Туполев Ту-160
Страна: Россия
Год: 1981


Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик
Описание
Фотографии:

Цветные фото (101)
Ту-160

  Ту-160 (кодовое обозначение НАТО - "Blackjack") является крупнейшим в мире бомбардировщиком-ракетоносцем. Внешне напоминающий американский B-1B, он стал самым тяжелым из когда-либо построенных боевых самолетов. Но в отличие от Lancer самолет Ту-160 сохранил возможность прорыва к цели как на малой (на дозвуковой скорости), так и на большой высоте, где он способен разогнаться до скорости М=1,9.
  Самолет оснащен крылом изменяемой стреловидности, электродистанционной системой управления; все приборы в кабине экипажа - аналоговые. Под удлиненным радиопрозрачным обтекателем установлена РЛС переднего обзора и следования рельефу местности. Ниже установлен обтекатель с оптико-телевизионным прицелом.
  Разработка Ту-160 была длительной - первый полет прототипа состоялся в декабре 1981 года, а на вооружение он поступил в 1987 году. Серийное производство в Казани продолжалось до января 1992 года, когда президент Б.Н. Ельцин объявил об отказе от постройки стратегических бомбардировщиков. Даже после принятия самолета на вооружение оставались проблемы, значительно ограничивающие возможности его применения.
  С мая 1987 года 184-й гвардейский ТБАП в Прилуках получил 19 Ту-160. После распада СССР в 1991 году эти самолеты достались Украине. Лишь после длительных переговоров восемь бомбардировщиков вернулись в Россию в 1999 году. Уничтожение оставшихся на Украине Ту-160 началось в конце 1998 года в рамках контракта, финансируемого правительством США. В начале 2001 года Россия объявила в рамках соглашения СНВ, что располагает шестью боеготовыми Ту-160 - носителями крылатых ракет. Они поступили в 121-й гвардейский ТБАП в Энгельсе, куда позднее в том же году был передан первый отремонтированный самолет, полученный из Украины.
  Американская фирма "Platforms International Corp." приобрела три демилитаризованных украинских Ту-160, которые планировалось переделать в носители космических ракет Ту-160СК, но от этой идеи позднее отказались.
  Позже выпуск Ту-160 был возобновлен, но достаточно медленно. В 2000 году ВВС России получили первый самолет новой постройки. Это позволило увеличить к 2013 году парк бомбардировщиков до 16 боеготовых самолетов. Предполагается, что к 2025-2030 годам их число возрастет примерно до 30 машин, в числе которых могут быть и модернизированные Ту-160М с новым бортовым оборудованием и вооружением.
  В 2007 году по инициативе президента В. В. Путина возобновились дальние патрульные полеты Ту-160. В июне 2010 года два Ту-160 совершили рекордный 23-часовой патрульный полет, преодолев свыше 18 000 км.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Ту-160

  Тип: сверхзвуковой стратегический бомбардировщик
  Силовая установка: четыре ТРДДФ НК-321 тягой по 137,20 кН без форсажа и 245,16 кН на форсаже
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 12 200 м - 2220 км/ч; потолок 15 500 м; дальность полета без дозаправки 12 300 км
  Масса: пустого 118 000 кг; максимальная взлетная 275000 кг
  Размеры: размах крыла 55,7 м/35,6 м; длина 54,10 м; площадь крыла 360 м2
  Вооружение: две револьверные пусковые установки, до 12 крылатых ракет Х-55 (AS-15 "Kent") или 24 аэробаллистические ракеты малой дальности Х-15П (AS-16 "Kickback")
Один из прототипов Ту-160 в ЛИИ
Предсерийный Ту-160 в полете, ЛИИ, г.Жуковский, 1992г.
Самым уникальным продуктом творчества советских авиаконструкторов стал стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160, также имеющий крыло изменяемой стреловидности. Оба самолета остаются на вооружении и сегодня (новейшая модификация Ту-22М - самолет Ту-22М3), хотя уже ведется разговор о создании стратегического бомбардировщика нового поколения.
Большинство Ту-160 ВВС РФ получили собственные имена, в носовой части фюзеляжа всех самолетов изображены стилизованные флаги ВВС. Эта машина названа в честь былинного русского богатыря - "Илья Муромец".
Ту-160
Воздушный парад в честь 65-й годовщины победы
Будни Дальней Авиации
Воздушный парад в честь 65-й годовщины победы
Этот снимок самолета "19 красный" был сделан в августе 2012 года на праздновании 100-летия ВВС России. В 2006 году этот самолет получил имя "Валентин Близнюк" в честь главного конструктора Ту-160. Машина часто используется для различных испытаний.
With Tu-160 production at Kazan continuing at a very slow rate in the early 2000s, the last Blackjack was only delivered to the RuAF in 2008.
Этот Ту-160 назван в честь Николая Кузнецова и выставлялся в экспозиции подмосковного авиашоу МАКС-2011. Н.Д. Кузнецов - знаменитый советский конструктор авиационных и ракетных двигателей. На фотографии хорошо видна двухколесная тележка носовой стойки шасси с аэродинамическими дефлекторами и щитками, препятствующими попаданию грязи в воздухозаборники двигателей.
The Blackjack has an all-moving tailfin for yaw control.
The Tu-160’s distinctively pointed nose, large wing leading-edge extensions and blended wing-body combine with a variable-geometry wing for multi-mode flight operations.
A narrow fuselage and pronounced leading-edge root extensions, blended with the aircraft’s body and variable-geometry wings, gives the Blackjack a menacing presence.
Стратегический ракетоносец Ту-160
Ту-160
Воздушный парад в честь Дня Победы и 70-летия освобождения города-героя Севастополя
Торжественное присвоение Ту-160 б/н 16 имени Алексея Плохова. На фото справа: начало церемонии, надпись на борту еще прикрыта чехлом. На нижнем фото справа: сам виновник торжества жмет руку экипажу. Энгельс, авиабаза Дальней авиации, 17 апреля 2003г.
Воздушный парад в честь 65-й годовщины победы
Ту-160 - главное ударное средство авиационной компоненты Стратегических ядерных сил России. Пилотируемый самолет - носитель ракет с ядерными боевыми частями имеет большую "стратегическую гибкость", чем баллистические ракеты морского или наземного базирования, но зато они являются более уязвимыми в случае превентивного удара противника с применением ядерных и обычных средств поражения. Самолет "Василий Решетников" назван в честь командующего Дальней авиацией ВВС СССР в 1969-1980 годы.
Воздушный парад в ознаменование 95-летия ВВС России. 11 августа 2007г.
МАКС-2007
Ту-160
Х-55СМ
Ту-160 б/н 03 "Павел Таран" на МАКС, август 2003г. Судя по фотографиям борта 03 еще до присвоения имени, машина была сильно потерта. На выставке же самолет блистал исключительной белизной.
Ту-160
Ту-160
Russia's remain­ing fleet of Tu-160M Blackjack bombers will be upgraded by 2020.
There are four crew members in a Tu-160 - as pictured during a deployment to Venezuela in September 2007.
Ту-160
Most of the Baikal integrated self-protection suite is housed in the tail cone.
Ту-160 стал первым советским бомбардировщиком без оборонительного стрелкового вооружения. Вместо пушек самолет оснащен эффективным электронным бортовым комплексом обороны "Байкал".
Как и любой другой образец высокотехнологичной техники, Ту-160 требует своевременного и тщательного технического обслуживания силами наземного персонала. Самолеты Ту-160 были основной ударной силой 184-го ГвТБАП, но до их получения в полк поступили Ту-22М3. Свой первый ракетоносец дислоцированный в Прилуках авиаполк получил в апреле 1987 года, а всего в двух эскадрильях на 1991 год имелось 19 таких машин.
The Blackjack's need for extensive ground servicing equipment, most of which is mounted on heavy truck chassis and trailers, is why the type rarely operates awayfrom its Engels base.
Успех американцев в использовании высокоточного оружия с самолетов B-1 в Афганистане и Ираке заставил Россию аналогичным образом доработать свои Ту-160, сохранив при этом возможность использования крылатых ракет Х-15 и Х-55 с ядерной БЧ.
Ту-160 остается пока последним в линии развития советских и российских стратегических бомбардировщиков/ракетоносцев. В конкурсе на перспективный стратегический ракетоносец принимали участие несколько КБ, но победил именно Ту-160.
This is the first upgraded Tu-160M, taken on strength in December last year. It is capable of using the new conventional-warhead MKB Raduga Kh-555 and Kh-101 air-launched cruise missiles plus the nuclear-tipped Kh-102 missile.
Воздушный парад в честь 65-й годовщины победы
Воздушный парад в честь Дня Победы и 70-летия освобождения города-героя Севастополя
Most long-range operations are performed with one air refuelling; ultra-long operations of more than 20 hours requiring two.
Этот Ту-160 (б/н "02") получил имя легендарного пилота Дальней авиации, Героя Советского Союза Василия Решетникова. За белую окраску и изящные обводы Ту-160 получил у российских экипажей имя "Белый лебедь".
Внешне похожий на B-1, Ту-160 является совсем иным самолетом. Мощность силовой установки Ту-160 на 79% больше, чем у B-1B. Имеющий большие размеры, чем B-1B, Ту-160, однако, менее заметен в радиолокационной области спектра.
«Борт 18» отправляется на ремонт
The 6950th Guards Aviation Base at Engels in western Russia controls two Tu-160-equipped squadrons. The 121st TBAP is set to be re-activated and will accommodate the entire Blackjack fleet inherited from the 6950th Guards Air Base.
Ту-160 на аэродроме Полтава 24.09.1994г.
Ту-160 ВВС Украины, Полтава, 24.09.1994г.