Мировая Авиация 209
-
Летчик-испытатель НАСА Билл Дана смотрит, как NB-52 выполняет проход на малой высоте над HL-10. Дана стал четвертым пилотом HL-10, первый полет на этом ЛА он выполнил в безмоторном режиме 25 апреля 1969 года.
Dassault Mirage F1CE. На вооружении ВВС Испании в течение 36 лет состояли 90 Mirage F1: 45 модификации F1CE, 20 - F1EE и шесть двухместных F1BE. Кроме того, испанские ВВС закупили несколько самолетов, ранее состоявших на вооружении ВВС Франции и Катара. В настоящее время на вооружении остались только F1CE и F1BE. Все Mirage F1 сведены в 14-е авиакрыло (Ala 14). В 2006 году испанские F1 были переброшены в Литву в рамках миссии Baltic Air Policing. Изображен самолет в светло-серой окраске ПВО с эмблемами подразделения Ala 14 и специально нанесенной "тигровой" символикой эскадрильи.
Франция закупила в общей сложности 251 Mirage F1, включая все прототипы, два из которых, Mirage F1 No.01 и Mirage F1E (F1-M53), являлись частной собственностью "Eurofighter". Финансирование закупок велось на основе годового планирования, но в соответствии с пятилетним планом расходов на оборону. В 1969-1973 годах финансировалась постройка 105 самолетов с началом поставок в июне 1977 года. Ассигнования на постройку второй партии, в которую впервые включили двухместные F1B, выделили в 1977 году. Истребители F1 пришли на смену Vautour IIN, Super Mystere B2 и Mirage IIIC, a F1CR дополнили разведчики Mirage IIIR и IIIRD; всего в 1980 году было заказано 225 машин. Из-за задержки с поставкой Mirage 2000 в бюджете 1982 года была предусмотрена закупка дополнительно 21 Mirage F1 в варианте разведчика, но первые самолеты этого заказа собрали в варианте перехватчика F1C. В 2011 году в ВВС Франции осталось только одна эскадрилья F1, где самолеты использовались в основном как разведчики.
Mirage F1 ВВС Франции с выпущенными воздушными тормозами дозаправляется над Афганистаном от заправщика KC-10 ВВС США, 2010 год. В Афганистане французские F1 обычно выполняли разведывательные задания, но иногда привлекались и к нанесению ударов по наземным целям.
Греция. Как и в случае с Эквадором, Греция обратилась к "Dassault" после отказа США в начале 1970-х годов поставить самолеты для замены устаревших Convair F-102 Delta Dagger. Вместо 40 McDonnell Douglas F-4E Phantom Греция 16 июня 1974 года заказала 40 Mirage F1 CG. Из-за обострения отношений с Турцией самолеты требовались Греции срочно. Первые 16 поставленных ВВС Греции F1C изначально строились для ВВС Франции. Двухместные самолеты Греции не поставлялись. Первые 16 греческих машин имели серийные номера AA 51, 53, 56, 57, 59, 61, 65, 66, 86, 88, 89, 91, 93, 94, 95 и 97, остальные машины с серийными номерами 117-140 строились по греческому заказу. Все самолеты получили серо-голубую (позже низ перекрасили в серебристый цвет) окраску перехватчиков ПВО. Приемники предупреждения об облучении на самолеты не устанавливались. Основным вооружением в варианте ПВО являлись УР "воздух-воздух" AIM-9J Sidewinder, в 1980 году дополненные УР AIM-9P. С вооружения ВВС Греции Mirage F1 сняли в 2003 году.
На этом рисунке изображен MS.406, избежавший участи германского трофея. В июле 1940 года истребитель состоял на вооружении 1-й эскадрильи истребительной группы I/2 в Ниме. На киле изображена эмблема эскадрильи SPA3 "Cigogne de Guynemer" - аист с опущенными крыльями. На самолете с такой эмблемой в годы Первой мировой войны сражался прославленный французский ас Жорж Гинемер.
Были построены два прототипа и 15 предсерийных MS.405. В конструкцию 11 предсерийных самолетов внесли изменения, характерные для серийных MS.406.
Линейка MS.406 на аэродроме в Южной Франции, весна 1940 года. Пока на севере шли бои с германскими войсками, на юге, со стороны Альп, во Францию вторглись итальянцы. Против итальянской авиации MS.406 действовали гораздо успешнее, чем против Люфтваффе.
В 1940 году Франция перебросила MS.406 в Индокитай. Самолеты были взяты из китайского заказа и не имели пушек, так как пушки Китаю уже поставили.
Вооружение MS.406 состояло из стреляющей через втулку винта пушки и двух крыльевых пулеметов MAC 1934. Радиатор был полуубираемым. На фотографии - самолет из группы GC III/1,1940 год.
A-36A-1-NA, 42-83803/"B3" PAT лейтенанта Майкла Т. Руссо из 522-й истребительно-бомбардировочной эскадрильи. В декабре 1943 года на этом самолете Руссо одержал свои три последние из пяти побед в воздушных боях (два Bf 109 и Ju 52/3m), став единственным асом Mustang с мотором Allison.
A-36A-1-NA, 42-83901. На самолете, названном в честь собственной жены "Dorothy Helen", летал Джон П. Кроудер из 524-й истребительно-бомбардировочной эскадрильи. Кроудер одержал две победы, летая на P-40, но после перевооружения эскадрильи на A-36 свой боевой счет увеличить не сумел. Красная окантовка опознавательных знаков ВВС Армии США использовалась только в период с июня по август 1943 года.
На фотографии A-36A хорошо видны воздухозаборники радиатора двигателя и фюзеляжные 12,7-мм пулеметы. По данным особенностям можно идентифицировать A-36A.
Пикирующие бомбардировщики A-36A Apache из двух неустановленных тренировочных подразделений на авиабазе Стейтсайд. Опознавательные знаки обведены окантовкой красного цвета, которая использовалась только в период с июня по август 1943 года.
Этот вооруженный пушками P-51, 41-37324, (вариант P-51A имел чисто пулеметное вооружение) был изъят из партии в 150 самолетов NA.91 (Mustang Mk IА), предназначенной для поставки по ленд-лизу Великобритании. В ВВС Армии США 55 самолетов этой партии доработали путем установки фотоаппаратуры в разведчики F-6A (P-51-1). Самые первые самолеты Mustang получила действовавшая в Северной Африке 68-я наблюдательная группа.
Фотография сделана в конце 1943 года на учениях в США. В учебных подразделениях бортовые номера наносились на фюзеляжи самолетов.
Оснащенный двумя подкрыльевыми бомбодержателями, A-36A мог нести две 227-кг бомбы, на крыле были смонтированы воздушные тормоза. A-36A действовали в Италии с 1943 года.
A-36A в полете над южной Калифорнией. Судя по маркировке самолетов, фотоснимок сделан в период между серединой 1942 года и серединой 1943 года.
Две эскадрильи, 331-я и 332-я, из 33-го истребительно-бомбардировочного авиакрыла (эскадры) предназначались для нанесения ядерных ударов. Свои первые Tornado авиакрыло JBG 33 получило в 1982-1983 годах, но продолжало эксплуатировать F-104G до 1985 года.
Tornado часто представляют как чрезмерно сложный самолет, но на практике доказано, что он является эффективным авиационным комплексом. Все эксплуатанты Tornado применяли их в реальных боевых действиях, и самолет, как минимум, оправдал, а зачастую и превосходил ожидания. В морской авиации Германии Tornado IDS (на фотографии) пришли на смену F-104G Starfighter, основным вооружением самолетов являются противокорабельные ракеты Kormoran Mk 2.
Перед учениями "Tiger Meet" эмблему 321-й эскадрильи в виде головы черной кошки заменили изображением тигра с ракетой AGM-88 HARM. Впервые такая эмблема появилась в 1998-1999 годах.
Окраска группы AG 51 сочетает юбилейную символику и символику "Tiger Meet". Окраска была нанесена в 1997-1999 годах. Согласно условиям учений "Tiger Meet", эмблема должна была изображать тигра, но в AG 51 вместо него нарисовали черную пантеру, дополнив ее отдельным элементом с полосами тигра. Группа была сформирована в 1959 году и первоначально получила на вооружение самолеты RF-84 Thunderflash, в настоящее время она вооружена Tornado IDS.
В 1998 году 40-летний юбилей эскадры JBG 31 "Boelcke" отметили специальной окраской Tornado IDS - на плоскостях крыла написали "1958-1998".
В 2009 году германские Tornado налетали 55555 часов, по этому случаю перекрасили самолет, эксплуатировавшийся в учебном центре ВВС Германии на авиабазе Холломэн (Flugausbildungszentrum) в США.
321-я эскадрилья из 32-й истребительно-бомбардировочной эскадры вошла в так называемый "Tiger Club" НАТО. В преддверии учений "Tiger Meet" самолеты получали разнообразную окраску с мотивами тигриных полос. Впервые тигровая раскраска на самолетах 321-й эскадрильи появилась в 1996 году, в 1998 году окраску обновили и несколько изменили.
По случаю 40-летия тактической разведки ВВС Германии второй самолет группы AG 51, 44+88, получил специальную окраску, сочетавшую изображение черной пантеры с полосами цветов национального флага Германии и мотивами тигровой окраски на носках крыла и кромках воздухозаборника.
Изначально верхние и боковые поверхности итальянских Tornado камуфлировались пятнами двух оттенков зеленого цвета, а нижние поверхности окрашивались в серебристый цвет. Вооруженные силы Италии получили 100 Tornado IDS, включая одну доработанную предсерийную машину. Поскольку Италия со странами восточного блока не граничила, ее Tornado предназначались для действий на Средиземноморье и отражения потенциально возможных нападений с суши на Австрию и Югославию. Впервые Италия использовала свои Tornado в операции "Буря в пустыне", затем они действовали над странами бывшей Югославии. Позже самолеты применялись в Афганистане и против Ливии.
Для поражения надводных целей итальянские (на фотографии) и германские Tornado вооружались ПКР Kormoran, в то время как самолеты британских ВВС несли ПКР Sea Eagle. В морской авиации Германии ПКР Kormoran Mk 1 первыми вооружили самолеты F-104G, позже на вооружение приняли более совершенные ПКР Kormoran Mk 2.
155-я эскадрилья "Giorgio Graffer" из 50-го авиакрыла ВВС Италии специализируется на подавлении ПВО. Эта эскадрилья базируется в Пьяченца-Сан Дамиано, на ее вооружении состоят варианты ECR и IDS (на фотографии). Примерно 20 итальянских истребителей-бомбардировщиков IDS сразу после окончания войны в Персидском заливе доработали в носители ракет AGM-88 HARM. Однако специальное электронное оборудование этих самолетов менее совершенно, чем на варианте ECR - ударно-разведывательном самолете РЭП.
Накануне операции "Буря в пустыне" Tornado ВВС Италии перекрасили в песочный цвет. После окончания войны некоторое время самолеты летали в пустынной окраске, но затем их перекрасили в серый цвет. В "Буре в пустыне" основным вооружением итальянских Tornado являлись 454-кг свободнопадающие бомбы Mk 83. Этот IDS на фотографии несет такую бомбу на правом подфюзеляжном узле подвески. Штанга топливоприемника выпущена, для самообороны самолет вооружен двумя УР "воздух-воздух" AIM-9 Sidewinder.
Левую пушку на Tornado GR.Mk 4 демонтировали, вместо нее разместив БРЭО. На фотографии - GR.Mk 4 из 2-й эскадрильи британских ВВС выруливает на старт, на самолете подвешены имитатор УР Sidewinder и практическая бомба.
Tornado IDS. 156-ю эскадрилью 36-го авиакрыла перевооружили на Tornado в 1984 году, в мае 1984 года эскадрилья вернулась в Джойя-дель-Колле, а в августе 1984 года достигла состояния боеготовности. Tornado IDS из 36-го авиакрыла несли на килях эмблему в виде пикирующего орла на фоне молнии желтого цвета, кромки их воздухозаборников окрашивались в красный цвет. Главной задачей 36-го авиакрыла являлось нанесение ударов по надводным целям и изоляция района боевых действий. Вооруженные ПКР Kormoran, самолеты Tornado из 156-й эскадрильи выполняли проходы на малой высоте над сербскими кораблями и судами в ходе операции "Sharp Guard" - морской блокаде Сербии силами НАТО. Ныне Tornado сняты с вооружения авиакрыла, ее 10-я и 12-я эскадрильи летают на Eurofighter Tifone. Изображенный самолет в настоящее время состоит на вооружении 154-й эскадрильи 6-го авиакрыла.
Tornado IDS
Пуск УР AIM-9M из бокового отсека F-22 EMD. Устаревшая УР AIM-9M является "ахиллесовой пятой" арсенала F-22, хотя ракета надежна и неоднократно проверена в реальных воздушных боях. УР AIM-9M планируется заменить на более совершенную УР AIM-9X. Планируется, что F-22 будет способен применять AIM-9X в 2012 году.
Самолет F-22, до поступления в войска F-35, будет оставаться единственным истребителем с размещением вооружения во внутренних отсеках. Центральные отсеки вмещают до трех УР AIM-120 каждый, боковые - по одной УР AIM-9M.
Основным вооружением F-22, как и большинства западных истребителей, является УР "воздух-воздух" AIM-120 AMRAAM. Raptor вооружается УР AIM-120 с оперением уменьшенного размаха; только такие УР помещаются в фюзеляжных отсеках вооружения Raptor. УР "воздух-воздух" во внутренних отсеках американских истребителей не размещались с 1988 года, когда были списаны последние F-106 Delta Dart.
Несмотря на небольшую массу боевой части (17 кг) бомба малого диаметра GBU-39 SDB обладает значительной эффективностью за счет большой проникающей способности. Снимок сделан во время испытательных сбросов SDB с F-22.
В боковых отсеках установлены трапециевидные пусковые установки LAU-141A, сочетающие механизм выпуска и направляющую для ракеты.
GBU-32 JDAM с инертной боевой частью подвешена в одном из главных фюзеляжных отсеков вооружения F-22. В отсеке возможно подвесить две такие бомбы, но зазор между ними будет минимальным. JDAM позволяет F-22 наносить удары по наземным целям.
Информационная нагрузка на современного летчика огромна, усвоить весь объем первичной информации практически невозможно. Снизить информационную нагрузку на летчика F-22 позволяют два мощных процессора CIP, объединяющие и обрабатывающие данные от разных систем и в отдельных случаях автоматически включающие бортовые средства противодействия.
Элементы сбора и обобщения информации
Летчик-испытатель НАСА Билл Дана смотрит, как NB-52 выполняет проход на малой высоте над HL-10. Дана стал четвертым пилотом HL-10, первый полет на этом ЛА он выполнил в безмоторном режиме 25 апреля 1969 года.
Ил-96-300. Изображен первый прототип Ил-96-300, СССР-96000, выполнивший первый полет 30 сентября 1988 года. В 1993 году самолет модернизировали в Ил-96М, получивший регистрацию RA-96000.
Ил-96 является технически очень совершенным самолетом, однако по топливной эффективности уступает западным аналогам.
Ил-96 президентской авиакомпании "Россия". Первый полет Ил-96 выполнил в 1988 году, но за 25 лет построили менее 20 самолетов, не исключается достройка еще 10 машин, находящихся на разных стадиях изготовления.
P-38J "Melba Lou" сфотографирован в Бенгалии в августе 1944 года. Действовавшие на Азиатском ТВД P-38 еще долго сохраняли после переброски на Тихоокеанский ТВД оливковую окраску верхних и нейтрально-серую окраску нижних поверхностей.
Как только в Европе были захвачены площадки, пригодные для взлета и посадки самолетов, авиация союзников начала перебазирование на континент. Снимок P-38J из 9-й Воздушной армии сделан 14 июня 1944 года в Нормандии.
Lightning, состоявшие на вооружении 8-й Воздушной армии, передали в 9-ю Воздушную армию, где их использовали для штурмовки наземных целей. На фотографии - атаку поезда выполняет Lightning с полосами вторжения на крыле.
Пара P-38J сфотографирована на взлете с британского аэродрома, им предстоит боевой вылет на сопровождение тяжелых бомбардировщиков. На обоих истребителях подвешены 208-литровые дополнительные топливные баки.
Конструкторы "Lockheed" даже не думали, что на их самолете будут сушить белье. Неудачная система обогрева и вентиляции P-38 была одинаково плохой и для морозной Европы, и для жаркой Азии.
P-38F с собственным именем "Elsie" провалился в яму на аэродроме Добудара, Новая Гвинея, 5 апреля 1943 года. Хорошо видны установленные в носовой части фюзеляжа четыре пулемета и одна пушка.
CF-5A канадской постройки в ВВС Канады получил обозначение CF-116A. Первой CF-116A 5 ноября 1968 года получила 434-я эскадрилья канадских ВВС.
Одним из первых покупателей F-5 стала Норвегия, закупившая 108 самолетов вариантов F-5A, F-5B и RF-5A.
По измененной форме носовой части фюзеляжа данную машину легко опознать как разведчик RF-5A. В ВВС Турции на смену RF-5A пришли снятые с вооружения ВВС ФРГ RF-4E.
Почти все самолеты Black Widow, подобно этому P-61B-15 поздней постройки с верхней пулеметной башней, целиком окрасили в черный цвет. Изображен самолет 548-й ночной истребительной эскадрильи, Тихий океан, 1944 год. Под крылом подвешен 1173-литровый сбрасываемый топливный бак.
По этой фотографии можно судить о размерах самолета Black Widow. Передняя турельная стрелковая установка была только на первой машине, на последующих от нее отказались.
The first YP-61 (41-18876) as completed in August 1943 with four-gun dorsal barbette.
На правом борту фюзеляжа этого P-61A видны выступающие антенны РЛС.
Хороший в целом самолет F-15 на момент поступления в войска уже устарел. На фотографии - прототип XF-15A, переоборудованный из P-61.
Наиболее совершенным вариантом MS.406 является финский Morko с советским мотором М-105П, установленным вместо недостаточно мощного Hispano Suiza. Однако данный вариант появился слишком поздно, чтобы принять участие в войне, с вооружения его сняли в сентябре 1948 года.
Наряду с частями авиации Национальной гвардии восточных штатов, P-47 состояли на вооружении Национальной гвардии штатов Пенсильвания и Массачусетс (на снимке). Авиация этих штатов располагала двумя эскадрильями Thunderbolt каждая.
Наряду с частями авиации Национальной гвардии восточных штатов, P-47 состояли на вооружении Национальной гвардии штатов Пенсильвания (на снимке) и Массачусетс. Авиация этих штатов располагала двумя эскадрильями Thunderbolt каждая.
Франция . На момент завершения войны в Европе в ВВС Франции оставался 131 Thunderbolt из более чем 400 P-47, переданных ВВС Свободной Франции в годы войны. Самолеты находились на вооружении шести истребительных подразделений, два из которых оставались до 1949 года в Германии. В конце 1940-х годов P-47 ВВС Франции недолгое время использовались во французском Индокитае, дольше их применяли в Алжире против местных партизан. В Алжире P-47 в 1960 году заменили на AD-4N Skyraider.
Снятые с вооружения ВВС США P-47 получили Иран, Италия (50 самолетов в 1950 году, 51-е авиакрыло), Португалия, Тайвань (на снимке; авиабаза Тоа-Юнь, февраль 1955 года) и Югославия. Большинство этих самолетов списали в 1950-е годы.
Венесуэла. Первые шесть P-47 прибыли в Венесуэлу в 1947 году, еще 22 - в 1949 году. Большинство самолетов получило обозначение TF-47D, они не являлись двухместными конверсиями, а просто использовались как тренировочные. В 1950 году в венесуэльских ВВС находилось 24 Thunderbolt, ими укомплектовали 9-ю авиагруппу. Два самолета разбились, четыре разобрали на запасные части. Позже оставшиеся P-47 передали в 36-ю эскадрилью, а в 1952 году сняли с вооружения. Однако на время вновь вернули в строй для патрулирования прибрежных акваторий после конфронтации с ВМС Колумбии.
Снятые с вооружения ВВС США P-47 получили Иран, Италия (50 самолетов в 1950 году, 51-е авиакрыло), Португалия, Тайвань и Югославия (на снимке). Большинство этих самолетов списали в 1950-е годы.
Снятые с вооружения ВВС США P-47 получили Иран, Италия (50 самолетов в 1950 году, 51-е авиакрыло), Португалия (на снимке), Тайвань и Югославия. Большинство этих самолетов списали в 1950-е годы.
F-89D эскадрильи, дислоцированной на Аляске. Яркая окраска наносилась на истребители, летавшие в Арктике. На торце крыла подвешен комбинированный контейнер (ракеты/топливный бак).
Первый XF-89 Scorpion в испытательном полете. Самолет разбился в 102-м полете из-за разрушения стабилизатора.
F-89J представлял собой доработанный в носитель ядерных НАР "воздух-воздух" MB-1 Genie. На фотографии - самолет ранней постройки с двумя НАР Genie и четырьмя УР GAR-1 Falcon на внешней подвеске.
Первый испытательный пуск ракеты Genie выполнили с истребителя F-89J Scorpion, для которого они предназначались. В то время программу создания этих ракет обозначали кодом Ding Dong.
F-89H стал последним серийным вариантом, на нем установили систему управления огнем Hughes E-9. На фотографии - самолет из 714-й группы истребителей-перехватчиков.
В сравнении с другими современными бизнес-джетами лишенный винглетов Falcon 2000 выглядит как "голый". На 2000LX и 2000S винглеты установлены.
Крыло Falcon 2000 близко по конструкции крылу Falcon 900, но отличается новыми предкрылками и отсутствием внутренних щелей. Имея на один двигатель меньше, 2000-й более прост в эксплуатации.
Законцовки крыла Falcon 2000 оптимизированы для полета с крейсерской скоростью М=0,8 и выше. Установка винглетов позволила увеличить дальность полета на 370 км.
Великолепную управляемость Falcon 7X на малых скоростях обеспечивают занимающие весь размах крыла щелевые предкрылки и закрылки.
Второй 7X проходил климатические испытания при низких температурах в Канаде.
Драматическая фотография скоростной испытательной рулежки Dassault Falcon 7X по залитой водой полосе. Испытания проводились в 2006 году в британском аэропорту Крэнфилд.
YA-9A проиграл конкурс на штурмовик A-X для ВВС США самолету YA-10A. На YA-9A имелось десять подкрыльевых узлов для подвески вооружения, столько же пилонов под крылом имела и машина Fairchild YA-10A.
На фотографии первый прототип Northrop A-9A. Размах крыла 17,68 м, максимальная взлетная масса 18597 м, вооружение - одна 30-мм пушка и до 7257 кг авиационных средств поражения на десяти узлах подвески.
Практически все покупатели вместе с одноместными F-5 приобретали двухместные модификации. К настоящему времени одноместные F-5 с вооружения ВВС Испании сняты, однако спарки SF-5B, доработанные в F-5BM, остаются на вооружении и используются как самолеты повышенной подготовки летчиков.
По результатам испытаний порядка 130 самолетов T-38A доработали в вариант AT-38B, способный нести практические бомбы и контейнеры со стрелковым оружием. Изображен AT-38B из 479-го тактического тренировочного авиакрыла (код HMM), авиабаза Холломэн. Красная полоса на киле обозначает принадлежность самолета к 434-й эскадрилье; три другие эскадрильи 479-го крыла несли полосы следующих цветов: 433-я - зеленые, 435-я - голубые, 436-я - желтые.
Португалия, давний член НАТО, с момента снятия с вооружения в 1980 году устаревших Sabre не располагала до середины 1980-х годов реактивными перехватчиками. В результате решение задач ПВО пришлось возложить на самолеты повышенной летной подготовки T-38A Talon, ранее состоявшие на вооружении ВВС США и поставленные Португалии двумя партиями в 1977 и 1981 годах.
В 1974 году на T-38 стала выступать пилотажная группа ВВС США "Thunderbirds". В 1982 году после катастрофы самолеты Talon с вооружения группы сняли.
Строй T-38A из Тренировочного командования ВВС США. Две машины (68-8109 и 68-8123) из этих четырех позже модернизировали в самолеты обучения применению вооружения AT-38B.
Northrop M2-F2 в исходной конфигурации на ВПП испытательного центра им. Драйдена, 1966г. Это был первый ЛА с несущим корпусом, построенный "Northrop" по заказу НАСА. После выполнения 16 полетов аппарат доработали в M2-F3. В 16-м полете M2-F2 потерпел аварию при посадке на сухое озеро Роджерс.
Испытаниям оснащенных двигателем ЛА с несущим корпусом предшествовали испытания деревянно-металлического планера, построенного компанией "Sailplane Corporation of America" no заказу НАСА. На фотографии - буксируемый самолетом DC-3 планер в полете недалеко от авиабазы Эдвардс.
Специалисты "Lockheed", работавшие в Великобритании, разработали вариант P-38J с застекленной носовой частью фюзеляжа. Эти самолеты применялись как лидировщики. Фотография сделана в Люксембурге 4 октября 1945 года.
Вооружение N-3PB состояло из четырех неподвижных 12,7-мм пулеметов и двух 7,62-мм турельных пулеметов, самолет мог нести до 907 кг бомб. Изображен самолет 330-й эскадрильи британских ВВС.
Конструкция N-3PB во многом похожа на конструкции низкопланов Model 2 и 8A. Фотография одного из норвежских самолетов сделана в сдаточном полете, на крыле заметна символика военной авиации Норвегии.
Природные условия Северной Африки были тяжелыми. На этом снимке хорошо видна пыль, поднятая самолетом F-5A. Разведчики Lightning, включая F-5A (вариант P-38G), были востребованы всегда.
Аэродромы на островах Тихого океана были очень неровными, несмотря на все старания американских инженерных подразделений. На снимке - F-5B или F-5C выполняет посадку на одном из Марианских островов.
Первые серийные BT-1 поступили на вооружение палубной эскадрильи VB-5 в апреле 1938 года.
Несмотря на довольно объемные обтекатели опор шасси, BT-1 выглядит довольно элегантно. В BT-1 легко угадываются черты более удачного Dauntless. Фотография серийного самолета сделана перед цехом завода "Art Deco" в Эль-Сегундо.
В ВВС Бразилии F-5E по-прежнему остается основным фронтовым истребителем. Большинство бразильских самолетов прошли ремонт и модернизацию на заводе компании EMBRAER; на них установили новые РЛС, БРЭО, внедрили иные усовершенствования.
F-5E состоят на вооружении эскадрилий условного противника ("агрессоры") ВМС и КМП США. С вооружения подобных эскадрилий ВВС США F-5E сняли в 1990-е годы, передав самолеты морской пехоте.
F-5F является двухместным эквивалентом F-5E, в то время как спарка F-5B спроектирована на основе F-5A. На фотографии - F-5T ВВС Сингапура, модернизированный из F-5F.
Построили три F-20, на рисунке изображен один из них - N4416T. F-20 сопоставим с истребителем Saab Gripen, также оснащенным ТРДДФ F404.
Первый F-20 получил фирменную яркую окраску компании "Northrop". Вероятно, F-20 стал последним в истории авиации истребителем, спроектированным и построенным фирмой на собственные средства.
Устаревший на вид Northrop N-23 Pioneer обладал выдающимися взлетно-посадочными характеристиками и мог перевозить внушительную полезную нагрузку. Однако своей ниши на перенасыщенном предложениями послевоенном авиационном рынке самолет не нашел.