сирт, которые Ливия называла своими территориальными водами.
Во время операции "Огонь в прерии" в марте 1986 года эскадрилья VF-102 действовала с авианосца "Америка". Ее Tomcat обстреливались ливийскими ракетами SA-5 и зенитной артиллерией. Позднее, в апреле 1986 года, при проведении операции"Каньон Эльдорадо"самолеты наносили удары с воздуха.
К моменту начала военных действий 4 января 1989 года F-14 из эскадрильи VF-32 (ведущий) снаряжался четырьмя ракетами Sparrow и двумя AIM-9 Sidewinder вместо проедполагавшихся четырех AIM-7 и четырех AIM-9. Одновременно Tomcat из VF-14 (ведомый) базировался на борту авианосца "Джон Ф.Кеннеди" в Средиземном море.
Истребители Grumman F-14 Tomcat практически никак не проявили себя в ходе конфликта. Единственный уничтоженный ими летательный аппарат - вертолет Ми-8 - выглядит просто смешно на фоне побед истребителей ВВС США и даже груженых бомбами F/A-18 и штурмовиков A-10.
F-14 из VF-14 и VF-32 на борту авианосца "Джон Ф. Кеннеди" у Канн в декабре 1988 года, за несколько недель до того, как будут сбиты МиГ-23. Четыре члена экипажей будут награждены крестами "За летные боевые заслуги".
F-14A из эскадрильи VF-33 "Starfighters" сфотографированы на палубе авианосца "Америка" во время операций у побережья Ливии в составе 1-го авиакрыла в апреле 1986 года. Хотя Tomcat осуществляли боевое патрулирование при проведении операции "Каньон Эльдорадо", они не встречали истребителей противника.
"Boeing" разработала 747SR специально для использования на загруженных коротких линиях, например, между островами Японии. JA8117, изображенный на снимке, был аналогичен самолету, врезавшемуся в гору Осутака.
В 1978 году самолет JA8119 хвостовой частью зацепил ВПП, инженеры "Boeing" отремонтировали задний гермошпангоут салона, приклепав к нему усиливающую металлическую пластину. Остался лишь небольшой, не более 0,9 мм, зазор, но именно он стал роковым. Когда самолет 12 августа 1985 года взлетел из аэропорта Ханеда, гермошпангоут лопнул. Это привело к взрывной декомпрессии салона, полной потере гидравлического управления, значительной части киля и руля направления.
JA8119 срезал верхушку холма, а потом врезался в гору Осутака. Почти сразу же после катастрофы начался дождь, что сильно усложнило спасательные работы.
Blenheim Mk IV из авиагруппы GRB 1 ВВС "Свободной Франции" до начала операции "Crusader". Эти самолеты базировались в Абу-Суеире, Египет, с октября 1941 года.
CL-215, оснащенный поршневыми двигателями, за три десятка лет эксплуатации зарекомендовал себя превосходным противопожарным самолетом.
Звено Westland Lysander из 208-й эскадрильи над Суэцким каналом. Эти устаревшие машины могли действовать над фронтом только под сильным прикрытием истребителей, которых всегда не хватало. Поэтому в качестве разведчиков англичане в основном использовали Hurricane.
Второй прототип Як-42 (ранее СССР-1975) с обозначениями "Аэрофлота" получил серийный регистрационный номер СССР-42304 для участия в Парижском авиасалоне в Ле-Бурже в 1979 году. Самолет был поставлен на хранение на ВДНХ (ныне ВВЦ) в Москве.
Авиакомпания "Centre-Avia", созданная в 2000 году и базирующаяся в московском аэропорту Быково, эксплуатировала три дальних Як-42Д и один базовый Як-42. Этот Як-42Д RA-42435 выпущен в 1993 году. В настоящее время самолет принадлежит авиакомпании "Алания".
Серийный Як-42 в цветах "Аэрофлота" советской эпохи, впервые представленный в конце 1980 года.
Як-42Д набирает высоту, убирая шасси. Для увеличения подъемной силы крыло снабжено щелевыми закрылками и отклоняемыми предкрылками по всему размаху.
Як-42Д RA-42424, принадлежащий нефтяной компании "Лукойл". Это типичный Як-42Д с салоном, переоборудованным для перевозки VIP-пассажиров. Воздушный транспорт необходим этой компании, работающей более чем в 40 странах.
Як-42Ф - это переоборудованный авиалайнер для исследования ресурсов Земли, оснащенный топографо-геодезическим оборудованием, размещенным в салоне и в больших подкрыльевых контейнерах. Самолет мог осуществлять мониторинг состояния окружающей среды и брать пробы воздуха. Контейнеры имели вращающуюся переднюю часть с электрооптическими датчиками. Другая известная модификация - Як-42Д RA-42441, переоборудованный для использования МЧС как транспорт и воздушный пункт управления в чрезвычайных ситуациях. Его назвали "Валерий Чкалов", он мог перевозить до 48 пассажиров, включая спасательные группы. Еще один самолет МЧС - RA-42446 "Владимир Коккинаки" некоторое время использовался, предположительно, Федеральным агентством правительственной связи и информации. Он был оснащен специальным связным оборудованием и выступающей ножевидной антенной. В 2001 году его передали МЧС.
Як-42Е-ЛЛ, поднявшийся в воздух в марте 1991 года, являлся летающей лабораторией для испытаний турбовентиляторного двигателя Д-236, который предназначался для военно-транспортного самолета Ан-70 и авиалайнеров. Новым двигателем заменили правый Д-36, оснастив его тянущими соосными винтами противоположного вращения. Д-236 разрабатывался на основе Д-36.
CL-84, очень передовой для своего времени конвертоплан, обеспечивал перспективные проекты полезными исследовательскими данными.
После неудачи CAMS 36 в соревнованиях 1923 года на кубок Шнейдера фирма CAMS возлагала большие надежды на CAMS 38. Однако и эта лодка вынуждена была их покинуть, пролетев всего один полный круг.
Финляндия являлась основным экспортером Hawk первого поколения. Она закупила 57 самолетов у производителя и еще 18 у Швейцарии.
Индонезия стала третьим и последним покупателем первого экспортного варианта Mk 50, где их использовали для повышенной подготовки летчиков и обучения обращения с авиавооружением. Изображенный самолет был первым, оснащенным контейнером с пушкой ADE калибра 30 мм.
После скрупулезной оценки Aero L-39 Albatros, Aermacchi MB-339, Dassault/Dornier Alpha Jet, Saab 105A и Hawk финские ВВС решили остановиться на последнем. Финляндия приобрела два варианта: Т.Mk 51 и Т.Mk 51А, отличавшийся измененной конструкцией крыла.
Индонезия 4 апреля 1978 года разместила заказ на восемь Т.Mk 53. Затем последовали три заказа в 1981-1982 годах, по которым были закуплены еще 12 Hawk
Для замены устаревших истребителей Vampire ВВС Зимбабве заказали восемь Hawk T.Mk 60, став первым покупателем данного варианта. Но первые четыре машины, поступившие в июле 1982 года, получили серьезные повреждения во время нападения террористов, в результате чего одну из них пришлось списать.
BAe Hawk обошел своего основного соперника Dassault/Dornier Alpha Jet, выиграв в 1984 году контракт с Абу-Даби. Эмират получил 16 Mk 63 (на снимке). В 1989 году за ними последовала новая партия в 18 самолетов - модернизированных T.Mk 102 с направляющими под ракеты AIM-9 Sidewinder на законцовках крыла, приемниками предупреждения о радиолокационном облучении и измененной аэродинамикой крыла для улучшения управляемости. Позднее к ним добавились четыре Hawk T.Mk 63С.
Саудовская Аравия приобрела 30 Hawk Mk 65 в рамках контракта "Эль-Ямама" - крупных закупок вооружения 1986 года. В 1997 году закупили еще 20 Mk 65А. Во время войны в Персидском заливе две эскадрильи саудовских Hawk базировались в Дахране, откуда, по слухам, они совершали рейды на Кувейт.
Основой проведенной "Patria" модернизации стала установка комплекта авионики CMC Electronics Cockpit 4000, многофункциональных дисплеев и коллиматорного индикатора SparrowHawk в передней кабине (слева).
Canadair North Star легко отличить от стандартного Douglas DC-4, поскольку большие звездообразные моторы на нем заменили более обтекаемыми рядными двигателями Merlin, установленными в более узких гондолах (на всех вариантах, кроме С-5).
Лент летал на этом Do 215B-5 Kauz III, оборудованном РЛС Lichtenstein, в составе I./NJO 2 из Леувардена в 1942 году. Название Kauz (малая ушастая сова) обозначало самолет, оборудованный инфракрасным прицелом Spanner.
Mirage 5BR. Этот Mirage 5BR разрисован в честь 70-летия 42-й эскадрильи бельгийских ВС "Мефисто". На передних кромках - красно-золотые языки пламени, а эмблема эскадрильи в виде Мефистофеля изображена на нижней поверхности центроплана. Эскадрилья входит в состав 3-го крыла, базирующегося в Бирсете. Ранее в него входила также 8-я эскадрилья, но затем ее вместе с 1-й и 2-й эскадрильями перевели в Флореннес и перевооружили на F-16.
В 1989 году Бельгия начала проводить модернизацию Mirage 5BA по программе повышения безопасности (MirSIP) (на переднем плане). Она включала в себя установку переднего горизонтального оперения, кресел типа "0-0" и современной авионики. Но по завершении программы самолет сняли с эксплуатации.
Большинство Mirage 5, приобретенных Чили у Бельгии, прошли программу MirSIP и получили название Elkanstatus Mirages. Но данный тип самолета по-прежнему проигрывает ENAER Pantera С (на снимке) чилийского производства (модернизированный Mirage 50).
Колумбийские двухместные Mirage 5COD оснащались передним горизонтальным оперением типа Kfir с уменьшенной на 50% площадью. Колумбия модернизировала Mirage 5COAM и CODM, они летают в составе 112-й истребительной эскадрильи как штурмовики и перехватчики.
Хотя Mirage 5/50 получил возможность летать на больших углах атаки за счет переднего горизонтального оперения, его маневры ограничиваются возможностью разрушения хвостового оперения. Программой MirSIP дополнительные тормозные системы не предусматривались, поэтому пробег остается большим - 1830 м.
Этот CAMS 55/2 летал в составе Escadrille 4S1 ВМС Франции в Северной Африке до 1 июля 1940 года.
"Flying Tiger Line" стала первым эксплуатантом CL-44D-4 с отводимой в сторону хвостовой частью. Шарнирное крепление находилось прямо перед стабилизатором. На снимке видны обтекатели двух шарниров.
Фирма "Canadair" полностью переделала фюзеляж лайнера Britannia, поэтому похожий на него Argus фактически был совершенно другим самолетом.
Chinook с длинным корпусом и двумя двигателями был идеальным вертолетом для поставок оборудования. Но вскоре после катастрофы BIH сняла его с эксплуатации.
Из-за потери синхронизации работы винтов конец лопасти заднего винта ударил по основанию лопасти переднего винта, после чего задний винт вместе с редуктором оторвался от вертолета.
Со дна моря подняли большую часть обломков. Для расследования происшествия их собрали вместе, упростив процесс поиска причины катастрофы.
Здесь хорошо видна компоновка силовой установки полутораплана CAMS 58/2. Он предназначался для перевозки 12 пассажиров, но так и не попал в коммерческую эксплуатацию.
Малайзия сняла Tebuan с вооружения в середине 1980-х годов вследствие появления коррозии и проблем с усталостной прочностью. Тем не менее шесть самолетов еще в течение ряда лет оставались в состоянии летной годности.