Northrop F-5A Freedom Fighter
Варианты:
Northrop - F-5A Freedom Fighter - 1963 - США
Страна: США
Год: 1963


Light tactical fighter and reconnaissance aircraft
Описание
Фотографии:

Цветные фото (40)
Northrop F-5 Freedom Fighter и Tiger II

  Первый прототип легкого одноместного истребителя F-5A Freedom Fighter выполнил первый полет в мае 1963 года. Он послужил базой для разработки целого семейства самолетов. "Canadair" строила одно- и двухместные CF-5A/D и NF-5A/B для ВВС Канады и Нидерландов, соответственно. Снятые с вооружения в Канаде и Нидерландах машины позже передали Ботсване, Турции и Венесуэле. По состоянию на 2001 год самолеты F-5 первого поколения состояли на вооружении в Южной Корее, Бразилии, Греции, Иране, Марокко, Норвегии, Венесуэле, Саудовской Аравии, Испании, Таиланде, Турции, Йемене, на Филиппинах и Тайване. Венесуэльские VF-5A/D прошли ограниченную модернизацию силами компании "Singapore Technologies Aerospace".
<...>


Варианты

  CF-5A/CF-5D: варианты F-5A/F-5B канадской постройки для ВВС Канады, установлены двигатели J85-CAN-15 тягой 1950 кг постройки "Orenda"
  NF-5A/NF-5B: одно- и двухместный варианты для ВВС Нидерландов постройки "Canadair"
  RF-5A: разведывательный вариант F-5A с четырьмя фотоаппаратами в носовой части фюзеляжа
  SF-5A/SF-5B: одно- и двухместный варианты постройки CASA для ВВС Испании
  SRF-5A: вариант RF-5A постройки CASA для ВВС Испании
<...>
Данный F-5A принадлежал 4441-й школе подготовки экипажей боевых самолетов (на киле - эмблема Тактического авиакомандования), на вооружение которой поступил в августе 1964 года.
The prototype YF-5A 59-4987 'flies' within the incredible Great Gallery at the Museum of Flight at Seattle, Washington. Below the tail of the YF-15A is Canadair Sabre 6 N8686F used by Boeing as a chase-plane for airliner test flights. It now wears RCAF colours.
Три F-5A из 4441-й школы подготовки экипажей боевых самолетов ВВС США, приписанной к авиабазе Уильямс. Приписанные к этой авиабазе F-5 некоторое время несли отличительные знаки в виде желтой молнии.
Три норвежских F-5A(G) (на переднем плане) и один F-5B(G) (на заднем) во время испытательного облета перед поставкой. Норвежские F-5 могли оснащаться взлетными ускорителями JATO, посадочными гаками и антиобледенительной системой лобового стекла.
Королевские ВВС Норвегии/Kongelige Norske Luftorsvaret: Норвегия приобрела 78 F-5A, 16 RF-5A и 14 F-5B для выполнения ударных задач. Самолеты были сведены в шесть эскадрилий - по 16 машин в каждой. После поступления на вооружение F-16 336-я эскадрилья была сохранена для подготовки пилотов новых истребителей.
Flying from Eindhoven, Gilze Rijen and Twenthe, the NF-5 has, according to KLu pilots, returned to them "the flying capabilities of the old-style fighter", and conversion to the Northrop aeroplane from the Thunderstreak has been much like switching from an aged cart horse to a spirited filly.
An NF-5A of No 314 "Redskin" Sqn, this unit being destined to retain this equipment until 1989 for the support of the ACE Mobile Force. Note the recently-adopted two-tone grey colour scheme.
Canadair-built Northrop NF-5As of the R. Netherlands A.F. ("Koninklijke Luchtmacht"), which celebrates its 60th birthday on 1st July. Aircraft bearing the arrow-shooting centaur fin badge belong to No. 314 Squadron, while lion badge denotes No. 315 Squadron
NF-5As of Nos 314 and 315 Tactical Fighter squadrons.
One of No 314 Sqn’s NF-5As ( K-3021), elaborately painted for display purposes and flown by Lt Hans Iseke, is seen in a vertical climb.
Нидерланды заказали 75 NF-5A и 30 NF-5B в 1967 году - для замены F-84F Thunderstreak. Поставки были закончены в 1972 году. Карьера F-5 в голландских ВВС была продолжительной, последняя эскадрилья перевооружилась с NF-5 на F-16 в 1991 году.
An F-5 loaded with 500lb Snakeyes (retarded) bombs and unfinned napalms.
Taxying out at first light, an F-5 is carrying one of its favorite ordnance loads four 750lb GP bombs.
Loaded with finned napalm and Mk.82 Snakeyes, an F-15 waits for its pilot to complete his briefing.
Южновьетнамский истребитель F-5, принимавший участие в боях в Камбодже
Colonel Frank Emory, 4503rd Squadron CO, climbs into the cockpit of his F-5 ready for another mission. Note the original 'Skoshi Tiger' emblem worn on his right shoulder.
Captain Gill Dunne, a pilot in the 10th Air Commandos, suited up and ready to strap in for another mission over Laos. His F-5 is loaded with Mk.117 (750lb) bombs and BLU-18 napalm canisters.
Истребители F-5C проходили оценочные испытания в боевых условиях в рамках программы "Skoshi Tiger" сначала над Северным, а потом над Южным Вьетнамом. ВВС США нашли дальность полета F-5C недостаточной, поэтому их передали ВВС Южного Вьетнама.
An F-5 loaded with 750lb GPs and a centerline fuel tank for an upcoming mission out of Bien Hoa.
F-5C из состава 4503-й эскадрильи тактических истребителей, вооруженный четырьмя бомбами M117 и оснащенный заправочной штангой, выруливает на исполнительный старт - «last chance» (последний шанс), где с оружия снимались предохранители. Опыт ВВС США показал, что F-5 хорошо подходит для вылетов на малый радиус.
Armed with four 500lb Snakeyes, an F-5 is waiting for a forward air controller to call in a strike. This aircraft was an original 'Skpshi Tiger' bird, but was being flown by the 10th FCS at the time.
Close-up showing the number of missions that this F-5 had flown since its introduction into combat in Vietnam with the 4503rd Fighter Squadron (Provisional). This was taken after the 10th Fighter Commando Squadron had taken over the aircraft.
Two F-5s drop down to a lower altitude as they prepare to get in the landing pattern at Bien Hoa. Taken in early 1967 when the 10th Fighter Commandos were flying the F-5 in Vietnam.
With the use of tankers the F-5 could penetrate deep into hostile areas with a maximum load of ordnance. A F-5, loaded with four Mk.117 bombs, tops off its tanks before joining up with a forward air controller and selected targets.
Три F-5C в одном строю с заправщиком KC-135A перед своей отправкой во Вьетнам. В отличие от других самолетов ВВС США F-5 несли только заправочную штангу, что требовало оснащения штанги заправщика дополнительным шлангом.
View of the parking area at Bien Hoa in early January 1966 showing two of the workhorses of the USAF during the early years of the Vietnam War: F-100 Super Sabres and A-1 Skyraiders. They made room for the Skoshi Tiger Project in a tightly-packed base.
F-5 ВВС социалистического Вьетнама
The F-5 upgrade programme required IAI to develop its first major upgrade suit for a combat aircraft that was not in IDF/AF service.
The only MATAC unit operating the SF-5A is Escuadron 211, which, together with the Super Saeta-equipped Escuadron 214, forms Ala 21 at Moron. From the mid-'eighties, the SF-5A will be supplanted by the FACA.
ВВС Греции/Greece Elliniki Polemiki Aeroporia: в рамках американской программы взаимопомощи MAP (Mutual Assistance Program) Греция с 1965 года получила 52 F-5A, вооруженных ракетами Sidewinder. В 1975-1991 годах дополнительные 48 F-5A, 11 NF-5A, 16 RF-5A, 21 F-5B и один NF-5B были получены от Ирана, Иордании, Нидерландов и Норвегии. На пике своей службы в греческих ВВС F-5 (на фото) состояли на вооружении пяти эскадрилий 28-го тактического авиационного командования, решая преимущественно ударные задачи.
ВВС Турции/Turk Hava Kuvvetleri: поставки первых F-5 начались в 1965 году. В рамках программы помощи США поставили 75 F-5A, 20 RF-5A и 13 F-5B, поступивших в 1-е и 3-е тактические авиационные подразделения. Позднее Турция доработала 13 F-5A до стандарта RF-5A. В итоге Турция получила большое число F-5 из других стран. В 1974-1989 годах турецким ВВС было поставлено 28 F-5A, шесть RF-5A, 60 NF-5A (только 34 в летном состоянии) и семь F-5B из Ливии, Нидерландов, Норвегии, Тайваня и США. Основной задачей большей части турецких F-5 является штурмовка, а второстепенной - обеспечение ПВО, хотя большинство из них не может нести ракеты AIM-9. В декабре 1993 года была сформирована пилотажная группа "Turk Yildizlari" ("Турецкие звезды"). В 2013 году Турция остается крупнейшим в мире оператором, располагая более чем 80 F-5A, NF-5A и F-5B. В основном эти самолеты используются для обучения, поддерживая большой парк турецких F-16.
Турция была крупнейшим оператором F-5A/B и NF-5A/B. Турецкие ВВС получили более 200 самолетов от других стран НАТО и применяли их в качестве истребителей-бомбардировщиков, разведывательных и учебно-боевых истребителей. На сегодня в строю остаются около 70 одно- и двухместных самолетов данного типа.
NF-5A
Авиашоу в Измире, посвященное 100-летию ВВС Турции. Июнь 2011г. NF-5A
Northrop F-5
В 1972 году Канада и Нидерланды передали венесуэльским ВВС в общей сложности 27 самолетов VF-5A/B постройки "Canadair". На сегодня в строю остаются лишь 16 машин, многие из которых оснащены системой дозаправки в полете по типу F-5E.
F-5 в процессе перекраски