Мировая Авиация 210
-
МиГ-29С в характерном трехцветном камуфляже. Самолет вооружен ракетами Р-27 и Р-73, но может также нести ракеты Р-77.
Усовершенствованная РЛС Н-019М "Топаз" самолета МиГ-29С способна одновременно сопровождать две цели и обстреливать их ракетами Р-77 (AA-12 "Adder", носящими на Западе неофициальное название "AMRAAMski").
Опытный МиГ-29СЭ был впервые публично продемонстрирован в ЛИИ в Жуковском. По некоторым сообщениям, этим самолетом заинтересовалась Малайзия.
Несмотря на увеличенный запас топлива у самолетов семейства МиГ-29С, в качестве варианта доработки предлагается установка заправочной штанги. На снимке - МиГ-29С следует за самолетом-заправщиком Ил-78М во время испытаний в ГЛИЦ в Ахтубинске.
Разработанный в годы холодной войны, МиГ-29 был важным этапом в истории советского авиастроения, сочетая великолепную маневренность с возможностью использования широкого набора вооружения. Пройдя в последние годы серию модернизаций, этот самолет так и не смог реализовать свой полный потенциал, но это было следствием не технических, а совсем других причин.
Каждый из 21 построенного B-2A Spirit получил собственное имя. Этот самолет, 82-1068, называется "Spirit of New York".
Особо секретный проект B-2A, оказавшийся ныне на переднем крае внешней политики США, продемонстрировал свою высокую боевую эффективность.
"Northrop Grumman" выбрала для высокотехнологичного B-2 уникальную конфигурацию.
Самолет AV-4 заходит на посадку на авиабазе Ванденберг. На его передних кромках нанесены белые маркеры для испытаний на обледенение. Также видны раскрытые на 45° рулевые поверхности, действующие в качестве аэродинамических тормозов. Обратите внимание на уголковые отражатели на законцовках крыла этого B-2
F-84G, №51-1687, с красно-белыми полосами 9-й истребительно-бомбардировочной эскадрильи (FBS) "Iron Knights".
Этот F-84G позднего выпуска, принадлежавший Командованию специальных вооружений, использовался в ходе испытаний ядерного оружия. Самолет был сфотографирован в Индиана Спрингс, штат Невада, в марте 1953 года.
ВВС США, участвуя в учениях SEATO "Firm Link" (участвовали США, Таиланд и Филиппины), перебросили на базы в Таиланде реактивные самолеты, включая эти F-84G.
Самолет F-84G-26-RE, N 51-16719, в окраске знаменитой пилотажной группы ВВС США "Thunderbirds". Этот F-84G стал первым самолетом группы после ее организации в 1953 году. Получив пять таких самолетов, группа пролетала на них два года. В 1955 году их заменили на F-84F Thunderstreak.
На этом снимке запечатлен отрыв прототипа XP-84 (45-59475) от полосы в Мюрок Драй Лейк в первом полете, состоявшемся 28 февраля 1946 года. Машину пилотирует майор Уильям А. Лиен. Годом ранее, когда еще шла Вторая мировая война, ВВС США заказали три прототипа и 400 серийных истребителей нового типа.
F-84E взлетает с авиабазы Эдвардс, Калифорния, во время старта гонок Bendix, снимок сделан 18 августа 1951 года. На пилонах под крылом самолет несет два 870-литровых ПТБ.
Самолет "Miss Jacqui II" из 1 36-го FBW готовится отправиться в свой 364-й боевой вылет. Этот самолет стал первым из F-84, налетавшим свыше 1 000 часов.
Вооруженный ракетами F-84E из 27-го авиакрыла истребителей сопровождения (FEW) взлетает с авиабазы Тегу в конце 1950 года. 27-е FEW (входили 522-я, 523-я и 524-я эскадрильи), одно из элитных подразделений сопровождения бомбардировщиков Стратегического авиакомандования, было выбрано для дебюта Thunderjet в Корее. Но авиакрылу пришлось поспешно переквалифицироваться на роль ударного соединения.
ВВС США экспериментировали с концепцией старта без направляющих (ZELL), завершившейся летными испытаниями самолетов F-100 и F-104, но начинались они с этого F-84. Оснащенный стартовыми ускорителями, самолет устанавливался на пусковое устройство, разработанное фирмой "Martin Aircraft" из Балтимора. Система рассматривалась как будущее авиации ПВО и позволяла отказаться от использования уязвимых ВПП. Но концепция не нашла поддержки у военных, и в конце концов от нее отказались.
"Не давайте мне F-84, он слишком любит землю", - мрачно шутили пилоты ВВС США, намекая на потребность машины в длинных ВПП. Использование ускорителей JATO позволило применять тяжело нагруженные F-84 с коротких и плохо подготовленных ВПП.
116-е FBW ВВС Национальной гвардии на авиабазе Джордж в Калифорнии было мобилизовано осенью 1950 года и отправлено на Дальний Восток, чтобы в основном усилить ПВО Японии. Не имевшее постоянной базы в Корее, авиакрыло выполнило множество боевых вылетов из Тэгу и занималось отработкой дозаправки в воздухе. На снимке - самолеты авиакрыла на палубе авианосца "Ситко Бэй", который направляется в Японию.
Восьмерка самолетов из 49-го истребительно-бомбардировочного крыла (АИЦ) направляется к химическому заводу около Намсока к северу от Вонсана. В этом рейде, проходившем в августе 1952 года, было задействовано 150 самолетов F-84.
F-84G были среди самолетов, использовавшихся ВВС США для отработки дозаправки в воздухе. Первоначально приемная штанга монтировалась в баках на законцовках, как на фотографии этого F-84G. На поздних вариантах приемник устанавливался в передней кромке левой консоли крыла. Хотя благодаря дозаправке дальность полета могла быть практически неограниченной, лимитирующим фактором становился расход масла, а маслобаки F-84 имели очень малый резерв.
Среди других операторов Thunderjet были Франция (на фото), Греция, Португалия, Тайвань, Турция и Югославия.
На Дальнем Востоке Thunderjet использовал только Тайвань.
Большое количество F-84 было поставлено ВВС стран НАТО и других государств в рамках программы MDAP (Mutual Defense Assistance Program), включая и эти самолеты для Нидерландов (на снимке). Всего в 1951-1952 годах голландцы получили 21 F-84E (большинство из которых позднее переделали в фоторазведчики) и 166 F-84G. Среди других операторов Thunderjet были Франция, Греция, Португалия, Тайвань, Турция и Югославия.
F-84E/G поставлялись ВВС стран НАТО, в том числе и Турции, вступившей в альянс в 1952 году.
Надежный Thunderjet мог вынести серьезные боевые повреждения. На снимке лейтенант Мервин Рид, уцелевший после попадания в крыло его самолета 37-мм зенитного снаряда.
F-84G Thunderjet. Этот F-84G, серийный номер 51-1111, получил собственное название "Five Aces" благодаря своему номеру. Самолет входил в третью производственную партию серийных F-84G. Он служил в 69-й истребительно-бомбардировочной эскадрилье 58-го истребительно-бомбардировочного крыла. Лейтенант Джим Симпсон выполнил на нем большинство из своих 56 боевых вылетов. F-84G считался переходным вариантом истребителя, предназначенным для заполнения временного промежутка до появления более совершенного F-84F со стреловидным крылом, при разработке которого возникли определенные проблемы. На F-84G был установлен более мощный двигатель, усиленный фонарь кабины, а также сделан ряд других доработок, но по конструкции он оставался близок к F-84E. Являясь переходным вариантом, он, тем не менее, считался хорошей машиной и был построен в количестве 3025 самолетов (789 - для ВВС США), став самой массовой модификацией F-84.
F-84G Thunderjet
Опознавательные знаки 4-го FIW. На этом F-86A-5-NA с именем "Miss Behaving" летал 1-й лейтенант Ричард С. Беккер, ас с пятью победами, из 334-й эскадрильи истребителей-перехватчиков (FIS) 4-го FIW. Опознавательные знаки самолетов этого подразделения состояли из черно-белых полос на центральной части фюзеляжа и внешних частях консолей крыла - аналогично "полосам вторжения" времен Второй мировой войны, но только полосы на фюзеляжах Sabre были наклонными. Обратите также внимание на белые панели на форкиле и боковых сторонах киля и на черную полосу на передней кромке руля направления.
Отметки побед. Довольно скромную окраску имел F-86A-5-NA майора Ричарда Крейтона из 336-й FIS. Крейтон, один из первых асов эскадрильи, ранее установил на F-86 рекорд скорости и был пионером в разработке тактики применения реактивных истребителей. Черно-белые опознавательные полосы 4-го FIW на фюзеляже и крыле к тому времени были стандартом для всех Sabre эскадрильи, как и черная передняя кромка воздухозаборника. Самолет Крейтона не несет никаких рисунков или надписей, присутствуют лишь отметки побед в виде стандартных звездочек на смотровой панели пулеметов.
Камуфляж 335-й FIS 4-го FIW. Отсутствие камуфляжа у американских истребителей в Корее заставило руководство ВВС США нанести зеленую маскирующую окраску на верхние поверхности ряда F-86. Наносившаяся прямо на металлический фюзеляж, она не затрагивала лишь обозначения и эмблемы. В случае данного самолета знаки национальной принадлежности и бортовой номер были перекрашены поверх камуфляжа, а серийный номер обойден. Снижение летных характеристик из-за окраски и уверенность американских пилотов в своих возможностях не способствовали применению подобных средств маскировки.
18-е крыло истребителей-бомбардировщиков. Когда 67-я истребительно-бомбардировочная эскадрилья 18-го крыла истребителей-бомбардировщиков (FBW) переучивалась с F-51D на F-86F, в нее были направлены опытные пилоты самолетов Sabre из 4-го и 51-го крыла, такие как майор Джеймс П. Хагерстром. Дж. Хагерстром, сбивший два самолета МиГ в составе 4-го FIW, одержал еще 6,5 побед в составе 67-й эскадрильи, включая два самолета, сбитых 27 марта 1953 года. Красная кромка воздухозаборника была характерной для большинства Sabre этого подразделения. Южноафриканская эскадрилья входила в состав 18-го FBW, и в качестве опознавательных знаков в 1953 году были выбраны шевроны на хвостовой части.
Sabre с "акульей пастью". Самолет F-86E-10-NA майора Феликса Эсла из 336-й FIS 4-го FIW несет опознавательные полосы, использовавшиеся этим крылом. Нарисованная на носовой части "акулья пасть" ранее ассоциировалась лишь с F-51D Mustang, принимавшими участие в корейском конфликте. Несмотря на это, "пасть" скоро стала в различных вариантах наноситься на многие Sabre в Корее. Хотя этот самолет несет восемь отметок о победах, Ф. Эсл реально одержал всего четыре. Свой первый МиГ он сбил, воюя в составе 334-й FIS.
Дважды ас. F-86F-30-NA одного из самых результативных пилотов корейской войны, капитана Ральфа Пэрра, имеет довольно скромную окраску. Он несет изображение бойцового петушка - эмблему 334-й FIS 4-го FIW на смотровой панели. Позднее самолет Пэрра получил изображение головы индейца - талисмана 355-й FIS. Пэрр закончил войну дважды асом, имея на счету 10 подтвержденных побед.
336-я FIS - "Rocketeers". Одним из самых ярких Sabre корейской войны был F-86E-10-NA полковника Рояла В. Бейкера из 336-й FIS 4-го FIW. Кроме эмблемы подразделения "Rocketeers" в носовой части, этот Sabre нес желтые опознавательные полосы на фюзеляже и крыле. Наиболее заметно изображение короны с прозвищем пилота (King - король). Многие месяцы Бейкер был ведущим асом в Корее, и лишь в мае 1953 года его превзошел Мануэль Фернандес. Р. Бейкер закончил войну с 13 победами - все, за исключением одной, над МиГ-15. Первой его жертвой стал Ла-9, сбитый 20 июня 1952 года.
Лидер истребителей. Еще одна машина эскадрильи "Rocketeers" - F-86E-10-NA "Ohio Mike" капитана Роберта Райзнера. Он стал 20-м американским асом этой войны, одержав четвертую и пятую победы 21 сентября 1952 года. Начав летную карьеру во время Второй мировой войны, Райзнер позднее служил в Национальной гвардии Оклахомы, откуда и попал в Корею. Райзнер закончил войну в Корее с восемью победами и позднее воевал на F-105 во Вьетнаме. Его персональной эмблемой был мультипликационный кролик.
"The Huff". Вероятно, самым ярким из Sabre, воевавших в Корее, был самолет лейтенанта Джима Томпсона из 39-й FIS 51-го FIW, носивший имя "The Huff". На левом борту фюзеляжа был нарисован хорошо заметный большой дракон. Дополнительным "украшением" самолета были ПТБ с желтыми молниями. Томпсон завершил войну, имея на счету два МиГ-15, сбитых в мае и июне 1953 года.
Командир 51-го FIW. На этом F-86F-10-NA летал полковник Джон В. Митчел, добавивший в Корее еще четыре к своим 11 победам, одержанным во Второй мировой войне. Трехцветная полоса в носовой части указывает на то, что это самолет командира 51-го FIW. На крыле и фюзеляже использованы в качестве опознавательных знаков желтые полосы с черной окантовкой. Ширина окантовки составляет 10 см. На фюзеляж наносилась наклонная желтая полоса шириной 71 см, а на консоли крыла - желтые полосы шириной 91 см. С лета 1952 года желтые полосы стали стандартными опознавательными знаками всех Sabre в Корее.
39-я FIS 51-го FIW. На самолете "Paper Tiger" летал 1-й лейтенант Гарольд Е. Фишер. Его F-86F-10-NA имел ряд интересных обозначений, включая "акулью пасть" и силуэты МиГ-15 в качестве отметок о победах. ПТБ позволяли Sabre достигать района, прозванного "Аллея МиГов", но острая их нехватка приводила к тому, что многие самолеты летали с баками, позаимствованными в других подразделениях. Одержав 10 побед, Фишер стал 25-м реактивным асом в Корее, но был сбит в апреле 1953 года к северу от реки Ялу и попал в плен.
Флайт-сержант В. Новочин. Этот Mustang Mk III, FZ149, был закреплен за Новочиным из 306-й эскадрильи "Torunski" во время операции "Diver". Он был самым результативным среди пилотов Mustang, боровшихся с V-1, сбив 51 самолет-снаряд. Многие из Mk III, задействованных в этой операции, имели полированную поверхность, позволявшую выжать из самолета несколько лишних километров скорости.
315-я эскадрилья RAF была одним из пяти польских подразделений, летавших на Mustang. Оснащенная Mk III, эскадрилья в основном занималась борьбой с самолетами-снарядами V-1 и сопровождением бомбардировщиков.
Два самолета Mustang Mk IV, TK586 и TK589, были вариантами P-51K и первыми Mustang с каплевидным фонарем, прибывшими в Великобританию в 1944 году. Оба самолета использовались для испытаний. Обратите внимание на следы серийного номера ВВС США под стабилизатором этого TK589.
Mustang Mk IV поступил в британские ВВС Пустыни в феврале 1945 года, незадолго до завершения войны. Mustang были широко задействованы в качестве истребителей-бомбардировщиков над Югославией. Изображение акульей пасти и код «GA» указывают на его принадлежность к 112-й эскадрилье. 112-я эскадрилья, знаменитая благодаря изображениям "акульей пасти" на своих истребителях-бомбардировщиках Tomahawk и Kittyhawk, сменила их на Mustang Mk III в июне 1944 года и на Mk IV (на снимке) в начале 1945 года.
19-я эскадрилья получила Mustang в 1944 году и оказывала поддержку при высадке в Нормандии, после чего занималась дальним сопровождением бомбардировщиков с баз в Восточной Англии.
Группа британских Mustang Mk IV в полете над заснеженными итальянскими горами, 1946 год. Большинство самолетов из состава 93-й эскадрильи, а код "GA" несет машина из 112-й эскадрильи с "акульей пастью".
Персональные коды были привилегией командиров крыла. "JAS" - инициалы уинг-коммандера Дж. Сторрара, кавалера креста "За летные заслуги". Снимок сделан в апреле-мае 1945 года, когда самолет базировался в Дигби.
Этот лишившийся камуфляжа Mustang Mk IV из 93-й эскадрильи был сфотографирован в Италии в 1946 году. Эскадрилья сменила свои Spitfire Mk IX на Mustang в январе, а уже в конце года была расформирована.
Tempest Mk VI. Самолет NX245 в 1946 году был поставлен 109-му подразделению технического обслуживания, откуда был передан 213-й эскадрилье, входившей в состав истребительных сил на Ближнем Востоке. Позднее эскадрилья базировалась в Шаллуфе у Суэцкого канала. В 1950 году она заменила свои Tempest на Vampire.
Tempest Mk II. Одним из двух базировавшихся в Великобритании подразделений Mk II была 54-я эскадрилья. Основной ее задачей была подготовка пилотов Tempest для эскадрилий на Ближнем Востоке.
Tempest Mk II с кокардами SEAC (командование в Юго-Восточной Азии) совершает скоростной маневр с высокой перегрузкой, оставляя вихри, стекающие с законцовок. На элеронах были установлены пружинные компенсаторы, снижавшие нагрузку на ручку управления.
Tempest Mk V и Mk VI с двигателями "Napier" несли службу в послевоенное время. Служба Mk V была ограничена Британскими оккупационными силами в Германии (BAFO).
Этот SN329 был прототипом варианта Tempest TT.Mk 5. Здесь он представлен с лебедкой с приводом от ветряка под левым крылом, не устанавливавшейся на серийных машинах. Переделка самолета была выполнена на заводе "Hawker" в Лэнгли.
В ноябре 1945 года на базе 183-й эскадрильи была сформирована 54-я эскадрилья, отвечавшая в британских ВВС за освоение Tempest Mk II. Самолеты прослужили в эскадрилье до 1947 года.
Наиболее мощным и скоростным серийным вариантом Tempest был Mk II с двигателем Centaurus. На правом крыле этого самолета виден большой воздухозаборник маслорадиатора.
Королевские ВВС Индии получили в общей сложности 213 Tempest Mk II. Они сыграли заметную роль в противостоянии с мятежниками на спорных территориях в Джамму и Кашмире.
The only foreign users of the Tempest II were India (on photo) and Pakistan, the air forces of both of which used these aircraft operationally in border skirmishes around the time of partition and independence.
В 1949 году 33-я эскадрилья присоединилась к четырем другим подразделениям Tempest Mk II Дальневосточных ВВС, задействованным в борьбе с террористами. Действуя в тяжелых условиях, Tempest хорошо проявили себя, хотя аварии при посадке были довольно частым явлением.
Всего построили 76 прототипов IDS, каждый из которых предназначался для испытаний определенных элементов программы. На снимке - второй итальянский прототип (девятая построенная машина или P.09), в основном использовавшийся для отработки вооружения.
На британских GR.Mk 1A были сняты обе пушки, что позволило установить систему внутренних фотокамер в отличие от разведывательных вариантов самолета двух других стран. Под носовой частью виден обтекатель системы Vinten 4000.
Саудовская Аравия стала первым зарубежным заказчиком Tornado IDS. Потребность в них была столь срочной, что британские ВВС передали 18 предназначенных для них машин для усиления саудовских ВВС.
Вооруженные ракетами HARM, Tornado ECR Люфтваффе активно использовались во время операций над Балканами.
Британия продолжает эксплуатировать модернизированные Tornado GR.Mk 4 и в настоящее время.
YF-22 PAV No.1. Этот самолет N22YF был первым прототипом YF-22 (Prototype Air Vehicle, PAV) и оснащался двигателями General Electric YF120. После всесторонних испытаний для установки на серийные F-22 Raptor был выбран двигатель конкурирующей фирмы - Pratt & Whitney YF119.
С самого начала предусматривалось, что основное вооружение F-22 будет размещаться во внутренних отсеках. Поэтому YF-22 оснастили отсеками вооружения для ракет "воздух-воздух", расположенных под и по бокам передней части центроплана.
Отстав от своего соперника YF-23 на месяц и два дня из-за проблем с двигателями General Electric YF120, первый YF-22 поднялся в воздух в сентябре 1990 года, пилотируемый Дейвом Фергюсоном. На снимке хорошо видны ромбовидное крыло самолета и широко разнесенные поверхности оперения.
Разработка YF-22 всегда находилась под сильным влиянием работ по F-117, и когда в августе 1997 года самолет был продемонстрирован общественности, некоторые наблюдатели отметили его сходство с предшественником.
YF-22 относится к третьему поколению малозаметных самолетов "Lockheed". Его низкая заметность позволяет ему гораздо ближе подобраться к вражескому самолету перед открытием огня, что повышает вероятность поражения цели. Самолет на переднем плане оснащен парашютом для испытаний на больших углах атаки.
Одно из многочисленных статических испытаний по программе ATF. YF-22 удерживается мощными цепями при проверке форсажа двигателя Pratt & Whitney YF119.
Сходство с бомбардировщиком B-2A Spirit хорошо заметно на снимке одного из X-45B, летящего над Калифорнией. Пока остается неясным, пойдет ли этот БЛА в серию.
Разработанный в годы холодной войны, МиГ-29 был важным этапом в истории советского авиастроения, сочетая великолепную маневренность с возможностью использования широкого набора вооружения. Пройдя в последние годы серию модернизаций, этот самолет так и не смог реализовать свой полный потенциал, но это было следствием не технических, а совсем других причин.
Фотоснимок, демонстрирующий техническое обслуживание Global Hawk на базе Биэль, дает наглядное представление о размерах этого БЛА.
Вариант Firecat фирмы "Conair" оснащен баком для огнегасящих жидкостей с четырьмя створками для сброса, открывающимися в различных сочетаниях. Для размещения бака пол кабины был поднят вверх на 20,3 см.
Эта пара самолетов "Securite Civile" демонстрирует разницу между Firecat и Turbo Firecat. Французская организация заказала 12 Turbo Firecat.
ТВД Pratt & Whitney PT6A-67AF вращает пятилопастный винт Hartzell модифицированного Firecat. Видно, что пожарный бак самолета только что был полностью заправлен.
К достоинствам Turbo Firecat по сравнению с Firecat относятся снижение времени обслуживания и повышенная надежность. Самолет может нести максимум 3455 л огнегасящей жидкости, которая может быть сброшена за одну секунду. Дополнительные топливные баки под крылом, как на снимке, устанавливаются только на этот вариант.
Фирма "Marsh" первоначально разработала вариант модернизации S-2F1T Turbo Tracker для Департамента лесного хозяйства Калифорнии. фирма IAI помогла "Marsh" в интеграцией ТВД TPE331 с планером S-2.
Когда ВВС Тайваня передали свои S-2T в ВМС, последние столкнулись с серьезными проблемами с техническим обслуживанием. Поэтому с 2012 года на смену старым машинам должны прийти P-3 Orion.
Тайваньские ВВС эксплуатировали свои S-2T в составе комбинированного транспортного/противолодочного крыла на авиабазе Пингтунг, но в 1999 году передали все свои самолеты в ВМС.
Хотя Аргентина пустила на слом свой авианосец "Бентесико де Майо", S-2UP авиации ВМС этой страны регулярно выполняют полеты с бразильского авианосца "Минас Жериас".
Вторая опытная машина Northrop YF-17 во время совместных испытаний по программе LWF/ACF, проходивших на авиабазе Эдвардс в Калифорнии в 1974 году. Обратите внимание на камуфляжную окраску, нанесенную только на второй самолет.
S.4 Postjager был попыткой создать скоростной почтовый самолет. Была построена только одна машина, потерпевшая аварию во время гонок на приз Макробертсона.
Самолет G-AOEX был первым из 19 четырехместных Thruxton Jackaroo, модернизированных в 1957-1959 годах. Многие из этих машин продолжали эксплуатироваться в 1990-х годах.
Единственный "прототип" P-82F был переделан из P-82D и оснащался РЛС APS-4 или APG-28. На выхлопные патрубки были установлены пламегасители.
Сохранилось пять Twin Mustang, из которых только два находятся в летном состоянии. Летающий экземпляр организации "Конфедеративные воздушные силы" ("Confederate Air Force") потерпел аварию в 1987 и позднее был восстановлен в качестве экспоната для музея ВВС США.
Первым в воздух поднялся второй прототип XP-82 с двигателями V-1650 Merlin. Из-за опасений, что выпуск Merlin может быть прекращен, подавляющее большинство P-82 было оснащено двигателями Allison.
P-82B "Betty Joe" совершил 28 февраля 1947 года беспосадочный перелет из Гонолулу в Нью-Йорк, продолжавшийся 14 часов 32 минуты. Этот результат по-прежнему остается рекордом продолжительности полета без дозаправки для поршневых истребителей.
Вторым основным серийным вариантом стал P-82E, заказанный в 1946 году в количестве 100 самолетов. Служившие с 1948 года в 27-й истребительной группе (подразделении сопровождения САК), эти машины пришли на смену F-51.
Стандартное вооружение Twin Mustang из шести 12,7-мм пулеметов могло быть усилено за счет установки центрального контейнера с восемью подобными пулеметами. Этот F-82 также несет пару 227-кг бомб и 10 НАР.
P-82C - первый вариант ночного истребителя Twin Mustang; единственный самолет был переделан из P-82B. Он был оснащен контейнером с РЛС SCR-720. Обозначение самолета PQ-169 позднее изменили на ZF-82C.
Большинство Tiger Moth, летающих по всему свету и в наше время, отличаются яркой окраской. Подавляющая часть из них является бывшими военными машинами, попавшими на рынок после войны.
Этот G-ACDJ, поддерживаемый и ныне в летном состоянии, является вариантом DH.82A довоенной постройки и одним из старейших летающих Tiger Moth. Этот снимок сделан еще в 1955 году, когда машина летала в окраске летной школы "de Havilland".
Наряду с другими пилотажными бипланами, наподобие американского Stearman Kaydet, Tiger Moth используется в качестве платформы для подобных акробатических упражнений на крыле. Каркас для акробата крепится или к кабану верхнего крыла, или к боковым поверхностям фюзеляжного топливного бака.
Этот DH.82C канадской постройки, сфотографированный на озере Онтарио в 1985 году, оснащен поплавковым шасси для эксплуатации с многочисленных канадских водоемов. Построенный компанией "de Havilland of Canada" на заводе в Торонто в 1942 году, CF-CKF начал свою службу в качестве учебного самолета канадских ВВС.
Этот голландский Tiger Moth демонстрирует увеличенный киль, ставший обязательным для самолетов этого типа в Нидерландах после войны.
Самолет ZK-BBS, ранее принадлежащий ВВС Новой Зеландии, после войны был переделан в сельскохозяйственный вариант. Этот снимок DH.82 сделан во время работ на новозеландском Норт-Айленде. Погрузчик, переделанный из армейского грузовика, удерживает емкость с химикатами (бывшая нефтяная бочка) над бункером, установленным в передней кабине самолета.
Для постройки самолетов типа "Сталь-2" были разработаны специальные процессы штамповки и сварки. На этом самолете установлено лыжное шасси, практически всегда использовавшееся при полетах зимой.
Удлинение фюзеляжа Tornado ADV для размещения ракет Skyflash дало дополнительный выигрыш в виде увеличения запаса топлива. Самолет на снимке служил в 5-й эскадрилье и был одним из самолетов варианта F.Mk 3T с ручкой управления в задней кабине.
Удлиненный фюзеляж Tornado ADV позволяет разместить под ним попарно четыре ракеты Sky Flash в полуутопленном положении.
После снятия F.Mk 3 с вооружения ВВС Великобритании в 2011 году, больше не осталось операторов этого варианта. ВВС Саудовской Аравии списали свои самолеты этой модели в 2006 году, а вскоре за ними последовали и ВВС Италии.
Важной особенностью MQ-8B является его способность к автономным полетам. На снимке один из RQ-8 раннего выпуска готовится к первой автономной посадке на корабль "Нешвилл" в 2006 году.
Один из опытных RQ-8. Несмотря на вялый старт программы, использование аппаратов в районах конфликтов продемонстрировало достоинства вертикально взлетающих БЛА.
Хотя в настоящее время заказов на Firebird не поступало, компания "Northrop Grumman" утверждает, что этот самолет не является просто демонстратором технологий.
Последний серийный вариант, JOB 15-150/2, имел четырехместную кабину в отличие от трехместной у JOB 15-150. Несмотря на небольшое число построенных машин, некоторые из них продолжают эксплуатироваться и в настоящее время.
JOB 15 отличался смешанной конструкцией с деревянным крылом и фюзеляжем из стальных труб, обшитых листами стеклопластика.
В результате кропотливого процесса доработок самолет PacAero Learstar, переделанный из Lockheed Lodestar, получил новые гондолы двигателей, шасси, носовой и хвостовой обтекатели, а также модифицированное крыло и хвостовое оперение. Самолет на снимке - один из специальных вариантов для компании "Honeywell Corporation".
На снимке - Pander P-2, впервые взлетевший в июне 1929 года. К сожалению, о судьбе этого красивого небольшого самолета ничего неизвестно.