Мировая Авиация 96
-
Mistel I стал первым из множества самолетов семейства Mistel, допущенным к боевой работе. Буксируемый к цели самолетом Bf 109F, Ju 88A-4 нес боевую часть массой 3800 кг. Четыре Mistel I были применены в июне 1944 года при атаке конвоев в устье Сены.
24 марта 1943 года Ютилайнен на этом Bf 109G-2 первым из финских летчиков сбил Пе-2. На самолете Bf109G он одержал 58 побед.
C.I стал одним из лучших германских двухместных самолетов в кампанию 1916 года, а его вооружение включало один смонтированный сзади пулемет.
Самолеты Albatros C.III появились на фронте в конце 1916 года. Самолет имел передний пулемет Spandau и задний - Parabellum.
F-16CG из 510-й истребительной эскадрильи 31-го истребительного авиакрыла принимает топливо от самолета-заправщика KC-135 Stratotanker во время выполнения боевого задания на Балканах в мае 1999 года.
Операция "Allied Force". 24 марта 1999г.: вечером этого дня, после отказа Сербии вывести свои силы из автономного края Косово, войска НАТО начали операцию "Allied Force". В первые ее дни авиация восьми государств НАТО и крылатые ракеты наносили удары по позициям ЗРК и зенитной артиллерии, РЛС и объектам связи. В состав авиационных сил НАТО входили такие самолеты, как B-52, F-117, F-15, F-16 (фото), F/A-18, Harrier, Jaguar и Mirage. Действуя с баз на территории Италии, Германии, Франции и Великобритании, эти машины уничтожили более 40 целей.
F-16CG из состава 555-й истребительной эскадрильи 31-го истребительного авиакрыла совершает посадку на авиабазе Авиано после выполнения очередного успешного задания. Ракеты AMRAAM и Sidewinder оказались весьма эффективны против югославских "мигов". Пилот одного из F-16CG выпустил по МиГ-29 сразу две УР AMRAAM, и через несколько секунд тот превратился в огненный шар.
F-16CJ из 52-го истребительного авиакрыла в апреле 1999 года без дела не оставались - на их долю выпали поиск и уничтожение сил и средств ПВО югославской армии. На снимке - Wild Weasel на авиабазе Авиано (северная Италия). Самолет несет четыре УР AIM-120C AMRAAM и две УР AGM-88C HARM, а также контейнер РЭБ ALQ-131 и ПТБ.
В рамках операции "Allied Force" самолеты F-16CJ из 20-го истребительного авиакрыла с авиабазы Шоу, штат Северная Каролина, действовали совместно с самолетами 52-го истребительного авиакрыла. На снимке - самолет из 77-й эскадрильи "Gamblers".
F-16CJ из 78-й истребительной эскадрильи 20-го авиакрыла выполняет взлет с авиабазы Авиано. Плохая погода стала причиной отмены множества вылетов в рамках операции "Allied Force". Для Wild Weasel, впрочем, плохая погода была на втором месте, на первом же были мобильные югославские ЗРК.
При соответствующих метеоусловиях УАБ GBU-12 LGB калибра 227 кг была одним из любимых средств для пилотов F-16 Block 40 Night Falcons. Одна из машин 555-й эскадрильи была потеряна от огня ЗРК в ночь на 2 мая. Пилот, командир эскадрильи подполковник Дэвид Голдфейн, катапультировался и был эвакуирован.
Финские летчики добились на Brewster Buffalo весьма неплохих результатов, например Ютилайнен сбил на своем BW-364 28 самолетов противника.
Brewster Model 239 (BW-393/"Белый 7") финского аса Ханса Винда. На тот момент, в январе 1943 года, он командовал 1-м звеном 24-й эскадрильи, дислоцированной на аэродроме Суулаярви.
Ютилайнен летал на этом B-239 во время службы в 3-м звене 24-й эскадрильи с июня 1941 года по февраль 1943 года, одержав на нем 28 побед. На киле хорошо видны значки его побед, в том числе две - на D.XXI и 18 - на Brewster.
Капитан Ханс Винд на фоне своего Brewster B-239 (BW-393/ "Оранжевый 9") из состава 3-го звена 24-й эскадрильи. На этой машине Винд до апреля 1944 года сбил 26 советских самолетов.
Ханс Винд, второй по результативности финский ас, во время подготовки к взлету на аэродроме в Суулаярви 12 сентября 1943 года. На Brewster он одержал 39 побед, а затем стал летать на Bf 109G.
Curtiss P-1 Hawk
314-я истребительно-штурмовая эскадрилья "Black Knights" КМП США стала первым оснащенным Hornet подразделением, получившим боевое крещение. Это произошло в 1986 году - самолеты базировавшейся на авианосце "Корал Си" эскадрильи участвовали в конфликте с Ливией. Самолет на фотографии несет восемь 227-килограммовых авиабомб.
Парк самолетов F/A-18 авиации КМП США после окончания холодной войны был существенно сокращен - эта участь постигла и вооруженную F/A-18A 451-ю истребительно-штурмовую эскадрилью "Warlords", расформированную в 1998 году.
F/A-18A/B до сих пор эксплуатируются ВМС США в роли "агрессоров", хотя одна из таких эскадрилий, VFC-12 "Omars", пересела с F/A-18A+ на F/A-18C еще в 2006 году.
Пилотажная группа ВМС США "Blue Angels" летала на F/A-18A/B с 1986 года, но в 2009 году приступила к переоснащению на модификацию C/D. Однако двухместный F/A-18B по-прежнему используется для тренировок.
Все австралийские эскадрильи, получившие Hornet, летали до того на Mirage III. 77-я эскадрилья была переформирована 1 июля 1987 года и получила свои первые самолеты через некоторое время, а главной задачей ее летчиков является разработка новых приемов и способов ведения воздушного боя.
Канада стала первым и самым крупным зарубежным покупателем Hornet. Получивший местное обозначение CF-188, самолет является полностью многоцелевым и привлекается как к ударным задачам, так и к обеспечению ПВО. Канадские летчики стали первыми, кто стал наносить "фальшивые" кабины на нижней части фюзеляжей самолетов - как считается, с целью дезориентировать противника в ближнем маневренном бою.
В 1918 году JN-4 Can "Canuck" использовался Школой воздушного боя, а в 1919 году снятый с вооружения "Canuck" можно было приобрести в США за 2600-3000 долларов.
Mistel I стал первым из множества самолетов семейства Mistel, допущенным к боевой работе. Буксируемый к цели самолетом Bf 109F, Ju 88A-4 нес боевую часть массой 3800 кг. Четыре Mistel I были применены в июне 1944 года при атаке конвоев в устье Сены.
После войны США получили в свое распоряжение большое количество Ju 88, в том числе румынский Ju 88D-1/Trop. (FE-1598, на снимке), Ju 88A-4 (FE-1599), захваченный на итальянской авиабазе Фоджиа, и Ju 88G-6 (FE-611). FE-1598 в январе 1966 года был выставлен на обозрение в Музее ВВС на авиабазе Райт-Паттерсон, штат Огайо.
Ju 88А стал легендой Люфтваффе, сделав себе имя в различных кампаниях, которые вел третий рейх. При этом он мог оказать более достойный отпор истребителям противника, чем Do 17/217 или He 111.
Первый прототип (Ju 88 V1) имел хорошо отличимые радиаторы, которые впоследствии на другие машины уже не ставились. На фотографии самолет несет камеру, установленную на время испытаний в кабине и направленную назад.
V3 стал первым Ju 88, получившим моторы Jumo и заднюю верхнюю пулеметную установку в кабине. В носовой части, справа под фюзеляжем хорошо видно место установки бомбоприцела.
Четвертый прототип получил фасеточное остекление носовой части из 20 панелей, а длинные гондолы двигателей, протянувшиеся почти вровень с носом машины, послужили причиной прозвища "die Dreifinger" ("трехпалый").
Рекорд скорости. Пятый прототип Ju 88 V5 (D-ATYU) был модифицирован специально для установления рекордов скорости - одно из направлений пропаганды "новой Германии". С него сняли нижнюю гондолу, установили более приземистый фонарь и новую носовую часть. В марте 1939 года на замкнутом 1000-км маршруте с нагрузкой 2000 кг самолет развил рекордную скорость - 517 км/час, а в июле установил новый рекорд - с аналогичной нагрузкой, но на 2000-км маршруте он развил скорость 500 км/час.
Шестой прототип, V6, также как и предсерийные Ju 88A-0, был оснащен четырехлопастными воздушными винтами и имел перепроектированное основное шасси - одностоечное с гидравлическим приводом, с поворотом на 90°, оснащенное уже специальной амортизирующей системой марки "Ringfeder", позволявшей гарантированно избегать "козления" при посадке.
На фотографии - один из десяти предсерийных Ju 88A-0, имевших четырехлопастные воздушные винты. Хорошо виден воздушный тормоз.
На снимке, сделанном в Бернбурге, вероятно изображен четвертый серийный Ju 88A-1, без оборонительного вооружения. На заднем плане виден Ju 86G.
Здесь изображен Ju 88A-1, или возможно А-5, из 30-й бомбардировочной эскадры. Оснащенная новыми самолетами I группа, тогда еще в составе 25-й эскадры, вначале дислоцировалась на базах в Скандинавии, Германии и Нидерландах и атаковала корабли и суда противника. 26 сентября 1939 года группа совершила первый боевой вылет - на бомбардировку британских кораблей. Впрочем, результаты были несущественны - многие бомбы SC 500 не взорвались. 9 октября два Ju 88A-1 из 30-й эскадры были сбиты - первые потери у Ju 88.
Изображенный здесь самолет Ju 88A-5 использовался в качестве летающей лаборатории для отработки реактивных двигателей BMW 003 для реактивных самолетов Me 262 и Ar 234.
Оснащенный специальными захватами и резаками Ju 88A-6 использовался для борьбы с аэростатами.
Один Ju 88A-4 (ВЕ+WT) использовался в Готенхафене для испытаний с двумя торпедами L 10. Испытания были прерваны после того, как на взлете у машины сломалась стойка левой опоры шасси.
Ju 88A-5 (M2-MK) принадлежал авиагруппе берегового базирования Kustenfliegergruppe 106, боровшейся с судоходством противника в Ирландском море, но 26 ноября 1941 года сбился с курса и сел на британской авиабазе Чивенор. Самолет затем отправили в Даксфорд в сопровождении Lockheed Hudson и включили в состав 1426-го звена (трофейных противника). Впоследствии самолет снимался в фильме.
Лейтенант Йоханнес Гейсман из I группы 77-й эскадры позирует на фоне своего Ju 88, хвост которого украшен значками о многочисленных победах. 77-я эскадра в начале лета 1942 года была переброшена с Восточного фронта на Сицилию, откуда совершала налеты на конвои союзников, направлявшиеся на Мальту и в Северную Африку.
Ju 88A-14 являлся улучшенным Ju 88A-4, с усиленной бронезащитой экипажа. Часть таких машин, как и изображенная на снимке, были вооружены 20-мм пушкой MG FF - в передней подфюзеляжной гондоле (для этого пришлось убрать оттуда бомбоприцел). Вооруженные пушками Ju 88A-14 использовались преимущественно против кораблей и береговой инфраструктуры. Этот самолет принадлежал дислоцированной на Сицилии I группе 77-й эскадры (I/KG77) и в 1942 году нарушал судоходство союзников в Средиземном море (весна 1944г. ???)
Ju 88A-4 с увеличенным размахом крыла оснащался более мощными двигателями Jumo 211J. Самолеты получили элероны с металлической обшивкой. На снимке: Ju 88 на Восточном фронте, заметна едва сохранившаяся зимняя камуфляжная окраска.
Размещенный под Ju 88A-4 универсальный складной контейнер "Dobbas" мог вмещать одну противотанковую пушку (на снимке) или другое вооружение и грузы.
Выпуск Ju 88 был организован на нескольких предприятиях, на снимке - завод "Junkers" в Ашерслебене, где был налажен выпуск фюзеляжей, которые затем отправлялись в Бернбург для финальной сборки. Крыло выпускал завод в Хальберштадте, а хвостовую часть - предприятие в Леопольдштадте.
Оборонительное вооружение Ju 88A-1 включало уже два раздельных стреляющих назад 7,92-мм пулемета МG 75 - вместо одной спаренной установки на первых серийных машинах. Но теперь их приходилось обслуживать разным членам экипажа.
Дальний разведчик Ju 88D принадлежал 1.(Fern)Staffel/Aufklarungsgruppe 121 и нашел бесславный конец в северо-африканской пустыне. Перед переброской в начале 1941 года на Сицилию это подразделение воевало в Норвегии, а базировавшиеся в Бретани Ju 88D также использовались против судоходства союзников в Атлантике.
Ju 88A-5. Изображенный Ju 88 несет опознавательные знаки 30-й бомбардировочной эскадры, чья группа I стала первой в Люфтваффе, применившей Ju 88 в бою - 26 сентября 1939 года ее самолеты бомбили британские корабли в заливе Ферт-оф-Вор у восточного побережья Шотландии. Вначале эскадра, оснащенная Ju 88A-1, дислоцировалась в Вестерланд-Силт, но затем была переброшена в Данию, затем в Норвегию, а позже в Нидерланды (на рисунке), получив к тому времени самолеты модификации Ju 88A-5. Эскадра приняла активное участие в битве за Британию и понесла тяжелые потери. В последующем она привлекалась в основном к действиям против кораблей и судоходства союзников в Северном море и у побережья Великобритании.
F-16CG из 510-й истребительной эскадрильи 31-го истребительного авиакрыла принимает топливо от самолета-заправщика KC-135 Stratotanker во время выполнения боевого задания на Балканах в мае 1999 года.
Первым по-настоящему удачным истребителем/разведчиком итальянских ВВС стал Nieuport 11. На снимке - один из 450 самолетов, построенных "Nieuport-Macchi".
Tornado IDS. Данный Tornado несет обозначения 33-й истребительно-бомбардировочной авиационной эскадры (JBG 33), которая дислоцируется на авиабазе Бюхель, а ее самолеты являются носителями ядерного оружия - американских бомб В61. Большая часть самолетов в эскадре - из пятой производственной серии. На рисунке самолет изображен с контейнером MW-1.
Взлет совершает немецкий Tornado IDS, оснащенный двигателями Turbo-Union RB199 Mk 105. Командование Люфтваффе не решилось проводить столь кардинальную модернизацию Tornado, как британцы, но все же доработало их под прицельные контейнеры и высокоточные боеприпасы.
Tornado из 33-й эскадры выполняет полет над лесным массивом в Германии - именно для таких условий и был разработан его темно-зеленый камуфляж. Самолет несет контейнер MW-1, который так же как и применяемый британцами JP233, требовал пролета непосредственно над целью, что и послужило причиной снятия его с вооружения. Его место заняла КР KEPD-350 Taurus.
Самолет окрашен в первый тип камуфляжа, примененного на немецких Tornado, машина была приписана к многонациональной учебной группе, дислоцированной на британской авиабазе Коттесмор, в которой до 1999 года на новый самолет переучивались летчики ВВС Италии, Великобритании и Германии.
Разведку в Люфтваффе ведут обычные Tornado IDS, дооснащенные многосенсорными контейнерами, которые располагаются на центральном узле подвески. Изначально это был контейнер MBB/Aeritalia (на снимке), но затем его заменили на новый контейнер компании EADS, имевшийся в двух конфигурациях.
Недавно Люфтваффе стали использовать на своих самолетах новый светло-серый камуфляж, поэтому некоторые Tornado потеряли свою эффектную темно-серую окраску. На снимке - самолет из состава 33-й эскадры.
Гонки на Кубок Шнейдера в 1924 году были отменены, поскольку ни один из европейских участников так и не смог добраться до старта. Впоследствии R2C-2 использовался для подготовки летчиков к гонкам на Кубок Шнейдера 1925 и 1926 годов.
Самой тяжелой аварией в истории коммерческой авиации стало столкновение 27 марта 1977 года на ВПП аэродрома Тенерифе, Канарские острова, авиалайнеров Boeing 747 компаний KLM и "Pan Am". Самолет компании KLM начал взлет без разрешения и столкнулся с находившейся на полосе машиной "Pan Am".
Brandenburg C.I. Компания "Brandenburg", более известная своими гидропланами, выпускала и самолеты сухопутного базирования. Изображенный здесь разведчик C.I с мотором Hiero строился по лицензии венской компанией "Phonix Flugzeugwerke". В 1918 году самолет состоял на вооружении авиации Австро-Венгрии и воевал на реке Пьяве.
Первый самолет, G-ARTA, никогда не летал в BOAC, компания "Vickers" оставила его у себя для испытаний. Авиалайнер хорошо зарекомендовал себя в первом полете, но летные характеристики оказались ниже ожидаемых. После переоборудования машина в 1968 году была передана компании "Laker Airways".
Наземные испытания VC10 начались вскоре после его выкатки 15 апреля 1962 года. Длина ВПП в Бруклэндс была незначительна, поэтому вначале даже рассматривалась возможность использования аэродромного тормозного устройства.
В аэропорту Хитроу запечатлены четыре VC10 базовой конфигурации, полученные BOAC одновременно с парой Boeing 707. Оба самолета компания приобрела с турбовентиляторными двигателями Rolls-Royce Conway, но VC10 имел лучшую топливную экономичность.
С середины 1964 года VC10 стал регулярно эксплуатироваться на маршрутах BOAC, преимущественно - в Африку и на Ближний Восток, но некоторые машины летали и через Атлантику. Несмотря на заявления BOAC, самолет был экономичен и обладал высокими летными характеристиками.
На снимке - самолет G-ARTA на сборочной линии в Вейбридже. "Vickers" применила в производстве новой машины ряд наработок по Vanguard - например, изготовление различных деталей из цельных заготовок большого размера.
Лейтенант Лестер Дж. Мэйтланд из авиакорпуса Армии США занял на этом R-6 второе место в гонках на Кубок Пулитцера в 1922 году.
Oriole отличался хорошо проработанным фюзеляжем, имевшим изящные обводы и многослойную фанерную обшивку.
Компания "Osterreichische Aviatik" выпускала истребитель Brandenburg D.I для австро-венгерской авиации. Двигатель водяного охлаждения Austro-Daimler часто перегревался.
Wessex HAS.Mk 3. Вертолет Wessex HAS.Mk 3, XP142 Humphrey, стал известным благодаря участию в фолклендской войне 1982 года - он активно применялся в операциях британского спецназа на острове Южная Георгия. Именно экипаж этого вертолета эвакуировал две группы спецназа, моторные лодки которых вышли из строя, а затем - обнаружил и атаковал аргентинскую подлодку "Санта Фе". 21 мая вертолет был поврежден во время атаки аргентинскими Dagger корабля, на котором он базировался. В июле 1982 года машину передали в Музей морской авиации, где она и находится до сих пор.
Во время фолклендской войны 737-я эскадрилья передала на корабли оперативного соединения три вертолета Wessex HAS.Mk 3. На снимке - XP142, базировавшийся на эсминце "Антрим" и сумевший эвакуировать с ледника Фортуна попавших в беду спецназовцев, а затем - атаковавший аргентинскую подлодку "Санта Фе".
Базировавшаяся на Кипре 84-я эскадрилья эксплуатировала Wessex, включая модификацию HU.Mk 5 (на снимке), с 1982 по 2003 годы. На заключительном этапе она решала в основном поисково-спасательные задачи, а в 2010 году была перевооружена на Griffin HAR.Mk 2.
Wessex HAS.Mk 1 из состава 814-й эскадрильи, базировавшейся на борту авианосца "Центавр", обеспечивал действия морских пехотинцев в рамках операции "Nutcracker" по уничтожению повстанческих отрядов в горах Радфан, Аден, в январе 1964 года.
Испания вначале приобрела 72 самолета F/A-18A/B с производственной линии предприятия в Сент-Луисе, но затем получила еще 24 самолета из состава ВМС США. Впоследствии их модернизировали практически до стандарта F/A-18C/D.
Канада стала первым и самым крупным зарубежным покупателем Hornet. Получивший местное обозначение CF-188, самолет является полностью многоцелевым и привлекается как к ударным задачам, так и к обеспечению ПВО. Канадские летчики стали первыми, кто стал наносить "фальшивые" кабины на нижней части фюзеляжей самолетов - как считается, с целью дезориентировать противника в ближнем маневренном бою.
Ju 88 V7, второй прототип самолета модификации "А", изначально испытывавшийся в качестве истребителя, затем был переоборудован в скоростной транспортный/связной
Ju 88G-1
На снимке, сделанном в Бернбурге, вероятно изображен четвертый серийный Ju 88A-1, без оборонительного вооружения. На заднем плане виден Ju 86G.
Самолет, приобретенный и обозначенный Армией США как Aeroplane No. 6, представлял собой машину типа Curtiss Model Е. Он эксплуатировался в одноместном варианте из-за малой мощности силовой установки.
Юджин Илай (иногда Ю. Эли) выполняет 14 ноября 1910 года взлет с палубы крейсера "Бирмингем" на самолете Model D. Это был первый в истории взлет самолета с палубы корабля.
Caproni Са 3. Лучшим бомбардировщиком на ТВД считался Caproni Са 3, который несмотря на свой неуклюжий вид оказался весьма эффективным в бою.
Известный вначале как Caproni 600HP (по совокупной мощности его трех двигателей), Ca 5 совершил первый полет в 1917 году. Были построены 669 самолетов, но они не пользовались особой любовью у летчиков.
В базовой конфигурации Model G был деревянным бипланом с полотняной обшивкой и расчалками - типичный образец своей эпохи.
У самолета Twin JN было использовано верхнее крыло от JN-4, но имевшее 3,45-метровую вставку, а нижнее крыло крепилось к фюзеляжу при помощи двух небольших вставок-панелей.
Конструктивно Н-4 был схож с летающей лодкой America. Самолеты британской морской авиации, такие как изображенный на фотографии, оснащались звездообразными двигателями Anzani.
На фотографии изображена летающая лодка H-16, хорошо видны места крепления поплавков - под внешней частью нижнего крыла.
Один из трех однодвигательных самолетов Eagle III использовался Армией США в качестве медико-эвакуационного
Один самолет Orenco D использовался в качестве опытного для отработки двигателя с турбонагнетателем с целью улучшения летных характеристик машины на больших высотах.
F-5L был, вероятно, наиболее удачным военным вариантом летающих лодок семейства "Н". Данный самолет входил в состав разведывательной эскадрильи Атлантического флота ВМС США, январь 1924 года.