Chengdu/PAC FC-1 Fierce Dragon и JF-17 Thunder
Истребитель Chengdu/PAC JF-17 Thunder известен в КНР как FC-1 Fierce Dragon. Это одноместная легкая многоцелевая машина, разрабатывавшаяся Китаем и Пакистаном с 1999 года при равном долевом участии. Фирма "Chengdu" - основной подрядчик по разработке и изготовлению, фирма "Pakistani Aeronautical Complex" несет ответственность за послепродажный сервис и техническое обслуживание, а также за серийное производство некоторых узлов (крыло и стабилизатор). Начальный заказ был сделан Пакистаном на восемь самолетов, поставленных в 2007-2008 годах. В марте 2009 года был подписан следующий заказ на 42 самолета при общей потребности в 250 машин. Первый собранный Пакистаном JF-17 был выпущен 23 ноября 2009 года, еще четыре машины собирались поставить к концу года. Первую эскадрилью самолетов JF-17 собирались сформировать в 2010 году.
К этому истребителю уже проявили интерес несколько других стран, но, вопреки ранним сообщениям, Китай не стал заказывать этот боевой самолет.
Истоки проекта FC-1 можно проследить в программе создания истребителя Super-7 - подписанного в 1986 году совместного проекта фирм "Chengdu" и "Grumman" по модификации парка китайских истребителей Chengdu J-7. Предлагалась замена носового воздухозаборника на пару воздухозаборников в корневой части крыла для установки носового обтекателя с новой РЛС, а также замена прежнего турбореактивного двигателя и БРЭО на более современные западные аналоги. Но программа была отменена в 1990 году. Фирма "Chengdu" стала самостоятельно продолжать разработку проекта Super-7 на экспорт под названием FC-1, и в 1999 году к этой программе присоединился Пакистан. FC-1 имеет обычную конфигурацию хвостовой части и традиционную металлическую конструкцию. Кабина пилота оснащена коллиматорным индикатором HUD, тремя многофункциональными дисплеями и системой управления HOTAS. Для пакистанских самолетов выбрана итальянская РЛС Grifo S-7 вместе с некоторыми другими системами.
Первый прототип FC-1 был выпущен 31 мая 2003 года и впервые взлетел 25 августа. Это был первый из четырех прототипов, один из которых предназначался для статических испытаний. После успешного выполнения в 2005 году программы летных испытаний в июне 2006-го началось серийное производство.
12 марта 2007 года фирма "Chengdu" отправила в Пакистан два самолета JF-17. Еще шесть самолетов поставили в 2008 году. Пакистан должен приобрести большую часть самолетов JF-17 несколькими производственными партиями. Поздние партии будут оснащаться более мощным БРЭО и, возможно, электродистанционной системой управления.
Фирмы "Chengdu" и CATIC также активно предлагают самолеты FC-1 другим развивающимся странам в качестве дешевой замены для истребителей Northrop F-5 Tiger, Dassault Mirage III/5, Shenyang 1-6, МиГ-21/Р-7 и Nanchang Q-5. Заказы могут поступить от Бангладеш, Ирана, Египта и Нигерии.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Chengdu JF-17 Thunder
Тип: одноместный легкий многоцелевой военный самолет
Силовая установка: турбовентиляторный двигатель РД-93 тягой 84,40 кН на форсаже
Летные характеристики: макс, скорость 1910 км/ч (1.80М) на большой высоте; начальная скороподъемность 12 200 м/мин; практический потолок 16 700 м; дальность перегоночного полета 3000 км; боевой радиус 1350 км с обычным вооружением
Масса: пустого самолета 6410 кг; максимальная взлетная 9100 кг
Размеры: размах крыла 9,45 м; длина 14 м; высота 4,77 м; площадь крыла 24,40 м!
Вооружение: двуствольная 23-мм пушка либо одноствольная 30-мм пушка и до 3630 кг боевой нагрузки на семи узлах подвески (один под фюзеляжем, четыре под крылом и два на законцовках крыла)
- Описание
Фотографии
-
Авиация и Космонавтика 2010-09 / В.Ильин - "Яростный дракон"
Проектный вид истребителя "Супер-7"
-
Авиация и Время 2008-05 / А.Совенко - "Свирепый дракон" приходит с Востока
Первый прототип истребителя FC-1. Надпись JF-17 и опознавательный знак ВВС Пакистана нанесены перед демонстрацией самолета в Пакистане
-
Авиация и Космонавтика 2010-09 / В.Ильин - "Яростный дракон"
Третий опытный экземпляр истребителя FC-1
-
Авиация и Космонавтика 2010-09 / В.Ильин - "Яростный дракон"
Четвертый опытный экземпляр истребителя FC-1 с измененными водухозаборниками
-
Авиация и Время 2008-05 / А.Совенко - "Свирепый дракон" приходит с Востока
Четвертый прототип FC-1. на момент начала испытаний. Апрель 2006 года
-
Авиация и Космонавтика 2010-09 / В.Ильин - "Яростный дракон"
Регистрационный номер: CT-101 [2] JF-17 в парадной окраске
-
Авиация и Время 2008-05 / А.Совенко - "Свирепый дракон" приходит с Востока
Регистрационный номер: CT-101 [2] Первый JF-17 для ВВС Пакистана в парадной окраске. Исламабад, 23 марта 2007г.
-
Авиация и Космонавтика 2010-09 / В.Ильин - "Яростный дракон"
Регистрационный номер: CT-102 [2] Серийный истребитель JF-17 для ВВС Пакистана
-
Авиация и Время 2008-05 / А.Совенко - "Свирепый дракон" приходит с Востока
Регистрационный номер: CT-102 [2] Второй JF-17 ВВС Пакистана в стандартном камуфляже. Исламабад, 23 марта 2007г.
-
Мировая Авиация 90
Пакистан сформирует свою первую строевую часть JF-17 в 2010 году. Эскадрилья №26 будет базироваться в Пешаваре, а ее самолеты А-5 III сменят эти истребители нового типа.
-
Air International 2013-12 / T.Mesaric - Pride of Pakistan /Military/
Among Asia's indigenous fighter types, Pakistan's JF-17 Thunder is the most advanced. The Pakistan Air Force is currently receiving aircraft configured to Block II standard and Block III is already under development.
-
Air International 2019-08 / Airscene
Регистрационный номер: 10-126 The JF-17 Thunder made its first appearance at Anatolian Eagle, a NATO exercise, with a contingent at Konya from Samungli-based 28 Squadron 'Phoenix', the latest unit to equip with the type which stood-up on February 28, 2018. Note this Block 1 aircraft is fitted with three large fuel tanks, normally only used for ferry flights.
-
Air International 2013-12 / T.Mesaric - Pride of Pakistan /Military/
Регистрационный номер: 07-103 The hump at the JF-17’s inlet opening is designed to slow down the airstream entering the engine and to hide the face of the engine’s compressor blades as well as minimise the aircraft’s radar signature.
-
Авиация и Космонавтика 2015-08 / А.Юргенсон - Авиасалон в Ле Бурже. Paris Air Show - 2015
Регистрационный номер: 13-143 Пакистанский истребитель JF-17 Thunder.
-
Авиация и Время 2010-04 / А.Ларионов - Фарнборо-2010
Регистрационный номер: 10-114 [3] Истребитель CATIC JF-17 "Тандер" из состава ВВС Пакистана был впервые показан в Европе
-
Air International 2013-12 / T.Mesaric - Pride of Pakistan /Military/
Регистрационный номер: 08-108 This JF-17 is painted in the darker two-tone grey colour scheme more recently applied to PAF Thunders.
-
Air International 2021-03 / A.Warnes, S.Ali - Pride of Pakistan
Регистрационный номер: 16-228 Over 100 single-seat JF-17 Block I/IIs have so far been delivered to six PAF units
-
Мировая Авиация 217
Регистрационный номер: 10-116 [6] На фотографии взлетающего пакистанского JF-17 хорошо видны завихрения воздуха в районе передних наплывов крыла (LERX). Передние наплывы увеличивают критический угол атаки, улучшают взлетно-посадочные характеристики, маневренность самолета на больших углах атаки и др.
-
Авиация и Космонавтика 2021-11 / G.Colla, D.Faccioli, R.Guidi - Анатолийский Орел - 2021
Регистрационный номер: 18-255 -
Авиация и Космонавтика 2016-12 / М.Никольский - Су-30 за рубежом (5)
Регистрационный номер: 10-116 [6] JF-17 ВВС Пакистана
-
Мировая Авиация 217
Регистрационный номер: 10-116 [6] Высокая тяговооруженность, наличие ЭДСУ и другие новшества делают JF-17 превосходным представителем своего класса, ничуть не уступающим самолетам F-16 Block 52.
-
Авиация и Космонавтика 2011-01
Регистрационный номер: 10-116 [6] -
Air International 2013-12 / T.Mesaric - Pride of Pakistan /Military/
Регистрационный номер: 07-104 [2] A No.26 Squadron JF-17 loaded with a single 1,000lb general purpose bomb.
-
Air International 2013-12 / T.Mesaric - Pride of Pakistan /Military/
Регистрационный номер: 07-104 [2], 08-106, 08-107 [2] A four-ship of JF-17s, each carrying a 1,000lb general purpose bomb.
-
Авиация и Космонавтика 2018-11 / М.Никольский - "Сухие" для Поднебесной (7)
Совместный полет китайского J-11B и пакистанского JF-17
Другие самолёты на фотографии: Сухой Су-27СК - Россия - 1991
-
Мировая Авиация 217
Регистрационный номер: 10-113 [4] Изображенный JF-17 оснащен тремя подвесными топливными баками. Самолет заходит на посадку, хорошо видны выпущенные четыре небольших воздушных тормоза - по два на нижней и боковых поверхностях хвостовой части фюзеляжа.
-
Air International 2014-12 / News
Регистрационный номер: 10-115 [2] Pakistan Air Force JF-17 Thunder 10-115 on approach to CAC’s home base at Chegdu-Huangtianba carrying the new CM-400AKG air-to-surface missile.
-
Air International 2013-12 / T.Mesaric - Pride of Pakistan /Military/
Регистрационный номер: 10-112 The PAF displayed the JF-17 Thunder at the airshow at Izmir, Turkey in June 2011.
-
Air International 2019-08 / Airscene
Регистрационный номер: 13-144, 13-145 [2] This line up illustrates the international flavour of Anatolian Eagle; Royal Jordanian Air Force F-16s, Aeronautica Militare AMX and Pakistan Air Force JF-17s. All three air forces have been regular attendees since the first edition in 2001.
Другие самолёты на фотографии: Embraer, Aermacchi AMX - International - 1984General Dynamics F-16A/C/E Fighting Falcon - США - 1974
-
Мировая Авиация 217
Регистрационный номер: 10-114 [3] На авиашоу в фарнборо (2010 год) JF-17 демонстрировался с широким набором вооружений и целевой нагрузки, включая различные подвесные контейнеры. Под крылом самолета видны ПТБ.
-
Мировая Авиация 217
Регистрационный номер: 10-113 [4] Самолет JF-17 оснащен новейшими боковыми нерегулируемыми воздухозаборниками типа DSI ("divertertles supersonic inlet"), состоящими из рампы и кромок специальной формы.
-
Мировая Авиация 217
Регистрационный номер: 10-113 [4] Вооружение JF-17 преимущественно китайского производства, включая УР класса "воздух-воздух" PL-12/SD-10A (на фотографии). На законцовке крыла - УР PL-5E-II.
-
Мировая Авиация 223
Регистрационный номер: 10-113 [4] На торцевых пилонах крыла пакистанского Chengdu JF-17 подвешены УР PL-5E (копия AIM-9L). По подставках - УР SD-10A (PL-12), ракета большой дальности нового поколения класса AIM-120 AMRAAM.
-
Air International 2007-09 / D.Willis - Global Fighter Market /Military/ (3)
Регистрационный номер: 07-102 Nos.16 and 26 Squadrons will become the first units to fly the JF-17 in the Pakistan Air Force, replacing Nanchang A-5s. Pakistan currently has a requirement for 150 JF-17s, but this may be increased by a further 100 aircraft. JF-17 07-102 is seen here taxiing with its empty brake 'chute fairing open after its first public display during the National Day Armed Forces Parade at Islamabad on March 23 this year.
-
Мировая Авиация 217
Регистрационный номер: 10-114 [3] -
Авиация и Космонавтика 2015-01 / А.Юргенсон - Авиасалон в Чжухае
Регистрационный номер: 10-115 [2] FC-1
-
Air International 2018-01 / Airscene
Регистрационный номер: 16-219 Pakistan Air Force JF-17 16-219 of 14 Squadron returns to the flight line following a display.
-
Air International 2008-06 / News: Headline, Military, Civil, Accidents
Регистрационный номер: 08-107 [2] Pakistan Air Force (PAF) officials confirmed in an announcement on March 15, 2008 that a further six Chengdu JF-17 Thunders have been delivered to the PAF JF-17 Test and Evaluation Flight at the Pakistan Aeronautical Complex at Kamra. These follow delivery of an initial two aircraft to Kamra last year. One of the additional six, 08-107, is seen here as it taxies out for a test sortie from Kamra on April 21.
-
Air International 2013-12 / T.Mesaric - Pride of Pakistan /Military/
Регистрационный номер: 10-116 [6] This JF-17 is seen next to a hardened revetment, typical of a PAF air base.
-
Авиация и Космонавтика 2019-08 / Д.Срибный - "Анатолийский орел-2019"
Регистрационный номер: 13-145 [2] -
Air International 2024-01 / J.Lake - Dubai Air Show 2023. Debutantes and Belles of the Ball
Регистрационный номер: 22-308 The Block III JF-17C arriving at Dubai’s Al Maktoum airport for the air show, laden with three external fuel tanks. The new HUD is apparent
-
Air International 2012-01 / Dubai 2011
Регистрационный номер: 11-134 [2] JF-17 11-134 returns to parking after an impressive eight minute display. Inset: Pakistan Air Force JF-17 display pilot, Wg Cdr Ronald, gave an energetic display featuring manoeuvres of up to 8g during the show. His colleague, Wg Cdr Rashid, also flew in some of the show displays.
-
Air International 2012-01 / Dubai 2011
Wg Cdr Ronald signs for his aircraft, prior to the JF-17s display.
-
Air International 2024-01 / J.Lake - Dubai Air Show 2023. Debutantes and Belles of the Ball
Dubai marked the first public appearance of the Block III JF-17C. The aircraft is still in service only in small numbers and No. 16 Squadron was the first operator
-
Air International 2012-01 / Dubai 2011
Регистрационный номер: 11-130 Другие самолёты на фотографии: Dassault Rafale - Франция - 1986
-
Air International 2024-05 / ??? - Moving on from Moscow
The JF-17C Thunder Block III is now rated as equal to the Lockheed Martin F-16C in its capabilities and weapon-carrying capacity
-
Air International 2013-12 / T.Mesaric - Pride of Pakistan /Military/
Регистрационный номер: 09-112 JF-17 09-112 fitted with two 1,000 litre underwing fuel tanks and an 800 litre tank on the centreline station.
-
Air International 2007-05 / News: Headline, Military, Civil
Регистрационный номер: 07-101 Chengdu JF-17 Thunder 07-101, wearing Pakistan national colours, with the rear of 07-102 just visible behind, sits on the ramp at Kamra on March 23, 2007 prior to participating in the Pakistan National Day Joint Services Parade and flypast over Islamabad. The aircraft are the first two for the Pakistan Air Force and had been airfreighted into the country at the beginning of the month.
-
Air International 2013-12 / T.Mesaric - Pride of Pakistan /Military/
Регистрационный номер: 09-111 In 2010, the PAF painted JF-17 Thunder 09-111 in Pakistan’s national colours.
-
Air International 2017-06 / Airscene
On April 27, 2017, the first prototype of the two-seat JF-17B Thunder multi-role fighter performed its maiden flight at Chengdu, China.
-
Air International 2021-03 / A.Warnes, S.Ali - Pride of Pakistan
Регистрационный номер: 19-602, 19-603, 19-605 PAC Kamra has handed over 26 dual-seat JF-17B Thunders within the past 13 months that as well as supporting training will bring a new tactical capability to the PAF. Eventually they will be equipped with the new KLJ-7A AESA radar
-
Air International 2016-03 / News
As reported last year, the first Batch 02 JF-17 Thunder fitted with an air refuelling probe was expected to be number 2-29. The aircraft was seen with the probe in late January 2016 and shows some distinct differences from the probe that was fitted to JF-17 09-109 for trials in late 2013. In contrast to the probe used in the trials, which closely resembled the design used on upgraded Pakistan Mirage IIIs and mounted right behind the canopy, the new version is more refined, resembling the J-10A’s probe and mounted under the left cockpit side. JF-17 2-29 also features a spot-light for night-time air refuelling operations.
-
Air International 2006-11 / News: Headline, Military, Civil, Accidents, Airshow
Chengdu FC-1 (JF-17) PT06, the sixth development aircraft, but only the fourth flying prototype, gets airborne for its first flight on September 10, 2006, joining prototypes 01, 03 and 04 in the flight-test programme of this new Chinese fighter. Prototype 06 is said to have an improved fuel system and all-Chinese manufactured avionics.
-
Air International 2013-12 / T.Mesaric - Pride of Pakistan /Military/
JF-17 Thunder, build number SP34, in the final assembly hall at PAC Kamra’s production facility.
-
Air International 2013-12 / T.Mesaric - Pride of Pakistan /Military/
A Klimov RD-93 engine undergoes preparatory work before installation on a JF-17 at the PAC Kamra facility.
-
Авиация и Космонавтика 2010-09 / В.Ильин - "Яростный дракон"
Первый опытный JF-17 в полете
-
Авиация и Время 2004-06 / А.Совенко - Истребительные программы Китая: что нового?
ВВС Пакистана намерены закупить 150 легких истребителей FC-1/JF-17
-
Авиация и Время 2004-03 / А.Еланский - На чем летать нашим ВВС в новом веке? /В небе Украины/
Китайский FC-1 разработан, в основном, на экспорт
-
Авиация и Космонавтика 2008-03 / С.Моисеев - Управляемые ракеты класса "возду-воздух" ВВС Китая
В состав вооружения перспективного китайского истребителя FC-1 входят ракеты класса "воздух-воздух" PL-5E
-
Авиация и Космонавтика 2010-09 / В.Ильин - "Яростный дракон"
Третий (на переднем плане) и первый прототипы истребителя FC-1
-
Авиация и Время 2008-05 / А.Совенко - "Свирепый дракон" приходит с Востока
На четвертом прототипе FC-1 впервые применили воздухозаборники измененной конструкции
-
Авиация и Космонавтика 2010-09 / В.Ильин - "Яростный дракон"
Регистрационный номер: 09-109 Девятая серийная машина JF-17 в окраске ВВС Пакистана
-
Авиация и Космонавтика 2011-01 / Новости мировой авиации
Истребитель FC-1
-
Авиация и Космонавтика 2010-09 / В.Ильин - "Яростный дракон"
JF-17 в демонстрационном полете на выставке Фарнборо-2010
-
Авиация и Космонавтика 2010-09 / В.Ильин - "Яростный дракон"
Первый серийный JF-17 в парадной окраске
-
Авиация и Время 2008-05 / А.Совенко - "Свирепый дракон" приходит с Востока
FC-1 имеет 7 узлов подвески вооружения
-
Авиация и Космонавтика 2011-01 / С.Михайлов - Airshow China 2010
Регистрационный номер: 10-116 [6] Истребитель FC-1 ВВС Пакистана
-
Авиация и Космонавтика 2012-01 / Д.Пичугин - Дубай-2011
Пакистанский легкий истребитель JF-17 "Тандер"
-
Авиация и Космонавтика 2010-09 / В.Ильин - "Яростный дракон"
Приемка первого серийного самолета JF-17
-
Авиация и Космонавтика 2010-09 / В.Ильин - "Яростный дракон"
Сборка опытного самолета FC-1
-
Авиация и Космонавтика 2010-09 / В.Ильин - "Яростный дракон"
Статические испытания самолета FC-1
-
Авиация и Космонавтика 2010-09 / В.Ильин - "Яростный дракон"
Летчик-испытатель после первого полета на самолете FC-1
-
Jane's All the World Aircraft 2000 / 2-03 - AIRCRAFT - FIXED-WING - MILITARY
Cockpit mockup of the projected FC-1 fighter, 1998 (1999)
-
Авиация и Время 2008-05 / А.Совенко - "Свирепый дракон" приходит с Востока
Кабина истребителя FC-1
-
Авиация и Космонавтика 2010-09 / В.Ильин - "Яростный дракон"
Полноразмерный макет истребителя "Супер"-7
-
Авиация и Космонавтика 2002-08 / Новости мировой авиации
Модель истребителя FC-1
-
Авиация и Космонавтика 2007-02 / С.Михайлов - Airshow China
Модель истребителя FC-1 (JF-17)
-
Авиация и Космонавтика 2008-03 / С.Моисеев - Управляемые ракеты класса "возду-воздух" ВВС Китая
Модель перспективного истребителя FC-1 с ракетами класса "воздух-воздух" PL-7 (на законцовках крыла) и PL-11 (на подкрыльевых пилонах)
-
Авиация и Космонавтика 2010-09 / В.Ильин - "Яростный дракон"
Модели самолетов F-7MG и "Супер 7" на одной из выставок в Джухае
Другие самолёты на фотографии: Chengdu J-7 / F-7 - Китай - 1966
-
Air International 2024-05 / J.Lake - Strong signs at the Singapore Airshow
A formation of Chinese military aircraft were displayed in model form on the AVIC stand at Singapore. Increasingly, displays like this look like an exhibition of potential enemy aircraft types
Другие самолёты на фотографии: Chengdu J-10 - Китай - 1998Shenyang J-31 / F-60 - Китай - 2012
-
Jane's All the World Aircraft 2000 / 2-03 - AIRCRAFT - FIXED-WING - MILITARY
Рисунок истребителя FC-1, разрабатываемого специально на экспорт
Model of the FC-1, marked `Super-7' but differing in detail from previous models of that defunct programme (1999) -
Jane's All the World Aircraft 2000 / 2-03 - AIRCRAFT - FIXED-WING - MILITARY
Provisional drawing of the CAC FC-1 multirole fighter (1997)
- Фотографии