Rutan / Scaled Composites Proteus
Страна: США
Год: 1998

Единственный экземпляр
Двухместный двухдвигательный высотный исследовательский самолет
Описание
Фотографии
Scaled Composites/Rutan Model 281 Proteus

   В конце 1990-х годов компания «Scaled Composites» расширила свою область деятельности и создала летательный аппарат Model 281 Proteus. Самолет предназначался для осуществления полетов большой продолжительности, для чего разработчики применили схему тандемно расположенных крыльев (основное крыло и переднее горизонтальное оперение), имевших большое относительное удлинение. Причем ПГО имело очень большой размах, а основное крыло могло удлиняться за счет добавки съемных панелей в его концевых частях.
   Самолет Proteus оснащался двумя турбовентиляторными двигателями Williams FJ44 и был рассчитан на продолжительные (14-18 часов) полеты на высоте около 19-20 км.
   Построен лишь один самолет, который был облетан 26 июля 1998 года. Он мог использоваться в беспилотном или пилотируемом вариантах, в полуавтономном или дистанционно-пилотируемом режимах. Связь с постом управления и передача данных осуществлялась посредством линии спутниковой связи, которая наряду с автопилотом была разработана компанией «Scaled Composities» в рамках проекта ERAST, реализуемого НАСА.
   В октябре 2000 года Proteus установил в своем классе ряд мировых рекордов по высоте полета.
   Самолет вначале планировалось испытать на возможность применения в качестве телекоммуникационного ретранслятора, но в итоге он стал многоцелевым исследовательским аппаратом. С марта 2000 года он принимал участие в целом ряде проектов, преимущественно по контрактам правительственных ведомств США (НАСА, Министерство энергетики и пр.).
   Полезная нагрузка Proteus размещалась на подфюзеляжном пилоне и могла включать малогабаритную оптико-электронную систему с передачей информации в реальном масштабе времени (Airborne Real-Time Imaging System); специальный прибор NAST-I (National Polar-Orbiting Operational Environmental Satellite System Airborne Sounder Testbed - Interferometer); контейнер длиной 9,1 м, созданный для лазерной системы воздушного базирования (Airborne Laser), а также РЛС с синтезированной апертурой луча и режимами «воздух» и «поверхность», которая создавалась для стратегического разведывательного БЛА RQ-4 Global Hawk.
   В 2005 году самолет использовался для испытаний коммерческой космической ракетной системы, созданной компанией «Transformational Space Corp.». В течение трех полетов в мае - июне с самолета были испытаны масштабная (в размере 23% от оригинала) модель четырехместной капсулы указанной ракетной системы и разгонный блок.
   Компания «Scaled Composites» использовала крыло Proteus в качестве основы для разработки самолета Model 318, а корпорация «Northrop Grumman Corporation», которая приобрела компанию «Scaled Composites» в августе 2007 года, в настоящее время использует самолет Proteus для отработки новых технологий в рамках создания новых беспилотных летательных аппаратов.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Scaled Composites Model 281 Proteus

   Тип: двухместный двухдвигательный высотный исследовательский самолет
   Силовая установка: два турбовентиляторных двигателя Williams FJ44-2 тягой по 10,20 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость 504 км/ч; абсолютный потолок 19 277 м; практический потолок с полезной нагрузкой 998 кг - 16 764 м; скороподъемность 17,3 м/с; продолжительность полета при удалении от базы 1851 км - 14 ч
   Размеры: размах ПГО 16,67 м; размах основного крыла 23,65 м; длина 17,17 м; высота ок. 5,36 м; площадь ПГО 16,60 мг; площадь основного крыла 27,92 м2
   Масса: пустого 3084 кг; взлетная 5670 кг
«Протеус» в полете
Scaled Composites Proteus, used for airborne research and systems testing, presents a unique profile from any angle.
Proteus' tandem-wing and twin-boom configuration helps to create space for carrying pods to the existing centreline belly pylon. There are additional payload bays around the aircraft.
Rutan Proteus
Сброс с «Протеуса» 227-кг бомбы
Совместный полет «Протеуса» и БЛА «Global Hawk» во время имитации дозаправки в воздухе
Proteus pictured carrying a payload for the US Air Force Multi-Platform Radar Technology Insertion Program.
Созданная в рамках MP-RTIP ("Multi-Platform Radar Technology Insertion Program") модульная система с АФАР проходила испытания на Scaled Composite Proteus и может устанавливаться на БЛА Global Hawk Block 40 и другие носители.
Proteus European debut at Paris, June 1999 (1999)
Полет с исследовательским контейнером NASA по программе «Crystal-FACE»
More than 30 payloads have been carried by Proteus, many for various NASA projects.
Proteus несет аппаратуру измерения радиационного фона атмосферы (проект Министерства энергетики США). В 2002-2006 годах самолет выполнил множество исследовательских полетов с баз в Оклахоме, на Аляске и в Австралии.
Макет ракеты-носителя (DTA), подвешенный под «Протеус»
Длинные стойки шасси обеспечивают удобный подход к подфюзеляжному узлу подвески и позволяют размещать на нем достаточно крупные контейнеры с испытываемой аппаратурой
Proteus мог нести более тяжелую полезную нагрузку, но в ущерб дальности и продолжительности полета. На фотографии он несет контейнер, разработанный в центре НАСА в рамках проекта INTEX-NA (Intercontinental Chemical Transport Experiment - North America) для изучения уровня загрязнения на планете.
Scaled Composites says Proteus remains a cost-effective, flexible test platform.
Такими должны были быть самолеты-ретрансляторы «Протеус», оснащенные антенной фирм «Angel Technologies» и «Raytheon» по программе HALO
Таким мог быть БЛА «Модель 395», спроектированный на базе «Протеуса»
Scaled Composites Proteus high-altitude radio relay aircraft (1999)