Convair F-106 Delta Dart
Страна: США
Год: 1956


Одноместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик
Описание
Фотографии
Convair Model 8-24 (F-106 Delta Dart)

  После того как YF-102A не показал на испытаниях требуемых характеристик, ВВС США все же заказали партию F-102A, но одновременно подписали контракт на постройку 17 самолетов F-102B. Случилось это в ноябре 1955 года. Параллельно "Hughes Aircraft Company" работала над созданием новой СУВ MA-1 и построила макет кабины с принципиально новым приборным оборудованием. Макетная комиссия по кабине состоялась в декабре 1955 года.
  17 июня 1956 года F-102B официально переименовали в F-106, подчеркнув тем самым факт существенного изменения исходных требований к перехватчику, которые были обнародованы 28 сентября 1956 года. От "Convair" теперь требовался самолет, способный перехватывать бомбардировщики противника на высотах до 21 335 м в радиусе 692 км; вооружение - управляемые и неуправляемые ракеты с ядерной боевой частью. Ожидалось, что F-106 сможет развивать скорость М=2,0 на высоте 10670 м, а СУВ MA-1 предусматривала возможность наведения перехватчика на цель с земли с КП системы SAGE в полуавтоматическом режиме.
  Два прототипа YF-106A (Model 8-24) выполнили первые полеты 26 декабря 1956 года и 26 февраля 1957 года, однако результаты первых испытательных полетов оказались разочаровывающими - самолеты обладали массой конструктивных недостатков. Максимальная скорость оказалась на 15% ниже требуемой, перехватчик медленно разгонялся, причем не помогла даже замена двигателя. Ситуация осложнялась еще и ненадежной работой СУВ MA-1, а сокращение бюджета ВВС США грозило всей программе F-106 полным крахом.
  Для выхода из сложной ситуации ВВС пришлось снизить количество запланированных к постройке самолетов - с 1 000 до 350. Поскольку программа имела огромное значение для обороноспособности страны, было принято решение в пользу закупки меньшего количества более качественных перехватчиков. Доработка конструкции, прежде всего воздухозаборников двигателей, и СУВ на первых серийных самолетах позволила 498-й эскадрилье истребителей-перехватчиков, дислоцированной на авиабазе Гейгер, штат Вашингтон, в октябре 1959 года достигнуть состояния боеготовности. Всего построили 277 одноместных F-106A и 63 спарки F-106B (Model 8-27; члены экипажа располагались тандемом, двухместные машины обладали всеми боевыми возможностями одноместных). Серийное производство завершилось в декабре 1960 года. Велись работы по модификациям F-106C, F-106D и F-106X, однако построены они не были.
  F-106A поздней постройки отличались от тех, что были приняты на вооружение в 1959 году, поэтому была реализована программа доработки всех построенных самолетов к единому стандарту вместо постройки новых модификаций (Model 8-31 для одноместных и Model 8-32 для двухместных). Карьера F-106 оказалась более длинной, чем планировалось изначально: последний F-106 Delta Dart сняли с вооружения в июле 1989 года, к этому времени перехватчики данного типа остались только в авиации Национальной гвардии.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Convair Model 8-24 (F-106A Delta Dart)

  Тип: одноместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик
  Силовая установка: один ТРДФ Pratt & Whitney J75-P-17 тягой на форсаже 108,98 кН
  Летные характеристики: макс, скорость на высоте 12190 м - 2454 км/ч или М=2,31; время набора высоты 15 790 м - 6 мин 54 с; практический потолок 17 375 м; радиус действия с двумя ПТБ1173 км
  Масса: пустого 10 728 кг; максимальная взлетная 18995 кг
  Размеры: размах крыла 11,67 м; длина 21,56 м; высота 6,17 м; площадь крыла 58,65 м2
  Вооружение: одна УР "воздух-воздух" с ядерной боевой частью AIR-2A Genie или AIR-2B Super Genie и четыре УР "воздух-воздух" AIM-4F/G Super Falcon на внутренней подвеске; многие самолеты вместо УР Genie были вооружены одной шестиствольной 20-мм пушкой М61 Vulcan
First flown in December 1956, and in service with the USAF since May 1959, the Convair F-106A Delta Dart is now nearing the end of its life as the primary fighter for the defence of Continental USA. Thirteen squadrons of Air Defence Command have flown the F-106A during its service lifetime, including the 460th FIS, Oxnard AFB, Calif, in whose markings this example is shown, with squadron commander's stripes on the fuselage.
In the early 'seventies, F-106As were transferred from several of the regular Air Force squadrons to Air National Guard units. One such to receive Delta Darts was the 159th FIS, 125th Fighter Interceptor Group, of the Florida ANG at Jacksonville, Florida.
F-106A-95-CO serial 58-0780 also served with the 159th FIS in the Florida ANG. It was painted in this distinctive manner for the 1976 US Bicentennial celebrations.
F-106A Delta Dart. Изображенный самолет, борт 59-0021, являлся 186-м построенным F-106 и первым, поступившим в 319-ю истребительную эскадрилью ПВО, базировавшуюся в Банкер-Хилле (1960 год). Три года спустя его перевели в 438-ю эскадрилью ПВО, авиабаза Кинчелоу. Позднее он поступил в распоряжение командира 21-го сектора NORAD. 15 мая 1973 года он был поражен в полете молнией, что привело к катастрофе и гибели генерал-майора Джеймса Д. Прайса.
A stylised eagle provides the basis for the fin and rudder markings adopted by the 49th FIS at Griffiss AFB, New York - one of the final group of regular Air Force units to fly the F-106A Delta Dart. This is an F-106A-120-CO.
119-я эскадрилья истребителей-перехватчиков "Jersey Devils" стала последним подразделением, вооруженным F-106. В 1988 году эти машины стали снимать с вооружения этой эскадрильи, хотя некоторые Dart использовались на испытаниях и в качестве мишеней до 1997 года.
An F-106A-110-CO of the 87th Fighter Interceptor Squadron based at K I Sawyer AFB, Michigan. This is the squadron commander's aircraft, and is carrying on the nose a US Bicentennial logo and the squadron's bull's head insignia.
In the markings of the 194th FIS, California ANG, in 1980, this illustration of an F-106B shows the longer canopy and raised fuselage top line of the two- seat version of the Delta Dart produced as an operational conversion trainer.
Самолет под номером 56-0461 стал девятым полетевшим F-106. Здесь он запечатлен во время полета над авиабазой Эдвардс. Позднее его переоборудовали и передали командованию ПВО для восполнения нехватки перехватчиков.
На фотографии - первый перекрашенный для наилучшей заметности F-106 (использовались яркие краски компании "Dayglo"). В настоящее время самолет находится на авиабазе Селфридж, штат Мичиган.
F-106A Delta Dart (сер. № 59-0094) из 87-й эскадрильи "Рэд Буллс". 1981 г.
На килях 5-й эскадрильи ПВО "Spittin' Kittens" ("Шипящие котята") первоначально изображался большой шеврон, как это видно на снимке. На этой машине в 1974 году летал командир эскадрильи.
F-106A Delta Dart, летящий над пустыней Мохав на авиабазу Дэвис-Монтан для переделки в самолет-мишень QF-106. 28 июня 1990 г.
Отклоненные вниз законцовки крыла F-106 стали результатом внедрения в 1955 году на F-102 так называемого конического профиля.
Самолет QF-106, который использовался в космической программе Eclipse.
Самолет F-106 пускает из заднего отсека практическую ракету - именно так выполнялся пуск УР с ядерной боеголовкой Genie AIR-2A. Упражнение с поражением цели называлось "Ting-a-Ling".
Когда F-106 поступил в эксплуатацию, предполагалось, что в 1962 году его сменит F-108. Но вместо этого он прочно занял место в ВВС США и авиации Национальной гвардии, где использовался до 1980-х годов.
После эксплуатации в ВВС США многие F-106 стали использоваться в авиации Национальной гвардии. На фотографии пара из 101-й авиаэскадрильи истребителей-перехватчиков.
Изначально вооружение F-106 ограничивалось неуправляемой ракетой с ядерной боевой частью - Douglas MB-1 Genie. В теории одной ракеты хватало для уничтожения группы бомбардировщиков.
Перехватчики F-102 и F-106 стояли на страже неба США в течение трех десятилетий.
F-106 авиации Национальной гвардии штата Нью-Джерси стоит в одном строю со своим преемником F-16. Большинство F-106, имевшихся у Национальной гвардии, впоследствии стали беспилотными мишенями QF-106, использовавшимися на испытаниях вооружения.
В Тактическом авиационном командовании самолеты Eagle заменили истребители F-106. На фотографии: истребители F-15A из 49-го тактического истребительного крыла летят в общем строю с F-106 из 5-й эскадрильи перехватчиков, которая перешла на Eagle уже в 1985-1988 годы.
Этот F-106A из 498-й истребительной эскадрильи ПВО "Geiger Tigers" в 1977 году принимал участие в учении "Brave Shield XVI".
Самолет F-106, возможно, был последним современным истребителем с легко узнаваемой яркой окраской.
This busy USAF F-106 testbed was involved in many programs, including an early Integrated Fire Flight Control (IFFC) program, and the fitting of a M61-A1 Gatling Gun on the bottom ofthe fuselage.
Угловато выглядящий F-106 имел репутацию гоночного самолета - в 1959 году он установил мировой рекорд скорости в воздухе.
Из-за непригодности F-102 к арктическим условиям эксплуатации в июле 1963 года на Аляске разместили F-106 под кодовым названием "White Shoes" ("Белые башмаки"). На авиабазу Элмендорф были отправлены F-106A с базы Маккорд, штат Вашингтон, пять самолетов из 318-й и четыре из 498-й эскадрилий ПВО. Первый перехват советских бомбардировщиков зафиксирован 8 сентября 1963 года, когда два F-106 поднялись в воздух по тревоге для перехвата над Баренцевым морем двух Ту-16. Находившиеся в Элмендорфе F-106 осуществили меньше перехватов, чем базировавшиеся в Исландии и на Аляске F-102, но благодаря возможности более длительного пребывания в полете и дозаправки в воздухе перехваты могли осуществляться на больших расстояниях.
Пилот перехватчика F-106 Командования ПВО исследует безобидную с виду ракету Genie, ожидающую установки на его самолет. F-106 мог нести одну такую ракету в задней части отсека вооружения. Учебные ракеты Genie обозначались ATR-2A, их называли "Ting-a-Ling".
Первые варианты обозначения самолетов 318-й эскадрильи ПВО включали приведенную здесь эмблему - двухтоновый синий дротик с тремя перьями. Первая цифра "0" серийного номера говорит о том, что на момент фотографирования самолету было более 10 лет. 318-я эскадрилья первой получила F-106 в 1960 году и эксплуатировала их до 1983 года. За это время этот самолет проходил службу в штатах Вашингтон и Аляска, а также в Корее и Панаме.
Пилотов F-106 выводили на цель по каналам передачи данных с наземного командного пункта SAGE или BUIC (Backup Interceptor Control Center).
F-106A Delta Dart (сер. № 57-2497) из 186-й эскадрильи Национальной гвардии штата Монтана. Авиабаза Грейт Фоллз, конец 1980-х гг.
The longstanding NASA F-106 testbed on a test flight. Note the black appendage on the top ofthe rear fuselage performing some unknown test function. Also note the lack of military markings and the civilian registration number on the aft fuselage of this NASA testbed aircraft.
Самолет F-106B был официально принят в эксплуатацию в 1960 году, было выпущено более 60 машин. Но сегодня в музеях и коллекциях сохранилось всего четыре.
Еще до полетов первых F-106 было одобрено решение по созданию двухместного варианта Delta Dart. В отличие от TF-102A, где летчики сидели рядом, и внутренняя компоновка кабины не отличалась от одноместной машины, F-106B проектировался, чтобы максимально соответствовать F-106A, Так как это был не просто учебно-тренировочный самолет, а машина со всем оборудованием базового перехватчика, он не получил обозначения учебного самолета - TF-106A. Данный самолет (серийный номер 57-2540) постигла судьба многих F-106 - он был переоборудован в летающую мишень (QF-106) и сбит УР AIM-120 AMRAAM.
Первый серийный F-106A (сер. 56-0451). Декабрь 1956 г.
Первый YF-106A совершил полет с авиабазы Эдвардс 26 декабря 1956 года. В то время самолет был настолько секретным, что в прессе не публиковались его фотографии.
26 декабря 1956г.: летчик-испытатель фирмы "Convair" Дик Джонсон впервые поднял в воздух прототип перехватчика F-106A. 1956 год стал для фирмы "Convair" знаменательным: в июне на вооружение был принят перехватчик F-102A, а в ноябре первый полет выполнил прототип бомбардировщика B-58.
FIRST VIEW of the Convair F-106A Delta Dart all-weather interceptor. Differences between the 106A and 102 are the blunt-tipped fin, re-positioned air intakes and larger overall dimensions. Two prototypes, 6451 and 6452, are currently flying.
Звено F-106 "Geiger Tiger" позирует в небе для одного из первых снимков самолета. Военные считали, что, несмотря на начало поставок, самолет Delta Dart не был полностью готов, и постоянные проблемы привели в декабре 1959 года к временному прекращению полетов.
Тройка F-106A (сер. NN 9-0018, 59-0003, 59-010) над знаменитой горой Рашмор.
МиГ-17Ф в США. Фото из отчета по испытаниям
Пуск с F-106A неуправляемой ракеты AIM-2 "Джини"
Майор Джозеф У. Роджерс, 15 декабря 1959 года. Отбить рекорд у СССР поручили майору Роджерсу. На полигоне авиабазы Эдвардс он развил на Convair F-106 Delta Dart скорость 2456 км/час.
Техник самолета встречает вернувшийся из полета перехватчик
Перехватчик F-106A с комплектом ракетного вооружения, состоящего двух ракет GAR-3A, двух GAR-4A и одной ядерной ракеты «Джени».
The electronic wizardry and advances in air-to-air weaponry introduced as the fifties translated to the ’sixties to increase the adverse weather capability and lethality of the fighter is symbolised by this publicity photograph of the F-106A Delta Dart with its quartet of AIM-4 Falcon missiles and array of black boxes and scanners.
Техобслуживание F-106A. Люки подхода к блокам системы управления огнем открыты,
Техобслуживание F-106A. Тормозные щитки в выпущенном положении
Подвеска под F-106A (сер. № 59-0069) из 438-й эскадрильи ракеты AIM-2 "Джини". Начало 1960-х гг.
Подвеска на F-106A из 49-й эскадрильи ракеты AIM-4 "Фалкон" с тепловой ГСН.
Установка двигателя J75 на F-106A
Самолеты F-106B и F-106A из 318-й эскадрильи. Авиабаза МакХорд (шт. Вашингтон), 1967 г.
Первый серийный F-106B (сер. № 57-2507)
The Convair F-106B two-seat trainer/all-weather interceptor, made its first flight in April.
Приземление F-106B из 49-й эскадрильи. Авиабаза Тьюндэлл (шт. Флорида), 28 июня 1985 г.
Кабина пилота F-106A
Этот F-106A (сер. № 58-0787) из 71-й эскадрильи благополучно приземлился на заснеженное поле после того, как его летчик капитан Гари Фауст катапультировался. 2 февраля 1970 г. Пройдя ремонт, машина эксплуатировалась до 1986 г.
F-106A Delta Dart. 49-я эскадрилья ПВО ведет свою историю от 49-й истребительной авиаэскадрильи (иаэ), входившей в состав 14-й истребительной группы. В 1969 году 49-ю эскадрилью расформировали, а затем сформировали вновь, но уже с техникой, переданной из 438-й истребительной эскадрильи ПВО (авиабаза Кинчелоу). Подразделение, официально названное "Cavaliers" (эмблема с изображением рыцаря в сверкающих доспехах), имело и неофициальное название "Green Eagles" ("Зеленые орлы"), данное из-за рисунка на хвостовой части ее самолетов. К середине 1980-х годов эскадрилья стала последней в ВВС США, активно летавшей на F-106. Первой списали машину с серийным номером 59-0065, которая 12 января 1982 года прибыла на "кладбище" авиатехники на авиабазе Дэвис-Монтен (штат Аризона). Последние два самолета (59-0062 и 59-0136) прибыли туда 9 июля 1987 года.
Another of the author’s superb digital artworks, this one depicting a hypothetical mission over the northern USA, in which a pair of USAF Convair F-106 Delta Darts formate on a visiting RCAF Arrow. The scene emphasises the difference in size between the Canadian and American interceptors.
These artists' impression depict the Convair F-106A all-weather interceptor developed from the F-102. The F-106s fin is square-cut at the tip as compared with the sharp pointed fin of the 102, and the air intakes are now on the wing leading edge instead of under the cockpit.
F-106A Delta Dart
Раскраска киля F-106
Convair F-106B Delta Dart
CONVAIR F-106 DELTA DART. Latest of the Convair delta-winged interceptors is the F-106A Delta Dagger, a direct development of the world's first jet-powered, delta-winged aircraft to fly, the XF-92A. Development of the latter led to the design of the F-102 Delta Dart, which is now in service with the U.S.A.F. The first YF-102 was flown on 24th October 1953 and its speed fell well below official expectation. It was about this time that the area-rule theory was being applied to aircraft and Convair incorporated it into their F-102 design. The result was a much improved interceptor capable of supersonic speed. With the need for an all-weather fighter/trainer the TF-102A was produced as a two- seat combat proficiency trainer/tactical interceptor. It was first flown on 8th November 1955 and has the same armament and similar fire-control system to the single-seat version. Each operational fighter squadron will have twenty-one F-102As and four TF-102As. As can be seen by the silhouette, the F-106A bears a strong resemblance to its predecessors and is claimed to be, by its makers, the fastest all-weather interceptor. In the head-on view it is similar to the Convair XF2Y-1 Sea Dart, a water-based, hydro-ski fighter which never reached the production stage. The supersonic F-106A is to be used with the Air Defense Command of the U.S.A.F. and will, in time, replace completely the F-102.