Curtiss Model 34А/O Hawk (P-1, P-2, P-3 и P-5)
По результатам успешных испытаний экспериментального самолета XPW-8B (Model 34), имевшего новую бипланную коробку и ряд других изменений, последовал заказ на 15 серийных экземпляров. Согласно новой системе классификации Армии США самолет получил обозначение ДальшеMore>>>
Р-1 (Pursuit Aircraft No. 1), и десять таких одноместных истребителей Model 34А Hawk поступили на вооружение 27-й и 94-й истребительных эскадрилий. Еще одна эскадрилья, 17-я, получила 25 самолетов P-1A (Model 34G), сохранивших бипланную коробку и хвостовое оперение предшественника, но имевших и ряд конструктивных отличий. Экспортный вариант P-1A имел ограниченный успех - восемь самолетов заказали Чили, и один самолет купила Япония (поставки в 1926 и 1927 годах соответственно).
В конце 1926 года Армия США приобрела 25 самолетов P-1B (Model 34I), которые были оснащены V-образным двигателем Curtiss V-1150-3 мощностью 435 л.с. - вместо стандартного Curtiss D-12. Они имели колеса шасси большего диаметра и более округлый радиатор. От Чили вновь поступил заказ на восемь таких машин с поставкой в 1927 году. Вариант P-1C (Model 340) имел колесные тормоза и новое оборудование, что увеличило массу машины. Впрочем, это не помешало получить на нее заказы - к апрелю 1929 года Армии США были поставлены 33 самолета P-1C Hawk.
Варианты
Р-2: пять самолетов из первой партии Р-1 были оснащены разработанным на базе D-12 двигателем Curtiss V-1400 мощностью 500 л.с. (373 кВт) и получили обозначение Р-2 (Model 34В); три самолета были впоследствии переоборудованы под стандарт P-1S, а еще один стал прототипом XP-6
P-3A: обозначение, присвоенное пяти опытным самолетам типа Model 34N, оснащенным звездообразным двигателем воздушного охлаждения Pratt & Whitney Wasp; один был переименован в XP-3A и использовался в рамках программы NACA по созданию нового капота двигателя, а второй XP-3A представлял собой P-1A, оснащенный звездообразным двигателем Pratt & Whitney R-1340-1 Wasp мощностью 410 л.с. (306 кВт)
Р-5: обозначение присвоено пяти самолетам типа Model-34L, привлекавшимся к оценочным испытаниям в качестве высотных истребителей
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Curtiss Model 340 Hawk (P-1C)
Тип: одноместный истребитель
Силовая установка: один V-образный ПД Curtiss V-1150-3 мощностью 435 л.с. (324 кВт)
Летные характеристики: максимальная скорость на оптимальной высоте 249 км/час; крейсерская скорость на оптимальной высоте 198 км/час; начальная скороподъемность 445 м/мин; практический потолок 6340 м; дальность 483 км
Масса: пустого 996 кг; максимальная взлетная 1349 кг
Размеры: размах крыла 9,60 м; длина 7,01 м; высота 2,67 м; площадь крыльев 23,41 м2
Вооружение: два 7,62-мм фиксированных стреляющих вперед пулемета Browning, установленных в носовой части фюзеляжа
Curtiss Model 34С/Н Hawk
В 1925 году ВМС США заказали девять истребителей Model 34С Hawk под обозначением F6C-1. Эти самолеты были практически идентичны армейским Р-1 и исходно предназначались для берегового базирования в составе авиации морской пехоты. Только пять машин поставили как F6C-1, остальные четыре строились по стандарту F6C-2 (Model 34D), они имели упрочненную конструкцию для действий с палубы и оснащались посадочными гаками.
В течение 1927 года ВМС получили 35 F6C-3 (Model 34Е) - модифицированных вариантов F6C-2. Затем на первый прототип F6C-1 установили звездообразный мотор воздушного охлаждения Pratt & Whitney Wasp мощностью 420 л.с. (313 кВт). Так появилась модификация F6C-4 (Model 34Н), построенная в количестве 31 экземпляра. Самолеты F6C-1 входили в состав эскадрильи морской пехоты VF-9M, а истребители F6C-2 - в палубную эскадрилью VF-2 с авианосца "Лэнгли". F6C-3 с 1928 года летали в составе эскадрильи VF-5S, в июле того же года она стала называться VB-1B, чтобы подчеркнуть различие с эскадрильей с самолетами Hawk, предназначавшимися для применения в качестве истребителей-бомбардировщиков на авианосце "Лексингтон". Некоторое время VB-1B эксплуатировала F6C-3 в виде гидропланов с двумя поплавками. Другие F6C-3 с колесным шасси использовались в эскадрилье берегового базирования VF-8M.
В конце 1920-х годов руководство ВМС США пришло к выводу, что обслуживание двигателей с водяным охлаждением на авианосцах может привести к проблемам, поэтому для палубной эскадрильи VF-2B авианосца "Лэнгли" выбрали F6C-4. В 1930 году эти самолеты передали морской пехоте.
Варианты
XF6C-5: XF6C-4 (исходно первый серийный F6C-1), переоборудованный под звездообразный двигатель Pratt & Whitney R-1690 Hornet мощностью 525 л.с. (391 кВт)
F6C-6: F6C-3, переделанный в гоночный самолет, с радиатором, убранным внутрь фюзеляжа, более обтекаемыми задней частью фюзеляжа и шасси
XF6C-6: F6C-3, выигравший в 1930 году морской Кубок "Curtiss", был переделан в моноплан-парасоль; радиаторы установили на крыле, которое с каждой стороны фюзеляжа имело по подкосу, а основное шасси выполнили одностоечным с большими обтекателями колес
XF6C-7: F6C-4, временно переделанный в 1932 году в летающую лабораторию для испытаний опытного перевернутого V-образного двигателя Ranger SVG-770 с воздушным охлаждением мощностью 350 л.с. (261 кВт)
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Curtiss Model 34Н Hawk(F6C-4)
Тип: одноместный истребитель
Силовая установка: звездообразный поршневой двигатель Pratt & Whitney R-1340 Wasp мощностью 410 л.с. (306 кВт)
Летные характеристики: максимальная скорость 249 км/ч на уровне моря; подъем до высоты 1525 м за 2 мин 30 с; практический потолок 6980 м; дальность полета 547 км
Масса: пустого самолета 898 кг; максимальная взлетная 1438 кг
Размеры: размах верхнего крыла 11,43 м; длина 6,86 м; высота 3,33 м; площадь крыльев 23,41 м2
Вооружение: два синхронных пулемета Browning калибра 7,62 мм в фюзеляже перед кабиной плюс легкие бомбы на подкрыльевых подвесках
Собранный в единственном экземпляре истребитель Hawk IA больше известен как Gulf hawk. После серьезных аварий ему дважды меняли двигатель. На этом самолете в основном летал бывший летчик-испытатель ВМФ США Эл Уильямс. В 1933 году он облетел на нем все штаты США с показательными выступлениями при поддержке компании "Gulf Oil". Машину восстановили в 1960-е годы, и теперь она стала частью экспозиции Национального аэрокосмического музея США.
Из первоначально заказанных 15 экземпляров Р-1 было построено всего 10. На них установили подфюзеляжные радиаторы, введенные на опытной машине XPW-8A, и крылья трапециевидной в плане формы, ставшие характерной чертой всей серии истребителей Hawk.
P-1B был в общем улучшенной версией исходного истребителя Р-1 Hawk. На нем впервые установили более обтекаемый, скругленный радиатор и колеса большего диаметра. Для авиакорпуса Армии США собрали 25 серийных машин, но военные купили только восемь.
До начала выпуска Р-6 изготовили целый ряд вариантов Hawk. В частности, Р-5 (на фотографии), в котором к базовому планеру P-1A добавили турбокомпрессор и двигатель Curtiss D-12F. На малых высотах Р-5 был довольно тихоходным, но на высоте его скоростные характеристики существенно улучшались, особенно в области его предельного потолка. После установки двигателя D-12FC турбонагнетателем практический потолок P-5 возрос до 9660 м.
Самолеты фирмы «Кертисс» составляли основу истребительной авиации США в 1920-1930-е гг. На фото - истребители P-1 «Хок»
Curtiss P-1 Hawk был первым истребителем, созданным для службы в ВС США.
Некоторые из армейских истребителей Hawk изготовили в виде невооруженных учебно-тренировочных самолетов для углубленной летной подготовки. Они оказались неудачными. Этот самолет Curtiss P-1D летал в учебных частях армейской авиации.
"Кертисс" F6C-2 в полете.
Четыре палубных истребителя F6C-2 были переделаны из F6C-1. На снимке F6C-2 на авианосце "Лэнгли".
F6C-2 с 50-галлонным подвесным топливным баком. На борту фюзеляжа укреплены огнетушитель и ручка запуска двигателя.
Истребитель F6C Hawk для ВМФ. ВМФ США выбрал образец Curtiss Hawk по той же схеме, что и при закупке флотских версий истребителя-биплана Boeing P-12, разработанного для авиакорпуса Армии США. В марте 1925 года выдали первый заказ на девять самолетов версии F6C-1. Их сделали на базе армейского Р-1, добавив крепления для поплавков. До конца года поставили семь машин, три из них попали в эскадрилью VF-2. Оставшиеся два самолета из этого заказа переделали в вариант F6C-2 с посадочным гаком и усиленным шасси для испытаний на авианосцах. Те же самые изменения ввели в вариант F6C-3 (на снимке). В 1927 году 35 таких машин заказал ВМФ и вооружил ими эскадрилью VF-55. В 1928 году эта часть, временно переименованная в VB-1B, выступала на аэрошоу под именем пилотажной группы "Red Rippers". Вариант F6C-4, облегченный и более маневренный, имел звездообразный мотор Pratt & Whitney R-1340; построили 31 такую машину. До 1930 года этими самолетами была вооружена палубная эскадрилья VF-2B с авианосца "Лэнгли". Вариант XF6C-5 оснащался двигателем P&W Hornet,
F6C-3 из эскадрильи VF-5 с авианосца "Лексингтон", июль 1928г.
Истребитель-бомбардировщик F6C-3 из эскадрильи VB-1B над пригородом Нью-Йорка.
A Curtiss Hawk I nearing completion.
"ALSO FLEW": THE RESERVE STANDARD "HAWK" SEAPLANE (500 H.P. CURTISS D.12) ON WHICH LIEUT. TOMLINSON, U.S. NAVY, SECURED FOURTH PLACE WITH 137 M.P.H.!
ON THE SLIPWAY AT BAY SHORE PARK: In the foreground is a U.S. Navy "dog ship," and farther back the Supermarine-Napier S.4, while in the background may be seen the Gloster-Napier III.
THE FIRST CANADIAN AIR PAGEANT AT MONTREAL: The U.S. Army Curtis PI's are formating on the left. On the left is a Ford Tri-motor, while next to it are two Lockheeds, with N.A.C.A. cowling and speeds of about 190 m.p.h. The one with the dark fuselage is Capt. Hawks' transcontinental record machine.
The development of low-drag cowlings for air-cooled radial engines was one of NACA Langley's major achievements, for which it was awarded the Robert J Collier Trophy in 1929. This Curtiss XP-3A has a full-chord NACA cowling, with the front fuselage sides built out behind it to improve streamlining.
Интерьер кабины F6C-3. Часть обшивки фюзеляжа демонтирована.