Republic F-84 Thunderjet
Варианты:
Republic - F-84 Thunderjet - 1946 - США
Страна: США
Год: 1946


Одноместный истребитель
Описание
Фотографии
Republic F-84 Thunderjet
  
  Компания "Republic" для нового реактивного дневного истребителя, предназначенного для замены самолета Thunderbolt, выбрала название Thunderjet. В марте 1945 года "Republic" получила первый контракт на создание трех прототипов XP-84 и приступила к проектированию одноместного истребителя по схеме среднеплан. В процессе разработки возникло множество проблем, основными из которых были увеличение массы конструкции и малая тяга двигателя. Когда взлетели два первых прототипа (28 февраля и в августе 1946 года), стало ясно, что "Republic" удалось создать очередной самолет с высокими характеристиками. Это было подтверждено в сентябре 1946 года, когда один из прототипов установил новый национальный рекорд скорости - 983 км/ч.
  Оба прототипа были оснащены ТРД General Electric J35-GE-7 тягой 16,68 кН, который также был выбран для установки на 25 предсерийных самолетов YP-84. Однако его заменили на ТРД Allison J35-A-15 тягой 17,78 кН, сократив число самолетов для войсковых испытаний YP-84A до 15 машин. Им предшествовал третий прототип, достроенный под обозначением XP-84A.
  За YP-84A последовала партия из 226 первых серийных самолетов P-84B, на которых были установлены катапультные кресла, появилась возможность нести неуправляемые ракеты, а в составе силовой установки использовался ТРД Allison J35-A-15C такой же тяги, как J35-A-15.
  Истребитель P-84C (позднее обозначение изменили на F-84C; построили 191)получил доработанную электросистему и ТРД J35-A-13C. Более существенным изменениям подвергся F-84D (154), получивший крыло и элероны с обшивкой увеличенной толщины, доработанные стойки шасси и морозоустойчивую топливную систему для ТРД J35-A-17D тягой 22,24 кН.
  По результатам применения этого варианта в Корее появилась модификация F-84E (843) с немного удлиненным фюзеляжем и более просторной кабиной, новыми баками на законцовках крыла и возможностью использования радиолокационного прицела. Около 100 F-84E были поставлены странам НАТО.
  Последним из так называемых "F-84 с прямым крылом" стал F-84G (3025, из них 1936 поставлено странам НАТО) - первый истребитель, способный доставлять ядерное оружие.
  Вариант F-84G, оснащенный ТРД J35-A-29 тягой 24,90 кН, мог нести до 1814 кг боевой нагрузки, был оснащен оборудованием для дозаправки и благодаря увеличившейся продолжительности полета получил автопилот.
  Позднее самолет оснастили системой для маловысотного бомбометания, а систему дозаправки "летающая штанга" заменили на систему "шланг-конус", разработанную британской фирмой "Flight Refuelling Ltd". Первые два прототипа, получившие обозначение EF-84E, прошли доработку в Великобритании и 22 сентября 1950 года стали первыми одноместными реактивными истребителями, перелетевшими через Северную Атлантику.
<...>


Опытные и экспериментальные варианты F-84

  EF-84B: два переделанных F-84B для испытаний системы буксировки за самолетом Boeing ETB-29
  F-84KX: обозначение, присвоенное 80 бывшим F-84B ВВС США, переделанным в беспилотные мишени для американских ВМС
<...>


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Republic F-84E Thunderjet

  Тип: одноместный истребитель
  Силовая установка: один ТРД Allison J35-A-17 тягой 2223 кг
  Летные характеристики: максимальная скорость 986 км/ч; скороподъемность 31 м/с; потолок 13175 м; нормальная дальность полета 2390 км
  Масса: пустого 4629 кг; максимальная взлетная 10189 кг
  Размеры: размах крыла 11,10 м; длина 11,73 м; высота 3,84 м; площадь крыла 24,15 м2
  Вооружение: шесть 12,7-мм пулеметов и до 1816 кг боевой нагрузки на внешней подвеске
F84E-20 "Тандерджет" из 27-й группы истребителей сопровождения, начало 1951г. Предположительно это самолет капитана Уильяма Слотера из 522-й эскадрильи.
"Тандерджет" F-84G командира 8-го FBS, 49-й FBG, лето 1952г.
Лейтенант Якоб Крат (младший) воевал на этом F-84E-25-RE в составе 523-й истребительной эскортной эскадрильи (FES) 27-й истребительной эскортной авиагруппы (FEG). Он оказался самым удачливым из всех пилотов, летавших на F-84, сбив два МиГ-15 и один Як.
F-84E-30 "Тандерджет" из состава 9-й эскадрильи 49-й ИБАГ ВВС США, сбитый в районе города Тейсю 18 января 1952г. Последний самолет, уничтоженный С.А.Бахаевым в небе Кореи.
F-84G, №51-1687, с красно-белыми полосами 9-й истребительно-бомбардировочной эскадрильи (FBS) "Iron Knights".
Рипаблик F-84G "Тандерджет" ВВС Тайваня. Этот тип самолета являлся одним из основных участников воздушных боев второй половины 50-х гг.
Датские ВВС получили некоторое количество F-84 Thunderjet в рамках программы плана Маршалла. Самолеты использовались преимущественно как истребители ПВО. На рисунке - F-84G из звена самолетов-фоторазведчиков, 1956 год.
В 1952-1955 годах этот F-84D нес службу е 128-й эскадрилье истребителей-перехватчиков авиации Национальной гвардии штата Джорджия.
F-84G
Four P-84Bs of the 49th Fighter Bomber Wing, USAF.
Одни из первых самолетов P-84B (с июня 1948 года обозначение изменили на F-84), полученных ВВС США. Первые Thunderjet поступил и в 14-ю истребительную группу летом 1947 года.
Этот F-84G позднего выпуска, принадлежавший Командованию специальных вооружений, использовался в ходе испытаний ядерного оружия. Самолет был сфотографирован в Индиана Спрингс, штат Невада, в марте 1953 года.
ВВС США, участвуя в учениях SEATO "Firm Link" (участвовали США, Таиланд и Филиппины), перебросили на базы в Таиланде реактивные самолеты, включая эти F-84G.
Самолет F-84G-26-RE, N 51-16719, в окраске знаменитой пилотажной группы ВВС США "Thunderbirds". Этот F-84G стал первым самолетом группы после ее организации в 1953 году. Получив пять таких самолетов, группа пролетала на них два года. В 1955 году их заменили на F-84F Thunderstreak.
F-84G «Тандерджет» - первый самолет пилотажной группы «Тандербердз»
F-84G
F-84C "Тандерджет"
The first prototype XP-84, 559475 in natural metal finish, showing the detachable rear fuselage for engine access.
Another view of the first prototype XP-84, 45-59475. The aircraft was powered by an Allison J35 turbojet.
The prototype in profile.
На этом снимке запечатлен отрыв прототипа XP-84 (45-59475) от полосы в Мюрок Драй Лейк в первом полете, состоявшемся 28 февраля 1946 года. Машину пилотирует майор Уильям А. Лиен. Годом ранее, когда еще шла Вторая мировая война, ВВС США заказали три прототипа и 400 серийных истребителей нового типа.
The first prototype XP-84 Thunderjet, 45-59475, made its first flight from Muroc on February 28, 1946.
The fourth pre-production YP-84A, 45-59485. A total of 4,457 Thunderjets was built, and the type was developed to produce the swept-wing Thunderstreak.
Another of the 15 pre-production machines, 559485, over Farming dale, New York State, in 1947.
The pre-production YP-84A the controls. The 15 pre-production aircraft were 45-59488 with Republic test pilot Jack Bade at eventually modified to F-84B standard.
Американский истребитель F-84 "Тандерджет"
Группа F-84 из 69-й истребительно-бомбардировочной эскадрильи возвращается на базу в Тэгу (июнь 1952 года). 69-я эскадрилья входила в состав 58-го авиакрыла, которое в следующем году нанесло ряд ударов по ирригационным плотинам в Северной Корее.
F-84E взлетает с авиабазы Эдвардс, Калифорния, во время старта гонок Bendix, снимок сделан 18 августа 1951 года. На пилонах под крылом самолет несет два 870-литровых ПТБ.
27-я группа истребителей сопровождения входила в состав Стратегического авиационного командования и первой среди подразделений F-84 получила боевое крещение в Корее.
Самолет "Miss Jacqui II" из 1 36-го FBW готовится отправиться в свой 364-й боевой вылет. Этот самолет стал первым из F-84, налетавшим свыше 1 000 часов.
Capt Johnson makes an assisted takeoff in F-84E 92423 during the Bendix Air Races at Edwards AFB on August 18, 1951.
Истребитель-бомбардировщик F-84E Thunderjet
Вооруженный ракетами F-84E из 27-го авиакрыла истребителей сопровождения (FEW) взлетает с авиабазы Тегу в конце 1950 года. 27-е FEW (входили 522-я, 523-я и 524-я эскадрильи), одно из элитных подразделений сопровождения бомбардировщиков Стратегического авиакомандования, было выбрано для дебюта Thunderjet в Корее. Но авиакрылу пришлось поспешно переквалифицироваться на роль ударного соединения.
Самолет из 474-й истребительно-бомбардировочной авиагруппы.
F-84E из 523-го FS, принимавший участие в бою с МиГами 21 января 1951г. Его летчик п/п-к У.Бертрам заявил об одной одержанной в этом бою победе
A formation of F-84Bs up from Lake AFB, Arizona, on February 1, 1952, complete with practice bombs.
F-84 Thunderjet с прямым крылом был одним из первых реактивных истребителей, принятых на вооружение в США. Оснащенный в дальнейшем стреловидным крылом, F-84 стал одним из самых массовых боевых самолетов начала 1950-х годов.
F-84 "Тандерджет" в 1952 году составлял основу американской истребительно-бомбардировочной авиации в Корее. На снимке самолет из 49-й истребительно-бомбардировочной авиагруппы (английская аббревиатура - FBG).
F-84F 1694 blasts off from a trailer with the aid of a RATOG booster during trials at Edwards AFB, California, in 1955. Note the intake guard and arrester hook.
ВВС США экспериментировали с концепцией старта без направляющих (ZELL), завершившейся летными испытаниями самолетов F-100 и F-104, но начинались они с этого F-84. Оснащенный стартовыми ускорителями, самолет устанавливался на пусковое устройство, разработанное фирмой "Martin Aircraft" из Балтимора. Система рассматривалась как будущее авиации ПВО и позволяла отказаться от использования уязвимых ВПП. Но концепция не нашла поддержки у военных, и в конце концов от нее отказались.
"Не давайте мне F-84, он слишком любит землю", - мрачно шутили пилоты ВВС США, намекая на потребность машины в длинных ВПП. Использование ускорителей JATO позволило применять тяжело нагруженные F-84 с коротких и плохо подготовленных ВПП.
Thunderjet сбросили на противника в Корее 50 427 т бомб и 5 560 т напалма, а также применили по противнику 22154 неуправляемые авиационные ракеты. На их счету также девять сбитых МиГ-15.
На фотографии хорошо видны отличия прямокрылого Thunderjet и Thunderstreak со стреловидным крылом. Конструкция YF-84F на 60% была аналогична конструкции F-84E, но на серийных F-84F стояли британские ТРД J65.
F-105B "Тандерчиф" в одном ряду со своими предшественниками: F-84E "Тандерджет", KF-84F "Тандерфлэш" и F-84F "Тандерстрик"
116-е FBW ВВС Национальной гвардии на авиабазе Джордж в Калифорнии было мобилизовано осенью 1950 года и отправлено на Дальний Восток, чтобы в основном усилить ПВО Японии. Не имевшее постоянной базы в Корее, авиакрыло выполнило множество боевых вылетов из Тэгу и занималось отработкой дозаправки в воздухе. На снимке - самолеты авиакрыла на палубе авианосца "Ситко Бэй", который направляется в Японию.
F-84G 1964 of the 20th Fighter Bomber Wing, 49th Air Division, takes off from Wethersfield AFB, England, shortly after the Wing had moved there in June 1952.
A Thunderjet fires a salvo of eight rockets from retractable launchers beneath its wings. During the Korean War the type saw active service mainly on bomber escort and ground attack duties.
Восьмерка самолетов из 49-го истребительно-бомбардировочного крыла (АИЦ) направляется к химическому заводу около Намсока к северу от Вонсана. В этом рейде, проходившем в августе 1952 года, было задействовано 150 самолетов F-84.
Разведчики "Метеор" FR.9 и PR.10 в строю с F-84 "Тандерджет"
F-84G были среди самолетов, использовавшихся ВВС США для отработки дозаправки в воздухе. Первоначально приемная штанга монтировалась в баках на законцовках, как на фотографии этого F-84G. На поздних вариантах приемник устанавливался в передней кромке левой консоли крыла. Хотя благодаря дозаправке дальность полета могла быть практически неограниченной, лимитирующим фактором становился расход масла, а маслобаки F-84 имели очень малый резерв.
An F-84 with a refuelling probe in the port wing leading edge noses up to an RAF Avro Lincoln tanker during an East-West transatlantic flight attempt by two F-84s on September 22, 1950. One F-84 completed the trip.
Через Атлантику без посадки. 22 сентября 1950г.: впервые через Атлантику на реактивном истребителе (F-84E Thunderjet) без посадки перелетел полковник ВВС США Дэвид Шиллинг. Перелет из Мэнстона, графство Кент, в Лаймстоун, штат Мэн, выполнялся с тремя дозаправками в воздухе. Самолеты-заправщики взлетали из Прествика (Lancaster), Исландии (Lincoln) и Гуз-Бэя, Лабрадор (KB-29). Шиллинг направился к Мэну из-за плохой погоды на авиабазе Митчелл, штат Нью-Йорк. Полковник Уильям Ричи на втором F-84E по израсходовании топлива покинул самолет над Лабрадором и был спасен вертолетом.
Через Атлантику без посадки. 22 сентября 1950г.: впервые через Атлантику на реактивном истребителе (F-84E Thunderjet) без посадки перелетел полковник ВВС США Дэвид Шиллинг. Перелет из Мэнстона, графство Кент, в Лаймстоун, штат Мэн, выполнялся с тремя дозаправками в воздухе. Самолеты-заправщики взлетали из Прествика (Lancaster), Исландии (Lincoln) и Гуз-Бэя, Лабрадор (KB-29, на фото). Шиллинг направился к Мэну из-за плохой погоды на авиабазе Митчелл, штат Нью-Йорк. Полковник Уильям Ричи на втором F-84E по израсходовании топлива покинул самолет над Лабрадором и был спасен вертолетом.
KB-29P и истребитель F-84
KB-29 из состава 91-й эскадрильи танкеров заправляют "Тандерджеты" из 27-го авиакрыла истребителей сопровождения.
Самолетами сопровождения в испытательных полетах по программе FICON являлись бомбардировщики B-29. На снимке - B-29 с авиабазы Карлсуэлп сопровождает прототип GRB-36F (49-2707), на трапеции которого находится F-84E, май 1952 года.
Два EF-84D на крыльевой подвеске у ETB-29
First photograph to show the new R.D.A.F. grey/green camouflage (a la R.A.F.) - with medium blue under surfaces - in this case applied to an M.D.A.P. (N .A.T.O.) F-84C Thunderjet at Kastrup South.
В 1952-1955 годах Португалия получила 119 самолетов F-84. Для восполнения списанных машин истребители приобретались в Голландии. В 1974 году Португалия бросила часть F-84 в Мозамбике.
Republic F-84C Thunderjet был одним из самых многочисленных типов самолетов, состоявших на вооружении португальских ВВС. Около 70 этих машин использовались в Анголе для борьбы с повстанцами.
Photographs of aircraft of the Portuguese Air Force rarely find their way into print, so that the markings (green and red) on this Republic F-84G Thunderjet may be unfamiliar. Maximum speed of this single-seat fighter/bomber, supplied under M.D.A.P. (N .A.T.O.), is 605 m.p.h. Power is a 5.600-lb. s.t. Allison J35-A-29 turbojet. Fin serial is 5137.
Derelict Republic F-84G Thunderjet 5141 previously served with the Portuguese A.F. fighter squadron attached to Base Aerea No. 9 (Luanda)
Среди других операторов Thunderjet были Франция (на фото), Греция, Португалия, Тайвань, Турция и Югославия.
ВВС Франции эксплуатировали F-84G Thunderjet и F-84F Thunderstreak, а в августе 1954 года первые RF-84F Thunderflash получила 33-я разведывательная эскадра.
The F-84G Thunderjet was the first RTAF jet combat aircraft in 1957.
Истребитель F-84G "Тандерджет" ВВС Тайваня.
Тайвань рассматривался США как защитная стена от "Красного Китая", а потому получал от американцев много вооружения, включая два авиакрыла F-84G Thunderjet, переданных к 1954 году.
На Дальнем Востоке Thunderjet использовал только Тайвань.
Большое количество F-84 было поставлено ВВС стран НАТО и других государств в рамках программы MDAP (Mutual Defense Assistance Program), включая и эти самолеты для Нидерландов (на снимке). Всего в 1951-1952 годах голландцы получили 21 F-84E (большинство из которых позднее переделали в фоторазведчики) и 166 F-84G. Среди других операторов Thunderjet были Франция, Греция, Португалия, Тайвань, Турция и Югославия.
F-64Gs of Koninklyke Luchtmacht No 314, Royal Netherlands Air Force, in June 1955.
Норвегия, одна из стран-основателей НАТО, в 1949 году в рамках американской военной помощи получила 206 истребителей F-84E/G Republic.
F-84Gs were the fastest aircraft in Royal Norwegian Air Force service when this picture was taken in 1955. The type was delivered in 1951.
ВВС Югославии (JRV) в 1953-1974 годах эксплуатировали 219 самолетов F-84.169 из них поступили со складов ВВС США, а 50 машин - из Греции.
Истребитель-бомбардировщик F-84G "Тандерджет" ВВС Югославии
27 июня 1991 года de Havilland Canada Dash 7 и McDonnell Douglas DC-9 были повреждены на стоянке у ангара компании «Adria Airway» во время налета Super Galeb на аэропорт Любляны. Находившиеся в ангаре Dash 7 и Airbus A320 были серьезно повреждены. Интересно, что F-84 и F-86 из местного музея остались невредимыми.
Югославские пилоты перед своими "Тандерджетами"
ВВС Греции в 1952-1956 годах получили около 200 самолетов F-84G. В 1956 году на вооружение поступили F-84F, которые эксплуатировались примерно до середины 1970-х годов.
F-84E/G поставлялись ВВС стран НАТО, в том числе и Турции, вступившей в альянс в 1952 году.
Поставки F-84G турецким ВВС были начаты в 1956 году. Самолеты были подчинены 1-му объединенному тактическому авиационному командованию вооруженных сил стран НАТО.
Поставки F-84G итальянским ВВС начались в мае 1952 года, всего они получили 254 самолета F-84G, которые применялись в качестве истребителей-бомбардировщиков и фоторазведчиков.
В этот раз "Тандерджету" повезло дотянуть до базы
Надежный Thunderjet мог вынести серьезные боевые повреждения. На снимке лейтенант Мервин Рид, уцелевший после попадания в крыло его самолета 37-мм зенитного снаряда.
Кадры стрельбы (справа налево) ст.л-та Сокуренко по F-84 21 ноября 1952г. Ниже - увеличенный последний кадр.
В объективе ФКП: F-80 и F-84, атакуемые МиГами
В первых боях МиГ-15 достаточно легко расправлялись с истребителями-бомбардировщиками противника. Кадр пленки фотокинопулемета МиГ-15: в прицеле F-84, 17 мая 1952 года.
F-84G Thunderjet. Этот F-84G, серийный номер 51-1111, получил собственное название "Five Aces" благодаря своему номеру. Самолет входил в третью производственную партию серийных F-84G. Он служил в 69-й истребительно-бомбардировочной эскадрилье 58-го истребительно-бомбардировочного крыла. Лейтенант Джим Симпсон выполнил на нем большинство из своих 56 боевых вылетов. F-84G считался переходным вариантом истребителя, предназначенным для заполнения временного промежутка до появления более совершенного F-84F со стреловидным крылом, при разработке которого возникли определенные проблемы. На F-84G был установлен более мощный двигатель, усиленный фонарь кабины, а также сделан ряд других доработок, но по конструкции он оставался близок к F-84E. Являясь переходным вариантом, он, тем не менее, считался хорошей машиной и был построен в количестве 3025 самолетов (789 - для ВВС США), став самой массовой модификацией F-84.
F-84G Thunderjet
Republic - F-84G Thunderjet of the Thunderbirds aerobatic team United States Air Force, 1953
F-84G Thunderjet of the Portugese Air Force, 1956