Chengdu J-10
Страна: Китай
Год: 1998


Одноместный многоцелевой истребитель
Описание
Фотографии:

Цветные фото (44)
Chengdu J-10

  Многоцелевой истребитель Chengdu J-10 Vigorous Dragon (экспортная версия F-10 Vanguard) создавался для замены устаревшего истребителя Chengdu J-7 и штурмовика Nanchang Q-5. J-10 получил носовую часть, напоминающую Су-27, прямоугольный воздухозаборник для двигателя АЛ-31Ф, спаренные носовые колеса, относительно крупный киль и пару подфюзеляжных гребней для повышения устойчивости на больших углах атаки. В отличие от самолета J-7E, имевшего треугольное крыло двойной стреловидности, J-10 обрел крыло типа "обратная чайка" и переднее горизонтальное оперение.
  Программа создания J-10 началась в середине 1980-х годов. Ранняя модель имела воздухозаборник с центральным полуконусом для улучшения характеристик на высоких скоростях и хвостовую часть, внешне напоминающую проект IAI Lavi. В ходе десятилетней разработки проект J-10 из истребителя завоевания превосходства в воздухе превратился в многоцелевую машину с элементами уменьшения радиолокационной заметности. Проект J-10 имеет усовершенствованное БРЭО, включая фонарь кабины с широкоугольным коллиматорным индикатором (HUD), три многофункциональных дисплея, эргономичную систему управления, созданную по принципам HOTAS, приемник системы сигнализации об облучении РЛС, четырехкратно резервированную цифровую систему управления полетом, цифровую систему регулирования расхода топлива, шину передачи данных стандарта 1553B и новую импульсно-доплеровскую РЛС управления огнем (израильская Elta EL/M 2035, вариант советской "Фазотрон-Жук" или китайской JL-10A).
  Самолет может нести новые виды оружия класса "воздух-воздух" и "воздух-поверхность" (ракеты PL-8 малой дальности, PL-11/PL-12/SD-10 средней дальности, C-701 с теленаведением и авиабомбы с лазерным наведением). Возможно, первоначально самолет J-10 оснащался турбовентиляторным двигателем АЛ-31ФН. Сообщалось, что Российская Федерация отказалась продать Китаю лицензию на выпуск этого двигателя. В результате для основной части серийных истребителей может использоваться двигатель WS-10A китайского производства.
  Программа разработки проекта J-10 шла с трудом. Считается, что первый прототип летал в 1996 году, но в конце 1997 года второй прототип разбился из-за неисправности системы управления, и проект серьезно пострадал. После тщательной реконструкции и обширных наземных испытаний новый прототип взлетел 23 марта 1998 года, что позволило возобновить программу. Собрали еще девять прототипов, и в конце 2005 года самолет J-10 вступил в строй.
  Разработка и улучшение самолета J-10 продолжались и после поступления в строевые подразделения. В ноябре 2009 года появились сведения, что Пакистан согласился на закупку 36 J-10B. Эти самолеты в строю будут обозначаться FC-20.


Варианты

  J-10A: одноместный многоцелевой экспортный вариант (иные обозначения F-10A или FC-10A)
  J-10B: модернизированный вариант J-10 со сверхзвуковым воздухозаборником постоянного сечения, инфракрасной поисково-следящей системой, РЛС с АФАР, возможна установка двигателя с изменяемым вектором тяги 3DTVC, покрытие RAM с поглощением РЛС излучения, более мощные системы БРЭО и РПД, и т.д.
  J-10AS: двухместный учебно-боевой вариант J-10A с удлиненной носовой частью фюзеляжа для размещения второй кабины под удлиненным каплевидным фонарем; включает расширенный надфюзеляжный гаргрот, в котором может размещаться дополнительное топливо или БРЭО; этот вариант также может применяться в боевых условиях с оператором вооружения в задней кабине
  Super-10: модернизированный вариант J-10 с РЛС с пассивной ФАР, усиленным планером и двигателем НПО "Сатурн"/ММПП "Салют" АЛ-31 ФН-М1 с управляемым вектором тяги согласно источникам в РФ.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Chengdu J-10A

  Тип: одноместный многоцелевой истребитель
  Силовая установка: турбовентиляторный двигатель АЛ-31ФН либо WS-10A Taihang тягой 122,50 кН или 129,40 кН на форсаже
  Летные характеристики: максимальная скорость 2340 км/ч (2,2М) на большой высоте; практический потолок 20 000 м; максимальная дальность 3400 км; боевой радиус действия 1540 км при полете по профилю "большая-малая-большая высота" с боезапасом 1814 кг и двумя ракетами "воздух-воздух" малой дальности
  Масса: пустого самолета от 8000 до 9000 кг; максимальная взлетная 19275 кг
  Размеры: размах крыла 9,70 м; длина 15,50 м; высота 4,78 м; площадь крыла 39 м!
  Вооружение: двуствольная 23-мм пушка и до 4500 кг боевой нагрузки на 11 узлах подвески (пять под фюзеляжем и шесть под крылом)
J-10A
Прототип J-10 первый полет выполнил неокрашенным, покрытым только слоем грунтовки, однако вскоре получил броскую демонстрационную окраску.
Большинство прототипов получило темную серо-голубую окраску. На снимке: третий прототип. Хорошо видны панели цвета грунтовки в основании киля, на фюзеляже и воздухозаборнике. Самолет оснащен двигателем WS-10.
Третий прототип китайского истребителя J-10
Опытный самолет "1004" (четвертый опытный J-10A) с блоками НАР под крылом
Данный J-10A - из первой производственной партии - вооружен ракетами трех типов: PL-8 (на внешнем узле), PL-11 (на центральном пилоне) и PL-12 (на внутреннем пилоне).
Истребители J-10A из 131 -го авиационного полка 44-й авиадивизии ВВС КНР, снимок сделан во время церемонии по случаю перевооружения полка на новую технику. 131-й полк первым в китайских ВВС получил J-10A.
J-10s from the 44th Fighter Division have regularly deployed on exercise to forward operating bases like here in Tibet. Here they’re seen together with a J-11A from the 33rd Fighter Division
J-10A prototypes 1003 to 1006 in their dark camouflage and the first pre-series 1013 and 1016 in their light two-tone scheme together on the FTTC ramp at Jiugucheng during the flight trials.
One of the few photos that gives an idea of the J-20’s size compared to other types, with 2002 parked in front of two J-10s.
J-10 на фоне истребителя-бомбардировщика JH-7
Международный аэрокосмический салон "Airshow China"
Международный аэрокосмический салон "Airshow China"
Самолеты J-10 пилотажной группа "1-е августа" ВВС Китая на авиасалоне МАКС-2013
Зарубежный дебют китайской пилотажной группы "1 августа"
У этого предсерийного J-10 хорошо видна необычная конфигурация крыла, воздухозаборник под носовым обтекателем и переднее горизонтальное оперение.
На снимке, предположительно, запечатлен первый серийный J-10. Примерно 20 первых серийных J-10 с марта 2003 года поступили на вооружение 13-го испытательного полка в Цанчжоу.
Утверждается, что по маневренности китайский J-10 превосходит имеющиеся в ВВС НОАК истребители семейства Су-27, хотя и имеет меньшую тяговооруженность.
This J-10A carries a PL-11, based on the Italian Aspide, and a PL-8B short-range air-to-air missile, a licence-built Python III.
На ролике, продемонстрированном китайским телевидением, показан один из прототипов J-10, который несет восемь 250-кг бомб, три ПТБ и пару ракет PL-8.
Пятый и шестой (на снимке - во время проведения испытаний на боевое применение) прототипы испытывались с неубираемыми штангами системы дозаправки в воздухе. Под крылом видны блоки НАР.
J-10A оптимизирован под решение задач ПВО, на имеющихся изображениях он был вооружен ракетами класса "воздух-воздух". В данном случае - PL-11.
A rare photograph of four J-10As flying in formation.
Новейшие серийные J-10A оборудованы системой дозаправки в воздухе и стационарными приемниками спутниковой навигационной системы (белая каплеобразная антенна на фюзеляже за фонарем кабины).
В корневой части киля расположен контейнер с тормозным парашютом, а в хвостовой части фюзеляжа - по два тормозных щитка и аэродинамических гребня.
J-10S
J-10AS из 131-го авиаполка. Иногда в некоторых источниках эти самолеты версии J-10AS обозначаются J-10B. Спарки используют для обучения и тренировок летчиков, хотя в будущем вероятна разработка на основе двухместной машины более эффективного боевого самолета.
J-10S 132-го авиаполка 44-го дивизиона НОАК
Были построены два двухместных прототипа J-10AS. Первые полеты они выполнили неокрашенными, но затем получили камуфляж из двух оттенков серого цвета и бортовые номера "1021" и "1023".
J-10As taxying at Yangcun Air Base.
Учебно-боевой истребитель J-10S
Самолет J-10 пилотажной группа "1-е августа" ВВС Китая на авиасалоне МАКС-2013
An operational 24th Division J-10AS, with the twin-seater's large bubble canopy, avionics spine and the rarely seen open chaff-and-flare boxes on the rear fuselage clearly in evidence.
J-10B
Эволюция ракеты в Китае. После выпуска по лицензии советских УР РС-2У (PL-1) и К-13 (PL-2/PL-3) Китай принял на вооружение новое поколение УР малой дальности, разработанных на основе Python 3. Впервые ракета PL-8H с ТГСН была представлена в 1991 году как часть ракетно-артиллерийского комплекса ПВО в сочетании с двумя 39-мм зенитными пушками. Практически идентичная Python 3, УР PL-8H, предположительно, является лицензионной или пиратской копией ее экспортного варианта. В 1997 году появилось подтверждение об интеграции PL-8 в СУВ истребителя J-7. УР PL-8 входит в арсенал средств поражения самолетов J-8, Q-5, JH-7, J-10 и J-10B (фото). Вероятно, УР PL-8 приняли на вооружение ВВС КНР в 1991 году, так как экспорт зенитного варианта этой ракеты Китай начал в этом же году.
J-10B в полете, на киле смонтирована аппаратура РЭБ, по бокам отсека тормозного парашюта смонтированы датчики системы предупреждения о пусках ракет.
Chengdu J-10B 101 is one of the six production examples of the upgraded fighter recently noted.
There are rumours an upgraded, semi-stealthy multi-role variant designated J-10C featuring enhanced avionics and other improvements is under development.
Details
Наиболее мощным вооружением J-10 является ракета PL-12, оснащенная активной радиолокационной ГСН, схожая с американской AMRAAM.
Эволюция ракеты в Китае. После выпуска по лицензии советских УР РС-2У (PL-1) и К-13 (PL-2/PL-3) Китай принял на вооружение новое поколение УР малой дальности, разработанных на основе Python 3. Впервые ракета PL-8H с ТГСН была представлена в 1991 году как часть ракетно-артиллерийского комплекса ПВО в сочетании с двумя 39-мм зенитными пушками. Практически идентичная Python 3, УР PL-8H, предположительно, является лицензионной или пиратской копией ее экспортного варианта. В 1997 году появилось подтверждение об интеграции PL-8 в СУВ истребителя J-7. УР PL-8 входит в арсенал средств поражения самолетов J-8, Q-5, JH-7, J-10 (фото) и J-10B. Вероятно, УР PL-8 приняли на вооружение ВВС КНР в 1991 году, так как экспорт зенитного варианта этой ракеты Китай начал в этом же году.
The K/JDC01 laser designator pod used for the LS-500J laser-guided bombs carried by the J-10 is seen here on this CAC-owned test aircraft, CAC 95613