Shenyang J-6 / F-6
Варианты:
Shenyang - J-6 / F-6 - 1961 - Китай
Страна: Китай
Год: 1961


Одноместный истребитель и штурмовик
Описание:
МиГ-19
Shenyang J-6/JJ-6
Фотографии

МиГ-19

<...>
   Китай стал готовиться к производству сверхзвукового МиГ-19 в конце 1950-х годов, и выпуск самолета был включен в планы второй пятилетки. Техническая документация была передана авиазаводу в Шеньяне, который занялся производством МиГ-19П под обозначением J-6. Первый самолет китайской сборки поднялся в воздух 17 декабря 1958 года, а первый самолет китайской постройки последовал за ним 30 сентября 1959 года. Лицензионный выпуск МиГ-19 и МиГ-19ПМ также был поручен заводу в Наньчане, заложив основы для будущего выпуска самолетов Q-5. Были построены семь МиГ-19П, а пять МиГ-19ПМ собрали из узлов, поставленных из СССР. За ними на заводе выпустили еще 19 самолетов, которые, видимо, получили обозначение J-6B. Проблемы с контролем качества привели к тому, что с 1958 по 1960 годы ни один J-6 из Шеньяна или Наньчана не был принят ВВС КНР. Многие из них были направлены на переплавку, а часть пришлось значительно переделывать перед приемкой.
   Повторный запуск программы производства МиГ-19 был осуществлен в 1961 году с доскональным следованием советской документации, для чего пришлось переделать производственную оснастку.
   Основным серийным китайским вариантом стал МиГ-19С, хотя возможно, что были выпущены небольшие партии МиГ-19П и МиГ-19ПМ. Первый J-6 из "повторной серии" поднялся в воздух в декабре 1961 года.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
  
   Shenyang J-6/F-6

   Тип: одноместный истребитель и штурмовик
   Силовая установка: два ТРДФ Liming (LM) Wopen-6 (Р-9БФ-811) тягой по 25,49 кН без и 31,87 кН на форсаже
   Летные характеристики: максимальная скорость без внешней подвески на высоте 10975 м - 1540 км/ч; начальная скороподъемность более 9145 м/мин; потолок 17 900 м; боевой радиус действия с двумя 760-л ПТБ - 685 км
   Масса: пустого 5760 кг; максимальная взлетная около 10 000 кг
   Размеры: размах крыла 9,20 м; длина 14,90 м; высота 3,88 м; площадь крыла 25,00 м2
   Вооружение: до 500 кг боевой нагрузки на внешней подвеске

Shenyang J-6/JJ-6

В конце 1950-х годов китайская авиапромышленность приступила к освоению сверхзвукового истребителя МиГ-19. Под обозначением J-6 в Шеньяне и Наньчане были выпущены малые серии МиГ-19П и МиГ-19ПМ. Первый самолет китайской сборки (из советских комплектующих) взлетел 17 декабря 1958 года, а 30 сентября 1959 года в воздух поднялся истребитель, полностью изготовленный в Китае.
   Проведение политики "Большого скачка" привело к задержкам с развертыванием серийного производства, и истребители начали поступать на вооружение в заметном количестве лишь в 1964-1965 годах. Последовавшие политические события "Культурной революции" стали еще одной причиной задержки освоения машины, но к 1973 году ситуация улучшилась настолько, что появилась возможность разработки новых вариантов.
   Одним из самых важных считался вариант дневного истребителя J-6III, совершивший первый полет 6 августа 1969 года. Он был быстрее, с большей скороподъемностью и лучшей маневренностью, чем базовый J-6, но страдал от неважной управляемости. Самолет пришлось вернуть на завод, где он подвергался доработкам на протяжении четырех лет.
   Более удачным оказался J-6C, подвергшийся гораздо меньшим переделкам по сравнению с МиГ-19. В Гуйчжоу был создан последний вариант, всепогодный J-6A, оснащенный мощной РЛС и способный нести ракеты PL-2 ("Вымпел" К-13).
   Выполненный в стиле 1950-х годов, J-6 продолжал выпускаться и в 1980-х, и к тому времени было построено около 3000 машин, большая часть из которых была поставлена китайским ВВС. В 1980-х годах J-6 оставался самым массовым самолетом ВВС Китая, а его служба в боевых подразделениях продолжалась до середины 2000-х годов. Многие из этих машин ныне переделаны в самолеты-мишени.
   J-6 в заметных количествах экспортировались в Албанию, Бангладеш, Вьетнам, Египет, Замбию, Иран, Ирак, Камбоджу, Пакистан, Северную Корею, Сомали, Судан и Танзанию. В настоящее время самый многочисленный парк этих машин, вероятно, эксплуатирует Иран. Многие страны использовали свои J-6 как в крупных военных конфликтах (включая Вьетнам, индо-пакистанские воины и войну между Ираном и Ираком), так и в мелких стычках в Юго-Восточной Азии и Африке.
   Крупнейшим зарубежным покупателем этих самолетов стал Пакистан, использовавший их до 2002 года. Самолеты получили множество доработок, включая установку катапультного кресла Martin-Baker Mk 10L класса "ноль-ноль", возможность использовать ракеты AIM-9 Sidewinder и новое бортовое оборудование.
<...>
J-6 из состава ВВС Китая. Обратите внимание на контейнер тормозного парашюта.
МиГ-19 (J-6) ст.л-та Ван Боюя, ВВС НОАК, нарушивший воздушное пространство СССР 25 августа 1990г.
J-6 из состава 925-го истребительного авиаполка ВВС Вьетнама в серебристой окраске. Авиабаза Ен Бай, весна 1972г.
МиГ-19С (F-6 китайской постройки) ВВС ДРВ
F-6 из 26-й эскадрильи ВВС Пакистана, авиабаза Пешавар, начало 80-х гг.
J-6 флайт лейтенанта Латифа из состава 15-й истребительной эскадрильи ВВС Пакистана. Декабрь 1971г.
F-6 из 23-й АЭ ВВС Пакистана
Этот пакистанский F-6 из учебной эскадрильи №25 в Саргодхе был одним из двух самолетов, окрашенных в яркие красно-желтые цвета. Сегодня эта эскадрилья оснащена самолетами F-7P и FT-7P. В 2010 году немногие оставшиеся в Пакистане на вооружении F-6/FT-6, использовались в качестве истребителей сопровождения для самолетов A-5.
J-6 ВВС Египта в двухцветном сером камуфляже. Авиабаза Каир-Западный, начало 80-х годов.
J-6 серии 105 ВВС Сомали
F-6 ВВС Сомали, конец 80-х гг.
Ten years earlier, in July 1977, Sqn Ldr Fan Yuan-yen flew his F-6 (3171) from Chinchuang to Tainan AB, south Taiwan.
Шесть раз китайские летчики дезертировали на истребителях J-6: пятеро - на Тайвань и один - в Южную Корею. Этот самолет JZ-6 перелетел на Тайвань в 1977 году. 27 мая 1983 года ВВС КНР сбили над Тайваньским проливом еще один J-6, пытавшийся сбежать. Побег из КНР был опасным делом. Даже при удачном стечении обстоятельств пилоты не могли быть в полной безопасности от китайских секретных служб, обязанных найти и покарать изменников, где бы они ни были. Например, 10 января 1966 года тайваньский гидроплан Grumman HU-16 Albatross был сбит над морем истребителями НОАК, а все, находившиеся на его борту, погибли. По китайским разведданным, этот гидросамолет вез не только делегатов международной конференции, но и в том числе трех перебежчиков из Китая.
This may well be the Shenyang F-6 in which Capt Lee Ung-Pyong defected to the South in May 1983. He was commissioned into the RoKAF and was an instructor at the Academy before his death in 2002.
The last PRC pilot to arrive in Taiwan was 28-year-old Liu Chih-yuan who landed this Shenyang F-6 (40208) at Ching Chuan Kang AB on November 19, 1987.
This Shenyang J-6 is one of a number of Chinese-built types on show at the North West Polytechnic Museum at Xi’an. The J-6 is a licence-built MiG-19SF.
Китайские истребители J-6 в Тибете в 60-е годы
Истребитель J-6 (МиГ-19) ВВС Китая
J-6
«Вся королевская рать»: J-11B в общем строю с другими китайскими истребителями J-10,J-8II, J-8, J-7, J-6, J-5 и истребителями-бомбардировщиками JH-7 и Q-5
Трудолюбие и упорство китайцев со временем сказалось и на развитии авиации
J-6III ВВС КНР имели нерегулируемый носовой конус.
Всего было построено до 3000 истребителей J-6 (обозначение экспортных вариантов - F-6). Он стал одним из наиболее значимых самолетов XX века. На этом снимке изображен китайский самолет, имевший огромное значение в 1960-1990-х годах. В 1967 году 12 истребителей J-6 ВВС НОАК вели бой с четырьмя тайваньскими перехватчиками F-104 Starfighter, каждая из сторон потеряла по одной машине. ВВС США скрытно провели испытания пакистанских самолетов F-6 и нашли их более мощными истребителями, чем ранние МиГ-17 и даже более поздние МиГ-21. Истребители F-6 уступали МиГ-21 в скорости, но превосходили их в маневренном бою.
ВВС Албании
With the change to a democracy, Albania is dropping the star marking from its flags and emblems. This early version MiG-19S (it lacks the tail-mounted parachute housing of later examples) has had the insignia removed and is one of many now flying with only the nose number in evidence. The new insignia is likely to take the form of a red square containing the national two-headed eagle.
Retired Albanian Air Force Shenyang F-6 8-25 (c/n 7125) heads a line up of the type in storage in an underground cavern built into the mountainside at Gjader Air Base on September 19, 2006. Gjader previously housed two operational squadrons of F-6s and a squadron of Chengdu F-7s, but flying ceased in 2001 and it is now merely a reserve base. Since then the cavern from which they operated has been used for aircraft storage and houses a total of 21 F-6s, eight F-7As, a MiG-19S and a Shenyang FT-5. Albanian has withdrawn all of its fast jet fighters, with the last F-7 flight taking place in 2002 and the final F-6 flight in 2004.
Aviation Maintenance Unit at Kucova with three MiG-19s (Chinese F-6s) and an F-7 in the background, a MiG-15bis (F-2) on the left and a MiG-17 (F-4) on the right.
Close up on the nose of a two-seat FT-5 (MiG-17UTI) at Kucova with the tail of a Shenyang F-6 behind. Each of the two Kucova-based Shenyang F-6 (MiG-19S) squadrons currently operates a single FT-5 for continuation training.
F-6, угнанный капитаном Ли Чол Су в Южную Корею 23 мая 1996г.
Истребитель F-6 (МиГ-19) ВВС КНА, угнанный 23 мая 1996г. капитаном Ли Чол Су на авиабазе Кумпхо. Кадр из южнокорейских теленовостей.
Товарищ Ким Чен Ын осматривает F-6 ВВС КНА. 2012г. Съемки телевидения КНДР
МиГ-19 в музее в Сеуле, 2013г.
In addition to the green/white F-6, one of four to gain those colours, this immaculate example, 10434, was painted in a scheme to symbolise the close friendship between China and Pakistan. It heads a line-up which includes an FT-6 and the four green/white F-6s. A pair of A-5Cs bring up the rear.
Late-model F-6 single-seaters of No 25 Squadron (OCU) at Sargodha.
Самолет эскадрильи №19 ВВС Пакистана в 1980-е годы. Многие пакистанские самолеты того периода красились в такой камуфляж, состоявший из двух оттенков серого цвета. До вооружения истребителями F-6 эскадрилья № 19 "Sherdils" летала на F-86. Сегодня она оснащена самолетами Chengdu F-7P/FT-7.
A pair of F-6 fighters (Chinese-built MiG-19s) of a Pakistan Air Force squadron in tight formation over the rugged terrain of northern Pakistan.
Истребителям МиГ-19 и J-6 довелось стать настоящими воздушными бойцами, воевавшими в рядах ВВС многих стран. Эти пакистанские истребители F-6 вооружены УР AIM-9 класса "воздух-воздух".
Пакистан был крупнейшим зарубежным покупателем самолета, приобретя две партии по 60 F-6. Они состояли на вооружении девяти боевых эскадрилий. В настоящее время Пакистан использует ограниченное число учебных FT-6.
A pair of F-6 fighters of No 19 Squadron (Cobras) from Peshawar, flying over the Karakoram Mountains in Northern Pakistan.
В Пакистане истребители F-7P пришли на смену ветеранам F-6
A green and white Shenyang F-6, specially painted in Pakistan's national colours for its retirement, flies alongside its successor, a Chengdu F-7PG.
После 1965 года основой истребительной мощи ВВС Пакистана стали китайские истребители Shenyang F-6 (экспортный вариант самолета J-6, лицензионного китайского МиГ-19). 74 таких самолета поступили на замену машин Sabre. Позднее их оснастили ракетами AIM-9 Sidewinder.
Видимо, это тот самый случай, когда индийцам удалось сбить в воздушном бою пакистанский F-6. Оцените дистанцию в маневренном бою сверхзвуковых самолетов.
At the time of the Indo-Pak conflict of 1965, the backbone of the Pakistan A ir Force was provided by the F-86F Sabre. Soon after the conflict, the F-86F was supplemented and largely replaced by the Chaenchi 6-bin, or F-6, the Chinese-built clear-weather version of the MiG-19S, which remains very much in evidence in the Pakistani inventory today and is here seen through the gunsight of a USAF F-15A Eagle.
The Shenyang F-6, a Chinese license-built MiG-19, seen here in 23 Sqn markings, underwent 140 modifications during PAF service, including replacement of Chinese ejector seats with those produced by Martin Baker.
Персонал ВВС США осматривает египетский F-6 во время совместных учений "Bright Star '83". В египетских ВВС машины этого типа были заменены на истребители-бомбардировщики F-16.
Первыми странами, не входившими в организацию Варшавского договора, но получившими МиГ-19С, были Сирия и Египет. С 1958 по 1962 годы в Сирию поступило 40, а в Египет - 100 таких машин, в том числе китайские F-6, как самолет на этой фотографии с египетскими опознавательными знаками. Первый воздушный бой с участием египетских МиГ-19 произошел 29 ноября 1966 года, когда на два МиГа внезапно напали два израильских Mirage IIIC и сбили обоих. В первый день Шестидневной войны - 5 июня 1967 года - более 20 МиГ-19С были уничтожены на земле израильскими авиаударами, а еще восемь - сбиты при попытке взлететь. Представители ВВС Израиля заявляют, что израильские Mirage IIIC якобы сбили 29 МиГ-19С без потерь со своей стороны. Однако многие израильские пилоты единодушно отмечали, что МиГ - "превосходная машина для маневренного воздушного боя".
The only known picture of a Khmer Rouge Air Force aircraft is this MiG-19/F-6 ‘Farmer’ being towed past a Red Cross-bedecked Transall just after the Vietnamese invasion. Markings consisted of a yellow three-tower Angkor temple symbol on a red rectangle.
F-6 ВВС ДРВ в военном музее Ханоя. Современное фото
A wave of relief from PRC defector Chen Pao-chung who flew F-6 3283 to Suwon, South Korea, on April 30, 1986.
A J-6C at Yangtsuon parked in front of a jet exhaust deflector.
Один из ранних J-6 ВВС Китая, почти не отличимых от советских "девятнадцатых".
Protected from the rain by umbrellas, personnel check the cockpit of a J-6C fighter during the author’s visit to the Yangtsuon air base. Note the large fins on the drop tank and the auxiliary power unit.
The author in the cockpit of an F-6C. In the foreground is Mr Chen Xingneng from the Air Staff in Beijing and behind (on the right) is one of the 38th Air Defence Division pilots.
Истребители J-6 и перехватчики J-6A ВВС КНР на ночном аэродроме
Two Chinese counterparts of the Soviet MiG-19PF all-weather fighter taxi past standard F-6s MiG-19SFs , the nearest of which has large underwing weapon carriers
Истребители J-6 ВВС КНР
В полку ВВС КНА, вооруженном F-6, объявлена тревога
На взлете истребитель J-6 (лицензионный вариант МиГ-19)
Пилоты Ванг Жушу и Лу Джилянь (3 и 4 слева), сбившие 26 июня 1967г. американский истребитель F-4B "Фантом" над о.Хайнань
Пропагандисты разных стран любят одинаковые приемы, и этот снимок северокорейских авиаторов напоминает фото, публикуемые в "Советском воине". На заднем плане - истребитель F-6
«Плановые полеты» - албанские летчики идут к своим F-6C. Типичный пропагандистский снимок конца 1960-х гг.
Обычная картина на албанских авиабазах после погромов 1997 г. - в роли «спецавтотранспорта» тележка, запряженная осликом. На заднем плане F-6C. Авиабаза Ринас.
Выведенный из железобетонного укрытия F-6C. Авиабаза Ринас. 2003-2004 гг.
А вот и конец: F-6C на авиабазе Ринас. 2006 г. Облицовка со стен бункера уже содрана для сдачи в металлолом - обнажился гнилой бетон. За укрытиями, похоже, никто уже не следит: на полу лужи грунтовой или снеговой воды.
Авиабаза Ринас в 2005-2006 гг. Видны F-6C, FT-5, F-5, МиГ-15бис и Миг-15УТИ. Вся техника имеет весьма потрепанный и заброшенный вид.
Перехватчик J-6II
Разведчик JZ-6
Окна фотоаппаратов разведчика JZ-6
Сверхзвуковой истребитель F-6 III создан китайцами на базе МиГ-19
F-6 в цветах флагов КНР и Пакистана
Пакистанские F-6 из состава 15-й истребительной эскадрильи "Кобра". Обратите внимание на то, что все три машины отличаются друг от друга.
Истребитель F-6 долго будет ассоциироваться с индо-пакистанской войной, где он воевал в составе ВВС Пакистана.
Limited wars between 1965 and 1973 gave an opportunity for post-war jet fighters and fighter armament to be tested. The Indo-Pakistan conflict in 1965, for example, saw PAF Sabres shot down by IAF Gnats but the Pakistani F-86F Sabres had little opportunity to use their Sidewinders.
An early-model F-6 fires its 30-mm wing cannon, emitting enormous flashes from the blast deflectors.
Истребитель F-6 из 19-й эскадрильи ВВС Пакистана на ВПП авиабазы Марсур
Истребители F-6 из 19-й эскадрильи ВВС Пакистана на авиабазе Марсур. Ближайшая машина имеет пилоны под ракеты AIM-9P Sidewinder
A late-model Shenyang F-6 of No 14 Squadron (OCU) at Mianwali, showing the revised tail parachute stowage below the rudder, and Martin-Baker ejection-seat.
Chinese-built F-6 (MiG-19SF) fighter of the Pakistan Air Force, armed with Sidewinder missile
A Chinese-built MiG-19 with US-supplied Sidewinder air-to-air missiles - surely a unique example of American-designed armament toted by a Soviet-designed fighter built without benefit of a manufacturing license by the Chinese!
Chinese-built F-6 in Pakistan Air Force markings.
A close-up view of a GAR-8 (AIM-9B) Sidewinder mounted on a MiG-19 (F-6) of the Pakistan Air Force.
Конформный топливный бак под фюзеляжем пакистанского F-6
В Пакистане истребители F-7P пришли на смену ветеранам F-6
Последний полет пакистанского F-6 в сопровождении F-7PG
На фотографии - три типа сверхзвуковых самолетов пакистанских ВВС, принимавших участие в индо-пакистанской войне 1971 года. Внизу слева - F-104A, вверху справа - Mirage III, а также Shenyang F-6. Американцы на тот момент ввели эмбарго на поставку вооружений.
Истребитель F-6 ВВС Египта
В дополнение к уцелевшим МиГ-19С, которые себя неплохо зарекомендовали, Египет позже приобрел и некоторое количество J-6, получивших двухцветный серый камуфляж. Имевшиеся в составе ВВС Египта МиГ-19 могли бы с успехом применяться как в роли истребителей сопровождения для тихоходных МиГ-17, так и в качестве истребителей-бомбардировщиков.
J-6 ВВС Бангладеш
Один из 44 J-6, поставленных Китаем во Вьетнам в 1968-1969гг.
Предполетный инструктаж в 925-м ИАП ВВС ДРВ. На заднем плане видны истребители F-6. Авиабаза Ен Бай, февраль 1969 г.
Пилоты 925-го ИАП ВВС ДРВ на фоне своих F-6. Аэродром Гиа Лам, первая половина 1972 г.
Сбитый вьетнамской ПВО китайский J-6.
Китайский J-6, сбитый над вьетнамской провинцией Лангшон в марте 1979г.
Разбитый F-6 ВВС Сомали на аэродроме, 1992г.
Превратившиеся в обширную авиационную свалку окрестности аэропорта Могадишо в середине 1990-х гг. Видны останки F-6, FT-6, МиГ-21 и машин других типов
Истребитель F-6 участвовал в нескольких серьезных конфликтах, в частности, в войне между Индией и Пакистаном в декабре 1971 года. К тому времени F-6 стал основой истребительной авиации Пакистана. Для решения задач штурмовки и ПВО ими вооружили эскадрильи № 15, № 19 и №25. Пакистанцы оказались довольны боевым дебютом F-6 и вскоре закупили большую партию, увеличив свой парк до 130 машин. В ноябре 1980 года в Камра, Пакистан, был открыт перестроенный с помощью Китая завод для ремонта и модернизации F-6. На них установили катапультные кресла Martin-Baker и пилоны для ракет Sidewinder. Истребители F-6 ВВС Пакистана летали с нестандартными сбрасываемыми баками Misawa от машин Lockheed P-80 Shooting Star.
Shenyang F-6 (Chinese-built MiG-19SF) single-seat day fighter