Описание
Страна : Великобритания
Год : 1915
Одноместный бомбардировщик
Sopwith 1 1/2-Strutter
В декабре 1915 года фирма "Sopwith" подняла в воздух прототип нового боевого биплана, созданного по требованиям ВМС. Были показаны столь высокие характеристики, что самолет был запущен в крупную серию под морским обозначением Admiralty Type 9700 и армейским обозначением Two-Seater. Однако известность он получил как 1 1/2-Strutter (полуторастоечник), так как длина стоек кабана составляла половину длины межкрыльевых стоек. Машина была оснащена воздушными тормозами и переставным стабилизатором.
Самолет выпускался в двухместном и одноместном вариантах, причем последний использовался в качестве бомбардировщика только ВМС. Когда в апреле 1916 года первые серийные экземпляры поступили на вооружение авиации британских ВМС, они стали первыми английскими самолетами, оснащенными синхронизаторами, позволявшими вести огонь из пулемета через плоскость ометания винта. Кроме того, в задней кабине был установлен еще один пулемет на турели.
Прототип был оснащен 110-сильным (82 кВт) ротативным ПД Clerget, но на серийные машины (одноместные и двухместные) устанавливались 110- и 130-сильные (82 кВт и 97 кВт) ротативные ПД Clerget; на некоторые двухместные самолеты устанавливался 110-сильный (82 кВт) ротативный ПД Le Rhone.
Начавшие боевую службу на Западном фронте, 1 1/2-Strutter оказались на переднем крае борьбы с германскими истребителями. Но всего через пару месяцев их превзошли по летным характеристикам новые германские самолеты Albatros и Halberstadt. Тем не менее при адекватном эскорте истребителей 1 1/2-Strutter продолжал оставаться весьма эффективным дальним разведчиком. Но после серьезных потерь во время периода боев, названного "Кровавым апрелем", было принято решение о замене самолета новыми, более скоростными и маневренными машинами. К реализации этого решения приступили в июле 1917 года. Однако в ВМС 1 1/2-Strutter прослужили долго - до конца войны они использовались в качестве корабельных самолетов, оснащенных как колесным, так и лыжным шасси. Помимо Франции они применялись на Эгейском и Македонском ТВД.
4 апреля 1918 года морской 1 1/2-Strutter стал первой двухместной машиной, поднявшейся в воздух с британского корабля, - с платформы на башне тяжелого крейсера "Австралия".
Всего в Британии выпустили свыше 1400 1 1/2-Strutter. К ним следует добавить от 4200 до 4500 машин, построенных во Франции для их ВВС. Они выпускались в вариантах SOP.1 A2 (двухместный разведчик), SOP.1 B2 (двухместный бомбардировщик) и SOP.1B1 (одноместный бомбардировщик).
Помимо Британии, этот замечательный самолет (как во время, так и после Первой мировой войны) состоял на вооружении воздушных сил Бельгии, Франции, Латвии, Польши, России, Румынии, Японии, а также американских Экспедиционных Сил. Также Sopwith 1 1/2-Strutter активно использовался в больших количествах в гражданской войне в России и советско-польской войне 1919-1921 годов.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Sopwith 1 1/2-Strutter
Тип: одноместный бомбардировщик
Силовая установка: один ротативный ПД Clerget в 130 л. с. (97 кВт)
Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 1980 м - 164 км/ч; потолок 3960 м
Масса: пустого 597 кг; максимальная взлетная 1062 кг
Размеры: размах крыла 10,21 м; длина 7,97 м; высота 3,12 м; площадь крыла 32,14 м2
Вооружение: один 7,7-мм пулемет Vickers и до четырех 25-кг или эквивалентное по массе число бомб малого калибра
- Описание
Фотографии
-
АвиаМастер 2006-08 / В.Кондратьев - Первенец классической схемы /Монография/
Регистрационный номер: 9407 "Сопвич полуторастоечный" лейтенанта Раймонда Коллишоу из 3-го авиакрыла британской военно-морской авиации, сентябрь 1917г.
-
Мировая Авиация 88
Регистрационный номер: A993 [2] Истребитель 1 1/2 Strutter из 70-й эскадрильи британского Авиакорпуса, воевавшей во Франции во второй половине 1916 года. Эскадрилья, изначально размещенная в Южном Фарнборо, была оснащена самолетами данного типа 22 апреля 1916 года, а 24 мая ее звено "А" первым прибыло на фронт. К началу августа все три звена эскадрильи действовали во Франции.
-
АвиаМастер 2006-08 / В.Кондратьев - Первенец классической схемы /Монография/
Регистрационный номер: A1521 "Сопвич-разведчик" из 9-го армейского авиаотряда Красного воздушного флота, лето 1918г. На самолете еще сохранились британские трехцветные "кокарды"
-
АвиаМастер 1999-04 / В.Кондратьев, М.Хайрулин - "Японцы" в боях за Урал /Расколотое небо/
"Сопвич", на котором летчики Граб и Шульц сбили "Ньюпор" прапорщика Владимирова.
-
АвиаМастер 2000-01 / В.Кондратьев - "Чернозвездные соколы" /Боевая палитра/
"Сопвич" одного из разведотрядов 5-й армии, станция Иннокентьевская близ Иркутска, лето 1920г.
-
АвиаМастер 2005-05 / М.Хайрулин - Сменивший цвет знамен /Авиация в лицах/
Самолет колчаковской авиации "Сопвич полуторастоечный", на котором в период Гражданской войны летал М.А.Волковойнов.
-
Мир Авиации 1996-02 / М.Хайрулин - Из истории авиации независимой Латвии 1919 - 1940гг. /Архив/ (1)
Регистрационный номер: N2341 [3] Sopwith 1/2 Strutter N 2341. Одна из первых машин Латвийской авиации, аэродром Спилве, август 1919г.
-
АвиаМастер 2006-08 / В.Кондратьев - Первенец классической схемы /Монография/
Регистрационный номер: N912 Одноместный бомбардировщик "Сопвич бомбер" английского Королевского воздушного корпуса, Франция, 1917г.
-
АвиаМастер 2006-08 / В.Кондратьев - Первенец классической схемы /Монография/
Регистрационный номер: 9739 Современная английская реплика "сопвича"
-
АвиаМастер 2006-08 / В.Кондратьев - Первенец классической схемы /Монография/
Современная английская реплика "сопвича"
-
АвиаМастер 2006-08 / В.Кондратьев - Первенец классической схемы /Монография/
Французский Sop.1B2 в авиамузее
-
Aeroplane Monthly 1996-08 / 1996 UK Aircraft Collections and Museums Guide (2)
Регистрационный номер: N5177 The fuselage of the Macclesfield Historical Aviation Society’s Sopwith 1 1/2-Strutter film replica "N5177". The collection is based at Barton Aerodrome.
-
Air Pictorial 1994-08 / P.Jarrett - Sopwith's Long-lost Record Breaker
Первый прототип "полуторастоечника" - "Сопвич" LCT на заводских испытаниях, декабрь 1915г.
The Land Clerget Tractor shortly after completion, in late December 1915 or early January 1916, without armament. Its centre-section bracing, inherited from the Sigrist Bus, led to the type being nicknamed 1 1/2 Strutter in service. -
Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - Aircraft A-Z - v5
Sopwith 1 1/2-Strutter.
-
Aeroplane Monthly 1984-08 / R.Baxter - The Sopwith interview (2)
Регистрационный номер: A1924 [2] Sopwith 1 1/2 Strutter A1924. Note the raised Scarff ring and the clear-view top wing panels.
-
АвиаМастер 2006-08 / В.Кондратьев - Первенец классической схемы /Монография/
Регистрационный номер: A1924 [2] Британский "уан халф страттер" Тип 9400L, построенный на заводе фирмы "Сопвич Эвиэйшн Компани"
-
АвиаМастер 2006-08 / В.Кондратьев - Первенец классической схемы /Монография/
Только что построенный "полуторастоечник" у заводского ангара фирмы "Сопвич" в Бруклендсе
-
АвиаМастер 2006-08 / В.Кондратьев - Первенец классической схемы /Монография/
Регистрационный номер: 7777 Английский "Сопвич" раннего выпуска с запоминающимся номером "7777" и французской турелью "Этев". Сент-Омер, Франция, октябрь 1916г.
-
Мировая Авиация 63
Регистрационный номер: N5093 Первые британские истребители вооружались одним синхронным пулеметом, стреляющим через диск винта, но Strutter имел еще и пулемет Lewis на турели в открытой кабине наблюдателя.
-
АвиаМастер 2006-08 / В.Кондратьев - Первенец классической схемы /Монография/
Регистрационный номер: N5220 "Сопвич", построенный на заводе "Мэнн, Эджертон энд Компани" в Норвиче, о чем свидетельствует надпись на хвостовой части фюзеляжа и характерное расположение серийного номера
Sopwith 1 1/2 Strutter. Two-seat fighter version, Admiralty Type 9400 and Type D to Mann Egerton & Co. Ltd. N5220 (illustrated) served at the Flight Observer's School, Leysdown. -
Air Pictorial 1977-06 / B.Robertson - Mann Egerton Aircraft
Регистрационный номер: N5215 Trio of types produced by Mann Egerton. These two views show; their last Short Bomber, 9495, Sopwith 1/2 Strutter single-seat bomber N5215; and Spad S. VII N6210
Другие самолёты на фотографии: Short Bomber / Type 224 - Великобритания - 1915SPAD S.VII - Франция - 1916
-
АвиаМастер 2006-08 / В.Кондратьев - Первенец классической схемы /Монография/
Регистрационный номер: 7782 Первый "полуторастоечник", собранный на фирме "Растон энд Проктор", июнь 1916г. Еще без окраски и вооружения
-
Мировая Авиация 88
Регистрационный номер: 9708 1 1/2 Strutter выпускались серийно на нескольких английских авиазаводах. Этот двухместный аппарат из построенной фирмой "Sopwith" третьей серийной партии (100 машин). Первые 50 серийных экземпляров собрали на заводах "Rushton" и "Proctor", следующие - на фирме "Sopwith". Их также выпускали на фирмах "Fairey", "Vickers" и "Westland".
-
Air Enthusiast 1997-05 / B.Cumming - Triple DSC
Joe Fall’s 1 1/2 Strutter, the bomber version of the aircraft.
-
АвиаМастер 2006-08 / В.Кондратьев - Первенец классической схемы /Монография/
Регистрационный номер: A5252 Британский "Сопвич" из авиашколы в Бигген Хилле (графство Кент). Самолет построен на фирме "Уэллс Эвиэйшн Компани". Нижняя секция капота демонтирована (возможно, для улучшения охлаждения двигателя)
-
АвиаМастер 2006-08 / В.Кондратьев - Первенец классической схемы /Монография/
"Сопвич" французской сборки, принадлежавший американскому Экспедиционному корпусу в Европе
-
Мировая Авиация 88
Больше всего самолетов 1 1/2 Strutter получила Франция, построившая по разным данным от 4200 до 4500 таких аэропланов. Они заменили в роли бомбардировщиков и разведчиков устаревшие самолеты с толкающими винтами Breguet и Farman.
-
АвиаМастер 2006-08 / В.Кондратьев - Первенец классической схемы /Монография/
Регистрационный номер: A993 [2] Немецкие офицеры с интересом рассматривают трофейный "Сопвич", совершивший вынужденную посадку на вражеской территории 28 апреля 1917г. Самолет ранее принадлежал 43-й эскадрилье RFC
-
Flight 1931-06 / Flight
ONE OF THREE FAMOUS TYPES: THE SOPWITH 1 1/2-STRUTTER WAS USED BY NOS. 43, 45. AND 70 SQUADRONS UP TO 1917.
-
АвиаМастер 2006-08 / В.Кондратьев - Первенец классической схемы /Монография/
"Сопвич" из 70-й эскадрильи RFC (пилот лейтенант Гош, летнаб секонд лейтенант Кибетс), апрель 1917г.
-
Aeroplane Monthly 1974-08 / C.Bartlett - Bomber pilot 1916-1918
No 5 Wing RNAS Sopwith 1 1/2-Strutters undergoing final preparations for a daylight sortie over the Lines at Coudekerque during the bitter winter of 1916-17.
-
Aeroplane Monthly 1982-03 / Grapevine
Регистрационный номер: A8226 [2] Two views of the RAF Museum's Sopwith 1 1/2 Strutter awaiting display at Hendon.
-
Aeroplane Monthly 1982-11 / P.Jarrett - Grapevine
Sopwith 1 1/2-Strutter and Pup in the RAF Museum, Hendon
Другие самолёты на фотографии: Sopwith Pup - Великобритания - 1916
-
АвиаМастер 2006-08 / В.Кондратьев - Первенец классической схемы /Монография/
Регистрационный номер: A8226 [2] Музейный экземпляр двухместного "полуторастоечника"
-
Aeroplane Monthly 1982-05
Регистрационный номер: C9382 Vivian Bellamy's Sopwith 1 1/2 Strutter C9382 photographed at Land's End aerodrome before its sale to the RAF Museum, Hendon.
-
Авиация и Время 2020-03 / А.Харук - Французские авиаторы на Восточном фронте (1916-1918 годы)
«Сопвич» 1 1/2 из эскадрильи SOP 582
-
Aviation Historian 33 / P.Jarrett - Lost & Found
A French postcard bearing the work of photographer "Maximin”, showing “L’Aviateur Desmoulins sur avion Sopwith”, a 1.B2 variant, which has the name “Wolol” or "Woloh” crudely inscribed below the cockpit. Can anyone identify I’aviateur for certain?
-
Aviation Historian 33 / P.Jarrett - Lost & Found
A remarkably sharp photograph of an anonymous French-built 1 1/2-Strutter at an unknown location, with an airship shed in the background and a hangar on the right. And what’s the hump on its nose for? Any clues to the Editor, please!
-
Мировая Авиация 88
США закупили 514 Sop. 1 французской сборки, прежде всего, в качестве учебных машин, однако трем американским эскадрильям пришлось на них повоевать. Кроме того, ВМФ США приобрел несколько (до четырех) французских машин с установленными перед основными стойками шасси противокапотажными упорами (hydrovanes for emergency water alighting ???). Эти аэропланы также использовались для обучения во Франции, хотя одна попала в США.
-
Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - Aircraft A-Z - v5
Rare photograph of a Sopwith 1 1/2 -Strutter on board a US Navy vessel in 1920.
-
Авиация и Космонавтика 2017-01 / В.Морозов - В степях, где течет Керулен: Авиация Монголии 1924-2016 (1)
«Фарманы-30» и «Сопвич-полуторастоечный» ВВС ДВР на аэродроме в районе станции Тарбагатай в августе 1920 г. В 1921 г. именно эти самолеты участвовали в боях против «Азиатской Конной Дивизии» барона фон Унгерна на территории Монголии
Другие самолёты на фотографии: Farman Farman-30/40 - Франция - 1915
-
АвиаМастер 2006-08 / В.Кондратьев - Первенец классической схемы /Монография/
Французские "Сопвичи" в ремонтном ангаре
-
Авиация и Космонавтика 2018-01 / В.Морозов - Авиация Литвы: 1919-2018гг. (1)
Первый самолет, доставшийся ВВС Литвы - советский «Сопвич-Полуторастоечный» в авиамастерских Ковно, 1919 г.
-
Авиация и Космонавтика 2018-01 / В.Морозов - Авиация Литвы: 1919-2018гг. (1)
Тот же «Сопвич-Полуторастоечный» в составе ВВС Литвы, 1926 г.
-
Air Enthusiast 1999-03 / B.van der Klaauw - Unexpected Windfalls
LA-33 was one of the Sopwith 1 1/2-Strutters acquired by the LVA. It landed near Schoondijke on August 28, 1916, and had RNAS serial 9396.
-
Air Enthusiast 1999-03 / B.van der Klaauw - Unexpected Windfalls
Hanriot-built 1 1/2 Strutter belonged to the French Air Force and was taken over by the LVA as LA-45.
-
Авиация и Космонавтика 2018-04 / С.Дроздов - В небе Латвии (1918-2018)
Разведчик «Сопвич» 1 1/2
-
Авиация и Космонавтика 2020-11 / В.Котельников - Советские летчики и самолеты в Афганистане
Полуразобранный «Сопвич» везут на арбах, сентябрь 1921 г.
-
Air Pictorial 1977-06 / B.Robertson - Mann Egerton Aircraft
Регистрационный номер: N5201 Sopwith 1 1/2 Strutter. Single-seat bomber, serial N5201, Admiralty Type 9700 and Type E to Mann Egerton
-
Aeroplane Monthly 1976-04 / Personal album
The Sopwith 1 1/2 Strutters of the batch A5950-A6149, built by Morgan & Company, were single-seat bombers for the RFC. None seems to have been used operationally as such, and this unarmed example probably belonged to a training unit. At least seven 1 1/2 Strutters of this batch were used by No 36 Training Squadron at Montrose.
-
АвиаМастер 2006-08 / В.Кондратьев - Первенец классической схемы /Монография/
Одноместные "Сопвичи бомберы" британского Королевского Воздушного корпуса
-
Мировая Авиация 88
Истребитель 1 1/2 Strutter стал для британского Авиакорпуса немногим больше, чем просто вынужденное приобретение по срочной необходимости, но авиация флота стала главным заказчиком этих самолетов. На базе Оши, Франция, выстроились в линейку самолеты 3-го авиакрыла британской морской авиации.
-
Air Pictorial 1988-02 / B.Robertson - "Z" (Greek) Squadron, R.N.A.S.
Регистрационный номер: N5110 Sopwith 1 1/2 Strutter single-seat bombers operating from an island in the Aegean. The second aircraft from the right is N5110
-
АвиаМастер 2006-08 / В.Кондратьев - Первенец классической схемы /Монография/
Одноместный "Сопвич бомбер" британского Королевского Воздушного корпуса
-
Flight 1940-09 / Flight
Among machines of other firms' design built by Westlands was the Sopwith "One-and-a-half-strutter".
-
АвиаМастер 2006-08 / В.Кондратьев - Первенец классической схемы /Монография/
Sop.1B1 с пулеметом "Льюис" над верхним крылом из 111-й эскадрильи французских ВВС. Эксплуатационные лючки бомбоотсека открыты
-
Мировая Авиация 239
Регистрационный номер: B762 Этот 1 1/2-Strutter был переделан в экспериментальный ночной истребитель ПВО. Он получил специальную установку из двух пулеметов Lewis, неподвижно закрепленных для стрельбы под углом 70° вверх.
Sopwith Comic из 78-й эскадрильи британского Авиакорпуса использовался для испытаний на заводе "Royal Aeroplane Establishment" в Мартлешем-Хит. 78-я эскадрилья ПВО летала на Comic с октября 1917 по июль 1918 года, отражая налеты немецких бомбардировщиков на Лондон. -
Air-Britain Aeromilitaria 1983-03
Mr. A.W.Evans has provided us with the photograph for which no details are known.
The aircraft is a Sopwith 1 1/2 Strutter and, apart from the surrounding populace, there are few clues as to its identity. On the rudder there appears to be a number of some sort. Did any of the sub-contractors have the habit of putting on serial numbers in this fashion?
No gun-mounting is visible in the rear cockpit - or was it a single-seater bomber version of the Strutter? There appears to be a Bowden cable affixed to the forward centre section strut which does not appear clearly in the photographs of 1 1/2 Strutters which come to hand. The central rib of the transparent centre section seems also to be deeper than on Sopwith-built aircraft.
Probably the best clue is the people posing in front of the aircraft, possibly their first completed machine. The central character has a wing collar, obviously part of the management if not actually the owner of the factory. The smock-clad ladies are presumably impressed sempstresses, transferred from silk dresses to best Irish Linen for the aircraft's covering. Slightly-varied dress on the lady on the left may designate her as the firm's Lady Typewriter. And the others? Works Manager, Foreman, Accountant? They seem to outnumber the work force.
Does anyone recognise the hangar itself? Does it belong to Hooper, Mann Egerton, Ruston Proctor, Wells or Morgan, all sub-contractors who might have been more impelled to pose in front of their first aeroplane than the more established manufacturers of Strutters such as Fairey, Vickers and Westland, not to mention Sopwith? -
АвиаМастер 2006-08 / В.Кондратьев - Первенец классической схемы /Монография/
"Сопвич", предназначенный для базирования на авианосцах. Самолет оснащен шасси с противокапотажными лыжами и поплавками для сохранения плавучести при вынужденной посадке на воду
-
АвиаМастер 2006-08 / В.Кондратьев - Первенец классической схемы /Монография/
26 июня 1918 года "Сопвич" взлетает с орудийной башни британского линкора "Инфлексибл"
-
Мировая Авиация 88
1 1/2 Strutter на морской службе получил название "Ship's Strutter". Аэропланы этого типа стали самыми большими аппаратами, запускавшимися с платформ, установленных на орудийных башнях нескольких английских военных кораблей. Эта машина взлетает с носовой башни линейного крейсера "Австралия", 1 апреля 1918 года.
-
Aviation Historian 33 / V.Kotelnikov - The long road to Kabul
A poor-quality but extremely rare photograph of the first batch of aircraft supplied to Afghanistan, comprising a Nieuport 24 and a Sopwith 1 1/2-Strutter, being transported through a characteristically primitive mountain pass by elephant during September-November 1921. The arduous journey through the Hindu Kush took some seven weeks.
Другие самолёты на фотографии: Nieuport Nieuport-17bis/24/25/27 - Франция - 1917
-
АвиаМастер 2006-08 / В.Кондратьев - Первенец классической схемы /Монография/
Бомбовый отсек французского "Сопвича" Sop.1B2
-
АвиаМастер 2006-08 / В.Кондратьев - Первенец классической схемы /Монография/
Тележка шасси французского "Сопвича" Sop.1A2
-
АвиаМастер 2006-08 / В.Кондратьев - Первенец классической схемы /Монография/
Английская турель "Скэрф" с резиновыми компенсаторами
-
Авиация и Время 1998-04 / В.Куликов - Российская армейская авиация в I мировой войне /Аэроархив/ (3)
Летом 1917г. в русские авиаотряды стали поступать британские разведчики Сопвич "Полуторастоечный"
-
АвиаМастер 1999-04 / В.Кондратьев, М.Хайрулин - "Японцы" в боях за Урал /Расколотое небо/
Аэродром 1-й Тверской авиагруппы РККФ. На заднем плане - "Сопвич полуторастоечный", на котором красные летчики Граб и Шульц 16 октября 1918г. одержали первую в гражданской войне воздушную победу, Урало-Сибирский фронт, осень 1918г.
-
АвиаМастер 2006-08 / В.Кондратьев - Первенец классической схемы /Монография/
Александр Козаков (пилот) и Норман Шрайв (наблюдатель) взлетают на Сопвиче-полутораплане. Аэродром Двинский Березник, 1-й Славяно-Британский авиаотряд, 7 декабря 1918г.
-
АвиаМастер 2006-08 / В.Кондратьев - Первенец классической схемы /Монография/
Аэродром 1-го Южного авиаотряда Всевеликого Войска Донского. На первом плане "Сопвич полуторастоечный", доставшийся белоказакам осенью 1918г. в результате вынужденной посадки на вражеской территории красвоенлета Кузнецова. Обратите внимание, что на машине еще нет звезд, а вместо них - английские опознавательные знаки
-
АвиаМастер 2006-08 / В.Кондратьев - Первенец классической схемы /Монография/
"Сопвич" 1-го Кубанского казачьего авиадивизиона, 1919г. Диагональная полоса на хвосте - эмблема подразделения
-
АвиаПарк 2008-01 / В.Кондратьев, М.Хайрулин - Черные звезды над Волгой /Неизвестные страницы/
Линейка самолетов 1-й Советской боевой авиагруппы на аэродроме у станции Свияжск, сентябрь 1918г.
Другие самолёты на фотографии: Nieuport Nieuport-17/21/23 - Франция - 1916SPAD S.VII - Франция - 1916
-
АвиаМастер 2006-08 / В.Кондратьев - Первенец классической схемы /Монография/
Личный состав 31-го РАО РККВФ на фоне истребителя "Ньюпор-17" и "Сопвича". Станция Кресты под Псковом, январь 1919г.
Другие самолёты на фотографии: Nieuport Nieuport-17/21/23 - Франция - 1916
-
Мир Авиации 1996-02 / М.Хайрулин - Из истории авиации независимой Латвии 1919 - 1940гг. /Архив/ (1)
Регистрационный номер: N2341 [3] "Ньюпор" 24бис N 4300 и "Сопвич" N2341 из 1-го отряда на Латгальском фронте, август 1919г.
Другие самолёты на фотографии: Nieuport Nieuport-17bis/24/25/27 - Франция - 1917
-
АвиаМастер 2006-08 / В.Кондратьев - Первенец классической схемы /Монография/
"Ньюпор-17" из 25-го РАО и два "сопвича" на одном из советских аэродромов Западного фронта, 1920 год. Обратите внимание, что один из "сопвичей" окрашен в защитный цвет, а другой покрыт "серебрянкой"
Другие самолёты на фотографии: Nieuport Nieuport-17/21/23 - Франция - 1916
-
АвиаМастер 2006-08 / В.Кондратьев - Первенец классической схемы /Монография/
"Сопвич" 25-го разведотряда ВВС РККА, декорированный красными флагами и лентами в честь 2-й годовщины Октябрьской революции. На борту видна отрядная эмблема - стрела с птичьим крылом
-
АвиаМастер 2006-08 / В.Кондратьев - Первенец классической схемы /Монография/
"Сопвич" одного из советских авиаотрядов Юго-Западного фронта, лето 1920г. Курсовой пулемет "Льюис" установлен над верхним крылом по французскому образцу
-
АвиаМастер 2006-08 / В.Кондратьев - Первенец классической схемы /Монография/
Красные летчики возле "Сопвича"
-
АвиаМастер 2006-08 / В.Кондратьев - Первенец классической схемы /Монография/
Один из "сопвичей" Красного военно-воздушного флота в период Гражданской войны
-
АвиаМастер 2006-04 / В.Котельников - Красные звезды Туркестана /Из истории воздушных войн/ (1)
На аэродроме 25-го советского разведывательного авиаотряда в районе станции Каган (Новая Бухара), август 1920 года. Авиаторы готовят боеприпасы для предстоящей бомбардировки дворца бухарского эмира. На заднем плане видны самолеты "Сопвич полуторастоечный"
-
АвиаМастер 2006-08 / В.Кондратьев - Первенец классической схемы /Монография/
Советский учебный "Сопвич" с юбилейно-агитационной надписью на верхнем крыле, посвященной 25-й годовщине 1-го съезда РСДРП, снимок 1923 года
-
Авиация и Космонавтика 2006-03 / А.Лашков - Из истории собственных наименований воздушных судов России (2)
Самолет-плакат "Красный победитель"
-
АэроХобби 1992-01 / Аэроархив /Коллекция "АХ"/
Самолет-разведчик Sopwith 1 1/2 Strutter ВВС Красной Армии периода гражданской войны. Опознавательные знаки располагаются на верхней и нижней поверхностях крыльев и горизонтального оперения, а также на вертикальном оперении.
-
АвиаМастер 2006-08 / В.Кондратьев - Первенец классической схемы /Монография/
Советский "Сопвич", потерпевший аварию при посадке
-
Мир Авиации 1996-02 / М.Хайрулин - Из истории авиации независимой Латвии 1919 - 1940гг. /Архив/ (1)
Регистрационный номер: N2341 [3] Поломка "Сопвича" N 2341, аэродром Спилве, Рига, август 1919г.
-
Air-Britain Aeromilitaria 1982-03
Sopwith 1 1/2-strutter with flotation gear
-
Aeroplane Monthly 1974-08 / C.Bartlett - Bomber pilot 1916-1918
Регистрационный номер: N5152 A lucky escape for Flt Sub Lt Wright of 5 (N) Sqn, RNAS, when he crashed on take-off on July 13, 1917 at Petite Synthe aerodrome. The Sopwith 1 1/2 Strutter, N5152 “B6”, struck a pile of Bessoneau hangar wood frames and became a write off, while the pilot escaped with bruises.
-
АвиаМастер 2006-08 / В.Кондратьев - Первенец классической схемы /Монография/
Разбитый в аварии "Сопвич" красвоенлета П.Карпухина из 34-го разведывательного отряда РККВФ
-
АэроХобби 1992-02 / Р.Мараев - Украинский воздушный флот в гражданской войне /В небе Украины/
Sopwith 1 1/2 "Strutter"
-
Мировая Авиация 239
Sopwith 1 1/2-Strutter
- Фотографии