Шавров Ш-2
Страна: Россия
Год: 1930
Летающая лодка

Транспортный самолет-амфибия
Описание:
Ш-2
Шавров В. Б. Самолеты
Фотографии

Ш-2

Амфибия, полутораплан с очень коротким нижним крылом, на котором расположены поддерживающие поплавки. Конструкция смешанная. Спроектирован В.Б. Шавровым. Являлся развитием конструкции опытной амфибии Ш-1, совершившей первый полет 21 июня 1929 г. Первый Ш-2 (тогда именовался А-1) впервые поднялся в воздух 11 ноября 1930 г. Серийное производство на таганрогском заводе # 31 развернули в апреле 1932 г., в 1933-1934 гг. эти амфибии делал завод # 23 в Ленинграде. Впоследствии Ш-2 строили также на ремзаводах и в мастерских ГВФ (например, АРБ-403 в Иркутске с конца 1942 г.). Всего выпустили около 700 Ш-2, в т.ч. 270 в Таганроге.
Экипаж - 2-3 чел. Двигатель М-11 (на всех самолетах, выпущенных до конца 1945 г.). Вооружение 1x7,62 (только на Ш-2ВС), бомбовой нагрузки нет.
Ш-2 поступил в части советской морской авиации в мае 1933 г.
Основные серийные модификации:
  - Ш-2 с открытой кабиной, без вооружения, подавляющее большинство построенных самолетов;
  - Ш-2С, санитарный вариант с закрытой кабиной;
  - Ш-2ВС для погранохраны с вооружением 1x7,62.
На самолетах, выпущенных во время войны, центроплан часто был деревянным.
Ш-2 мало использовался морской авиацией - только как связной и учебный. К началу войны в строевых частях на флотах их уже практически не было. Значительно больше Ш-2 имелось в частях ВВС: как самолеты связи они служили в Карелии, Белоруссии, на Дальнем Востоке. Много амфибий этого типа применялось в гражданской авиации, в т.ч. и во фронтовых транспортных отрядах, группах и полках. В Карелии они перевозили на передовую оружие и боеприпасы, вывозили раненых, обеспечивали связь с партизанскими отрядами.
В августе 1942 г. две амфибии были захвачены финнами под Петрозаводском и до сентября 1944 г. служили в финских ВВС как связные.
Производство Ш-2 в Таганроге и Ленинграде прекратили в 1934 г., но в том же году возобновили в системе ГВФ и продолжали выпуск до 1952 г. В гражданской авиации они летали до 1964 г.


Ш-2||
Размах:||13,0 м
Длина:||8,2 м
Моторы, количество х мощность:||1х 100 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||980 кг
Максимальная скорость:||140 км/ч
Практический потолок:||3550 м
Дальность:||1210 км

Шавров В. Б. Самолеты

<...>
  Хотя Ш-1 остался прототипом, на базе его проекта была создана несколько большая по размерам амфибия Ш-2, первый полет которой (с суши) состоялся 11 ноября 1930 года. Этот самолет оказался первой советской летающей лодкой, выпущенной крупной серией - было построено свыше 700 машин.
  Ш-2 применялись по всему СССР в качестве транспортных, разъездных и учебных самолетов и на протяжении многих лет использовались для рыбоохраны и патрулирования, а также широко использовались в Арктике. Обозначение Ш-2С было присвоено санитарному варианту, способному перевозить одного или двух пациентов на носилках.
  В 1939 году "Аэрофлот" собрал дополнительные лодки Ш-2, использовав имевшиеся запасы запасных частей, а позднее снова было возобновлено серийное производство. Помимо использования в гражданской авиации, самолет широко применялся в ВВС. Часть машин позднего выпуска получила остекленную кабину экипажа и ряд других усовершенствований, сменив обозначение на Ш-2бис. Большинство из них оснащалось доработанным двигателем М-11Л.
<...>


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Ш-2

  Тип: транспортный самолет-амфибия
  Силовая установка: один радиальный ПД М-11 в 100 л. с (75 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость 139 км/ч; потолок 3850 м; дальность полета 1300 км
  Масса: пустого снаряженного 660 кг; максимальная взлетная 937 кг
  Размеры: размах крыла 13,00 м; длина 8,20 м; площадь крыла 24,70 м2
Серийная амфибия Ш-2
Летчик В.М.Ремезюк в период испытании самолета-амфибии Ш-2. Таганрог, 1931 г.
Реплика знаменитого Ш-2
Наиболее удачной из разработок В. Б. Шаврова оказалась летающая лодка амфибия Ш-2. На снимке представлен санитарный вариант Ш-2С.
Летающая лодка Шаврова Ш-2, севшая на территории Финляндии 21 сентября 1937г.
Ш-2 (A-187) весной 1944г.
Ш-2 М.Бабушкина в ледовом лагере
"Вся действующая авиация Чукотки" на аэродроме в Ванкареме (слева направо): три Р-5, Ш-2 Бабушкина, ПС-4 Доронина
Ш-2
Ш-2
Ш-3 (НИАТ) проект
Ш-3 (проект)
ПА проект (1930г.)
ДПА проект (1930г.)
А-А проект (19 октября 1929г.)
Проект 1930г.
ИМ проект (1940г.)
МР проект (1930г.)