Shin Meiwa PS-1 / US-1
Страна: Япония
Год: 1967
Летающая лодка

Поисково-спасательная амфибия УКВП с экипажем из шести человек
Описание
Фотографии
ShinMaywa (Shin Meiwa) SS-2 (PS-1, US-1) и US-2

   Семейство летающих лодок и амфибий SS-2, разработанных компанией "Shin Meiwa", стало одним из немногих современных серий самолетов такого типа. С 1992 года компания сменила название на "ShinMaywa". Первым на вооружение ВМС Японии (JMSDF) поступил вариант SS-2, получивший у военных обозначение PS-1. Создание этой машины брало свое начало с технических условий на дальний противолодочный самолет, выпущенных JMSDF в начале 1960-х годов.
   При разработке и исследованиях использовался опытный самолет UF-XS, представлявший собой значительно доработанную амфибию Grumman Albatross, первый полет которого состоялся в декабре 1962 года. Результаты исследований UF-XS позволили приступить к постройке двух прототипов PS-1, первый из которых поднялся в небо 16 октября 1967 года.
   Испытания показали великолепные возможности машины как самолета укороченного взлета и посадки. Во многом это было достигнуто благодаря развитой механизации крыла (предкрылки и закрылки) и системе управления пограничным слоем на закрылках и рулях направления и высоты, для работы которой использовался установленный в фюзеляже ГТД T58.
   PS-1 пилотировал экипаж из трех человек, а еще семь человек отвечало за выполнение противолодочных задач. Вооружение включало до 2000 кг боеприпасов во внутреннем отсеке вооружения, на двух пилонах под крылом и двух узлах подвески на законцовках. В отсеке вооружения могли разместиться четыре 150-кг глубинные бомбы, на пилонах под крылом - по две торпеды Mk 46, а на законцовках крыла - по три 127-мм НАР.
   Электронное оборудование PS-1 включало поисковую РЛС APS-80N, погружаемую гидроакустическую станцию (ГАС) HQS-101C, магнитометр HSQ-10A, активную локационную систему "Julie" с 12 буями, пассивную локационную систему AQA-3 "Jezebel" с 20 буями и станцию РЭБ HLR-1. Производство завершилось в 1979 году после постройки 23 машин, которые были сняты с вооружения в 1989 году.
   Создававшийся параллельно SS-2A (войсковое обозначение US-1) представлял собой поисково-спасательный вариант PS-1 с убирающимся колесным шасси, придававшим самолету амфибийные возможности. Его экипаж состоял из девяти человек, а в его кабине могли разместиться еще три дополнительных члена экипажа, 20 спасенных, или 12 носилок, или в транспортном варианте 69 пассажиров.
   Первый US-1 взлетел в октябре 1974 года, было выпущено шесть машин, после чего переключились на выпуск усовершенствованного варианта US-1A. Последние тринадцать самолетов соответствовали этому варианту, оснащенному форсированными до 3493 э.л.с. (2605 кВт) двигателями T64-IHI-10J и с увеличенным запасом топлива на борту.
   Следующим вариантом US-1A стал US-1A Kai. Основным внешним отличием стала установка ТВД Rolls-Royce Allison AE2100J мощностью 4400 э. л. с. (3355 кВт) с шестилопастными винтами. Кроме того, самолет получил электродистанционную систему управления и современное оборудование кабины. Фюзеляж стал герметичным, что позволило увеличить эксплуатационный потолок до 7620 м, а дальность полета превысила 5000 км.
   US-1A Kai, переименованный в US-2, начал службу в марте 2007 года. К 2012 году "ShinMawya" поставила военным пять US-2. Помимо экипажа из 11 человек, US-2 может перевозить 11 пассажиров или в транспортном варианте 30 полностью снаряженных пехотинцев. Самолет имеет максимальную дальность полета 4700 км и может эксплуатироваться при высоте волн до 3,05 м. С тех пор как поисково-спасательные US-1, US-1A и US-2 поступили на службу, они свыше 900 раз привлекались к спасательным операциям на море, сохранив сотни жизней.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   ShinMaywa US-1A

   Тип: поисково-спасательная амфибия УКВП с экипажем из шести человек
   Силовая установка: четыре ТВД Ishikawajima-Harima {General Electric) T64-IHI-10J взлетной мощностью по 34935. л. с. (2605 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 3050 м - 522 км/ч: крейсерская скорость на оптимальной высоте 426 км/ч; начальная скороподъемность 713 м/мин; потолок 8655 м; дальность 3817 км
   Масса: пустого 25 500 кг; максимальная взлетная 43 000 кг с воды или 45 000 кг с берегового аэродрома
   Размеры: размах крыла 33,15 м; длина 33,46 м; высота 9,95 м; площадь крыла 135,82 mj
   Полезная нагрузка: до 20 человек или 12 носилок
Базировавшаяся в Ивакуни 31-я группа использовала 23 PS-1 в качестве противолодочных самолетов до конца 1980-х годов. Все самолеты имели номера из серии "58**".
A PS-1 of No 31 Sqn. MSDF.
US-1A. Поисково-спасательный самолет US-1 отличается от своего предшественника, противолодочного PS-1, амфибийными возможностями - наличием убирающегося трехопорного шасси, позволяющего ему взлетать и садиться на обычные взлетно-посадочные полосы.
The PS-1 (MSDF 5813 being illustrated) has established an excellent service record over a decade of service and attrition suffered by the 31st Koku-tai has in no case been the result of any design or structural shortcoming. Nevertheless, all flying boats of this type are to be retired from the MSDF inventory by 1989.
Shin Meiwa PS-1 water-bomber.
PS-1 был хорошей противолодочной летающей лодкой. Вслед за прототипом и двумя предсерийными машинами последовали 20 серийных самолетов, которые находились на вооружении японских ВМС с 1971 по 1989 год, когда им на смену пришли P-3 Orion.
Japan's Maritime Self-Defense Force (JMSDF) conducted the final flight of its last operational US-1A amphibious search and rescue aircraft, serial number 9090, on December 13, 2017 and was subsequently retired from service.
Sole user of the Shin Meiwa US-1 search and rescue amphibian is the 71st Kokutai, operating at Iwakuni and Atsugi.
ShinMaywa US-1A four-turboprop SAR amphibian (1997)
71-й полк в Ивакуни эксплуатировал US-1 с 1976 года, после первых 12 самолетов поступили еще шесть. В 2010 году полк эксплуатировал также и US-2.
Тринадцать японских US-1/1A служили исключительно в 71-й авиагруппе. Подразделение базировалось в Ивакуни, но также имело региональный отряд в Ацуги. С 2007 года часть стала получать новый вариант US-2, но и в 2013 году еще располагала парой US-1A.
Списание PS-1 не означало конец летающих лодок "Shin Maywa" - на вооружении осталась поисково-спасательная амфибия US-1.
The third US-1, MSDF 9073, delivered in December 1975, seen in formation with the second aircraft, MSDF 9072, enabled the 71st Koku-tai to be formed at Iwakuni on 1 July 1976, with a preliminary three-aircraft inventory.
Shin Meiwa US-2 весьма совершенен с технической точки зрения, но концептуально мало отличается от амфибий времен Второй мировой войны. Лодка способна выполнять взлет и посадку в открытом море.
23 декабря 2013 г. министр обороны Индии Аракапарамбил Куриан Энтони и его японский коллега Ицунори Онодера достигли предварительной договоренности о поставке для Вооруженных сил Индии 15 самолетов-амфибий ShinMaywa US-2i. Т.о. Индия станет первой страной, которая после Второй мировой войны закупит японскую военную авиатехнику. Сумма контракта составит 1,65 млрд. USD. Самолеты US-2i, чтобы обойти запрет на экспорт Японией военной продукции, будут поставлены в гражданской комплектации без системы опознавания «свой-чужой». Первые два самолета будут доставлены непосредственно из Японии, а остальные произведены с участием индийских партнеров
US-2 - новейшая летающая лодка компании "Shin Maywa". Первый полет она совершила в 2003 году и сегодня находится на вооружении японских ВМС. US-2 оснащена двигателями Rolls-Royce AE2100J и системой сдува пограничного слоя.
Небольшое число US-2 было построено для замены японских поисково-спасательных US-1A. Интерес к самолету также проявила и Индия.
Возрождение летающих лодок. 5 октября 1967г. в Японии совершил первый полет прототип летающей лодки Shin Meiwa PX-S (5801, фото), оснащенной четырьмя турбовинтовыми двигателями и предназначенной для борьбы с подводными лодками противника. Японский флот получил ее на вооружение под обозначением PS-1.
The first prototype PS-1 (MSDF 5801) which commenced its flight test programme on 5 October 1967. Service trials with this boat were initiated at Iwakuni in August 1968.
Water-bombing trials with the SS-2
The second prototype PS-1 seen at Iwakuni on 18 May 1970, during evaluation by the 51st Flight Test Squadron. Note the underwing pods for paired homing torpedoes between the engine nacelles.
The Shin Meiwa PS-1 anti-submarine flying-boat is now in service with the Japanese M.S.D.F., equipping No. 31 Squadron at Iwakuni. Illustrated is 51-5803, a pre-production machine, which has been carrying out trials with the squadron
PS-1 flying boats of the 31st Koku-tai at Iwakuni, near Hiroshima, the flying boat in the foreground being the first pre-series aircraft.
The first full series production PS-1 photographed in October 1972, shortly before delivery to the MSDF
Seventh production Shin Meiwa PS-1 four-turboprop STOL anti-submarine flying-boat
Shin Meiwa PS-1 four-turboprop STOL anti-submarine flying-boat, twelfth production aircraft for the Japan Maritime Self-Defence Force
The last of the initial batch of 12 production PS-1 flying boats ordered under the 3rd Defence Build-up Programme, this particular aircraft being delivered to the MSDF early in 1974.
Shin Meiwa PS-1 four-turboprop STOL anti-submarine flying-boat, thirteenth production aircraft for the Japan Maritime Self-Defence Force
Distinguished from the US-1 primarily by the absence of search and rescue markings on the nose and tail, the Shin Meiwa PS-1 is not an amphibian, the wheels in the fuselage side visible here being only for beaching after alighting on the water. The operating unit is the 31st Kokutai.
The first Shin Meiwa SS-2A amphibian, 9071, now in service with the Japanese M.S.D.F. (foreground), and the prototype SS-2 flying-boat, 5801.
The first US-1 amphibian, MSDF 9071, seen during its initial flight test programme, late 1974
First example of the Shin Meiwa PS-1 Mod air/sea rescue amphibian (four 3,060 ehp Japanese-built General Electric T64-IHI-10 turboprop engines)
The second US-1, MSDF 9072.
Almost alone those days Japan continues development of the large flying-boat. Shown here is the amphibious version of the Shin Meiwa four-turboprop STOL design, the SS-2A, 9072, one of several so far delivered to the 71st Rescue Squadron of the Japanese M.S.D.F. (Navy) at Iwakuni. It is seen making a slow fly-past with blown flaps fully down and leading-edge wing and tail slats open; speeds as low as 60 knots are possible. An SS-2A was first used in earnest in July last year when it flew 400 miles out to sea to take an injured seaman off a merchant ship.
All US-1 amphibians (MSDF 9073 being illustrated) are now being fitted with uprated T64-IHI-10J turboprops as they are returned to the Kohnan factory for overhauls.
Shin Meiwa US-1
A Shin Meiwa US-1 of the 71st Kokutai, which has eight of these search and rescue amphibians in service.
The flight deck of the US-1. Pilots of the 71st Koku-tai, the MSDF user squadron of this large amphibian, are unanimous in their praise for its ease of handling and excellent reliability.
Модель летающей лодки "Шин Мейва" US-2i
Shin Meiwa US-1
Shin Meiwa PS-1 Mod multi-purpose amphibian, developed from the PS-1
Shin Meiwa PS-1 Mod search and rescue amphibian, developed from the PS-1
The general arrangement drawing depicts the US-1 amphibian.
ShinMaywa US-1A ocean-going search and rescue amphibian (1993)