Варианты
- Boeing - PW-9 / FB / P-7 / P-8 - 1923 - США
- Boeing - F2B / F3B - 1926 - США
Boeing Model 15, 53, 54, 55, 58, 67, 68 (PW-9 и FB)
Используя опыт, полученный при постройке самолетов других разработчиков, в особенности - истребителя Thomas-Morse MB-3A, фирма "Boeing" в порядке частной инициативы начала разработку одноместного истребителя под обозначением Boeing Model 15. Этот одностоечный полутораплан впервые взлетел 2 июня 1923 года. Самолет имел смешанную конструкцию с полотняной обшивкой. Каркас фюзеляжа из стальных труб, крыльев - из древесины. Колеса шасси соединены сквозной осью, костыль закреплен, силовая установка - V-образный двигатель Curtiss D-12 мощностью 435 л.с. (324 кВт).
Армия США заинтересовалась машиной, и после заводских испытаний прототип под обозначением XPW-9 соревновался на конкурсе истребителей с Fokker XPW-7 и Curtiss XPW-8A. Он показал хорошие характеристики, а фирма получила заказ на два дополнительных прототипа для более глубокой оценки. Эти самолеты поставили в мае 1924 года, вторая машина отличалась раздельными стойками шасси. Именно эту конструкцию выбрали для заказа в 1925 году 30 серийных истребителей PW-9.
Морская пехота США тоже получила 14 истребителей Boeing, первый из них отправили заказчику 1 декабря 1925 года. 10 машин собрали по стандарту FB-1, идентичному типу PW-9 Армии США. 11-й и 12-й самолеты обозначили FB-2, оснастив V-образными двигателями Packard 1A-1500 мощностью 510 л.с. (380 кВт), шасси со сквозной осью и тормозным гаком для действии с авианосцев, фирма "Boeing" обозначила этот самолет как Model 53. 13-я машина под обозначением FB-3 (Model 55) была гидропланом на двухпоплавковом шасси. 14-й и последний из начального "морского" заказа также был на поплавках. Этот самолет оснащался звездообразным двигателем Wright Р-1 мощностью 450 л.с. (336 кВт) и обозначался FB-4 (Model 54) или FB-6 (со звездообразным двигателем Pratt & Whitney Wasp мощностью 400 л. с. (298 кВт).
Варианты
Model 15А: 24 истребителя из 25 заказанных Армией США под обозначением PW-9A с улучшенным двигателем D-12C (номинальной мощностью как у D-12) и оснащенные сдвоенными расчалками
Model 15В: 25-я партии PW-9A для Армии США с измененным обозначением PW-9B и частными улучшениями, предназначенная для испытаний двигателя D-12D. Заказали 15 машин этой подмодификации, но ни одну так и не собрали
Model 15С: 15 истребителей, заказанных по стандарту PW-9B, но собранных как машины PW-9C с двигателями D-12D и усиленными расчалками. Еще 25 машин того же варианта заказали в августе 1926 года
Model 15D: последний из 40 истребителей PW-9C с изменениями, которые следовало ввести в следующем заказе на 16 машин PW-9D, включая руль увеличенной площади с аэродинамической балансировкой и другими мелкими улучшениями
Model 58: 30-й экземпляр из первоначального заказа на PW-9, его построили как экспериментальный истребитель под обозначением XP-4 с крыльями равного размаха и двигателем с нагнетателем. Заказа серии не последовало
Model 67: обозначение фирмы "Boeing" для основного серийного варианта Model 15, построенного для ВМФ под обозначением FB-5 с двигателем Packard 2A-1500, с измененной конструкцией шасси и увеличенным выносом верхнего крыла. 27 машин поставили в начале 1926 года
Model 68: 24-ю машину PW-9A для углубленной летной подготовки переделали в экспериментальный учебно-тренировочный самолет под обозначением В-3 с дешевым, но слабым V-образным мотором Wright-Hispano мощностью 180 л.с. Машина в серию не пошла
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Boeing Model 67 (FB 5)
Тип: одноместный палубный истребитель
Силовая установка: V-образный двигатель Packard 2A-1500 номинальной мощностью 520 л.с. (388 кВт)
Летные характеристики: скорость максимальная 283 км/ч на уровне моря; крейсерская скорость 241 км/ч на оптимальной высоте; начальная скороподъемность 640 м/мин; практический потолок 6705 м; дальность полета 676 км
Масса: пустого самолета 1115 кг; максимальная взлетная 1474 кг
Размеры: длина 7,24 м; высота 2,87 м; размах крыла 9,75 м; площадь крыльев 22,39 мг
Вооружение: один 12,7-мм и один 7,62-мм синхронные пулеметы Browning, или два 7,62-мм синхронных пулемета Browning
Описание:
- Boeing Model 15, 53, 54, 55, 58, 67, 68 (PW-9 и FB)
- Boeing Model 66 (XP-8)
- Boeing Model 93 (Р-7)
- Flight, April 1924
THE BOEING P.W.-9 PURSUIT BIPLANE
Фотографии
-
Мировая Авиация 138
PW-9C (27-183) окрашен в традиционный для своего времени камуфляж и принадлежит к 25 самолетам второй партии, заказанной в августе 1926 года в дополнение к 15 самолетам первого заказа, размещенного в июне. Окраска руля направления предложена "Boeing", в 1926 году она стал общепринятой.
-
Мировая Авиация 95
2 июня 1923г.: полетел первый из истребителей компании "Boeing", XPW-9, ставший родоначальником целого семейства машин, поступивших на службу в американские ВС в 1930-е годы.
-
Flight 1924-04 / Flight
Four views of the Boeing Pursuit Biplane (500 h.p. Curtiss D-12 engine), a number of which have been supplied to the U.S. Army Air Service. It has a speed range of 60-165 m.p.h.
-
Aeroplane Monthly 1988-04 / K.Wixey - Boeing's Navy biplane fighters (1)
The Boeing PW-9 (Pursuit, Water Cooled) was powered by the 435 h.p. Curtiss D-12C water-cooled engine. Production of the PW-9 began in 1923 and ended in 1928.
-
Мировая Авиация 62
Машина PW-9A была почти неотличима от PW-9. Авиакорпус Армии США получил 25 таких самолетов с 19 июня 1926 по 4 февраля 1927 года. Два самолета переделали для других проектов.
-
Мировая Авиация 138
A-6892 - один из 10 самолетов FB-1, морского варианта Boeing Model 15. Машина была в целом идентична армейскому PW-9.
-
Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - Aircraft A-Z - v2
Boeing Model 15/FB-1.
-
Мировая Авиация 138
Оснащенный двигателем Packard, самолет FB-5 стал основным вариантом Model 15, строившимся для ВМС США (27 машин). Самолет получил усиленное шасси, что было необходимо для эксплуатации на авианосцах.
-
Мировая Авиация 62
27 заказанных ВМФ США машин Boeing FB-5 стали первыми морскими истребителями, изначально предназначенными для действий с авианосцев. На переднем плане самолет из эскадрильи VF-1.
-
Мировая Авиация 63
Не считая экспериментального XP-9, модификация Model 93 стала последним истребителем "Boeing" с мотором жидкостного охлаждения. Установка двигателя V-1570-1 дала существенный прирост в летных характеристиках по сравнению с серийным самолетом PW-9D.
-
Мировая Авиация 138
Последний PW-9 отличался двигателем Packard с турбонаддувом и новым нижним крылом, самолет обозначался как XP-4 (Boeing Model 58).
-
Мировая Авиация 138
На XP-8 (Model 66), созданном на базе PW-9/FB, был испытан новый двигатель Packard с перевернутым блоком цилиндров. Армия США не заказала его, но ряд реализованных в машине решений позже воплотили на морском истребителе F2B/Model 69.
- Фотографии