Northrop F-89 Scorpion
Страна: США
Год: 1948


Всепогодный перехватчик с экипажем из двух человек
Описание
Фотографии
Northrop F-89 Scorpion

   Northrop F-89 Scorpion создавался как реактивный преемник P-61 Black Widow согласно контракту на разработку, заключенному в мае 1946 года. По новому контракту от декабря 1946 года компании "Northrop" предстояло построить два прототипа. Первый XF-89 (обозначение "Northrop" - N-24) выполнил первый полет в августе 1948 года. После успешных испытаний в январе 1949 года было заказано 48 истребителей F-89A. Второй прототип XF-89A (фирменное обозначение N-49) собрали в начале 1950 года, но первый прототип в феврале 1950 года потерпел катастрофу, причиной которой послужил флаттер горизонтального оперения. В конструкцию серийных самолетов внесли изменения, поставки F-89A (обозначение "Northrop" - N-35) начались в июле 1950 года. На первых серийных машинах стояли ТРДФ Allison J33-A-21, позже замененные двигателями J33-A-21A тягой на форсаже 22,58 кН. Начиная с 19-го самолета, был изменен состав БРЭО и новый вариант истребителя получил обозначение F-89B. На F-89B установили автопилот Lear и инструментальную систему посадки. Построили 30 самолетов F-89B, после чего производство переключилось на сборку варианта F-89C с новым горизонтальным оперением и измененным составом БРЭО. Всего построено 164 самолета F-89C с различными вариантами ТРДФ Allison.
   Следующий вариант, F-89D (N-68), поступил на вооружение в 1953 году, на нем установили новую СУО компании "Hughes", сняли шесть 20-мм пушек, предусмотрели возможность монтажа подкрыльевых топливных баков и торцевых крыльевых контейнеров с 52 НАР каждый. Всего построено 682 самолета F-89D. Единственный YF-89E (N-71) предназначался для испытаний двигателя Allison YJ71. В серию он должен был пойти как F-89F, однако работу по данному варианту, как и по F-89G с новой СУО, свернули.
   Последним серийным вариантом стал F-89H (N-138), запущенный в производство в 1956 году. Данная модель близка F-89D, но отличалась более мощными двигателями и торцевыми крыльевыми контейнерами для трех УР класса "воздух-воздух" Falcon и 21-й НАР каждый, еще шесть УР можно было подвесить под крыло. Построено 158 самолетов F-89H. Вариант F-89J (N-160) являлся модернизацией F-89D в носитель ракет с ядерной БЧ MB-1 Genie - ядерные ракеты подвешивали на пилоны под крылом в дополнение к четырем УР Falcon. Торцевые контейнеры с ракетами заменили топливными баками. В 1957 году в частях первой линии эти самолеты сменили на Convair F-102, a F-89 передали в эскадрильи Резерва ВВС и авиацию Национальной гвардии. Некоторые самолеты доработали в беспилотные мишени DF-89A и DF-89B. Две последние части Национальной гвардии, вооруженные F-89, сдали свои машины в 1959 году.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Northrop F-89D Scorpion

   Тип: всепогодный перехватчик с экипажем из двух человек
   Силовая установка: два ТРДФ Allison J35-A-35, -33A, -41 или -47 тягой по 32,02 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 3230 м - 1024 км/ч; практический потолок 14 995 м; дальность 4184 км
   Масса: пустого 11428 кг; максимальная взлетная 19160 кг
   Размеры: размах крыла 9,97 м; длина 16,41 м; высота 5,26 м; площадь крыла 52,21 м2
   Вооружение: 104 НАР (70-мм) в торцевых крыльевых контейнерах или 27 НАР и три УР Falcon
F-89B из состава 7 90-й эскадрильи истребителей-перехватчиков получил одну из самых впечатляющих схем окраски. Эскадрилья из штата Айдахо летала на F-89B с июля 1956 года по апрель 1959 года.
F-89D эскадрильи, дислоцированной на Аляске. Яркая окраска наносилась на истребители, летавшие в Арктике. На торце крыла подвешен комбинированный контейнер (ракеты/топливный бак).
Northrop F-89D Scorpion. F-89D - самая массовая модификация Scorpion, построено 682 самолета. Данная машина принадлежала 59-й эскадрилье истребителей-перехватчиков, дислоцировавшейся в районе аэропорта Гуз-Бей в провинции Лабрадор. Яркие опознавательные знаки традиционно применялись на машинах, дислоцированных за Полярным кругом, и должны были облегчить их поиск в случае аварии или катастрофы.
Scorpion поначалу создавался, если можно так сказать, вокруг носовой наводимой стрелковой установки из четырех пушек, что хорошо видно по форме носовой части прототипа XF-89. Но на втором прототипе затем установили фиксированную установку из шести пушек.
54-261 - первый F-89H, запечатленный во время испытаний блока УР "воздух-воздух" GAR-1 Falcon. Ракеты размещались в закрытом блоке, а перед пуском выдвигались на авиационном пусковом устройстве. Твердотопливный двигатель ракеты работал 1,2 с, обеспечивая ракете скорость М=3,15 и максимальную дальность пуска 12,2 км.
К Scorpion с пренебрежением относились не только летчики одноместных истребителей, но даже экипажи бомбардировщиков Стратегического авиационного командования, так как аэродинамически вылизанный B-47 в пологом пикировании развивал скорость большую", чем перехватчик. На фотографии - F-89D из 59-й истребительной эскадрильи, оснащенные торцевыми топливными баками с ракетами и подкрыльевыми ПТБ. В 1952-1966 годах 59-я эскадрилья базировалась в Гус-Бэе на Лабрадоре, Канада.
После ракеты Genie с ядерной боевой частью самым мощным вооружением Scorpion были 70-мм НАР Mighty Mouse. Выпущенные с близкой дистанции залпом, 104 ракеты создавали в небе огромное облако сплошного поражения.
Эпизод с устранением агента КГБ - одно неосторожное движение, и катапульта выбросит его из самолета. В роли «советского перехватчика» снимался P-89 «Скорпион»
Первый XF-89 Scorpion в испытательном полете. Самолет разбился в 102-м полете из-за разрушения стабилизатора.
В дополнение к шести пушкам на F-89A и B предусматривалась возможность применения до десяти 127-мм (5-дюймовых) ракет HVAR, подвешиваемых на пилонах под крылом. На поздних F-89 количество ракет HVAR (ракета с высокой скоростью полета) уменьшили в пользу управляемых ракет.
F-89J представлял собой доработанный в носитель ядерных НАР "воздух-воздух" MB-1 Genie. На фотографии - самолет ранней постройки с двумя НАР Genie и четырьмя УР GAR-1 Falcon на внешней подвеске.
Первый испытательный пуск ракеты Genie выполнили с истребителя F-89J Scorpion, для которого они предназначались. В то время программу создания этих ракет обозначали кодом Ding Dong.
Когда ВВС США решили принять на вооружение ракеты "воздух-воздух" с ядерной боевой частью, началась модернизация F-89D в носитель двух неуправляемых ядерных ракет Douglas MB-1 Genie F-89J. Также самолет мог нести под крылом до четырех УР Falcon в неуправляемом варианте. УР Falcon получила обозначение GAM-8, позже измененное на AIM-4. На варианте F-89J торцевые баки с контейнерами НАР заменили просто баками с топливом.
Northrop F-89H Scorpion.
Genie - ракета с ядерной БЧ. В июле 1957 года, после полугода службы, было решено испытать "ядерную" ракету MB-1 Genie, для чего была организована серия ядерных испытаний (операция "Plumb Bob"). Для испытаний выделили три F-89J из 84-й эскадрильи истребителей-перехватчиков, выполнявших вылеты с авиабазы Индиан Спрингс, штат Невада. 19 июля капитаны Эрик Хатчинсон (пилот) и Альфред Барби (оператор РЛС), выполнявшие полет на самолете 53-2670, произвели на полигоне Юкка Флэт в пустыне Невада пуск одной из ракет. Пуск осуществлялся с высоты 4267 м, а после взрыва образовался огненный шар диаметром 0,8 км. На уровне "0" были размещены специалисты ВВС США - командование стремилось доказать, что ракету можно безопасно применять над населенными районами.
From its USAF service entry in 1951, the successive versions of the Northrop F-89 Scorpion might be said to have reflected the progressive changes in fighter armament thinking through the fifties decade, the A, B and C models each having a battery of six 20-mm cannon, the D model replacing these with 104 2-75-in unguided rockets, the H model mating 42 unguided rockets with six GAR-1 Falcon missiles and the final J model introducing MB-1 Genie nuclear-tipped missiles. The YF-89D (49-2463) is seen here firing its unguided rocket batteries
На F-89D вооружение из шести пушек, штатное для ранних F-89, заменили 104 НАР калибра 2,75-дюйма со складным оперением; ракеты размещались в торцевых крыльевых топливных баках. При залповом пуске ракет область их поражения соответствовала размерам футбольного поля. Разброс ракет при пуске был весьма высок.
Большой, прочный и надежный Northrop F-89 не отличался высокими летными данными, а потому не мог с должной эффективностью выполнять задачи перехвата. На фотографии - F-89D с подкрыльевыми топливными баками в полете.
Изначально Scorpion проектировался как истребитель-бомбардировщик и поэтому получился большим и хорошо вооруженным. В сравнении с эстетичными одноместными истребителями F-89 выглядел громоздким как "большой старый грузовик". Тем не менее до 1956 года "Northrop" построила 1050 самолетов, все на заводе в Палмдейле, Калифорния. На фотографии - новенькие F-89D в ожидании перегона в строевые части на заводском аэродроме.
F-89H стал последним серийным вариантом, на нем установили систему управления огнем Hughes E-9. На фотографии - самолет из 714-й группы истребителей-перехватчиков.
ICELAND AIR DEFENCE FORCE is operated by M.A.T.S.-U.S.A.F. Note IADF lettering on this Keflavik-based Northrop F-89D Scorpion with wingtip missile pods.
ARCTIC CIRCLERS. What makes these two photographs of otherwise familiar U.S.A.F. types noteworthy is the fact that the aircraft illustrated are residents of the Far North - Ladd A.F.B.. Alaska. Photo: A Northrop F-89D-25-NO Scorpion (USAF: 51-11393; Buzz No. FV-393) of the 18th Fighter Interceptor Squadron, identified by the "Blue Fox" insigne on the starboard missile (2.75-in. Mighty Mouse rockets) pod.
Концевые крыльевые баки на F-89H доработали под размещение в каждом из них трех УР класса "воздух-воздух" Hughes Falcon и 21 НАР (на фото). Оснащенная тепловой ГСН (а позже радиолокационной) Falcon стала первой УР класса "воздух-воздух", принятой на вооружение ВВС США, - это произошло в 1956 году.
The port wing-tip pod of an F-89H is seen with unguided rockets partially and Falcons fully exposed.
В установленные на каждой законцовке крыла контейнеры истребителей F-89H Scorpion ставили по 21 НАР и по три ракеты Falcon (варианта либо GAR-1D, либо GAR-2).
Изначальный проект Northrop N-24 предполагал вооружение из четырех пушек на уникальной носовой турели. По проекту GUN-VAL два F-89C были вооружены четырьмя пушками (каждый) Oerlikon калибра 30 мм (на фотографии). Испытания показали разочаровывающие результаты, и самолеты вернули к стандартной конфигурации.
SCHNORKEL SCORPION. This specially-modified Northrop F-89C-NO Scorpion, two-seat, all-weather fighter is being used to gather data on cross-wind effects on ballistics. The badge painted on the starboard air intake indicates that the F-89C is on test at the U.S.A.F.'s Air Research & Development Command Armament Centre, Eglin AFB, Fla.
Sitting out the rain at Whitehorse next to a USAF Northrop F-89 Scorpion, CF-HMP was destined to crash mysteriously near Neepawa, Manitoba in September of 1957. This ‘Mossie’ has two portholes for the camera operator’s compartment and is fitted with a venturi on top of the fuselage to provide a vacuum source for its Wild RC-5 camera.
Члены экипажей F-89, одетые в теплые костюмы и спасательное снаряжение, с трудом размещались в тесных кабинах самолетов. Обзор из кабины был хорошим, но объем кабины оставлял лишь небольшое пространство для манипуляций руками с органами управления.
F-89H Алексея Шушарина
Northrop F-89D Scorpion. Изображен F-89D с маркировкой 66-й эскадрильи истребителей-перехватчиков, базировавшейся в 1955-1956 годах в Элмендорфе на Аляске. Несмотря на обозначение "F", самолет не являлся истребителем в традиционном понимании данного термина. Тем не менее Scorpion был эффективным перехватчиком, надежным, с большой продолжительностью полета, способным выполнять задания круглосуточно в простых и сложных метеоусловиях. Интересной особенностью Scorpion являлось наличие стеклоочистителя на лобовом остеклении фонаря - нонсенс для истребителей и перехватчиков!
Northrop F-89D Scorpion