Morane-Saulnier Type N / Моран-монокок
Страна: Франция
Год: 1914


Одноместный истребитель
Описание
Фотографии
Morane-Saulnier Type N

   Первый самолет Type N был облетан Роланом Гарросом на авиационных состязаниях в австрийском Асперне в июле 1914 года. Самолет был выполнен по типичной для компании "Morane-Saulnier" схеме, но его обтекаемый фюзеляж имел круглое сечение, а вертикальное оперение получило киль, как на самолетах Type L позднего выпуска. Ролан Гаррос попал в плен после вынужденной посадки на Type L в апреле 1915 года. Первый военный Type N, получивший собственное имя "Le Vengeur" (мститель), появился на Западном фронте у Ойгена Жильбера из эскадрильи MS.23. Затем построили еще один вариант, Type Nm, но лишь небольшое число этих машин поступило на службу. От предшественника этот вариант отличала измененная хвостовая часть фюзеляжа и доработанное оперение.
   Во Франции Type N ошибочно называли Morane Monocoque, а в Англии - Morane Bullet. Британский Авиакорпус получил 24 самолета вскоре после поставки первых французских машин, они были распределены по нескольким эскадрильям, но большинство попало в 6-ю эскадрилью. Некоторое количество самолетов также несло службу в авиации царской России.


Варианты

   Type I: отличался от Type Nm 110-сильным (82 кВт) ротативным ПД Le Rhone 9J; несколько машин недолгое время служили в 60-й британской эскадрилье, но основным покупателем была Россия; наиболее результативным российским подразделением был XIX истребительный отряд, базировавшийся в Луцке
   Type V; оснащался 110-сильным Le Rhone; вариант отличался значительными доработками, включая установку нового крыла и более высокую переднюю часть фюзеляжа, где был установлен дополнительный топливный бак для увеличения дальности; 12 самолетов были поставлены британскому армейскому Авиакорпусу, а остальные - России


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Morane-Saulnier Type Nm

   Тип: одноместный истребитель
   Силовая установка: один ротативный ПД Le Rhone 9C мощностью 80 л. с. (60 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость 145 км/ч
   Масса: пустого 288 кг; максимальная взлетная 444 кг
   Размеры: размах крыла 8,15 м; длина 5,83 м; высота 2,50 м; площадь крыла 11,00 м2
   Вооружение: один 8-мм пулемет Hotchkiss или 7,7-мм Vickers или Lewis
"Моран-Солнье" тип N из эскадрильи MS.12 французских ВВС, 1915г.
"Моран Солнье" N Эжена Жильбера, на котором он летал в июне 1915г. в эскадрилье MS49. Серийный номер MS388 появился на руле поворота уже на фронте.
"Моран-N" французской постройки (сер. N 742). 9-й истребительный авиаотряд, аэродром Брозешти, Юго-Западный фронт, март 1917г.
"Моран-Солнье" N, в различной литературе ошибочно приписываемый А.Козакову. С декабря 1916 по апрель 1917 на истребителе летал второй русский ас из 1 БАГ - И.В.Смирнов.
The well known Morane Type N replica built by Doug Bianchi of Booker, photographed by Peter Harris.
У истребителя "Моран-Солнье I" 19-го корпусного отряда стоят унтер-офицер Иван Смирнов (справа) и пленный немецкий летчик, сбитый Смирновым в воздушном бою 17 апреля 1917г.
A Morane-Sauinier monoplane fitted with a machine-gun and deflector plates (1 April 1915).
Morane-Saulnier Type N.
По сравнению с маневренным "Бэби", "Моран" отличался изрядной "дубоватостью" - сказывалось широкое крыло и своеобразный метод создания кренящего момента (гоширование), использованный в конструкции истребителей этого типа.
На появившемся в России в конце 1916г. "Моране-монококе" с синхронным пулеметом "Виккерс" одержали свои первые победы русские асы Смирнов и Кокорин.
Истребитель "Моран-монокок" из 2-го истребительного отряда. Зима 1916-1917г.
"Мститель" Жильбера.
One of the aircraft contributed by Doug Bianchi's Personal Plane Services of Wycombe Air Park was this Morane Type N reproduction, engined with a Continental C-90 well-concealed in the highly polished cowling. The Morane's earlier all-silver finish has now given way to camouflage.
Morane Saulnier Type N replica
Среди летавших на Type N знаменитых французских пилотов были Жан Навар из эскадрильи MS.12 и мастер высшего пилотажа Адольф Пегу из MS.49.
An early gun mounting on a Morane Saulnier Type N. The Lewis gun is aimed by an infantry blade sight and deflector plates on the propeller blades enable the gun to be fired through the propeller arc.
Пилот в кабине "Морана-Солнье" N. Хорошо виден пулемет "Гочкис" с обоймой и отсекатели пуль на винте.
Моноплан Morane, доработанный Роланом Гарросом, был вооружен пулеметом, а на лопастях винта закреплены стальные пластины; одна такая пластина видна на фотографии чуть выше капота мотора.
The Type I was fundamentally a Type N with a more powerful engine
The Type G fighter was a refined development of the basic Type G of 1912, but was built after the Type N and was not manufactured in series.
All four Type I Morane monoplanes acquired by the RFC were used by No 60 Sqn. A199 was flown several times by the author though he was not responsible for this mishap.
Morane-Saulnier Type V A207 was issued to No 60 Sqn on September 13, 1917 but was struck off charge on September 26, possibly as a result of this mishap.
Morane Saulnier N ("Моран-Монокок")
The Type N, unofficially known as the "Morane Bullet”, was fitted with propeller-mounted bullet deflectors for its single machine gun.
The Type V was a somewhat larger aircraft built in parallel with Type I.
The Type G fighter was a refined development of the basic Type G of 1912, but was built after the Type N and was not manufactured in series.