Варианты
- Сухой - Т-3 / Т-5 / ПТ-7 / ПТ-8 - 1956 - Россия
- Сухой - Су-9 - 1958 - Россия
- Сухой - Су-11 - 1959 - Россия
Су-9/Су-11
Параллельно с самолетом С-1 специалисты ОКБ П.О. Сухого вели работу над несколькими опытными однодвигательными самолетами с треугольным крылом, в которых применялись в целом схожие фюзеляж, хвостовое оперение и шасси.
Среди них был и истребитель-перехватчик Т-3, который был облетан в начале 1956 года и отличался от С-1 наличием обтекателя антенны РЛС в верхней части воздухозаборника. При этом в процессе создания Т-3 были отработаны несколько экспериментальных самолетов, такие как ПТ-7, ПТ-8 с удлиненной носовой частью и Т-40, который принято считать прототипом всепогодного одноместного истребителя-перехватчика Су-9. Последний строился по схеме низкоплана с убирающимся трехопорным шасси и оснащался ТРД АЛ-7Ф тягой на форсаже 88,2 кН, а под крылом были установлены пилоны для подвески УР "воздух-воздух" К-5 с радиокомандной системой наведения. На вооружение Истребительной авиации ПВО СССР он поступил в 1959 году и был снят с эксплуатации в 1981 году
<...>
Также выпускался двухместный учебно-тренировочный вариант Су-9У с тандемным размещением курсанта и инструктора. Всего было выпущено около 1300 Су-9 и Су-11. С начала 1970-х годов многие из них были переоборудованы в радиоуправляемые воздушные мишени Су-9РМ.
- Описание
Фотографии
-
Мировая Авиация 233
Не являясь столь распространенными и известными как МиГ-21 или Су-7, Су-9/11 тем не менее были самыми массовыми сверхзвуковыми перехватчиками авиации ПВО. Около 600 этих самолетов несли службу на протяжении 1970-х годов.
-
Авиация и Космонавтика 2016-04 / С.Дроздов - Была такая авиация... (8)
Су-9. Самолеты начали поступать на вооружение в 1956 г. Эксплуатировались в частях вплоть до 1981 г. Всего было построено порядка 1100 машин, включая полсотни «спарок». На них летали в 29 полках ПВО
-
Авиация и Время 1998-06 / В.Павлов - Сверхзвуковые трубы "всесоюзного оркестра" ПВО /Монография/
Су-9 из 1-й АЭ 179-го ИАП 8-й армии ПВО. Стрый, конец 1970-х гг.
-
Авиация и Космонавтика 2023-09 / В.Коровин - Первые из класса "воздух-воздух" (2)
Опытный самолет Т-43-12 (Су-9) с усовершенствованными ракетами РС-2-УС. Под носовой частью на пилоне установлена кинокамера для фиксации результатов стрельб.
-
Авиация и Космонавтика 2024-11 / М.Севолдаева, П.Почтарев - Первый сверхзвуковой авиационный ракетный комплекс перехвата
Су-9 (№ 0615308) в линейке самолётов ОКБ П.О.Сухого в ЦМ ВВС
-
Авиация и Космонавтика 2024-11 / М.Севолдаева, П.Почтарев - Первый сверхзвуковой авиационный ракетный комплекс перехвата
Опытный самолет Т-43-15 с управляемыми ракетами К-51
-
Авиация и Космонавтика 2004-11 / А.Щербаков - Все в одну корзину?
Су-9 - узкоспециализированный истребитель - перехватчик
-
Авиация и Время 1998-06 / В.Павлов - Сверхзвуковые трубы "всесоюзного оркестра" ПВО /Монография/
Опытный перехватчик Т-43-15
-
Авиация и Время 1998-06 / В.Павлов - Сверхзвуковые трубы "всесоюзного оркестра" ПВО /Монография/
Опытный перехватчик Т-43-15
-
Авиация и Время 1998-06 / В.Павлов - Сверхзвуковые трубы "всесоюзного оркестра" ПВО /Монография/
Командир 1-й эскадрильи 894-го ИАП Л.Н.Калашников у своего самолета. Озерное, 1962г.
-
Авиация и Время 1998-06 / В.Павлов - Сверхзвуковые трубы "всесоюзного оркестра" ПВО /Монография/
Подготовка к вылету Су-9 из 894-го ИАП
-
Авиация и Время 1998-06 / В.Павлов - Сверхзвуковые трубы "всесоюзного оркестра" ПВО /Монография/
Командир эскадрильи 894-го ИАП В.А.Лалак (крайний справа) принимает доклад молодого летчика А.Амелина о готовности к полету. Озерное, 1977г.
-
Авиация и Время 1998-06 / В.Павлов - Сверхзвуковые трубы "всесоюзного оркестра" ПВО /Монография/
Курсант Армавирского ВВАУЛ А.М.Андреев перед полетом. Аэродром Сальск, 1970г.
-
Авиация и Время 1998-06 / В.Павлов - Сверхзвуковые трубы "всесоюзного оркестра" ПВО /Монография/
К-н В.Т.Мартемьянов покидает кабину Су-9 после первой посадки на аэродроме Попельня
-
Авиация и Космонавтика 2010-04 / Истребитель-перехватчик Су-9 /Аэроархив/
Самолеты 179-го ИАП на стоянке. Крайний справа - Су-7У
Другие самолёты на фотографии: Сухой Су-7У - Россия - 1966
-
Мировая Авиация 233
Не являясь столь распространенными и известными как МиГ-21 или Су-7, Су-9/11 тем не менее были самыми массовыми сверхзвуковыми перехватчиками авиации ПВО. Около 600 этих самолетов несли службу на протяжении 1970-х годов.
-
Авиация и Время 1998-06 / В.Павлов - Сверхзвуковые трубы "всесоюзного оркестра" ПВО /Монография/
Отработка действий по тревоге
-
Авиация и Космонавтика 2024-11 / М.Севолдаева, П.Почтарев - Первый сверхзвуковой авиационный ракетный комплекс перехвата
Перехватчики Су-9 в боевом строю
-
Авиация и Время 1998-06 / В.Павлов - Сверхзвуковые трубы "всесоюзного оркестра" ПВО /Монография/
Су-9 выруливает из стационарного укрытия
-
Авиация и Космонавтика 2017-09 / В.Проклов - Несостоявшиеся перехватчики ОКБ П.О.Сухого (2)
Комплекс перехвата Су-9-51 (Т-3-51).
-
Авиация и Время 1998-06 / В.Павлов - Сверхзвуковые трубы "всесоюзного оркестра" ПВО /Монография/
Су-9 из экспозиции музея ВВС в Монино
-
Авиация и Космонавтика 2016-04 / С.Дроздов - Была такая авиация... (8)
Су-9. Первый вылет на истребителе этого типа летчика В. Михлюкова, аэродром Кричев, март 1975 г.
-
Мировая Авиация 233
Треугольное крыло Су-9 со стреловидностью 53° обеспечивало высокие характеристики на больших скоростях. Но за это пришлось заплатить очень высокой взлетной скоростью - 360 км/ч.
-
Jane's All the World Aircraft 1966 / 02 - Aircraft
Photograph of the Sukhoi fighter code-named "Fishpot"
-
Мировая Авиация 243
Су-9 (на фотографии) и Су-11 стали наиболее многочисленными серийными сверхзвуковыми истребителями в ИА ПВО СССР и составляли ядро советской ПВО в 1960-1970 годы.
Sukhoi Su-9 all-weather fighter, with four underwing mountings for "Alkali” missiles -
Авиация и Космонавтика 2024-11 / М.Севолдаева, П.Почтарев - Первый сверхзвуковой авиационный ракетный комплекс перехвата
Взлетает сверхзвуковой истребитель-перехватчик Су-9
-
Авиация и Время 1998-06 / В.Павлов - Сверхзвуковые трубы "всесоюзного оркестра" ПВО /Монография/
Су-9 из 179-го ИАП в полете. Тормозные щитки открыты
-
Авиация и Время 1998-06 / В.Павлов - Сверхзвуковые трубы "всесоюзного оркестра" ПВО /Монография/
В воздухе Су-9 из 894-го ИАП
-
Авиация и Время 1998-06 / В.Павлов - Сверхзвуковые трубы "всесоюзного оркестра" ПВО /Монография/
Пара Су-9 из 894-го ИАП в учебном полете
-
Авиация и Время 1998-06 / В.Павлов - Сверхзвуковые трубы "всесоюзного оркестра" ПВО /Монография/
Су-9 из 894-го ИАП на пробеге. Озерное, 1976г.
-
Авиация и Время 1998-06 / В.Павлов - Сверхзвуковые трубы "всесоюзного оркестра" ПВО /Монография/
Су-9 из 179-го ИАП после приземления
-
Авиация и Время 1998-06 / В.Павлов - Сверхзвуковые трубы "всесоюзного оркестра" ПВО /Монография/
Лейтенанты А.П.Никифоров и В.Н.Бородин возле Су-9. Хорошо видна ракета Р-55
-
Авиация и Время 1998-06 / В.Павлов - Сверхзвуковые трубы "всесоюзного оркестра" ПВО /Монография/
Техники 179-го ИАП осматривают Су-9
-
Авиация и Время 1998-06 / В.Павлов - Сверхзвуковые трубы "всесоюзного оркестра" ПВО /Монография/
Пусковое устройство АПУ-20 (самолет Су-9)
-
Авиация и Время 1998-06 / В.Павлов - Сверхзвуковые трубы "всесоюзного оркестра" ПВО /Монография/
Катапультируемое кресло КС-2
-
Авиация и Время 1998-06 / В.Павлов - Сверхзвуковые трубы "всесоюзного оркестра" ПВО /Монография/
Опытный У43-1. На врезке - фонарь кабины после доработок
-
Мировая Авиация 233
К разработке двухместного Су-9У приступили в 1959 году. Самолет рассматривался как учебно-боевой и был оснащен РЛС ЦД-30Т с индикаторами в обеих кабинах и автоматической системой наведения «Лазурь». Самолет строился небольшой серией с 1961 года.
-
Авиация и Время 1998-06 / В.Павлов - Сверхзвуковые трубы "всесоюзного оркестра" ПВО /Монография/
Офицеры 894-го ИАП. На заднем плане - Су-9У
-
Jane's All the World Aircraft 1976 / 01 - Aircraft
The only photograph yet made available of the tandem two-seat training version ot the Su-9 (NATO “Maiden")
-
Авиация и Время 1998-06 / В.Павлов - Сверхзвуковые трубы "всесоюзного оркестра" ПВО /Монография/
Летающая лаборатория для отработки катапультируемых кресел
-
Авиация и Время 1998-06 / В.Павлов - Сверхзвуковые трубы "всесоюзного оркестра" ПВО /Монография/
Предварительный вариант установки "декилей" на "Л.02-10"
-
Авиация и Время 1998-06 / В.Павлов - Сверхзвуковые трубы "всесоюзного оркестра" ПВО /Монография/
Летающая лаборатория "Л.02-10"
-
Мировая Авиация 233
Самолет «93 синий» - Су-9, переделанный ОКБ Сухого в экспериментальный вариант 02-10. Оснащавшийся рулевыми поверхностями различных типов в носовой части фюзеляжа, в 1972-1979 годах он использовался для исследования управляемости.
-
Авиация и Космонавтика 2013-01 / Плунский, Антонов, Зенкин, Гордюков, Бедретдинов - Истребитель Су-27 (3)
ЛЛ "100Л-2" на базе Су-9, предназначенная для отработки аэродинамики самолета Т-4
-
Авиация и Космонавтика 2020-10 / В.Проклов - "Сотка". Прерванный полет /Архивы раскрывают тайны/ (2)
Летающая лаборатория для исследования обтекания крыла с острой передней кромкой «100Л» на базе истребителя Су-9
-
Авиация и Время 1998-06 / В.Павлов - Сверхзвуковые трубы "всесоюзного оркестра" ПВО /Монография/
Носовая часть Су-9, потерпевшего аварию на взлете. Самолет взорвался, но летчик м-р Сидач практически не пострадал. Стрый, 1974г.
-
Авиация и Космонавтика 2013-01 / Плунский, Антонов, Зенкин, Гордюков, Бедретдинов - Истребитель Су-27 (3)
Схема спектров обтекания крыла ЛЛ "100Л2" на одном из углов атаки
-
Jane's All the World Aircraft 1964 / 01 - Aircraft
The Sukhoi all-weather fighter code-named “Fishpot”
-
Jane's All the World Aircraft 1966 / 02 - Aircraft
Photograph and three-view drawing of the Sukhoi fighter code-named "Fishpot"
- Фотографии