Boeing PW-9 / FB / P-7
Страна: США
Год: 1923


Одноместный палубный истребитель
Описание:
Boeing Model 15, 53, 54, 55, 58, 67, 68 (PW-9 и FB)
Boeing Model 93 (Р-7)
Flight, April 1924
THE BOEING P.W.-9 PURSUIT BIPLANE
Фотографии

Boeing Model 15, 53, 54, 55, 58, 67, 68 (PW-9 и FB)

Используя опыт, полученный при постройке самолетов других разработчиков, в особенности - истребителя Thomas-Morse MB-3A, фирма "Boeing" в порядке частной инициативы начала разработку одноместного истребителя под обозначением Boeing Model 15. Этот одностоечный полутораплан впервые взлетел 2 июня 1923 года. Самолет имел смешанную конструкцию с полотняной обшивкой. Каркас фюзеляжа из стальных труб, крыльев - из древесины. Колеса шасси соединены сквозной осью, костыль закреплен, силовая установка - V-образный двигатель Curtiss D-12 мощностью 435 л.с. (324 кВт).
   Армия США заинтересовалась машиной, и после заводских испытаний прототип под обозначением XPW-9 соревновался на конкурсе истребителей с Fokker XPW-7 и Curtiss XPW-8A. Он показал хорошие характеристики, а фирма получила заказ на два дополнительных прототипа для более глубокой оценки. Эти самолеты поставили в мае 1924 года, вторая машина отличалась раздельными стойками шасси. Именно эту конструкцию выбрали для заказа в 1925 году 30 серийных истребителей PW-9.

   Морская пехота США тоже получила 14 истребителей Boeing, первый из них отправили заказчику 1 декабря 1925 года. 10 машин собрали по стандарту FB-1, идентичному типу PW-9 Армии США. 11-й и 12-й самолеты обозначили FB-2, оснастив V-образными двигателями Packard 1A-1500 мощностью 510 л.с. (380 кВт), шасси со сквозной осью и тормозным гаком для действии с авианосцев, фирма "Boeing" обозначила этот самолет как Model 53.13-я машина под обозначением FB-3 (Model 55) была гидропланом на двухпоплавковом шасси. 14-й и последний из начального "морского" заказа также был на поплавках.
   Этот самолет оснащался звездообразным двигателем Wright Р-1 мощностью 450 л.с. (336 кВт) и обозначался FB-4 (Model 54) или FB-6 (со звездообразным двигателем Pratt & Whitney Wasp мощностью 400 л. с. (298 кВт).


Варианты

   Model 15А: 24 истребителя из 25 заказанных Армией США под обозначением PW-9A с улучшенным двигателем D-12C (номинальной мощностью как у D-12) и оснащенные сдвоенными расчалками
   Model 15В: 25-я партии PW-9A для Армии США с измененным обозначением PW-9B и частными улучшениями, предназначенная для испытаний двигателя D-12D. Заказали 15 машин этой подмодификации, но ни одну так и не собрали
   Model 15С: 15 истребителей, заказанных по стандарту PW-9B, но собранных как машины PW-9C с двигателями D-12D и усиленными расчалками. Еще 25 машин того же варианта заказали в августе 1926 года
   Model 15D: последний из 40 истребителей PW-9C с изменениями, которые следовало ввести в следующем заказе на 16 машин PW-9D, включая руль увеличенной площади с аэродинамической балансировкой и другими мелкими улучшениями
   Model 58: 30-й экземпляр из первоначального заказа на PW-9, его построили как экспериментальный истребитель под обозначением XP-4 с крыльями равного размаха и двигателем с нагнетателем. Заказа серии не последовало
   Model 67: обозначение фирмы "Boeing" для основного серийного варианта Model 15, построенного для ВМФ под обозначением FB-5 с двигателем Packard 2A-1500, с измененной конструкцией шасси и увеличенным выносом верхнего крыла. 27 машин поставили в начале 1926 года
   Model 68:24-ю машину PW-9A для углубленной летной подготовки переделали в экспериментальный учебно-тренировочный самолет под обозначением В-3 с дешевым, но слабым V-образным мотором Wright-Hispano мощностью 180 л.с. Машина в серию не пошла


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Boeing Model 67 (FB 5)

   Тип: одноместный палубный истребитель
   Силовая установка: V-образный двигатель Packard 2A-1500 номинальной мощностью 520 л.с. (388 кВт)
   Летные характеристики: скорость максимальная 283 км/ч на уровне моря; крейсерская скорость 241 км/ч на оптимальной высоте; начальная скороподъемность 640 м/мин; практический потолок 6705 м; дальность полета 676 км
   Масса: пустого самолета 1115 кг; максимальная взлетная 1474 кг
   Размеры: длина 7,24 м; высота 2,87 м; размах крыла 9,75 м; площадь крыльев 22,39 мг
   Вооружение: один 12,7-мм и один 7,62-мм синхронные пулеметы Browning, или два 7,62-мм синхронных пулемета Browning

Boeing Model 93 (Р-7)

Если XP-4 стал последним PW-9 и предназначался для испытаний двигателя Packard 1A-1500 с турбонаддувом, то единственный XP-7 стал последним PW-9D, созданным по заданию Авиационного корпуса Армии США и предназначенным для испытаний V-образного поршневого двигателя Curtiss V-1570 Conqueror.
   Прототип имел фирменное обозначение Boeing Model 93, а военное - XP-7. Нижнее крыло этого полутораплана было значительно меньше верхнего. Самолет имел деревянно-металлическую конструкцию - преимущественно с полотняной обшивкой. Двигатель был закрыт капотом, изготовленным из легкого металлического сплава, и снабжен двухлопастным винтом Curtiss-Reed и туннельным радиатором с установленными в лобовой части регулируемыми створками.
   Заказчик получил XP-7 в сентябре 1928 года. На летных испытаниях самолета двигатель V-1570 показал себя надежным мотором, пригодным для использования на истребителях. Командование Авиационного корпуса Армии США рассматривало возможность заказа партии из четырех самолетов Р-7 для проведения полноценных эксплуатационных испытаний, но в конечном итоге было принято решение о разработке более современного истребителя, проектирование которого заказали также компании "Boeing", причем сразу в двух видах - Model 83 и Model 89. Единственный же XP-7 вернули к стандартной конфигурации PW-9D.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Boeing Model 93 (XP-7)

   Тип: одноместный истребитель
   Силовая установка: один V-образный мотор Curtiss V-1570-1 мощностью 600 л. с. (447 кВт)
   Характеристики: максимальная скорость на уровне моря 269 км/ч; начальная скороподъемность 847 м/мин
   Масса: пустого 1053 кг; максимальная взлетная 1479 кг
   Размеры: размах крыла 9,75 м; длина 7,31 м; высота 2,74 м; площадь крыла 22,39 MJ
   Вооружение: два фиксированных стреляющих вперед пулемета Browning калибра 7,62 мм в носовой части фюзеляжа и до 111 кг бомб на внешней подвеске под нижним крылом

Flight, April 1924

THE BOEING P.W.-9 PURSUIT BIPLANE

   THE U.S. Army Air Service Recently entered into a contract with the Boeing Airplane Co., of Seattle, Wash., for the construction of a number of pursuit 'planes known as the type P.W.-9. One of these machines was submitted by the Boeing Co. to the Army Air Service for test a little while back, and as a result, having acquitted itself with honours, the contract for a series of similar ships was given.
   In the design and construction of the P.W.-9, four cardinal points were kept in mind - performance, quality of material and workmanship, ease of maintenance, and low cost. In each of these items, the resultant product has, it is claimed, made good, while additional features, such as visibility, satisfactory armament installation, roominess of cockpit and accessibility of instruments, have all been worked out to a high degree of perfection. These results have been attained by avoiding any so-called "trick" design or installation, and the success of the machine is due to refining already accepted conventional types of construction, rather than by discarding what has proved true and attempting the solution by radical departures.
   As far as general appearance goes the, P.W.-9 resembles both the S.E.5A and the Fokker D.VII. - but where one similarity begins and the other finishes is hard to say. The fuselage is constructed throughout of welded steel tubing, as are also the tail surfaces, wing struts and landing gear. All welds are electrically made by means of a new process developed by the Boeing engineers after several years of research. By use of this process, it is possible to retain the physical and chemical properties of the material being welded to a greater extent than has heretofore been obtained by any other process
   The wing cellule is of the single-bay type, employing only two flying and one landing wire on each side, thus enabling extremely rapid assembly. The interplane struts are of the "N" type. The upper wing, which is considerably larger than the lower one, measures 32 ft. in span.
   A conventional V-type landing gear is employed. The engine fitted is a 500 h.p. Curtiss D-12, and the radiator is of the standard drawn-copper tube type, with the mounting designed in such a way that resistance is not increased, although the cooling area is not.in any way hindered.
   The performance of the P.W.-9 has so far given 165 m.p.h. at sea-level, a landing speed of 60 m.p.h., and a service ceiling of 23,500 ft. The gross flying weight is 2,835 lb.
PW-9C (27-183) окрашен в традиционный для своего времени камуфляж и принадлежит к 25 самолетам второй партии, заказанной в августе 1926 года в дополнение к 15 самолетам первого заказа, размещенного в июне. Окраска руля направления предложена "Boeing", в 1926 году она стал общепринятой.
2 июня 1923г.: полетел первый из истребителей компании "Boeing", XPW-9, ставший родоначальником целого семейства машин, поступивших на службу в американские ВС в 1930-е годы.
Four views of the Boeing Pursuit Biplane (500 h.p. Curtiss D-12 engine), a number of which have been supplied to the U.S. Army Air Service. It has a speed range of 60-165 m.p.h.
Машина PW-9A была почти неотличима от PW-9. Авиакорпус Армии США получил 25 таких самолетов с 19 июня 1926 по 4 февраля 1927 года. Два самолета переделали для других проектов.
A-6892 - один из 10 самолетов FB-1, морского варианта Boeing Model 15. Машина была в целом идентична армейскому PW-9.
Boeing Model 15/FB-1.
Оснащенный двигателем Packard, самолет FB-5 стал основным вариантом Model 15, строившимся для ВМС США (27 машин). Самолет получил усиленное шасси, что было необходимо для эксплуатации на авианосцах.
27 заказанных ВМФ США машин Boeing FB-5 стали первыми морскими истребителями, изначально предназначенными для действий с авианосцев. На переднем плане самолет из эскадрильи VF-1.
Не считая экспериментального XP-9, модификация Model 93 стала последним истребителем "Boeing" с мотором жидкостного охлаждения. Установка двигателя V-1570-1 дала существенный прирост в летных характеристиках по сравнению с серийным самолетом PW-9D.
Последний PW-9 отличался двигателем Packard с турбонаддувом и новым нижним крылом, самолет обозначался как XP-4 (Boeing Model 58).
Единственный полученный ВМС самолет FB-4 (Model 54) стал первым в семействе Model 15, получившим звездообразный двигатель Wright Р-1, предшественника Cyclone. Самолет A-6896 позже был оснащен поплавковым шасси и модернизирован в вариант FB-6 с двигателем Pratt & Whitney Wasp.