Dassault Balzac
Страна: Франция
Год: 1962

Единственный экземпляр
Одноместный экспериментальный СВВП
Описание
Фотографии
Dassault Balzac V

  Идея создания самолета вертикального взлета и посадки (СВВП) давно привлекала авиаконструкторов. Особенно активно данный вопрос стал изучаться командованием вооруженных сил стран НАТО в 1950-е годы. В ходе крупного вооруженного конфликта, который мог возникнуть между НАТО и СССР, требовалось обеспечить быстрое рассредоточение сил фронтовой авиации, но на начальном этапе боевых действий, как справедливо прогнозировали эксперты, все стационарные аэродромы будут уничтожены и базировать реактивные самолеты будет негде. Одним из решений данной проблемы и могло стать создание СВВП, инициаторами начала работ по которому стали Франция и Великобритания.
  В 1950-х годах французский авиаконструктор Мигель Вибо предложил руководству НАТО проект СВВП, отличительной особенностью которого являлось использование для создания подъемной силы четырех центробежных компрессоров, приводимых во вращение реактивным двигателем Orion британской компании "Bristol Aero-Engines". После анализа и отклонения этого проекта разработчик двигателя предложил свою схему, которая в дальнейшем легла в основу разработки британского самолета Hawker P.1127 Kestrel.
  Конструкторы "Dassault" подробно рассматривали две схемы СВВП: по первой предполагалось использовать в качестве силовой установки один мощный двигатель с изменяемым вектором тяги (вперед или вверх), а по второй - использовать комбинированную силовую установку, в составе специализированного маршевого двигателя и нескольких вертикально расположенных небольших и очень простых дополнительных ТРД. Были построены две опытные машины - с различными силовыми установками, после тщательного изучения которых разработчики, в конечном итоге, выбрали вторую схему.
  В 1960-1961 годах были выдвинуты объединенные тактико-технические требования НАТО (NBMR-3), предусматривающие создание ударного тактического СВВП, способного доставлять тактические ядерные заряды и развивать скорость, соответствующую числу М=1 на малой высоте и максимальную скорость, соответствующую М=2. К проектированию самолета под такие требования приступили сразу три страны: Германия (проект EWRVj-101D), Италия (Fiat G-95/6) и Франция (Dassault Mirage IIIV).
  Наиболее многообещающим был признан проект фирмы "Dassault", которая получила заказ на два опытных СВВП Mirage IIIV, но ввиду отсутствия на тот момент необходимых двигателей французское Министерство авиации в феврале 1961 года заказало "Dassault" экспериментальный самолет Balzac V - его предполагалось строить на базе планера прототипа Mirage III.001 и оснастить имевшимися в то время двигателями Rolls-Royce RB.108. По массе и тяге двигателей он представлял собой модель, выполненную в масштабе 1:2, машина создавалась в сотрудничестве с компанией "Sud-Aviation", которой поручили проектирование и изготовление фюзеляжа, а на "Dassault", являвшуюся основным подрядчиком, была возложена детальная разработка проекта и разработка крыла и вертикального оперения. Комбинированная силовая установка включала ТРД Bristol Siddeley Orpheus, установленный в задней части фюзеляжа, а также использовавшиеся на режиме висения и на переходных режимах восемь двигателей Rolls-Royce RB.108, размещенных попарно. Совокупная тяга подъемных ТРД составляла 78,64 кН, что обеспечивало тяговооруженность 1,23 при максимальной взлетной массе Balzac V порядка 6500 кг. Забор воздуха для них осуществлялся через воздухозаборники со створками-жалюзи в верхней части фюзеляжа.
  Была создана особая система управления всеми двигателями - на рычаге управления подъемными двигателями имеется переключатель, с помощью которого можно регулировать подачу топлива в маршевый двигатель, не перенося руки на РУД. Для запуска подъемных двигателей использовался сжатый воздух от компрессора маршевого двигателя. Кроме того, пилот мог в случае выхода из строя одного из подъемных двигателей моментально отключать симметрично расположенный двигатель.
  Еще одной отличительной особенностью конструкции силовой установки Balzac V являлось наличие на выхлопных патрубках подъемных двигателей створок, закрывающихся при уборке шасси. Створки были герметичными, благодаря чему в нормальном полете предотвращалось перетекание воздуха с верхней на нижнюю поверхность фюзеляжа, и наоборот. Кроме того, перед каждым выхлопным патрубком, расположенным на нижней поверхности фюзеляжа, имелись отклоняющиеся во время переходного процесса экранирующие щитки, за которыми образуется зона пониженного давления. На самолете установили систему автоматического удержания высоты производства "SNECMA" и электрогидравлический автопилот "Dassault".
  На время первых испытаний Balzac V был оснащен фиксированным, неубирающимся трехопорным шасси. Испытания начались осенью 1962 года, а первый вертикальный взлет самолет под управлением летчика-испытателя Рене Бигана совершил 12 октября. Тросы, удерживавшие самолету земли, допускали его перемещение в ограниченных пределах, и висение происходило на высоте нескольких метров. Вторая попытка была совершена в тот же день. 18 октября Р. Биган опробовал машину на режиме висения, 25 октября самолет провел в воздухе уже более двух минут, а 6 ноября его продемонстрировали прессе.
  После этого самолет был направлен на завод для установки убирающегося шасси, тормозного парашюта и подфюзеляжного киля, а 1 марта 1963 года Биган совершил несколько подлетов и на следующий день - обычные взлет и посадку. 18 марта - опробован переходный режим (самолет взлетел вертикально, а затем его горизонтальная скорость постепенно увеличивалась до величины, при которой подъемная сила полностью создавалась крылом - после этого двигатели для создания подъемной силы были выключены, полет завершился посадкой с пробегом), а 29 марта состоялся первый полет самолета по полному профилю (вертикальный взлет - переходный режим - полет с выключенными подъемными двигателями - обратный переходный режим - вертикальная посадка).
  Интенсивные испытания продолжались до января 1964 года, когда при очередном полете самолет разбился - пилот Жак Пинье погиб.
  Balzac V восстановили и в феврале 1965 года летные испытания возобновились: первый полет отремонтированный самолет совершил 2 февраля, до осени 1965 года было выполнено еще 65 полетов, но 8 октября 1965 года вновь произошла катастрофа - погиб пилотировавший самолет американский летчик-испытатель майор Филипп Нил.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Dassault Balzac V

  Тип: одноместный экспериментальный СВВП
  Силовая установка: один маршевый ТРД Bristol Siddeley BOr.3 Orpheus тягой 22,24 кН и восемь подъемных ТРД Rolls-Royce RB.108 Stage 1A тягой по 9,83 кН каждый
  Летные характеристики: максимальная скорость на уровне моря 1105 км/ч; продолжительность полета - примерно 20 мин
  Масса: максимальная взлетная 6500 кг
  Размеры: размах крыла 8,22 м; длина 13,72 м; площадь крыла 34,85 м2
«Бальзак» перед началом полетов на привязи. Октябрь 1962 г.
Газовка подъемных двигателей
Проверка силовой установки «Бальзака» на специальном стенде
12 октября 1962г.: экспериментальный СВВП Dassault Balzac V-001 совершил первый полет - висение "на привязи". Первый свободный полет выполнен шесть дней спустя.
Французский СВВП "Бальзак" так и остался опытным экземпляром
«Бальзак» в воздухе после взлета по-самолетному. Шасси не убиралось
«Бальзак» в горизонтальном полете, летчик запускает ПД. Март 1963 г.
Первое свободное висение
Хотя сам Balzac V потерпел неудачу, на его примере была доказана работоспособность комбинированной силовой установки с маршевым и отдельными подъемными двигателями.
The Dassault Balzac was a low speed VTOL demonstrator conversion of the first Dassault Mirage III airframe. Using the same basic separate lift, cruise and puffer jet arrangement proven on the Short SC.I, the Balzac's forward propulsion was furnished by a 5.000lb s.t. Bristol Siddeley Orpheus, while the lifting power came from eight 2.200lb s.t. Rolls-Royce RB 108s that shut down once the machine had transitioned to forward flight. Used as a test bed for the larger Mirage III-V VTOL fighter prototype the Balzac made its first untethered flight on 18 October 1963. Just over three months later, on 24 January 1964, the Balzac crashed, killing its pilot. It was rebuilt and again crashed on 5 September 1965, tragically killing another pilot. By this time, it seemed that what interest there was in VTOL combat aircraft was focusing on the Harrier with its vectored thrust engine, for which the go-ahead had been given in early 1965. Dassault quietly dropped development of their VTOL proposals, defeated by the need to carry the extra weight of, and fuel for, the lift engines that for the major part of each flight were simply dead weight.
«Бальзак» в режиме вертикальной посадки
Совершена вертикальная посадка. Амортизаторы основных стоек максимально обжаты
«Бальзак» с управляемыми дефлекторами ПД до первой катастрофы. Январь 1964 г.
Осмотр нижней части фюзеляжа «Бальзака». Створки сопел ПД открыты
Макет кабины
На месте катастрофы «Бальзака». 10 января 1964 г.
Модель СВВП «Кавалер» D.610
Продувочная модель самолета «Бальзак»
Специальный макет «Бальзака» в аэродинамической трубе
Схема установки подъемных двигателей на самолете «Бальзак»
Dassault Balzac V и Mirage IIIV. С самолетом Balzac произошли две катастрофы, после которых все работы были сосредоточены на программе самолета Mirage IIIV, вдвое превосходящего своего предшественника по размерам и массе.