Туполев Ту-2
Варианты:
Туполев - Ту-2 - 1941 - Россия
Страна: Россия
Год: 1941


Средний бомбардировщик с экипажем из четырех человек
Описание:
Ту-2
Ту-2
Фотографии

Ту-2

Пикирующий бомбардировщик, двухмоторный цельнометаллический моноплан с двухкилевым оперением и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Экипаж 4 человека. Спроектирован в КБ-29 НКВД под руководством А.Н.Туполева. Опытный образец "103" (АНТ-68) впервые взлетел 29 января 1941 г. Серийное производство начато весной 1942 г.
Выпускался не заводах #166 в Омске и # 23 в Москве. Всего построено 1216 экз. (в основном после войны). Моторы М-82, вооружение 2x20 + 3x12,7, бомбы до 2000 кг.
Во время войны состоял на вооружении только в СССР - с сентября 1942 г.
В ходе производства с серии 3 внедрена металлическая обшивка носовой части фюзеляже, с серии 44 - большой блистер в хвостовой части (вместо трех маленьких окошек), металлический хвостовой кок.
С сентября 1942 г. на Калининском фронте проводились войсковые испытания самолетов установочной серии "103В". Применялись они в основном как разведчики. В 1943 г. Ту-2 появились на Воронежском и Степном фронтах, участвовали в Курской битве. В 1944 - 1946 гг. новые бомбардировщики применялись в Прибалтике, Польше, Германии, в т.ч. при взятии Берлина. В августе 1946 г. Ту-2 действовали и против Японии.
Снят с производства в 1947 г., снят с вооружения в СССР в 1963 г.


ТУ-2С||
Размах:||18,86 м
Длина:||13,8м
Моторы, количество х мощность:||2x1850 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||13500 кг
Максимальная скорость:||547 км/ч
Практический потолок:||9500 м
Дальность:||2100 км

Ту-2

Свою родословную лучший советский двухмоторный поршневой бомбардировщик Ту-2 ведет от машины, известной как "самолет 103", или АНТ-58. Прототип АНТ-58 выполнил первый полет 29 января 1941 года, улучшенный вариант АНТ-59 ("самолет 103У") впервые поднялся в воздух 18 мая того же года. В ходе испытаний моторы жидкостного охлаждения АМ-37 мощностью по 1400 л. с. заменили звездообразными АШ-82. Упрощенный для массового производства вариант обозначался АНТ-60 ("самолет 103В", получивший прозвище "Верочка"), Была построена очень небольшая серия "103В", с ноября 1942 года эти самолеты появились на фронте, в начале 1943 года бомбардировщик получил обозначение Ту-2.
  Первым массовым серийным вариантом стал Ту-2С, с моторами АШ-82ФНВ и вооруженный 12,7-мм пулеметами. На Ту-2С вернули установленные на прототипе тормозные решетки. Фактически, серийное производство Ту-2 было развернуто только в 1944 году; до конца войны построили 1100 Ту-2 и Ту-2С, что для СССР совсем немного. С учетом послевоенного выпуска количество построенных Ту-2 достигло 2527 единиц. По своим летным данным фронтовой бомбардировщик Ту-2 был очень близок к одноместным истребителям. Ту-2С использовались в корейской войне, состояли на вооружении ВВС Китая, Польши и Югославии. После войны на основе Ту-2 было разработано несколько новых самолетов (в том числе Ту-8 и Ту-10), ни один из которых не строился большой серией.


Варианты

  АНТ-62Т: торпедоносец, первый полет и начало серийного производства в 1947 году; первый прототип обозначался Ту-2Т
  АНТ-67: дальний бомбардировщик с дизелями АЧ-39 и экипажем из пяти человек
  Ту-1 (АНТ-63П): дальний трехместный истребитель сопровождения на основе Ту-10; первый полет в конце 1946 года
  Ту-2Д (АНТ-62): вариант с увеличенной дальностью полета; изменена носовая часть фюзеляжа, крыло увеличенного размаха, два летчика размещены в кабине бок о бок
  Ту-2ДБ (АНТ-65): проект дальнего бомбардировщика с двигателями АМ-44ТК мощностью по 2200 л. с.
  Ту-2Ф (АНТ-64): фоторазведчик
  Ту-2Г: доработанный скоростной транспортный самолет; груз крепился на внешней подвеске
  Ту-2М (АНТ-61М): предположительно, обозначение серийных самолетов с моторами АШ-83 мощностью по 1900 л. с.
  Ту-2Н: летающая лаборатория для испытаний ТРД, в том числе ТРД Rolls-Royce Nene
  Ту-2Р: разведчик
  Ту-2РШР: прототип с 57-мм пушкой РШР в носовой части фюзеляжа
  Ту-2К: два самолета для испытаний катапультных кресел
  Ту-2Ш: опытные штурмовики для отработки различного оборудования; разработаны в 1944 году
  Ту-2 "Параван": два самолета для испытаний системы прорыва аэростатов заграждения, оснащены ножами для резки тросов аэростатов
  Ту-2104: всепогодный перехватчик с РЛС; проходил испытания в 1944 году
  Ту-6: разведчик
  Ту-8 (АНТ-69): финальный вариант дальнего бомбардировщика, конец 1946 года; вооружен пятью пушками Б-20, некоторые из них дистанционно управляемые
  Ту-10 (АНТ-68): прототип бомбардировщика, 1945 год; два мотора АМ-39ФН мощностью по 1850 л.с.; после войны построено не менее 50 самолетов с моторами АМ-42 мощностью по 2000 л. с.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Ту-2С

  Тип: средний бомбардировщик с экипажем из четырех человек
  Силовая установка: максимальная скорость 550 км/ч; практический потолок 9500 м; дальность 1400 км
  Масса: пустого снаряженного 7474 кг; максимальная взлетная 11360 кг
  Размеры: размах крыла 18,86 кг; длина 13,80 м; высота 4,55 м; площадь крыла 48,80 м2
  Вооружение: две 20-мм пушки, три 12,7-мм пулемета, до 4000 кг бомб
Ту-2Р "4 белый", 1-я АЭ, весна 1945г.
Торпедоносец Ту-2 (вероятно - 52-го мтап) ВВС ТОФ, конец 1945г. К началу боевых действий против Японии в ВВС ТОФ имелись лишь 6 Ту-2 в 50-м рап и еще 14 поступили из состава ЧФ уже в ходе боевых действий.
Ту-2Т 25-го минно-торпедного авиаполка болгарских ВВС (1949 год)
Монино 2004
Постройка "самолета 103" (группа Туполева в структуре ЦКБ-29 была зашифрована как КБ-103) началась 1 марта 1940 года, к этому времени Туполева с товарищами перевели из Болшево в здание родного КБ в Москве на улице Радио, но из заключения не освободили. Выкатка "103" состоялась 3 октября 1940 года, прототип собрали на заводе № 156, затем перевезли для испытаний на Чкаловский аэродром, в НИИ ВВС. Поскольку Туполев оставался "врагом народа", обозначение АНТ прототип тогда не получил. Серийное производство началось в 1941 году, но в том же году и завершилось, так как приоритет отдали выпуску истребителей Яковлева. Серию возобновили в 1943 году, к этому времени бомбардировщик обозначался Ту-2.
Опытный "103В"
Серийный бомбардировщик Ту-2
Серийный Ту-2
Один из первых серийных Ту-2 на войсковых испытаниях в 3-й ВА, сентябрь 1942г.
Основным бомбардировщиком советской авиационной группировки на Ляодуне был Ту-2
Ту-2Д
Второй самолет "62"
Ту-2С поздней постройки существенно отличались от самолетов ранней постройки. На машинах 20-й серии уменьшили диаметр капотов двигателей, изменили обводы носовой части фюзеляжа. На Ту-2 50-й серии ввели фонарь кабины стрелка-радиста, на Ту-2 44-й серии внедрили убираемую посадочную фару, на Ту-2 46-й серии установили улучшенную верхнюю пулеметную турель Лу-68 и увеличили площадь остекления носовой части фюзеляжа, а на Ту-2 48-й серии ставились новые пулеметные турели в кабине штурмана.
Фотография сделана во время испытаний седьмого Ту-2 первой производственной серии, эти самолеты известны также как АНТ-61.
Ту-2 47-го гвардейского АДПР ГК КА выруливает на старт
"103У" - второй прототип Ту-2 с приподнятой кабиной пилота и штурмана и удлиненным под размещение четвертого члена экипажа фюзеляжем; установлен люковый пулемет ШКАС. Под крылом предусмотрена подвеска десяти PC.
Самолет N 716 - эталон Ту-2с
Ту-2Д (N 718) (первый самолет "62")
Серийный Ту-2 N 04/07 на испытаниях
Разведчик Ту-2Р
Ту-2 на Дальнем Востоке
Ту-2 именной эскадрильи "Москва"
А.Н.Туполев у самолета Ту-2, 1943г.
Андрей Николаевич Туполев (в шляпе) осматривает Ту-2 фронтового авиаполка. Туполева в 1937 году репрессировали, но он продолжал работать по специальности в ЦКБ-29 НКВД ("шарашка") вместе с другими авиационными специалистами, объявленными "врагами народа". Макет "самолета 103" (будущего Ту-2) строился в лесу рядом с местом заключения авиаконструкторов.
Техник самолета Ту-2 Шамыгин докладывает командиру эскадрильи о готовности самолета к полету, 1947г.
Командир учебного авиационного полка Герой Советского Союза полковник И.Ф.Кованев, штурман учебного полка капитан Трунин и старший штурман Курхов, полковник А.И.Вылегжанин уточняют маршрут учебного полета на самолете Ту-2, 1947г.
Д.Никишин (второй справа) у самолета Ту-2. Аэродром под Веной, 1945г.
Первые Ту-2Р, попавшие в полк осенью 1942г., отличались от последующих машин. Командир 1-й эскадрильи капитан А.С.Дрыгин ставит экипажу задачу на воздушную разведку войск противника
Бомбардировщики Ту-2 поступили на вооружение до начала операции «Багратион»
Летный и технический состав после выполнения боевого задания, 1945г.
Польша, апрель 1945г. - один из двух оставшихся Ту-2Р 1-й АЭ.
Самолет Ту-2 на аэродроме Шауляй
9 лет после окончания войны на вооружении 47 ОГРАП состояли Ту-2Р. Эта дарственная машина была передана ком. 1 эск. гв.м-ру Дрыгину в Андреаполе в 1946г.
Регулировка мотора на самолете Ту-2
Механик по радио гв. сержант Вознесенский за проверкой радиостанции РСИ-6К. Ту-2, аэр. Клоково (Тула), конец 40-х гг.
АФА перед установкой на самолет Ту-2
Варианты вооружения Ту-2. Ту-2 вмещал во внутреннем отсеке до 1500 кг бомб, еще 2270 кг бомб мог нести на внешней подвеске под центропланом. В бомбоотсеке подвешивалось от одной 1000-кг бомбы ФАБ-1000 до девяти 100-кг ФАБ-100 (на снимке).
Бомбардировщик Ту-2 впервые переоборудовали в разведчик в полевых условиях в 1943 году. Разведчики Ту-2 несли три-четыре фотоаппарата. В 1946 году были разработаны специализированные разведчик Ту-2Р (фото) и фоторазведчик Ту-2Ф с крылом увеличенного размаха для полетов на большой высоте. В фюзеляжном отсеке монтировались три-четыре фотоаппарата. Под обозначением Ту-6 фоторазведчики строились малой серией. Ту-2Р проходил испытания с октября 1946 по апрель 1947 года. Экспериментальный Ту-2Р был оснащен РЛС, установленной в обтекателе под носовой частью фюзеляжа.
Перед полетом, экипаж Н.М.Лысый/И.Т.Псел. Тула, 1950г.
Опытный торпедоносец 62Т на базе Ту-2 на испытаниях
Торпедоносец Ту-2Т
"103" изначально предполагалось использовать и как торпедоносец, что было реализовано в варианте Ту-2Т - два прототипа Ту-2Т собрали в 1945-1946 годах. Под корнями крыла смонтировали по пилону для подвески торпед 45-36-АН (по одной на пилон), усилили шасси, запас топлива был увеличен путем установки дополнительных баков. Дальность полета Ту-2Т достигала 3800 км. В серийное производство торпедоносец запустили в 1947 году. В авиации ВМФ Ту-2Т заменили Ил-4Т и эксплуатировались до середины 1950-х годов.
Ту-2Т с подвеской двух торпед
Ту-2Т ВВС Черноморского флота
Один из первых Ту-2Т авиации Тихоокеанского флота
Торпедоносцы Ту-2 (по всей вероятности - 52-го мтап) ВВС ТОФ, конец 1945г. В годы Великой Отечественной войны бомбардировщики данного типа в авиацию флота практически не поступали. К началу боевых действий против Японии в ВВС ТОФ имелось лишь 6 Ту-2 в 50-м рап и еще 14 поступили из состава ЧФ уже в ходе боевых действий.
Торпедодержатели ТД-44 на Ту-2Т
Торпеда 45-36АНУ со стабилизатором СН-45 для Ту-2Т
Автоматная платформа в бомболюке Ту-2Ш.
Автоматная платформа опущена для перезарядки.
В 1947 году проходил испытания опытный штурмовик Ту-2ШР, вооруженный установленной в носовой части фюзеляжа 57-мм противотанковой пушкой РШР.
Ту-2РШР с 57-мм пушкой
Два Ту-2С в 1944 году доработали в вариант "Параван", оснастив устройствами для резки тросов аэростатов заграждения - стальные тросы одним концом крепились к законцовкам крыла, другим - к 6-метровой штанге из дюралюминия, смонтированной в носу фюзеляжа. Кроме того, на законцовках крыла смонтировали дополнительные ножи.
Ту-2 "Параван"
Ту-2 на воздушном параде в Тушино, 18 августа 1945 г.
Ту-2 был более совершенной машиной, чем Пе-2, но получив достаточно мощное оборонительное и наступательное вооружение, он ненамного превзошел Пе-2 по скоростным характеристикам, а потому без поддержки истребителей сопровождения мог действовать только в благоприятных условиях.
Ту-2С 326 бад на показе боевых самолетов 20 августа 1944г.
Бомбардировщики Ту-2 (послевоенный воздушный парад)
Самолеты Ту-2 в полете над Москвой
Испытания на Ту-2 и Як-15 макетной системы дозаправки Шелеста-Васятина
Ту-2 китайских ВВС
Летный состав, участвовавший в бомбардировках островов Хэдао, у бомбардировщика Ту-2
"Запасник" музея. Обратите внимание на такие редкие машины, как американские истребители P-61 "Черная вдова", P-47 "Тандерболт", советские Ла-9, МиГ-9, Як-17УТИ, Як-11, Ту-2. Например, Ла-9 в наших музеях нет
Изображен самолет Ту-2 (АНТ-61), принимавший участие в параде в честь Дня Воздушного флота в Москве 18 августа 1945 года. Существовало несколько схем камуфляжной окраски Ту-2, но обычно верхние поверхности окрашивались в один темно-зеленый цвет, а нижние - в голубой цвет. Опознавательные знаки в виде пятиконечных звезд наносили на крыло и кили. Первые три самолета 103ВС (будущий Ту-2) проходили войсковые испытания на Калининском фронте в конце апреля 1942 года, но на фронт лучший советский фронтовой бомбардировщик поступил только в 1944 году. На вооружении частей первой линии советских ВВС Ту-2 оставался до 1950 года. Ту-2 экспортировался в Китай, КНДР, страны Варшавского договора. Самолет принимал участие в корейской войне, тогда Ту-2 пилотировали китайские экипажи.
Ту-2С
Схема подвески 16Х на самолет Ту-2
Ту-2С
Ту-2С 49 серии
103Д (проект)
"62Т"
Ту-2Т