Мировая Авиация 233
-
Ил-14П. Этот самолет - один из 80 Ил-14П, выпущенных заводом "VEB Flugzeugwerke" в Дрездене, ГДР, в 1955-1959 годах. В ноябре 1957 года он был поставлен польской авиакомпании LOT, где эксплуатировался до списания в 1972 году. LOT использовала 13 Ил-14П производства VEB, включая самолеты, ранее использовавшиеся польскими ВВС
Ил-14 эксплуатировались государственными авиакомпаниями всех стран Восточной Европы. В их число входили Болгария (авиакомпания (TABSO/"Bulgaria Air Transport"/"Tabso"), Чехословакия (CSA), ГДР ("Interflug"), Венгрия ("Malev"), Польша (LOT), Румыния ("Tarom") и Югославия. Этот Ил-14П был построен в Москве в 1956 году и эксплуатировался ВВС Польши. Ныне он является экспонатом авиамузея в Зинсхайме, Германия, и окрашен в цвета авиакомпании TABSO.
Этот Ил-14 советских ВВС попал в объективы HC-130 Hercules ВВС США, занимавшегося поиском спасшихся с авиалайнера Boeing 747-230B "Korean Air Lines", который был сбит у острова Сахалин в сентябре 1983 года. ВВС СССР и Чехословакии использовали Ил-14 для ведения радиотехнической разведки.
В число выпускаемых вариантов Avia-14 входили машины с увеличенной вместимостью до 42 пассажиров (с гермокабиной), специализированный грузовой самолет, патрульный самолет и машина для перевозки VIP-персон.
Чешская авиакомпания CSA была крупным оператором Ил-14. Большую часть ее парка составляли 32-местные машины, но имелось и некоторое количество 24-местных Av-14-24. Этот самолет демонстрировался на Парижском авиасалоне в 1957 году.
В Чехословакии и ГДР было построено 283 Ил-14. Самолеты чешского производства обозначались как Avia-14 (на снимке). В 1956-1960 годах завод "Avia" в Прага-Летнани построил 203 самолета.
Оператором Ил-14 была и польская авиакомпания LOT. Двадцать самолетов, включая этот Avia-14P, построенный в Чехословакии, эксплуатировались ею в 1955-1974 годах.
По запасу топлива на борту (19 939 л) МиГ-31 превосходит любой другой перехватчик аналогичного класса. На этом снимке самолета «57 красный» хорошо видна заправочная штанга перед ветровым козырьком кабины. На пилонах МиГ-31БС несет учебные имитаторы ракет Р-60.
МиГ-31БМ («93 синий»), только что прошедший модернизацию, демонстрировался на авиасалоне в подмосковном Жуковском в августе 2011 года. Самолет получил дополнительные пилоны под крылом и помимо бортового номера несет на килях недавно введенные надписи «ВВС России». Обратите внимание на гвардейскую эмблему на воздухозаборнике.
Этот снимок самолета "19 красный" был сделан в августе 2012 года на праздновании 100-летия ВВС России. В 2006 году этот самолет получил имя "Валентин Близнюк" в честь главного конструктора Ту-160. Машина часто используется для различных испытаний.
Успех американцев в использовании высокоточного оружия с самолетов B-1 в Афганистане и Ираке заставил Россию аналогичным образом доработать свои Ту-160, сохранив при этом возможность использования крылатых ракет Х-15 и Х-55 с ядерной БЧ.
Этот Ту-160 (б/н "02") получил имя легендарного пилота Дальней авиации, Героя Советского Союза Василия Решетникова. За белую окраску и изящные обводы Ту-160 получил у российских экипажей имя "Белый лебедь".
Помимо регулярного обеспечения учебных полетов и развертываний британских ВВС самолеты VC10 неоднократно участвовали в испытаниях по дозаправке новых самолетов. На снимке: VC10 K.Mk 2 заправляет Harrier GR.Mk 7 во время испытаний в 1997 году.
Китайский учебный FT-6, обычно не несущий вооружения, был полностью спроектирован в Шеньяне. Этот египетский FT-6 оснащен катапультными креслами Martin-Baker и тормозным парашютом в основании киля.
Пакистан был крупнейшим зарубежным покупателем самолета, приобретя две партии по 60 F-6. Они состояли на вооружении девяти боевых эскадрилий. В настоящее время Пакистан использует ограниченное число учебных FT-6.
Одна из самых знаменитых гидроавиабаз британских ВМС "Виндекс" несла несколько гидросамолетов Short 184, один из которых изображен здесь с подвешенной торпедой. В других случаях самолеты несли бомбы. 25 мая 1916 года они атаковали ангары дирижаблей в Тондерне, правда, безрезультатно.
Построенный в 1916 году, Type 166 был предназначен для первого авианосца "Арк Ройял". Он имел складное крыло и был оснащен 200-сильным (149 кВт) ПД Salmson.
Type 320 поступил на вооружение шести эскадрилий британских ВВС. К концу войны службу продолжали нести 50 самолетов.
Ла-11 «20 белый» одного из истребительных авиаполков в составе Группы советских войск в Германии, 1949 год. В настоящее время является музейным экспонатом.
Ла-9/11 стали вершиной развития советских поршневых истребителей, и на смену им пришли уже реактивные машины.
Последним поршневым истребителем С. А. Лавочкина стал Ла-11. Его прототип, Ла-140, испытал в июне 1947 года летчик А. Г. Кочетков.
Серийные Ла-11 были вооружены тремя пушками НС-23 с боезапасом 75 снарядов на ствол. Они имели усиленное шасси с пневматиками высокого давления, более комфортабельную для дальних полетов кабину и несли полный комплект радионавигационного оборудования.
Характерным отличием Ла-9 и Ла-11 было отсутствие у последнего подфюзеляжного маслорадиатора. На Ла-11 он размещался под капотом двигателя. Небольшой обтекатель над кабиной закрывает зеркало заднего обзора.
Корейские летчики из 887-го полка проводят разбор полетов. Ориентировочно 1952 г.
Ла-9 и Ла-11 (на снимке) участвовали в боевых действиях в Корее, самолеты пилотировали китайские, северокорейские и советские летчики. Здесь представлен истребитель в окраске ВВС Северной Кореи.
Помимо Китая и Северной Кореи еще одним зарубежным оператором Ла-9 была Румыния. Самолет «66 белый» - один из 10 истребителей, в 1950-х годах служивших в ВВС Румынии. Ныне он является экспонатом Национального военного музея в Бухаресте.
Большая часть Ла-9 попала в ВВС СССР и была быстро развернута на базах в Восточной Европе, включая ГДР (на снимке). Самолеты несут однотоновую светло-серую/светло-голубую окраску.
Принятый на вооружение уже после войны цельнометаллический Ла-9 можно назвать венцом развития советских поршневых истребителей.
По сравнению с Ла-7 маслорадиатор под центропланом стал больше в размерах, а вместо воздухозаборников в корневой части крыла был организован один заборник в капоте.
Bell OH-58D Kiowa Warrior. Изображен OH-58D Армии США в момент выдачи целеуказаний ударному вертолету AH-64A, наносящему удар ракетами Hellfire. Представленная на рисунке машина (серийный номер 85-24707) была одним из 207 вертолетов варианта OH-58A Kiowa, модернизированных в вариант OH-58D, первоначально она имела серийный номер 71-20668. Армия планировала переделать не менее 592 вертолетов OH-58A, но затем это число сократили в пользу вновь построенных Kiowa Warrior.
В 1990-х годах в Шеньяне был разработан экспортный вариант истребителя F-8IIM. Созданный на базе J-8B, он был оснащен российской РЛС "Фазотрон" Жук-817 ПД, позволявшей использовать ракеты Р-27Р1 и Х-31, но не привлек внимания зарубежных заказчиков.
МиГ-АТ, созданный для выполнения широкого круга учебных задач, является относительно простым самолетом с прямым крылом. Тем не менее он оснащен электродистанционной системой управления, а свыше 30% его конструкции выполнено из композитов.
МиГ-АТ демонстрировался на многочисленных авиасалонах как в России, так и за ее пределами. На снимке: два прототипа на авиасалоне МАКС в 2001 году.
МиГ-АТ был разработан по техническому заданию УТК российских ВВС. Оно предусматривало создание учебного комплекса, включавшего учебно-тренировочный самолет (УТС), наземные тренажеры и комплекс сопутствующей аппаратуры.
Вооружение МиГ-АТ. Для обучения или в качестве легкого штурмовика самолет может нести вооружение на пяти узлах подвески. Максимальная масса боевой нагрузки составляет 2000 кг. Самолет «83» (на фото) несет на центральном пилоне пушечный контейнер УПК-23 с двухствольной 23-мм пушкой и блоки 57-мм НАР. В состав другого неуправляемого оружия также входят кассетные и обычные бомбы. Учебно-боевой вариант МиГ-АТ может использовать управляемое вооружение, включая ПТУР с лазерным наведением 9К121 «Вихрь», а также ракеты «воздух-воздух» Р-73Е (AA-11 «Archer»), Р-77 (AA-12 «Adder») и даже западные AIM-9 Sidewinder и Matra Magic. Кроме того, самолет может применять ракеты «воздух-поверхность» Х-29ТД (AS-14 «Kedge») и Х-31АЕ/ПЕ (AS-17 «Krypton»).
Современная кабина МиГ-АТ оснащена двумя большими многофункциональными дисплеями, индикатором на лобовом стекле и современными органами управления. Экипаж сидит в катапультных креслах «Звезда» К 36. Электродистанционная система управления является перенастраиваемой и позволяет имитировать различные типы боевых самолетов.
Опытный перехватчик Т-47-5. Вышедший на летные испытания в июле 1958 года, самолет Т-47 послужил прототипом для Су-11. В удлиненной носовой части размещалась новая РЛС "Орел-Д". Вооружение Т-47 состояло из двух ракет Р-8М, обладавших повышенной надежностью и разрушительной силой, чем ранее использовавшиеся ракеты К-5.
Су-11 отличался от Су-9 прежде всего системой вооружения, включавшей ракеты Р-8М
Два гаргрота для кабелей сверху фюзеляжа отличают Су-11 от его предшественника. Хотя после удлинения носовой части управляемость Су-11 ухудшилась, его рекомендовали в серию благодаря увеличенному радиусу действия, улучшившимся высотным характеристикам и возросшим возможностям по обнаружению и перехвату целей.
Перехватчики Су-9/11 использовались исключительно в авиации ПВО СССР и не поставлялись даже союзникам по Варшавскому договору. На снимке: Су-11 выпускает на посадке тормозной парашют.
Не являясь столь распространенными и известными как МиГ-21 или Су-7, Су-9/11 тем не менее были самыми массовыми сверхзвуковыми перехватчиками авиации ПВО. Около 600 этих самолетов несли службу на протяжении 1970-х годов.
Не являясь столь распространенными и известными как МиГ-21 или Су-7, Су-9/11 тем не менее были самыми массовыми сверхзвуковыми перехватчиками авиации ПВО. Около 600 этих самолетов несли службу на протяжении 1970-х годов.
Треугольное крыло Су-9 со стреловидностью 53° обеспечивало высокие характеристики на больших скоростях. Но за это пришлось заплатить очень высокой взлетной скоростью - 360 км/ч.
К разработке двухместного Су-9У приступили в 1959 году. Самолет рассматривался как учебно-боевой и был оснащен РЛС ЦД-30Т с индикаторами в обеих кабинах и автоматической системой наведения «Лазурь». Самолет строился небольшой серией с 1961 года.
Самолет «93 синий» - Су-9, переделанный ОКБ Сухого в экспериментальный вариант 02-10. Оснащавшийся рулевыми поверхностями различных типов в носовой части фюзеляжа, в 1972-1979 годах он использовался для исследования управляемости.
Несмотря на замедленный старт программы Y-8, этот самолет стал базой для создания большого семейства машин, способных удовлетворить требования как гражданских, так и военных заказчиков. На снимке - BTC Y-8A ВВС Китая.
S.41 - биплан, использовался военными моряками. Он мог быть оснащен колесным или поплавковым шасси, но чаще использовался в качестве гидросамолета для проведения различных испытаний.
БЛА ВР-2 "Стриж" был создан для ведения тактической разведки. Аппарат длиной 14,33 м развивал высокую дозвуковую скорость. На снимке представлен экземпляр из авиационного музея Монино.
Выпуск 56 Argosy C.Mk 1 для британских ВВС был завершен к апрелю 1964 года. Этими самолетами оснастили шесть эскадрилий, три в метрополии и по одной на Кипре - в Адене и на Дальнем Востоке.
Окрашенный в фирменные цвета компании "Armstrong Whitworth", самолет G-APRN демонстрировал необычную компоновку Argosy на салоне в Фарнборо. Хотя самолет не пользовался успехом в качестве авиалайнера, он оказался отличной военно-транспортной машиной.
Австралийская "IPEC Aviation" эксплуатировала три Argosy (Mk 101 и два Mk 222, один из которых представлен на снимке) с 1978 года по 1992 год.
Гражданские и военные Argosy обычно летали с экипажем из двух человек, хотя было предусмотрено место для третьего члена экипажа.
Argosy использовались Транспортным командованием Королевских ВВС не только в Британии, но и на Ближнем и Дальнем Востоке, обеспечивая доставку важных грузов в интересах колониальных сил.
Четвертый гражданский Argosy, G-APRN, использовался фирмой в качестве демонстратора и в 1959 году был представлен на Парижском авиасалоне в цветах первого покупателя - компании "Riddle Airlines".
"British European Airways" в 1962 году стала первым европейским оператором самолета, получив три Argosy 102 (на снимке). Кроме того, BEA стала первым европейским гражданским оператором, купившим специализированный грузовой вариант. Самолеты Series 102 заменили в 1965 году на пять Series 222, эксплуатировавшихся до 1970 года.
Hawker Siddeley Argosy 650 freighter in the insigina of B.E.A.
Ла-9УТИ был двухместным учебным вариантом истребителя. Он отличался перемещенным вперед маслорадиатором, измененной конструкцией хвостовой части и сокращенным вооружением до одной 23-мм пушки НР-23 или 12,7-мм пулемета.
VC10 играли важную роль при летных испытаниях новых самолетов. На снимке: BTC Airbus Military A400M получает топливо от VC10 K.Mk 3.
Самолет ZA142 был построен в 1963 году как VC10 Series 1101 для использования авиакомпаниями BOAC и "Gulf Air". Он был переделан в заправщик/транспортный самолет K.Mk 2 в 1982 году и представлен здесь в оригинальном однотонном камуфляже, единственным цветным элементом которого является эмблема 101-й эскадрильи на киле с изображением полульва на фоне башни. Этот самолет выполнил последний вылет VC10 K.Mk 2 в марте 2001 года.
Основной задачей C.Mk 1(K) была перевозка войск и грузов. Этот самолет сфотографирован в аэропорту Сараево в середине 1990-х годов во время проведения гуманитарной операции ООН.
VC10 C.Mk 1(K) дозаправляется от K.Mk 4. Первый вариант дольше всех находится на вооружении британских ВВС, безупречно неся службу на протяжении почти пятидесяти лет. Он должен быть снят с вооружения в 2013 году.
Заправщики Великобритании регулярно проводят операции с ВВС других стран. На снимке: смешанная группа из VC10 K.Mk 4, Tornado F.Mk 3 и французских Mirage 2000D.
Помимо решения основной задачи - обеспечения "воздушного моста" между Британией и Афганистаном - VC10 сыграли важную, но малоизвестную роль в поддержке других операций британских войск. На снимке заходящего на посадку K.Mk 4 хорошо видны развитые закрылки.
Программа TAW предусматривала замену двигателей Gipsy Queen 30 на 260-сильные (194 кВт) Continental IO-470-D на пяти японских авиалайнерах DH.114.
JJ-5 не имели встроенного вооружения, но могли нести одну 23-мм пушку НР-23 в контейнере под фюзеляжем. Самолет продолжает ограниченно использоваться ВВС Китая, но вскоре будет заменен более современными машинами.
Shenyang J-8 был первым боевым самолетом, разработанным в Китае. Благодаря своему треугольному крылу, он напоминает увеличенный в размерах истребитель Су-9/11. Также вероятно, что при проектировании J-8 китайцы опирались на полученную в конце 1950-х годов информацию об экспериментальном истребителе Микояна Е-152А "Flipper".
Этот Gauntlet Мк II служил в 151-й эскадрилье и в 1937 году базировался в Норт Уилде в Кенте. Нанесенные на хвостовую часть фюзеляжа и верхнюю поверхность верхнего крыла опознавательные знаки подразделения состояли из сужавшейся черной линии на фоне светло-голубой полосы. Эскадрилья летала на этих истребителях с середины 1936 до конца 1938 года.
После получения одного самолета британской постройки в качестве эталона 17 истребителей Gauntlet Mk II были выпущены по лицензии в Дании. Базируясь в Ваерлозе, они несли службу в 1-й эскадрилье датских ВВС. Из 13 боеготовых на момент немецкого вторжения в апреле 1940 года машин большая часть была уничтожена на земле.
Финские ВВС использовали Gauntlet в качестве учебных машин до 1950 года. Самолеты были поставлены в английском камуфляже, но впоследствии финны перекрасили их по своей схеме. В 1982 году из двух сохранившихся Mk II был собран один летный экземпляр. Он несет бортовой номер GT-400 и регулярно участвует в различных авиационных показах. Снимок сделан в июне 2006 года на авиашоу в Каухава.
Один самолет (J-9125) послужил основой для разработки опытных вариантов на базе самолетов S.S.18 и S.S.19. Он оснащался различными силовыми установками и вариантами вооружения. На снимке представлен S.S.18A с 480-сильным (358 кВт) ПД Jupiter VIIF.
На пике своей карьеры Gauntlet состоял на вооружении 14 эскадрилий британских ВВС, большинство из которых были оснащены вариантом Mk II. Gauntlet Mk I на снимке принадлежали 19-й (истребительной) эскадрилье, базировавшейся в Даксфорде на юге Англии.
В мае 1936 года 56-я и 111-я эскадрильи стали первыми подразделениями, получившими на вооружение усовершенствованный вариант Gauntlet Mk II. На снимке: самолеты из знаменитой 111-й ("Treble One") эскадрильи.
Когда в ноябре 1939 года началась война между СССР и Финляндией, правительство Южной Африки передало последние 24 истребителя Gauntlet, поставленные в 1940 году, Финляндии. Самолеты были предназначены для борьбы с советскими войсками.
Наиболее удачной из разработок В. Б. Шаврова оказалась летающая лодка амфибия Ш-2. На снимке представлен санитарный вариант Ш-2С.
Поставки первых OH-58D начались в декабре 1985 года, а в июне 1987 года эти вертолеты были впервые развернуты в Европе. Первые машины были "чистыми" разведчиками, неспособными нести вооружение.
OH-58D оказались незаменимыми в ходе возглавляемых американцами операций в Ираке. Вертолет оказался самым востребованным из армейских машин, его использовали в качестве разведчика, ударного, для сопровождения конвоев и даже для поиска фугасов на дорогах. На снимке: OH-58D из аэромобильной бригады 1-4 1-й пехотной дивизии приземляется на передовой базе Макензи в Ираке 23 октября 2004 года в ходе операции "Iraqi Freedom".
После того как Kiowa Warrior был принят на вооружение в середине 1980-х годов, дважды появлялись претенденты на его замену в качестве вертолета-разведчика - это были RAH-66 Comanche и ARH-70 Arapaho. Обе программы были закрыты из-за высокой стоимости, и OH-58 так и остался основным разведывательным вертолетом Армии США. Ныне надежды связаны с проектом OH-58F, который позволит машине оставаться в строю как минимум еще 12 лет.
OH-58D из состава Оперативной группы "Destiny" 101-й авиабригады Армии США отстреливает пулемет над пустыней Регистан на юге Афганистана в январе 2010 года. Рядом с выхлопом двигателя видна "лампа" помеховой станции Loral ALQ-144, предназначенной для защиты от ракет ПЗРК. Первые вертолеты были оснащены приемниками системы предупреждения об облучении AN/APR-39(V)1 или -39A(V) 1. Первый этап модернизации предусматривал установку передатчика помех ALQ-144, а на втором должны быть установлены датчики системы предупреждения AN/APR-44(V)3 и система обнаружения лазерного облучения AN/AVR-2.
С сентября 1987 года 15 OH-58D прошли доработки в рамках проекта "Prime Chance" для борьбы с иранскими быстроходными катерами, препятствовавшими перевозкам нефти в Персидском заливе. OH-58D получили возможность использовать ракеты Stinger и Hellfire, а также 12,7-мм пулеметы и семизарядные блоки НАР. Они успешно использовались 14-й разведывательной эскадрильей 17-го полка, базирующегося в Форт Брегг, Северная Каролина.
Важной задачей OH-58D являлось (и продолжает являться) сопровождение сухопутных конвоев в Ираке и Афганистане. На снимке: OH-58D сопровождает транспортный конвой афганской народной армии и ее австралийских инструкторов, 2010 год. Проводка конвоя из Таринкота в Кандагар позволила 4-й бригаде афганской армии продолжать операции в провинции Урузган. Вертолет несет асимметричную подвеску из ракет Hellfire на правом пилоне и блоков 70-мм НАР на левом для огня на поражение в случае нападения мятежников.
На октябрь 2010 года американская Армия располагала 331 вертолетом OH-58D. Боевые машины сосредоточены в 6-м и 17-м полках, по четыре эскадрильи в каждом. Пара вертолетов на снимке принадлежит армейским силам Национальной гвардии штата Теннеси. Производство с низким темпом новых OH-58F предполагается начать в 2015 году, а первая полностью оснащенная этими вертолетами боевая эскадрилья появится только в 2016 году.
OH-58D Армии США были развернуты на Балканах для поддержки операций ООН. Этот вертолет с надписью SFOR занимался непосредственной огневой поддержкой в Боснии и Герцеговине в 2002 году. Вертолеты, действовавшие в Косово, несли на борту надпись KFOR.
К началу операции "Буря в пустыне" OH-58D считался относительно новой машиной и применялся довольно ограниченно. Применение OH-58D совместно с вертолетами Apache оказалось весьма эффективным в ходе нескольких ударов по иракским командным пунктам. Доработанные по программе AHIP, вертолеты OH-58D действовали с борта фрегата "Nicholas" (FFG-47) и других кораблей; они атаковали удерживаемые иракцами платформы в Персидском заливе, а также помогали при захвате многочисленных иракских пленных.
OH-58F - модернизация "Foxtrot". OH-58F отличается модернизированным прицельным оборудованием, размещенным в носовой части, а не над втулкой винта, как у варианта D. Позднее на вертолет может быть установлен двигатель Honeywell HTS900, позволяющий выполнять полеты при наружных температурах в 35°С. На снимке изображен демонстрационный вертолет Bell OH-58F Block II, совершивший первый полет 14 апреля 2011 года. Армия США планирует получить 368 машин варианта OH-58F. Большая часть из этого количества будет получена путем модернизации вертолетов OH-58D, но, возможно, некоторое число старых OH-58A и OH-58C тоже будут доработаны до стандарта F. Кроме того, будет построено и некоторое количество новых машин. Первый OH-58F был выпущен в октябре 2012 года.
Bell OH-58D Kiowa Warrior
S.33 снискал известность после перелета из Истчерча в Лондон, состоявшегося 10 августа 1912 года. Отправляясь обратно, пилот не сумел набрать достаточную высоту и пролетел под Тауэрским мостом.
Знаменательный момент в истории морской авиации - Чарльз Самсон первым взлетает с идущего в море корабля. Самсон поднял свой S.38 с линкора "Хайбениа" 4 мая 1912 года.
Крыло Ш-1 устанавливалось на подкосах над однореданным корпусом и было снабжено боковыми стабилизирующими поплавками. Колесные стойки шасси на самолете убирались вручную.
Получив повреждения в ходе испытаний, единственный прототип N.3 Cromarty был пущен на слом.
Последней разработкой В. Б. Шаврова стала амфибия Ш-7. Оснащенная высокорасположенным крылом, она имела экипаж из двух человек и могла перевозить до четырех пассажиров. Серийно самолет не строился.
Базировавшаяся в Ивакуни 31-я группа использовала 23 PS-1 в качестве противолодочных самолетов до конца 1980-х годов. Все самолеты имели номера из серии "58**".
Тринадцать японских US-1/1A служили исключительно в 71-й авиагруппе. Подразделение базировалось в Ивакуни, но также имело региональный отряд в Ацуги. С 2007 года часть стала получать новый вариант US-2, но и в 2013 году еще располагала парой US-1A.
Небольшое число US-2 было построено для замены японских поисково-спасательных US-1A. Интерес к самолету также проявила и Индия.
Самолет Short Bomber был очень большим для двухместной машины. Он мог нести одну торпеду Уайтхеда или до 417 кг бомб, но страдал от нехватки мощности и был выпущен ограниченной серией.
Прототип J-31 оснащен российскими двигателями РД-93. На серийном J-31, получившем по некоторым сообщениям наименование "Кречет", должны стоять китайские двигатели. Это позволит экспортировать его за рубеж.
Сохранив схему высокоплана, Y-9 в некоторой степени уменьшил сходство с Ан-12. Он получил новую носовую часть, современную авионику и новейшие двигатели с шестилопастными винтами с саблевидными лопастями.
Лайнер Shanghai Y-10 был построен как демонстратор для получения китайскими инженерами опыта разработки больших самолетов.
S.27 стал одним из самых удачных ранних бипланов, разработанных "Short". Эта машина была построена для Сесила Грейса, облетавшего ее в 1910 году.
Двухместный самолет N.2B (построено два) был вооружен одним 7,7-мм пулеметом и мог нести две 100-кг бомбы.
Взлетевший в мае 1918 года, гидросамолет Shirl стал последней разработкой "Short" времен Первой мировой войны. Построили всего четыре таких самолета.