Описание
Страна : США
Год : 2003
Единственный экземпляр
Трехместный суборбитальный ракетоплан воздушного старта
Scaled Composites Model 316 SpaceShip One и Model 318 White Knight One
В рамках проекта «Tier One» компания «Mojave Aerospace Ventures», совместное предприятие американского миллиардера Пола Аллена и компании «Scaled Composites», осуществила разработку, постройку и испытания первого в мире частного суборбитального космического корабля и его самолета-носителя.
Самолет Scaled Composites Model 316 SpaceShipOne (N328KF) представлял собой трехместный экспериментальный ракетоплан, предназначенный для старта с самолета-носителя и полета на высоте до 100 км. Уникальная конструкция аппарата позволяет ему на большой высоте осуществлять полет как типичная ракета, а после входа в плотные слои атмосферы он осуществляет полет уже как самолет - с использованием аэродинамических поверхностей (крыло с пневматическим приводом может менять свое положение, поворачиваться, обеспечивая наилучшие условия для полета).
На высоту старта ракетоплан SpaceShipOne поднимался при помощи самолета-носителя Scaled Composites Model 318 White Knight (N318SL). Носитель представлял собой самолет, построенный по двухбалочной схеме с расположением кабины экипажа в центральной гондоле и оснащенный двумя ТРД General Electric J85-GE-5. Масса полезной нагрузки составляла до 3175 кг, ракетоплан подвешивался под центральной гондолой. Крыло самолета - «перевернутая чайка», большого относительного удлинения. Размах крыла достигал 24,99 м, высота полета - более 16100 м.
Самолет, получивший название White Knight, использовался также в качестве носителя при испытании других ракетно-космических систем, их элементов и их оборудования (включая кабины пилотов, авионику, системы жизнеобеспечения, бортовые электросистемы и пр.). Компоновка кабины самолета-носителя была идентична кабине ракетоплана SpaceShipOne.
Первый полет White Knight совершил 1 августа 2002 года, а 20 мая 2003 года был выполнен первый полет самолета вместе с ракетопланом. Бросковые испытания SpaceShipOne были начаты в августе того же года (ракетоплан сбрасывался с самолета-носителя и планировал на аэродром), а 17 декабря 2003 года был выполнен первый полет с включением силовой установки ракетоплана.
21 июня 2004 года SpaceShipOne достиг в самостоятельном полете высоты 100124 м, став, таким образом, первым частным космическим, а точнее - суборбитальным аппаратом. Следующие два полета прошли 29 сентября и 4 октября 2004 года. В конечном итоге SpaceShipOne выиграл приз Ansari X Prize в 10 млн долларов. После выполнения 17-го полета (все полеты выполнялись с аэродрома Мохаве, штат Калифорния) Берт Рутан принял решение отправить самолет-ракетоплан на покой. В 2005 году он был представлен в качестве постоянного экспоната Музея авиации и космонавтики в Вашингтоне, округ Колумбия.
Позже носитель White Knight использовался в качестве платформы для высотных исследовательских полетов. С июня 2005 года по апрель 2006 года он использовался для бросковых испытаний ракетоплана Boeing X-37, а чуть позже в том же году выполнил семь полетов для изучения свойств ламинарного потока (для этого самолет оснастили крылом Adaptive Compliant Wing компании «FlexSys Inc.»).
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Scaled Composites Model 316 SpaceShipOne
Тип: трехместный суборбитальный ракетоплан воздушного старта
Силовая установка: один гибридный двигатель N20/HTPB SpaceDev Hybrid тягой 73,54 кН; время работы 87 с, топливо - полибутадиен и оксид азота
Летные характеристики: максимальная скорость 3785 км/ч (М=3,09); скороподъемность 416,7 м/с; практический потолок 112 000 м
Размеры: размах крыла 5,00 м; длина 5,00 м; внутренний диаметр фюзеляжа 1,52 м; площадь крыла 4,57 м1
Масса: пустого 1200 кг; макс. 3600 кг
- Описание
Фотографии
-
Мировая Авиация 231
Регистрационный номер: N318SL [6], N328KF [11] Носителем ракетоплана SpaceShipOne являлся самолет, получивший название White Knight. Оба летательных аппарата имели схожие по интерьеру кабины - для удобства и ускорения подготовки астронавтов для совершения суборбитальных полетов.
-
Авиация и Время 2019-02 / А.Совенко - Космический туризм - будущее наступило? (1)
Регистрационный номер: N318SL [6], N328KF [11] SpaceShipOne на подвеске у самолета-носителя WhiteKnightOne
-
Авиация и Время 2003-04 / А.Совенко - Все в космос
Регистрационный номер: N318SL [6], N328KF [11] -
Авиация и Время 2003-03
Регистрационный номер: N318SL [6] -
Мировая Авиация 231
Регистрационный номер: N328KF [11] SpaceShipOne планирует после отделения от самолета-носителя
SpaceShipOne имел особую конструкцию крыла - его задняя часть вместе с хвостовым оперением могла поворачиваться для обеспечения наилучших условий на том или ином участке траектории полета. -
Aviation Historian 38 / G.Inchbald - Outside edge
Регистрационный номер: N328KF [11] SpaceShipOne at Mojave Spaceport after Flight 15P on June 21, 2004, the first privately funded human spaceflight, in which the spaceplane reached an altitude of 100-124km (328,412ft). The registration N328KF was deliberately chosen to reflect 328 kilofeet, i.e. 328,000ft, the Karman Line, or the officially designated edge of space.
-
Мировая Авиация 144
Регистрационный номер: N328KF [11] Брэнсон позирует у "SpaceShipOne" (за ним виден самолет-носитель "White Knight"), первый полет которого состоялся в 2003 году и дал старт эре частных космических полетов.
-
Авиация и Время 2019-02 / А.Совенко - Космический туризм - будущее наступило? (1)
Регистрационный номер: N328KF [11] SpaceShipOne в конфигурации для входа в плотные слои атмосферы. Бёрт Рутан осматривает узлы складывания крыла
-
Авиация и Время 2003-04 / А.Совенко - Все в космос
Регистрационный номер: N318SL [6], N328KF [11] -
Авиация и Время 2003-05
Регистрационный номер: N328KF [11] -
Авиация и Время 2019-02 / А.Совенко - Космический туризм - будущее наступило? (1)
Регистрационный номер: N328KF [11] Основная опора шасси
-
Air International 2011-10 / D.Unwin - Flying Virgin's Spaceship /Space/
Регистрационный номер: N318SL [6] Inside the cockpit of WhiteKnightOne.
-
Авиация и Время 2004-01
Регистрационный номер: N328KF [11] -
Air International 2011-10 / D.Unwin - Flying Virgin's Spaceship /Space/
This illustration clearly shows how much larger SS2 is.
Другие самолёты на фотографии: Rutan / Scaled Composites SpaceShipTwo / WhiteKnightTwo - США - 2008
-
Aviation Historian 38 / G.Inchbald - Outside edge
Designed by Scaled Composites and built by Mojave Aerospace Ventures, a joint company established by Scaled and Microsoft founder Paul Allen, SpaceShipOne was completed in 2003, and featured tiltable booms incorporating OHSs.
-
Air International 2011-10 / D.Unwin - Flying Virgin's Spaceship /Space/
These two illustrations clearly show how much larger the WhiteKnightTwo/SpaceShipTwo combination is.
Другие самолёты на фотографии: Rutan / Scaled Composites SpaceShipTwo / WhiteKnightTwo - США - 2008
- Фотографии