Messerschmitt Bf.109 / Bf.109B / Bf.109C / Bf.109D
Варианты:
Messerschmitt - Bf.109 / Bf.109B / Bf.109C / Bf.109D - 1935 - Германия
Страна: Германия
Год: 1935


Истребитель
Описание:
Bf.109 / Bf.109B / Bf.109C / Bf.109D
Messerschmitt Bf 109
Flight, October 1939
Fighters of the Luftwaffe
Фотографии

Bf.109 / Bf.109B / Bf.109C / Bf.109D

Одноместный истребитель, цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Спроектирован в КБ фирмы "Байерише Флюгцойгверке" (BFW) под руководством В.Мессершмитта. Первый полет опытный образец Bf 109V1 совершил в августе 1935 г. Серийное производство началось в феврале 1937 г. и продолжалось во все нарастающих масштабах до конца войны. Bf 109 выпускались в Германии на заводах фирм BFW (позднее "Мессершмитт") в Аугсбурге, "Эрла машиненверк" в Лейпциге, "Винер-Нойштадтер флюгцойгверке" в Винер-Нойштадте и Делитце, "Физелер" в Касселе, "Арадо" в Варнемюнде, AGO в Ошерслебене, а также в Румынии на заводе IAR в Брашове, в Венгрии - "Гиори Вагонгиар Гиор" в Гиоре. Всего изготовлено 30 573 Bf 109 всех вариантов. Самолет состоял на вооружении с марта 1937 г. в Германии, с 1940 г. - в Венгрии, Югославии, Болгарии, Словакии, с 1941 г. - в Румынии, с 1943 г. - в Италии и Финляндии.
Основные серийные модификации:
   - Bf 109B с мотором Jumo 210Da, вооружение 2x7,9;
   - Bf 109C с мотором Jumo 210Ga, вооружение 4x7,9;
   - Bf 109D с мотором Jumo 210Da, вооружение 4x7,9; измененные выхлопные патрубки, усиленное крыло;
   - Bf 109E с мотором DB601A-1, вооружение 4x7,9 или 2x7,9+2x20 или 3x20;
   - Bf 109T - вариант с укороченным взлетом, истребитель-бомбардировщик (первоначально палубный), мотор DB601N;
   - Bf 109F c мотором DB601E, измененная носовая часть, округлые законцовки крыла, нет подкосов стабилизатора, вооружение 1x20+2x7,9; на поздних сериях усиленная бронезащита, протектированные бензобаки, установка тропических противопыльных фильтров;
   - Bf 109G с мотором DB605 (модификаций А, AC, AM, ASZM, D), многочисленные подмодификации, в т.ч. с гермокабиной, деревянной хвостовой частью, подвеской НУРС и дополнительным вооружением; основное вооружение 1x20+2x7,9, или 1x20+2x13, или 1x30+2x13;
   - Bf 109K с мотором DB605 (модификаций DM, DBM, DCM), измененный фонарь кабины, убирающееся хвостовое колесо, вооружение 1x30+2x13 с возможностью установки дополнительного вооружения.
Боевой дебют Bf 109B состоялся в Испании в декабре 1936 г. К сентябрю 1939 г. самолет Мессершмитта являлся уже основным истребителем Люфтваффе (большинство составляли машины модификации Е). Участвовал во всех основных операциях на всех фронтах. Применялся как дневной и ночной истребитель, истребитель-бомбардировщик, тактический разведчик. Продолжал выпускаться до самого конца войны. В Финляндии состоял на вооружении до 1948 - 1949 гг., в Болгарии - до 1946 г., в Швейцарии - до мая 1948 г.

Messerschmitt Bf 109

В середине 1930-х годов набиравшим силу Люфтваффе потребовались бомбардировщики и истребители, значительно более совершенные, чем имевшиеся у них тогда. Вилли Мессершмитт оценил потенциал конструкции самолета Bf 108 еще до первого полета машины и на ее базе начал разработку одномоторного истребителя Bf 109. Конкурентами Bf 109 являлись Arado Ar 80, Focke-Wulf Fw 159 и Heinkel He 112. Люфтваффе признали лучшими проектами Bf 109 и He 112, заказав для дальнейших испытаний по десять самолетов каждого типа. Исходный прототип Bf 109 выполнил первый полет 28 мая 1935 года с мотором Rolls-Royce Kestrel мощностью 695 л.с., на втором прототипе установили штатный двигатель - Junkers Jumo 210A в 610 л.с.

   Предсерийные истребители отличались друг от друга вооружением. Первые три Bf 109A позже доработали в прототипы Bf 109B. К первым подвариантам относятся Bf 109B-1 с мотором Jumo 210D мощностью 635 л. с. и Bf 109B-2 с мотором Jumo 210E в 640 л. с., который вскоре заменили 670-сильным Jumo 210G.
   Выпуск серийных Bf 109B-1 начался в начале 1937 года. Первые самолеты поступили в JG-2 "Richthofen", лучшую эскадру германских ВВС. Боевой дебют Bf 109 состоялся в Испании, куда истребители отправили в составе легиона "Кондор" летом 1937 года. Незадолго до отбытия на войну пять Bf 109 приняли участие в международном авиасалоне в Цюрихе. Два представленных самолета были оснащены моторами Daimler-Benz и за счет этого обладали более высокими летными данными. Bf 109 выиграли командную гонку над Альпами, а также соревнования на скорость полета, время набора высоты и скорость пикирования. Успех закрепил 11 ноября 1937 года Герман Вюрстер, установивший на самолете с форсированным до 1650 л.с. мотором DB 601 мировой рекорд скорости для сухопутных самолетов - 610,55 км/ч.
   Между тем в серийном производстве Bf 109B сменил Bf 109C-1 с мотором Jumo 210Ga мощностью 700 л.с. Данный вариант строился также на заводах "Arado", "Erla", "Focke-Wulf" и "Fieseler". До сентября 1938 года собрали почти 600 самолетов. К началу Второй мировой войны, в сентябре 1939 года, на вооружении Люфтваффе состояло более 1000 самолетов Bf 109. После поражения Франции темп производства этих машин достиг 156 истребителей в месяц. В 1941 году Bf 109 собирали "Messerschmitt", "Erla" и австрийская фирма WNF. К 1942 году было построено почти 2700 самолетов, в 1943 году начался выпуск таких истребителей в Венгрии, где собрали еще 600 Bf 109. Несмотря на налеты авиации противника, в Германии только за 1944 год было собрано порядка 14000 Bf 109. В истории авиации Bf 109 по объему производства (порядка 35 000 самолетов всех вариантов) уступает лишь штурмовикам семейства Ил-2/10.
   Bf 109 принимал участие во Второй мировой войне с ее первого дня. Без него не обошлась ни одна значительная операция Люфтваффе. В конце войны в последнем крупнейшем боевом вылете германских ВВС - 7 апреля 1945 года - приняло участие 120 самолетов Bf 109. Bf 109 поставлялись и другим странам - Болгарии, Финляндии, Венгрии, Японии, Румынии, Словакии, Испании, Швейцарии, СССР и Югославии.
<...>

Варианты

   Bf 109A: первые прототипы с моторами Rolls-Royce Kestrel и Junkers Jumo
   Bf 109B: предсерийный Bf 109B-0 оснащался мотором Jumo 210B; на серийных Bf 109B-1 и B-2 стояли моторы Jumo 210D мощностью 635 л.с. и Jumo 210E мощностью 640 л. с.
   Bf 109C: строился как Bf 109C-0, C-1 и C-2; все с мотором Jumo 210G мощностью 640 л.с., но разным вооружением
   Bf 109D: Bf 109D-0 перестроен из Bf 109B, выпущена небольшая партия серийных Bf 109D-1 с моторами Daimler-Benz DB 600A мощностью 960 л. с.
<...>

Flight, October 1939

Fighters of the Luftwaffe
By H.F.King

   FIGHTER squadrons of the Luftwaffe were initially equipped with Heinkel and Arado single-seater biplanes which, fitted with naturally aspirated B.M.W. VI engines, had an unspectacular performance. For some time there was much conjecture as to the machines which would be selected from a number of prototypes then on test to replace these obsolescent models. It was at the Zurich International Meeting in July, 1937, that the world was first introduced to the chosen successors, which had not long since been wheeled from the rapidly growing Messerschmitt and Heinkel factories. Both types displayed unique features of aerodynamic and structural being particularly successful. An Me 109 flown by Major Seidemann won the Alpine Circuit race at an average speed of 240.9 m.p.h. (this, of course, did not represent anything like top speed) and another, flown by Karl Francke, climbed to 9,842ft. and dived back to 984ft. in 2 min. 6 sec.
   After their debut the two fighters underwent a period of development and had their share of teething troubles with the result that the types which were eventually standardised for squadron use differed in a number of respects from the prototypes. The largest orders were placed for the Messerschmitt, fitted in the first place with a Junkers Jumo 210 engine of only 650 h.p., though later series were fitted with the Daimler-Benz DB 600 unit rated at 950 h.p.
   The Messerschmitt Me 109 was designed by Professor Willy Messerschmitt and is built by the B.F.W. concern (Bayerische Flugzeugwerke A.G.) which explains why the type is sometimes called the Bf 109. It bears a remarkable resemblance to the Me 108 (Taifun) civil four-seater which is renowned for its speed range and all round excellence of control (see Flight, June 29, 1939).
   The trapezoidal low cantilever wing tapers straight toward square-cut tips. It is entirely of duraluminium construction with countersunk riveting. Each half is bolted directly to the fuselage. The entire trailing edge is hinged, the inner sections functioning as flaps and the outer portions as ailerons, and Handley Page automatic slots are fitted over a considerable portion of the leading edge.
   Fuselage construction is of a straightforward duralumin monocoque type. The front portion is of oval section, but aft of the pilot's cockpit (which is over the trailing edge of the wing) it changes to a triangular section and tapers sharply toward the tail, which has an adjustable braced tailplane mounted on the fin and a balanced rudder and elevator. The movable surfaces are fabric covered, with a metal framework.
   Simple but curious design characterises the under-carriage. Although resembling that of the Taifun, it differs in that the legs and wheels are raked outward instead of inward. Retraction is by hydraulic means, the wheels being housed in wells in the lower surface of the wing. Small fairing panels inboard of, and retracting with, the compression legs and wheels, cover the troughs for the legs and large segments of the wheel wells when the undercarriage is raised.
   The pilot’s enclosed cockpit has a generous amount of transparent panelling; the roof opens transversely instead of sliding fore and aft. Beneath the side panels of the windscreen are small supplementary windows which improve vision in a forward and downward direction. Two-way wireless is housed to the rear of the cockpit and the machine is equipped for night flying.
   The first batches of Me 109s delivered to the Luftwaffe are believed to have been fitted with the Junkers Jumo 210G engine driving a two-bladed airscrew, either a variable-pitch V.D.M. or a fixed-pitch wooden type. The two-bladed airscrew, incidentally, is a characteristic of the lower-powered Me 109, the later versions with Daimler Benz DB 600 engine having a three-bladed variable pitch V.D.M. When the Junkers engine is fitted the radiator is beneath the engine cowling just forward of the wing, but when a Daimler-Benz is installed radiators are fitted the wings in addition to that under the fuselage. Due to the shape of the crankcase of the Junkers and Daimler Benz engines cowling lines are hardly as smooth as those o our Spitfire and Hurricane.
   Armament of the Me 109 is believed to vary considerably, but in any case, there are twin synchronised machine guns in the top of the cowling. Two additional machine or shell-guns, can be mounted in the wings. These are normally of German rifle calibre (0.311in.). It is reported that Daimler-Benz-powered Me 109s used in Spain were fitted with two 23 mm. wing-mounted shell-guns. Incidentally, the hole in the nose of the V.D.M. spinner does not necessarily denote that a shell-gun is fitted to fire through the airscrew hub.
   There can be no doubt that the Me 109 is a delightful machine to fly. "Al" Williams, who was permitted to "play" with one in Germany, waxes lyrical about its handling qualities though he gives no indication of precise performance. The following figures, however, are believed to be reliable. When fitted with the Jumo 210 engine the top speed, attained at 13,100ft., is only 285 m.p.h. The climb to 16,400ft. takes 6 min. 8 sec. and the ceiling is 26,541ft. and the range 340 miles. When the Daimler-Benz DB 600 is used the top speed goes up to 323 m.p.h. and the climb to 16,400ft. takes a fraction over 5 minutes. A ceiling of 36,489ft. is claimed and the range is given as 445 miles, presumably at full throttle. An engine of the Daimler-Benz DB 601 series, which is now standardised in the Luftwaffe, should give an appreciably higher performance.
   Some exceptionally high speeds have been put up by specially prepared versions of this fighter. On November 11, 1937, J. H. Wurster attained 379.59 m.p.h. on a machine which was termed the Me 113R. Fundamentally this resembled the Me 109; the wing area was quite expansive and there was a large radiator below the starboard wing. On April 26 this year Fritz Wendel reached 469.225 m.p.h. in what was officially described as an Me 109R. This figure now stands as the world’s absolute speed record. In comparison with the earlier type of Messerschmitt record-breaker, the Me 109R (the works number 109 was probably used for the express intention of conveying the impression that the machine was similar to the standard fighter) had much less wing area, a wing of different section and plan form, a redesigned fuselage, a new cockpit enclosure, and a striking cruciform tail reminiscent of those on the old Macchi racing seaplanes. Moreover it was powered with a very much boosted Daimler-Benz DB 601A, said to deliver 1,800 h.p. at 3,500 r.p.m. against the 1,150 h.p. at 2,400 r.p.m. of a typical DB 601 of series production.
   Messerschmitt Me 109 fighters have been extensively used both on the Eastern and Western Fronts and as this article is written news comes that eight have been shot down in a fight with Allied fighters, including Curtiss P.36s.
Messerschmitt Bf 109B-1 (Schwarz airscrew) of 6./JG 132 "Richthofen" at Juterbog-Damm, Autumn 1937;
BF109B. Этот Bf 109B из 6-й эскадрильи 132-го истребительного авиаполка "Рихтгофен" базировался в Ютербог-Дамме осенью 1937 года. Черная полоска над номером 7 означает, что самолет принадлежит авиагруппе II.
Bf 109B-1 (VDM airscrew) of Luftwaffe Schule (Luftkreiskommando II. Berlin), late 1938;
Этот самолет - один из первых истребителей Bf 109B, отправленных в Испанию на помощь франкистам. Истребители Поликарпова И-15 и И-16 с отличной маневренностью доставляли летчикам легиона "Condor" немало хлопот до тех пор, пока улучшение характеристик машин "Messerschmitt" не изменили обстановку в их пользу.
Истребитель Bf 109B на котором летом 1937г. погиб немецкий летчик из "Легиона Кондор" лейтенант Фриц Аве. Самолет имеет нестандартую коричневую окраску.
Bf109B-2 из состава 1-й эскадрильи истребительной группы J/88 "Легиона Кондор", который принадлежал сбитому 14 июня 1938г. лейтенанту Приби.
Bf-109B-2 командира 1-й эскадрильи истребительной группы Легиона "Кондор" оберлейтенанта Харро Хардера (11 побед в Испании), 1938г.
Bf-109B-2 командира истребительной группы Легиона "Кондор" гауптмана Вальтера Грабманна (7 побед в Испании), 1938г.
Bf 109D гауптмана Готхарда Хандрика, командира 88-й истребительной группы легиона "Кондор", в феврале 1938 года находился в Каламоче. На нем изображен знак 2-й эскадрильи 88-й истребительной группы (цилиндр), а разукрашенный кок винта говорит о золотой медали Хандрика, полученной им в современном пятиборье на Олимпийских играх 1936 года в Берлине.
Messerschmitt Bf 109B. Высшей точкой развития истребителей в межвоенный период принято считать самолет Messerschmitt Bf 109. Его отличала работающая металлическая обшивка, убираемое шасси, закрытая кабина летчика, а с модификации Bf 109E-1 - пушечное вооружение (одна 20-мм пушка). Изображен Bf 109B легиона "Кондор", в составе которого германские "добровольцы" сражались в Испании в годы Гражданской войны.
Bf 109D-1 (formerly on the strength of 2./J88 of the Legion Condor) after transfer to Spanish Grupo 6-G-6 at Logroho in April 1939;
Bf-109D лейтенанта Отто Бертрама, Испания, август 1938г.
Bf109D-1 из состава 1-й эскадрильи истребительной группы J/88 "Легиона Кондор", который принадлежал сбитому 4 октября 1938г. лейтенанту Отто Бертраму.
Bf 109D обер-лейтенанта Вернера Мёльдерса, аэродром Ла-Сения, Испания, сентябрь 1938 года. Эмблема 3-й эскадрильи 88-й эскадры - Микки Маус с пистолетом в руке - изображена только на левом борту фюзеляжа истребителя. Название "Luchs" написано с обоих бортов фюзеляжа. 13 сентября 1938 года летчик одержал свою 7-ю победу в Испании - сбил истребитель И-16.
Bf 109D-1 of 10.(N)/JG 26 at Jever, Autumn 1939;
Bf 109C. Несколько эскадрилий немецких ночных истребителей вооружили самолетами Bf 109C в 1939-1940 годах. На рисунке изображен самолет "Клара" из 10-й ночной эскадрильи 77-й истребительной эскадры, сформированной для выработки тактики ночного перехвата и базировавшейся в июле 1940 года в Аальборге (Ольборге), Дания
Bf 109D. К 1940 году многие устаревшие истребители Люфтваффе перевели в разряд учебных. Этот самолет "Дора" принадлежал 1-й школе истребительной авиации в Вернойхене. Необычной чертой данной машины является выхлопная система эжекторного типа.
Bf 109D-1 (Werk-Nr 2724) of Jagdfliegerschule 1 (JFS I) at Werneuchen, 1940 (note application of non-standard ejector-type exhaust shroud);
Bf 109D-1 of Flugzeugfuhrerschule A/B 123 (kroat.) at Agram, Zagreb, March 1942.
Bf 109D-1 of l./JGr 102 (later l/ZG 2) at Bernburg, 1939;
На историческом первом прототипе Bf109V1 был установлен британский двигатель Rolls-Royce Kestrel из-за задержки мотора фирмы "Junkers". Bf 109V1 стал единственным опытным самолетом, оснащенным мотором, цилиндры которого имели прямое, а не обратное V.
Третьим и, пожалуй, самым значительным самолетом, дебют которого пришелся на 1935 год, был Bf 109 V1, поднятый в воздух 28 мая (также с двигателем Rolls-Royce Kestrel) пилотом Гансом Д. Кнетчем в Аугсбурге. В течение следующих 10 лет было построено более 33 000 самолетов Bf 109.
Первый опытный самолет Мессершмитт Bf 109V-1. Явно прослеживается влияние Bf 108. Правда, «ноги» стали гораздо длиннее. Самолет пока еще с «чистым» крылом, не отягощенным радиаторами и вооружением.
D-IOQY - третий прототип истребителя Bf109 и первый, на котором была предусмотрена установка стрелкового оружия в развале блока цилиндров. Самолет был оснащен двигателем Junkers Jumo 210. Вместе с двумя другими опытными самолетами Bf 109 третий прототип в декабре 1936 года проходил боевые испытания в Испании.
Опытный Bf109V-4 с третьим пулеметом MG17 в разрезе блоков цилиндров двигателя.
The Dornier Do. 17 bomber, known in Germany as the "Flying Pencil," and one of the new B.F.W. Me. 109 fighters. Each won its class in the Alpine circuit at respective average speeds of 233.5 and 240.9 m.p.h.
Третий опытный Мессершмитт Bf 109V3 в Испании, конец 1936г. На борту - "зеленое сердце" - эмблема Ганса Траутлофта
D-IALY - первый из десяти предсерийных самолетов Bf109, имевший обозначение Bf 109B-01. Самолет был оснащен мотором Jumo 210B и вооружен двумя синхронизированными пулеметами MG 17 калибра 7,92 мм, установленными в верхней носовой части фюзеляжа. Винт фиксированного шага был заменен двухлопастным винтом изменяемого шага VDM-Hamilton.
Один из трех оснащенных моторами Jumo 210G опытных Bf 109 сфотографирован в 1937 году во время гонок в Цюрихе. На этих гонках три прототипа с двигателями Jumo 210G выиграли командный приз, a Bf 109 с мотором DB 600 победил в соревнованиях на пикирование и набор высоты после пикирования.
Конкурент "Хейнкеля 112": "Мессершмитт" Bf 109.
GERMANY'S WAR GAME: Troops taking cover beneath the wing of a Messerschmitt Me. 109 fighter during the recent mock air raid on Berlin, for which 7,000 public shelters were built. Details of the Me. 109 are well worth study.
Поступление серийных истребителей Bf 109B в строевые подразделения Люфтваффе началось в феврале 1937 года. Производство быстро перенесли из Аугсбурга в Регенсбург, освободив основной завод фирмы для дальнейших работ по совершенствованию конструкции самолета.
The B.F.W. Bf.109 Single-seat Fighter Monoplane (950 h.p. Daimler-Benz engine).
Мессершмитт Bf 109B-2 с винтом изменяемого шага - участник гонок "Кольцо вокруг Альп"
Эта фотография самолетов Bf 109B, оснащенных трехлопастными винтами, использовалась в рекламных и пропагандистских целях.
One of the earlier type Messerschmitt Me 109 single-seater fighters being refuelled at the Aspern aerodrome near Vienna. The machine has a Junkers Jumo 210 engine of 650 h.p. and quite a low performance.
Мессершмитт Bf 109 (на снимке довоенная модификация D-1) стал ориентиром для создателей самолетов-истребителей в конце 1930-х гг. В то время это был действительно грозный противник
A Bf 109B-2 at Augsburg-Haunstetten prior to acceptance by the Luftwaffe during the summer of 1937
German appreciation: The Messerschmitt Me.109 fighter is fitted with Handley Page slots and flaps.
Starting the Jumo 210 engine of a Messerschmitt Me 109 single-seater fighter. The armament of this type is four machine guns.
The B.F.W. Bf.109 Single-seat Fighter Monoplane (950 h.p. Daimler-Benz engine).
The B.F.W. Bf.109 Single-seat Fighter Monoplane.
A Bf 109B-1, the initial production version of Messerschmitt’s fighter, photographed during acceptance trials in 1937.
Bf 109 стал самым массовым в истории авиации истребителем - построено более 33 000 самолетов. На фотографии - Bf 109C-1.
A Messerschmitt Bf 109 single-seater fighter. This machine is said to have fine flying qualities and is fitted with Handley Page slots and flaps. This machine may not be as formidable as many people believe but is certainly not so bad as others are trying to make out. The type shown is the earlier version.
Performance figures for the Messerschmitt Me 109 (DB 600) have not yet been released.
Мессершмитт Bf 109B-2 - один из первых, оснащенный радиостанцией - обратите внимание на двухлучевую антенну с растяжкой одного из тросов к плоскости стабилизатора
Крыло ослабляет только ниша убранного положения шасси.
A Bt 109 zooms dramatically. Exceptional powers of manoeuvre are claimed for this machine.
Though the Messerschmitt Me 110 was used in Poland, information on the type is very scarce. Here are some of these fast twin-engined fighters beneath a formation of Me 109s.
"Мессершмитты" Bf 109B из состава "Легиона Кондор" на Северном фронте, 1937 год.
Первый серийный Bf 109B-1, поставленный в "Легион Кондор" в Испании. На самолете отсутствует радиостанция, винт - постоянного шага
Круги и полосы - главные отличительные признаки самолетов противоборствующих сторон, принимавших участие в гражданской войне в Испании
На этом истребителе Bf 109B-2 легиона "Condor" летал ас Второй мировой войны Вальтер Осау. На его руле поворота видны восемь отметок воздушных побед, одержанных им в Испании. Восьмым стал И-16, сбитый 15 октября 1938 года. В декабре 1937 года республиканцы захватили Bf 109B, севший из-за нехватки бензина на их территории. Хотя французы его обследовали, хвалебный отчет по его испытаниям остался секретным и не был доведен до сведения специалистов из французской авиапромышленности.
Bf 109D обер-лейтенанта Вернера Мёльдерса, аэродром Ла-Сения, Испания, сентябрь 1938 года.
4 декабря 1937 года один из первых серийных самолетов Bf 109B, отправленных Легиону "Кондор" (бортовой номер 6-15), совершил вынужденную посадку на территории противника и был захвачен республиканцами. Самолет изучался и испытывался французской миссией. К сожалению, по дипломатическим причинам оценка машины (весьма позитивная) была засекречена.
Bf 109B-1 (борт. №6-15) фельдфебеля Поленца, который 4 декабря 1937 г. приземлился на территории республиканцев- первая машина этого типа, изученная и оцененная тогда еще потенциальными противниками Германии.
В декабре 1936 года в боях над Испанией оценивался прототип Messerschmitt Bf 109 V4, и скоро в составе легиона "Кондор" появились Bf 109B-2.
A Bf 109B-1 as delivered to 2./J 88 in the spring of 1937. Note pointed spinner and absence of radio mast.
A Bf 109B-1 as delivered to 2./J 88 in the spring of 1937. Note pointed spinner and absence of radio mast.
Мессершмитт Bf 109B-1 на испытаниях в Советском Союзе - трофей испанской войны
"Мессершмитт" Bf-109B немецкого аса Вернера Мельдерса с отметками побед, одержанных в Испании, 1938г.
A Messerschmitt Bf 109D-1, delivery of five of which to Jagdgruppe 88 (2./J88) was made in August 1938.
Фотоснимок воздушного боя в Испании, сделанный из кабины франкистского бомбардировщика.
Bf 109C-1 в Испании, хорошо видны крыльевые пулеметы
Несмотря на интенсивные работы над улучшением истребителя с двигателем Jumo, самолеты Bf 109C-1 (на фотографии) строились в небольшом количестве. С-1 оснащался четырьмя 7,92-мм пулеметами MG.17. Лишь на небольшом числе самолетов была установлена пара 20-мм пушек MG FF (модификация С-3).
A post-delivery line-up ol some of the lower-powered Me 109s. It will be seen that some have wooden airscrews and others metal.
Новенькие Bf 109D-1, только что поставленные 2-й эскадрилье 1-й группы эскадры JG 132 "Richthofen", выстроены в линейку в Доберице, лето 1938 года. Заметен их ранний камуфляж из двух оттенков зеленого цвета и опознавательные знаки раннего стиля.
Bf 109B-2 на стоянке. На Bf 109 было сбито самолетов больше, чем на любом другом истребителе мира. Поэтому многие считают этот самолет лучшим истребителем во всей истории авиации.
Messerschmitt Bf 109C-2s fresh from Focke-Wulf’s Bremen assembly line in the autumn of 1938
Шеренга Bf 109D, только что вышедших из цехов завода "Focke-Wulf" в Бремене. Модификация "D" строилась параллельно с "С" в течение 1938 года, но считалась худшей, так как ее двигатель Jumo имел карбюратор, а не прямой впрыск топлива в цилиндры.
THE CULT OF THE INVERTED VEE: The Daimler-Benz and Junkers concerns have lately built inverted-vee liquid-cooled engines for new German military machines. On the left is a D-B installation in a B.F.W. 109 while the right-hand view shows a similar machine with a Junkers.
The installation of the Daimler-Benz DB 600 in a Messerschmitt Me 109 fighter
Первые самолеты "Доры" были поставлены в Швейцарию 17 декабря 1938 года. Самолеты этой партии были вооружены четырьмя 7,5-мм пулеметами. Швейцарские "Доры" использовались вместе с Bf 109E вплоть до 1949 года.
Один из десяти Bf 109D-1, поставленный Швейцарии - данный самолет будет потерян 4 июня 1940г. в бою с двумя немецкими Bf 110, нарушившими воздушное пространство этой нейтральной страны
L'entente Cordiale: Col. Udet explains some of the finer points of the new B.F.W. Me. 109 monoplane fighter to a French visitor, M. Cambois. Standing alongside is Fraulein Liesel Bach, who put up a brilliant show in one of the aerobatics competitions.
GERMANY'S LANDPLANE RECORD: Dr. Wurster, the German test pilot, who flew what seems to be a modified B.F.W. Me. 109 single-seater fighter at 611-004 km./hr. (379.66 m.p.h.) thus breaking the world's landplane speed record of 567.115 km./hr. (352.38 m.p.h.) held by Howard Hughes.
Опытный Bf109V14 с двигателем DB 600, разбитый Удетом во время альпийских гонок (плачущий у самолета Удет - автошарж)
Одним из недостатков Bf 109 был неравномерный срыв потока на крыле. Особенно это сказывалось на посадке - одна консоль неожиданно опускалась, следовал сильный удар о землю стойкой шасси, и в результате - авария
Одним из недостатков Bf 109 являлся неравномерный срыв потока на крыле. Особенно это сказывалось на посадке на малых скоростях, когда одна консоль неожиданно «проваливалась». При этом возникало скольжение, следовал не только вертикальный, но и боковой удар о землю стойкой шасси. Отсутствие подкоса приводило к тому, что стойка тут же подламывалась. Подобное происходило и на пробеге в случае резкого разворота самолета (на этих снимках запечатлены истребители вариантов B, C и D. Машины разные, но сколь одинаков характер повреждений: разбитая законцовка крыла и вывернутая внутрь стойка)
Quartet of early-model Messerschmitt Bf 109s illustrating variations on two basic “incident” attitudes in the Bruchlandung or crash-landing book, the groundloop and the wheels-up conditions. All four accidents occurred in September 1939, by which time the majority of Bf 109 B-2s had been downgraded to the Jadgfliegerschulen for fighter-pilot training. The Messerschmitt narrow-track main undercarriage rarely forgave a Bumslandung or heavy landing, and once on the ground the main gear still had the option to protest over sharp movements by collapsing outwards or even inwards. Note the curving groundloop trail in picture 5.
Обратите внимание на этот снимок. На нем запечатлены одновременно самолеты вариантов C и E.
Хотя фюзеляж самолета и отличался достаточной прочностью, необходимой для повседневной эксплуатации, при грубой посадке он попросту ломался. Несущая обшивка хвостовой части не могла воспринять подобные нагрузки
Впрочем, просто подломанные стойки шасси - не самая большая проблема «Стодевятого». Даже если стойка выдерживала, боковое скольжение на пробеге из-за малой колеи шасси часто приводило к опрокидыванию самолета через условную линию, проходящую между коком винта и законцовкой крыла (а достаточно частый срыв узкой покрышки колеса лишь усугублял этот процесс. Когда реборда упиралась в землю, переворот был неизбежен).
This photograph shows what "A. Viator" would call a Besserschmitt, which landed in Denmark after running short of fuel. It appears to be of the older type with Junkers engine and wooden fixed-pitch airscrew.
A GOOD SHOT: A Messerschmitt fighter brought down by French A. A. guns when about to attack an R.A.F. reconnaissance formation over Germany. The figure in the triangle on the side means that fuel of 87 octane was used in the engine.
Литовские военные осматривают совершивший вынужденную посадку германский Мессершмитт Bf 109D-1 (машина выпуска 1937 г., зав. № 2436), 2 сентября 1939 г.
One of the Messerschmitt Me 109 single-seater fighters which was brought down in French territory after an engagement with French Curtisses. On this occasion nine Frenchmen ere said to have attacked twenty-seven Germans and to have brought down nine. Reports vary considerably.
One of the first pictures of the mangled but largely complete remains of historic Messerschmitt Bf 109 V10 prototype D-IAKO, which was rediscovered in a pit at Oberpfaffenhofen near Munich and is to be restored for static display at Oberschleissheim
Two twisted machine guns are propped against the riddled wing of a Messerschmitt Me 109 (Daimler Benz DB 600) brought down by R.A.F. Hurricanes on the Western Front.
A Messerschmitt Bf 109 single-seater ot the earlier series, powered with a Junkers Jumo 210 inverted vee-twelve of 640 h.p.
The Messerschmitt Bf 109 as fitted with a Daimler-Benz DB 600 engine (950 h.p.) and a three-bladed variable-pitch V.D.M. airscrew.
MESSERSCHMITT BF 109. A single-seater fighter widely employed in the Luftwaffe, the Bf 109 is fitted with a Daimler-Benz or Junkers engine. The type commonly in use is believed to be inferior in performance and armament to the Supermarine Spitfire. Some of these machines are believed to be fitted with shell-guns of 23 mm. calibre.
Bf 109B-2
MESSERSCHMITT ME 109. Daimler Benz DB 601 of 1,150 h.p.; four machine guns (shell-gun optional); 340 m.p.h. plus
Bf 109B-1; Bf 109C-1
Первый опытный Мессершмитт Bf 109V1
Bf 109B-1
Bf 109B-2
Bf 109C-1
Bf 109D-1 с двигателем Jumo 210Da
Bf 109D-1 с двигателем DB 600A