Мировая Авиация 163
-
Опытный самолет 1.44, разработанный МАПО МиГ, был впервые показан публике в январе 1999 года. Так же как и С-37 ОКБ им. Сухого, эта машина разрабатывалась в рамках программы создания многоцелевого фронтового истребителя - в противовес американскому ATF (будущему F-22).
И-3 над Ходынским аэродромом в Москве, лето 1930г.
Деревянный полутораплан И-3 конструкции Н. Н. Поликарпова впервые поднялся в воздух в 1927 году, а с 1929 года стал поступать в войска. Всего построено около 400 машин.
Истребители И-3 состояли на вооружении ВВС СССР до середины 1930-х годов.
И-153 "Чайка". И-153 - последний из серийных истребителей-бипланов, разработанных под руководством Н.Н. Поликарпова, поднялся в небо в конце 1930-х годов. Оснащенная убирающимся шасси, эта машина стала венцом развития боевых самолетов бипланной схемы.
Экспериментальный С-37 с крылом обратной стреловидности обладал высокой маневренностью и хорошей управляемостью на больших углах атаки.
Самолеты семейства Су-27 по комплексу характеристик превзошли все имевшиеся на то время истребители. На снимке - Су-35, одна из поздних модификаций знаменитой машины.
Группа "Aces High" обеспечивает историческими самолетами киносъемочные группы. Данный самолет Dakota несет обозначения американских ВС на момент вторжения в Нормандию (День Д).
Исторический авиаотряд британских ВВС "Battle of Britain Memorial Flight" продолжает эксплуатировать Dakota наравне с самолетами Lancaster, Hurricane и Spitfire.
Ранние серийные C-47-DL Skytrain, собранные на заводе в Лонг-Бич, буксируют десантные планеры Waco Hadrian во время учебно-тренировочного полета в США.
Историческая авиагруппа "Commemorative Air Force" базируется в аэропорту Мидленд-Одесса в штате Техас и располагает одной из крупнейших в мире коллекций старых или исторических самолетов, включая и несколько C-47.
Данный самолет Dakota принадлежал "Air Atlantique", но восстановлен как машина Транспортного командования британских ВВС на момент 1950-1960-х годов.
Принадлежащий авиагруппе "Commemorative Air Force" бывший флотский R4D выглядит намного лучше, чем в годы своей нелегкой службы.
Довоенный C-47 (военный вариант DC-3), принадлежащий Отису Шпункмайеру, сфотографирован на фоне взлетающего Boeing C-17 Globemaster III.
ВВС Гондураса эксплуатировали свои C-47 и их модификации даже в новом тысячелетии. Кроме того, в этом регионе самолеты находились на вооружении у ВВС Доминиканской Республики, Сальвадора, Гватемалы и Гаити.
Центральная Америка - один из последних бастионов военных C-47. Вероятно, Гондурас списал свои самолеты (на фотографии), но C-47 и AC-47, возможно, состоят на военной службе еще где-то. Например, колумбийские самолеты получили турбовинтовые двигатели.
Изоляция ЮАР из-за проводимой политики апартеида вынудила их ВВС эксплуатировать самолеты Dakota дольше, чем в других странах. Впрочем, машины отлично зарекомендовали себя в боевых действиях в Намибии и Анголе.
Южноафриканские парашютисты из 44-й парашютно-десантной бригады десантируются из C-47, которые использовались ВВС ЮАР в боевых операциях вплоть до 1987 года.
Одними из самых "долгоживущих" вариантов DC-3, поступивших на военную службу в США, оказались R4D авиации ВМС США. R4D-5 и R4D-6 входили в состав 6-й опытовой эскадрильи и обеспечивали деятельность американцев в Арктике и Антарктике (на фотографии - в самолет грузят ездовых собак). После 1962 года обозначение машин сменили на LC-47H и LC-47J.
C-47 активно работали и в ходе Берлинского кризиса 1948-1949 годов. На фотографии - американские Skytrain получают груз на авиабазе в Висбадене, вскоре они отправятся с ними на помощь "осажденному" Западному Берлину. Берлинский воздушный мост стал одной из грандиозных воздушных операций того времени.
По большому счету C-47 стал воздушным эквивалентом армейского джипа - неприхотлив, долетит куда угодно и выполнит любое задание. Этот Skytrain из 316-й транспортно-десантной авиагруппы распыляет пестициды над пораженными малярией районами Окинавы, июль 1945 года.
В годы Второй мировой войны C-47 оказывался в тех местах, куда направлялись союзники. Самолеты эксплуатировались очень интенсивно - перевозили грузы и личный состав. Данный C-47 из 6-й транспортно-десантной эскадрильи ВВС Армии США следует над горным массивом Новой Гвинеи, 1943 год. В качестве эскорта привлечены Bell P-39 Airacobra - японские истребители могли атаковать в любой момент. Количество P-39 в Европе и Африке было незначительным, в то время как на тихоокеанском театре военных действий Airacobra и P-40 доминировали до 1944 года.
Этот ZA947 (последний самолет Dakota), находившийся в эксплуатации в Великобритании, с 1983 года принадлежал авиационному научно-исследовательскому институту в Фарнборо и привлекался к испытаниям различного оборудования, включая парашютные системы. В 1993 году его передали мемориальному летному отряду "Battle of Britain Memorial Flight".
C-47 в первой вьетнамской войне. Япония еще не была повержена, а французские военные уже направила в Индокитай три Douglas C-47 - передовой отряд войсковой группировки с задачей восстановить контроль над бывшей колонией. Вместе с самолетами AAC.1 Toucan (Junkers Ju 52/3m) эти самолеты составляли ядро французских ВВС. И хотя их боевая нагрузка была относительно небольшой, зато C-47 были просты и надежны в эксплуатации, поэтому идеально подходили для Юго-Восточной Азии того времени.
Поступив в начале Второй мировой войны в четыре эскадрильи, Dakota находился на вооружении австралийских ВВС более 50 лет. После войны самолеты привлекались к операциям в Малайе и Корее.
Dakota австралийских ВВС следует над Малаккским проливом по направлению к авиабазе Буттерворт. Австралия поддерживала Dakota в летном состоянии вплоть до 1970-х годов, заменив их на C-130 Hercules и DHC-4 Caribou.
C-47A Skytrain. Карьера Douglas DC-3 была, вероятно, самой продолжительной в истории авиации. Военные C-47 внесли огромный вклад в победу союзников во Второй мировой войне, а после ее окончания они оказали существенное влияние на рынок авиаперевозок и развитие ВВС разных стран мира. Простой и надежный C-47 находился в активной эксплуатации более 60 лет. Изображенный самолет в 1990-е годы принадлежал транспортной группе колумбийских ВВС, эксплуатирующих ряд машин, на которых компания "Basler" установила турбовинтовые двигатели. Также 5-6 самолетов оборудовали в ганшипы, вооружив их и оборудовав ИК-системой переднего обзора, что позволит использовать машины даже в 21-м веке.
Dakota Mk IV
Большинство DH.9 оснащались двигателями Siddeley Puma - облегченным вариантом мотора BHP. Силовая установка была маломощной, и карьера самолета в британских ВВС завершилась в 1919 году.
The D.H.9 (230 h.p. "Puma") was built and used in large numbers in the war.
Гражданские DH.9. Самолет G-EBJR (фото) был одной из двух списанных из британских ВВС машин DH.9, оснащенных двигателями Siddeley Puma и переоборудованных компанией "Shorts" в гидросамолеты с деревянными поплавками. Оба позже были переданы компании "British and Egyptian Tea Co. Ltd.", а часть других DH.9, также переоборудованных в гидросамолеты, были поставлены в Индию и Боливию.
DH.9A, служившие на Среднем Востоке, покрывались аэролаком алюминиевого цвета. Изображен самолет из 45-й эскадрильи - хорошо видна эмблема "крылатый верблюд" и красного цвета киль, означавший принадлежность к звену "A".
В годы Первой мировой войны DH.9A получил прозвище "Nineack". Самолет стал одной из основных машин британских ВВС в межвоенный период. J7067 - один из 312 самолетов DH.9A, модифицированных компаниями в 1924-1926 годах. Хорошо видна открытая кабина наблюдателя/стрелка.
Шахматная окраска киля - в черно-серебристую шашечку - позволяет предположить, что этот построенный компанией "Whitehead" DH.9A принадлежал звену "B" из 47-й эскадрильи, дислоцированной в Африке в 1920-1928 годах.
На фотографии - три типа сверхзвуковых самолетов пакистанских ВВС, принимавших участие в индо-пакистанской войне 1971 года. Внизу слева - F-104A, вверху справа - Mirage III, а также Shenyang F-6. Американцы на тот момент ввели эмбарго на поставку вооружений.
В ходе войны 1971 года пакистанские ВВС получили от Иордании десять самолетов F-104A, но на этот раз данные самолеты не смогли завоевать превосходство над противником, как в 1965 году.
Боевая карьера американских Starfighter оказалась просто провальной - было потеряно множество самолетов, значительное количество пилотов погибли, за что машине даже дали прозвище "Рождающая вдов". Но несмотря на негативные результаты первой боевой командировки во Вьетнам в 1965 году, американские генералы приняли решение в 1966 году вновь направить самолеты во Вьетнам. И те вновь понесли серьезные потери.
Для участия в операции "Allied Force" были выделены итальянские Starfighter, они были дислоцированы на авиабазах Амендола и Червиа, но участия в боях не принимали.
Тайвань стал крупнейшим эксплуатантом Starfighter, заменив их затем на Ching-Kuo, F-16 и Mirage 2000. На фото - пара камуфлированных F-104G
Тайвань стал крупнейшим эксплуатантом Starfighter, заменив их затем на Ching-Kuo, F-16 и Mirage 2000. На фото - неокрашенный F-104B. Тайваньские ВВС свои первые F-104 получили именно в цвете "натурального металла".
Одним из наиболее необычных применений Ju 88 стало использование его в виде беспилотного самолета-снаряда в составе комплекса Mistel. На фотографии - учебный вариант такого комплекса.
Округленная (без уступа) носовая часть была впервые опробована на прототипе He 111 V8, а с варианта He 111P стала применяться на серийных машинах. He 111P также получил двигатели DB 601. Изображенные He 111P-1 принадлежали III группе 255-й бомбардировочной эскадры.
Одним из наиболее необычных применений Ju 88 стало использование его в виде беспилотного самолета-снаряда в составе комплекса Mistel. На фотографии - учебный вариант такого комплекса.
На фотографии - три типа сверхзвуковых самолетов пакистанских ВВС, принимавших участие в индо-пакистанской войне 1971 года. Внизу слева - F-104A, вверху справа - Mirage III, а также Shenyang F-6. Американцы на тот момент ввели эмбарго на поставку вооружений.
В годы Второй мировой войны C-47 оказывался в тех местах, куда направлялись союзники. Самолеты эксплуатировались очень интенсивно - перевозили грузы и личный состав. Данный C-47 из 6-й транспортно-десантной эскадрильи ВВС Армии США следует над горным массивом Новой Гвинеи, 1943 год. В качестве эскорта привлечены Bell P-39 Airacobra - японские истребители могли атаковать в любой момент. Количество P-39 в Европе и Африке было незначительным, в то время как на тихоокеанском театре военных действий Airacobra и P-40 доминировали до 1944 года.
Карьера SH-2F в американском флоте длилась 20 лет, это был основной многоцелевой вертолет ВМС США. Изображен вертолет, окрашенный в малозаметный камуфляж, подфюзеляжный обтекатель для антенны РЛС удален.
Данная темно-серая схема камуфляжа была в целом стандартной для вертолетов SH-2F. Хорошо виден желто-красный магнитометр.
Новозеландские ВМС получили пять новых SH-2G Seasprite, а данный образец в 2008 году был приписан к фрегату УРО "Те Манна" типа "АНЗАК" и затем принимал участие в операциях в Аравийском море.
Довоенный C-47 (военный вариант DC-3), принадлежащий Отису Шпункмайеру, сфотографирован на фоне взлетающего Boeing C-17 Globemaster III.
МиГ-23. В 1970-1980-е годы Миг-23 составлял основу парка истребительной авиации ВВС СССР. Применение крыла изменяемой стреловидности позволило разрешить конфликт между требованиями максимальной скорости горизонтального полета и приемлемыми взлетно-посадочными характеристиками машины.
В 1936-1939 годах в целях организации лицензионного производства самолетов DC-3 советский инженер Борис Лисунов неоднократно посещал завод "Douglas" в Санта-Монике. Несмотря на общее сходство, Ли-2 имеет 1293 оригинальные детали и много новых технических решений; в 1940-1945 годах построено 4863 таких самолета.
Запечатленный над Лос-Анджелесом самолет - один из 699 машин T-33, полученных ВМС США под обозначением TO-2/TV-2. Югославия получила 52 самолета TV-2 из излишка, находящегося на хранении, и стала единственным их зарубежным оператором.
Выпуск в Японии. Япония получила лицензию на выпуск T-33 - работу поручили компании "Kawasaki". Два полностью готовых самолета были поставлены в разобранном виде компанией "Lockheed" в 1953 году, за ними последовали 18 самолето-комплектов. После этого Япония получила 48 машин американской сборки, всем этим 68 самолетам присвоили серийные номера, начинавшиеся с "51-". Компания "Kawasaki" построила затем 210 самолетов, им присвоили номера "61-", "71-", "81-" (на снимке) и "91-". Самолеты оснащались двигателями Allison J33-A-35, использовались в качестве учебных и связных, часть машин эксплуатировалась до 2000 года.
Боливия получила 18 самолетов T-33SF из Франции, ранее страна получила партию AT-33A. Самолеты поступили в 311-ю и 320-ю эскадрильи.
Основная иллюстрация: Испания получила первые T-33A в марте 1953 года. Самолеты поступили в летную школу подготовки пилотов реактивных самолетов.
На врезке: Греция стала последним эксплуатантом T-33 в Европе - самолеты были списаны в 2000 году. 222-я эскадрилья, дислоцированная в районе Суды, эксплуатировала окрашенные в оранжевый цвет самолеты - буксировщики мишеней (на фото), а 366-я эскадрилья в Танагре применяла камуфлированные самолеты в качестве учебных и связных.
Эквадор списал свои AT-33 в апреле 1996 года. Первые T-33 были получены в 1956 году, последние машины поступили в 1988 году. AT-33 входили в состав 2312-й эскадрильи.
На фотографии - три типа сверхзвуковых самолетов пакистанских ВВС, принимавших участие в индо-пакистанской войне 1971 года. Внизу слева - F-104A, вверху справа - Mirage III, а также Shenyang F-6. Американцы на тот момент ввели эмбарго на поставку вооружений.
Ранние серийные C-47-DL Skytrain, собранные на заводе в Лонг-Бич, буксируют десантные планеры Waco Hadrian во время учебно-тренировочного полета в США.
Часть C-47 во время вьетнамской войны была переоборудована в ганшипы AC-47, прозванные "Puff the Magic Dragon". Самолеты вооружили тремя скорострельными 7,62-мм пулеметами Minigun.
AC-47 из состава 4-й эскадрильи специальных операций.
58 из 75 самолетов He 111B/E, направленных в легион "Кондор", пережили гражданскую войну и оставались в Испании в эксплуатации у 14-го и 15-го авиаполков испанских ВВС. Часть машин - как этот He 111E-1 - находились в эксплуатации до конца 1950-х годов.
He 111C над самолетами компании "Luft Hansa", среди них есть и прототип He 111c.
Коммерческие варианты. Хотя "Heinkel" сконцентрировалась на создании самолета военного назначения, He 111 был востребован и как авиалайнер. Второй прототип, He 111c (D-ALIX, "Rostock"), был достроен именно как авиалайнер и затем передан "Luft Hansa". Четвертый прототип He 111 V4 был также гражданским вариантом, равно как и шесть He 111C-0 (фото), поступившие в "Luft Hansa" в 1936 году. Самолеты использовались преимущественно на скоростных маршрутах между немецкими городами и оказались весьма неэкономичными, хотя и эксплуатировались вплоть до окончания войны. Еще четыре самолета поступили в "Luft Hansa" как He 111G, два из них оснащались двигателями BMW VI 6,0 ZU, а два - звездообразными BMW 132H-1. Большинство He 111C/G авиакомпании были реквизированы Люфтваффе.
Данный He 111 V14 получил в "Luft Hansa" обозначение He 111C и имя "Augsburg".
Первый прототип He 111a поднялся в воздух с аэродрома компании "Heinkel" в Росток-Маринее 25 февраля 1935 года, пилотировал его Герхард Нитшке. Самолет построили в варианте бомбардировщика.
Первым в 1936 году в 154-ю бомбардировочную эскадрилью на вооружение поступил вариант He 111B. В феврале 1937 года He 111B попали в Испанию, а 9 марта 88-я боевая группа применила их в бою.
A Heinkel He 111B-2 serving with the Legion's Kampfgruppe 88.
He 111F отличался новым крылом, благодаря чему удалось упростить серийный выпуск самолетов. Турция приобрела 24 самолета He 111F-1, поставленных в 1938 году и эксплуатировавшихся до 1946 года.
В марте 1938 года 45 самолетов He 111E были направлены в легион "Кондор" в Испанию, где они присоединились к поставленным ранее He 111B. Летали на них как немецкие, так и испанские летчики.
Какое-то время на модификации He 111D, E и F устанавливались моторы Jumo 211, компания-производитель затем вновь вернулась к двигателям DB 600 - именно они стояли на Не 111J, поставленных Люфтваффе в количестве 90 машин летом 1938 года.
Торпедоносцы Не 111J из группы KGr 806
Компания "Piper" построила 7629 самолетов Tri Pacer, схожих с данной машиной, а также 1861 двухместный учебно-тренировочный Colt.
Two new Pipers for 1962 are the Comanche 180 and the Colt (photo). Both are basically similar to last year's models with many internal improvements.
В эксплуатации по-прежнему остается значительное количество самолетов Cub и Super Cub, причем к множеству гражданских машин добавились со временем и списанные военные. На фотографии - Super Cub.
Пятиместный К-5 был превосходной машиной. Всего было построено 260 самолетов, производство было завершено только в 1934 году.
Калинин изначально проектировал К-7 как авиалайнер для перевозки 120 пассажиров, однако опытный К-7 был построен как бомбардировщик.
Самолет T-50 внешне во многом схож с истребителем F-16, включая аналогичные расщепляющиеся тормозные щитки. Боковая ручка управления позволяет эффективно готовить летчиков на F-16, но это может не подойти для других машин.
Прототип Ju 322 V1 на старт буксировали при помощи Junkers Ju 90, планер совершил первый полет в апреле 1941 года. Испытания показали наличие серьезных недостатков, и программу закрыли.
T-39D, принадлежавший ВМС США, использовался для подготовки летчиков, но с середины 1980-х годов его сменил Cessna T-47A, который, в свою очередь, сменил затем другой Sabreliner - модели T-39N.
Восьмиместный Sabre 40 (на заднем плане) в производстве сменил удлиненный Sabreliner 60 (на переднем плане), рассчитанный на 10 пассажиров.
Sabreliner 40 был заказан ВМС США под обозначением VT-39E, но в эксплуатацию поступил как CT-39E. Изображенный самолет вначале принадлежал 50-й транспортной эскадрилье.
T-39F использовался для подготовки летчиков F-105G по борьбе с ЗРК и РЛС ПВО противника. Самолет имел модифицированные носовую и хвостовую части фюзеляжа, а также дополнительные антенны.
В 1964 году был построен один Sabreliner 50 и эксплуатировался компанией в качестве летной лаборатории для отработки авионики и электроники. Его отличительные особенности - подкрыльевые пилоны и удлиненная носовая штанга.
Дальнейшая разработка усовершенствованных вариантов самолета Ju 88 привела к тому, что имевший неплохой потенциал Ju 188 в большое серийное производство так и не передали.
Junkers Ju 188E-2
В модификации A-5 самолет Ju 290 отличался усиленным бронированием, системой аварийного слива топлива и более мощным вооружением. Данный самолет эксплуатировался 5-й авиагруппой дальней разведки (FAGr 5; авиабаза Мон-де-Марсан, Франция).
Ju 252 изначально строился как 35-местный пассажирский авиалайнер, но с возможностью быстрого переоборудования в военно-транспортный самолет.
Ju 352 легко отличить от Ju 252 по наличию звездообразных двигателей и более угловатому килю. На фотографии - серийный Ju 352A-1.
Изображенный Ju 388 испытывался после войны в США. В годы Второй мировой войны самолет-разведчик выполнил всего несколько полетов.
Junkers Ju 90 V3 (D-AURE) был облетан в 1938 году, после того как в феврале разбился Ju 90 V1. Карьера Ju 90 V3 завершилась в декабре, во время пробных полетов, проводимых "Luft Hansa".
Модель Archer II сохранила крыло от Cherokee, всего компания "Piper" построила около 30 000 самолетов семейства PA-28 с неубираемым шасси.
Изображенный на фотографии PA-28R-200 Cherokee Arrow демонстрирует изящные формы машин данного семейства, получивших убираемое шасси. Компания "Piper" построила около 7000 самолетов семейства Arrow.
PA-28 Warrior
PA-28R Turbo Arrow IV
T2V-1 SeaStar. Данный T2V-1, шестой из 149 выпущенных, несет знаки Испытательного центра авиации ВМС США и соответствует времени проведения испытаний на авианосце "Энтитем". Оперативно готовые SeaStar стали поступать на авиабазу Корпус-Кристи в Командование усовершенствованной подготовки личного состава авиации ВМС с мая 1957 года.
Данный SeaStar получил обозначение YT2V-1 (хотя официально предсерийных машин не было), он сфотографирован во время первой посадки на авианосец "Энтитем".
Ju 288 имел высокий потенциал, продемонстрировав на испытаниях скорость 650 км/ч и дальность полета с бомбовой нагрузкой 5000 кг до 1700 км. На фотографии - последний прототип Ju 288 V14, поднявшийся в воздух в сентябре 1942 года.
Данный PA-24 Commanche был построен в 1960 году. Самолеты семейства Commanche различались преимущественно двигателем, а ранние машины оснащались 180-сильным Lycoming.
PA-38 можно легко отличить от Beech Model 77 по более крупным квадратной формы боковым панелям остекления кабины и иной конфигурации хвостового оперения - с дополнительной секцией в верхней части киля.
ВВС Республики Корея - основной эксплуатант KT-1, они приобрели 85 таких машин. Самолеты могут использовать 4 пилона для подвески вооружения и оборудования.
Самолет Saratoga (на фото) оснащался фиксированным шасси, тогда как появившийся затем вариант Saratoga SP получил уже убираемое шасси.
Самолет Saratoga оснащался фиксированным шасси, тогда как появившийся затем вариант Saratoga SP (на фото) получил уже убираемое шасси.
PA-32-301T Turbo Saratoga SP и PA-32-301 Saratoga
Изображенный поисково-спасательный HH-43B принадлежал ВВС Пакистана.
Гражданские DH.9. Компания QANTAS получила первые два из четырех заказанных DH.9C в ноябре 1922 года - они стали первыми кабинными самолетами, успешно работавшими на австралийских регулярных маршрутах. Последний самолет, G-AUFM (фото), несколько отличался от других машин - он имел размеры DH.9C, но компоновку DH.50 (пилот располагался в открытой кабине позади пассажирской кабины).