Hawker P.1127 Kestrel
Варианты:
Hawker - P.1127 Kestrel - 1960 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1960


Single-seat V/STOL tactical strike reconnaissance aircraft
Описание
Фотографии
Hawker Siddeley (BAe) Harrier

   История самолета Harrier началась в 1957 году с подписания соглашения между сэром Сидни Кэммом из компании "Hawker Aircraft" и доктором Стэнли Хукером из "Bristol Aero-Engines" - эта фирма в 1959 году объединилась с "Armstrong Siddeley Motors", в результате образовалась компания "Bristol Siddeley Engines". Соглашение предусматривало совместную разработку тактического истребителя с ТРДД Bristol BE.53 (с 1959 года - BS.53). Новый двигатель предназначался для создания вертикальной составляющей силы тяги на режиме взлета. ТРДД BE.53 имел четыре поворотных сопла, позволявших изменять направление вектора тяги. А уже вокруг двигателя BE.53, окрещенного Pegasus, Сидни Кэмм разработал небольшой цельнометаллический планер. Отличиями этого планера стало очень большое отрицательное V крыла и горизонтального оперения, большие боковые воздухозаборники полукруглого сечения и кабина, рассчитанная на одного пилота. Шасси было непривычным - велосипедной схемы: одна одноколесная носовая опора и одна короткая двухколесная основная опора. Обе опоры установлены тандемом в фюзеляже. Небольшие вспомогательные опоры, обычные для шасси такой схемы, разместили в законцовках крыла.
   Первый из шести прототипов Hawker P.1127 выполнил первое зависание 21 октября 1960 года. 12 сентября впервые был выполнен переход из режима висения в горизонтальный полет. На режиме висения и малых скоростях в горизонтальном полете управление самолетом осуществлялось поворотом специальных сопел, расположенных в носовой, хвостовой частях фюзеляжа и на законцовках крыла. В сопла подавался сжатый воздух, отбираемый от компрессора двигателя. Поворот сопел выполнял летчик отклонением ручки управления и педалей.
   После подтверждения правильности выбранной концепции с компанией "Hawker Siddeley" заключили контракт на постройку девяти предсерийных самолетов Kestrel F(GA).Mk 1, предназначенных для оценки возможности использования аппарата в качестве истребителя-бомбардировщика. Первый из девяти самолетов выполнил первый полет 7 марта 1964 года. Испытания проводились с апреля 1965 года по апрель 1966 года в специально сформированной из представителей вооруженных сил трех стран (ВВС Великобритании, Люфтваффе ФРГ, ВВС, ВМС и КМП США) эскадрилье, дислоцированной в Британии. Проигрывались различные сценарии боевого применения Kestrel.
<...>
Этот XP837 - первый прототип P.1127. Первый испытательный полет на режиме висения самолет выполнил 21 октября 1960 года, первый свободный полет - 19 ноября 1960 года.
XS694 был одним из девяти самолетов Kestrel F(GA).Mk 1, поступивших в опытную эскадрилью. Все машины имели "металлическую" окраску, несли индивидуальный номер и специальные многонациональные эмблемы.
Kestrel F.G.A.1, "многонациональная" эскадрилья, Вест-Рейнхэм. Норфолк, Великобритания, 1964г.
Пятый из шестерки P.1127 - XP980 - запечатлен во время испытаний в условиях низких температур. Обратите внимание на новую форму воздухозаборников и длинную штангу с контрольно-измерительной аппаратурой.
XS695, восьмой no счету Kestrel F(GA).Mk 1, вместе с еще одним самолетом были оставлены в Великобритании и переданы Министерству авиации. Этот снимок датируется 1966 годом, самолет несет отличительные обозначения британских ВВС, а под крылом можно видеть учебный блок НАР SNEB.
Although bearing a legend reading “Hawker Siddeley P.1127” on its forward fuselage, this is in fact the first Kestrel, XS688, which made its maiden flight on March 7, 1964. The Bristol Siddeley Pegasus 5-engined Kestrel was fitted with a reconnaissance camera in an “eyelid” mounting in the extreme nose and a Ferranti gunsight.
Between the P.1127 prototypes and the Harrier came the Kestrel, three examples of which are seen here living up to the type’s namesake by hovering over open lowland near the Tripartite Evaluation Squadron’s base at West Raynham. A total of nine Kestrels was built for extensive flight testing by the pilots of the Luftwaffe, USAF, US Navy, US Army and RAF, under the command of the latter.
7 марта 1964г. Совершил свой первый полет самолет Hawker Siddeley Kestrel вертикального (укороченного) взлета и посадки (V/STOL). Он был отобран НАТО согласно их требованиям на самолет тактической поддержки V/STOL. Этот самолет создан на основе Hawker Р.1127. Он вошел в состав испытательной эскадрильи, созданной 15 октября 1964 года. Испытания должны были начаться в 1965 году на базе Вест-Рейхем.
Two XV-6As were transferred to NASA and were used for several research projects, including vectoring in forward flight (VIFF), which became a basic manoeuvre for future Harrier pilots.
In June 1966 Hawker Siddeley test pilot Hugh Merewether conducted trials with P.1127 XP984 aboard Centaur-class light fleet aircraft carrier HMS Bulwark, demonstrating the type’s extraordinary flexibility in any environment, from holes in the woods to pitching carrier decks. This aircraft survives today and is on long-term display at Brooklands Museum in Surrey.
Британский опытный СВВП Хоукер P.1127 во время испытаний на привязи
P.1127 во время полета на режиме "висения". В хвостовой части виден телеметрический кабель.
Опытный образец СВВП Hawker P.1127
The world's first operational V/STOL strike-fighter, the Hawker Siddeley P.1127 (XP831), during trials aboard H.M.S. Ark Royal. Nine P.1127s are to form a Triparte (U.K., U.S., German) Evaluation Squadron next January
Испытания Р.1127. 12 сентября 1961г.: первые два прототипа Hawker Р.1127, пилотируемые Э. У. Бедфордом и Хью Мереветтером, совершили первые полные переходы из вертикального в горизонтальный полет и наоборот, хотя первые пробные переходы выполнялись четырьмя днями ранее.
More than 60 years after the first P.1127 prototype, XP831, made its maiden flight, the concept of the "jump-jet” is so ingrained in the consciousness of the military and public alike that it is now almost impossible to appreciate just how radical a concept the single-engined V/STOL fighter jet was at the time.
Вертикальный взлет P.1127 - Кэмм всегда смотрел в будущее.
Hawker Siddeley P.1127 (Bristol Siddeley Pegasus vectored-thrust turbofan)
The first of the four Development Batch P.1127s, XP972 made its maiden flight on April 5, 1962. Its early test programme explored the properties of what was known as the “fourth wing” to be fitted to the type, shown to good effect here, with extended leading edges and curved wingtips - known as “poor man’s streamwise tips”.
XP 831, the first of two prototype Hawker P. 1127s, formates on XP 972, the first of four Hawker P. 1127 Kestrel pre-production development types. XP 831 had started life as a purely company-funded venture, only being contracted by the Ministry of Supply in September 1960. Initial tethered testing of XP 831 commenced in October and on 19 November 1960, the machine made its first free hovering flight with Hawker's Chief Test Pilot, Sqn. Ldr. A. W. 'Bill' Bedford at the controls. Power for the aircraft came from a Bristol Pegasus vectored thrust turbofan, the rated output of which climbed from an initial 10.500lb s.t. to 13.500 lb s.t. over the twenty-month flying life of XP 831, prior to its June 1962 very public mishap at the Paris Air Show. Despite the extensive damage to the aircraft, Bill Bedford's injuries were slight. XP 9972's career was even shorter lived, when, following its 5 April 1962 first flight, it was irreparably damaged on 30 October 1962 during a forced landing resulting from engine failure and an in-flight fire. Despite these early setbacks, the Hawker's P.1127 and Kestrel evolved into the Harrier, still the West's only series-produced VTOL combat aircraft.
The third prototype Hawker P.1127, XP972, up from Farnborough during the 1962 SBAC show. The British approach to the challenge of a V/STOL strike fighter with a meaningful radius of action was to keep weight and complexity to a minimum by using a radically different form of propulsion - vectored thrust - in which a single engine with rotatable nozzles provided both direct lift and forward propulsion, in the form of the Bristol Siddeley BE.53 engine.
The 1960 prototype Hawker P. 1127, sire to the now extended, international family of Harrier variants.
3 февраля 1963 года Р.1127 выполнил первую вертикальную посадку на авианосец "Арк Ройал".
Первый Р.1127, XP831, выполнил первые в истории вертикальные взлет и посадку на палубу корабля, авианосца "Арк Ройял", 3 февраля 1963 года. Тремя годами позже - в июне 1966 года другая машина, XP984 с двигателем Pegasus 5, приняла участие в испытаниях на борту десантного вертолетоносца "Булварк".
Апрель - октябрь 1960г. Пробный полет первого в мире тактического истребителя вертикального и короткого взлета и посадки (V/STOL) Hawker Р.1127 состоялся 21 октября. Стартовал самолет (XP831) со специально разграфленной на квадраты площадки.
XP837 выполняет один из полетов "на привязи" в рамках программы испытаний в октябре 1960 года. Обратите внимание на форму воздухозаборников, призванную повысить эффективность работы двигателя в режиме висения. Позже она была изменена.
The British Aerospace Harrier, to date the most successful operational VTO aircraft, is a progressive development from the original P.1127 prototype (on photo) by way of the Kestrel. Over a decade, operational take-off weights for VTO and STO have been raised from 12.400 lb (5 630 kg) and 15.500 lb (7037 kg) to 17.250 lb (7832 kg) and 25,000 lb (11350 kg) respectively.
Hawker Siddeley P.1127 V/STOL tactical strike reconnaissance aircraft. This example (XP980) introduced an anhedral tailplane and other changes
Hawker P1127 XP980, the forerunner of the Harrier, photographed at Bedford in 1966. Note the extended ram air turbine (slightly ahead of the base of the fin) and the need for an access ladder. The white and black markings on the fin and nose were for optical tracking reference.
Photograph of Hawker Siddeley P.1127 Kestrel FGA Mk 1 V/STOL tactical fighter
The British Aerospace Harrier, to date the most successful operational VTO aircraft, is a progressive development from the original P.1127 prototype by way of the Kestrel (on photo). Over a decade, operational take-off weights for VTO and STO have been raised from 12.400 lb (5 630 kg) and 15.500 lb (7037 kg) to 17.250 lb (7832 kg) and 25,000 lb (11350 kg) respectively.
The first of the Kestrel FGA Mk Is ordered for Tripartite evaluation.
"Кестрел" F.G.A.1 во время отработки тактики базирования в лесном укрытии
Five of the nine Kestrels await a sortie with the Tripartite Evaluation Squadron (TES) at West Raynham in August 1965. The Tripartite Agreement between the UK, USA and West Germany was signed in Paris on January 16, 1963, on the basis of the cost of three aircraft and a third of development costs being borne by each nation.
Four of the nine Kestrel FGA.Is of the Tripartite Evaluation Squadron in formation, displaying the specially-designed fin flash carried by the aircraft.
15 октября 1963 года была сформирована опытная эскадрилья самолетов Kestrel, более известная под обозначением TES и просуществовавшая два года.
Kestrel XS694, coded “4” while with the TES, in its natural habitat operating from a dirt track in Thetford Forest. The TES was established on November 15, 1964, flying trials commencing on April 1, 1965. After eight months of tests involving operational procedures by day and night, the trials concluded on November 30 that year.
Following participation in the tri-nation evaluation of the Kestrel, the US flew a further series of tri-service trials with the aircraft, including landings on the USS 'Independence'.
This photo from P. A. Rowlings, taken at the U.S.A.F. Museum at Wright-Patterson AFB on 12th December 1976, show Hawker Siddeley AV-6A Kestrel 64-18262.
Kestrel FGA.1 of the tripartite evaluation squadron (21 October 1960).
P.1127 RAF
До начала масштабного выпуска Harrier было построено шесть предсерийных Р.1127RAF. Первым из них был XV276, получивший камуфляжную окраску вскоре после поступления в Королевские ВВС.
31 августа 1966г.: в Даксфорде (графство Суррей) пилот Билл Бэдфорд поднял в воздух Р. 1127 - первый из шести прототипов СВВП Hawker Siddeley Harrier.
 
Technicians work on a Bristol Siddeley Pegasus, as the BE.53 was officially christened, at the company’s works at Patch way circa 1962-63. Note the aerodynamic cascades incorporated into the nozzles, permitting the latter to be smaller and more efficient.
Р.1154 - сверхзвуковой Harrier. В начале 1959 года "Hawker" с "Bristol Aero-Engines" (которая в апреле объединилась с "Armstrong Siddeley Motors", в результате чего появилась компания "Bristol Siddeley Engines") приступили к изучению возможности создания сверхзвукового истребителя-бомбардировщика с вертикальным взлетом и посадкой. Однако для этого требовался более мощный двигатель, с дополнительным сжиганием топлива во внешнем контуре. В итоге был создан ВS.100 тягой 159,22 кН. Новая машина получила обозначение Р.1150, самолет по проекту был в полтора раза тяжелее и несколько больше Р.1127, имел более тонкое крыло с большим углом стреловидности, а также брал на борт больший запас топлива. После многочисленных доработок в конечном итоге появились проекты одноместного сверхзвукового истребителя-бомбардировщика Р.1154RAF и двухместного истребителя-перехватчика Р.1154RN (на снимке). Однако в феврале 1965 года программы создания сверхзвукового Harrier и двигателя BS.100 были закрыты.
Hawker P1127 и Harrier. Использовать отклонение вектора тяги двигателя для выполнения вертикальных взлета и посадки предложил в середине 1950-х годов Майкл Уиболт в своем проекте Gyroptere, установив двигатель Bristol Orion с четырьмя поворотными соплами. Orion был разработан на основе двигателя ВS.53 с управляемым вектором тяги, сопло которого размещалось традиционно - сзади. Однако позже Сидней Кэмм предложил вместо одного поворотного сопла использовать два, которые можно было разместить по бортам фюзеляжа в районе центра тяжести самолета. Летающей лабораторией для двигателя BS.53 послужил СВВП R.1127, на котором для выполнения вертикальных взлета и посадки использовались четыре поворотных сопла. На первом прототипе отрабатывалось висение, второй использовался для испытаний в горизонтальном полете с прогрессивно уменьшающейся скоростью.
The developed version of the Hawker Siddeley P.1127 single-seat VTOL strike fighter for tripartite evaluation by Britain, the United States and West Germany
Drawings of Hawker Siddeley P.1127 Kestrel FGA Mk 1 V/STOL tactical fighter
H.S.1170 lightweight V/STOL strike reconnaissance aircraft
The author’s P.1163 - later redesignated HS.1170 - was essentially a modified P.1127, incorporating a single Bristol Siddeley BS.94/5 with nozzles, a development of the “straight-through” civil BS.75 turbofan. The design was ultimately abandoned, however.