Мировая Авиация 63
-
В рамках подготовки к вторжению в Нормандию самолеты американской 9-й ВА выполнили более 10 000 боевых вылетов. На фотографии - A-20G Havoc из 671-й бомбардировочной эскадрильи 416-й бомбардировочной группы в полете над Ла-Маншем, весна 1944 года.
B-26 из состава подразделения "Фарм Гейт" пилотировали поначалу пилоты, набранные при посредничестве ЦРУ.
Douglas B-26 Invader с подвешенными под крылом блоками НАР и контейнерами с напалмом выруливает на старт, аэродром Бьенхоа. После того как в 1964 году полеты B-26 запретили, "воздушные коммандос" получили самолеты Douglas A-7 Skyraider.
Испанские AV-8B действуют с авианосца "Принсипе де Астуриас" (R-11), который оснащен установленным под углом 12° трамплином. Всего на вооружении морской авиации стоит 12 СВВП AV-8B, первый - поставлен в 1987 году; позже все AV-8A Matador проданы Таиланду. В 1996-1997 годах Испания закупила восемь Harrier II Plus.
TAV-8B Harrier II. Италия вступила в "Harrier-клуб" в мае 1989 года, заказав два TAV-8B для подготовки летчиков СВВП. Затем последовала закупка партии из 16 одноместных Harrier II Plus. Спарки TAV-8B были поставлены в августе 1991 года, стоимость одного самолета составила 25 млн долларов. Изображен самолет в маркировке 1-й авиагруппы морской авиации Италии (авиабаза Гроттагли).
Испанские AV-8B действуют с авианосца "Принсипе де Астуриас" (R-11), который оснащен установленным под углом 12° трамплином. Всего на вооружении морской авиации стоит 12 СВВП AV-8B, первый - поставлен в 1987 году; позже все AV-8A Matador проданы Таиланду. В 1996-1997 годах Испания закупила восемь Harrier II Plus.
На руле направления итальянского Harrier II Plus изображены отпечатки лап волка, волк - эмблема авиагруппы. Италия закупила 16 СВВП Harrier II Plus, в то время как "спарки" TAV-8B переоснастили новыми двигателями.
Италия приобрела два TAV-8B у КМП США. Сегодня итальянские СВВП Harrier состоят на вооружении 1-й авиагруппы, которая базируется в Гроттагли, рядом с ВМБ Таранто. TAV-8B прибыли на новую базу в августе 1991 года.
B-17 из 91-й бомбардировочной группы возвращаются на базу в Бассингборне. На переднем плане - истребитель сопровождения P-47 из 78-й истребительной группы (Даксфорд). Самолет подготовлен к новому боевому вылету: пополнен боекомплект, подвешены ПТБ.
B-24D-85-CO (№ 42-40664, "Teggie Ann") из состава 515-й бомбардировочной эскадрильи 376-й бомбардировочной группы. Самолет шел головным в налете на Плоешти 1 августа 1943 года, операция "Tidal Wave".
B-24D "Teggie Ann" в клубах песка и пыли выруливает на старт перед очередным боевым вылетом с одного из ливийских аэродромов. Самолет окрашен в светлый цвет, официально именовавшийся "пустынный розовый".
B-24D (№41-11603, "Malicious"), один из 23 самолетов группы HALPRO. Машина на момент рейда на Плоешти в июне 1942 года находилась в Египте, хотя изначально планировалось отправить их в дислоцированную в Китае 10-ю Воздушную армию для налетов на Токио.
B-24D (№41-11622, "Edna Elizabeth"). Машина на момент рейда на Плоешти в июне 1942 года находилась в Египте, хотя изначально планировалось отправить их в дислоцированную в Китае 10-ю Воздушную армию для налетов на Токио.
Вслед за ударами по учебным целям, оборудованным в пустыне, последовал полномасштабный налет, в котором участвовали 175 бомбардировщиков Liberator.
B-24 в огне нефтепромыслов
Ближневосточное издание газеты Армии США "The Stars and Stripes" 6 августа 1943 года опубликовало на первой полосе этот снимок Liberator, летящего на малой высоте над Плоешти.
Рекорд дальности Арраша и Лемэтра. 3-4 февраля 1925г.: капитаны Людовик Арраш и Анри Лемэтр на самолете Breguet 19 установили рекорд дальности полета по прямой - 3166 км.
Радиопозывной "Shadow". К концу 1967 года дополнительно вооруженные самолеты и вертолеты ВВС США стали играть заметную роль в оказании непосредственной авиационной поддержки сухопутным войскам. В качестве замены ветерану AC-47 Spooky для конверсии в ганшип выбрали транспортный C-119 Flying Boxcar. В феврале 1968 года 26 C-119G модернизировали в ганшипы AC-119G, новым самолетам дали радиопозывной "Shadow". Еще 26 C-119 модернизировали в вариант AC-119K ("Stinger"), которые в дополнение к четырем пулеметам GAU-2/A Minigun получили две 20-мм пушки М61 Vulcan.
FW 190A-3. Изображен истребитель командира III/JG 26 гауптмана Йозефа Приллера. В 1942 году III группа базировалась в Вевельгеме, а потом в Лилле, где Приллер летал уже на Fw 190A-8. К началу операции "Overlord" он стал командиром 26-й эскадры, из которой для противодействия силам вторжения могла использоваться лишь дислоцированная в районе Реймса I/JG 26.
Не 177 Greif был основным тяжелым бомбардировщиком Люфтваффе. На вооружение эскадры KG 40 они поступили в начале 1941 года, но к ноябрю 1943 года группа II./KG 40 оставалась единственной в Люфтваффе, имевшей самолеты данного типа. На фотографии - Не 177A-5/R-6, аэродром Бордо-Мериньяк, 1944 год.
Наиболее радикальной конверсией Mirage III стала летающая лаборатория для исследования электродистанционной системы управления истребителя Mirage 2000. Первый полет Mirage 3NG, окрашенный в белый и голубой цвета, выполнил 21 декабря 1982 года. Самолет позиционировался на рынке как "Mirage 2000 для бедных", демонстрировался на авиасалонах в Париже и Фарнборо, однако экспортных заказов так и не поступило.
Австралийские ВВС получили 50 перехватчиков Mirage IIIO(F), 50 истребителей-бомбардировщиков Mirage IIIO(A) и 16 спарок Mirage IIID, но в 1967-1970 годах все Mirage IIIO(F) были модернизированы в Mirage IIIO(A). Самолеты Mirage III состояли на вооружении 3-й (Буттерворт, Малайзия), 75-й (Дарвин) и 77-й (Вильямтаун) эскадрилий. В 1984 году австралийские ВВС начали получать F/A-18 Hornet, сменившие Mirage III, последний из которых сняли с вооружения в 1988 году.
"Швейцарская" схема. В декабре 1999 года, после 35 лет безупречной службы, с вооружения ВВС Швейцарии были сняты истребители Mirage IIIS - им на смену пришли F/A-18 Hornet. По такому случаю два самолета из расформированной 16-й эскадрильи получили специальную окраску. В 1997 году с истребителей Mirage IIIS на самолеты F/A-18 Hornet была перевооружена и 17-я эскадрилья. Разведчики Mirage IIIRS в швейцарских ВВС эксплуатировались вплоть до конца 2003 года.
В ходе "Шестидневной войны" 1967 года ВВС арабских стран предприняли массированные налеты на Израиль, но встретили активное сопротивление со стороны истребителей израильских ВВС, основу которых составляли самолеты Shahak - местное обозначение Mirage III. На самом "удачливом" Shahak ("59", вверху) разными летчиками было одержано 13 побед, включая сбитые 5 июня 1967 года Ил-14 и 6 июня - МиГ-19,а 10 июля 1970 года Исраиль Бахарав сбил два египетских МиГ-19. Всего пилоты истребителей Shahak записали на свой счет 59 побед в воздушных боях.
Mirage IIICZ. ЮАР закупила первые самолеты Mirage III в декабре 1962 года. 16 одноместных Mirage IIICZ и еще три двухместных Mirage IIIBZ в апреле 1963 года поступили на вооружение 2-й эскадрильи ("The Flying Cheetahs"; авиабаза Ватерклоф). В последующие 10 лет были закуплены Mirage IIIEZ/IIIDZ/IIID2Z/IIIRZ, но в середине 1970-х годов все истребители Mirage III постепенно заменили самолетами Mirage F1, а некоторые Mirage III поздних вариантов модернизировали в Atlas Cheetah.
Mirage IIIE
P-51B-5NA Mustang. На этом самолете в апреле 1944 года летал 1-й лейтенант Николас Мегура из 344-й эскадрильи 4-й истребительной группы. Мегура прибыл в Великобританию в числе первых пилотов Mustang, В воздушных боях ему засчитали 11,83 победы, и еще 3,75 самолета он уничтожил на земле. В мае 1944 года Мегура был ошибочно атакован своим P-38 и произвел вынужденную посадку в Швеции.
Первые британские истребители вооружались одним синхронным пудеметом, стреляющим через диск винта, но Strutter имел еще и пулемет Lewis на турели в открытой кабине наблюдателя.
Реджинальд Уорнфорд на самолете Morane Type L Parasol обнаружил над Остенде дирижабль Zeppelin LZ 37 и после часа преследования сбросил на него шесть бомб, дирижабль взорвался над Гентом.
Моноплан Morane, доработанный Роланом Гарросом, был вооружен пулеметом, а на лопастях винта закреплены стальные пластины; одна такая пластина видна на фотографии чуть выше капота мотора.
26 ноября 1925г.: первый полет под управлением летчика-испытателя А. И. Томашевского выполнил первый в мире цельнометаллический двухмоторный бомбардировщик ТБ-1 (АНТ-4).
Do217M-1 был одним из самых современных бомбардировщиков Люфтваффе первой половины 1944 года. Экипаж этого почти неповрежденного самолета в феврале 1944 года выполнил вынужденную посадку недалеко от Кембриджа.
17 апреля 1926г.: Маури Грэхэм начал на Douglas М-2 авиапочтовые перевозки компании "Western Air Express" между Лос-Анджелесом и Солт-Лейк-Сити.
При модернизации U-2A и U-2B в вариант U-2C увеличили площадь сечения воздухозаборников, удлинили носовую часть фюзеляжа и установили обтекатель на верхней поверхности фюзеляжа.
Шесть U-2C в 1975 году перебросили в Европу для отработки систем Pave Onyx и Pave Nickel (прототипы системы дальней пеленгации РЛС стран Варшавского Договора). Самолеты базировались в Великобритании (на фотографии), их перекрасили из черного цвета в серый двух оттенков.
U-2 из состава 9-го разведывательного авиакрыла выполняли полеты по всему миру - крыло было единственным эксплуатировавшим U-2 в ВВС США. Все самолеты U-2R ВВС США (на фотографии) прошли модернизацию в вариант U-2S.
ВМС США проявили интерес к U-2R еще на стадии его проектирования - привлекала большая продолжительность полета, позволявшая использовать машину в качестве морского патрульного самолета. В 1969 году один экземпляр, N810X, успешно прошел испытания на авианосце "Америка", но ВМС отказались от U-2, сделав ставку на средства космической разведки и специализированные самолеты палубного базирования.
НАСА использовало U-2 во многих исследовательских программах, а когда его выпуск возобновили, то НАСА заказало два новых самолета, получивших обозначение ER-2. "ER" расшифровывается как "Earth Resources", то есть "поиск природных ресурсов". ER-2 стал эквивалентом U-2R, но без оборудования военного назначения.
Двухместные U-2. При заказе ВВС США тактического разведчика TR-1 его двухместный учебно-тренировочный вариант предусматривался изначально - эта модификация получила обозначение TR-1B (фото).
U-2A (56-6721), позже модернизированный в вариант U-2D, нес инфракрасную разведывательную систему - ее смонтировали к маю 1966 года взамен другой системы, о которой официально так ничего и неизвестно.
Обозначение U-2D (фото) присвоили пяти U-2A, у которых кабину для второго члена экипажа (инструктор или оператор бортовых систем) оборудовали вместо отсека для целевого оборудования.
Скоростной F-100. Изображен F-100D Super Sabre с собственным именем "Jeanne Кау". Самолет принадлежит 308-й эскадрилье 35-го авиакрыла. 308-я эскадрилья базировалась в Тайхоа - в годы вьетнамской войны здесь находилось больше всего Super Sabre (три эскадрильи авиакрыла и две приданных ему эскадрильи авиации Национальной гвардии США).
Истребитель North American F-100 Super Sabre стал символом "внутренней" войны. Во Вьетнаме они выполнили более 300 000 боевых вылетов.
Удары по партизанам обычно выполнялись с малых и предельно малых высот - чаще всего с применением напалма. На фотографии - F-100 сбросил контейнеры с напалмом в регионе Бак Лю в дельте реки Меконг.
Истребители F-5C проходили оценочные испытания в боевых условиях в рамках программы "Skoshi Tiger" сначала над Северным, а потом над Южным Вьетнамом. ВВС США нашли дальность полета F-5C недостаточной, поэтому их передали ВВС Южного Вьетнама.
24 июля 1926г.: два самолета Junkers G 24 компании "Luft-Hansa" начали выполнение перелета из Берлина в Пекин и обратно. Снимок сделан 26 сентября, когда самолеты вернулись в Берлин.
Первый Model 18 в полете над Уичитой, 1918 год. Если "Staggerwing" произвел революцию в классе одномоторных транспортных самолетов, то Model 18 на годы вперед задал стандарт для легких двухмоторных транспортных самолетов.
После успешного завершения в 1939 году оценочных испытаний самолета Model 18 Авиационный корпус Армии США заказал 14 машин B18S. Первый специализированный самолет для высотной аэрофотосъемки получил обозначение F-2.
В ВМС США эксплуатировались Model 18 модификаций JRB и SNB. Транспортные JRB-6 (эквивалент C-45G для Армии США) летали до начала 1950-х годов.
Военный экспорт. В послевоенный период самолеты Beech 18 в военных вариантах поставлялись по всему миру, особенно в страны Латинской Америки: Аргентину, Боливию, Бразилию, Колумбию, Коста-Рику, Доминиканскую Республику, Эквадор, Гватемалу, Гондурас, Никарагуа, Перу, Сальвадор, Уругвай и Венесуэлу. Британские ВВС и ВМС (фото) получили 430 самолетов Expeditor Mk I и Mk II, канадские ВВС - 388 самолетов; голландские ВМС и ВВС - 64 самолета Model 18, а Франция - около 100 машин.
Военный экспорт. В послевоенный период самолеты Beech 18 в военных вариантах поставлялись по всему миру, особенно в страны Латинской Америки: Аргентину, Боливию, Бразилию, Колумбию, Коста-Рику, Доминиканскую Республику, Эквадор, Гватемалу, Гондурас, Никарагуа, Перу, Сальвадор, Уругвай и Венесуэлу. Британские ВВС и ВМС получили 430 самолетов Expeditor Mk I и Mk II, канадские ВВС (фото) - 388 самолетов; голландские ВМС и ВВС - 64 самолета Model 18, а Франция - около 100 машин.
Военный экспорт. В послевоенный период самолеты Beech 18 в военных вариантах поставлялись по всему миру, особенно в страны Латинской Америки: Аргентину, Боливию, Бразилию, Колумбию, Коста-Рику, Доминиканскую Республику, Эквадор, Гватемалу, Гондурас, Никарагуа, Перу, Сальвадор, Уругвай и Венесуэлу. Британские ВВС и ВМС получили 430 самолетов Expeditor Mk I и Mk II, канадские ВВС - 388 самолетов; голландские ВМС и ВВС (фото) - 64 самолета Model 18, а Франция - около 100 машин.
AT-11 предназначался для обучения и тренировки воздушных стрелков и штурманов-бомбардиров. На подфюзеляжных держателях подвешивались бомбы общей массой до 450 кг. В застекленной носовой части фюзеляжа монтировался бомбардировочный прицел Norden.
Авиационный корпус Армии США получил семь гидросамолетов AT-7A-BH, они также могли оснащаться и лыжным шасси. Для компенсации путевой устойчивости, ухудшившейся из-за установки поплавков Edo, хвостовое оперение сделали трехкилевым.
12 марта 1925г.: первый полет выполнил прототип рассчитанного на перевозку 8 пассажиров самолета Fokker F.VIIa, оснащенный одним 12-цилиндровым мотором Liberty мощностью 400 л. с.
B-17 из 91-й бомбардировочной группы возвращаются на базу в Бассингборне. На переднем плане - истребитель сопровождения P-47 из 78-й истребительной группы (Даксфорд). Самолет подготовлен к новому боевому вылету: пополнен боекомплект, подвешены ПТБ.
Комбинация на Bristol F2B турельного пулемета Lewis в задней кабине и высокой прочности конструкции, обеспечившей самолету отменные пикирующие качества, стала роковой для многих германских пилотов.
Один из трех Avro 504 авиации британских ВМС, совершивших 21 ноября 1914 года из Белфорта рейд на Фридрихсхафен. Под фюзеляжем подвешены четыре 20-фунтовые бомбы.
Как минимум один P-12B восстановили до пригодного к полетам состояния. Самолет летал в маркировке 95-й ударной эскадрильи 17-й ударной группы Авиационного корпуса Армии США и окрашен типично для своего времени - в оливковый и желтый цвета.
На фотографии хорошо виден посадочный гак F4B-1. Самолет состоял на вооружении 1-й бомбардировочной эскадрильи VB-18 "Red Rippers".
P-12E из состава Авиационного корпуса Армии США почти идентичны истребителям F4B-4 авиации ВМС США. P-12E можно отличить от других модификаций по развитому гаргроту. В гаргроте F4B-4 хранился спасательный плотик.
A STAIRCASE IN THE BLUE: Impressive photograph of a group of single-seater, Wasp-powered Boeing P-12E pursuit planes of the 27th Pursuit Squadron, U.S. Army Air Corps, Self ridge Field, Mich.
2 февраля 1925г.: первый полет выполнил двухместный биплан de Havilland DH.60, G-EBKT, поднятый в воздух Джеффри де Хевилендом и положивший начало удачному семейству самолетов de Havilland Moth. 29 мая Алан Кобхэм пролетел на первом прототипе 1609 км от Кройдона до Цюриха и обратно зо один день. В июле самолет принял участие в гонках на Королевский кубок. Жизнь этого аэроплана была недолгой - он разбился в 1927 году.
Цель атакуют британские Mosquito FB.Mk VI и Typhoon. Сначала цель обстреливается из пушки, затем в ход идут реактивные снаряды. На снимке видна пушечная трасса и сошедшие с направляющих из-под левой плоскости крыла Typhoon ракеты.
E.III - основной моноплан Энтони Фоккера периода Первой мировой войны - оснащался 100-сильным ротативным мотором и был вооружен одним неподвижным синхронным пулеметом Spandau. Впоследствии количество пулеметов довели до трех, но это привело к снижению летных данных.
Двигатели первых двух Model 80А были полностью закапотированными, а вертикальное оперение имело меньшую площадь в сравнении с оперением самолетов более поздней постройки. При доработке же в вариант Model 80A-1 на концах стабилизатора устанавливались два дополнительных киля.
Январь-февраль 1926г.: Plus Ultra - одна из заказанных Испанией в 1923 году летающих лодок Dornier Do J Wal - под управлением Р. Франко выполнила за 59 ч 35 мин перелет из Испании в Буэнос-Айрес (10 072 км).
Sopwith Tabloid из состава морской авиации Великобритании оборудован держателями для 20-фунтовых бомб. 8 октября 1915 года самолет уничтожил бомбами новый Zeppelin Z.IX в ангаре в Дюссельдорфе.
K5972 - самолет Swordfish Mk 1 из первой производственной серии постройки "Fairey". Самолет несет маркировку 823-й эскадрильи, приписанной в 1 936 году к авианосцу "Глориес".
Прототип Swordfish K4190 (изначально Fairey T.S.R.II) был спроектирован по спецификации S.15/33, но в ходе испытаний показал даже более высокие характеристики.
Подготовленные к очередному вылету на поиск вражеских субмарин Swordfish из 813-й и 814-й эскадрилий на палубе авианосца "Игл" (апрель 1941 года, район Момбасы). 6 июня 1941 года самолеты этих эскадрилий обнаружили и потопили судно снабжения подводных лодок "Эльба".
Главным оружием Swordfish являлась 730-кг торпеда, подвешиваемая под фюзеляжем. Относительно маломаневренный, с небольшой скоростью самолет даже с торпедой отличался отличной устойчивостью в полете.
Swordfish базировались на береговых аэродромах, на авианосцах и некоторых других кораблях. Самолет мог нести торпеду, морскую мину или бомбы, а в конце войны ассортимент вооружения пополнили 27-кг ракеты.
Снимок начала 1939 года - Swordfish Mk I из 820-й эскадрильи в полете над недавно вошедшим в строй авианосцем "Арк Ройял". В январе 1939 года эскадрилья первой была приписана к нему.
Один из трех предсерийных Swordfish (K5662) - в варианте с поплавковым шасси и с подвешенной под фюзеляжем торпедой - сфотографирован во время испытаний.
Не считая экспериментального XP-9, модификация Model 93 стала последним истребителем "Boeing" с мотором жидкостного охлаждения. Установка двигателя V-1570-1 дала существенный прирост в летных характеристиках по сравнению с серийным самолетом PW-9D.
7 июля 1925г.: первый полет выполнил самолет Boeing Model 40А Mailplane, разрабатывавшийся параллельно с Douglas DAM-1 по заказу почтового департамента США.
На XCO-7A установили крылья с прямоугольными законцовками, мотор Liberty, горизонтальное оперение с увеличенной хордой и новое шасси, сохранив фюзеляж от DH-4M-1.
На PB-1 применили аэродинамические инновации, установив дополнительные поверхности выше и впереди элеронов с целью аэродинамической компенсации последних.
Экипаж XTB-1 состоял из летчика и штурмана-бомбардира (размещались в общей кабине бок о бок), а также стрелка, находящегося в задней кабине. При выполнении атаки штурман-бомбардир перемещался для выполнения прицеливания в нижнюю кабину, которая хорошо видна на фотографии в передней части фюзеляжа.
Серийные F2B-1 отличались от прототипа наличием весового балансира руля направления и усиленным шасси измененной конструкции. На снимке - самолет командира эскадрильи VB-2B.
F3B-1 состояли на вооружении ВМС США в течение четырех лет. На фотографии - самолет из эскадрильи VB-1B, приписанной к авианосцу "Лексингтон".
На фотографии - второй из двух построенных самолетов Model 81 в исходной конфигурации с мотором Fairchild-Caminez. Машину продали ВМС США, где она под обозначением XN2B-1 до июня 1928 года летала в испытательном центре в Анакостии, штат Мэриленд.
Для лучшего охлаждения установленного на самолете XP-9 мотора Curtiss SV-1570-15 в капоте сделали большие жалюзи. Мотор снабжен двухлопастным металлическим винтом Curtiss-Reed, втулка которого была закрыта коком. Радиатор установлен под капотом мотора.
Экспортные УТС второго поколения получили обозначение Mirage IIID. По составу оборудования самолеты, поставленные разным заказчикам, отличались, но внешних отличий стандартные французские спарки IIIBE, экспортные IIID и 5D не имели (на некоторых самолетах носовые части фюзеляжей окрашивались в черный цвет). На фотографии - Mirage IIIDE ВВС Испании.
FB.Mk VI стал самым массовым вариантом Mosquito, сочетая наступательное стрелковое вооружение NF.Mk II с возможностью нести бомбы на внутренней и внешней подвеске. На фотографии - самолеты 487-й эскадрильи новозеландских ВВС.