Northrop P-61 Black Widow
Страна: США
Год: 1942


Ночной истребитель с экипажем из трех человек
Описание:
P-61 Black Widow
Northrop P-61 Black Widow
Фотографии

P-61 Black Widow

Тяжелый двухмоторный ночной истребитель, цельнометаллический моноплан двухбалочной схемы с закрытыми кабинами и трехколесным шасси с носовой стойкой. Экипаж - 3 чел. Создан в КБ фирмы "Нортроп эйркрафт" под руководством Ф.Брауна и У.Черни. Опытный образец XP-61 совершил свой первый полет 26 мая 1942 г. Серийное производство началось на заводе "Нортроп" в Хауторне с сентября 1943 г. Всего выпущено 706 экз. Состоял на вооружении в США с октября 1943 г.
Основные серийные модификации:
  - P-61A с моторами R-2800-10 (поздние серии R-2800-65), вооружение 4x20 (ранние) или 4x20+4x12,7 (поздние);
  - P-61B с удлиненной носовой частью и РЛС другого типа;
  - P-61C с моторами R-2800-73 с турбонаддувом.
Боевое применение - с июня 1944 г. в Великобритании, с июля - на Тихом океане. Использовался и для ударов по наземным целям. Самолет снят с производства в сентябре 1945 г. Состоял на вооружении до мая 1950 г.


P-61A||
Размах:||20,14 м
Длина:||15,11 м
Моторы, количество х мощность:||2x2040 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||14500 кг
Максимальная скорость:||587 км/ч
Практический потолок:||10100 м
Дальность:||885 км

Northrop P-61 Black Widow

Контракт на постройку двух прототипов первого американского ночного перехватчика с РЛС и экипажем из трех человек XP-61 был заключен 11 января 1941 года. Первый прототип поднялся в воздух 21 мая 1942 года. За ним последовали 13 опытных YP-61, предназначенных для эксплуатационных испытаний. Из-за проблем технического плана пришлось заново разрабатывать РЛС с привлечением британских специалистов. Тем не менее первые серийные P-61A Black Widow собрали уже в конце 1943 года. Вскоре выяснилось, что дистанционно управляемая стрелковая установка с четырьмя пулеметами, развернутая на борт, провоцирует возникновение бафтинга, поэтому от башни отказались. Со стрелковыми установками башенного типа построили лишь 37 первых P-61A. В первой половине 1944 года P-61A появились на Тихоокеанском театре военных действий. Первая победа на Black Widow одержана 7 июля 1944 года, всего построено 200 самолетов варианта P-61A. Поставки варианта P-61B начались в июне 1944 года, всего построили 450 самолетов. P-61B мог нести на подкрыльевых узлах подвески четыре 726-кг бомбы или четыре 1136-литровых сбрасываемых топливных бака. На финальные машины P-61B вновь установили пулеметные башни. Серийное производство завершилось после постройки 41 самолета варианта P-61C, постройку еще 476 машин этого варианта отменили в связи с окончанием войны. Всего было построено 706 самолетов P-61. С июля 1944 года Black Widow применялись в Европе; в первом боевом вылете P-61 сбили четыре германских бомбардировщика. В ходе наступления союзников на Антверпен P-61 сбили немало самолетов-снарядов V-1. Использование P-61 в глубине Европы подтвердило универсальность данного тяжелого истребителя.


Варианты

  XP-61D: два P-61A, доработанные для испытаний с двигателями R-2800-77 с турбокомпрессорами
  XP-61E: два P-61B со снятыми пулеметными башнями и РЛС, увеличенным запасом топлива и установленными в носовой части фюзеляжа четырьмя 12,7-мм пулеметами при сохраненных четырех 20-мм пушках
  XP-61F: P-61C, конвертированные в XP-61E; доработка не завершена
  XF-15A Reporter: обозначение первого XP-61E, доработанного в прототип невооруженного разведчика с шестью фотоаппаратами в носовой части фюзеляжа
  F-15A Reporter: 36 серийных разведчиков, собранных из недостроенных P-61C
  F2T-1N: обозначение 12 P-61A, переданных флоту в конце 1945 года из ВВС Армии США для использования в качестве учебных ночных истребителей
  
  
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Northrop P-61B Black Widow

  Тип: ночной истребитель с экипажем из трех человек
  Силовая установка: два звездообразных мотора Pratt & Whitney R-2800-65 Double Wasp мощностью по 2000 л. с. (1491 кВт)
  Летные характеристики: макс. скорость на высоте 6095 м - 589 км/ч; практический потолок 10090 м; максимальная дальность 2173 км
  Масса: пустого 10637 кг; максимальная взлетная 16 420 кг
  Размеры: размах крыла 20,12 м; длина 15,11 м; высота 4,47 м; площадь крыла 61,53 м2
  Вооружение: четыре 20-мм пушки в нижней передней части фюзеляжа, четыре 12,7-мм пулемета в верхней башенной установке, до 2903 кг бомб или другого вооружения на четырех подкрыльевых узлах подвески
P-61A-1 (Serial No 42-5528) "Jap-Batty" of the 6th NFS, Saipan, 1944.
P-61A-5 (Serial No 42-5536) "Husslin Hussey" of 422nd NFS, Scorton, 1944.
Истребитель P-61A-5 (42-5564) летал в составе 422-й эскадрильи ночных истребителей во время ее базирования на английской авиабазе Скортон, графство Йоркшир. На самолете нарисована акулья пасть и частично нанесены "полосы вторжения".
P-61A-5 (Serial No 42-5564) "Jukin Judy" of 422nd NFS, Scorton, 1944.
P-61B-1 (Serial No 42-39468) "Moonlight Serenade" of 550th NFS, Morotai, 1944.
P-61B-15 (Serial No 42-39713) "Lady in the Dark" of 548th NFS, Ryukyu, August 1945.
Почти все самолеты Black Widow, подобно этому P-61B-15 поздней постройки с верхней пулеметной башней, целиком окрасили в черный цвет. Изображен самолет 548-й ночной истребительной эскадрильи, Тихий океан, 1944 год. Под крылом подвешен 1173-литровый сбрасываемый топливный бак.
F-15A-5 Reporter. F-15 из 8-й фоторазведывательной эскадрильи были задействованы в послевоенной картографической программе (эскадрилья тогда базировалась в Японии). Подразделение F-15A, включая "45-59323", вело картографирование районов Филиппин и острова Сулавеси (Целебес), в частности - фотографировало так называемый "маршрут смерти на Батане" (материалы использовались на процессе против военных преступников).
Самолет из первой партии P-61A. Истребитель Black Widow оказался превосходным ночным истребителем, но был слишком сложен по конструкции.
Самолет P-61A-10-NO без верхней башни был сфотографирован во время службы в составе 425-й эскадрильи ночных истребителей во Франции через несколько недель после высадки в Нормандии. Эта часть сбила несколько крылатых ракет V-1.
In its striking yellow and black colour scheme, Northrop P-61B-1 Black Widow N30020 was photographed at Hammer Field, a former World War Two P-61 training base near Fresno, California, on July 4, 1963, while being operated by Idaho-based Ranchers Inc. The aircraft had not yet had its fire-bomber code added; within two months it was destroyed in a fatal crash while fire-bombing.
The Black Widow “borate bomber” at Hammer Field, Fresno, in mid-July 1963. The fire-bomber code E53 was allocated to the machine and displayed on its fins.
P-61C s/n 43-8353 on display at the National Museum of the United States Air Force in Dayton, Ohio. Used for many years as an instructional airframe by the Springfield Boy Scouts, it is now painted to represent a Pacific War Widow.
P-61B s/n 42-39445 is currently under restoration to airworthy status by the Mid-Atlantic Air Museum at Reading, Pennsylvania, and is seen here in an advanced stage of completion at a museum event in June 2010.
Летчик-испытатель Вэнс Брис впервые поднял в воздух первый прототип XP-61 в мае 1942 года. Несмотря на свой необычный вид, XP-61 оказался отличным летательным аппаратом.
26 мая 1942г.: поднялся в воздух прототип Northrop XP-61 - первого в ВВС Армии США специализированного и оснащенного РЛС ночного истребителя.
The first XP-61 (41-19509) which, initially flown on 26 May 1942, was fitted with a mock-up of the dorsal barbette.
По этой фотографии можно судить о размерах самолета Black Widow. Передняя турельная стрелковая установка была только на первой машине, на последующих от нее отказались.
The first YP-61 (41-18876) as completed in August 1943 with four-gun dorsal barbette.
The second YP-61 (41-18877) after delivery to the AAF with reinforced barbette and inboard guns removed.
YP-61 установочной серии
YP-61 s/n 41-18887 was removed from storage at Chino and flown to Davis-Monthan Field in Arizona, where it joined numerous other aircraft in museum storage.
The 13th YP-61, s/n 41-18888, parked at the vast surplus aircraft scrapyard at Chino, California. The YP prefix denoted a Service Test aircraft with minor differences from production machines. This P-61 was acquired by Pratt & Whitney and used as an engine and propeller testbed for ten years until it was scrapped after an accident.
P-61A в тренировочном полете над Калифорнией, 1944 г.
Northrop P-61
A P-61A-1 (42-5508) retaining the four-gun dorsal barbette. This, the twenty-third production "Widow", was among the first to reach the Pacific Theatre of Operations.
Базировавшийся на Сайпане P-61A сфотографирован над Тихим океаном, январь 1945 года. Каплевидный обтекатель турели указывает на то, что она неподвижна.
One of the thirty-five P-61A-5s (42-5544) after arrival in the UK in 1944.
Фирма "Northrop" установила на P-61 закрылки почти по всему размаху крыла. Обычные элероны были очень маленькими, но управление по крену осуществлялось при необходимости и четырьмя секциями дифференциально отклоняемых интерцепторов на каждой консоли. Это делало самолет P-61 удивительно маневренным, несмотря на его размер и массу.
The Northrop P-61A Black Widow Night Fighter (two Pratt & Whitney R-2800-10 engines).
На правом борту фюзеляжа этого P-61A видны выступающие антенны РЛС.
В полете P-61A
Подобно другим самолетам союзников на Европейском ТВД истребители P-67 несли "полосы вторжения". На P-67 ("Double Trouble") летал лейтенант Роберт Болиндер, одержавший на нем одну из своих четырех подтвержденных побед в воздушных боях.
This early P-61B-1 (42-39419) was unusual in having the dorsal gun barbette which was not generally reintroduced until the appearance of the P-61B-15.
The forteenth production P-61C-1 (43-8334). Note the broad-chord high-activity airscrew blades, the cheek-type carburettor air intakes and ventral turbo-supercharger air intakes.
До 12 машин P-61B передали в Корпус морской пехоты США для использования в качестве учебных ночных истребителей с новым обозначением F2T-1.
P-61B
Owing to the inscription “Hap” Arnold Air Scouts on the nose of this Widow, it was assumed that it was P-61C s/n 43-8353, but its “buzz number” (PK-300 on the port boom) and the fact that it is a P-61B indicate that it is another machine entirely, about which nothing appears to be known.
Conceived specifically as a nightfighter, and the only American aircraft to be built for that particular role during the Second World War, the P-61 was designed around the advances in Airborne Interception radar. This rather weary P-61B, s/n 42-39600, was photographed while up from Hamilton Field, California, on June 23, 1948.
Пара P-61B-20 из последней производственной серии P-61B после взлета с одного из европейских аэродромов. В составе американской авиационной группировки в Европе имелись три ночные истребительные эскадрильи - 415-я, 416-я и 417-я.
Black Widow N30020 in the elaborate brown, green and orange colour scheme it wore after having been acquired by Jack Ammann Photogrammetric Engineers for aerial survey work. Effective but expensive to run, the Widow spent much of its time on the ramp at San Antonio, Texas, where it was photographed on April 24, 1960.
Only 41 P-61C variants were built, one of which, s/n 43-8330, was used by the National Advisory Committee for Aeronautics for trials before ultimately being acquired by the Smithsonian Institution. It is now on display at the National Air & Space Museum’s Steven F. Udvar-Hazy Center in Washington DC.
P-61C
Stationed at Wright Field for most of its life, P-61C s/n 43-8353 was used extensively for radar test work before being donated to the Boy Scouts of Springfield, Ohio, on May 9, 1949 - probably for use as an educational and instructional airframe. The Widow was moved (perhaps flown) to a small airfield just outside Urbana, Ohio. It was given a coating of flat black paint, and information on how to join the Air Scouts of the BSA was lettered on the starboard side of the fuselage pod.
Четыре P-61C и один F-15 сфотографированы на аэродроме Всепогодного авиацентра, штат Огайо, перед полетом в "глаз" циклона (1947 год). Самолеты входили в циклон с разными временными интервалами и замеряли температуру, скорость и давление воздуха, а также проводили фотографирование. Краска с носового фюзеляжного обтекателя головного самолета сильно облезла.
XP-61E
F-15A "Репортер"
First civilian Northrop F-15A Reporter, ex-U.S.A.F. and now surplus to N.A.C.A. Laboratory requirements. Currently at San Jose Municipal Airport undergoing Restricted Certification overhaul and modification for high-altitude photo-survey duties.
CIVILIAN NORTHROP REPORTER (N5093V) ex-4559300, was U.S.A.F. F-15A Reporter used by N.A.C.A. Now being rebuilt at Torrance (Calif.) with parts of an EF-61C, 43-8357.
Хороший в целом самолет F-15 на момент поступления в войска уже устарел. На фотографии - прототип XF-15A, переоборудованный из P-61.
Оба члена экипажа разведчика F-15 Reporter имели великолепный обзор из кабины. Для своего времени подвижный сегмент фонаря кабины являлся самым большим монолитным изделием из плексигласа. Самолет спроектировали на основе P-61C, добавив одного члена экипажа и удлинив фюзеляж под размещение фотооборудования.
"Запасник" музея. Обратите внимание на такие редкие машины, как американские истребители P-61 "Черная вдова", P-47 "Тандерболт", советские Ла-9, МиГ-9, Як-17УТИ, Як-11, Ту-2. Например, Ла-9 в наших музеях нет
The still-smouldering remains of N30020 at the bottom of Gibbon Creek Canyon in the early evening of August 23, 1963. Pilot Bob Savaria was highly experienced, having been in Hawaii on the day of the Japanese attack on Pearl Harbor, the latter prompting him to enlist in the USAAF the same day.
Ночной истребитель Northrop P-61B-15 "Black Widow", 1945 год, пилот Кэролл Смит.
P-61 В Black Widow. Изображенный здесь самолет №42-39404 был вторым P-61, носившим имя "Midnite Madness". Рисунки в носовой части фюзеляжей самолетов "Midnite Madness I" и "Midnite Madness II" были идентичными. На этом самолете летал экипаж капитана Джеймса У. Брэдфорда из 548-й ночной истребительной эскадрильи. Взлетев с аэродрома Иежима в ночь на 24 июня 1945 года, экипаж в составе Брэдфорда, оператора РАС 1-го лейтенанта А. К. Аанта и воздушного стрелка мастер-сержанта P. X. Сукоу уничтожил Mitsubishi G4M "Betty" - это была одна из пяти побед 548-й эскадрильи. Утром того же дня P-61 из 549-й эскадрильи сбил недалеко от Иводзимы еще один "Betty", записав на счет эскадрильи единственную в той войне победу. Дальнейшая судьба "Midnite Madness II" неясна - самолет либо разбился вскоре после войны, либо оказался на известном "кладбище самолетов" на авиабазе Кларк. Джеймс Брэдфорд стал командиром группы в авиашколе по подготовке летчиков полетам по приборам (авиабаза Муди), принимал участие в корейской войне (летал на истребителе F-86) в качестве военного советника южнокорейских ВВС, служил по обмену в британских ВВС (летал на Meteor T.Mk 7), затем стал командиром авиакрыла на учебно-тренировочной авиабазе Ларедо, штат Техас, и завершил карьеру в звании полковника в Пентагоне.
P-61B Black Widow
A page from a rare brochure produced by Los-Angeles-based Aircraft Sales Ltd for potential customers for N30020. The brochure declared that it was “the first time a P-61 has been offered for sale to the public” and encouraged prospective purchasers to consider converting the type into a high-performance executive aircraft.
All nose details from 9th Air Force P-61As (based Britain and/or Normandy, summer/autumn, 1944, and featuring invasion striping as per 42-5564) with exception of nose illustrated in the centre of the righthand column, this belonging to a P-61B-1 (Serial No 42-39405) of the 6th NFS at Kagman Field, Saipan, 1944. This particular machine was fitted with a dorsal barbette.
The Northrop P-61 Black Widow.
P-61B-20-NO Black Widow
P-61A
P-61B
P-61C
Northrop P-61B-1 s/n 42-39419, with its civil registration N30020, during its tenure with Boise, Idaho-based Ranchers Inc following the company’s acquisition of the Black Widow in April 1963. The aircraft was fitted with Curtiss Electric propellers, the logo of which was applied to both of its props. Also shown above is the SCR-270 radar equipment carried in the nose of early P-61s.