Northrop F-5A Freedom Fighter
Варианты:
Northrop - F-5A Freedom Fighter - 1963 - США
Страна: США
Год: 1963


Light tactical fighter and reconnaissance aircraft
Описание
Фотографии:

Цветные фото (63)
Northrop F-5 Freedom Fighter и Tiger II

   Первый прототип легкого одноместного истребителя F-5A Freedom Fighter выполнил первый полет в мае 1963 года. Он послужил базой для разработки целого семейства самолетов. "Canadair" строила одно- и двухместные CF-5A/D и NF-5A/B для ВВС Канады и Нидерландов, соответственно. Снятые с вооружения в Канаде и Нидерландах машины позже передали Ботсване, Турции и Венесуэле. По состоянию на 2001 год самолеты F-5 первого поколения состояли на вооружении в Южной Корее, Бразилии, Греции, Иране, Марокко, Норвегии, Венесуэле, Саудовской Аравии, Испании, Таиланде, Турции, Йемене, на Филиппинах и Тайване. Венесуэльские VF-5A/D прошли ограниченную модернизацию силами компании "Singapore Technologies Aerospace".
<...>


Варианты

   CF-5A/CF-5D: варианты F-5A/F-5B канадской постройки для ВВС Канады, установлены двигатели J85-CAN-15 тягой 1950 кг постройки "Orenda"
   NF-5A/NF-5B: одно- и двухместный варианты для ВВС Нидерландов постройки "Canadair"
   SF-5A/SF-5B: одно- и двухместный варианты постройки CASA для ВВС Испании
<...>
USA
Данный F-5A принадлежал 4441-й школе подготовки экипажей боевых самолетов (на киле - эмблема Тактического авиакомандования), на вооружение которой поступил в августе 1964 года.
The prototype YF-5A 59-4987 'flies' within the incredible Great Gallery at the Museum of Flight at Seattle, Washington. Below the tail of the YF-15A is Canadair Sabre 6 N8686F used by Boeing as a chase-plane for airliner test flights. It now wears RCAF colours.
Три F-5A из 4441-й школы подготовки экипажей боевых самолетов ВВС США, приписанной к авиабазе Уильямс. Приписанные к этой авиабазе F-5 некоторое время несли отличительные знаки в виде желтой молнии.
An F-5 loaded with 500lb Snakeyes (retarded) bombs and unfinned napalms.
Taxying out at first light, an F-5 is carrying one of its favorite ordnance loads four 750lb GP bombs.
F-5C с напалмовым баком на правом пилоне
Loaded with finned napalm and Mk.82 Snakeyes, an F-15 waits for its pilot to complete his briefing.
Colonel Frank Emory, 4503rd Squadron CO, climbs into the cockpit of his F-5 ready for another mission. Note the original 'Skoshi Tiger' emblem worn on his right shoulder.
Captain Gill Dunne, a pilot in the 10th Air Commandos, suited up and ready to strap in for another mission over Laos. His F-5 is loaded with Mk.117 (750lb) bombs and BLU-18 napalm canisters.
Истребители F-5C проходили оценочные испытания в боевых условиях в рамках программы "Skoshi Tiger" сначала над Северным, а потом над Южным Вьетнамом. ВВС США нашли дальность полета F-5C недостаточной, поэтому их передали ВВС Южного Вьетнама.
Один из F-5 4503-й тиаэ ВВС США на авиабазе Бьен Хоа, январь-февраль 1966 г.
An F-5 loaded with 750lb GPs and a centerline fuel tank for an upcoming mission out of Bien Hoa.
F-5C из состава 4503-й эскадрильи тактических истребителей, вооруженный четырьмя бомбами M117 и оснащенный заправочной штангой, выруливает на исполнительный старт - «last chance» (последний шанс), где с оружия снимались предохранители. Опыт ВВС США показал, что F-5 хорошо подходит для вылетов на малый радиус.
Armed with four 500lb Snakeyes, an F-5 is waiting for a forward air controller to call in a strike. This aircraft was an original 'Skpshi Tiger' bird, but was being flown by the 10th FCS at the time.
Close-up showing the number of missions that this F-5 had flown since its introduction into combat in Vietnam with the 4503rd Fighter Squadron (Provisional). This was taken after the 10th Fighter Commando Squadron had taken over the aircraft.
Two F-5s drop down to a lower altitude as they prepare to get in the landing pattern at Bien Hoa. Taken in early 1967 when the 10th Fighter Commandos were flying the F-5 in Vietnam.
With the use of tankers the F-5 could penetrate deep into hostile areas with a maximum load of ordnance. A F-5, loaded with four Mk.117 bombs, tops off its tanks before joining up with a forward air controller and selected targets.
Три F-5C в одном строю с заправщиком KC-135A перед своей отправкой во Вьетнам. В отличие от других самолетов ВВС США F-5 несли только заправочную штангу, что требовало оснащения штанги заправщика дополнительным шлангом.
Панорама южновьетнамской авиабазы Бьен Хоа в феврале 1966 г. Справа видны A-1, слева F-100D и на переднем плане - недавно прибывшие F-5 4503-й тиаэ ВВС США
View of the parking area at Bien Hoa in early January 1966 showing two of the workhorses of the USAF during the early years of the Vietnam War: F-100 Super Sabres and A-1 Skyraiders. They made room for the Skoshi Tiger Project in a tightly-packed base.
South Vietnam
F-5E социалистического Вьетнама во время кампании в Кампучии. 1980 г.
Южновьетнамский F-5A с подвешенными бомбами выруливает на взлетную полосу. В отличие от американских самолетов, он не оборудован штангой дозаправки топливом в полете
Подвеска бомб под южновьетнамский «Фридом Файтер»
Южновьетнамский истребитель F-5, принимавший участие в боях в Камбодже
В полете F-5A ВВС Южного Вьетнама (VNAF)
Трогательное постановочное фото, якобы символизирующее «боевое братство» USAF и VNAF - американский и южновьетнамский техники рисуют эмблему эскадрильи на F-5A ВВС Южного Вьетнама. Авиабаза Бьен Хоа. Фото 1966-1967 гг.
In rather weathered Iranian Air Force-style camouflage, this anonymous F-5E (F-5A ???) is preserved at the Military Museum in Ho Chi Minh City.
Netherlands
Flying from Eindhoven, Gilze Rijen and Twenthe, the NF-5 has, according to KLu pilots, returned to them "the flying capabilities of the old-style fighter", and conversion to the Northrop aeroplane from the Thunderstreak has been much like switching from an aged cart horse to a spirited filly.
An NF-5A of No 314 "Redskin" Sqn, this unit being destined to retain this equipment until 1989 for the support of the ACE Mobile Force. Note the recently-adopted two-tone grey colour scheme.
Canadair-built Northrop NF-5As of the R. Netherlands A.F. ("Koninklijke Luchtmacht"), which celebrates its 60th birthday on 1st July. Aircraft bearing the arrow-shooting centaur fin badge belong to No. 314 Squadron, while lion badge denotes No. 315 Squadron
NF-5As of Nos 314 and 315 Tactical Fighter squadrons.
Northrop F-5E Tiger IIs (F-5A ???).
One of No 314 Sqn’s NF-5As ( K-3021), elaborately painted for display purposes and flown by Lt Hans Iseke, is seen in a vertical climb.
Нидерланды заказали 75 NF-5A и 30 NF-5B в 1967 году - для замены F-84F Thunderstreak. Поставки были закончены в 1972 году. Карьера F-5 в голландских ВВС была продолжительной, последняя эскадрилья перевооружилась с NF-5 на F-16 в 1991 году.
Norway
The Northrop F-5 has served the RNoAF well over more than 30 years, the upgraded examples flying with No 336 Skv at Rygge as fighter lead-in trainers. The picture was taken recently on a sortie from the squadron’s base in southern Norway.
Три норвежских F-5A(G) (на переднем плане) и один F-5B(G) (на заднем) во время испытательного облета перед поставкой. Норвежские F-5 могли оснащаться взлетными ускорителями JATO, посадочными гаками и антиобледенительной системой лобового стекла.
The picture was taken recently on a sortie from the squadron’s base in southern Norway.
Королевские ВВС Норвегии/Kongelige Norske Luftorsvaret: Норвегия приобрела 78 F-5A, 16 RF-5A и 14 F-5B для выполнения ударных задач. Самолеты были сведены в шесть эскадрилий - по 16 машин в каждой. После поступления на вооружение F-16 336-я эскадрилья была сохранена для подготовки пилотов новых истребителей.
Norway became the first overseas F-5 customer, when it ordered 65 F-5A/Bs in February 1964. Today, only six F-5Bs continue to fly from Rygge as part of the 'Eye of the Tiger' programme to test a Konigsborg anti-shipping missile.
Two generations of photo-reconnaissance specialists together in January 1969 - nearest the camera is RF-84F serial 52-8714, coded AZ-F, beside Northrop RF-5A serial 68-9105, AZ-M. The much more capable twin-engined RF-5A took over the RF-84F’s role completely when the last RNoAF Thunderflash was retired in June 1970.
Spain
The only MATAC unit operating the SF-5A is Escuadron 211, which, together with the Super Saeta-equipped Escuadron 214, forms Ala 21 at Moron. From the mid-'eighties, the SF-5A will be supplanted by the FACA.
Greece
Among the teams competing in the 1971 Airsouth Fighter Weapons Meet were the Northrop F-5As of the Hellenic Air Force's 341st Squadron
ВВС Греции/Greece Elliniki Polemiki Aeroporia: в рамках американской программы взаимопомощи MAP (Mutual Assistance Program) Греция с 1965 года получила 52 F-5A, вооруженных ракетами Sidewinder. В 1975-1991 годах дополнительные 48 F-5A, 11 NF-5A, 16 RF-5A, 21 F-5B и один NF-5B были получены от Ирана, Иордании, Нидерландов и Норвегии. На пике своей службы в греческих ВВС F-5 (на фото) состояли на вооружении пяти эскадрилий 28-го тактического авиационного командования, решая преимущественно ударные задачи.
Turkey
ВВС Турции/Turk Hava Kuvvetleri: поставки первых F-5 начались в 1965 году. В рамках программы помощи США поставили 75 F-5A, 20 RF-5A и 13 F-5B, поступивших в 1-е и 3-е тактические авиационные подразделения. Позднее Турция доработала 13 F-5A до стандарта RF-5A. В итоге Турция получила большое число F-5 из других стран. В 1974-1989 годах турецким ВВС было поставлено 28 F-5A, шесть RF-5A, 60 NF-5A (только 34 в летном состоянии) и семь F-5B из Ливии, Нидерландов, Норвегии, Тайваня и США. Основной задачей большей части турецких F-5 является штурмовка, а второстепенной - обеспечение ПВО, хотя большинство из них не может нести ракеты AIM-9. В декабре 1993 года была сформирована пилотажная группа "Turk Yildizlari" ("Турецкие звезды"). В 2013 году Турция остается крупнейшим в мире оператором, располагая более чем 80 F-5A, NF-5A и F-5B. В основном эти самолеты используются для обучения, поддерживая большой парк турецких F-16.
Турция была крупнейшим оператором F-5A/B и NF-5A/B. Турецкие ВВС получили более 200 самолетов от других стран НАТО и применяли их в качестве истребителей-бомбардировщиков, разведывательных и учебно-боевых истребителей. На сегодня в строю остаются около 70 одно- и двухместных самолетов данного типа.
NF-5A
Авиашоу в Измире, посвященное 100-летию ВВС Турции. Июнь 2011г. NF-5A
"Турецкие звезды" в небе над Кубинкой
One of the Turkish Stars NF-5As mounted in a pond. The park’s Google Earth co-ordinates are N37.957243, E32.559563.
Iran
2-7250 is one of the ex-Ethiopian F-5As procured in 1985. It is used by the 43rd CCTS for weapons training. It is shown after a post-restoration test flight in Tehran on October 8, 2011
F-5E (F-5A ???) из состава ВВС Исламской Республики Иран. Аэродром Талебзаде, середина 2000-х годов.
Jordan
The remaining F-5As and F-5Bs of the RJAF are now used by No 6 Squadron of King Hussein Air College at Mafraq.
South Korea
После Тайваня следующим крупным оператором F-5E/F стали ВВС Южной Кореи (RoKAF). Сперва страна получила 19 F-5E, ранее принадлежавших Южному Вьетнаму. В дальнейшем закупки уже новых самолетов составили 126 F-5E, 20 F-5F, 48 KF-5E и 20 KF-5F, поставленных до 1986 года. Обозначение KF-5 использовалось для F-5E/F, выпущенных по лицензии в Южной Корее.
F-5 в процессе перекраски
Thailand
Philippines
Contrasting photographs of 6th TFS Northrop F-5As at Basa in (upper photo) the new all-grey finish and (lower photo) natural metal finish, with the latter aircraft bearing the distinctive markings of the "Blue Diamonds" aerobatic display team.
Chile
The F-5 upgrade programme required IAI to develop its first major upgrade suit for a combat aircraft that was not in IDF/AF service.
Venezuela
Northrop F-5
В 1972 году Канада и Нидерланды передали венесуэльским ВВС в общей сложности 27 самолетов VF-5A/B постройки "Canadair". На сегодня в строю остаются лишь 16 машин, многие из которых оснащены системой дозаправки в полете по типу F-5E.