Туполев Ту-160
Страна: Россия
Год: 1981


Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик
Описание
Фотографии:

Цветные фото (162)
Ту-160

   Ту-160 (кодовое обозначение НАТО - "Blackjack") является крупнейшим в мире бомбардировщиком-ракетоносцем. Внешне напоминающий американский B-1B, он стал самым тяжелым из когда-либо построенных боевых самолетов. Но в отличие от Lancer самолет Ту-160 сохранил возможность прорыва к цели как на малой (на дозвуковой скорости), так и на большой высоте, где он способен разогнаться до скорости М=1,9.
   Самолет оснащен крылом изменяемой стреловидности, электродистанционной системой управления; все приборы в кабине экипажа - аналоговые. Под удлиненным радиопрозрачным обтекателем установлена РЛС переднего обзора и следования рельефу местности. Ниже установлен обтекатель с оптико-телевизионным прицелом.
   Разработка Ту-160 была длительной - первый полет прототипа состоялся в декабре 1981 года, а на вооружение он поступил в 1987 году. Серийное производство в Казани продолжалось до января 1992 года, когда президент Б.Н. Ельцин объявил об отказе от постройки стратегических бомбардировщиков. Даже после принятия самолета на вооружение оставались проблемы, значительно ограничивающие возможности его применения.
   С мая 1987 года 184-й гвардейский ТБАП в Прилуках получил 19 Ту-160. После распада СССР в 1991 году эти самолеты достались Украине. Лишь после длительных переговоров восемь бомбардировщиков вернулись в Россию в 1999 году. Уничтожение оставшихся на Украине Ту-160 началось в конце 1998 года в рамках контракта, финансируемого правительством США. В начале 2001 года Россия объявила в рамках соглашения СНВ, что располагает шестью боеготовыми Ту-160 - носителями крылатых ракет. Они поступили в 121-й гвардейский ТБАП в Энгельсе, куда позднее в том же году был передан первый отремонтированный самолет, полученный из Украины.
   Американская фирма "Platforms International Corp." приобрела три демилитаризованных украинских Ту-160, которые планировалось переделать в носители космических ракет Ту-160СК, но от этой идеи позднее отказались.
   Позже выпуск Ту-160 был возобновлен, но достаточно медленно. В 2000 году ВВС России получили первый самолет новой постройки. Это позволило увеличить к 2013 году парк бомбардировщиков до 16 боеготовых самолетов. Предполагается, что к 2025-2030 годам их число возрастет примерно до 30 машин, в числе которых могут быть и модернизированные Ту-160М с новым бортовым оборудованием и вооружением.
   В 2007 году по инициативе президента В. В. Путина возобновились дальние патрульные полеты Ту-160. В июне 2010 года два Ту-160 совершили рекордный 23-часовой патрульный полет, преодолев свыше 18 000 км.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Ту-160

   Тип: сверхзвуковой стратегический бомбардировщик
   Силовая установка: четыре ТРДДФ НК-321 тягой по 137,20 кН без форсажа и 245,16 кН на форсаже
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 12 200 м - 2220 км/ч; потолок 15 500 м; дальность полета без дозаправки 12 300 км
   Масса: пустого 118 000 кг; максимальная взлетная 275000 кг
   Размеры: размах крыла 55,7 м/35,6 м; длина 54,10 м; площадь крыла 360 м2
   Вооружение: две револьверные пусковые установки, до 12 крылатых ракет Х-55 (AS-15 "Kent") или 24 аэробаллистические ракеты малой дальности Х-15П (AS-16 "Kickback")
Trials example of the Tupolev Tu-160 'Blackjack' based at Zhukovsky (1998)
Один из прототипов Ту-160 в ЛИИ
Предсерийный Ту-160 в полете, ЛИИ, г.Жуковский, 1992г.
Самым уникальным продуктом творчества советских авиаконструкторов стал стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160, также имеющий крыло изменяемой стреловидности. Оба самолета остаются на вооружении и сегодня (новейшая модификация Ту-22М - самолет Ту-22М3), хотя уже ведется разговор о создании стратегического бомбардировщика нового поколения.
Большинство Ту-160 ВВС РФ получили собственные имена, в носовой части фюзеляжа всех самолетов изображены стилизованные флаги ВВС. Эта машина названа в честь былинного русского богатыря - "Илья Муромец".
Russian Air Force Tu-160 Blackjack 06 Red, one of two seen at Engels recently carrying the colours of the Russian flag on the fin and the name of an old Russian knight, Il’ya Muromets, in large red lettering on the nose behind a tapered blue and yellow flash.
Ту-160
Воздушный парад в честь 65-й годовщины победы
Будни Дальней Авиации
Воздушный парад в честь 65-й годовщины победы
Этот снимок самолета "19 красный" был сделан в августе 2012 года на праздновании 100-летия ВВС России. В 2006 году этот самолет получил имя "Валентин Близнюк" в честь главного конструктора Ту-160. Машина часто используется для различных испытаний.
With Tu-160 production at Kazan continuing at a very slow rate in the early 2000s, the last Blackjack was only delivered to the RuAF in 2008.
Tu-160 ‘Aleksandr Golovanov’, then dubbed ‘Ilya Muromets’, side number 05 and serial number 7-05 (the fifth aircraft of the seventh production batch), was the lead aircraft in an air parade to mark the 50th anniversary of Victory Day on May 9, 1995.
Russia's latest Tu-160 Blackjack strategic bomber 8-04 named Pyotr Deynekin lifts off from Kazan on its second flight on January 25, 2018 in the presence of Vladimir Putin.
Этот Ту-160 назван в честь Николая Кузнецова и выставлялся в экспозиции подмосковного авиашоу МАКС-2011. Н.Д. Кузнецов - знаменитый советский конструктор авиационных и ракетных двигателей. На фотографии хорошо видна двухколесная тележка носовой стойки шасси с аэродинамическими дефлекторами и щитками, препятствующими попаданию грязи в воздухозаборники двигателей.
The Blackjack has an all-moving tailfin for yaw control.
The Tu-160 Blackjack fleet is undergoing a small-scale upgrade effort, with three production-upgrade standard Blackjacks already complete to the so-called Phase 1 standard. The more comprehensive Phase 2 will configure all existing Blackjacks to Tu-160M standard.
Tu-160 10 Nikolay Kuznetsov on final approach to Engels Air Base.
The Tu-160’s distinctively pointed nose, large wing leading-edge extensions and blended wing-body combine with a variable-geometry wing for multi-mode flight operations.
A narrow fuselage and pronounced leading-edge root extensions, blended with the aircraft’s body and variable-geometry wings, gives the Blackjack a menacing presence.
Стратегический ракетоносец Ту-160
Ту-160
Воздушный парад в честь Дня Победы и 70-летия освобождения города-героя Севастополя
Торжественное присвоение Ту-160 б/н 16 имени Алексея Плохова. На фото справа: начало церемонии, надпись на борту еще прикрыта чехлом. На нижнем фото справа: сам виновник торжества жмет руку экипажу. Энгельс, авиабаза Дальней авиации, 17 апреля 2003г.
Воздушный парад в честь 65-й годовщины победы
Ту-160 - главное ударное средство авиационной компоненты Стратегических ядерных сил России. Пилотируемый самолет - носитель ракет с ядерными боевыми частями имеет большую "стратегическую гибкость", чем баллистические ракеты морского или наземного базирования, но зато они являются более уязвимыми в случае превентивного удара противника с применением ядерных и обычных средств поражения. Самолет "Василий Решетников" назван в честь командующего Дальней авиацией ВВС СССР в 1969-1980 годы.
Воздушный парад в ознаменование 95-летия ВВС России. 11 августа 2007г.
A Tu-160 Blackjack landing at Engels Air Base with the use of three braking chutes.
The two Russian Tu-160 Blackjack bombers that deployed to Venezuela in mid-December prepare to leave for home on December 14, 2018.
This image of Tu-160 11 Vasily Senko at Engels Air Base shows the vertical stabiliser rotated to the right.
МАКС-2007
Tu-160 ‘Vasiliy Sen’ko' was repaired and upgraded to Tu-160M1 standard at Kazan in 2015.
The crew of the Tu-160M 'Igor Sikorsky' strategic bomber being welcomed at Zhukovsky, near Moscow, on March 5, 2021
Ту-160
Х-55СМ
A Kh-101 missile moments after release from the weapon bay of a Tu-160 ‘15’ Vladimir Sudets before rocket motor ignition bound for a target in Syria on November 17, 2015, the first day of combat use for both the bomber and the missile.
Ту-160 б/н 03 "Павел Таран" на МАКС, август 2003г. Судя по фотографиям борта 03 еще до присвоения имени, машина была сильно потерта. На выставке же самолет блистал исключительной белизной.
Ту-160
Ту-160
Russia's remain­ing fleet of Tu-160M Blackjack bombers will be upgraded by 2020.
Bears are the most common Russian Air Force aircraft type escorted by the RAF, though on September 8 two Tu-160 Blackjacks were intercepted. This Tu-160, Red 04 (named after the Russian wrestler Ivan Yarygin, who won two Olympic gold medals), was recently intercepted by Royal Norwegian Air Force F-16s from Bodo Main Air Station.
There are four crew members in a Tu-160 - as pictured during a deployment to Venezuela in September 2007.
The Venezuelan defence minister was amongst dignitaries who welcomed the crews of two Russian Tu-160 Blackjack bombers to Caracas in December 2018.
Ту-160
Most of the Baikal integrated self-protection suite is housed in the tail cone.
Ту-160 стал первым советским бомбардировщиком без оборонительного стрелкового вооружения. Вместо пушек самолет оснащен эффективным электронным бортовым комплексом обороны "Байкал".
Как и любой другой образец высокотехнологичной техники, Ту-160 требует своевременного и тщательного технического обслуживания силами наземного персонала. Самолеты Ту-160 были основной ударной силой 184-го ГвТБАП, но до их получения в полк поступили Ту-22М3. Свой первый ракетоносец дислоцированный в Прилуках авиаполк получил в апреле 1987 года, а всего в двух эскадрильях на 1991 год имелось 19 таких машин.
The Blackjack's need for extensive ground servicing equipment, most of which is mounted on heavy truck chassis and trailers, is why the type rarely operates awayfrom its Engels base.
Aircraft '4-05' in its previous guise, as '22 Red' of the 184th Heavy Bomber Aviation Regiment based in Pryluky in Ukraine, in 1991.
Успех американцев в использовании высокоточного оружия с самолетов B-1 в Афганистане и Ираке заставил Россию аналогичным образом доработать свои Ту-160, сохранив при этом возможность использования крылатых ракет Х-15 и Х-55 с ядерной БЧ.
Сверхзвуковой дальний бомбардировщик Ту-160 - краса и гордость ВВС СССР
Ту-160 остается пока последним в линии развития советских и российских стратегических бомбардировщиков/ракетоносцев. В конкурсе на перспективный стратегический ракетоносец принимали участие несколько КБ, но победил именно Ту-160.
The Tu-160M performs its first flight on February 2, 2020. Note the new electronic warfare antenna in the tail.
A Tu-160 releases a Kh-101 missile against a target in Syria.
Воздушный парад над Москвой 9 мая 2018г.
This is the first upgraded Tu-160M, taken on strength in December last year. It is capable of using the new conventional-warhead MKB Raduga Kh-555 and Kh-101 air-launched cruise missiles plus the nuclear-tipped Kh-102 missile.
Воздушный парад в честь 65-й годовщины победы
Воздушный парад в честь Дня Победы и 70-летия освобождения города-героя Севастополя
Most long-range operations are performed with one air refuelling; ultra-long operations of more than 20 hours requiring two.
9 мая в Москве, несмотря на дождливую погоду и низкую облачность состоялась воздушная часть парада в честь 76-й годовщины Победы.
Этот Ту-160 (б/н "02") получил имя легендарного пилота Дальней авиации, Героя Советского Союза Василия Решетникова. За белую окраску и изящные обводы Ту-160 получил у российских экипажей имя "Белый лебедь".
A regular Tu-160 is seen powered by four NK-32 engines. Images of the Tu-160M with its new NK-32-02 engines have yet to be released
Внешне похожий на B-1, Ту-160 является совсем иным самолетом. Мощность силовой установки Ту-160 на 79% больше, чем у B-1B. Имеющий большие размеры, чем B-1B, Ту-160, однако, менее заметен в радиолокационной области спектра.
«Борт 18» отправляется на ремонт
The 6950th Guards Aviation Base at Engels in western Russia controls two Tu-160-equipped squadrons. The 121st TBAP is set to be re-activated and will accommodate the entire Blackjack fleet inherited from the 6950th Guards Air Base.
Воздушный парад над Москвой 9 мая 2018г.
Воздушный парад над Москвой, посвященный 75-й годовщине Великой Победы
Ту-160 на аэродроме Полтава 24.09.1994г.
Борт №17 после распада СССР нес на борту персональное название Прилуки
Ту-160 ВВС Украины, Полтава, 24.09.1994г.
Ту-160 ВВС Украины на стоянке аэродрома Прилуки
Tail configuration of a Tu-160 showing the electronic countermeasure sensors.
This image depicts the Tu-160's wing fence.
Loading a Kh-101 missile into a Tu-160's weapon bay.
Six Kh-101 missiles loaded on a 9A829K3 rotary launcher inside a Tu-160.
Rear view of the Kh-101 missile showing the folded tail planes.
Two hydraulic trapeze arms eject a Kh-101 missile out of a Tu-160's the left side weapon bay.
The Kh-555 missile features nose-mounted stabilisers to compensate the CoG shift caused by the warhead.
Although seen here under a Tu-160 Blackjack, the Kh-55SM AS-15 Mod B long-range version of the Kent ALCM is also carried by the Tu-95MS on the MKU-6-5 rotary launcher in the aircraft’s bomb bay. The missile has a 200kt nuclear warhead, cruises at a speed of M0.48 to M0.77 at between 130-360ft, powered by a TRDD-50 by-pass turbojet and has a range of 1,620nm. This engine can just be seen in its deployed position, at the rear of the missile. The AS-15 Mod A version has a range of 1,350nm.
Крылатая ракета Х-55М - главное оружие Ту-160
In March 2016, Tu-160 ‘Valentin Bliznyuk' was seen in the Kazan factory probably being upgraded to Tu-160M standard with new radar and avionics. In 2006, the same aircraft completed the first-stage of modernisation to Tu-160M1 standard. The two unfinished airframes seen in the background will probably serve as new Tu-160M2 prototypes.
Tu-160 Blackjack 8-04 outside the Kazan Aircraft Plant production hall on November 16, 2017.
Первый полет вновь изготовленного стратегического ракетоносца Ту-160М
Первый полет вновь изготовленного стратегического ракетоносца Ту-160М