Chengdu FC-1 / JF-17 / Super-7
Страна: Китай
Год: 1999


Одноместный легкий многоцелевой военный самолет
Описание
Фотографии
Chengdu/PAC FC-1 Fierce Dragon и JF-17 Thunder

   Истребитель Chengdu/PAC JF-17 Thunder известен в КНР как FC-1 Fierce Dragon. Это одноместная легкая многоцелевая машина, разрабатывавшаяся Китаем и Пакистаном с 1999 года при равном долевом участии. Фирма "Chengdu" - основной подрядчик по разработке и изготовлению, фирма "Pakistani Aeronautical Complex" несет ответственность за послепродажный сервис и техническое обслуживание, а также за серийное производство некоторых узлов (крыло и стабилизатор). Начальный заказ был сделан Пакистаном на восемь самолетов, поставленных в 2007-2008 годах. В марте 2009 года был подписан следующий заказ на 42 самолета при общей потребности в 250 машин. Первый собранный Пакистаном JF-17 был выпущен 23 ноября 2009 года, еще четыре машины собирались поставить к концу года. Первую эскадрилью самолетов JF-17 собирались сформировать в 2010 году.
   К этому истребителю уже проявили интерес несколько других стран, но, вопреки ранним сообщениям, Китай не стал заказывать этот боевой самолет.
   Истоки проекта FC-1 можно проследить в программе создания истребителя Super-7 - подписанного в 1986 году совместного проекта фирм "Chengdu" и "Grumman" по модификации парка китайских истребителей Chengdu J-7. Предлагалась замена носового воздухозаборника на пару воздухозаборников в корневой части крыла для установки носового обтекателя с новой РЛС, а также замена прежнего турбореактивного двигателя и БРЭО на более современные западные аналоги. Но программа была отменена в 1990 году. Фирма "Chengdu" стала самостоятельно продолжать разработку проекта Super-7 на экспорт под названием FC-1, и в 1999 году к этой программе присоединился Пакистан. FC-1 имеет обычную конфигурацию хвостовой части и традиционную металлическую конструкцию. Кабина пилота оснащена коллиматорным индикатором HUD, тремя многофункциональными дисплеями и системой управления HOTAS. Для пакистанских самолетов выбрана итальянская РЛС Grifo S-7 вместе с некоторыми другими системами.
   Первый прототип FC-1 был выпущен 31 мая 2003 года и впервые взлетел 25 августа. Это был первый из четырех прототипов, один из которых предназначался для статических испытаний. После успешного выполнения в 2005 году программы летных испытаний в июне 2006-го началось серийное производство.
   12 марта 2007 года фирма "Chengdu" отправила в Пакистан два самолета JF-17. Еще шесть самолетов поставили в 2008 году. Пакистан должен приобрести большую часть самолетов JF-17 несколькими производственными партиями. Поздние партии будут оснащаться более мощным БРЭО и, возможно, электродистанционной системой управления.
   Фирмы "Chengdu" и CATIC также активно предлагают самолеты FC-1 другим развивающимся странам в качестве дешевой замены для истребителей Northrop F-5 Tiger, Dassault Mirage III/5, Shenyang 1-6, МиГ-21/Р-7 и Nanchang Q-5. Заказы могут поступить от Бангладеш, Ирана, Египта и Нигерии.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Chengdu JF-17 Thunder

   Тип: одноместный легкий многоцелевой военный самолет
   Силовая установка: турбовентиляторный двигатель РД-93 тягой 84,40 кН на форсаже
   Летные характеристики: макс, скорость 1910 км/ч (1.80М) на большой высоте; начальная скороподъемность 12 200 м/мин; практический потолок 16 700 м; дальность перегоночного полета 3000 км; боевой радиус 1350 км с обычным вооружением
   Масса: пустого самолета 6410 кг; максимальная взлетная 9100 кг
   Размеры: размах крыла 9,45 м; длина 14 м; высота 4,77 м; площадь крыла 24,40 м!
   Вооружение: двуствольная 23-мм пушка либо одноствольная 30-мм пушка и до 3630 кг боевой нагрузки на семи узлах подвески (один под фюзеляжем, четыре под крылом и два на законцовках крыла)
Проектный вид истребителя "Супер-7"
Первый прототип истребителя FC-1. Надпись JF-17 и опознавательный знак ВВС Пакистана нанесены перед демонстрацией самолета в Пакистане
Третий опытный экземпляр истребителя FC-1
Четвертый опытный экземпляр истребителя FC-1 с измененными водухозаборниками
Четвертый прототип FC-1. на момент начала испытаний. Апрель 2006 года
JF-17 в парадной окраске
Первый JF-17 для ВВС Пакистана в парадной окраске. Исламабад, 23 марта 2007г.
Серийный истребитель JF-17 для ВВС Пакистана
Второй JF-17 ВВС Пакистана в стандартном камуфляже. Исламабад, 23 марта 2007г.
Пакистан сформирует свою первую строевую часть JF-17 в 2010 году. Эскадрилья №26 будет базироваться в Пешаваре, а ее самолеты А-5 III сменят эти истребители нового типа.
Among Asia's indigenous fighter types, Pakistan's JF-17 Thunder is the most advanced. The Pakistan Air Force is currently receiving aircraft configured to Block II standard and Block III is already under development.
The JF-17 Thunder made its first appearance at Anatolian Eagle, a NATO exercise, with a contingent at Konya from Samungli-based 28 Squadron 'Phoenix', the latest unit to equip with the type which stood-up on February 28, 2018. Note this Block 1 aircraft is fitted with three large fuel tanks, normally only used for ferry flights.
The hump at the JF-17’s inlet opening is designed to slow down the airstream entering the engine and to hide the face of the engine’s compressor blades as well as minimise the aircraft’s radar signature.
Пакистанский истребитель JF-17 Thunder.
Истребитель CATIC JF-17 "Тандер" из состава ВВС Пакистана был впервые показан в Европе
This JF-17 is painted in the darker two-tone grey colour scheme more recently applied to PAF Thunders.
Over 100 single-seat JF-17 Block I/IIs have so far been delivered to six PAF units
JF-17
На фотографии взлетающего пакистанского JF-17 хорошо видны завихрения воздуха в районе передних наплывов крыла (LERX). Передние наплывы увеличивают критический угол атаки, улучшают взлетно-посадочные характеристики, маневренность самолета на больших углах атаки и др.
JF-17 ВВС Пакистана
Высокая тяговооруженность, наличие ЭДСУ и другие новшества делают JF-17 превосходным представителем своего класса, ничуть не уступающим самолетам F-16 Block 52.
A No.26 Squadron JF-17 loaded with a single 1,000lb general purpose bomb.
A four-ship of JF-17s, each carrying a 1,000lb general purpose bomb.
Совместный полет китайского J-11B и пакистанского JF-17
Изображенный JF-17 оснащен тремя подвесными топливными баками. Самолет заходит на посадку, хорошо видны выпущенные четыре небольших воздушных тормоза - по два на нижней и боковых поверхностях хвостовой части фюзеляжа.
Pakistan Air Force JF-17 Thunder 10-115 on approach to CAC’s home base at Chegdu-Huangtianba carrying the new CM-400AKG air-to-surface missile.
The PAF displayed the JF-17 Thunder at the airshow at Izmir, Turkey in June 2011.
This line up illustrates the international flavour of Anatolian Eagle; Royal Jordanian Air Force F-16s, Aeronautica Militare AMX and Pakistan Air Force JF-17s. All three air forces have been regular attendees since the first edition in 2001.
На авиашоу в фарнборо (2010 год) JF-17 демонстрировался с широким набором вооружений и целевой нагрузки, включая различные подвесные контейнеры. Под крылом самолета видны ПТБ.
Самолет JF-17 оснащен новейшими боковыми нерегулируемыми воздухозаборниками типа DSI ("divertertles supersonic inlet"), состоящими из рампы и кромок специальной формы.
Вооружение JF-17 преимущественно китайского производства, включая УР класса "воздух-воздух" PL-12/SD-10A (на фотографии). На законцовке крыла - УР PL-5E-II.
На торцевых пилонах крыла пакистанского Chengdu JF-17 подвешены УР PL-5E (копия AIM-9L). По подставках - УР SD-10A (PL-12), ракета большой дальности нового поколения класса AIM-120 AMRAAM.
Nos.16 and 26 Squadrons will become the first units to fly the JF-17 in the Pakistan Air Force, replacing Nanchang A-5s. Pakistan currently has a requirement for 150 JF-17s, but this may be increased by a further 100 aircraft. JF-17 07-102 is seen here taxiing with its empty brake 'chute fairing open after its first public display during the National Day Armed Forces Parade at Islamabad on March 23 this year.
FC-1
Pakistan Air Force JF-17 16-219 of 14 Squadron returns to the flight line following a display.
Pakistan Air Force (PAF) officials confirmed in an announcement on March 15, 2008 that a further six Chengdu JF-17 Thunders have been delivered to the PAF JF-17 Test and Evaluation Flight at the Pakistan Aeronautical Complex at Kamra. These follow delivery of an initial two aircraft to Kamra last year. One of the additional six, 08-107, is seen here as it taxies out for a test sortie from Kamra on April 21.
This JF-17 is seen next to a hardened revetment, typical of a PAF air base.
JF-17 09-112 fitted with two 1,000 litre underwing fuel tanks and an 800 litre tank on the centreline station.
Chengdu JF-17 Thunder 07-101, wearing Pakistan national colours, with the rear of 07-102 just visible behind, sits on the ramp at Kamra on March 23, 2007 prior to participating in the Pakistan National Day Joint Services Parade and flypast over Islamabad. The aircraft are the first two for the Pakistan Air Force and had been airfreighted into the country at the beginning of the month.
In 2010, the PAF painted JF-17 Thunder 09-111 in Pakistan’s national colours.
On April 27, 2017, the first prototype of the two-seat JF-17B Thunder multi-role fighter performed its maiden flight at Chengdu, China.
JF-17B
PAC Kamra has handed over 26 dual-seat JF-17B Thunders within the past 13 months that as well as supporting training will bring a new tactical capability to the PAF. Eventually they will be equipped with the new KLJ-7A AESA radar
As reported last year, the first Batch 02 JF-17 Thunder fitted with an air refuelling probe was expected to be number 2-29. The aircraft was seen with the probe in late January 2016 and shows some distinct differences from the probe that was fitted to JF-17 09-109 for trials in late 2013. In contrast to the probe used in the trials, which closely resembled the design used on upgraded Pakistan Mirage IIIs and mounted right behind the canopy, the new version is more refined, resembling the J-10A’s probe and mounted under the left cockpit side. JF-17 2-29 also features a spot-light for night-time air refuelling operations.
Chengdu FC-1 (JF-17) PT06, the sixth development aircraft, but only the fourth flying prototype, gets airborne for its first flight on September 10, 2006, joining prototypes 01, 03 and 04 in the flight-test programme of this new Chinese fighter. Prototype 06 is said to have an improved fuel system and all-Chinese manufactured avionics.
JF-17 Thunder, build number SP34, in the final assembly hall at PAC Kamra’s production facility.
A Klimov RD-93 engine undergoes preparatory work before installation on a JF-17 at the PAC Kamra facility.
Первый опытный JF-17 в полете
ВВС Пакистана намерены закупить 150 легких истребителей FC-1/JF-17
Китайский FC-1 разработан, в основном, на экспорт
В состав вооружения перспективного китайского истребителя FC-1 входят ракеты класса "воздух-воздух" PL-5E
Третий (на переднем плане) и первый прототипы истребителя FC-1
На четвертом прототипе FC-1 впервые применили воздухозаборники измененной конструкции
Девятая серийная машина JF-17 в окраске ВВС Пакистана
Истребитель FC-1
JF-17 в демонстрационном полете на выставке Фарнборо-2010
Первый серийный JF-17 в парадной окраске
FC-1 имеет 7 узлов подвески вооружения
Истребитель FC-1 ВВС Пакистана
Пакистанский легкий истребитель JF-17 "Тандер"
Приемка первого серийного самолета JF-17
РЛС "Грифо"-7
Сборка опытного самолета FC-1
Статические испытания самолета FC-1
Летчик-испытатель после первого полета на самолете FC-1
Cockpit mockup of the projected FC-1 fighter, 1998 (1999)
Кабина истребителя FC-1
Полноразмерный макет истребителя "Супер"-7
Модель истребителя FC-1
Макет истребителя FC-1
Модель истребителя FC-1 (JF-17)
Модель перспективного истребителя FC-1 с ракетами класса "воздух-воздух" PL-7 (на законцовках крыла) и PL-11 (на подкрыльевых пилонах)
Модели самолетов F-7MG и "Супер 7" на одной из выставок в Джухае
Рисунок истребителя FC-1, разрабатываемого специально на экспорт
Model of the FC-1, marked `Super-7' but differing in detail from previous models of that defunct programme (1999)
Provisional drawing of the CAC FC-1 multirole fighter (1997)