Shenyang J-6 / F-6
Варианты:
Shenyang - J-6 / F-6 - 1961 - Китай
Страна: Китай
Год: 1961


Одноместный истребитель и штурмовик
Описание:
МиГ-19
Shenyang J-6/JJ-6
Фотографии

МиГ-19

<...>
  Китай стал готовиться к производству сверхзвукового МиГ-19 в конце 1950-х годов, и выпуск самолета был включен в планы второй пятилетки. Техническая документация была передана авиазаводу в Шеньяне, который занялся производством МиГ-19П под обозначением J-6. Первый самолет китайской сборки поднялся в воздух 17 декабря 1958 года, а первый самолет китайской постройки последовал за ним 30 сентября 1959 года. Лицензионный выпуск МиГ-19 и МиГ-19ПМ также был поручен заводу в Наньчане, заложив основы для будущего выпуска самолетов Q-5. Были построены семь МиГ-19П, а пять МиГ-19ПМ собрали из узлов, поставленных из СССР. За ними на заводе выпустили еще 19 самолетов, которые, видимо, получили обозначение J-6B. Проблемы с контролем качества привели к тому, что с 1958 по 1960 годы ни один J-6 из Шеньяна или Наньчана не был принят ВВС КНР. Многие из них были направлены на переплавку, а часть пришлось значительно переделывать перед приемкой.
  Повторный запуск программы производства МиГ-19 был осуществлен в 1961 году с доскональным следованием советской документации, для чего пришлось переделать производственную оснастку.
  Основным серийным китайским вариантом стал МиГ-19С, хотя возможно, что были выпущены небольшие партии МиГ-19П и МиГ-19ПМ. Первый J-6 из "повторной серии" поднялся в воздух в декабре 1961 года.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
  
  Shenyang J-6/F-6

  Тип: одноместный истребитель и штурмовик
  Силовая установка: два ТРДФ Liming (LM) Wopen-6 (Р-9БФ-811) тягой по 25,49 кН без и 31,87 кН на форсаже
  Летные характеристики: максимальная скорость без внешней подвески на высоте 10975 м - 1540 км/ч; начальная скороподъемность более 9145 м/мин; потолок 17 900 м; боевой радиус действия с двумя 760-л ПТБ - 685 км
  Масса: пустого 5760 кг; максимальная взлетная около 10 000 кг
  Размеры: размах крыла 9,20 м; длина 14,90 м; высота 3,88 м; площадь крыла 25,00 м2
  Вооружение: до 500 кг боевой нагрузки на внешней подвеске

Shenyang J-6/JJ-6

В конце 1950-х годов китайская авиапромышленность приступила к освоению сверхзвукового истребителя МиГ-19. Под обозначением J-6 в Шеньяне и Наньчане были выпущены малые серии МиГ-19П и МиГ-19ПМ. Первый самолет китайской сборки (из советских комплектующих) взлетел 17 декабря 1958 года, а 30 сентября 1959 года в воздух поднялся истребитель, полностью изготовленный в Китае.
  Проведение политики "Большого скачка" привело к задержкам с развертыванием серийного производства, и истребители начали поступать на вооружение в заметном количестве лишь в 1964-1965 годах. Последовавшие политические события "Культурной революции" стали еще одной причиной задержки освоения машины, но к 1973 году ситуация улучшилась настолько, что появилась возможность разработки новых вариантов.
  Одним из самых важных считался вариант дневного истребителя J-6III, совершивший первый полет 6 августа 1969 года. Он был быстрее, с большей скороподъемностью и лучшей маневренностью, чем базовый J-6, но страдал от неважной управляемости. Самолет пришлось вернуть на завод, где он подвергался доработкам на протяжении четырех лет.
  Более удачным оказался J-6C, подвергшийся гораздо меньшим переделкам по сравнению с МиГ-19. В Гуйчжоу был создан последний вариант, всепогодный J-6A, оснащенный мощной РЛС и способный нести ракеты PL-2 ("Вымпел" К-13).
  Выполненный в стиле 1950-х годов, J-6 продолжал выпускаться и в 1980-х, и к тому времени было построено около 3000 машин, большая часть из которых была поставлена китайским ВВС. В 1980-х годах J-6 оставался самым массовым самолетом ВВС Китая, а его служба в боевых подразделениях продолжалась до середины 2000-х годов. Многие из этих машин ныне переделаны в самолеты-мишени.
  J-6 в заметных количествах экспортировались в Албанию, Бангладеш, Вьетнам, Египет, Замбию, Иран, Ирак, Камбоджу, Пакистан, Северную Корею, Сомали, Судан и Танзанию. В настоящее время самый многочисленный парк этих машин, вероятно, эксплуатирует Иран. Многие страны использовали свои J-6 как в крупных военных конфликтах (включая Вьетнам, индо-пакистанские воины и войну между Ираном и Ираком), так и в мелких стычках в Юго-Восточной Азии и Африке.
  Крупнейшим зарубежным покупателем этих самолетов стал Пакистан, использовавший их до 2002 года. Самолеты получили множество доработок, включая установку катапультного кресла Martin-Baker Mk 10L класса "ноль-ноль", возможность использовать ракеты AIM-9 Sidewinder и новое бортовое оборудование.
<...>
J-6 из состава ВВС Китая. Обратите внимание на контейнер тормозного парашюта.
МиГ-19 (J-6) ст.л-та Ван Боюя, ВВС НОАК, нарушивший воздушное пространство СССР 25 августа 1990г.
J-6 из состава 925-го истребительного авиаполка ВВС Вьетнама в серебристой окраске. Авиабаза Ен Бай, весна 1972г.
МиГ-19С (F-6 китайской постройки) ВВС ДРВ
F-6 из 26-й эскадрильи ВВС Пакистана, авиабаза Пешавар, начало 80-х гг.
J-6 флайт лейтенанта Латифа из состава 15-й истребительной эскадрильи ВВС Пакистана. Декабрь 1971г.
F-6 из 23-й АЭ ВВС Пакистана
Этот пакистанский F-6 из учебной эскадрильи №25 в Саргодхе был одним из двух самолетов, окрашенных в яркие красно-желтые цвета. Сегодня эта эскадрилья оснащена самолетами F-7P и FT-7P. В 2010 году немногие оставшиеся в Пакистане на вооружении F-6/FT-6, использовались в качестве истребителей сопровождения для самолетов A-5.
J-6 ВВС Египта в двухцветном сером камуфляже. Авиабаза Каир-Западный, начало 80-х годов.
J-6 серии 105 ВВС Сомали
F-6 ВВС Сомали, конец 80-х гг.
Шесть раз китайские летчики дезертировали на истребителях J-6: пятеро - на Тайвань и один - в Южную Корею. Этот самолет JZ-6 перелетел на Тайвань в 1977 году. 27 мая 1983 года ВВС КНР сбили над Тайваньским проливом еще один J-6, пытавшийся сбежать. Побег из КНР был опасным делом. Даже при удачном стечении обстоятельств пилоты не могли быть в полной безопасности от китайских секретных служб, обязанных найти и покарать изменников, где бы они ни были. Например, 10 января 1966 года тайваньский гидроплан Grumman HU-16 Albatross был сбит над морем истребителями НОАК, а все, находившиеся на его борту, погибли. По китайским разведданным, этот гидросамолет вез не только делегатов международной конференции, но и в том числе трех перебежчиков из Китая.
J-6
J-6III ВВС КНР имели нерегулируемый носовой конус.
Всего было построено до 3000 истребителей J-6 (обозначение экспортных вариантов - F-6). Он стал одним из наиболее значимых самолетов XX века. На этом снимке изображен китайский самолет, имевший огромное значение в 1960-1990-х годах. В 1967 году 12 истребителей J-6 ВВС НОАК вели бой с четырьмя тайваньскими перехватчиками F-104 Starfighter, каждая из сторон потеряла по одной машине. ВВС США скрытно провели испытания пакистанских самолетов F-6 и нашли их более мощными истребителями, чем ранние МиГ-17 и даже более поздние МиГ-21. Истребители F-6 уступали МиГ-21 в скорости, но превосходили их в маневренном бою.
ВВС Албании
F-6, угнанный капитаном Ли Чол Су в Южную Корею 23 мая 1996г.
Истребитель F-6 (МиГ-19) ВВС КНА, угнанный 23 мая 1996г. капитаном Ли Чол Су на авиабазе Кумпхо. Кадр из южнокорейских теленовостей.
Товарищ Ким Чен Ын осматривает F-6 ВВС КНА. 2012г. Съемки телевидения КНДР
МиГ-19 в музее в Сеуле, 2013г.
Late-model F-6 single-seaters of No 25 Squadron (OCU) at Sargodha.
Самолет эскадрильи №19 ВВС Пакистана в 1980-е годы. Многие пакистанские самолеты того периода красились в такой камуфляж, состоявший из двух оттенков серого цвета. До вооружения истребителями F-6 эскадрилья № 19 "Sherdils" летала на F-86. Сегодня она оснащена самолетами Chengdu F-7P/FT-7.
Истребителям МиГ-19 и J-6 довелось стать настоящими воздушными бойцами, воевавшими в рядах ВВС многих стран. Эти пакистанские истребители F-6 вооружены УР AIM-9 класса "воздух-воздух".
Пакистан был крупнейшим зарубежным покупателем самолета, приобретя две партии по 60 F-6. Они состояли на вооружении девяти боевых эскадрилий. В настоящее время Пакистан использует ограниченное число учебных FT-6.
A pair of F-6 fighters of No 19 Squadron (Cobras) from Peshawar, flying over the Karakoram Mountains in Northern Pakistan.
A pair of F-6 fighters (Chinese-built MiG-19s) of a Pakistan Air Force squadron in tight formation over the rugged terrain of northern Pakistan.
После 1965 года основой истребительной мощи ВВС Пакистана стали китайские истребители Shenyang F-6 (экспортный вариант самолета J-6, лицензионного китайского МиГ-19). 74 таких самолета поступили на замену машин Sabre. Позднее их оснастили ракетами AIM-9 Sidewinder.
Видимо, это тот самый случай, когда индийцам удалось сбить в воздушном бою пакистанский F-6. Оцените дистанцию в маневренном бою сверхзвуковых самолетов.
At the time of the Indo-Pak conflict of 1965, the backbone of the Pakistan A ir Force was provided by the F-86F Sabre. Soon after the conflict, the F-86F was supplemented and largely replaced by the Chaenchi 6-bin, or F-6, the Chinese-built clear-weather version of the MiG-19S, which remains very much in evidence in the Pakistani inventory today and is here seen through the gunsight of a USAF F-15A Eagle.
Первыми странами, не входившими в организацию Варшавского договора, но получившими МиГ-19С, были Сирия и Египет. С 1958 по 1962 годы в Сирию поступило 40, а в Египет - 100 таких машин, в том числе китайские F-6, как самолет на этой фотографии с египетскими опознавательными знаками. Первый воздушный бой с участием египетских МиГ-19 произошел 29 ноября 1966 года, когда на два МиГа внезапно напали два израильских Mirage IIIC и сбили обоих. В первый день Шестидневной войны - 5 июня 1967 года - более 20 МиГ-19С были уничтожены на земле израильскими авиаударами, а еще восемь - сбиты при попытке взлететь. Представители ВВС Израиля заявляют, что израильские Mirage IIIC якобы сбили 29 МиГ-19С без потерь со своей стороны. Однако многие израильские пилоты единодушно отмечали, что МиГ - "превосходная машина для маневренного воздушного боя".
Персонал ВВС США осматривает египетский F-6 во время совместных учений "Bright Star '83". В египетских ВВС машины этого типа были заменены на истребители-бомбардировщики F-16.
A J-6C at Yangtsuon parked in front of a jet exhaust deflector.
Один из ранних J-6 ВВС Китая, почти не отличимых от советских "девятнадцатых".
Protected from the rain by umbrellas, personnel check the cockpit of a J-6C fighter during the author’s visit to the Yangtsuon air base. Note the large fins on the drop tank and the auxiliary power unit.
The author in the cockpit of an F-6C. In the foreground is Mr Chen Xingneng from the Air Staff in Beijing and behind (on the right) is one of the 38th Air Defence Division pilots.
Истребители J-6 и перехватчики J-6A ВВС КНР на ночном аэродроме
Two Chinese counterparts of the Soviet MiG-19PF all-weather fighter taxi past standard F-6s MiG-19SFs , the nearest of which has large underwing weapon carriers
Истребители J-6 ВВС КНР
В полку ВВС КНА, вооруженном F-6, объявлена тревога
На взлете истребитель J-6 (лицензионный вариант МиГ-19)
Пилоты Ванг Жушу и Лу Джилянь (3 и 4 слева), сбившие 26 июня 1967г. американский истребитель F-4B "Фантом" над о.Хайнань
Пропагандисты разных стран любят одинаковые приемы, и этот снимок северокорейских авиаторов напоминает фото, публикуемые в "Советском воине". На заднем плане - истребитель F-6
«Плановые полеты» - албанские летчики идут к своим F-6C. Типичный пропагандистский снимок конца 1960-х гг.
Обычная картина на албанских авиабазах после погромов 1997 г. - в роли «спецавтотранспорта» тележка, запряженная осликом. На заднем плане F-6C. Авиабаза Ринас.
Выведенный из железобетонного укрытия F-6C. Авиабаза Ринас. 2003-2004 гг.
А вот и конец: F-6C на авиабазе Ринас. 2006 г. Облицовка со стен бункера уже содрана для сдачи в металлолом - обнажился гнилой бетон. За укрытиями, похоже, никто уже не следит: на полу лужи грунтовой или снеговой воды.
Авиабаза Ринас в 2005-2006 гг. Видны F-6C, FT-5, F-5, МиГ-15бис и Миг-15УТИ. Вся техника имеет весьма потрепанный и заброшенный вид.
Перехватчик J-6II
Разведчик JZ-6
Окна фотоаппаратов разведчика JZ-6
Сверхзвуковой истребитель F-6 III создан китайцами на базе МиГ-19
F-6 в цветах флагов КНР и Пакистана
Пакистанские F-6 из состава 15-й истребительной эскадрильи "Кобра". Обратите внимание на то, что все три машины отличаются друг от друга.
Истребитель F-6 долго будет ассоциироваться с индо-пакистанской войной, где он воевал в составе ВВС Пакистана.
Limited wars between 1965 and 1973 gave an opportunity for post-war jet fighters and fighter armament to be tested. The Indo-Pakistan conflict in 1965, for example, saw PAF Sabres shot down by IAF Gnats but the Pakistani F-86F Sabres had little opportunity to use their Sidewinders.
An early-model F-6 fires its 30-mm wing cannon, emitting enormous flashes from the blast deflectors.
Истребитель F-6 из 19-й эскадрильи ВВС Пакистана на ВПП авиабазы Марсур
Истребители F-6 из 19-й эскадрильи ВВС Пакистана на авиабазе Марсур. Ближайшая машина имеет пилоны под ракеты AIM-9P Sidewinder
A late-model Shenyang F-6 of No 14 Squadron (OCU) at Mianwali, showing the revised tail parachute stowage below the rudder, and Martin-Baker ejection-seat.
Chinese-built F-6 (MiG-19SF) fighter of the Pakistan Air Force, armed with Sidewinder missiles
A Chinese-built MiG-19 with US-supplied Sidewinder air-to-air missiles - surely a unique example of American-designed armament toted by a Soviet-designed fighter built without benefit of a manufacturing license by the Chinese!
A close-up view of a GAR-8 (AIM-9B) Sidewinder mounted on a MiG-19 (F-6) of the Pakistan Air Force.
Конформный топливный бак под фюзеляжем пакистанского F-6
В Пакистане истребители F-7P пришли на смену ветеранам F-6
Последний полет пакистанского F-6 в сопровождении F-7PG
На фотографии - три типа сверхзвуковых самолетов пакистанских ВВС, принимавших участие в индо-пакистанской войне 1971 года. Внизу слева - F-104A, вверху справа - Mirage III, а также Shenyang F-6. Американцы на тот момент ввели эмбарго на поставку вооружений.
Истребитель F-6 ВВС Египта
В дополнение к уцелевшим МиГ-19С, которые себя неплохо зарекомендовали, Египет позже приобрел и некоторое количество J-6, получивших двухцветный серый камуфляж. Имевшиеся в составе ВВС Египта МиГ-19 могли бы с успехом применяться как в роли истребителей сопровождения для тихоходных МиГ-17, так и в качестве истребителей-бомбардировщиков.
J-6 ВВС Бангладеш
Один из 44 J-6, поставленных Китаем во Вьетнам в 1968-1969гг.
Сбитый вьетнамской ПВО китайский J-6.
Китайский J-6, сбитый над вьетнамской провинцией Лангшон в марте 1979г.
Разбитый F-6 ВВС Сомали на аэродроме, 1992г.
Превратившиеся в обширную авиационную свалку окрестности аэропорта Могадишо в середине 1990-х гг. Видны останки F-6, FT-6, МиГ-21 и машин других типов
Истребитель F-6 участвовал в нескольких серьезных конфликтах, в частности, в войне между Индией и Пакистаном в декабре 1971 года. К тому времени F-6 стал основой истребительной авиации Пакистана. Для решения задач штурмовки и ПВО ими вооружили эскадрильи № 15, № 19 и №25. Пакистанцы оказались довольны боевым дебютом F-6 и вскоре закупили большую партию, увеличив свой парк до 130 машин. В ноябре 1980 года в Камра, Пакистан, был открыт перестроенный с помощью Китая завод для ремонта и модернизации F-6. На них установили катапультные кресла Martin-Baker и пилоны для ракет Sidewinder. Истребители F-6 ВВС Пакистана летали с нестандартными сбрасываемыми баками Misawa от машин Lockheed P-80 Shooting Star.
Shenyang F-6 (Chinese-built MiG-19SF) single-seat day fighter