RU

/

EN
burger-menu
Поиск по сайту:
airplane photo

Страна : США

Год : 2003

Единственный экземпляр

Трехместный суборбитальный ракетоплан воздушного старта

Scaled Composites Model 316 SpaceShip One и Model 318 White Knight One

   В рамках проекта «Tier One» компания «Mojave Aerospace Ventures», совместное предприятие американского миллиардера Пола Аллена и компании «Scaled Composites», осуществила разработку, постройку и испытания первого в мире частного суборбитального космического корабля и его самолета-носителя.
   Самолет Scaled Composites Model 316 SpaceShipOne (N328KF) представлял собой трехместный экспериментальный ракетоплан, предназначенный для старта с самолета-носителя и полета на высоте до 100 км. Уникальная конструкция аппарата позволяет ему на большой высоте осуществлять полет как типичная ракета, а после входа в плотные слои атмосферы он осуществляет полет уже как самолет - с использованием аэродинамических поверхностей (крыло с пневматическим приводом может менять свое положение, поворачиваться, обеспечивая наилучшие условия для полета).
   На высоту старта ракетоплан SpaceShipOne поднимался при помощи самолета-носителя Scaled Composites Model 318 White Knight (N318SL). Носитель представлял собой самолет, построенный по двухбалочной схеме с расположением кабины экипажа в центральной гондоле и оснащенный двумя ТРД General Electric J85-GE-5. Масса полезной нагрузки составляла до 3175 кг, ракетоплан подвешивался под центральной гондолой. Крыло самолета - «перевернутая чайка», большого относительного удлинения. Размах крыла достигал 24,99 м, высота полета - более 16100 м.
   Самолет, получивший название White Knight, использовался также в качестве носителя при испытании других ракетно-космических систем, их элементов и их оборудования (включая кабины пилотов, авионику, системы жизнеобеспечения, бортовые электросистемы и пр.). Компоновка кабины самолета-носителя была идентична кабине ракетоплана SpaceShipOne.
   Первый полет White Knight совершил 1 августа 2002 года, а 20 мая 2003 года был выполнен первый полет самолета вместе с ракетопланом. Бросковые испытания SpaceShipOne были начаты в августе того же года (ракетоплан сбрасывался с самолета-носителя и планировал на аэродром), а 17 декабря 2003 года был выполнен первый полет с включением силовой установки ракетоплана.
   21 июня 2004 года SpaceShipOne достиг в самостоятельном полете высоты 100124 м, став, таким образом, первым частным космическим, а точнее - суборбитальным аппаратом. Следующие два полета прошли 29 сентября и 4 октября 2004 года. В конечном итоге SpaceShipOne выиграл приз Ansari X Prize в 10 млн долларов. После выполнения 17-го полета (все полеты выполнялись с аэродрома Мохаве, штат Калифорния) Берт Рутан принял решение отправить самолет-ракетоплан на покой. В 2005 году он был представлен в качестве постоянного экспоната Музея авиации и космонавтики в Вашингтоне, округ Колумбия.
   Позже носитель White Knight использовался в качестве платформы для высотных исследовательских полетов. С июня 2005 года по апрель 2006 года он использовался для бросковых испытаний ракетоплана Boeing X-37, а чуть позже в том же году выполнил семь полетов для изучения свойств ламинарного потока (для этого самолет оснастили крылом Adaptive Compliant Wing компании «FlexSys Inc.»).


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Scaled Composites Model 316 SpaceShipOne

   Тип: трехместный суборбитальный ракетоплан воздушного старта
   Силовая установка: один гибридный двигатель N20/HTPB SpaceDev Hybrid тягой 73,54 кН; время работы 87 с, топливо - полибутадиен и оксид азота
   Летные характеристики: максимальная скорость 3785 км/ч (М=3,09); скороподъемность 416,7 м/с; практический потолок 112 000 м
   Размеры: размах крыла 5,00 м; длина 5,00 м; внутренний диаметр фюзеляжа 1,52 м; площадь крыла 4,57 м1
   Масса: пустого 1200 кг; макс. 3600 кг

Показать полностью
  • Описание
  • Фотографии