Canadair CL-41 Tutor
Страна: Канада
Год: 1960


Вооруженный учебный самолет и легкий штурмовик с экипажем из двух человек
Описание
Фотографии
Canadair CL-41 Tutor

   Программа создания Canadair CL-41 Tutor финансировалась самим разработчиком, так как сначала у канадского правительства не возникло интереса к этому реактивному учебному самолету для базовой подготовки летчиков. Были построены два прототипа с турбореактивными двигателями Pratt & Whitney JT12A-5 тягой 10,68 кН. Первый из них взлетел 13 января 1960 года. В сентябре 1961-го канадское правительство заказало для ВВС 190 CL-41A под обозначением CT-114 Tutor. Самолет характеризовался расположенными рядом креслами, открывающимся вверх фонарем, боковыми воздушными тормозами щиткового типа, Т-образным хвостовым оперением, управляемым носовым колесом и ТРД General Electric J85-CAN-40 тягой 12,68 кН. Поставки осуществлялись в 1963-1966 годах. Позднее появился вооруженный учебный самолет и легкий штурмовик CL-41G-5. Он отличался более мощным двигателем и шестью подкрыльевыми узлами подвески вооружения. Шасси модифицировали для действий с грунта и оснастили самолет новыми креслами, позволяющими катапультироваться с нулевой высоты. На второй прототип Tutor установили авионику от истребителя F-104G, в результате появился учебный CL-41R с экспериментальными системами. В марте 1966 года ВВС Малайзии заказали 20 CL-41G-5, малазийцы назвали их Tebuan ("Оса"), эти самолеты состояли на вооружении с 1967 года до середины 1980-х.
   Основным эксплуатантом CT-114 Tutor в Канаде являлась 2-я летная школа в Мус-Джо, провинция Саскачеван. Первые 10 Tutor модифицировали для группы высшего пилотажа "Golden Hawks" (позднее переименованной в "Snowbirds"). Самолет также использовался в школе летных инструкторов. В 1976 году ВВС Канады начали реализовывать программу модернизации, включавшую установку дополнительных топливных баков, современной авионики, замену электросистемы и изменение местоположения датчика обледенения. В 1994 году провели еще одну модернизацию.
   В 2000 году на смену Tutor в Канаде пришли CT-156 Harvard II и CT-155 Hawk. К концу 2008 года в эксплуатации еще оставалось примерно 17 машин данного типа, но их использовали только в группе "Snowbirds" и при летно-инженерных испытаниях в НИИ.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Canadair CL-41G-5 Tebuan

   Тип: вооруженный учебный самолет и легкий штурмовик с экипажем из двух человек
   Силовая установка: ТРД General Electric J85-CAN-J4 тягой 13,12 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость 755 км/ч на 8685 м; начальная скороподъемность 1295 м/мин; практический потолок 12 860 м; дальность полета 2157 км
   Масса: пустого самолета 2402 кг; максимальная взлетная 5120 кг
   Размеры: размах крыла 11,13 м; длина 9,75 м; высота 2,76 м; площадь крыла 20,44 м2
   Вооружение: до 1814 кг различного вооружения на шести подкрыльевых подвесках, обычно включающее 454-кг, 227-кг и 113-кг бомбы; контейнеры с пулеметами калибра 7,62 мм и пусковые установки НАР
Малайзия сняла Tebuan с вооружения в середине 1980-х годов вследствие появления коррозии и проблем с усталостной прочностью. Тем не менее шесть самолетов еще в течение ряда лет оставались в состоянии летной годности.
Canadair CL-41G Tebuan of No 9 Squadron at Kuantan;
The CT-114 Tutor will benefit from a package of modern avionics to keep it flying until 2030
To commemorate D-Day the Canadian Forces Snowbirds aerobatic team painted one of their aircraft (114188) in invasion stripes. It is seen here at the London air show, Canada, on June 4, 1994.
Although the Snowbirds has eleven Tutors, it flies a routine with nine, including two solos. Its aircraft are the last of the type in service and if the team is to survive, a new mount will have to be found soon.
Royal Malaysian Air Force Canadair CL-41G.
Prototype of the Canadair CL-41A, re-engined with a General Electric J85 turbojet and with modified rear fuselage
Canadair CL-41G, with two General Electric Minigun six-barrel 0.30-in machine-gun pods under the fuselage, two 750-lb napalm tanks on inboard wing mountings and two 250 lb Mk 81 bombs on outboard mountings
Canadair CT-114 Tutor (foreground) flies alongside a Canadair-built CF-5B.
Canadair CL-41R advanced systems trainer, with newly-added ventral fin
For ground attack and light strike duties, the RMAF uses Canadair CL-41Gs.
The CT-114 Tutor will receive a new glass cockpit as part of the upgrade programme
CANADAIR CL-41. Development of a modern side-by-side basic jet trainer, known as the CL-41 or Canadair Trainer, is now under way at the Canadair plant at Montreal. Two flying prototypes of this aircraft, which has been completely designed and developed by Canadair, are now under construction and are scheduled to make their first flights towards the end of this year. It is intended that the CL-41 will take the student pilot from the ab initio through to the basic flight training stages. Some of the aircraft's features are ejection seats with a jettisonable canopy sequenced into the ejection escape system, cabin pressurisation, two blind-flight panels and a "bird-proof" glass windshield. Preliminary design is now under way for the inclusion of an armament pack, not only for training but to give the aircraft a ground-support role. Later planes include the redesigning of the cockpit with seating for four. It could then be used in the communications and light transport roles.
Salient features: A low-wing, twin-seat ab initio trainer powered by a single turbojet engine of about 2,000 lb. thrust. In some respects the CL-41 resembles the Cessna T-37 trainer, now in service with the U.S.A.A.F.
Canadair CL-41A two-seat jet basic trainer
Canadair CL-41A two-seat jet basic trainer