RU

/

EN
burger-menu
Поиск по сайту:
airplane photo

Страна : Нидерланды

Год : 1924

Средний транспортный самолет с экипажем из трех человек, возможно применение в качестве бомбардировщика

Fokker F.VII

Следующим транспортным самолетом после неудачного проекта F.V стал F.VII, строившийся в больших количествах во многих вариантах. F.VII является, пожалуй, основным транспортным самолетом 1920-х годов. F.VII проектировался инженером Вальтером Ретелем как самолет на шесть пассажиров, с закрытой кабиной для экипажа из двух человек, расположенной под передней частью крыла, и силовой установкой из одного V-образного мотора Rolls-Royce Eagle мощностью 360 л. с.
   F.VII предназначался для линий очень большой протяженности, включая линию авиакомпании KLM: Амстердам - Батавия (ныне Джакарта, Индонезия). Фюзеляж представлял собой каркас из стальных труб, обтянутый полотном. Высокорасположенное деревянное крыло имело фанерную обшивку. Стабилизатор снабжен подкосами, к нему подвешены аэродинамически сбалансированные рули высоты. Руль направления также имеет аэродинамическую компенсацию. Шасси - трехопорное, с хвостовой опорой-костылем.
   Разработанный в 1923 году самолет выполнил первый полет в 1924 году. Авиакомпания KLM заказала пять самолетов с мотором Eagle или 450-сильным Napier Lion. F.VII получился очень достойным, но не революционным аэропланом. Путь для повышения его летных данных и коммерческой привлекательности был традиционен: увеличение мощности двигателя одновременно с уменьшением площади крыла позволило повысить скорость и массу полезной нагрузки при снижении эксплуатационных расходов.
   Модернизированный вариант F.VIIa с мотором Bristol Jupiter мощностью 480 л. с., с элеронами уменьшенной площади и крылом меньшего размаха впервые поднялся в воздух в 1925 году. Изменили также форму крыла в плане и установили более современное вертикальное оперение с неподвижным килем. В конструкции основных опор шасси существенно уменьшили (до трех на опору) количество подкосов, снизив тем самым лобовое сопротивление самолета.
   В результате конструкционных инноваций F.VIIa получил возможность перевозить до восьми пассажиров; максимальная скорость возросла со 155 км/ч до 190 км/ч. Компания "Fokker" построила 42 машины F.VIIa, которые эксплуатировались в Чехословакии, Дании, Голландии, Франции, Венгрии, Польше и Швейцарии. Варианты F.VIIa с моторами разного типа строились по лицензии в нескольких странах. Часть гражданских F.VIIa завершили свою карьеру как военные самолеты.
   Летом 1924 года авиакомпания KLM сформулировала требования к авиалайнеру, способному перевозить десять пассажиров и выполнять горизонтальный полет при отказе одного из моторов. Компания рекомендовала использовать силовую установку из трех моторов жидкостного охлаждения - Armstrong Siddeley Puma, но "Fokker" решила использовать звездообразные моторы Wright Whirlwind J-4 мощностью по 200 л.с. Один мотор установили стандартно в носовой части фюзеляжа, два других конструкторы "Fokker" хотели разместить в установленных в крыле мотогондолах. Но была выбрана другая схема размещения - все три двигателя разместили примерно в одной плоскости. Два мотора смонтировали на подкосах между опорами шасси и крылом. Первый трехмоторный F.VIIa-3m выполнил первый полет в сентябре 1925 года. После успешного прохождения летных испытаний его разобрали и доставили морем в США для участия в показательных соревнованиях "Ford Reliability Tour". Машина победила, после чего ее купил Эдсел Форд для арктической экспедиции коммандера Ричарда И. Бёрда. На самолете изменили систему выхлопа двигателей - переместили выхлопные коллекторы в заднюю часть моторов. В таком виде самолет впервые в мире в мае 1926 года пролетел над Северным полюсом.
   К этому времени F.VIIa-3m серийно строился в Голландии и США, были заключены соглашения о производстве самолета по лицензии с бельгийской компанией SABCA, чехословацкой AVIA, итальянской "Meridionali" и британской "A.V. Roe", самолет также выпускался в Польше в Люблине. Самолеты строились с различными моторами, но наиболее популярным стал двигатель Armstrong Siddeley Lynx мощностью 220 л.с.
   Военно-транспортный F.VIIa-3m/M мог использоваться как бомбардировщик. Внешне идентичный гражданской версии, первый полет F.VIIa-3m/M выполнил в 1928 году. Но в отличие от гражданского на военной машине стояли моторы Lynx мощностью 220 л.с., предусматривалась также установка двух оборонительных пулеметов (на верхней и нижней фюзеляжных турелях) и бомбодержателей под фюзеляжем. В прототип военного варианта модернизировали F.VIIa-3m. Самолет использовался голландскими ВВС, однако в серию не передавался.
   В 1926 году два самолета голландской постройки были выбраны для антарктической экспедиции сэра Хуберта Уилкинса. Один из них - стандартный F.VIIa с моторами Packard Liberty, второй - первый экземпляр F.VIIb-3m с новым крылом большей площади. F.VIIb-3m вскоре стал основным серийным вариантом. Его выпуск с моторами Whirlwind J-6 мощностью от 300 до 330 л.с. (ставились также альтернативные моторы мощностью от 200 до 350 л. с, включая Lynx, Gnome-Rhone Titan и Walter Castor) начался в 1928 году. До 1933 года в общей сложности построили 147 машин (74 самолета компанией "Fokker" в Голландии и 73 - "Atlantic" в США). Кроме того, дополнительное количество аппаратов было собрано по лицензии в Бельгии, Чехословакии, Франции, Италии, Польше и Великобритании. Самолеты эксплуатировались, помимо стран, строивших их по лицензии, в Австралии, Канаде, Японии, Испании и Швейцарии.
   Типичным коммерческим вариантом можно считать F.VIIb-3m с тремя 215-сильными моторами Lynx с деревянными двухлопастными винтами постоянного шага. Как и F.VIIa-3m, F.VIIb-3m в военных целях применялся ограниченно, чаще всего это были машины уже достаточно полетавшие в гражданских авиакомпаниях.
   Военный вариант F.VIIb-3m/M являлся аналогом F.VIIa-3m/M, он мог использоваться как транспортный или как бомбардировщик. Первый полет F.VIIb-3m/M выполнил в 1928 году, строился он малой серией и внешне тоже почти не отличался от своего гражданского варианта. Силовая установка F.VIIb-3m/M включала три мотора Wright R-975 Whirlwind мощностью по 325 л. с., также была предусмотрена установка двух оборонительных пулеметов и подфюзеляжных бомбодержателей. Компания "Fokker" построила порядка десятка F.VIIb-3m/M, еще 24 самолета собрали в Польше (21 в Люблине) и Испании (три).


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Fokker F.VIIb-3m/M

   Тип: средний транспортный самолет с экипажем из трех человек, возможно применение в качестве бомбардировщика
   Силовая установка: три мотора воздушного охлаждения Wright R-975 Whirlwind J-6 мощностью по 325 л. с.
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 3000 м - 207 км/ч; практический потолок 3100 м; дальность 850 км
   Масса: пустого 3050 кг; максимальная взлетная 5190 кг
   Размеры: размах крыла 27,71 м; длина 14,55 м; высота 3,90 м; площадь крыла 67,60 м2
   Вооружение: один 7,7-мм пулемет Lewis на верхней фюзеляжной турели и один 7,7-мм пулемет Lewis на нижней фюзеляжной турели, до 1000 кг бомб на внешней подвеске под фюзеляжем (возможна подвеска бомб и одной торпеды)

Показать полностью

Описание:

  • Fokker F.VII
  • Fokker C-2
  • Flight, September 1925
    FIRST THREE-ENGINED FOKKER
  • Flight, November 1925
    THE THREE-ENGINED FOKKER MONOPLANE
  • Flight, December 1926
    The Paris Aero Show 1926
  • Flight, January 1931
    THE BRAIN CENTRE OF A MODERN AIRCRAFT