Chengdu FC-1 / JF-17 / Super-7
Страна: Китай
Год: 1999


Одноместный легкий многоцелевой военный самолет
Описание
Фотографии
Chengdu/PAC FC-1 Fierce Dragon и JF-17 Thunder

  Истребитель Chengdu/PAC JF-17 Thunder известен в КНР как FC-1 Fierce Dragon. Это одноместная легкая многоцелевая машина, разрабатывавшаяся Китаем и Пакистаном с 1999 года при равном долевом участии. Фирма "Chengdu" - основной подрядчик по разработке и изготовлению, фирма "Pakistani Aeronautical Complex" несет ответственность за послепродажный сервис и техническое обслуживание, а также за серийное производство некоторых узлов (крыло и стабилизатор). Начальный заказ был сделан Пакистаном на восемь самолетов, поставленных в 2007-2008 годах. В марте 2009 года был подписан следующий заказ на 42 самолета при общей потребности в 250 машин. Первый собранный Пакистаном JF-17 был выпущен 23 ноября 2009 года, еще четыре машины собирались поставить к концу года. Первую эскадрилью самолетов JF-17 собирались сформировать в 2010 году.
  К этому истребителю уже проявили интерес несколько других стран, но, вопреки ранним сообщениям, Китай не стал заказывать этот боевой самолет.
  Истоки проекта FC-1 можно проследить в программе создания истребителя Super-7 - подписанного в 1986 году совместного проекта фирм "Chengdu" и "Grumman" по модификации парка китайских истребителей Chengdu J-7. Предлагалась замена носового воздухозаборника на пару воздухозаборников в корневой части крыла для установки носового обтекателя с новой РЛС, а также замена прежнего турбореактивного двигателя и БРЭО на более современные западные аналоги. Но программа была отменена в 1990 году. Фирма "Chengdu" стала самостоятельно продолжать разработку проекта Super-7 на экспорт под названием FC-1, и в 1999 году к этой программе присоединился Пакистан. FC-1 имеет обычную конфигурацию хвостовой части и традиционную металлическую конструкцию. Кабина пилота оснащена коллиматорным индикатором HUD, тремя многофункциональными дисплеями и системой управления HOTAS. Для пакистанских самолетов выбрана итальянская РЛС Grifo S-7 вместе с некоторыми другими системами.
  Первый прототип FC-1 был выпущен 31 мая 2003 года и впервые взлетел 25 августа. Это был первый из четырех прототипов, один из которых предназначался для статических испытаний. После успешного выполнения в 2005 году программы летных испытаний в июне 2006-го началось серийное производство.
  12 марта 2007 года фирма "Chengdu" отправила в Пакистан два самолета JF-17. Еще шесть самолетов поставили в 2008 году. Пакистан должен приобрести большую часть самолетов JF-17 несколькими производственными партиями. Поздние партии будут оснащаться более мощным БРЭО и, возможно, электродистанционной системой управления.
  Фирмы "Chengdu" и CATIC также активно предлагают самолеты FC-1 другим развивающимся странам в качестве дешевой замены для истребителей Northrop F-5 Tiger, Dassault Mirage III/5, Shenyang 1-6, МиГ-21/Р-7 и Nanchang Q-5. Заказы могут поступить от Бангладеш, Ирана, Египта и Нигерии.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Chengdu JF-17 Thunder

  Тип: одноместный легкий многоцелевой военный самолет
  Силовая установка: турбовентиляторный двигатель РД-93 тягой 84,40 кН на форсаже
  Летные характеристики: макс, скорость 1910 км/ч (1.80М) на большой высоте; начальная скороподъемность 12 200 м/мин; практический потолок 16 700 м; дальность перегоночного полета 3000 км; боевой радиус 1350 км с обычным вооружением
  Масса: пустого самолета 6410 кг; максимальная взлетная 9100 кг
  Размеры: размах крыла 9,45 м; длина 14 м; высота 4,77 м; площадь крыла 24,40 м!
  Вооружение: двуствольная 23-мм пушка либо одноствольная 30-мм пушка и до 3630 кг боевой нагрузки на семи узлах подвески (один под фюзеляжем, четыре под крылом и два на законцовках крыла)
J-7I из состава ВВС Китая, вторая половина 60-х годов.
Проектный вид истребителя "Супер-7"
Первый прототип истребителя FC-1. Надпись JF-17 и опознавательный знак ВВС Пакистана нанесены перед демонстрацией самолета в Пакистане
Третий опытный экземпляр истребителя FC-1
Четвертый опытный экземпляр истребителя FC-1 с измененными водухозаборниками
Четвертый прототип FC-1. на момент начала испытаний. Апрель 2006 года
JF-17 в парадной окраске
Первый JF-17 для ВВС Пакистана в парадной окраске. Исламабад, 23 марта 2007г.
Серийный истребитель JF-17 для ВВС Пакистана
Второй JF-17 ВВС Пакистана в стандартном камуфляже. Исламабад, 23 марта 2007г.
Пакистан сформирует свою первую строевую часть JF-17 в 2010 году. Эскадрилья №26 будет базироваться в Пешаваре, а ее самолеты А-5 III сменят эти истребители нового типа.
The hump at the JF-17’s inlet opening is designed to slow down the airstream entering the engine and to hide the face of the engine’s compressor blades as well as minimise the aircraft’s radar signature.
Пакистанский истребитель JF-17 Thunder.
Истребитель CATIC JF-17 "Тандер" из состава ВВС Пакистана был впервые показан в Европе
This JF-17 is painted in the darker two-tone grey colour scheme more recently applied to PAF Thunders.
JF-17
На фотографии взлетающего пакистанского JF-17 хорошо видны завихрения воздуха в районе передних наплывов крыла (LERX). Передние наплывы увеличивают критический угол атаки, улучшают взлетно-посадочные характеристики, маневренность самолета на больших углах атаки и др.
Высокая тяговооруженность, наличие ЭДСУ и другие новшества делают JF-17 превосходным представителем своего класса, ничуть не уступающим самолетам F-16 Block 52.
A No.26 Squadron JF-17 loaded with a single 1,000lb general purpose bomb.
A four-ship of JF-17s, each carrying a 1,000lb general purpose bomb.
Изображенный JF-17 оснащен тремя подвесными топливными баками. Самолет заходит на посадку, хорошо видны выпущенные четыре небольших воздушных тормоза - по два на нижней и боковых поверхностях хвостовой части фюзеляжа.
Pakistan Air Force JF-17 Thunder 10-115 on approach to CAC’s home base at Chegdu-Huangtianba carrying the new CM-400AKG air-to-surface missile.
The PAF displayed the JF-17 Thunder at the airshow at Izmir, Turkey in June 2011.
На авиашоу в фарнборо (2010 год) JF-17 демонстрировался с широким набором вооружений и целевой нагрузки, включая различные подвесные контейнеры. Под крылом самолета видны ПТБ.
Самолет JF-17 оснащен новейшими боковыми нерегулируемыми воздухозаборниками типа DSI ("divertertles supersonic inlet"), состоящими из рампы и кромок специальной формы.
Вооружение JF-17 преимущественно китайского производства, включая УР класса "воздух-воздух" PL-12/SD-10A (на фотографии). На законцовке крыла - УР PL-5E-II.
На торцевых пилонах крыла пакистанского Chengdu JF-17 подвешены УР PL-5E (копия AIM-9L). По подставках - УР SD-10A (PL-12), ракета большой дальности нового поколения класса AIM-120 AMRAAM.
FC-1
This JF-17 is seen next to a hardened revetment, typical of a PAF air base.
JF-17 09-112 fitted with two 1,000 litre underwing fuel tanks and an 800 litre tank on the centreline station.
In 2010, the PAF painted JF-17 Thunder 09-111 in Pakistan’s national colours.
JF-17 Thunder, build number SP34, in the final assembly hall at PAC Kamra’s production facility.
A Klimov RD-93 engine undergoes preparatory work before installation on a JF-17 at the PAC Kamra facility.
Первый опытный JF-17 в полете
ВВС Пакистана намерены закупить 150 легких истребителей FC-1/JF-17
Китайский FC-1 разработан, в основном, на экспорт
В состав вооружения перспективного китайского истребителя FC-1 входят ракеты класса "воздух-воздух" PL-5E
Третий (на переднем плане) и первый прототипы истребителя FC-1
На четвертом прототипе FC-1 впервые применили воздухозаборники измененной конструкции
Девятая серийная машина JF-17 в окраске ВВС Пакистана
Истребитель FC-1
JF-17 в демонстрационном полете на выставке Фарнборо-2010
Первый серийный JF-17 в парадной окраске
FC-1 имеет 7 узлов подвески вооружения
Истребитель FC-1 ВВС Пакистана
Пакистанский легкий истребитель JF-17 "Тандер"
Приемка первого серийного самолета JF-17
РЛС "Грифо"-7
Сборка опытного самолета FC-1
Статические испытания самолета FC-1
Летчик-испытатель после первого полета на самолете FC-1
Кабина истребителя FC-1
Полноразмерный макет истребителя "Супер"-7
Модель истребителя FC-1
Макет истребителя FC-1
Модель истребителя FC-1 (JF-17)
Модель перспективного истребителя FC-1 с ракетами класса "воздух-воздух" PL-7 (на законцовках крыла) и PL-11 (на подкрыльевых пилонах)
Модели самолетов F-7MG и "Супер 7" на одной из выставок в Джухае
Рисунок истребителя FC-1, разрабатываемого специально на экспорт