Bloch MB.174/175/176
Страна: Франция
Год: 1938


Легкий бомбардировщик или разведчик с экипажем из трех человек
Описание:
MB.174/175/176
Bloch МВ.174
Bloch МВ.175
Фотографии

MB.174/175/176

Легкий бомбардировщик-штурмовик и разведчик, двухмоторный цельнометаллический моноплан с двухкилевым оперением, убирающимся шасси с хвостовым колесом. Экипаж 3 человека. Создан в одном из КБ объединения SNCASO под руководством А. Деплана. Опытный образец MB. 170-01 впервые поднялся в воздух 15 февраля 1938 г. Серийное производство начато в ноябре 1939 г. Выпускался на заводах SNCASO (Бордо, Рошфор сюр Мер), SNCAO (Нант) и "Антреприз андюстриэль шарэнтези" (Отре) с окончательной сборкой в Бордо. Всего построено 163 экз.
Самолеты семейства MB.170 состояли на вооружении во Франции с февраля 1940 г.
Основные серийные модификации, выпускавшиеся в годы войны:
  - МВ.174A3 с моторами GR 14N48/49, разведчик-штурмовик с вооружением 4x7,5 (с начала 1940 г. - 7x7,5), бомбы до 400 кг; Всего выпущен 51 экз.
Хотя обозначение A3 говорит о многоцелевом самолете непосредственной поддержки, фактически MB.174 являлся основным типом дальнего разведчика во французских ВВС. Самолеты МВ.174A3 состояли на вооружении французских ВВС с февраля 1940 г. С марта 1940 г. эти машины начали вести разведку приграничных районов Германии. К началу наступления немцев в мае того же года одну разведывательную группу укомплектовали MB.174 полностью и еще три частично.
После окончания боев три из них эвакуировали в Африку. ВВС правительства Виши сохранили одну группу на MB. 174 в Тунисе. Ее самолеты были доработаны под наружную подвеску бомб для применения в качестве пикировщиков. Эти машины потом воевали на стороне союзников с ноября 1942 г. до марта 1943 г. в основном как разведчики.
Производство МВ.174A3 прекратили в мае 1940 г.
- МВ.175B3 с моторами GR 14N48/49, легкий бомбардировщик с измененным центропланом и увеличенным бомбоотсеком, бомбы до 600 кг. Иногда использовали и в качестве разведчиков.
  - МВ.175B3 с моторами R-1830-SC3G, в остальном аналогичен МВ.175B3.
С июня 1943 г. все MB. 174 сосредоточили в учебных подразделениях, где они служили до 1946 г. Выпуск самолетов семейства MB 170 был возобновлен в октябре 1946 г. (модификация МВ.175T), окончательно прекращен в 1950 г.
Самолет снят с вооружения во Франции в середине 1950-х гг.


МВ.174A3 (МВ.175B3)||
Размах:||17,92 м (17,93 м)
Длина:||12,23 м (12,44 м)
Моторы, количество х мощность:||2 х 1140 л.с. (2x1140 л.с.)
Взлетная масса, нормальная:||7160 кг (8000 кг)
Максимальная скорость:||530 км/ч (535 км/ч)
Практический потолок:||11 000 м (8000 м)
Дальность (без бомб):||1650 км (1580 км)

Bloch МВ.174

В конце 1936 года специалисты SNCASO приступили к проектированию многоцелевого бомбардировщика с экипажем из двух-трех человек. Первоначально машине присвоили обозначение МВ.170, а первый прототип, МВ.170.01, поднялся в воздух 15 февраля 1938 года.
  Самолет представлял собой свободнонесущий низкоплан и оснащался двумя звездообразными двигателями Gnome-Rhone 14N-06/07 мощностью по 950 л.с. Отличительной особенностью самолета стал подфюзеляжный обтекатель - башенка, в которой на модификации самолета-разведчика устанавливалась фотокамера, а на модификации бомбардировщика - пулеметы.
  После того, как прототип МВ.170.01 был поврежден при неудачной посадке, к летным испытаниям подключили второй прототип - МВ.170.02, имевший некоторые отличия от своего предшественника, поскольку он изначально предполагался для использования в качестве скоростного бомбардировщика. У машины отсутствовала подфюзеляжная башенка, значительная часть носовой части фюзеляжа остеклена, а хвостовое оперение имело большую площадь.
  Конструкторская группа разработала сразу несколько вариантов самолета под разные задачи: МВ.171, МВ.172, МВ.173 и МВ.174. Прототип МВ.174.01 совершил первый полет 5 января 1939 года и отличался тем, что кабина экипажа была сдвинута несколько назад, остекление носовой части фюзеляжа стало еще большей площади, а силовая установка включала два двигателя модели 14N-20/21 мощностью по 1030 л.с.
  Было заказано шесть предсерийных самолетов, а затем последовал контракт на 50 серийных машин. Причем все они уже оснащались более мощными двигателями 14N-48/49, однако первые же полеты предсерийных самолетов продемонстрировали недостаточно эффективное их охлаждение - это потребовало доработки силовой установки с целью обеспечения большего обдува воздухом двигателей. А буквально накануне поставки первых самолетов заказчику было принято решение изменить состав оборонительного вооружения - результат опыта, полученного в ходе первых боев на других машинах. Поэтому первый серийный МВ.174A.3 поступил в строевую часть только в середине марта 1940 года - его первый боевой вылет состоялся 29 марта 1940 года.
  Эксплуатация показала, что новая машина является прекрасным самолетом-разведчиком, обладающим высокими скоростью и маневренностью, что позволяло ему легко уходить от истребителей Люфтваффе. Когда же падение Франции стало неминуемым, большинство находившихся в строю МВ.174A.3 было уничтожено своими же экипажами, но часть самолетов осталась на вооружении ВВС правительства Виши. Затем в составе частей Свободной Франции они воевали в Северной Африке вплоть до окончания войны. Несколько же машин использовались и после войны в качестве экспериментальных в рамках различных проектов.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Bloch МВ.174A.3

  Тип: легкий бомбардировщик или разведчик с экипажем из трех человек
  Силовая установка: два звездообразных ПД Gnome-Rhone 14N-48/49 мощностью по 1100 л. с. (820 кВт)
  Характеристики: максимальная скорость на высоте 5200 м - 530 км/час; крейсерская скорость на высоте 4000 м - 400 км/час; набор высоты 8000 м - за 11 мин; практический потолок 11000 м; дальность 1650 км
  Масса: пустого 5600 кг; максимальная взлетная 7160 кг
  Размеры: размах крыла 17,90 м; длина 12,25 м; высота 3,55 м; площадь крыла 38,00 мг
  Вооружение: два 7,5-мм пулемета MAC 1934 в крыле, два наводимых 7,5-мм пулемета MAC 1934 в установке в верхней части фюзеляжа за кабиной (стрельба назад), три 7,5-мм пулемета MAC 1934 на турельной подфюзеляжной установке (стрельба назад вниз), а также до 500 кг бомб

Bloch МВ.175

Легкий бомбардировщик МВ.175 был разработан на базе улучшенной модификации самолета МВ.174. Изменения в основном коснулись фюзеляжа - в нем был оборудован более вместительный бомбовый отсек, что оказалось отнюдь не простой задачей - на МВ.174 бомбовый отсек спереди и сзади ограничивался проходящими насквозь через фюзеляж лонжеронами центроплана. Пришлось проектировать новый центроплан, являвшийся одновременно интегральной частью фюзеляжа: передний лонжерон сдвинули слегка вперед, а задний - назад. Просвет увеличился примерно на 15%, но хорда крыла в корневой части удлинилась незначительно (с 3,06 м до 3,23 м). Перемещение лонжеронов частично скомпенсировали сужением отъемного носка и задней части крыла. Хорду щитков уменьшили, но одновременно увеличили размах. Прозрачные секции фонаря кабины, крепившиеся к основным шпангоутам (лежавшим в плоскости лонжеронов), тоже соответственно нарастили. Перемещение лонжеронов, аналогичное центроплану, произвели и в консолях - крыльевые пулеметы пришлось сдвинуть дальше от оси самолета и разместить их несколько впереди линии подвески элеронов.
  В итоге общая площадь крыла возросла на 0,4 м2, а длина машины - на 0,19 м. В остальном же прототип Bloch МВ.175.01, совершивший первый полет в декабре 1939 года, почти не отличался от предшествующей модели. Испытания подтвердили высокие характеристики машины, тут же был размещен заказ на более чем 1100 самолетов.
  Пока шли работы над прототипом Bloch МВ.175.01, конструкторы SNCASO предприняли попытку установить на планер МВ.174 иную силовую установку - в составе двух ПД Pratt &Whitney R-1830-SC3G Twin Wasp мощностью по 1050л.с. Появившийся в результате прототип получил обозначение МВ.176.01 и поднялся в воздух даже раньше МВ.175.01 - в сентябре 1939 года. Однако испытания выявили ряд недостатков, но все же было принято решение запускать самолет в серию - только на базе планера МВ.175. Первые серийные машины нового типа, МВ.175B.3 и МВ.176B.3, выполнили первые полеты соответственно в апреле и мае 1940 года, но до прекращения их сборки 25 июня 1940 года было передано заказчику только 23 и 5 самолетов этих вариантов соответственно.
  По разным оценкам, на сборочных линиях осталось до 200 почти готовых машин, да к тому же была выпущена значительная часть различных элементов конструкции и систем к еще двум сотням самолетов. Все это досталось Германии, специалисты которой провели интенсивные испытания МВ.175 и рекомендовали достроить оставшиеся на сборочных линиях машины - но без вооружения. Фактически, только 56 самолетов были достроены и перевезены в Германию, где их использовали в качестве учебных.
  Выпуск МВ.175 возобновился только после войны, было выпущено 80 бомбардировщиков-торпедоносцев МВ.175T, поступивших в авиацию французских ВМС.
  Кроме того, имелся вариант МВ.175 с двигателями Hispano-Suiza 12Y-31 мощностью по 830 л. с, получивший обозначение МВ.177. Самолет имел низкие характеристики, поэтому был построен только один прототип.
  МВ.175B.3 были приняты на вооружение и сначала, в мае 1940 года, поступили в разведывательную авиагруппу II/52, после чего самолеты - вместе с другими МВ.175 и одним МВ.176 - совершили перелет в Северную Африку. Большая часть этих машин была уничтожена в результате наступления союзных войск на Оран (Алжир) в ноябре 1942 года.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Bloch МВ.175B.3

  Тип: легкий бомбардировщик с экипажем из трех человек
  Силовая установка: два звездообразных ПД Gnome-Rhone 14N-48/44 мощностью по 1140 л. с. (850 кВт)
  Характеристики: максимальная скорость на высоте 5200 м - 540 км/час; крейсерская скорость на высоте 4000 м - 395 км/час; набор высоты 8000 м - за 13 мин 30 с; дальность 1600 км Масса: пустого 5660 кг; максимальная взлетная 8023 кг
  Размеры: размах крыла 17,95 м; длина 12,43 м; высота 3,55 м; площадь крыла 38,39 м1
  Вооружение: два 7,5-мм пулемета MAC 1934 в крыле, два 7,5-мм пулемета MAC 1934 на турельной установке в верхней части фюзеляжа за кабиной (стрельба назад), три 7,5-мм пулемета MAC 1934 на турельной подфюзеляжной установке (стрельба назад вниз), а также до 600 кг бомб в бомбовом отсеке
"Блох" MB-174A-3 - одна из первых машин этого типа, поступивших в группу 2/33, на которой в апреле-мае 1940г. летал Антуан де Сент-Экзюпери
21-й серийный МВ.174A3 на заводском аэродроме
МВ.174A3 французских ВВС, Коньяк, зима 1944/45 г.
МВ.174A3 из группы GR.II/33 авиации правительства Виши в районе Эль-Аквины (Тунис), 1943 г.
На фотографии изображен МВ.174A.3 из состава разведывательной авиагруппы 11/33 ВВС вишистской Франции, дислоцировавшейся в Тунисе. 2-я эскадрилья этой авиагруппы эксплуатировала МВ.174 вплоть до июня 1943 года.
После поражения Франции часть самолетов была перебазирована в Северную Африку. В том числе и несколько только что выпущенных с завода MB.175.
MB.175 из группы GR II/S2, Северная Африка, 1940 г.
MB.175 после вынужденной посадки, конец 1940 г.
Bloch MB.174 A3
Bloch MB.174A3